Как определить падеж имени существительного 4 класс?

17 ответов на вопрос “Как определить падеж имени существительного 4 класс?”

  1. Tojajind Ответить

    138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».
    Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
    Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются только с одним падежом.
    В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?
    Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.
    Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
    а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
    б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

    139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.
    1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.
    Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.
    Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
    Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.
    140. Прочитайте.
    Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики. Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу. Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.
    (В. Медведев)
    Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.
    Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа – для называния предмета, на который направлено действие.

    141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет >день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    (А. Пушкин)
    Докажите, что это сложное предложение. Спишите.
    Укажите падеж выделенных имён существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
    Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос что?
    142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

    Говори правильно!
    столя?р – столяра? (Р. п.; В. п.)
    сле?сарь – сле?саря
    снеги?рь – снегиря?
    волк – во?лка
    шарф – шарфа? (Р. п.)
    торт – торта?
    герб — герба?
    зонт – зонта?
    143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.
    1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.
    Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
    Разберите пятое предложение по членам.
    144. Прочитайте.
    1. Друга ищи, а найдёшь — береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима — одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота.
    В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?
    145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

    Что обозначают слова телефон, телефонист?
    По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
    Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле-: телебашня, … .
    Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.
    телефо?н телепереда?ча
    146. Прочитайте. Назовите сказки.
    1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
    2. Девочка побежала на полянку, нагнулась к земле, села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды.
    (В. Катаев)
    Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки.
    Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?
    147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.
    Зябнет липа за окошком,
    Выпал иней поутру.
    Машет маленькой ладошкой
    Жёлтый листик на ветру.
    Перед самою зимой
    Он прощается со мной.
    (В. Орлов)
    Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
    Найдите в предложениях олицетворения – слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.
    Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером.
    148. Прочитайте. Спишите.
    Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.
    Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
    Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.
    149. Прочитайте.
    На горе шумит ветла,
    На ветле звенит пчела,
    Полосатая, как зебра…
    В роще — клёны и дубравы,
    А под ними есть грибы,
    Каждый гриб похож на зонтик.
    (Ю. Мориц)
    Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
    Найдите в предложениях сравнения.
    Вспомните, почему предложный падеж так называется.
    150. Прочитайте.
    1. Дети поют песню о Родине. 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.
    Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
    Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.
    Образец. Поют о Родине (П. п.).
    алле?я

    Страничка для любознательных

    Употребление падежей в речи

    Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.
    В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого — винительный.
    В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него — винительный, затем — родительный.
    151. Прочитайте.
    Я сам себя в пальто одел
    И рукавом свой нос задел.
    Решил пальто я наказать
    И без пальто пошёл гулять.
    (О. Григорьев)
    Почему строки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол одел, а когда – надел?
    По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто?
    Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
    Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе. В этом случае падеж определяется по вопросу.
    152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио. Укажите падеж неизменяемых слов.
    Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.

  2. Nerisar Ответить

    Падеж
    Вопросы к падежам
    Примеры существительных
    Ед. число
    Мн. число
    Именительный
    Кто? Что?
    Приятель, ветка, озеро
    Приятели, ветки, озера
    Родительный
    Кого? Чего?
    Приятеля, ветки, озера
    Приятелей, веток, озер
    Дательный
    Кому? Чему?
    Приятелю, ветке, озеру
    Приятелям, веткам, озерам
    Винительный
    Кого? Что?
    Приятеля, ветку, озеро
    Приятелей, ветки, озера
    Творительный
    Кем? Чем?
    Приятелем, веткой, озером
    Приятелями, ветками, озерами
    Предложный
    О ком? О чем?
    О приятеле, о ветке, об озере
    О приятелях, о ветках, об озерах

  3. Karne Ответить

    В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
    Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
    1. Постановка вопроса.
    Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
    У обоих претендентов (у кого? Р. п.).
    Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).
    После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).
    Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.
    Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).
    2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:
    Падеж
    Вспомогательное слово
    Падежный вопрос
    Именительный
    есть
    кто? что?
    Родительный
    нет
    кого? чего?
    Дательный
    дать
    кому? чему?
    Винительный
    вижу
    кого? чего?
    Творительный
    доволен
    кем? чем?
    Предложный
    говорить
    о ком? о чём?

    Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

    3. Замена единственного числа на множественное.
    Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
    Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).
    4. Замена мужского рода на женский.
    Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
    Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).
    5.      Волшебное слово мама.
    Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.
    Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
    Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.
    6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
     Падеж
      Предлоги
    Именительный

    Родительный
    без, у, от, до, с, из, возле
    Дательный
    к, по
    Винительный
    на, за, под, через, в, про,
    Творительный
    над, за, под, с, перед, между
    Предложный
    в, о, об, на, при
    Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки);  по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
    Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
    Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.
    Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  4. The_Game Ответить


    В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
    Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
    Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

    Список падежей

    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный
    Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

    Сказка про падежи

    Жил был Падеж.
    Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
    Родился – стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
    Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
    Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
    Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
    Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
    Именительный, Родительный,
    Дательный, Винительный,
    Творительный, Предложный.
    Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:
    Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

    Таблица падежей русского языка

    Название падежей
    Слова-подсказки
    Вопросы падежей
    Именительный
    Без предлогов!
    Кто? Что?
    Родительный
    Нет
    Кого? Чего?
    Дательный
    Дать
    Кому? Чему?
    Винительный
    Вижу, виню
    Кого? Что?
    Творительный
    Горжусь, творю
    Кем? Чем?
    Предложный
    Думаю
    О ком? О чём?; В ком? В чём?
    Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.
    Родительный — родители
    Дательный — дал
    Винительный — вижу, виню
    Творительный — творю

    Предлоги падежей и смысловые вопросы

    Именительный падеж – предлогов нет.  Смысловые вопросы: кто? что?
    Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.  Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?
    Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?
    Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.  Смысловые вопросы: где? куда?
    Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.  Смысловые вопросы: где? как?
    Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.  Смысловые вопросы: где?

    Падежи подразделяются на прямой и косвенные

    Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
    Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

    Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
    2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
    Пример:
    Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)
    Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.
    Пример:
    Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? – Винительный падеж.
    Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? – Родительный падеж
    Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

    Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

    Русское
    название
    падежа
    Латинское
    название
    падежа
    Вопросы
    Предлоги
    Окончание
    Единственное число
    Множ.
    число
    1 скл.
    2 скл.
    3 скл.
    Именительный
    Номинатив
    Кто? Что? (есть)
    — —
    -а, -я
    —, -о, -е

    -ы, -и, -а, -я
    Родительный
    Генитив
    Кого? Чего? (нет)
    без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
    -ы, -и
    -а, -я

    —, -ов, -ев, -ей
    Дательный
    Датив
    Кому? Чему? (дам)
    к, по
    -е, -и
    -у, -ю

    -ам, -ям
    Винительный
    Аккузатив
    Кого? Что? (вижу)
    в, за, на, про, через
    -у, -ю
    -о, -е

    —, -ы, -и, -а, -я, -ей
    Творительный
    Инструментатив
    Кем? Чем? (горжусь)
    за, над, под, перед, с
    -ой (-ою),
    -ей (-ею)
    -ом, -ем

    -ами, -ями
    Предложный
    Препозитив
    О ком? О чем? (думаю)
    в, на, о, об, обо, при
    -е, -и
    -е, -и

    -ах, -ях

    Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

    Как отличить именительный и винительный падежи:

    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
    Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

    Как отличить родительный и винительный падежи:

    Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
    Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
    Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
    Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
    Проверяем:
    Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

    Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

    При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
    Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

    Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

    Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
    Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
    Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

    Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

    В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
    Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
    П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

    Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

    В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
    Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
    В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

    Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

    При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
    В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
    П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

    Стихи о падежах

    Я Именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают
    И в подлежащие зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы КТО? и ЧТО?
    Ни с чем не спутает никто.
    А я падеж Родительный
    Характер мой общительный.
    КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
    Предлоги часто мне друзья.
    Предлоги часто мне друзья.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.
    Я называюсь Дательным,
    Работаю старательно.
    КОМУ отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    А я Винительный падеж,
    И я во всем виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятерки» я ловлю.
    Кого назвать, во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.
    А я творительный падеж
    Исполнен всяких я надежд.
    Творите! – Чем? Творите! — С кем?
    Я подскажу вам — нет проблем!
    А я падеж предложный,
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
    Ах да нужны предлоги
    Без них мне нет дороги.
    Тогда смогу я рассказать
    О чем мечта.
    *****
    Именительный, родительный,
    Дательный, винительный,
    Творительный, предложный…
    Все их запомнить сложно.
    Ты в памяти всегда держи
    Названья. Это падежи.
    *****
    Именительный
    Он – начинающий падеж,
    Вопросы – КТО? и ЧТО?
    В нём – мама, папа, слон, манеж,
    И школа, и пальто.
    Родительный
    Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
    Вот у меня нет брата
    И хомяков – ни одного…
    Всё мама виновата!
    Дательный
    Это яблоко, скажите,
    Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
    Может, Лене? Или Вите?
    Нет, пожалуй, никому…
    Винительный
    Ой! В игрушках – кавардак!
    Не пойму сама никак:
    Обвинить КОГО? и ЧТО?
    Куклу? Кубики? Лото?
    Творительный
    Хочу я песни сочинять.
    С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
    Писать мне ручкой иль пером,
    Или цветным карандашом?
    Предложный
    Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
    О школе, о глаголах.
    Верней, я думаю о том,
    Как надоела школа…
    Зато теперь все падежи
    Я твёрдо заучила.
    Попробуй тоже так учи,
    Ведь знанья – это СИЛА!!!
    Полак Фрида
    *****
    — Именительный — это ты,
    собирающая цветы,
    а родительный — для тебя
    трель и щелканье соловья.
    Если дательный — все тебе,
    счастье, названное в судьбе,
    то винительный… Нет, постой,
    я в грамматике не простой,
    хочешь новые падежи
    предложу тебе? — Предложи!
    — Повстречательный есть падеж,
    узнавательный есть падеж,
    полюбительный, обнимательный,
    целовательный есть падеж.
    Но они не одни и те ж —
    ожидательный и томительный,
    расставательный и мучительный,
    и ревнительный есть падеж.
    У меня их сто тысяч есть,
    а в грамматике только шесть!
    Кирсанов Семён
    *****
    Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
    — Мой именинник ТОТ,
    Который изумительно
    Науку познаёт!
    — ТОГО, — сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, —
    Я отрицаю, кто
    Не может без родителей
    Надеть своё пальто.
    — ТОМУ, — ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, —
    Плохое имя дам,
    Кто не любил старательно
    Уроки делать сам.
    — ТОГО, — сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, —
    Я буду обвинять,
    Кто книжку выразительно
    Не может прочитать.
    — С ТЕМ, — заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, —
    Я только лишь в ладу,
    Кто очень уважительно
    Относится к труду.
    — О ТОМ, — сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, —
    Я предложу рассказ,
    Кто в жизни делать может
    Полезное для нас.
    Тетивкин А.
    ***
    Весенние падежи
    Всё пробудилось ото сна:
    По миру шествует ВЕСНА.
    Как будто расцветаем мы,
    Почувствовав приход ВЕСНЫ.
    И захотелось выйти мне
    Навстречу молодой ВЕСНЕ.
    В листве зелёной утону
    И в этом обвиню ВЕСНУ.
    Природа дышит лишь одной
    Неповторимою ВЕСНОЙ.
    Скворец, присевший на сосне,
    Горланит песни О ВЕСНЕ.
    Другим об этом расскажи
    И повторишь ты падежи.
    Ключкина Н.
    ***
    Родительный падеж
    Я из дома убежал,
    Я до вечера гулял,
    С дерева в сугроб нырял,
    Без уроков жить мечтал.
    Для коллекции снежинки
    Языком я собирал.
    Около костра плясал
    И вокруг двора скакал.
    Мне уроки надо делать?
    Я на это наплевал!
    Вот стою я у доски
    И вздыхаю от тоски.
    Но родительный падеж
    Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)
    Дательный падеж
    Если б я названия
    Падежам давал,
    Я б тогда дарительным
    ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
    А еще как размечтаюсь,
    Дед Морозом наряжаюсь
    И подарки всем несу:
    Братику, сестричке, псу.
    А еще КОМУ? ЧЕМУ?
    Птенчику, коню, сому,
    Кошке, зайцу, бегемоту,
    Крокодилу и слону!
    К паровозу тороплюсь,
    По земле лечу, несусь!
    Всем подарки развезу я
    И тогда домой вернусь! (Т. Рик)
    Винительный падеж
    Я – Винительный падеж,
    Обвиняю всюду всех.
    Нету никаких надежд,
    Что не допущу огрех.
    Слово «вижу» подставляй
    И меня определяй.
    — «Если хочешь много знать,
    Поскорей учись читать!»
    Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
    Научилась я… летать!
    Как взлечу под потолок
    Да махну через порог,
    Вылетаю за окошко,
    Курс держу я на лужок.
    Ненавижу обвинять,
    Буду все перечислять.
    ЧТО увижу и КОГО –
    Назову до одного!
    Вижу реку, вижу сад –
    Называю все подряд!
    Вижу вишню, вижу сливу.
    До чего вокруг красиво!
    Строят клуб невдалеке,
    Красят лодку на песке…
    Хватит, в школу возвращаюсь,
    В класс влетаю налегке. (Т. Рик)
    Творительный падеж
    Чтоб от всех не отставать,
    Слыть сообразительным,
    Надо всё теперь понять
    В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
    Что там долго говорить.
    Вот решился я… творить!
    Карандаш, бумагу взял
    И пейзаж нарисовал.
    Я – художник, я – творец!
    Ух, какой я молодец!
    Перед замком куст цветет,
    Под корягой змей живет,
    Над дорогой реет сокол,
    За оградой лошадь ржёт.
    Я творю карандашом
    На листе своем большом.
    Вид украсил я с трудом
    Лесом, тучкой над прудом.
    Ну-ка, лист переверну
    И опять творить начну.
    Мой герой идет войной,
    Хочет править он страной,
    Поразить врагов стрелой,
    С башни их полить смолой.
    Стоп! Подумай головой,
    Для чего идти войной!
    Лучше миром кончить дело!
    Я альбом закрою свой (Т. Рик)
    Предложный падеж
    На уроке я скучаю.
    Что ж, я лучше помечтаю.
    Очень я люблю мечтать!
    Вот бы мне царевной стать!
    Я мечтаю о короне:
    Буду в ней сидеть на троне.
    Я мечтаю о слоне,
    Чтоб кататься при луне.
    Я мечтаю о сережках,
    Я мечтаю о сапожках.
    Вечерами в полумгле
    Я мечтаю об орле:
    Буду с ним летать на воле.
    Буду я учиться в школе…
    Ой, мечтаю я уже …
    О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

    Все существующие падежи русского языка

    1) Именительный падеж — кто?, что?
    2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
    3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
    4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
    5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
    6) Предложный падеж — думать о ком?, о чём?
    7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
    8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
    9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
    10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
    11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
    12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
    13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
    14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
    15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

  5. AlinGo Ответить

    Теличкина Е.Г.,
    учитель 1 категории
    КОНСПЕКТ УРОКА
    Предмет:   русский язык 4 класс
    Тема   урока: Падежи имён существительных.
    Тип урока: систематизация и повторение знаний.
    Форма: самостоятельная работа обучающего характера.
    Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);
    развивать внимание, логическое мышление, память;
    воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
    Формирование УУД:
    Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение
    слушать и понимать речь других
    Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
    Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;
    Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    Этап урока
    Действия учителя
    Деятельность
    обучающихся
    УУД
    1. Организация
    Приготовились к уроку. Проверили, всё ли у вас лежит на парте для работы: ручка, простой карандаш, тетрадь.
    Проверяют готовность к уроку.
    2.Актуализация.
    Определение темы урока.
    Внимательно послушайте «грамматические»  загадки, найдите на них ответ, и вы узнаете тему урока.
    1) В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы.
    2) Этот падеж дружит только с двумя предлогами.
    3) У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного падежа, а другой вопрос – у родительного падежа.
    4) Подлежащее всегда стоит в этом падеже.
    Тема урока
    Что вы знаете о падежах имён существительных?
    Как определить падеж имени существительного?
    падежи
    дательный падеж
    винительный падеж
    именительный падеж
    падежи имён существительных
    -имена существительные изменяются по падежам, – у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги
    – знаем алгоритм определения падежей
    1) задать вопрос
    2) посмотреть на предлог
    3) посмотреть, каким членом в предложении является
    4) винительный или родительный падеж одушевлённого имени существительного мужского рода определяется по существительному «лиса»
    Формируемые УУД:
    Личностные:
    самоопределение;
    формирование положительных мотивов учения; умение
    слушать и понимать речь других
    Познавательные:
    общеучебные; логические;
    Коммуникативные:
    умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме;  участвовать в коллективном обсуждении
    3. Постановка целей, определение критериев.
    Сегодня на уроке мы будем выполнять самостоятельную работу по этой теме. Какие поставим цели?
    На отдельных листах подпишите свою фамилию. Возьмите в руки ручку. Прочитайте первое задание. Если вы уверены, что выполните его правильно, то поставьте +, если сомневаетесь, то поставьте ?.
    (так же разбираются все задания)
    Обратите внимание на задания под цифрами 1, 3 и 6. При проверке в них не должно быть ни одной ошибки, тогда задание считается выполненным правильно.
    – выявить умение определять падежи существительных
    – показать свои знания
    – выявить задания, в которых допускаем ошибки
    – построить план по коррекции ошибок
    (выполняют)
    Регулятивные:
    целеполагание;
    Коммуникативные:
    умение выражать свои мысли
    4.Самостоятельная работа. (Приложение 1 и 2)
    Выполняем самостоятельную работу.
    выполняют
    Регулятивные: самоконтроль; коррекция
    5.Физкультминутка.
    Автор-Репетухас Елена Владимировна
    «Лягушки на пруду»
    выполняют под музыку
    6.Взаимопроверка в парах по выработанным критериям.
    Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь работами с соседом по парте.
    (работа по презентации)
    Поднимите руку, кто выполнил первое задание правильно. Поставьте + рядом с номером задания. Если задание выполнено неправильно, ставим – .
    (на доске в таблице отмечаю, сколько человек справились с заданием правильно)
    Так по каждому заданию.
    на доске таблица:

    в классе
    справились
    1.
    20
    15
    2.
    20
    18
    3.
    20
    9
    4.
    20
    12
    5.
    20
    14
    6.
    20
    19
    Верните работу.  Встаньте те, у кого на листах возле каждого задания стоят все +.  Вы сегодня молодцы!
    проверяют
    Коммуникативные:
    учебное
    сотрудничество
    7. Обсуждение результатов проверки, определение трудностей.
    Какое задание было самым лёгким?
    Какое задание было самым трудным?
    Что получилось лучше всего?
    Где допускаете больше ошибок? Почему?
    Над какими вопросами надо ещё поработать?
    Какие выводы можно сделать по таблице?
    Есть ли такие ребята в классе, которые сомневались в выполнении задания, а сделали его правильно? Что мы им посоветуем?
    А кто выполнил 7 задание? Поднимите руку. Его я проверю сама, на следующем уроке скажу результат.
    ответы учащихся
    Надо верить в свои силы.
    поднимают руку
    Познавательные:
    перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
    Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
    Регулятивные: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
    8. Построение плана действий по коррекции ошибок.
    Как будем исправлять ошибки?
    А что нам надо сделать, чтобы такие задания выполняли без ошибок?
    (намечают план вместе с учителем)
    1) домашнее задание, направленное на определение падежей
    2) тренировка на уроках
    3) творческие задания
    Познавательные:
    умение структурировать знания;
    Коммуникативные:
    аргументировать свои высказывания;
    Регулятивные:
    саморегуляция; самооценка
    9. Домашнее задание.
    выпишите из учебника по чтению 3 распространённых предложения, определите падеж всех существительных.
    Приложение 1.
    ___________________________________________________
    1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
    Падеж
    Вопросы
    Вспомогательные слова
    И.п.
    (кем? чем?)
    думаю
    Р.п.
    (кому? чему?)
    вижу
    Д.п.
    (кто? что?)
    доволен
    В.п.
    (о ком? о чем?)
    существует
    Т.п.
    (кого? что?)
    нет
    П.п.
    (кого? чего?)
    дать
    2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
    вопроса      2) вспомогательного слова      3) приставки         4) предлога
    3. Напиши существительные во всех падежных формах
    И.п.
    кто?
    собака
    что?
    облака
    4.  Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
    Т.п.        2) П.п.         3) В.п.        4) Д.п.
    5. Неверно определён падеж существительного
    1) жду брата (В.п.)          2) решал с мамой (Т.п.)         3) сидел у реки (Д.п.)
    4) стихи о весне (П.п.)
    6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
    Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
    Однокоренные слова
    Формы слова
    друг
    друг
    7* Составьте словосочетания глаг+сущ из слов левой и правой колонки. Запиши.
    подарить
    нарисовать
    встретить
    учиться
    школа
    игрушка
    сестра
    друг
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    Приложение 2
    (для учащихся С(К)ОУ 7 вида)
    ___________________________________________________
    1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
    Падеж
    Вопросы
    Вспомогательные слова
    И.п.
    (кем? чем?)
    думаю
    Р.п.
    (кому? чему?)
    вижу
    Д.п.
    (кто? что?)
    доволен
    В.п.
    (о ком? о чем?)
    существует
    Т.п.
    (кого? что?)
    нет
    П.п.
    (кого? чего?)
    дать
    2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
    1) вопроса      2) вспомогательного слова      3) приставки
    3. Напиши существительное во всех падежных формах
    И.п.
    кто?
    собака
    4.  Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
    1)Т.п.        2) П.п.         3) В.п.
    5. Неверно определён падеж существительного
    1) жду брата (В.п.)          2) решал с мамой (Т.п.)         3) сидел у реки (Д.п.)
    6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
    Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
    Однокоренные слова
    Формы слова
    друг
    друг

  6. Doomdefender Ответить

    В Ы У Ч И!   З А П О М Н И!   Н А У Ч И С Ь   О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!
    Склонение имён существительных
    падежи
    вспомогательное слово
    падежные вопросы
    смысловые вопросы
    предлоги
    Именительный
    есть
    Кто?
    Что?
    Родительный
    нет
    Кого?
    Чего?
    Где?  Куда? Откуда?
    у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле
    Дательный
    дать
    Кому? Чему?
    Где?
    Куда?
    к, по
    Винительный
    вижу
    Кого?
    Что?
    Где?
    Куда?
    через, про, на, за, под, во, в
    Творительный
    доволен,
    горжусь
    Кем?
    Чем?
    Где?  Как?
    Каким образом?
    с, со, перед, под, над, за, между
    Предложный
    говорить
    думаю
    О ком?
    О чём?
    Где?
    при, о, об, на, в, во
    В Ы У Ч И!   З А П О М Н И!   Н А У Ч И С Ь   О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!
    Склонение имён существительных
    падежи
    вспомогательное слово
    падежные вопросы
    смысловые вопросы
    предлоги
    Именительный
    есть
    Кто?
    Что?
    Родительный
    нет
    Кого?
    Чего?
    Где?  Куда? Откуда?
    у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле
    Дательный
    дать
    Кому? Чему?
    Где?
    Куда?
    к, по
    Винительный
    вижу
    Кого?
    Что?
    Где?
    Куда?
    через, про, на, за, под, во, в
    Творительный
    доволен,
    горжусь
    Кем?
    Чем?
    Где?  Как?
    Каким образом?
    с, со, перед, под, над, за, между
    Предложный
    говорить
    думаю
    О ком?
    О чём?
    Где?
    при, о, об, на, в, во
    Чтобы правильно определить падеж
    имени существительного в предложении нужно:
    Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ?)
    Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
    Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
    Определить падеж.
    Падежные окончания имён существительных
    в единственном числе.

    Чтобы правильно определить падеж
    имени существительного в предложении нужно:
    Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ?)
    Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
    Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
    Определить падеж.
    Падежные окончания имён существительных
    в единственном числе.

  7. Shaktikasa Ответить

    1 вариант
    Фамилия, имя______________________________________________________
    Определи падеж и выдели окончание.
    Идёт по тундре(___)
    Кидается снегом(___)
    Встанет на берегу(___)
    Пришёл к царю(___)
    Золотой медалью(___)
    Ветки (___)сирени(___)
    Мышь(___)спряталась
    Просклоняй существительные
    И. листва окно печь____________
    Р.____________________________________________________________
    Д.____________________________________________________________
    В.____________________________________________________________
    Т.____________________________________________________________
    П.____________________________________________________________
    Найди и исправь 14 ошибок:
    Серидина ноября. Стаит теплая осень. Можно еще за гребами схадить. Напустыре остались позние цветы. Они удевительно красивы. Но на пороге уже въюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Маса ворон приходит в движение еще до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день наступает с поиска пищи. Сытая варона неоставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осение листя или подснег.
    Найди в тексте существительные Винительного падежа и подчеркни их.
    2 вариант
    Фамилия, имя______________________________________________________
    Определи падеж и выдели окончание.
    Мчится по улице(___)
    Громким смехом(___)
    Забраться на крышу(___)
    Приехал к бабушке(___)
    Разобраться в задаче(___)
    лепестки (___) розы(___)
    солнце(___)спряталось за тучу
    Просклоняй существительные
    И. семья стол ночь____________
    Р.____________________________________________________________
    Д.____________________________________________________________
    В.____________________________________________________________
    Т.____________________________________________________________
    П.____________________________________________________________
    Найди и исправь 14 ошибок:
    Сиредина ноября. Стоит теплая осинь. Можна еще загрибами сходить. На пустыре остались позние цветы. Они удевительно кросивы. Но на пороге уже въюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Маса ворон приходит в двежение еще до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день наступает с поиска пищи. Сытая варона неоставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осение листя или подснег.
    Найди в тексте существительные Родительного падежа и подчеркни их.

  8. С подругой На пару Ответить

    I. Орг. момент.

    Вот звонок нам дал сигнал:
    Поработать час настал.
    Так что время не теряем
    И работать начинаем.
    – А теперь улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее. Наша задача – активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.
    – Приготовим свои пальчики. Разогреем. Пошли в гости к большому пальчику.
    Массаж рук.
    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний
    Безымянный и последний.
    Сам мизинчик – малышок
    Постучался на порог.
    Пальцев дружная семья
    Друг без друга им нельзя.

    II. Минутка чистописания.

    На доске слова:
    Детский, вестник, тростник, местность, громкий, лестница.
    – Прочитайте слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов. Какая это буква, и в каких словах присутствует? (Т)
    – Что объединяет эти слова между собой? Устно подберите проверочные слова.
    – К какому слову невозможно подобрать проверочное? Почему?

    III. Словарная работа и постановка учебной задачи.

    На доске слова:

    Дайте общую характеристику этим словам. (Имена сущ., ед. числа.)
    Найдите лишнее слово. (Осенью – т.к.это сущ. употреблено в творительном падеже, а остальные в именительном падеже.)
    Определите тему урока исходя из выполненного задания. (Будем продолжать учиться определять падеж имен существительных.)

    IV. Актуализация опорных знаний.

    (В течение урока обучающиеся работают по разноуровневым технологическим картам.
    Карта №1 (красная) для учащихся с низкими ЗУНами, №2 (жёлтая) – со средними, №3 (синяя) – для сильной группы уч-ся).

    Что такое имя существительное?
    Назовите постоянные признаки имени существительного.
    – Образуйте устно от неодушевлённых имён существительных одушевлённые.
    Назовите непостоянные признаки имени существительного.
    Что такое склонение?
    Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.
    -Просклоняйте имена существительные: вода, каток.
    – Проверьте свои работы.
    – Какая часть слова постоянно изменялась?

    V. Физминутка

    Стоит в лесу избушка, (Дети смыкают руки над головой «домиком»)
    А в ней живет Петрушка, (Большой палец правой руки к носу; большой палец левой руки – к мизинцу правой. Пальцы широко расставлены)
    К нему идет зверюшка (Дети шагают на месте)
    Попрыгать-поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)
    Олени, (Дети изображают рога)
    Носороги, (Кулачки к носу)
    Медведи из берлоги (Дети переваливаются, изображая медведей)
    Приходят друг за дружкой (Дети шагают на месте)
    Попрыгать поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)
    Косули и еноты, (Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти)
    Ежи (Дети растопыривают пальцы, показывая иголки ежа)
    И бегемоты (Округлить руки перед собой, изобразить толщину)
    Идут после охоты (Шаги на месте)
    Попрыгать-поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)
    Малиновка,
    Овсянка, (Дети машут руками, изображая крылья)
    Живая обезьянка, (Изображают пляшущую обезьянку)
    У всех одно и тоже –
    Попрыгать-поиграть! (Дети подпрыгивают 3 раза)

    VI. Практическое применение знаний.


    – А если имя существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении, как тогда будете определять падеж?
    Синей дымкой покрыт сосновый лес.
    – Выпишите словосочетания и определите падеж имён существительных.
    – 2 и 3 предложения – самостоятельно. Проверка.
    ВЫВОД: Итак… Чтобы узнать падеж имени существительного, нужно хорошо знать падежные вопросы, предлоги, уметь находить слово в предложении, от которого зависит имя существительное. Это управляющее слово – «командир».

    VII. Физминутка для глаз.


    Прилетела бабочка,
    Села на указку,
    Попытайтесь вслед за ней
    Пробежаться глазками

    VІІІ. Самостоятельная разноуровневая работа.


    – Перед вами репродукция картины. Вспомните и назовите имя художника и название картины.
    – Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знания на практике.
    – Перед вами небольшой связный рассказ по картине. Ваша задача: списать текст и выполнить определённые задания. Прочитайте и, если есть вопросы, задайте их.
    Группа1

    Задание: списать текст. Определить падеж выделенных имён существительных.
    Группа 2
    Задание: списать текст, раскрывая скобки. Определить падеж имён существительных.
    Группа 3
    Задание: списать текст, вставляя имена существительные в нужном падеже. Определить их падеж.

    IX. Обобщение по технологическим картам.

    – Что такое склонение?
    – Сколько падежей в русском языке. Назови их.
    – Как определить падеж имени существительного?
    – Для чего нужно уметь склонять имена существительные и определять падеж?

    X. Итог урока. Рефлексия

    XІ. Домашнее задание.

    – Найти и записать любое стихотворение об осени и определить падежи имён существительных.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *