Какие бывают рифмы в стихах 4 класс?

15 ответов на вопрос “Какие бывают рифмы в стихах 4 класс?”

  1. Maveth Ответить

    I. Оргмомент.

    II. Постановка учебной задачи.

    Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.

    III. Актуализация знаний.

    – Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)
    – Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)
    – Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)
    – Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

    IV. Работа по теме

    1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.
    Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.
    Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).
    Образец перекрестной рифмы:
    Черемухи ветки душистые гнут,
    Все дикие яблони в цвете;
    Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
    «Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
    Схема: а б а б
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало… (А.А. Фет)
    Образец парной (смежной) рифмы:
    Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
    Узнаешь прекрасных моих дочерей:
    При месяце будут играть и летать,
    Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
    Схема: а а б б
    Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:
    Природа-мать! К тебе иду
    С своей глубокою тоскою;
    К тебе усталой головою
    На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)
    Схема: а б б а
    2. Развитие умения определять виды рифмы.
    Перекрестная
    Вот роса невидимо упала,
    И восток готовится пылать;
    Зелень вся как будто бы привстала
    Поглядеть, как будет ночь бежать.
    (Константин Случевский)
    Кольцевая
    Бывали ль вы в стране чудес,
    Где, жертвой грозного веленья,
    В глуши земного заточенья
    Живет изгнанница небес?
    (Д.В. Давыдов)
    Парная
    Перед своим зверинцем,
    С баронами, с наследным принцем,
    Король Франциск сидел;
    С высокого балкона он глядел
    На поприще, сраженья ожидая;
    За королем, обворожая
    Цветущей прелестию взгляд,
    Придворных дам являлся пышный ряд.
    (Ф. Шиллер)
    3. Мужские, женские и другие рифмы.
    Мужские – с ударением на последнем слоге (окно’ – давно’).
    Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да’ром – пожа’ром).
    Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила’ется – разлива’ется).
    Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).
    Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.
    4. Рифмы точные и неточные.
    В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).
    5. Определяем значение рифмы.
    Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.
    6. Анализ строения стихотворений.
    – Прочитайте стихотворения выразительно.
    – На сколько частей каждое из них разбито?
    – Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?
    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    По лугу со скрипом
    Тянется обоз –
    Суховатой липой
    Пахнет от колес.
    Слухают ракиты
    Посвист ветряной…
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной!..
    (С.А. Есенин) (Катрен)
    Тихо в роще можжевеля по обрыву
    Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
    Над речным покров берегов
    Слышен синий лязг ее подков.
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту.
    Язвы красные незримому Христу.
    (С.А. Есенин) (двустишие)
    Октава – восьмистишье
    Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
    Катрен – четверостишье
    Двустишие –
    7. Знакомство с понятием строфы.
    Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

    V. Подведение итогов урока.

    – Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    «Все гибнет, все гибнет!
    Ты черен и гол,
    О лес наш родимый, конец твой пришел!
    Не слышит тревоги их царственный лес.
    Под темной лазурью суровых небес
    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)
    – Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.
    Вот роса невидимо упала,
    И восток готовится пылать;
    Зелень вся как будто бы привстала
    Поглядеть, как будет ночь бежать.
    (Константин Случевский)
    * * *
    Бывали ль вы в стране чудес,
    Где, жертвой грозного веленья,
    В глуши земного заточенья
    Живет изгнанница небес?
    (Д.В. Давыдов)
    * * *
    Перед своим зверинцем,
    С баронами, с наследным принцем,
    Король Франциск сидел;
    С высокого балкона он глядел
    На поприще, сраженья ожидая;
    За королем, обворожая
    Цветущей прелестию взгляд,
    Придворных дам являлся пышный ряд.
    (Ф. Шиллер)
    – Прочитайте стихотворения выразительно.
    – На сколько частей каждое из них разбито?
    – Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.
    Тихо в роще можжевеля по обрыву
    Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
    Над речным покров берегов
    Слышен синий лязг ее подков.
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту.
    Язвы красные незримому Христу.
    (С.А. Есенин)
    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    По лугу со скрипом
    Тянется обоз –
    Суховатой липой
    Пахнет от колес.
    Слухают ракиты
    Посвист ветряной…
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной!..
    (С.А. Есенин)
    – Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    «Все гибнет, все гибнет!
    Ты черен и гол,
    О лес наш родимый, конец твой пришел!
    Не слышит тревоги их царственный лес.
    Под темной лазурью суровых небес
    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны.
    (А. Майков)

  2. willy ed Ответить

    Рифмовкой называется порядок (способ) чередования рифм в стихотворении / стихотворном произведении.
    К наиболее распространённым способам рифмовки относятся:
    1) Смежная рифмовка (ААBB).
    Здесь рифмуются: 1 и 2 стихи, 3 и 4 стихи.
    2) Перекрёстная рифмовка (АBАB).
    Здесь рифмуются: 1 и 3 стихи, 2 и 4 стихи.
    3) Кольцевая (опоясанная) рифмовка (АBBА).
    Здесь рифмуются: 1 и 4 стихи, 2 и 3 стихи.
    Определение способа рифмовки.
    Если стихотворение состоит из строф-четверостиший, то определить способ рифмовки совсем несложно.
    Достаточно взять последнее слово (словосочетание / набор слов) из первой строчки (стиха) любого четверостишия и найти соответствующую ему рифму в последующих строчках.
    Например, если рифма нашлась во 2 строчке, то скорее всего это будет смежная рифмовка – чтобы в этом убедиться, нужно проверить, рифмуются ли между собой 3 и 4 строчки.
    Пример 1.
    А.А. Фет “Георгины”.

    Рифмуются слова из 1 и 3 стиха – “низко” / “одалиска”, “томных” / “нескромных” и т.п., а также слова из 2 и 4 стиха – “твоих” / “них”, “ресниц” / “лиц” и т.п.
    Таким образом, здесь перекрёстная рифмовка.
    Пример 2.
    А.С. Пушкин “Узник”.

    Рифмуются слова из 1 и 2 стиха – “сырой” / “молодой”, “окно” / “одно”, “пора” / “гора”, а также слова из 3 и 4 стиха – “крылом” / “окном”, “своим” / “улетим”, “края” / “да я”.
    Таким образом, здесь смежная рифмовка.
    **
    В некоторых случаях возможны варианты, когда часть строк стихов рифмуется.
    Если не рифмуется 1 и 3 стих – это холостая рифмовка (ABCB), а если не рифмуется 2 и 4 стих – это гиперхолостая рифмовка (АBАC).
    В известном стихотворении А.Н. Плещеева “Травка зеленеет” встречается именно холостая рифмовка:

    **
    Также возможен вариант, когда рифмуются не стихи, а целые четверостишия.
    Например, это стихотворение Б.Л. Пастернака под названием “Гроза моментальная навек”:

    **
    В строфах с 5-6 стихами и более сложных строфах рифмовка нередко бывает смешанной.
    Например, в стихотворении А.А. Фета “Пчёлы” рифмовка по схеме АБААБ:

    А онегинская строфа последовательно включает в себя перекрёстную рифмовку, парную рифмовку и опоясывающую рифмовку (AbAb CCdd EffE gg):

  3. Zulut Ответить

    Точных и богатых рифм, естественно, гораздо меньше, чем неточных, и большинство из них употреблялись по многу раз, переходя в разряд банальных – кровь – любовь, пой –бой, солнце – оконце и так далее. Поэтому в современной поэзии используется больше неточных рифм. Главное тут – не переборщить и соблюсти норму. Допустим, если всё ваше стихотворение держится на точных рифмах, одна неточная будет портить всю картину, выглядеть откровенно слабой и натянутой. А точная рифма в финальном двустишии английского сонета может оказать эффект разорвавшейся бомбы и достойно завершить стихотворение.
    4) По лексическим признакам.
    Тавтологическая – полный повтор слова или словоформы (слово рифмуется само с собой). Примеры – знаменитый «ботинок – полуботинок», «любил – не любил», «пришёл – ушёл». Следует отличать от омонимической и каламбурной рифмы.
    Пример – хрестоматийное пушкинское:
    «Всё мое»,— сказало злато;
    «Всё мое»,— сказал булат.
    «Всё куплю»,— сказало злато;
    «Всё возьму»,— сказал булат.
    А.С. Пушкин. Злато и булат
    Тавтологическая рифма зачастую случайно «проскальзывает» в стихах начинающих авторов. Это довольно распространённая ошибка, её лучше не избегать, если только вы не добиваетесь тавтологической рифмой определённого эффекта (как в примере выше).
    Омонимическая – рифма, в которой написание и звучание рифмующихся слов совпадает, но слова имеют различное значение, например: ключ (средство открывания замка) – ключ (родник), стекло (существительное) – стекло (глагол) и т.д.
    Мне боги праведные дали,
    Сойдя с лазоревых высот,
    И утомительные дали,
    И мёд укрепный дольних сот.
    Когда в полях томленье спело,
    На нивах жизни всхожий злак,
    Мне песню медленную спело
    Молчанье, сеющее мак.
    Когда в цветы впивалось жало
    Одной из медотворных пчёл,
    Серпом горящим солнце жало
    Созревшие колосья зол.
    Когда же солнце засыпало
    На ложе облачных углей,
    Меня молчанье засыпало
    Цветами росными полей.
    И вкруг меня ограды стали,
    Прозрачней чистого стекла,
    Но тверже закалённой стали,
    И только ночь сквозь них текла,
    Пьяна медлительными снами,
    Колыша ароматный чад.
    И ночь, и я, и вместе с нами
    Мечтали рои вешних чад.
    Ф.Сологуб. Мне боги праведные дали,
    Каламбурная – схожа с омонимической, только вместо абсолютно идентичных по написанию и звучанию слов применяются рифмы, основанные на фонетическом звучании нескольких слов, например:
    Нёс медведь, шагая к рынку,
    На продажу мёду крынку.
    Вдруг на мишку — вот напасть —
    Осы вздумали напасть!
    Мишка с армией осиной
    Дрался вырванной осиной.
    Мог ли в ярость он не впасть,
    Если осы лезли в пасть,
    Жалили куда попало,
    Им за это и попало.
    Я.А. Козловский
    С нею я дошёл до сада
    И прошла моя досада,
    И теперь я весь алею,
    Вспомнив тёмную аллею.
    Д.Д. Минаев
    Каламбурная рифма успешно используется в пародировании. Но удачная каламбурная рифма может послужить и удачным украшением серьёзного стихотворения.
    Паронимическая – рифма, образуемая словами, близкими по звучанию и написанию – паронимами.
    Темной славы головня,
    Не пустой и не постылый,
    Но усталый и остылый,
    Я сижу. Согрей меня.
    В. Хлебников. О, черви земляные…
    5) По частеречной принадлежности:
    однородная: глагольная, именная, местоимённая и др.
    разнородная: глагольно-именная, именно-числительная, именно-именная (существительное+прилагательное) и т.д.: Китай — играй.
    составная – рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи:  ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.
    6) По степени новизны (банальные / оригинальные).
    7) По языковой принадлежности (макароническая рифма).
    Особый вид рифмы, когда слова русского языка рифмуются со словами другого языка:
    Hу, – думают, – команда!
    Здесь ногу сломит черт,
    Es ist ja eine Schande,
    Wir mussen wieder fort.
    А. К. Толстой. История государства российского…

  4. Lil Mac4o Ответить

    Рифма
    и ее разновидности

    Рифма –
    повторение более и менее сходных
    сочетаний звуков, связывающих окончания
    двух и более строк или симметрично
    расположенных частей стихотворных
    строк. В русском классическом стихосложении
    основным признаком рифмы является
    совпадение ударных гласных. Рифма
    отмечает звуковым повтором окончания
    стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную
    паузу, а тем самым и ритм стиха.
    В зависимости
    от расположения ударений в рифмующихся
    словах, рифма бывает: мужская, женская,
    дактилическая, гипердактилическая,
    точная и неточная.
    Мужская
    рифма

    Мужская –
    рифма с ударением на последнем слоге в
    строке.
    И море, и буря
    качали наш челн;
    Я, сонный,
    был предан всей прихоти волн.
    Две
    беспредельности были во мне,
    И мной
    своевольно играли оне.
    Женская
    рифма

    Женская – с
    ударением на предпоследнем слоге в
    строке.
    Тихой ночью,
    поздним летом,
    Как на небе
    звезды рдеют,
    Как под
    сумрачным их светом
    Нивы дремлющие
    зреют.
    Дактилическая
    рифма

    Дактилическая
    – с ударением на третьем от конца строки
    слоге, что повторяет схему дактиля – -_
    _ (ударный, безударный, безударный), с
    чем, собственно, и связано название этой
    рифмы.
    Девочка во
    поле с дудочкой ивовой,
    Зачем ты
    поранила веточку вешнюю?
    Плачет у губ
    она утренней иволгой,
    плачет все
    горше и все безутешнее.
    Гипердактилическая
    рифма

    Гипердактилическая
    – с ударением на четвертом и последующих
    от конца строки слогах. Эта рифма на
    практике встречается очень редко.
    Появилась она в произведениях устного
    фольклора, где размер как таковой
    просматривается далеко не всегда.
    Четвертый слог от конца стиха – это не
    шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит
    так:
    Леший бороду
    почесывает,
    Палку сумрачно
    обтесывает.
    В зависимости
    от совпадения звуков различают рифмы
    точные и неточные.
    Рифма точная
    и неточная

    Рифма –
    повторение более и менее сходных
    сочетаний звуков в окончаниях стихотворных
    строк или симметрично расположенных
    частей стихотворных строк; в русском
    классическом стихосложении основным
    признаком рифмы является совпадение
    ударных гласных.
    (О.С.Ахманова,
    Словарь лингвистических терминов, 1969)
    Почему
    Незнайка был не прав, утверждая, что
    “палка – селедка” – тоже рифма?
    Потому, что он не знал, что на самом деле
    рифмуются не звуки, а фонемы (звук –
    частная реализация фонемы) (Р.Якобсон),
    которые обладают рядом различительных
    признаков. И достаточно совпадения
    части этих признаков, чтобы стало
    возможно рифменное звучание. Чем меньше
    совпадающих признаков фонемы, тем
    отдаленнее, тем “хуже” созвучие.
    Согласные
    фонемы различаются:
    1) по месту
    образования
    2) по способу
    образования
    3) по участию
    голоса и шума
    4) по твердости
    и мягкости
    5) по глухости
    и звонкости
    Признаки
    эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема
    П совпадает с фонемой Б по всем признакам,
    кроме глухости-звонкости (П – глухая, Б
    – звонкая). Такое различие создает рифму
    “почти” точную: окоПы – осоБы. Фонемы
    П и Т различаются по месту образования
    (губная и переднеязычная). ОкоПе – осоТе
    – тоже воспринимается как рифменное
    звучание, хотя и более отдаленное.
    Первые три
    признака создают различия фонем более
    существенные, чем два последние. Можно
    обозначить различие фонем по трем первым
    признакам, как две условные единицы
    (у.е.); по двум последним – как одна. Фонемы,
    различающиеся на 1-2 у.е., созвучны.
    Различия на 3 и более единиц на наш слух
    созвучия не удерживают. Например: П и Г
    различаются на три у.е. (место образования
    – на 2, глухость-звонкость – на 1). И окоПы
    – ноГи едва ли можно считать в наше время
    рифмой. Еще меньше – окоПы – роЗы, где П
    и З отличаются на 4 у.е. (место образования,
    способ образования).
    Итак, отметим
    ряды созвучных согласных. Это, прежде
    всего, пары твердых и мягких: Т – Т’, К –
    К’, С – С’ и т..д., но к таким замещениям
    прибегают достаточно редко, так из трех
    пар рифм “откоС’е – роСы”, “откоСы
    – роСы” и “откоСы – роЗы” более
    предпочтительны второй и третий варианты.
    Замещение
    глухих-звонких, пожалуй, наиболее
    употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В
    (у боГа – глубоКо, изгиБах – лиПах, стрекоЗы
    – коСы, нароДа – налеТа).
    Хорошо
    отзываются друг другу смычные (способ
    образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г
    (звонкие). Соответствующие два ряда
    фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж
    (звонкие). Х не имеет звонкого аналога,
    но хорошо и часто сочетается с К.
    Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны
    М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие
    варианты последних часто сочетаются с
    J и В (России[россиJи] – сини – силе –
    красивы).
    Итак, завершая
    наш разговор о точной и неточной рифме,
    повторим, что точной рифма является
    тогда, когда гласные и согласные звуки,
    входящие в созвучные окончания стихов,
    в основном совпадают. Точность рифмы
    увеличивается и от созвучия согласных
    звуков, непосредственно предшествующих
    последним ударным гласным в рифмующихся
    стихах. Неточная рифма основана на
    созвучии одного, реже – двух звуков.
    Системы рифмовки
    Раньше в
    школьном курсе литературы обязательно
    изучали основные способы рифмовки,
    чтобы дать знание о том разнообразии
    положения в строфе рифмующихся пар (и
    более) слов, что должно быть подспорьем
    любому, хоть раз в жизни пишущему стихи.
    Но все забывается, и основная масса
    авторов как-то не спешит разнообразить
    свои строфы.
    Смежная –
    рифмовка смежных стихов: первого со
    вторым, третьего с четвертым (аабб)
    (одинаковыми буквами обозначаются
    рифмующиеся друг с другом окончания
    стихов).
    Это наиболее
    распространенная и очевидная система
    рифмовки. Этот способ подвластен даже
    детям в детском саду и имеет преимущество
    в подборе рифм (ассоциативная пара
    появляется в уме сразу же, она не
    забивается промежуточными строками).
    Такие строфы обладают большей динамикой,
    быстрейшим темпом прочтения.
    Выткался на
    озере алый свет зари,
    На бору со
    звонами плачут глухари.
    Плачет где-то
    иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне
    не плачется – на душе светло.
    Следующий
    способ – перекрестная рифмовка – пришелся
    по душе также большому количеству
    пишущей публики.
    Перекрестная
    – рифмовка первого стиха с третьим,
    второго – с четвертым (абаб)
    Хоть схема
    такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее,
    но она более гибка в ритмическом плане
    и позволяет лучше передать необходимое
    настроение. Да и учатся такие стихи
    проще – первая пара строк как бы вытягивает
    из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару
    (в то время, как при предыдущем способе
    все распадается на отдельные двустишия).
    Люблю грозу
    в начале мая,
    Когда весенний
    первый гром,
    Как бы резвяся
    и играя,
    Грохочет в
    небе голубом.
    Третий способ
    – кольцевая (в других источниках –
    опоясанная, охватная) – уже имеет меньшее
    представительство в общей массе
    стихотворений.
    Кольцевая
    (опоясанная, охватная) – первый стих – с
    четвертым, а второй – с третьим.(абба)
    Такая схема
    может даваться начинающим несколько
    сложнее (первая строка как бы затирается
    последующей парой рифмующихся строк).
    Глядел я,
    стоя над Невой,
    Как
    Исаака-великана
    Во мгле
    морозного тумана
    Светился
    купол золотой.
    И наконец,
    сплетенная рифма имеет множество схем.
    Это обще наименование сложных видов
    рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
    Вдали от
    солнца и природы,
    Вдали от
    света и искусства,
    Вдали от
    жизни и любви
    Мелькнут
    твои младые годы,
    Живые
    помертвеют чувства,
    Мечты развеются
    твои.
    В заключение
    полезно отметить, что не всегда следует
    так уж жестко, строго и догматично
    придерживаться неких канонических форм
    и шаблонов, ведь, как и в любом виде
    искусства, в поэзии всегда есть место
    оригинальному. Но, все же, прежде чем
    кидаться в безудержное придумывание
    чего-то нового и не совсем изведанного,
    всегда не мешает удостовериться, что
    ты все-таки знаком и с основными канонами.
    Строфы
    Строфа – от
    греч. strophe – оборот, кружение. На порядке
    расположения рифм в стихах основывается
    такая сложная ритмическая единица
    стихотворных произведений, как строфа.
    Строфа – это
    группа стихов с определенным расположением
    рифм, обычно повторяющимся в других
    равных группах. В большинстве случаев
    строфа являет собой законченное
    синтаксическое целое.
    Наиболее
    распространенными видами строф в
    классической поэзии прошлого были:
    четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей
    из строф является двустишие.
    Существуют
    также строфы:
    онегинские
    балладные
    одические
    сонеты
    лимерики
    Четверостишия
    Четверостишие
    (катрен) – наиболее распространенный
    вид строфы, знакомый всем с раннего
    детства. Популярен из-за обилия систем
    рифмовки.
    Октавы
    Октавой
    называется восьмистишная строфа, в
    которой рифмуется первый стих с третьим
    и пятым, второй стих – с четвертым и
    шестым, седьмой стих – с восьмым.
    Схема октавы:
    абабабвв
    В шесть лет
    он был ребенок очень милый
    И даже, по
    ребячеству, шалил;
    В двенадцать
    приобрел он вид унылый
    И был хотя
    хорош, но как-то хил.
    Инесса
    горделиво говорила,
    Что метод в
    нем натуру изменил:
    Философ юный,
    несмотря на годы,
    Был тих и
    скромен, будто от природы.
    Признаться
    вам, доселе склонен я
    Не доверять
    теориям Инессы.
    С ее супругом
    были мы друзья;
    Я знаю, очень
    сложные эксцессы
    Рождает
    неудачная семья,
    Когда отец
    – характером повеса,
    А маменька
    ханжа. Не без причин
    В отца выходит
    склонностями сын!

  5. Gamer_Pro_Chanel Ответить

    Перейти к теме “Стихотворные размеры”
    Рифма не является обязательным признаком поэзии. Поэтические строки могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, соблюдающая правила того или иного стихотворного размера, называется белым стихом.
    Шёл трамвай десятый номер
    По Бульварному кольцу.
    В нём сидело и стояло
    Сто пятнадцать человек.
    (С.В. Михалков)
    Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха), который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Яркий пример верлибра в русской поэзии – стихотворение А.А. Блока «Она пришла с мороза…».
    Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные.
    Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль
    (А. Блок)
    Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.
    Мой письменный верный стол!
    Спасибо за то, что шёл
    Со мною по всем путям.
    Меня охранял – как шрам
    (М. Цветаева)
    По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки.
    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди.
    Жди, когда наводят грусть
    Жёлтые дожди…
    (К. Симонов)
    В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.
    Слова их скупы и случайны,
    Но взоры ясны и упрямы,
    Им древние открыты тайны,
    Как строить каменные храмы.
    (Н. Гумилёв)
    Однако чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм.
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи ещё хоть четверть века –
    Всё будет так. Исхода нет.
    (А. Блок)
    Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки).
    Ночи безумные, ночи бессонные,
    Речи несвязные, взоры усталые…
    Ночи, последним огнём озарённые,
    Осени мёртвой цветы запоздалые!
    (А. Апухтин)
    Ещё реже встречается гипердактилическая рифма (с ударением на четвёртом от конца строки слоге, т.е. следом за ударным слогом следуют три слога безударных):
    Холод, тело тайно сковывающий,
    Холод, душу очаровывающий…
    (В.Я. Брюсов)
    Корней Чуковский вспоминал, как в 1924 году знаменитый оперный певец Леонид Собинов в споре о сложности дактилических рифм сочинил экспромт о самом себе, использовав и дактилическую и гипердактилическую рифму:
    Ждали от Собuнова
    Пенья соловьиного,
    Услыхали Сoбинова –
    Ничего особенного.
    Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой, а если на согласный – закрытой.
    ===========================================================
    По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок:
    1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб),
    Не дождаться мне, видно, свободы,
    А тюремные дни будто годы;
    И окно высоко над землёй,
    И у двери стоит часовой!
    (М. Лермонтов)
    2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),
    Я не люблю себя, когда я трушу,
    Досадно мне, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более – когда в неё плюют
    (В.Высоцкий)
    3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)
    Когда порой я на тебя смотрю,
    В твои глаза вникая долгим взором:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю
    (М. Лермонтов)
    Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными.
    В огромном городе моём – ночь.
    Из дома сонного иду – прочь.
    И люди думают: жена, дочь, –
    А я запомнила одно: ночь
    (М. Цветаева)
    Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»).
    Когда будете, дети, студентами,
    Не ломайте голов над моментами,
    Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
    Над царями и над президентами,
    Над морями и континентами,
    Не якшайтеся там с оппонентами,
    Поступайте хитро с конкурентами.
    А как кончите курс эмитентами
    И на службу пойдете с патентами –
    Не глядите на службе доцентами
    И не брезгайте, дети, презентами!
    Окружайте себя контрагентами,
    Говорите всегда комплиментами,
    У начальников будьте клиентами,
    Утешайте их жен комплиментами,
    Угощайте старух пеперментами –
    Воздадут вам за это с процентами:
    Обошьют ваш мундир позументами,
    Грудь украсят звездами и лентами!..
    (А. Апухтин)

  6. МиЛ@Я(//ДЕВА4КА//) Ответить

    Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.
    В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три типа рифмы:
    мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть”:
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
    женская рифма, где оно падает на предпоследний.
    дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С.А. Есенина “Русь”, а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
    Потонула деревня в ухабинах,
    Заслонили избёнки леса,
    Только видно, на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
    гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В.Я. Брюсова:
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются…
    Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.

  7. Faurn Ответить

    Понятие о рифме. Виды рифм. Способы рифмовки. Звуковые повторы и их виды(алитерация, ассонанс)
    Ри?фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ?????? — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
    В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:
    мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
    женская рифма, где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина “Жених”: ”
    Везде сребро да злато,
    Всё светло и богато”.
    дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
    Потонула деревня в ухабинах,
    Заслонили избёнки леса,
    Только видно, на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
    гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются…
    Так же рифмы различаются по точности созвучий и способам их создания:
    богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
    Так же в стихосложении выделяется группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:
    ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.
    диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:
    Было
    социализм –
    восторженное слово!
    С флагом,
    с песней
    становилась слева,
    И сама
    на головы
    спускалась слава
    усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
    йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; так в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в данном стихотворении А. С. Пушкина в 1 и 3 строчке:
    Мчатся тучи, вьются тучи;
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна…
    составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2 и 4 строках Н. С. Гумилёва:
    Ты возьмёшь в объятья меня
    И тебя, тебя обниму я,
    Я люблю тебя, принц огня,
    Я хочу и жду поцелуя.
    банальные рифмы, например: любовь — кровь, розы — слёзы, радость — младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
    И вот уже трещат морозы
    И серебрятся средь полей…
    Читатель ждёт уж рифмы «розы»,
    Способы рифмовки
    Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
    Смежная – рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
    Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
    Выткался на озере алый свет зари,
    На бору со звонами плачут глухари.
    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется – на душе светло.
    Следующий способ – перекрестная рифмовка – пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
    Перекрестная – рифмовка первого стиха с третьим, второго – с четвертым (абаб)
    Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще – первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Третий способ – кольцевая (в других источниках – опоясанная, охватная) – уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
    Кольцевая (опоясанная, охватная) – первый стих – с четвертым, а второй – с третьим.(абба)
    Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
    Глядел я, стоя над Невой,
    Как Исаака-великана
    Во мгле морозного тумана
    Светился купол золотой.
    И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабвабввба и др.
    Вдали от солнца и природы,
    Вдали от света и искусства,
    Вдали от жизни и любви
    Мелькнут твои младые годы,
    Живые помертвеют чувства,
    Мечты развеются твои.
    В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
    Звуковые повторы — основной элемент фоники стиха, суть которого заключается в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Основная функция З. п. заключается в обеспечении фонетической выразительности стиха. Примечательно, что в русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.
    По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (“Редеет облаков летучая гряда”, А. С. Пушкин; условное обозначение АВ… АВ), анафора, эпифора, стык (… АВ – АВ…), выделяются также звуковые повторы разложенные (АВ… А… В…) и суммирующие (А… В… АВ), метатетические (АВ… ВА), точные и неточные, двойные и тройные. К звуковым повторам относятся аллитерация, ассонанс, рифма.
    Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
    Подразумевается бо?льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.
    На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).
    Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
    Разновидностью ассонанса в некоторых источниках считают ассонансную рифму, в которой созвучны только гласные, но не согласные. Именно как разновидность рифмы определялся ассонанс, в частности, Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона, отмечавшим по состоянию на конец XIX века, что
    особенно часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие — лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем «Аларкосе». В народной поэзии славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, то есть созвучие гласных и согласных.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *