Как определить ударный слог 1 класс правило?

15 ответов на вопрос “Как определить ударный слог 1 класс правило?”

  1. The_Wolf_Of_boy Ответить

    100. Прочитайте. Когда так говорят?
    Пожелтел листок — осенняя весточка.
    Посоветуйте, как определить ударение в словах.
    Спишите. Обозначьте в словах ударение.
    101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?
    Догово?р, дождь, то?рты, шофёр, день, свёкла, позвони?т, столя?р, ща?вель, по?нял, поняла?.
    Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

    Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: о?вощи, бума?га, магази?н.
    102. Прочитайте диалог выразительно.
    — Здравствуй, милая пчела!
    Как здоровье? Как дела?
    — Всё в порядке! Всё жужжу!
    Извините, я спешу!
    (М. Дружинина)
    Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.
    Вежливая ли речь участников разговора? Почему?
    Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?
    извини? (те)
    103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?
    Эта картина мне дорога. Лесная >дорога привела нас к деревне.
    На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.
    Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
    Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.
    Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: а?тлас – атла?с.
    104. Прочитайте.

    От удивленья охнул кок
    И почесал затылок:
    Капустный бросился вилок
    Вскачь от ножей и вилок.
    (Я. Козловский)
    Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок?
    Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.
    Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста. Выделите в нём корень.
    капу?ста
    105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
    , кольцо — …, страна — …, земля — …, слеза — …, роса — …, зима — …, трава…, гора — … .
    Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.
    Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.
    Обратите внимание! Русское ударение подви?жное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:
    а) при изменении формы слова: гора? – го?ры;
    б) при образовании нового слова: тигр – тигрёнок.
    Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кни?га, кни?гу, кни?гой.
    106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

    Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли эти слова.
    Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.

  2. Darkwood Ответить

    Бесханум Исмаилова
    Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»
    Открытый урок по русскому языку
    Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
    Красота слова и души.
    Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению понятия «ударение», формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.
    Задачи:
    Предметные:
    – организовать работу учащихся по закреплению понятия «ударение», его смыслоразличительной функции, свойства разноместности;
    – обеспечить формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги;
    – обеспечить закрепление приема в разграничении слов, различающихся ударением;
    – способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
    Личностные УУД:
    – способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
    – знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
    – иметь представление о причинах успеха в учебе;
    Метапредметные задачи: содействовать формированию УУД:
    регулятивных:
    – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
    – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результат своих действий,
    – вносить соответствующие коррективы;
    познавательных:
    – на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
    – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    – видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; –
    – соотносить изучаемый материал с собственным опытом;
    коммуникативных:
    – адекватно реагировать на обращение учителя;
    – использовать в общении правила вежливости;
    – участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
    – иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
    – формулировать собственное мнение и позицию.
    Тип урока. Урок изучения нового материала.
    Оборудование: Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 8-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; карточки с загадками; карточки со словами для работы в парах, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока, песенка

    Ход урока

    l. Организационный момент.
    Учитель заходит с «большим сердцем»
    – Дети, как по-вашему, зачем я пришла на урок с сердцем. Господин Урок ежедневно наполняет ваши сердца жизненными ценностями. А вот какими именно узнаем в ходе нашего занятия. Успех любой работы зависит от самого человека. Всё в ваших руках. Перед письмом надо подготовить наши пальчики к письму. Перед вами лежат бумажные ладошки. Если у вас отличное настроение и у вас есть жажда получать новые знания, возьмите зелёный карандаш и раскрасьте большой палец, а если плохое – мизинец, аккуратно ровно по контуру. Пальчики готовы и поэтому смело приступаем к учебной работе. Давайте зафиксируем дату прибытия этого Господина. (Шестое марта. Классная работа).
    ll. Минутка чистописания.
    Из отрезка натурального ряда чисел выберите число, которое начинается со звука (в)
    – Восемь.
    – Какой буквой обозначим этот звук? (В)
    -А сколько звуков обозначает буква «В»
    -Что еще можете нам рассказать об этой букве?
    – Пишем её красиво в чередовании со строчной буквой (Вв).
    III. Мотивация учебной деятельности.
    И опять возвращаемся к отрезку чисел. Каждое число знаменует какое – то событие или праздник, как по – вашему какой праздник таит в себе восьмой день марта?
    К доске выходит заранее подготовленный ученик с информацией об истории праздника 8 марта.
    -8 Марта-международный женский день. История 8 Марта – это история борьбы женщин за свои права. Для современного человека – это день любви и тепла, выражения своих чувств и благодарности самым близким и любимым женщинам, а также праздник женской красоты и пробуждающейся ото сна природы. 8 марта выбрали не случайно. В этот день в 1908 г. в Нью-Йорке тысячи женщин вышли на улицу. Многие шли с детьми на руках. Женщины требовали справедливости и равных с мужчинами прав. Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе, равенству и братству.
    В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира.
    -Наш урок будет посвящён этому празднику, и пришла пора узнать самые дорогие и ценные слова, которые связаны с ним. Давайте напишем слово «праздник», выделим в нём орфограммы и проведём фонетический разбор.
    lV.Орфографическая работа
    Актуализация знаний и фиксация
    – Прежде чем начать работу над темой урока, поработаем над словами.
    Работа на интерактивной доске
    Упражнение «Впечатай пропущенную букву»
    – один ученик работает на доске, остальные в тетрадях (поочерёдно)
    – докажи выбор буквы (какая орфограмма)
    (слова: магазин, одежда, пальто, платок, посуда, сапоги)
    V. Изучение нового материала
    -Посмотрите на запись слова и найдите в ней ошибку: пОдарит (ошибка в постановке ударения). Ребята, значит над какой темой мы будем сегодня работать?
    -Тема нашего урока «Ударение»
    Определение целей урока:
    – А теперь определим цель урока.
    – Что мы должны узнать на уроке? Чему должны научиться?
    – Что такое ударение;
    – Какую роль играет ударение.
    – В каких словах ставится ударение.
    Сегодня мы с вами будем исследовать ударение, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
    1.- Итак, начинаем наше исследование. (Я произношу слова и обучающиеся делают вывод о том, что ударение-это долгое произношение слога в слове:
    цветЫ, рАдость, улЫбка, счАстье). Записываем слова под диктовку.
    – Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение?
    – Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.
    – А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение? (Ударный.)
    – А слог, в котором находится ударный гласный, как называется?
    (Ударный.)
    – Догадайтесь, как называется слог, в котором гласный без ударения?
    (Безударный.)
    – А как называется гласный без ударения?
    (Безударный гласный.)
    – Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения, а безударную гласную будем выделять одинарным подчёркиванием.
    2.-Я говорю слово, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только ту букву, которая обозначает ударный гласный звук, то есть, какой звук я тяну, такой же буквой и обозначаем: лАсковая, Искренняя, нЕжная, лЮбящая, изЯщная, рОдненькая, Умная, малЫш, весЁлая, мЭтр)
    -Посмотрите в ваши тетради. Что вы заметили?
    – Записаны все буквы гласных звуков. (а, и, е, ю, я, о, у, ы, ё,э)
    -Значит, какой вывод напрашивается?
    Ударение обозначается только над буквами гласных звуков.
    -А почему?
    – Потому что они тянутся и поются.
    -Все представители женского пола очень нежные существа. Посмотрите на экран и скажите: почему в слове «нежность» я могу предложить вам два варианта расстановки ударения?
    – Потому что в этом слове две буквы гласных звуков.
    -Значит, какой вывод напрашивается здесь?
    – Сколько в слове гласных, столько и вариантов расстановки ударения, но только один из них верный.
    3.-А теперь посмотрите на эти предложения, вдумчиво почитайте и найдите слова одинаковые по написанию.
    -Чай пили в саду. Пили скорей дрова.
    -Какой смысл в этих двух предложениях? Каким образом можно изменить эти два слова по смыслу этого предложения?
    – Обозначив ударение.
    – Правильно. Тогда какой вывод напрашивается здесь?
    – От места ударения зависит значение или смысл слова.
    – Молодцы, ребята, вы самые лучшие маленькие исследователи.
    Vl. Физкультминутка. Проигрывается песня о маме с представлением слайд-шоу. Песня в исполнении учителя. Мама счастлива, потому что поёт колыбельную, потому что маленькие ручки путают её волосы, потому что на руке засыпает смысл её жизни, потому что целует каждый вечер пухленькую щёчку. Счастлива, потому что мама.
    -А теперь напишем слова, которых так любят все женщины, и будем учиться правильно обозначать ударение.
    ЦветЫ, забОта, зОлото, подАрки, лАска, внимАние, красИвее.
    Vll.Работа по учебнику
    Упражнение №2, стр. 40
    – Почему в последней схеме нет знака ударения? – Потому что там только одна буква гласного звука, и она итак ударная.
    – Подберите слова к каждой схеме и напишите их. Один ученик у доски. Остальные в тетрадях.
    Проверка: сверьте свою запись с записью на доске. Есть ли другое мнение?
    – Прочитайте слова и подумайте, какое слово лишнее?
    Добро, уважение, зло, мудрость, терпение.
    – Зло.
    – Почему?
    – Потому что оно односложное.
    – А ещё почему?
    Потому что остальные слова называют хорошие качества человека.
    – Умницы
    Vlll. Закрепление изученного материала
    -Я думаю, вы свои знания закрепили. Сейчас эти знания вы будете использовать на практике. Мы будем работать в парах. Для этого повторим правила работы в парах.
    Правила работы в парах.
    1. Думаю сам.
    2. Высказываю своё мнение.
    3. Слушаю соседа.
    4. Приходим к общему мнению
    1) Задание для парной работы: соотнеси слово и картинку
    ГвОздики-гвоздИки, стрЕлки-стрелкИ, крУжки-кружкИ
    Взаимопроверка в парах.
    2) Работа в группах
    – Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите капитана. В группе работаем под девизом: Одно дерево- не сад, один камень -не стена.
    Вам просто необходимо внимательно прочитать эти строки и обозначить ударение во всех словах.
    Мамочка, пусть Бог хранит
    Каждый день в твоей судьбе.
    Долго, радостно живи!
    Ты всегда в моей душе.
    Взаимопроверка.
    XlX.Рефлексия «Букет настроения»
    Материал: готовые бумажные цветочки трёх цветов.
    Зеленый – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Настроение было хорошее.
    Желтый – урок был интересен. Я принимал в нем участие. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий, но иногда испытывал затруднения. Настроение моё менялось.
    Красный – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. К ответу на уроке я был не готов. Настроение в ходе всего урока было плохое.
    Подведение итогов.
    – Мы достигли целей нашего урока? Докажите.
    – Что мы сделали на уроке? Почему мы говорим, что цель достигнута?
    – Что мы теперь знаем?
    – Что умеем?
    – Мы с вами подвели итог нашего урока.
    – Мне удалось Вам подарить интересный урок?
    -Наши мальчики подготовили стихи для милых и красивых гостей (по две строчки читают все мальчики)
    Из года в год Вас поздравляют,
    Желают счастья и тепла,
    А в этот год и мы желаем
    Сказать Вам теплые слова.
    Весенний праздник пусть приносит
    Лишь радость, счастье, теплоту.
    Пускай исчезнут все печали,
    Не будет лишних ссор в дому.
    Вы улыбнитесь, и тревоги уйдут,
    Как вешняя вода.
    Пускай лишь радость будет рядом
    Всегда, всегда, всегда, ВСЕГДА!
    (Дети дарят гостям цветы)
    – Спасибо за урок.

  3. FUTYJY Ответить

    Фавзана Аюпова
    Игры на выделение словесного ударения
    Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

    Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.
    Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру “Найди ударный слог” (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
    Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).


    Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

    Звуковое царство. Дворец гласных звуков.

    Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
    Ход игры: – Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
    – Я самый главный, – хрустел румяной корочкой Хлеб, – Без меня никто за стол не садится!
    – Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, – Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
    – Нет, я главнее, – возразила Соль, – Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

    – Нет, я главнее, – возразила Соль, – Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
    Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» – носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» – носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» – ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.

    В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.

    Мастера Звуковых дел

    Они научат детей выделять в словах ударные звуки.

    У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» – по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить – кому ударить молоточком? Помоги им договорится.

    Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова “медвЕЕЕдь”, “лисААА”, ” тИИИгр”, “волчОООк”? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)

    Игра – эксперимент «Волшебник – ударение»


    Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.
    Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

    Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:

    «Слова разнообразные – одинаковые и разные»

    Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.
    Детям предлагаются пары слов:
    ирис – ирис
    гвоздики – гвоздики
    замок – замок
    мука – мука
    кружки – кружки
    стрелки – стрелки
    Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
    Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.

    Игра «Кастинг»

    помогает детям понять подвижность ударения.
    В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

    А теперь предлагаю игру

    «Кастинг».

    Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

    Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают лучше ориентироваться в звуковой системе языка.

  4. PeaceDeath Ответить

    Русский язык.
    Дата: 23.09. 18
    Тип урока: изучение нового.
    Тема:  «Ударение. Ударный слог»
    Цель:  обеспечить условия для ознакомления с ударным и безударным слогом.
    Планируемые результаты:
    Предметные:
    Обучающиеся научатся:  различать гласные ударные – безударные.
    Личностные:
    Принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
    УУД (метапредметные):
    Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
    Познавательные: общеучебные – объясняют смыслоразделительную роль ударения слов (замок – замок);
    Логические – выделяют ударные слоги при произнесении различных слов, определяют на схеме место ударения в слове.
    Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
    Оборудование:
    Т.М. Андрианова «Букварь»;
    Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;
    Предметные картинки, компьютер.
    Технологическая карта урока
    Основные этапы организации учебной деятельности
    Цель этапа
    Содержание педагогического взаимодействия
    Деятельность учителя
    Деятельность обучающихся
    Познавательная
    Коммуникативная
    I
    Орг. Момент
    Готовность к уроку
    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    Мы за парты дружно сели-
    И на доску поглядели,
    И открыли поскорей
    Очень много букварей.
    Формулируют правила поведения на уроке
    II
    Мотивация
    Организация мотивирования ученика к учебной деятельности.
    1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.
    Перед детьми выставляется картина “Семья”(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)
    Сколько слов в этом предложении? (3)
    Какое слово первое? (второе? третье?)
    Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту? (Начало предложения пишется с большой буквы.)
    -Почему в конце схемы стоит точка? (В конце каждого предложения ставится точка.)
    (Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы.)
    2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.
    сын мама бабушка
    дочь папа картина
    внук кошка кубики
    стол чайник машина
    стул кресло тарелка
    Организует составление предложений с помощью вопросов
    (Дети рисуют схему предложения в тетрадях, учитель – на доске)
    Рассматривают картину и составляют предложения
    Дети составляют предложение: “Папа смотрит телевизор”
    |____ ____ ____.
    (Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).
    Инвариативная часть
    III
    Актуализация  знаний (вспоминаем, что знаем)
    Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.
    – работа со звуковыми карточками. Составление схем слов: [ ир, ис ], [ир, ис].
    – Что обозначают эти слова? (название цветка и название конфет)
    – чем различаются схемы слов? (Ничем)
    – что помогает нам различать эти слова? (Изображения предметов)
     
     
     
     
     
     
     
    IV
    Постановка  учебных задач
    Создание проблемной ситуации. Фиксирование новой учебной задачи.
    Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги.  Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова – близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом – он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным.
    – Давайте произнесем название цветка и название конфет, нарисованных на рисунке.
    – Что необычного заметили?
    – В этих словах, одинаковых по схеме и написанию, ударение стоит на разных слогах.
    Нам сегодня предстоит познакомиться с ударением и ударным слогом.
    Коллективное обсуждение
    V
    Реализация  построенного проекта
    Решение исходной задачи
    1. Сравнение названий предметов и схем.
    (ирис – ирис, замок – замок, гвоздики – гвоздики)
    – Произнесите слова с выделением голосом разных слогов.
    – Какие звуки были ударными: гласные или согласные?
     
    2. Знакомство со звуком ударения.
     
    – От ударения в слове зависит его смысл. Чтобы правильно   определить ударный слог, слово нужно произнести целиком, а не по слогам.
     
    Попробуйте спросить: «Это лиса?»
    Произнесите это слово и послушайте, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова? (один из слогов произносится с большей силой голоса)
    -Какой же это слог? (второй, “са”)
    -Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог – ударный.
    /
    ____|_____ (схема слова)
    Сколько выделено частей? (2)
    -Над какой частью сверху косая черточка? (над второй)
    Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно? (вторая)
    -На какую часть слова падает ударение? (на вторую)
    -Какой слог ударный? (второй)
     
    3. Тренировка в постановке ударения в словах
     
    – Назовите нарисованных животных с выделением голосом ударного слога и ударного гласного звука: лиса, белка, барсуки, аист, ворона, лебеди.
    4. Работа со звуковыми схемами слов.
     – Назовите сначала трехсложные, а затем двусложные слова.
    – Назовите слова с первым ударным слогом, затем со вторым,
        потом – с третьим.
    – Назовите слова с мягкими согласными звуками.
    – Назовите эти звуки в ударных слогах.
    – Произнесите двусложные слова с последовательным ударением на всех  
       гласных звуках. Что получилось?
    (один из слогов произносится с большей силой голоса)
    (звуки [а ], [э ], [и ], [ а], [ о], [э ])
    Физкультминутка
    1. Я на скрипочке играю:
    Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
    Пляшут зайки на лужайке,
    Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
    2. Заиграл на балалайке:
    Тренди-брень, тренди-брень!
    Пляшут зайки на лужайке,
    Тренди-брень, тренди-брень!
    3. А теперь на барабане:
    Бум-бум-бум! Трам-там-там!
    В страхе зайки разбежались
    По кустам, по кустам!
    VI
    самостоятельная  работа с проверкой по этолону
    Коррекция отработки способа нахождения ударного – безударного гласного
    Ударение очень помогло словам – близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах – близнецах.
    Рысь идет на мягких лапах, Рысь добычи чует запах.
    Швея стачала юбку в швах, А сзади сделала запах.
    На ветку дуба сели белки,
    Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: “Сынки!
    Для торта сбили бы белки!”
    Лечили кошке оба уха,
    Боялись, что лишится слуха.
    У кока легкая рука:
    Из щук отличная уха!
    Из теста сделали кружки, из них слепили пирожки,
    Компот налили в кружки:- Отведайте, подружки!
    Осуществляют пошаговый контроль своих действий.
    VII
    Закрепление  через сравнение
    Дети стоят в кругу.
    Учитель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.
    Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис.
    Вариативная  часть
    VIII
    Включение в систему знаний, повторение
    1. Чтение загадки – шарады.
    – Сравните схемы слов –отгадок.
    – Найдите в тексте объяснение значения слова – отгадки.
    2.  Дифференцированное задание.
                 (козлы – козлы)

    Контроль на этапе окончания учебной темы
    карточки
    Дидактическая игра: “Где прячется ударение?”
    (Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.
    Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).
    доска
    Работа в тетради с. 11
    Задание 1.
    – одинаковые ли ударные гласные звуки в словах вишни и сливы?
    Задание  2.
    – Схемы слов различаются ударением. Это обстоятельство поможет вам при подборе слов. – Выделите в схемах слогов гласные звуки.
    Задание 3.
    – Выполните задание самостоятельно. Проверьте правильность его выполнения по образцу на доске.
    – Назовите в словах ударные гласные звуки.
    (Одинаковые, [ и].)
    ([о ], [ у], [ а])
    Х
    Рефлексия учебной деятельности
    – Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
    – Что произвело на вас особое впечатление?
    – Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас?







  5. zaza Ответить

    Цели: повторить понятие ударение; формировать умение ставить ударение.
    Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах ударный слог; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний
    1. Орфографическая минутка
    Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
    — Запишите предложение под диктовку.
    — Подчеркните знакомые орфограммы.
    — Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А.)
    — Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
    — В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
    — В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
    — В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
    — Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
    2. Словарная работа
    — Отгадайте загадку.
    Стоит матрешка на одной ножке,
    Закутана, запутана. (Капуста.)
    (Учитель записывает слово на доске.)
    — Какую букву нужно запомнить в слове? (А.)
    — Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
    — Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустница, капустник (пирог).)
    — Выделите корень, подчеркните букву А.
    III. Самоопределение к деятельности
    (На доске запись.)
    Коля нарисовал замок.
    — Спишите предложение.
    — К какому рисунку подходит эта запись? (Ответы детей.)

    Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.
    — Что же такое ударение?
    IV. Работа по теме урока
    — Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. (Как определить ударный слог?)
    — На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Дети называют вопросы по теме.)
    Упр. 99 (с. 67).
    — Чем необычна запись стихотворения? (Слова разделены на слоги.)
    — Что показывает знак над буквами? (Ударение.)
    — Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
    — Запишите слова без деления на слоги.
    — Прочитайте правило самостоятельно.
    — Что такое ударение?
    — Как произносится ударный слог? (Тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
    — Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (По гласному.)
    — Сколько ударных звуков может быть в слове? (Только один.)
    — Послушайте стихотворение.
    Мухо-мухо-мухомор,
    Уходи в дремучий бор
    И сиди там на полянке,
    Где живут одни поганки.
    Б. Липанович
    — Приготовьте молоточки — кулачки. Кулачок поможет нам найти ударный слог.
    (Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачок на парту при произнесении ударного звука, имитируют удар.)
    V. Физкультминутка
    На зарядку солнышко
    Поднимает нас,
    Поднимаем руки мы
    По команде “раз”.
    А над нами весело
    Шелестит листва.
    Опускаем руки мы
    По команде “два”.
    VI. Закрепление изученного материала
    Упр. 100 (с. 68).
    — Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите с соседом.
    — Какие у вас получились советы? (Дети рассказывают, к какому мнению они пришли.)
    — Спишите, обозначьте ударение.
    (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
    “!” — молодец, поставил ударение правильно.
    “+” — хорошо, ошибся 1 раз.
    “—” — еще допускаешь ошибки, нужно учиться ставить ударение. Упр. 101 (с. 68).
    — Прочитайте задание.
    — Что будете делать в этом упражнении? (Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.)
    (Самостоятельное выполнение. На обратной стороне доски работают два ученика: один выписывает слова к схемам 1 и 2, другой — к схемам 3 и 4.)
    — Проверьте ребят, которые работали у доски. Какие есть замечания?
    — Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте на полях “!”. Упр. 102 (с. 68).
    — Прочитайте задание. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
    — Как обозначается диалог на письме? (Слова каждого действующего лица начинаются с новой строки, с тире.)
    — Какие слова вежливости употребляют герои диалога? (Здравствуйте, милая, извините.)
    — Когда в речи употребляют слова извините, простите?
    — Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (ИзвИните.)
    — Спишите диалог, обозначьте в словах ударение.
    — Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? (Проверка — чтение с выделением голосом ударного слога.)
    VII. Рефлексия
    Карточка
    Прочитай, поставь ударение.
    Вечером над озером
    Ходит белый пар…
    Это рыбы в озере ставят самовар.
    И. Пивоварова
    (Фронтальная проверка. Дети читают слово с выделением ударного слога, называют букву, над которой стоит знак ударения.)
    — Оцените с помощью “светофора”, как вы поняли сегодня тему.
    Зеленый — все понял.
    Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
    Красный — ничего не понял.
    VIII. Подведение итогов урока
    — Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определение ударения в словах.)
    — На какие из поставленных вопросов мы не ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы?
    Домашнее задание
    Карточка
    Поставь в словах ударение.
    На веселых,
    На зеленых
    Горизонтских островах,
    По свидетельству ученых,
    Ходят все на головах!
    По горам
    На самокате
    Ездят там
    Бычки в томате!
    А один ученый кот
    Даже водит
    Вертолет.
    Б. Заходер

  6. Sann Ответить

    Смотреть что такое “ударный слог” в других словарях:

    ударный слог — определенный слог в слове, выделяемый более сильным произношением. В силлабо тоническом стихосложении (см. силлабо тоническое стихосложение) слог, тяготеющий к сильному месту (см. сильное место) в стихе. В свою очередь, безударный слог тяготеющий … Словарь литературоведческих терминов
    УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ — УДАРНЫЙ СЛОГ И БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ, основные понятия силлабо тонического и тонического стихосложения: в силлабо тоническом стихосложении Ударные слоги тяготеют к метрически сильным местам (иктам), безударные слоги ? к слабым местам (см. Сильное… … Литературный энциклопедический словарь
    слог — I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей… … Словарь лингвистических терминов
    Слог — одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия
    слог — СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова
    СЛОГ 1 — СЛОГ 1, а, мн. и, ов, м. звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова
    ударный — ая, ое. 1. Относящийся к нанесению или получению удара (1 зн.). У. механизм. У. взрыватель снаряда. У. музыкальный инструмент. У ая взрывная волна. 2. Наносящий решающий удар (5 зн.); связанный с нанесением решающего удара. У ая армия. У ое… … Энциклопедический словарь
    ударный — ая, ое. см. тж. ударно 1) относящийся к нанесению или получению удара 1) Уда/рный механизм. Уда/рный взрыватель снаряда. Уда/рный музыкальный инструмент. У ая взрывная волна. 2) наносящий решающий … Словарь многих выражений
    ударный — 1. удар/н/ый? (механизм). 2. удар/н/ый? (слог). 3. удар/н/ый? (труд) … Морфемно-орфографический словарь
    безударный слог — См. ударный слог … Словарь литературоведческих терминов

  7. YKOL Ответить

    Урок 37. Как определить ударный слог?
    Цель: формировать умение ставить ударение.
    Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло­вах ударный слог; анализировать, делать выводы, сравнивать.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
    (Письмо по памяти.)
    По лесам гуляет осень, Краше этой нет поры. А. Балонский
    — Прочитайте строки из стихотворения А. Балонского. Какую картину представили? (Ответы детей.)
    — Сколько предложений здесь записано? (Одно.)
    — Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)
    — Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
    — В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам лес, осень — осенний, поры — пор.)
    — Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — по­казатель мягкости.)
    — Прочитайте стихотворение так, как записано.
    — Проговорите шепотом, расскажите соседу.
    — Все вместе проговорим так, как будем писать.
    — Запишите.
    (Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
    III. Самоопределение к деятельности
    (Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударени­ем на карточке читают учащиеся.)
    Шутник он, невидимка-молоток,
    Тук! — и ударил в безударный слог,
    И сразу же исчез огромный зАмок,
    И появился маленький замОк.
    Послушай, молоток,
    Не путай слоги,
    Опять, озорничая, не солги…
    Нет, снова — тук!
    Шли по морю пирОги,
    Вдруг вместо них поплыли пирогШ (Учитель вывешивает слова на доску парами.)
    — Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)
    — Отличаются ли слова по смыслу? (Да, ЗАмок — строение, замОк — приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги — индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ— кулинарное блюдо.)
    — Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)
    IV. Работа по теме урока Упр. 103 (с. 69).
    — Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражне­нии? (Поставить правильно ударение.)
    — Прочитайте первое предложение. На какой слог падает уда­рение в выделенном слове? (ДорогА.)
    — Объясните значение этого слова. (Картина вызывает при­ятные воспоминания, имеет ценность.)
    — Прочитайте второе предложение. На какой слог падает уда­рение? (ДорОга.)
    — Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.) (Далее вариант Т разбирает предложения под пунктом 2, ва­риант II — предложения под пунктом 3.) (Фронтальная проверка.)
    V. Физкультминутка
    Почему повсюду лужи?
    (Развести руки в стороны, пожать плечами.)
    (Мама зонтик свой берет.
    (Раскрыть воображаемый зонтик.)
    Почему же? Почему же?
    (Развестируки в стороны, пожать плечами.)
    Потому что дождь идет!
    (Хлопок в ладоши.)
    VI. Закрепление изученного материала Упр. 105 (с. 70).
    — Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)
    — Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)
    — Измените слово так, чтобы слова обозначали много пред­метов.
    — На какую букву падает ударение?
    (Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)
    — Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.
    Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.
    — Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
    — Что значит подвижное ударение*? (Это ударение, которое мо­жет переходить с одного слога на другой.)
    МП Рефлексия Упр. 106 (с. 70).
    (Работа в парах. Самопроверка. Ученики по цепочке читают слова, называют букву, на которую падает ударение. Самооценка с помощью «светофора».)
    VIII. Подведение итогов урока
    — Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)
    — Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помога­ет различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)
    — Кто помог понять тему урока?
    Выполнить упр. 104 {с. 69).
    переносить слова с од^шй строки на другую?
    Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение
    переносить слова с одной строки на другую.
    Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализировать, делать выводы, сравнивать.
    Ход урока I. Организационный момент
    И. Актуализаций знаний
    1. Орфографическая минутка
    (Предупредительный диктант.)
    Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пишу. Я сыплю в кормушку крошки.
    — Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем бук­ву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)
    — Кто может проверить безударную гласную в слове кормущ.-ку! (В кормушку насыпают корм.)
    — Какие орфограммы в словах пищу, ищут*? (ЩУпиши с бук­вой У.)
    (Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)
    — Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные глас­ные, вспомните, какими словами мы их проверяли.
    2. Словарная работа
    :.г — Запишите слово желтый.
    — Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ёна ме~ *•’ стезвукаО.)
    — Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)
    — Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
    — Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
    III. Самоопределение к деятельности
    — Послушайте стихотворение.
    Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес е-два И получил за это «два». Укол я перенес у-кол И получил за это «кол». ‘Опять я перенес о-пять. Теперь, наверно, будет «пять». А. Шибаев
    — Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
    — Почему? (Он не знает правила переноса.)
    — Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять
    на строке или переносить.)
    Ятобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе­реноса.
    IV. Работа по теме урока
    — Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Упр. 107 (с. 71).
    — Прочитайте правила переноса.
    — Как переносят слово? (По слогам.)
    — Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы И, ЬиЪот буквы, стоя­щей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слагав)
    — Как переносят удвоенные согласные? Упр. 108 (с. 71),
    — Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)
    (Вариант I записывает слова, которые можно переносить, ва­риант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика рабо­тают на обратной стороне доски.)
    — Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики надоске.
    — Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях «!».
    V. Физкультминутка
    А часы идут, идут -Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт. (Наклоны влево и вправо.) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (Глубокий присед.) Прокукует птичка яремя, Снова спрячется за дверью. (Приседания.)
    Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба па месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят. (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Остановиться.)
    VI. Закрепление изученного материала Упр. 109 (с. 72).
    — Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
    — Придумайте заголовок. (Осень.)
    — Какие слова употреблены в переносном значении? (Загля­нула, желтые метели.)
    — Выполните письменное задание к тексту.
    — Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Упр. 110 (с. 72).
    — Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)
    — Поработайте в парах.
    — Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти про­водах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.)
    — Выполните письменное задание.
    VII. Рефлексия
    (На доске запись.)
    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    — Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла
    Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.) (Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помо­щью «светофора».)
    VIII. Подведение итогов урока
    — Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
    — Какие слова нельзя переносить?
    — Кто из вас не ошибается при переносе слов?
    Домашнее задание
    Повторить упр. 107 (с. 71),
    Выполнить упр. 111 (с. 72).
    Программный уровень. Списать, разделив слова для переноса.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *