Как определить ямб и хорей в стихах?

9 ответов на вопрос “Как определить ямб и хорей в стихах?”

  1. Broadkiller Ответить

    Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры – ямб и хорей.
    Хрей – двудольный размер с ударением на первую долю.
    Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет
    Ямб – двудольный размер с ударением на вторую долю
    Моро?з и со?лнце, де?нь чуде?сный

    Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

    Самые распространенные трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий и анапест.
    Дактиль – один ударный слог, за которым идут два безударных.
    Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники
    Амфибрахий – второй слог ударный, первый и третий безударные.
    Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях.
    Анапест (антидактиль) – два безударных слога, а затем один ударный.
    О, весна? без конца? и без кра?ю

    Как определить стихотворный размер

    Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных – столько и слогов.
    Прочтите строку вслух и расставьте ударения.
    Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.
    Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.
    Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.
    Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

    Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

    ? безударный слог
    ? ударный слог
    Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу? оди?н я нА доро?гу.

  2. Maudal Ответить

    Стихотворение
    (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
    Стихотворный размер
    Пример четырехстопного хорея:
    Бу?ря мгло??ю не?бо кро?ет
    __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Ви?хри сне?жныЕ крутя?;
    __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Разбор:
    Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
    После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
    В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
    Хорей
    __/__
    Пример пятистопного хорея:
    ВЫхожу? оди?н я нА доро?гу;
    __ __ __/__ __/__ __ __ __/__
    СквОзь тума?н кремни?стый пу?ть блести?т;
    ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
    НОчь тиха?. Пусты?ня вне?млет Бо?гу,
    ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
    И звезда? с звездо?ю гОвори?т.
    __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
    (М.Ю. Лермонтов)
    Хорей
    __/__
    Пример трехстопного хорея:
    Ла?сточкИ пропа?ли,
    __/ __ __ __ __/ __
    А вчера? заре?й
    __/ __ __/ __ __/
    Всё грачи? лета?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Да, как се?ть, мелька?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Во?н над то?й горо?й.
    __/ __ __/ __ __/
    (А. Фет)
    Хорей
    __/__
    Пример четырехстопного ямба:
    Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил,
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Когда? не в шу?тку зАнемо?г,
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    Он Уважа?ть себя? заста?вил
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    И лу?чше вы?думАть не мо?г.
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример четырехстопного ямба:
    Я по?мню чу?дноЕ мгнове?нье
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
    ПерЕдо мно?й яви?лась ты?
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/
    Как мИмоле?тноЕ виде?нье
    __ __ __ __/ __ __ __ __/ __
    Как ге?ний чи?стой крАсоты?
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Наря?женЫ мы вме?сте го?род ве?дать,
    __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Но, ка?жетсЯ, нам не? за кЕм смотре?ть…
    __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Ты пОгрусти?, когда? умрЁт поэ?т,
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Поку?да зво?н ближа?йшей и?з церкве?й
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Не вОзвести?т, что э?тот ни?зкий све?т
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Я прОменя?л на ни?зший ми?р черве?й.
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    (Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
    Ямб
    __ __/
    Пример трехстопного дактиля:
    Кто? бы ни зва?л – не хочу?
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    На? суетли?вую не?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Я? променя?ть безнаде?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И?, замыка?ясь, молчу?.
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники!
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    Сте?пью лазу?рною, це?пью жемчу?жною…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    (М.Ю. Лермонтов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Сла?вная о?сень! Здоро?вый, ядре?ный
    __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
    Во?здух уста?лые си?лы бодри?т…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример трёхстопного амфибрахия:
    Не ве?тер бушу?ет над бо?ром,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Не с го?р побежа?ли ручьи? –
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Моро?з-воево?да дозо?ром
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Обхо?дит владе?нья свои?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример четырехстопного амфибрахия:
    Доро?же отчи?зны — не зна?л ничего?
    __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
    Бое?ц, не люби?вший поко?я.
    __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях
    __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
    С споко?йною ва?жностью ли?ц,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
    С краси?вою си?лой в движе?ньях,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    С похо?дкой, со взгля?дом цари?ц.
    __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Средь шу?много ба?ла случа?йно,
    __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В трево?ге мирско?й суеты?,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Тебя? я уви?дел, но та?йна,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Твои? покрыва?ла черты?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А.К. Толстой)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трёхстопного анапеста:
    О, весна? без конца? и без кра?ю —
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Без конца? и без кра?ю мечта?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И приве?тствую зво?ном щита?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Есть в напе?вах твои?х сокрове?нных
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Рокова?я о ги?бели ве?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Есть прокля?тье заве?тов свяще?нных,
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Поруга?ние сча?стия е?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Пропаду? от тоски? я и ле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Одино?кая жи?знь не мила?,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Сердце но?ет, слабе?ют коле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В каждый гво?здик души?стой сире?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Распева?я, вполза?ет пчела?.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Фет)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример (разностопный размер)
    поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест:
    Во?все не сло?жные
    __/ __ __ __/ __ __

  3. Aridar Ответить

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

    Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1) Пронумеровать все слоги в строке.
    2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    3) Выписать подряд номера ударных слогов.
    4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
    1-3-5-7-9 — хорей
    2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    2-5-8-11 — амфибрахий
    3-6-9-12 — анапест

    Таблица «?Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *