Как открыть спецсчет на капремонт дома если нет тсж?

15 ответов на вопрос “Как открыть спецсчет на капремонт дома если нет тсж?”

  1. Tokinos Ответить

    Порядок перехода от регионального оператора на специальный счет
    Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 3 месяца после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
    9 сентября 2015 года Мосгордума приняла Закон «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы», упрощающий порядок реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на самостоятельное накопление средств на капитальный ремонт на специальном счете, сократив срок вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и переходе со счета регионального оператора на специальный счет дома до трех месяцев.
    Пошаговый алгоритм:
    Шаг 1. Узнать способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома
    – Проверить наличие дома в перечне многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, – на сайте Фонда капитального ремонта.
    – Проверить для дома способ формирования фонда капитального ремонта (убедиться в отсутствии дома в перечне домов, выбравших способ – на специальном счете) – на сайте Фонда капитального ремонта.
    Шаг 2. Решить какой способ формирования фонда капитального ремонта выбрать собственникам помещений в многоквартирном доме
    Способы формирования фонда капитального ремонта:
    – перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора);
    – перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
    Необходимо знать:
    1) формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора минимизирует работу собственников помещений в многоквартирном доме по организации проведения капитального ремонта, так как обязанность по его организации и проведению полностью перекладывается на регионального оператора, созданного субъектом Российской Федерации;
    2) формирование фонда капитального ремонта на специальном счете предполагает самостоятельную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений;
    3) при желании можно перейти со специального счёта многоквартирного дома на счёт регионального оператора в течении месяца.
    4) переход со счета регионального оператора многоквартирного дома на специальный счет займет три месяца, согласно принятому 9 сентября 2015 года Закону «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы».
    Шаг 3. Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в очной, очной-заочной или заочной форме, а также оформить данное решение протоколом общего собрания
    1) Инициировать собрание собственников помещений в многоквартирном доме, где инициатором может выступать: любой собственник помещения в многоквартирном доме или инициативная группа таких собственников.
    2) Полномочными представителями интересов города Москвы, как собственника помещений в многоквартирных домах, являются Государственные казенные учреждения города Москвы инженерные службы (ГКУ ИС) соответствующих районов города Москвы.
    3) Собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
    4) При получении письменного обращения от собственников помещений в многоквартирном доме организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), обязана в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
    (Порядок проведения собрания закреплен в ст.44-48 ЖК РФ).
    Необходимо учитывать:
    Проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме.
    1) Собрание проводится при совместном присутствии собственников помещений в многоквартирном доме или инициативной группы для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании.
    2) Участники собрания проходят регистрацию, которая фиксируется в реестре и прилагается к Протоколу собрания.
    3) Решения общего собрания собственников помещений принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Количество голосов определяется исходя из общей площади помещения собственника, то есть, чем большей площадью помещений в многоквартирном доме владеет собственник, тем больше у него голосов на собрании.
    4) Учет голосов по вопросам повестки дня ведется и подписывается председателем и секретарем собрания, а также членами счетной комиссии (при ее наличии) и фиксируется в протоколе общего собрания.
    5) Решения общего собрания оформляются протоколом. В целях обеспечения реализации решений общего собрания, рекомендуется составлять протокол в срок не позднее трех дней со дня проведения общего собрания.
    Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в очной – заочной или заочной форме (ст.47-47.1 Жилищного кодекса РФ)
    В случае, если не удалось провести очного голосования на общем собрании (например, отсутствовал кворум), провести голосование собственников можно в очно-заочной или заочной форме, предварительно направив собственникам сообщение о заочном голосовании:
    1) Заочное голосование осуществляется опросным путем посредством передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосовании.
    2) Заочное голосование считается правомочным, если поступило бюллетеней от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Бюллетени учитываются, если они сданы до даты окончания их приема, указанной в сообщении о проведении заочного голосования.
    Составить протокол решения общего собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
    Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
    1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
    2) владелец специального счета;
    Владельцем специального счета может быть:
    1) товарищество собственников жилья;
    2) жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
    3) управляющая компания;
    4) региональный оператор.
    3) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
    Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании могут выбрать любую из кредитных организаций, предлагающую такие банковские услуги и соответствующую критериям Жилищного кодекса РФ, руководствуясь условиями надежности и доходности банка.
    Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным Жилищным кодексом РФ, ежеквартально размещается Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет»: http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp
    Информация о ценовых условиях открытия и обслуживания специальных счетов размещена на сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями: http://www.ubanks.su.
    В случае, если владельцем специального счета выбран региональный оператор и собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
    В этом случае отбор кредитной организации для открытия региональным оператором специального счета для формирования фонда капитального ремонта осуществляется по результатам конкурса (постановление Правительства Москвы от 17.06.2015 №369-ПП).
    В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности (ч.2 ст.173 Жилищного кодекса РФ).
    Собственники формируют фонд капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
    Шаг 4. Владельцу специального счета открыть специальный счет
    Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
    Шаг 5. Уведомить после открытия специального счета в банке (см. шаг 4) о сделанном выборе: Мосжилинспекцию и регионального оператора
    Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по адресу: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 9, строение 1.
    Если владельцем специального счета выбрано ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая компания, то указанная организация в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязана представить в Мосжилинспекцию по адресу: 129090, г. Москва, проспект Мира, д.19, стр.1 уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений и справки банка об открытии специального счета.
    Шаг 6. Направить собственникам помещений в доме уведомление о решениях, принятых очным, очным-заочным или заочным голосованием, не позднее десяти дней со дня их принятия.
    В повестку уведомления следует включить следующие вопросы (ст. 44, п.3.1 ст. 175, ст. 176 Жилищного кодекса РФ):
    О прекращении формирования Фона капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете, в том числе:
    1) о размере ежемесячного взноса на капремонт (он может быть больше или равен минимальному размеру взноса);
    2) о перечне услуг и(или) работ по капремонту (он может быть больше чем в программе/при увеличении размера взноса);
    3) о сроках проведения капитального ремонта (могут быть установлены более ранее, чем в региональной программе/при увеличении размера взноса/при достаточности средств на специальном счете);
    4) о выборе владельца специального счета;
    5) о выборе банка, в котором будет открыт специальный счет (или оставить выбор банка на усмотрение регионального оператора);
    6) решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условии оплаты этих услуг;
    7) о выборе лиц(/а), которые(/ое), уполномочены(/о) действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме.
    Шаг 7. Перечисление региональным оператором денежных средств на специальный счет
    После вступления в силу вступления решения общего собрания собственников помещения о формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и включения Мосжилинспекции многоквартирного дома в реестр специальных счетов Фонд капитального ремонта капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы осуществит перечисление денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме на специальный счет в течении 5 рабочих дней с момента окончания 3-х месячного срока с даты направления решения общего собрания.
    Одновременно с этим Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы направит в адрес владельца специального счета всю имеющуюся документацию о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе, содержащую информацию о начислениях, оплатах и задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника жилого и нежилого помещения (постановление правительства Москвы от 22.12.2015 № 908-ПП).

  2. Ironfont Ответить

    Собственники помещений в МКД могут открыть в банке специальный счет, на котором будут накапливаться взносы на капитальный ремонт, исключительно собственников того дома, жители которого приняли на Общем собрании такое решение.

    Владельцем специального счета может быть:

    товарищество собственников жилья (ТСЖ);
    жилищные кооперативы (ЖК);
    управляющая организация (УО);
    региональный оператор капитального ремонта, созданный субъектом РФ по решению собственников.

    Преимущества специального счета для накопления средств на капитальный ремонт:

    использование взносов, находящихся на специальном счете в банке возможно только на капитальный ремонт дома;
    осуществление Банком контроля (ст.177 ЖК РФ) за целевым расходованием денежных средств со счета позволит собственникам помещений не волноваться о судьбе своих взносов;
    в случае принятия собственниками помещений в МКД решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование услуг и (или) работ, которые не предусмотрены Региональной программой капитального ремонта;
    операции по специальному счету в Банке проводятся без взимания комиссии.

    На специальные банковские счета зачисляются:

    взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками жилья, и проценты, уплаченные за несвоевременную оплату взносов;
    проценты, начисленные Банком на средства, размещенные на специальном счете;
    средства на основании решения собственников жилья в случае смены кредитной организации или смены способа формирования фонда кап.ремонта;
    средства по иным операциям в соответствии с ЖК РФ.

    Тарифный план для обслуживания специального счета

    Для владельцев специального счета для формирования капитального ремонта многоквартирного дома банк ВТБ предлагает Тарифный план для обслуживания специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
    В рамках тарифного плана мы предлагаем владельцам специального счета воспользоваться наиболее востребованными и актуальными операциями и услугами.
    Условия предоставления услуг и проведения операций приведены в разделе Тарифы.

  3. Чувство юмора Ответить

    8. В случае принятия решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца специального счета, признания владельца специального счета банкротом, а также в случае, если управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, являющимися владельцами специального счета, прекращено управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в этом доме либо такое прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрено законодательством или решением суда, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны на общем собрании принять решение о выборе владельца специального счета или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Указанное решение должно быть принято и реализовано не позднее чем в течение двух месяцев с даты прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, прекращения управления многоквартирным домом лицами, являющимися владельцами специального счета и указанными в настоящей части. Дата прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом определяется в соответствии с требованиями статей 162 и 200 настоящего Кодекса.

  4. Байконур Ответить

    В данной статье мы рассмотрим частые вопросы по капитальному ремонту многоквартирного дома. Ответы даны Андреевой Юлией Анатольевной, практикующим юристом, консультантом Ассоциации ТСЖ, ЖСК и ЖК города Санкт?Петербург, соавтора нескольких изданий по вопросам жилищно?коммунального хозяйства.
    – Надо ли проводить собрание ТСЖ наряду с собранием собственников МКД по капитальному ремонту, как рекомендуется в документах администрации?
    – Вопрос о капитальном ремонте решает исключительно собрание собственников: об этом говорится в Жилищном кодексе. Все остальное – вольная трактовка органов власти. Если органы государственной власти все же настаивают на проведении двух собраний и ставят в зависимость от этого получение субсидий для проведения капитального ремонта, то тогда можно провести и оба.
    – В ТСЖ два многоквартирных дома, в которых больше 12 квартир. Необходимо ли проводить собрание собственников МКД, чтобы выбрать способ формирования фонда капитального ремонта: спецсчет, созданный региональным оператором только для нашего дома или общий счет регионального оператора?
    – Если в ТСЖ два дома, а сумма квартир в них больше 30, тогда ТСЖ не может быть владельцем счета. Собственники могут провести общее собрание и принять решение об открытии спецсчета, владельцем которого будет региональный оператор. Либо перейти к региональному оператору на общий счет. Если собственники не будут проводить общее собрание, то их просто переведут к региональному оператору на общий счет.
    – Вправе ли собственники определять подрядную организацию по капитальному ремонту при условии включения данного вопроса в повестку дня?
    – Здесь нужно говорить о двух решениях общих собраний собственников. Первое решение принимается на «вступительном» собрании. На нем решаются вопросы о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взносов, выборе кредитной организации. Второе общее собрание, утверждающее список работ и их стоимость, необходимо провести в год, который предшествует году проведения капитального ремонта. Если дом накапливает средства у регионального оператора на общем счете, тогда именно региональный оператор предлагает варианты. А собственники на общем собрании принимают либо не принимают предложения управляющей компании по видам и стоимости работ. Если собственники накапливают денежные средства на специальном счете, то они вправе сами определить подрядную организацию.

    – Могут ли собственники выбрать управляющую компанию уполномоченным лицом, чтобы она в дальнейшем представляла интересы собственников перед региональным оператором? Какие механизмы осуществления этого протокола, решения, регламента?
    – Могут. Но тогда возникает вопрос, какие полномочия будут возложены на управляющую компанию. Это можно прописать в протоколе общего собрания. В нем нужно указать, какие полномочия предоставляются данной управляющей компании.
    – Могут ли собственники, которые открыли специальный счет с непосредственным способом управления у регионального оператора, выбрать подрядную организацию, стоимость капитального ремонта, очередность?
    – Если собственники выбирают в качестве способа формирования фонда капитального ремонта регионального оператора, значит, предполагается общий счет. Следовательно, они уже не выбирают подрядную организацию. Всё будет делать региональный оператор. Если собственники открывают спецсчет, а в качестве владельца счета выбирают регионального оператора, то все решения принимают собственники независимо от способа управления. В этом случае управляющая компания должна предоставить свои предложения по проведению ремонта и его стоимости не позже, чем за 3 месяца до окончания года, предшествующего тому, в котором должен производиться ремонт по региональной программе. Собственникам необходимо решить все эти вопросы на втором собрании ближе к капитальному ремонту.
    – Кто может быть стороной кредитного договора, если собственники при спецсчете и непосредственном способе управления хотят сделать капремонт сейчас, а не через 10 лет?
    – Необходимо решение общего собрания собственников о том, что будет заключен кредитный договор. На общем собрании нужно выбрать уполномоченного для подписания кредитного договора. Уполномоченный будет его подписывать от лица собственников, что следует отразить в самом кредитном договоре.
    – В каком государственном муниципальном органе можно узнать о списке домов, включенных в региональную программу?
    – Можно обратиться в жилищный комитет, администрацию или департамент ЖКХ в вашем городе. Можно посмотреть, какие департаменты и комитеты есть на сайте администрации города. Также можно позвонить в администрацию по вашему району и узнать, где эти вопросы рассматриваются, по каким телефонам горячей линии.

    – Могут ли собственники, у которых свой специальный счет с минимальными взносами, использовать деньги на капитальный ремонт раньше сроков, прописанных в региональной программе?
    – Могут. Если принято решение общего собрания о проведении работ, все вопросы по поводу оплаты, выбора подрядных организаций, заключения договора будут в нем прописаны. Предоставив эти документы в банк, вы сможете перечислить денежные средства на оплату работ.
    – Могут ли собственники до включения их домов в региональную программу самостоятельно собирать деньги на капремонт на своем счете или на счете управляющей компании?
    – Конечно же, могут. Это должно быть решение общего собрания. Стоимость этих сборов должна быть прописана. Денежные средства можно хранить либо на счете управляющей компании, либо на своем счете.
    – Можно ли в региональном законе прописать, что размещение проекта договора на организацию капитального ремонта на официальном сайте является офертой к его заключению собственниками, по которому местное самоуправление приняло решение о формировании фонда на счете регионального оператора?
    – Можно, но собственники все равно должны дать свое согласие или несогласие к тому, чтобы данный договор подписывать и инициировать, уполномочивать кого-то к подписанию.
    – В Жилищном законодательстве прописано, что собственники помещений выбирают способ накопления средств на капитальный ремонт, также собственники обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт. Участники долевого строительства не имеют права принимать участие в голосовании и не обязаны платить взносы на капитальный ремонт?
    – Участники долевого строительства – еще не собственники. Собственниками граждане считаются с того момента, как право зарегистрировано в Росреестре, и у них есть основной документ ­ – свидетельство о праве собственности с присвоенным кадастровым номером. Собственники долевого строительства начинают вносить плату за коммунальные услуги с момента подписания акта приема-передачи квартир, не дожидаясь регистрации в Росреестре, но это у них прописано в договоре. Если в договоре долевого строительства не указан капитальный ремонт, то собственники не обязаны платить до регистрации права собственности. Если взносы на капремонт дополнительно прописаны, тогда по договору их необходимо платить.
    – Что лучше для сбора дополнительных средств на содержание спецсчета: применение агентского договора либо открытие дополнительного расчетного счета?
    – Заключение агентского договора подразумевает только начисление взносов на капитальный ремонт, взыскание задолженностей, слежение за этой задолженностью. Такой договор будет подписан между региональным оператором, управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК в том случае, если собственники перешли к региональному оператору. Если собственники открыли специальный счет, то агентский договор не нужен, потому что владелец счета выбран. Владельцем счета может быть ТСЖ, ЖСК, региональный оператор.
    – Какую схему оплаты выбрать для нового дома?
    – Новый дом ничем не отличается от старого. Если право собственности уже зарегистрировано, то начисления для нового дома проводят как обычно, а собственники обязаны вносить плату за капитальный ремонт.

    – Какие есть минусы спецсчета, открытого на капитальный ремонт у регионального оператора?
    – Имеется в виду спецсчет, где региональный оператор выбран в качестве владельца счета. Спецсчет подразумевает, что один дом – один счет, но им распоряжается региональный оператор, потому что других владельцев не было (например, нет ЖСК или ТСЖ, а только управляющая компания; либо ТСЖ управляет несколькими домами и не может быть владельцем счета). Сложности будут при взаимодействии с региональным оператором. Если же открывается общий счет, выбирается региональный оператор как способ формирования фонда. В этом случае будет невозможно выбрать подрядную организацию самостоятельно, а также провести капитальный ремонт или получить денежные средства до срока, установленного региональной программой.
    – При формировании фонда на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор, необходимо ли вести учет по поступлениям каждого собственника? Кто осуществляет контроль за поступлением?
    – Если владельцем специального счета является региональный оператор, то он и производит контроль, следит за состоянием расчета, выставленных и полученных счетов, за поступлениями и долгами. Региональный оператор отчитывается в органы государственной власти по субъекту по поводу этих денежных средств. Но иногда эти обязанности путем заключения агентского договора возлагают на ТСЖ, ЖСК, управляющие компании. В данном случае все будет решаться договором: учет будет вести тот, кто прописан обязанным. Контроль за этим осуществляют органы власти субъекта и Жилищная инспекция.
    – Как правильно вести подсчет голосов на общем собрании собственников: исходя из количества квартир и количества нежилых помещений или исходя из площади помещений, находящихся в общей площади дома?
    – Исключительно исходя из площади помещений. Участвовать в собрании должны собственники и жилых, и нежилых помещений, входящих в многоквартирный дом. Поквартирно голосуют только члены ЖСК при проведении общего собрания членов ЖСК.

    – Дом обслуживается управляющей компанией. Вступили в региональную программу. Через год решили организовать ТСЖ или ЖСК. Можно в этом случае выйти из региональной программы и открыть специальный счет?
    – Это не зависит от того, кто обслуживает дом. Если в доме ТСЖ или ЖСК, вопрос об открытии специального счета решают собственники. Если дом обслуживается управляющей компанией, то собственники могут в данный момент уйти к региональному оператору на общий счет. А создав ТСЖ, они смогут потом перейти на специальный счет и владельцем выбрать ТСЖ. Но это решение вступит в силу только через два года с момента отправки региональному оператору. Сейчас собственники, поскольку у них управляющая компания, могут выбрать специальный счет с владельцем – региональным оператором. Тогда счет у них будет свой, и, создав ТСЖ, собственники смогут поменять владельца специального счета. И здесь этого двухгодичного срока не предусмотрено.
    – Региональный оператор несет расходы на ведение счета и при общем, и при спецсчете?
    – Да, владелец счета несет расходы по ведению счета. Из полученных средств на капитальный ремонт эти расходы вести нельзя.
    – ТСЖ. С первого дня мусоропровод не работает по решению общего собрания. Можно ли это помещение сдать в аренду, сделав ремонт? Как это сделать лучше: по договору аренды или присоединения? Есть возможность не платить налоги как за коммерческую деятельность?
    – Да, можно сделать ремонт и сдать в аренду на 11 месяцев без регистрации по решению общего собрания собственников. Заключается договор аренды. От доходов сдачи в аренду какие-то налоги, скорее всего, платить вам придется.
    – ТСЖ. Никто не хочет быть в ревизионной комиссии. Обязательно ли ее иметь?
    – Обязательно иметь ревизора или ревизионную комиссию.
    – Один дом, один подъезд, 15 этажей, подвал продан. Проблема с канализацией, пол в подвале вскрыли, оказалось несовпадение проекта с действительностью. Кто виноват: застройщик или собственник подвала? Кто должен оплачивать ремонт подвала?
    – Кто виноват, можно установить только посредством проведения экспертизы. Если экспертиза покажет, что виноват застройщик, значит, требования нужно предъявлять к застройщику. Если виноват собственник подвала, который сделал переоборудование, перепланировку, тогда материальные претензии необходимо будет предъявлять к собственнику как к виновной стороне.
    – Если в доме более 30 квартир, то владельцем спецсчета будет региональный оператор?
    – Если ТСЖ управляет несколькими многоквартирными домами, сумма квартир которых более 30, то ТСЖ не может быть владельцем специального счета. Если ТСЖ управляет только одним многоквартирным домом, то без разницы, сколько квартир в вашем доме. ТСЖ имеет право быть владельцем специального счета.
    – Общий водный стояк в доме. Отпал хомут, доступа в санитарный шкаф нет. Затопило две нижние квартиры. Кто виноват? Нужно ли отправить всем собственникам уведомление о доступе в санитарные шкафы, где находится общедомовое имущество?
    – Нужно, даже если у вас нет доступа, и вы на это повлиять не можете. Водяной стояк в вашем случае является общедомовым имуществом, и управляющая компания несет ответственность за него, как и за любое общедомовое имущество.
    – Какие полномочия есть у управляющих компаний при региональном операторе, кроме квитанций и начислений?
    – Квитанции и начисления управляющая компания делает только в том случае, если она заключила агентский договор с региональным оператором. Если этого договора нет, то и управляющая компания никаких квитанций, начислений и взысканий делать не должна. Управляющая компания должна только представить собственникам свои предложения, рекомендации по проведению капитального ремонта не позднее трех месяцев до окончания года, предшествующего году капитального ремонта. Больше управляющая компания в этих вопросах никак не затронута.
    – Какими полномочиями обладает региональный оператор, являясь владельцем специального счета?
    – Как и любой другой владелец счета, региональный оператор открывает счет, следит за платежами, поступлением денежных средств, выставляет квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт, взыскивает задолженности, несет расходы по ведению этого специального счета.
    – Правомочно ли общее собрание собственников новостройки до получения свидетельства о праве собственности данными лицами на квартиры при решении вопросов о выборе управляющей организации, определения размера платы на капитальный ремонт?
    – Собрание собственников проводится собственниками. В данном случае у вас еще нет свидетельств о праве собственности. В этом может быть загвоздка при решении вопроса о легитимности общего собрания собственников.

    – Собственник нежилого помещения. Помещение пристроено к жилому дому. Что будет являться общедомовым имуществом? Если собственник нежилого помещения будет вынужден провести капитальный ремонт, то возможно ли в дальнейшем возместить расходы на капитальный ремонт за счет регионального оператора или счета ТСЖ и каким образом?
    – За капитальный ремонт должны платить собственники как жилых, так и нежилых помещений. Что включено в состав общедомового имущества вашего многоквартирного дома, нужно определять по технической документации (технический или кадастровый паспорт). Если собственник нежилого помещения провел капитальный ремонт в своем помещении, то это исключительно его дело. Если же он провел какие-то виды работ по тому, что принадлежит к общему имуществу, то он не имел права это делать, так как все виды работ утверждаются решением общего собрания, а не конкретного собственника. Либо вопрос решается на общем собрании, либо собственник делает это просто за свой счет, потому что общее собрание и собственники других помещений не принимали решение о расходах. Собственник не может решить вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества единолично, затратить денежные средства, а потом предъявить их ко взысканию всем остальным.
    – Нужна ли доверенность от собственников для того, чтобы уполномочить управляющую компанию, или достаточно протокола две трети?
    – В протоколе нужно решить вопрос о том, что управляющая компания уполномочена на совершение каких-либо действий, прописать четко название управляющей компании, кому и какие предоставляются полномочия. Можно в дальнейшем везде показывать этот протокол, выписку из протокола, копию этого протокола как доказательство уполномочивания. Также можно выбрать уполномоченного от лица собственников для подписания доверенности управляющей организации на совершение этих действий. Лицо, которое собственники выберут, подпишет доверенность, просто она будет без печати.

    Вам также может быть интересно:

    Капитальный ремонт общего имущества
    Общие собрания собственников по вопросам капремонта
    Фонд капитального ремонта

  5. Drelagar Ответить


    Алгоритм создания спецсчета в банке на капитальный ремонт многоквартирного дома.
    Многие собственники жилья в многоквартирных домах Кирова как обычно вносят плату за капремонт на счет регионального оператора и до сих пор не знают, что есть и другой, более надежный и реально достижимый путь – создание спецсчета на капремонт дома. И удачных примеров использования спецсчета на капитальный ремонт дома в нашем городе становится, вместе с работой нашей компании, всё больше и больше.
    Течет крыша и вода подтапливает квартиры. Ремонт системы водоснабжения. Ремонт стояков. Ремонт фасада с его утеплением. Ремонт цоколя дома. Благоустройство придомовой территории. Ремонт коммуникаций дома в подвальном помещении. Варианты капитального ремонта в доме есть и их много!
    Но как открыть специальный счет вашего многоквартирного дома, перестать зависеть от регионального оператора и получить капремонт в ближайшее время, а не через 10-20 лет?
    Нужно провести собрание собственников жилья вашего многоквартирного дома. Активист и любой собственник имеет право созвать внеочередное собрание собственников жилья.
    На собрании поставить вопрос об открытии спецсчета и определить владельца этого счета. Поскольку владельцем спецсчета может быть только юридическое лицо, то им может стать либо ТСЖ, либо ТСН, либо УК. Мы поможем его создать!
    Перед собранием этим нужно договориться с ТСЖ, либо с управляющей компанией об открытии спецсчета и его дальнейшем сопровождении. А также обсудить стоимость этой услуги.
    На собрании уполномочить лицо, которое будет распоряжаться этим спецсчетом (ставить подпись на платежном документе).
    По результатам общего собрания собственников, необходимо составить протокол, в котором отобразить все вопросы и подписать его. Аспекты вопросов, отражаемых в протоколе ОСС, часто меняются, поэтому актуальность их необходимо проверять согласно главы 15 ЖК РФ, регионального законодательства.
    После уполномоченное лицо вместе с председателем ТСЖ, ЖСК, ЖК, ФКР либо с представителем УК отправятся в аккредитованный банк и откроют спецсчет.
    После открытия счета, владелец спецсчета, вместе с протоколом и справкой об открытии счета, лично уведомляет орган государственного жилищного надзора о выбранном способе формирования фонда капремонта дома (Ст. 172 ЖК РФ)
    Регоператор обязан перевести все денежные средства, собираемые с жильцов этого конкретного дома на их спецсчет через 1 год и в случае если нет задолженности.
    В случае, если владельцем специального счета выбран Региональный оператор (возможен для всех способов управления домом – товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, управляющая компания, непосредственное управление):
    • собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес Регионального оператора протокол общего собрания, которым оформлено это решение;
    • Региональный оператор обращается в кредитную организацию, выбранную собственниками помещений (или выбранную региональным оператором в случаях, указанных Жилищным кодексом РФ), для открытия на свое имя специального счета и предъявляет оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений и другие документы, предусмотренные банковскими правилами.
    Региональный оператор в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета предоставляет в Государственную жилищную инспекцию области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания о принятии собственниками решений, предусмотренных Жилищным кодексом РФ (ч. 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ), справки банка об открытии специального счета.
    После того, как открывается спецсчет, жильцы вправе устанавливать сроки проведения капремонта в своем доме и не зависеть от желания власти.
    Также общим собранием принимается решение о необходимости капремонта того или иного элемента здания.
    Чтобы открыть спецсчет, необходимо прежде всего, желание всех жильцов открыть спецсчет (50% всех жильцов) сделать ремонт в собственном доме как можно быстрее (2/3 всех жильцов) и контролировать расходы собственных собранных денег.
    Алгоритм не самый быстрый и достаточно затратный по времени и усилиям активных жильцов дома. И наша компания «Центр организации капитального ремонта» оказывает все услуги по подготовке, организации и проведению капитального ремонта вашего дома. Мы поможем жильцам дома на всех этапах открытия спецсчета, решим множество правовых, юридических и финансовых вопросов, а уже затем качественно выполним любой вид запланированного капремонта в самое ближайшее время.
    А наш банк-партнер бесплатно откроет и будет бесплатно обслуживать этот спецсчет!
    Если есть вопросы, мы обсуждаем их вместе с вами каждый вторник и четверг в нашем офисе на Мельникова 20А, а записаться можно ежедневно по тел. 32-82-28 или по бесплатному номеру 8.800.55-130-13.
    О капремонте дома заботы берем на себя!

  6. Xameleon_007 Ответить

    Д.П. Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»
    (опубликовано в журнале “Председатель ТСЖ” №12 (74) 2013)
    В данной статье не будут рассматриваться все аспекты открытия и использования специального счета, регулированию которого посвящена специальная глава 16 «Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете» (ст.ст. 175-177 ЖК РФ). В статье будет рассматриваться только один вопрос: кто может открывать спецсчет. Дело в том, что не только у простых собственников помещений, но и у опытных экспертов и практиков, у чиновников вольно или невольно возникли затруднения в понимании этого вопроса, а значит, ставится под вопрос перспектива распространения такого, как представляется, очень нужной и полезной модели формирования фонда ремонта МКД.
    В новом разделе IX ЖК РФ преобладает административная модель финансирования капремонта. Данный раздел вносила группа депутатов, которая достаточно близка к исполнительной власти. Но текст проекта федерального закона готовили специалисты Государственной корпорации «Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства». Сейчас это не имеет практического значения, но объясняет почему все же рыночный подход, ориентированный на самостоятельное распоряжение собственниками помещений в МКД средствами фонда ремонта, урегулирован так, что его трудно реализовать. Дело в том, вся практика реализации закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» строилась на принятии решений органами государственной власти субъектов РФ, главным образом в региональной программе, а всем остальным (общим собраниям собственников помещений в МКД, ТСЖ/ЖСК/ЖК, управляющим организациям) отводилась роль статистов. Такое же «реформирование» реформаторы решили воспроизвести и в новом регулировании порядка финансирования и проведения капремонта МКД.
    С большим трудом в принятый 08.06.2012 г. в первом чтении текст законопроекта по рассматриваемому вопросу при подготовке ко второму чтению удалось включить альтернативную модель формирования фонда ремонта МКД на спецсчете. Саму идею спецсчета, денежные средства на котором принадлежат не владельцу счета, а собственникам помещений в МКД на праве общей долевой собственности позаимствовали из внесенного тогда еще Президентом Д.Медведевым проекта ФЗ № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Точнее, в данном законопроекте было предложено несколько новых видов банковских счетов, в которых владелец счета и собственник средств на счете были разными лицами. С учетом необходимости предусмотреть возможность изменения собственниками помещений способа управления МКД, длительных сроков между ремонтами различных элементов общего имущества, сложившегося тренда на «кошмаривание» ТСЖ и управляющих организаций, угрозы их банкротства Институтом экономики города было решено предложить адаптировать к потребностям финансирования капремонта МКД содержащийся в поправках в гл. 45 ГК РФ «Банковский счет» нового параграфа 3 «Номинальный счет», назвав такой счет специальным. Поскольку законопроект № 47538-6 разбили на части и положения о банковских счетах на сегодняшний день еще не приняты, то это было правильное решение. Уже 25 декабря 2012г. принятым законом № 271-ФЗ ЖК РФ был дополнен разделом IX, который предусматривал регулирование правового статуса специального счета.
    Почему реализация на практике этой модели может быть, к сожалению, затруднена? Потому, что неискушенные правоприменители и хитрые чиновники считают, что специальный счет могут открывать только ТСЖ и ЖСК.

    При внимательном прочтении ЖК РФ…
    На самом деле, спецсчета можно открывать не только при способе управления домом ТСЖ/ЖСК, но и при управлении домами управляющей организацией, и даже при непосредственном управлении собственниками помещений в МКД. Если не понимать такую возможность, не верить в ее реализуемость, не предпринимать для этого необходимые шаги, то взносы за капремонт подавляющего числа МКД попадут в “общий котел” регионального оператора и будут перераспределяться им с одних домов на другие. При хроническом дефиците на всех уровнях бюджетных средств на финансирование капремонта МКД такая модель проектировалась и воплощена в РФ, в качестве доминирующей. Есть желание ее потеснить.
    Итак, давайте рассмотрим две статьи нового раздела IX ЖК РФ, которые содержат возможность формирования фонда ремонта МКД на спецсчете на один конкретный дом при всех трех способах договора управления. На что нужно обратить внимание при изучении ЖК РФ.
    Во-первых, читающих нормы нового раздела IX ЖК РФ сбивает с толку то, что не каждый замечает важное различие: в одной части норм, регулирующих вопросы зачисления взносов на капремонт, речь идет о специальном счете[1], а в другой части норм упоминаются простые расчетныесчета (не специальные), на которые перечисляться взносы[2], а также нормы, в которых указываются оба вида счетов[3]. При этом, это совершенно разные счета. Простой расчетный счет – это обычный текущий расчетный счет, владелец которого является и собственником средств на нем. О его правовой природе в ЖК РФ нет ни слова. Правовой режим такого расчетного счета урегулирован в гл. 45 и 46 ГК РФ. Совсем другой правовой статус у специального счета. Гражданско-правовые нормы о принадлежности средств на нем, об особенностях его открытия и закрытия, о допустимых банковских операциях сегодня содержатся только в ЖК РФ[4]. Причем, как будет подробнее разъяснено далее, под владельцем спецсчета в разделе IX ЖК РФ понимается не только ТСЖ или ЖСК, но и региональный оператор, а под владельцем простого расчетного счета упоминается только региональный оператор. На эту особенность нужно обращать внимание в каждой норме раздела IX ЖК.
    Первой и самой главной нормой, которая дает ответ на вопрос о том, кто может быть владельцем спецсчета является ст. 175 ЖК РФ «Специальный счет». В части второй этой статьи установлено, что «владельцем специального счета может быть:
    1) ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном МКД или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
    2) осуществляющие управление МКД жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив».
    Из этой нормы мы понимаем, какие ТСЖ могут быть владельцами спецсчета:
    а) ТСЖ, созданное собственниками помещений в одном МКД. Это обычное однодомовое ТСЖ, как управляющее МК без привлечения управляющей организации, так и заключающее договор управления со сторонней организацией;
    b) ТСЖ, созданное собственниками помещений в нескольких МКД, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Это определение товариществ, требования к которым установлены в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ. Причем, если ЖК РФ и другие федеральные законы не потребовали ликвидации созданных до 17 июня 2011г. многодомовых товариществ, то ст. 175 лишает такие «старые» многодомовые ТСЖ открывать спецсчета и быть их владельцами. Я считаю, что это правильно с учетом того, что общее имущество может быть только в одном МКД, а никакого «междомового» общего имущества (общих сетей, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, «общего» земельного участка) не существует. Но речь не об этом. Есть четкое ограничение в отношении того, какие многодомовые ТСЖ могут открывать спецсчета;
    c) жилищный кооператив. Это понятие вопросов не вызывает. Такие кооперативы действуют в соответствии с нормами раздела V ЖК РФ;
    d) иной [помимо жилищного и жилищно-строительного кооператива] специализированный потребительский кооператив. Единственное, что можно сказать в отношении таких кооперативов, то это то, что согласно ч. 5 ст. 110 ЖК РФ под специализированными потребительскими кооперативами нужно понимать кооперативы, «создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами». Единственно теоретически возможным видом кооператива, который можно отнести к числу специализированных потребительских кооперативов являются жилищные накопительные кооперативы, которые функционируют в соответствии со специальным законом № 215-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах».
    Некоторые считают, что употребленное в отношении вышеуказанных организаций уточнение «осуществляющее(ий) управление многоквартирным домом» сделано для того, чтобы обозначить товарищества или кооперативы «на самоуправлении», которые не заключают договоры управления МКД. По мнению автора, это ошибочное понимание.

    Когда ТСЖ является управляющей организацией?
    В соответствии с разделом VI ЖК РФ любое товарищество осуществляет управление МКД, оно для этого и создается (см. ч. 1 ст. 135, п. 2 ст. 138). Согласно части 22 ст. 161 ЖК РФ при заключении договора управления с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг. Само заключение договора управления товариществом или кооперативом является элементом управления домом. При этом товарищество и кооператив не передают свои функции по управлению. Они просто нанимают специализирующуюся на такой деятельности организацию, чтобы она за плату выполняла определенные управленческие действия, так сказать, параллельно, проводя системный мониторинг качества результатов управления управляющей организацией. И способ управления при этом не случайно не изменяется и не переименовывается. То, что контроль является функцией управления, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений. Осуществляя контроль за управляющей организацией ТСЖ и ЖСК продолжают управлять домом. При выявлении серьезных ошибок управляющей организации, правление ТСЖ и ЖСК может применить к управляющей организации гражданско-правовые санкции и даже расторгнуть договор.
    Но помимо контроля любое ТСЖ(ЖСК, ЖК) определяют смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, устанавливают на основе принятых смет доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с их долями в праве общей собственности на общее имущество в МКД (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Несмотря на заключение договора управления в ТСЖ и ЖСК должны проходить общие собрания членов таких организаций, выбираться члены правления, председатели, заслушиваться их отчеты, составляться планы. Конечно, при наличии договора управления все управленческие действия органов управления ТСЖ и ЖСК должны осуществляться с учетом того, что товарищество или кооператив привлекли управляющую организацию. Но в ЖК РФ есть только одно положение, упраздняющее при заключении договора управления МКД функцию ТСЖ и ЖСК. Это освобождение их от предоставления коммунальных услуг. Такое последствие вытекает из ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. Но контроль за качеством предоставления коммунальных услуг, как управленческая функция, остается и прямо указан в ч. 22 ст. 161 ЖК РФ.
    Ради справедливости нужно сказать, что в практике достаточно часто бывают ситуации, когда ТСЖ не управляет домом. Это массовые случаи создания ТСЖ «с нулевым балансом». Они часто создавались для включения в муниципальные и региональные программы капремонта при реализации закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В этих ТСЖ уже давно кончились полномочия членов правления и председателя, не созываются и не проводятся общие собрания членов ТСЖ, не принимаются годовые сметы, на заслушиваются отчеты, не работаю ревизионные комиссии, плата за содержание и ремонт общего имущества в МКД (язык не поворачивается назвать это взносами членов ТСЖ) вносится не на банковский счет ТСЖ, а на счет управляющей организации… Такие ТСЖ не управляют многоквартирными домами. Это псевдо ТСЖ, фантомы. Они существуют только на бумаге, в ЕГРЮЛ. Они совсем не работают и, поэтому только в отношении таких ТСЖ можно считать, что они не управляют МКД. Способ управления многоквартирными домами такими ТСЖ не реализован на практике. Поэтому они не могут открывать специальные счета. Конечно, их можно реанимировать и легализовать. Но для этого нужны желание, силы и время. А последнего сейчас очень-очень мало, чтобы успеть принять решение о выборе модели формирования фонда капремонта и реализации такого решения до окончания двухмесячного срока со дня вступления в силу региональной программы капремонта.

    Выводы
    Для вывода о том, что спецсчет может открываться не только указанными выше организациями необходимо внимательно изучить и понять ч. 3 ст. 175 ЖК РФ. Дословно она изложена так:
    «3. Собственники помещений в МКД вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета».
    Представляется, что ч. 3 ст. 175 ЖК РФ устанавливает возможность открытия специального счета региональным оператором без какого-либо ограничения, т.е. при всех способах управления. Для такого вывода достаточно поставить ряд вопросов и найти на них логичные ответы.
    Собственники помещений в каком МКД вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета?
    Существуют ли в ч. 3 ст. 175 или в других нормах кодекса какие-либо ограничения или уточнения в отношении МКД, собственники помещений в котором вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца спецсчета?
    Мой ответ на первый из поставленных вопросов: в любом МКД, независимо от реализуемого в нем способа управления. Действительно, в случае, если правление ТСЖ или ЖСК и его председатель не пользуются у собственников помещений в доме полным и безоговорочным доверием, то собственники помещений на общем собрании могут принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Этому ничего не мешает. Ведь открытие специального счета только ТСЖ или ЖСК не предписывается ст. 175 ЖК РФ. В этой норме сказано, что «владельцем специального счета может быть…» в смысле может быть, если собственниками помещений будет принято такое решение.
    На второй вопрос я отвечаю так: какие-либо условия, ограничивающие возможность выбора собственниками помещений в МКД регионального оператора в качестве владельца спецсчета в ЖК РФ отсутствуют. В частности, нет ни одного основания полагать, что ч. 3 ст. 175 имеет в виду МКД, в котором реализован способ управления многоквартирным домом ТСЖ или ЖСК. Поэтому я делаю вывод, что выбор собственниками помещений в многоквартирном доме регионального оператора в качестве владельца специального счета возможен при любом способе управления.
    Данный вывод подтверждается п. 2 ч. 1 ст. 180 «Функции регионального оператора». Согласно этой норме, функциями регионального оператора являются: «открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета». Что можно добавить?
    То есть, при направлении региональному оператору представителем дома (например, председателем совета МКД) протокола общего собрания собственников помещений, в котором содержится принятое законно решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета региональный оператор обязан открыть такой счет. Обратите внимание на то, что в этой норме также нет никакой оговорки, что это возможно только при способе управления ТСЖ/ЖСК, как это иногда преподносят.
    Если изложенная аргументация принимается, то сейчас, не теряя ни одного дня нужно готовиться к проведению общего собрания собственников помещений о выборе модели формирования фонда ремонта МКД. Одновременно нужно объяснять соседям по дому, коллегам и чиновникам, с которыми приходится общаться о том, что специальные счета можно открывать при любом способе управления. При этом статус регионального оператора в отношении спецсчета точно такой же, как статус ТСЖ или ЖСК. Никакого риска в открытии специального счета региональным оператором нет.Суммы взносов бессрочно будут накапливаться на спецсчете, если только собственники (не владелец!) примут решение о замене банка, в котором открыт спецсчет. На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета ТСЖ/ЖСК или регионального оператора. В случае признания владельца спецсчета банкротом денежные средства, находящиеся на спецсчете, не включаются в конкурсную массу. Единственно, с такого счета могут быть списаны средства, связанные с обязательствами собственников помещений в МКД, вытекающими из отношений по капремонту многоквартирных домов. Это представляется справедливым.
    Такая разъяснительная работа поможет собственникам в большем числе домов принять решение о выборе модели спецсчета. При этом необходимо объяснять, что государственная и муниципальная помощь, если она будет, то будет предоставляться при обоих моделях на одинаковых условиях. Это прямое требование ч. 2 ст. 191 ЖК РФ.
    Если средства взносов перечисляемые на простой расчетный счет регионального оператора попадают в его собственность, то средства взносов, перечисленные на спецсчет (не важно, кто его открыл и является владельцем счета: ТСЖ/ЖСК или региональный оператор) являются общей долевой собственностью всех собственников помещений и не направляются в «общий котел». А это залог самостоятельных рациональных решений, возможность проводить капремонт не тогда, когда «прозвенел звонок» и согласно региональной программе капремонта обязательно нужно делать ремонт МКД. При реализации модели спецсчета целесообразно и возможно максимально оттягивать ремонт до момента, когда его проведение необходимо не по формальным основаниям (настает плановый год проведения ремонта), а исходя из фактической нуждаемости дома в ремонте.
    Такую возможность необходимо создавать в самое ближайшее время путем выбора модели формирования фонда ремонта на специальном счете, что возможно при любом способе управления МКД.

  7. Faulmaran Ответить

    Напомним, что закон Липецкой области «о капитальном ремонте» (а вместе с ним и федеральное законодательство) предлагает собственникам квартир два пути формирования счетов на проведение капитального ремонта в их домах. Это областной Фонд капитального ремонта и спецсчет, на котором накапливаются средства каждого отдельного дома. Если о принципе работы фонда капремонта уже известно многое, то тема спецсчета оставалась «за кадром». Дальнейший текст, подготовленный экспертами фонда «Институт экономики города», поможет вам разобраться в некоторых тонкостях этого вопроса.
    Спецсчета можно открывать не только при способе управления домом ТСЖ/ЖСК (жилищно-строительный кооператив), но и при управлении домами управляющей организацией, и даже при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме (далее МКД). Если не понимать такую возможность, не верить в ее реализуемость, не предпринимать для этого необходимые шаги, то взносы за капремонт подавляющего числа МКД попадут в “общий котел” регионального оператора и будут перераспределяться им с одних домов на другие. При хроническом дефиците на всех уровнях бюджетных средств на финансирование капремонта МКД такая модель проектировалась и воплощена в РФ, в качестве доминирующей. Есть желание ее потеснить.
    Итак, давайте рассмотрим две статьи нового раздела IX ЖК РФ, которые содержат возможность формирования фонда ремонта МКД на спецсчете на один конкретный дом при всех трех способах договора управления. На что нужно обратить внимание при изучении ЖК РФ.
    Во-первых, читающих нормы нового раздела IX ЖК РФ сбивает с толку то, что не каждый замечает важное различие. В одной части норм, регулирующих вопросы зачисления взносов на капремонт, речь идет о специальном счете, а в другой упоминаются простые расчетные счета (не специальные), на которые перечисляться взносы, а также нормы, в которых указываются оба вида счетов. При этом это совершенно разные счета. Простой расчетный счет – это обычный текущий расчетный счет, владелец которого является и собственником средств на нем. О его правовой природе в ЖК РФ нет ни слова. Правовой режим такого расчетного счета урегулирован в главах 45 и 46 ГК РФ. Совсем другой правовой статус у специального счета. Гражданско-правовые нормы о принадлежности средств на нем, об особенностях его открытия и закрытия, о допустимых банковских операциях сегодня содержатся только в ЖК РФ. Причем, как будет подробнее разъяснено далее, под владельцем спецсчета в разделе IX ЖК РФ понимается не только ТСЖ или ЖСК, но и региональный оператор, а под владельцем простого расчетного счета упоминается только региональный оператор. На эту особенность нужно обращать внимание в каждой норме раздела IX ЖК.
    Первой и самой главной нормой, которая дает ответ на вопрос о том, кто может быть владельцем спецсчета является статья 175 ЖК РФ «Специальный счет». В части второй этой статьи установлено, что «владельцем специального счета может быть:
    1) ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном МКД или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
    2) осуществляющие управление МКД жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив».
    Из этой нормы мы понимаем, какие ТСЖ могут быть владельцами спецсчета:
    а) ТСЖ, созданное собственниками помещений в одном МКД. Это обычное однодомовое ТСЖ, как управляющее домом без привлечения управляющей организации, так и заключающее договор управления со сторонней организацией;
    б) ТСЖ, созданное собственниками помещений в нескольких МКД, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Это определение товариществ, требования к которым установлены в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ. Причем, если ЖК РФ и другие федеральные законы не потребовали ликвидации созданных до 17 июня 2011 года многодомовых товариществ, то статья 175 лишает такие «старые» многодомовые ТСЖ возможности открывать спецсчета и быть их владельцами. Я считаю, что это правильно с учетом того, что общее имущество может быть только в одном МКД, а никакого «междомового» общего имущества (общих сетей, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, «общего» земельного участка) не существует. Но речь не об этом. Есть четкое ограничение в отношении того, какие многодомовые ТСЖ могут открывать спецсчета;
    в) жилищный кооператив. Это понятие вопросов не вызывает. Такие кооперативы действуют в соответствии с нормами раздела V ЖК РФ;
    г) иной (помимо жилищного и жилищно-строительного кооператива) специализированный потребительский кооператив. Единственное, что можно сказать в отношении таких кооперативов, то это то, что согласно ч. 5 ст. 110 ЖК РФ под специализированными потребительскими кооперативами нужно понимать кооперативы, «создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами». Единственно теоретически возможным видом кооператива, который можно отнести к числу специализированных потребительских кооперативов являются жилищные накопительные кооперативы, которые функционируют в соответствии со специальным законом № 215-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах».
    Некоторые считают, что употребленное в отношении вышеуказанных организаций уточнение «осуществляющее управление многоквартирным домом» сделано для того, чтобы обозначить товарищества или кооперативы «на самоуправлении», которые не заключают договоры управления МКД. По мнению автора, это ошибочное понимание.
    Когда ТСЖ является управляющей организацией?
    В соответствии с разделом VI ЖК РФ любое товарищество осуществляет управление МКД, оно для этого и создается (часть 1 статьи 135, пункт 2 статьи 138). Согласно части 22 статьи 161 ЖК РФ при заключении договора управления с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг. Само заключение договора управления товариществом или кооперативом является элементом управления домом. При этом товарищество и кооператив не передают свои функции по управлению. Они просто нанимают специализирующуюся на такой деятельности организацию, чтобы она за плату выполняла определенные управленческие действия, так сказать, параллельно, проводя системный мониторинг качества результатов управления управляющей организацией. И способ управления при этом не случайно не изменяется и не переименовывается. То, что контроль является функцией управления, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений. Осуществляя контроль за управляющей организацией ТСЖ и ЖСК продолжают управлять домом. При выявлении серьезных ошибок управляющей организации, правление ТСЖ и ЖСК может применить к управляющей организации гражданско-правовые санкции и даже расторгнуть договор.
    Но помимо контроля любое ТСЖ (ЖСК, ЖК) определяют смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, устанавливают на основе принятых смет доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с их долями в праве общей собственности на общее имущество в МКД (пункты 2 и 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ). Несмотря на заключение договора управления в ТСЖ и ЖСК должны проходить общие собрания членов таких организаций, выбираться члены правления, председатели, заслушиваться их отчеты, составляться планы. Конечно, при наличии договора управления все управленческие действия органов управления ТСЖ и ЖСК должны осуществляться с учетом того, что товарищество или кооператив привлекли управляющую организацию. Но в ЖК РФ есть только одно положение, упраздняющее при заключении договора управления МКД функцию ТСЖ и ЖСК. Это освобождение их от предоставления коммунальных услуг. Такое последствие вытекает из ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. Но контроль за качеством предоставления коммунальных услуг, как управленческая функция, остается и прямо указан в ч. 22 ст. 161 ЖК РФ.
    Ради справедливости нужно сказать, что в практике достаточно часто бывают ситуации, когда ТСЖ не управляет домом. Это массовые случаи создания ТСЖ «с нулевым балансом». Они часто создавались для включения в муниципальные и региональные программы капремонта при реализации закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В этих ТСЖ уже давно кончились полномочия членов правления и председателя, не созываются и не проводятся общие собрания членов ТСЖ, не принимаются годовые сметы, на заслушиваются отчеты, не работаю ревизионные комиссии, плата за содержание и ремонт общего имущества в МКД (язык не поворачивается назвать это взносами членов ТСЖ) вносится не на банковский счет ТСЖ, а на счет управляющей организации… Такие ТСЖ не управляют многоквартирными домами. Это псевдо ТСЖ, фантомы. Они существуют только на бумаге, в ЕГРЮЛ. Они совсем не работают и, поэтому только в отношении таких ТСЖ можно считать, что они не управляют МКД. Способ управления многоквартирными домами такими ТСЖ не реализован на практике. Поэтому они не могут открывать специальные счета. Конечно, их можно реанимировать и легализовать. Но для этого нужны желание, силы и время. А последнего сейчас очень-очень мало, чтобы успеть принять решение о выборе модели формирования фонда капремонта и реализации такого решения до окончания двухмесячного срока со дня вступления в силу региональной программы капремонта.
    Выводы:
    Для вывода о том, что спецсчет может открываться не только указанными выше организациями необходимо внимательно изучить и понять часть 3 статьи 175 ЖК РФ. Дословно она изложена так:
    «Собственники помещений в МКД вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета».
    Представляется, что часть 3 статьи 175 ЖК РФ устанавливает возможность открытия специального счета региональным оператором без какого-либо ограничения, т.е. при всех способах управления. Для такого вывода достаточно поставить ряд вопросов и найти на них логичные ответы.
    Собственники помещений, в каком МКД вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета?
    Существуют ли в части 3 статьи 175 или в других нормах кодекса какие-либо ограничения или уточнения в отношении МКД, собственники помещений в котором вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца спецсчета?
    Мой ответ на первый из поставленных вопросов: в любом МКД, независимо от реализуемого в нем способа управления. Действительно, в случае, если правление ТСЖ или ЖСК и его председатель не пользуются у собственников помещений в доме полным и безоговорочным доверием, то собственники помещений на общем собрании могут принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Этому ничего не мешает. Ведь открытие специального счета только ТСЖ или ЖСК не предписывается статья 175 ЖК РФ. В этой норме сказано, что «владельцем специального счета может быть…» в смысле может быть, если собственниками помещений будет принято такое решение.
    На второй вопрос я отвечаю так: какие-либо условия, ограничивающие возможность выбора собственниками помещений в МКД регионального оператора в качестве владельца спецсчета в ЖК РФ отсутствуют. В частности, нет ни одного основания полагать, что часть 3 статьи 175 имеет в виду МКД, в котором реализован способ управления многоквартирным домом ТСЖ или ЖСК. Поэтому я делаю вывод, что выбор собственниками помещений в многоквартирном доме регионального оператора в качестве владельца специального счета возможен при любом способе управления.
    Данный вывод подтверждается пунктом 2 части 1 статьи 180 «Функции регионального оператора». Согласно этой норме, функциями регионального оператора являются: «открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета». Что можно добавить?
    То есть, при направлении региональному оператору представителем дома (например, председателем совета МКД) протокола общего собрания собственников помещений, в котором содержится принятое законно решение о выборе регионального оператора, в качестве владельца специального счета региональный оператор обязан открыть такой счет. Обратите внимание на то, что в этой норме также нет никакой оговорки, что это возможно только при способе управления ТСЖ/ЖСК, как это иногда преподносят.
    Если изложенная аргументация принимается, то сейчас, не теряя ни одного дня нужно готовиться к проведению общего собрания собственников помещений о выборе модели формирования фонда ремонта МКД. Одновременно нужно объяснять соседям по дому, коллегам и чиновникам, с которыми приходится общаться о том, что специальные счета можно открывать при любом способе управления. При этом статус регионального оператора в отношении спецсчета точно такой же, как статус ТСЖ или ЖСК. Никакого риска в открытии специального счета региональным оператором нет. Суммы взносов бессрочно будут накапливаться на спецсчете, если только собственники (не владелец!) примут решение о замене банка, в котором открыт спецсчет. На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета ТСЖ/ЖСК или регионального оператора. В случае признания владельца спецсчета банкротом денежные средства, находящиеся на спецсчете, не включаются в конкурсную массу. Единственно, с такого счета могут быть списаны средства, связанные с обязательствами собственников помещений в МКД, вытекающими из отношений по капремонту многоквартирных домов. Это представляется справедливым.
    Такая разъяснительная работа поможет собственникам в большем числе домов принять решение о выборе модели спецсчета. При этом необходимо объяснять, что государственная и муниципальная помощь, если она будет, то будет предоставляться при обоих моделях на одинаковых условиях. Это прямое требование ч. 2 ст. 191 ЖК РФ.
    Если средства взносов, перечисляемые на простой расчетный счет регионального оператора, попадают в его собственность, то средства взносов, перечисленные на спецсчет (не важно, кто его открыл и является владельцем счета – ТСЖ/ЖСК или региональный оператор) являются общей долевой собственностью всех собственников помещений и не направляются в «общий котел». А это залог самостоятельных рациональных решений, возможность проводить капремонт не тогда, когда «прозвенел звонок» и согласно региональной программе капремонта обязательно нужно делать ремонт МКД. При реализации модели спецсчета целесообразно и возможно максимально оттягивать ремонт до момента, когда его проведение необходимо не по формальным основаниям (настает плановый год проведения ремонта), а исходя из фактической нуждаемости дома в ремонте.
    Такую возможность необходимо создавать в самое ближайшее время путем выбора модели формирования фонда ремонта на специальном счете, что возможно при любом способе управления МКД.
    Источник: ngk48.ru

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *