Как определить основную мысль текста 4 класс?

10 ответов на вопрос “Как определить основную мысль текста 4 класс?”

  1. Mariri Ответить

    (1)Издревле люди научились использовать все свойства тыквы в своих интересах. (2)Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян. (3)Из тыквы готовят разные кушанья, потому что она очень полезна и вкусна, но используют её не только в кулинарии.(4)В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: бутылки, вёдра, ложки. (5)Лёгкие сосуды из тыкв оплетают сеткой, и получаются удобные сосуды для хранения запасов воды и масла во время путешествий. (6)В больших тыквах люди хранят зерно и крупу. (7)Из тыквы делают даже игрушки.(8)В Индии же оригинально используют тыкву для ловли обезьян. (9)Индусы просверливают в большой тыкве маленькое отверстие, насыпают в него немного риса или других семян. (10)Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. (11)Когда люди уходят, обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и запускают в отверстие лапку. (12)Что там внутри?(13)Лапка нащупает зёрна риса, наберёт их полную горсть. (14)Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапках, волочит большую тыкву. (15)Прибегают люди, но обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве. (16)Тогда охотники легко забирают жадного зверька вместе с тыквой.
    (По Н. Верзилину)

  2. Shalilbine Ответить

    Правила
    по русскому языку
    1 – 4

    Хочу  всё  знать и  правильно писать!
    Раздел    VІ
    ТЕКСТ
    1. Что    называется     т е к с т о м ?
    O Текст – это  несколько  предложений, связанных  между
    собой  по  смыслу  (и  построенных  в  строгой
    последовательности  действий).
    2. К     каждому    ли     тексту     можно
    подобрать     з а г л а в и е ?
    >      Да.   Заголовок  –  «входная  дверь  в  текст».
    Он   помогает  более  глубоко  оценить  содержание  и  смысл
    прочитанного.    Заголовок       может       сообщить     о   тех
    событиях,     которые     произойдут     в      тексте     или   в
    отдельной  главе  произведения.  Заголовок   может  помочь
    нам      понять     авторскую     мысль,    смысл      текста      и
    авторский  замысел.
    3. Что     такое     т е м а  ?
    O Тема – это  то, о  чём  говорится  в  тексте.
    4.  Как    о п р е д е л и т ь    тему     текста  ?
    > Тему    текста     можно    определить    по    заглавию    и
    первому    предложению.
    5.  К а к а я    б ы в а е т    т е м а ?
    > Тема  бывает  УЗКАЯ   и   ШИРОКАЯ.
    Например:  Узкая  тема – Футбол, широкая  тема – Спорт.
    Узкая  тема – На  лугу, широкая  тема – Весна.
    6. Что  такое  о с н о в н а я    м ы с л ь  текста ?
    O Основная  мысль текста – это  то  главное, о  чём  хотел
    сказать  автор.
    Например: Так, основная  мысль  текста  «Волк  и
    семеро  козлят»  такая: «Что  бывает, если
    не  слушаться  мамы».
    В     какой      части     текста     может     быть  выражена  основная  мысль ?
    > Основная  мысль может  быть  выражена   в   заглавии,
    в  одном  из  предложений, в  содержании  всего  текста.
    8. Какие  слова  называются  о п о р н ы м и  ?
    O Опорными  называются  слова, которые  наиболее  точно, ярко,   п-лно    раскрывают   главное    в    высказывании.  В   речи  опорные   слова    выделяются   голосом.
    > По     опорным     словам  можно  узнать  произведение.
    Например: Дед, баба, курочка, яичко, мышка.
    9. Что       такое        п л а н  ?
    O План – это краткая передача основного содержания  текста.
    10.  Д л я    ч е г о    нужен    п л а н  ?
    > План  составляют  для  того, чтобы   передать  содержание   текста  последовательно, не  пропустить  важных  деталей.
    11.  К а к    з а п и с а т ь     пункты     плана  ?
    > Пункты  плана  можно  записать:
    а)  НАЗЫВНЫМИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
    Например: 1. Лето.
    2. Река.
    3. Отдых.
    б) ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫМИ  ИЛИ
    ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
    Например: 1. Наступило  лето.
    2. Сборы  на  речку.
    3. Хорошо  отдохнули!
    12.  Как    составить    план    текста  ?
    > а) прочитать  целиком  рассказ, обращая  внимания  на  то, как  он  построен: о  чём  говорится  вначале, какие события  описаны  дальше, чем  заканчивается  текст?
    б) разделить  рассказ  на  смысловые  части (одна  отличается  от  другой  новым  содержанием).
    в) определить  главное  в  каждой  части, отметив  в  тексте  основные  предложения.
    г) перечитать  их; сказать  своими  словами, о  чём  говорится  в  данной  части; подобрать  к  ней  заголовок.
    д) записать  свой  заголовок  к  каждой  части.
    е) проверить  себя  по  книге, определить, отражает  ли  заголовок  главное, не  пропущено  ли  что-либо  важное.
    13. На  какие  части  делится  большой  текст?
    > Большой    текст    делится     на     части,   передающие  законченную    мысль.
    Как    в    тексте    выделяются      законченные
    мысли ?
    > Законченные  мысли  в  устной  речи  выделяются
    ПАУЗОЙ, на  письме – АБЗАЦЕМ.
    15.  Что       такое     а б з а ц   ?
    O Абзац – это  начало  новой  мысли  (на  письме  – новой
    красной  строки),  сложного  по  содержанию  текста.
    16.  Какие    существуют    т и п ы    текстов ?
    O Повествование, описание, рассуждение.
    17.   Какой  текст  называется  повествованием?
    O Текст-повествование – это  текст, в  котором  о  ком-то
    или  о  чём-то  рассказывается. К  нему  можно   поставить
    общий  вопрос   ЧТО,  ГДЕ,  КОГДА  СЛУЧИЛОСЬ?
    18. Из  каких  частей  состоит  текст- повествование?
    > Текст-повествование  состоит  из  трёх  частей :
    – начала (зачина);
    – основной  части;
    – концовки.
    19. Какой  текст называется  о п и с а н и е м  ?
    O Текст-описание – это  текст, в  котором  кто-то  или     что-то      описывается.
    В  нём  нет  событий  и  действующих  лиц.
    В   описании  автор  изображает  внешний  вид  предмета,
    его   характер, повадки, составные  части  и  красоту.
    К  тексту-описанию  можно  поставить  вопрос  КАКОЙ?
    20.  Из  каких  частей  состоит  текст-описание?
    > Текст-описание  состоит  из  двух  частей:
    часть, в  которой  передаётся  общее  впечатление
    от  предмета;
    часть, в  которой  раскрываются  признаки предмета, указывается  его  назначение, даётся  оценка.
    21.   Каким  может  быть  описание ?
    > Описание может  быть  ХУДОЖЕСТВЕННЫМ,
    ДЕЛОВЫМ    И    НАУЧНЫМ.
    22.  Что    называется    с р а в н е н и е м ?
    O Сравнить  два  предмета – это  значит  указать, чем  эти
    предметы  похожи  и  чем  они  отличаются.
    > Бывают    сравнения,    гиперболы  (преувеличения).
    Например:  Стоит  слон,  будто  серая  гора
    высится: ноги  как  брёвна, уши  как  два
    паруса.                                      (Е.Чарушин)
    23.Какой  текст  называется  р а с с у ж д е н и е м ?
    O Текст-рассуждение  –  это   связный   текст,  в    котором
    что-то  обсуждается, разъясняется.  К   такому    тексту
    можно  поставить  вопросы:  ПОЧЕМУ?  ЗАЧЕМ?
    24.  Из  каких  частей  состоит  текст-рассуждение?
    > Текст-рассуждение  включает  обычно  три  части:
    То, что  доказывается.
    Доказательство.
    Вывод.
    Что  пишут  в  форме  рассуждения?
    > В  форме  текста-рассуждения  пишут  научные
    статьи, отчёты.
    В    них    часто   встречаются    такие   сочетания  слов:
    «потому   что»,  «это    объясняется    тем,  что …», «и
    действительно  …»    и   подобные.
    26.  Когда  используются  о л и ц е т в о р е н и я  ?
    > О л и ц е т в о р е н и я    используются      при    описании
    неодушевлённых   предметов   и   явлений,   придавая
    им   признаки    и     свойства     живых    существ.
    Например:  Лучи    солнца,    играя    и     улыбаясь,
    купаются    вместе    с    воробьями.
    27.  Какие    бывают    с т и л и      р е ч и  ?
    > 1. Разговорный  стиль  речи
    (непринуждённое, без строгой последовательности высказывание  мысли   в   кругу   друзей).
    2. Научный  стиль  речи
    (изложение    мыслей   и   фактов  в  строгой  последовательности, доказательно,   точно).
    3. Деловой  стиль  речи
    (строгость,   точность,   сухость    изложения    при    написании  заявления,   автобиографии).
    4. Художественный  стиль  речи
    (образность,    конкретность     описания     отдельных деталей, занимательность   сюжета,  выразительность   авторской речи).
    28.  Что     такое     т е к с т – и н с т р у к ц и я ?
    O Текст-инструкция – это текст, в  котором  рассказывается,
    как    что- то    сделать  (инструкция    по    изготовлению
    игрушки,   инструкция    по    ремонту    велосипеда  …).
    Т е к с т – п р и г л а ш е н и е
    > обязательно    должен      содержать    в    себе     уважительное  обращение к  гостю, чему  посвящается    приглашение,   просьбу   (если  есть),   дату,  время,     место      праздника      и     обязательно  подпись  (от    кого     приглашение).
    30.  Как    подготовиться    к     и з л о ж е н и ю ?
    ? Прочитай текст.
    ? Определи  его  тему.
    ? Выдели  основную  мысль.
    ? Найди  в  тексте  опорные  слова  и  словосочетания.
    ? Раздели  текст  на  части.
    ? Озаглавь  каждую  часть.
    ? Составь  план.
    ? Найди  и  объясни  написание  слов,  которые  нужно
    проверить.
    ? Внимательно  перечитай  текст. Обрати  внимание  на
    точное  употребление  слов  и  словосочетаний.
    ? Напиши  изложение (пересказ).
    ? Проверь  свою   работу.
    31.  Р а з б о р     т е к с т а .
    1. Название  текста.
    2. Узкая  тема.
    3. Широкая  тема.
    4. Основная  мысль.
    5. На  какой  вопрос  отвечает  текст
    (что делает? какой? почему?).
    6. Части   текста  (зачин, основная  часть, концовка).
    7. Опорные  слова.
    8. Количество  абзацев.
    9. Тип текста
    (повествование, описание рассуждение).
    10. Стиль  речи  (научный, разговорный, официально-
    деловой,  художественный).
    11. План.

  3. PELELEZ Ответить

    (1)Издревле люди научились использовать все свойства тыквы в своих интересах. (2)Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян. (3)Из тыквы готовят разные кушанья, потому что она очень полезна и вкусна, но используют её не только в кулинарии.(4)В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: бутылки, вёдра, ложки. (5)Лёгкие сосуды из тыкв оплетают сеткой, и получаются удобные сосуды для хранения запасов воды и масла во время путешествий. (6)В больших тыквах люди хранят зерно и крупу. (7)Из тыквы делают даже игрушки.(8)В Индии же оригинально используют тыкву для ловли обезьян. (9)Индусы просверливают в большой тыкве маленькое отверстие, насыпают в него немного риса или других семян. (10)Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. (11)Когда люди уходят, обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и запускают в отверстие лапку. (12)Что там внутри?(13)Лапка нащупает зёрна риса, наберёт их полную горсть. (14)Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапках, волочит большую тыкву. (15)Прибегают люди, но обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве. (16)Тогда охотники легко забирают жадного зверька вместе с тыквой.
    (По Н. Верзилину)

  4. silence death Ответить

    (1)Издревле люди научились использовать все свойства тыквы в своих интересах. (2)Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян. (3)Из тыквы готовят разные кушанья, потому что она очень полезна и вкусна, но используют её не только в кулинарии.(4)В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: бутылки, вёдра, ложки. (5)Лёгкие сосуды из тыкв оплетают сеткой, и получаются удобные сосуды для хранения запасов воды и масла во время путешествий. (6)В больших тыквах люди хранят зерно и крупу. (7)Из тыквы делают даже игрушки.(8)В Индии же оригинально используют тыкву для ловли обезьян. (9)Индусы просверливают в большой тыкве маленькое отверстие, насыпают в него немного риса или других семян. (10)Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. (11)Когда люди уходят, обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и запускают в отверстие лапку. (12)Что там внутри?(13)Лапка нащупает зёрна риса, наберёт их полную горсть. (14)Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапках, волочит большую тыкву. (15)Прибегают люди, но обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве. (16)Тогда охотники легко забирают жадного зверька вместе с тыквой.
    (По Н. Верзилину)

  5. Dalara Ответить

    Бунеева Екатерина Валерьевна
    Дело в том, что не у каждого текста можно и нужно определять главную мысль.
    Поясню.
    Если текст художественный, например, рассказ, главная мысль, как правило, а нем прямо не сформулирована, её должен понять и сформулировать читатель. Причём это чаще всего не одна мысль, а несколько – основные смыслы текста, концептуальная информация. В таком случае учить формулировать их нужно прямо с 1-го класса. Самый эффективный приём – давать несколько формулировок и просить выбрать наиболее точную (не отличить правильную от неправильной, а именно найти наиболее точную). Посмотреть, как это делать, можно в тетрадях по литературному чтению и литературе (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) – тетради в каталоге издательства “Баласс”.
    Сейчас подготовлен новый сборник универсальных учебных материалов “Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение.” 1 класс, где как раз есть специальные обучающие задания на развитие умения определять главную мысль текста. Этот сборник выйдет в апреле 2018г.
    Если же текст учебный, в нем, как правило, содержится определённая информация по теме, причём в готовом виде. В таких текстах есть и подтекстовая информация, но главной мысли как таковой нет. В таких текстах нужно уметь отделять основную информацию от второстепенной. Главная – та, ради которой текст написан, а второстепенная – это та, которая ее только поясняет. Упражнения на разграничение такой информации есть в сборнике УУМ “Учимся читать и понимать тексты. Русский язык” 3-4 классы(авторы Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева).
    Примеры таких заданий

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *