Как понять кто ты есть на самом деле?

15 ответов на вопрос “Как понять кто ты есть на самом деле?”

  1. mikki68 Ответить

    Задав однажды самому себе этот вопрос, можно искать ответ всю жизнь. С ним наверняка сталкивался каждый человек, но кто-то зациклился на отсутствии каких-либо объяснений, а кто-то не стал усложнять себе жизнь и пошел дальше. В этом и заключается большое отличие людей друг от друга – в разном отношении к разным проблемам.
    Да, нередко вопрос «Кто я есть на самом деле?» становится именно проблемой и корней у него очень много. Для того чтобы разобраться в причинах возникновения этого навязчивого вопроса и найти, наконец, на него ответ, люди обращаются к психологу. И правильно делают, ведь далеко не всем удается самостоятельно справиться с душевными трудностями.
    Кто задает такие вопросы?
    Часто вопросы типа «Кто я?» и «Откуда я взялся» можно услышать из детских уст. В отличие от взрослых, много повидавших на своем веку и, как правило, уже обзаведенных большим количеством тревог и страхов, ребенок спокойно отнесется к ответу, каким бы он ни был. Ему можно сказать: «Мы тебя захотели, и ты появился» или «Нам тебя Бог послал» или, в конце концов, всем известный «Аист разносил детей и решил к нам залететь».
    От взрослого подобными ответами не отмахнешься, ему нужны серьезные доводы и утверждения. Но каких именно доводов требует человек, обратившийся к психологу или пришедший на тренинг? Они зависят от самого человека, от его характера, душевной конституции и прочих особенностей.
    Задача психолога в данном случае – хорошо присмотреться к человеку. Клиент может быть бодрым, оптимистичным и любознательным, он может относиться к поиску ответа на вопрос как к очередной интеллектуальной головоломке. Бывает и такое, что задавшись вопросом «Кто я есть на самом деле?», люди просто хотят привлечь к себе внимание. С такими клиентами нужно наладить контакт, найти нужные струнки и просто поговорить.
    Другая ситуация обстоит с пессимистично настроенными людьми, которые ощущают тоску и находятся в депрессии. Вопрос «Кто я есть на самом деле?» мучает их и не дает покоя. С такими клиентами должна проводиться серьезная работа с поиском причин тревожного состояния и путей избавления от страхов.
    Как видите, вопрос «Кто я есть на самом деле?» могут задавать самые разные люди – полные противоположности: от тех, кто потерял интерес к жизни, до тех, кто постоянно стремиться к вершинам личностного роста.
    Как все-таки найти ответ?
    Важно понять, что пока человек сам не придет к желанному ответу, он его не найдет. Никто не может ответить на вопрос «Кто я есть на самом деле?» вместо него: ни близкие люди, ни психологи, ни кто-либо еще. К примеру, психолог может только немного помочь и подсказать, где искать, предварительно хорошо познакомившись со своим клиентом.
    Нужно быть готовым к тому, что ответ не придет сразу, а через некоторое время – он придет тогда, когда человек будет готов получить его. Для этого нужно ставить перед собой какие-то цели, не стоять на месте, пробовать себя и двигаться в нужном направлении. Пускай этот путь будет полон проб и ошибок, но он будет пройден, а это самое главное.
    Методы психологической помощи
    Обрести Настоящее Я можно, попробовав следующие средства:
    – позитивное мышление – правильная Я-концепция;
    – отказ от позиции Жертвы, восприятие себя как Автора своей жизни, ответственного за все, что в ней происходит;
    – отказ от страхов и неуверенности в себе и, как следствие, движение вперед;
    – отказ от стереотипов, самостоятельное принятие важных жизненных решений;
    – определение целей и поиск путей к их достижению.
    В поиске ответа на вопрос «Кто я есть на самом деле» люди часто задумываются над тем, каково это – быть самим собой. Но дело в том, что когда человек умеет быть самим собой, его не тревожит обсуждаемый нами вопрос, он не страдает от напряжения, а ощущает внутреннюю гармонию. Как ни странно, но искать себя и чувствовать при этом внутренний комфорт чаще всего невозможно…

  2. Temychpro100 Ответить

    Взяв во внимание теорию Теренса Уотте, можно выяснить, какой психологический тип личности присущ вам и какую сферу деятельности вам необходимо выбрать, чтобы добиться успеха на жизненном пути.
    Для того чтобы определить свой архетип, Уотте предложил десять самых разнообразных вопросов, отвечать на которые следует максимально честно. В основе этих вопросов лежат характеристики каждого человека: его физические, личностные, положительные и отрицательные качества.
    Человек, который понял себя, умеет использовать только сильные стороны своего «я», которые ведут к успеху во всех сферах жизнедеятельности.
    Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/50908/

    7 способов понять, каков человек на самом деле


    Есть такой фильм — «Изобретение лжи». В нём рассказывается о мире, в котором никто не умел лгать. Однажды у одного жителя этого мира в мозгу что-то сломалось, и он произнёс первую ложь. Чтобы не портить впечатление о фильме, дальше рассказывать не буду и советую посмотреть его, чтобы узнать о том, как наш мир мог выглядеть без лжи.
    А так как в настоящем мире вранья и обмана хоть отбавляй, вот несколько способов, как с ними бороться и вывести человека, которому вы не доверяете, на чистую воду.

    Понаблюдайте за человеком в критической ситуации

    Когда человеку приходится действовать в критической ситуации, он не может лукавить или играть. У него нет возможности использовать маски, и он наверняка будет действовать так, как прикажут его инстинкты.

    Посмотрите на отношение к обслуживающему персоналу

    Люди, которых обидела жизнь, чаще всего срываются на обслуживающем персонале. Официанты, уборщики, продавцы — всем им достаётся. Если человек свистит или щёлкает пальцами официанту — это первый знак, что ваш собеседник идиот.

    Следите за языком тела и интонацией

    Найти материалы о языке тела несложно. Лжецов же можно распознать по нескольким признакам:
    Паузы в разговоре.
    Отведение глаз при ответе на вопрос.
    Смена темы разговора.
    Оправдываются, даже когда вы их не упрекаете.
    Часто касаются лица.
    Разумеется, не стоит перебарщивать и следить за каждым жестом собеседника. Но иногда эта небольшая шпаргалка помогает вывести на чистую воду.

    Посплетничайте об общих знакомых

    Мы в большей или меньшей степени любим сплетни. И, к сожалению, часто не знаем в них меры. Посплетничав об общих знакомых, вы своими глазами увидите, сколько дерьма может вылиться из, казалось бы, хорошего человека.

    Одолжите или займите деньги

    И хотя мы уже говорили о том, что одалживать деньги друзьям — это последнее, о чём вы должны думать, но, заняв или одолжив деньги человеку, можно узнать о нём много нового.

    Отправьтесь в путешествие вдвоём

    Экстремальный способ. Если вы уже задумываетесь о том, как вывести человека на чистую воду, то ехать с ним в путешествие — не самая лучшая идея. Зато, проведя наедине некоторое время, вы увидите всех его тараканов.

    Расскажите секрет

    Рассказав секрет, вы проверите способность человека хранить тайны. Если вы не доверяете ему, то можете рассказать пустяковую тайну или выдуманный секрет, просто чтобы проверить, побежит ли он пересказывать его дальше.
    Были ли в вашей жизни ситуации, когда нужно было понять, каков человек на самом деле? Как вы поступили?
    Источник: https://lifehacker.ru/7-sposobov-ponyat-kakov-chelovek/

    Тест психологический — на тему «Кто Я на самом деле?»


    Тест психологический — на тему «Кто Я на самом деле?» — Вы можете пройти, если не боитесь узнать, кто вы на самом деле! Можно его применять как юмористический, в общем сами решите…поехали. Тесты не всегда показывают правдивую информацию иногда их можно проделать ради забавы.
    Тест состоит из 6 блоков по 5 вопросов. Ваша задача взять листочек и записывать:при ответе да — 1, или нет — 0 на вопросы блока и поставить цифру 1 или 0 в зависимости от того, какой цифры было больше в пределах блока(например три нуля и всего лишь две единицы, то вы записываете «ноль»).
    В итоге, у Вас должно получиться 6 цифр (6 блоков).
    Вопросы теста:
    Блок N 1
    1. Считаете ли Вы себя привлекательной? 2. Очень ли Вы стремитесь модно одеваться? 3. Считаете ли Вы, что внешность — главное для женщины? 4. Считаете ли Вы, что женщина, которая не пользуется косметикой, сильно проигрывает в глазах окружающих? 5. Пользуетесь ли Вы явным успехом у мужчин?

    Блок N 2

    1. Легко ли Вам привлечь к себе внимание? 2. Любите ли Вы шумное общество? 3. Охотно ли посещаете рестораны? 4. Замечаете ли Вы красивых мужчин? 5. Вы курите?
    Блок N 3
    1. Считаете ли Вы, что основная задача женщины — воспитание детей? 2. Любите ли Вы заниматься хозяйством? 3. Вы с большим удовольствием принимаете у себя гостей? 4. Любите ли Вы хозяйственных мужчин? 5. Считаете ли Вы себя экономной женщиной?
    Блок N 4
    1. Смогли бы Вы первой признаться в любви? 2. Сможете ли Вы ударить мужчину? 3. Смогли бы Вы одновременно встречаться с двумя мужчинами? 4. Могли бы Вы изменить любимому? 5. Считаете ли Вы, что женщина должна сама себя обеспечивать?
    Блок N 5
    1. Верите ли Вы в любовь? 2. Признаете ли Вы любовь с первого взгляда? 3. Легко ли Вы приспосабливаетесь к привычкам Вашего избранника? 4. Вы считаете себя романтичной женщиной? 5. Считаете ли Вы, что женщина должна прощать чаще, чем мужчина?
    Блок N 6
    1. В отношениях с подругами Вы играете первую скрипку? 2. Вы бы с большим удовольствием занимали ответственный пост? 3. Считаете ли Вы, что женщина ни в чем не уступает мужчине? 4. Вас интересует политика? 5. Нравится ли Вам подчинять себе мужчину?
    111111 – жизнерадостная оптимистка 011111 – гордая дочь слабой половины человечества 001111 – бой-баба 000111 – клубок противоречий 000011 – мымра с майским приветом 000001 – синий чулок
    000000 – угрюмая пигалица
    100000 – принцесса на горошине 110000 – попрыгунья-стрекоза 111000 – Дуня, запущенная в Европу 111100 – смерть мужчинам 111110 – нормальная женщина 111011 – настоящая женщина 111010 – леди, вне всяких подозрений 111001 – милочка с претензиями 111101 – вульгарная обольстительница легкого поведения 000100 – полено стоеросовое 000010 – божий одуванчик не от мира сего
    000110 – штучка с секретом
    000101 — амазонка 110001 – эмансипированная сибаритка 110101 – хитрая стерва 110011 – жрица любви во всех её определениях

  3. Alexs27648 Ответить

    Кто я есть на самом деле – вопрос про другое, нежели желание “быть самим собой”.
    “Кто я есть на самом деле?” – этот вопрос задают либо те, кто ощущает потерю себя, механичность или фальшивость своей жизни, либо те, кто верит в возможности своего личностного роста, ищет вершины своего личностного роста.
    “Быть самим собой”, по крайней мере в обыденном словоупотреблении, это вести себя естественно, без напряжения, ощущая внутри комфорт, благополучие и гармонию.
    Способ комфортного существования и поиск себя, нередко, это – движение в противоположные стороны.

    Как быть самим собой?

    Автор Елена Скалацкая, источник – Школа Жизни.ру
    Быть тем, кто вы есть на самом деле, то есть самим собой – это трудно? И да, и нет. Многие ответят, что трудно. Причина – страх показаться не тем, кем вас привыкли видеть.
    Быть самим собой – это проще пареной репы. Нужно просто быть максимально честным с самим собой. Люди достаточно хорошо умеют притворяться и зачастую, общаясь с каким-то человеком, можно чувствовать его притворство. И конфронтация усиливается пропорционально тому, как вы изменяетесь и становитесь похожим на самого себя.
    Нам хочется находиться в окружении настоящих людей, а не в обществе масок. Людям, которые не притворяются, действительно комфортно быть с самими собой, у них здоровое представление о себе. Более того, они меньше всего заботятся о том, что о них подумают другие.
    Все мы желаем иметь с окружающими хорошие, мирные отношения. Когда вы стараетесь жить в согласии с ожиданиями других людей, вы сами создаете себе огромную проблему. В большинстве случаев ожидания окажутся неоправданными.
    Люди никогда не скажут вам откровенно, каким, по их мнению, вы должны быть и чего они от вас хотят.
    Итак, если вы никогда не узнаете точно, в каких отношениях вы находитесь с человеком, как вы поймете, каким именно образом вам нужно себя с ним вести? Оставьте подобные мысли! Вам все равно не удастся проникнуть к нему в мозги!
    Просто будьте собой! Если у других не получается заставить вас быть тем, каким они хотят вас видеть, чьи это проблемы? Это их проблемы, а не ваши!
    Быть самим собой в любой ситуации, на самом деле, снимает самое большое напряжение. И таким образом, вам никогда не придется беспокоиться о том, чтобы быть тем, кем вы на самом деле НЕ являетесь.
    Быть самим собой – это адреналин в чистом виде. Многие люди совершенно не будут знать, чего от вас ожидать дальше. Кто, скажите мне, придумал правила следовать определенному курсу в вашей жизни? Наберитесь смелости и перестаньте следовать правилам, став загадкой для окружающих.
    Начните жить нестандартно, напрягите все свое воображение, чтобы делать не так, как всегда. Будьте незаурядным! О! Поверьте мне, ваша жизнь превратится в сплошное приключение, где на каждом шагу будут возникать захватывающие ситуации с неожиданным решением.
    Вы, наконец-то, попробуете настоящий вкус жизни, полной неординарных происшествий. Быть самим собой – совсем не сложно, потому что этот процесс настолько бесконечен и захватывающий, чтобы думать о сложных вещах.
    Научиться быть самим собой – это значит принять ответственность за свои действия и взглянуть на себя со стороны.
    Возможно, вы станете более уязвимым, потому что это будет сопряжено с постоянным риском быть не понятым друзьями. Но если вы готовы жить по максимуму, вы должны рискнуть.
    Даже если вы и потеряете, это будет намного-намного меньше того, что вы приобретете. Не оглядывайтесь назад! Смотрите прямо в будущее! Живите так, словно вам уже нечего терять.
    Ну и что, что старые друзья оставят вас! Вместо них придут такие, которые будут иметь точно те же взгляды на жизнь, как у вас. И более того, они не узнают, каким вы были недавно. И им, естественно, не с чем будет даже сравнить.
    Не бойтесь чувствовать себя комфортно в присутствии новых людей. Тренируйте навыки общения. Самый лучший способ победить страх общаться с новыми людьми – начать самому беседу. Кому-то надо будет устанавливать правила. Что если это будете вы? Возьмите себе хорошую поговорку в привычку: «Если не я, то кто?» Серьезно! Помогает быть самим собой.
    Существует весьма удивительный способ общаться полноценно с каждым человеком без ущерба самому себе. Этот способ безупречного общения – научиться воспринимать людей как тайну! Что, если бы вы не знали, кто они такие?
    Например, вам попался тупица, а вы о нем совершенно не знали, что он такой. И относитесь к нему без всякой предвзятости. Он совсем не будет выглядеть тупицей в ваших глазах. Наоборот, вы своим отношением поможете ему взглянуть на себя по-другому. Однозначно, это вознесет его в его же глазах. Принимайте его просто, как будто вы встретились впервые.
    Я не хочу сказать, что это будет всегда получаться гладко со всеми людьми. Нет, далеко не со всеми. Однако если вы себя повели с ними не так, как другие, они не забудут этого.
    Никогда не бойтесь проявлять себя с людьми таким образом. Вас это сильно раскрепостит в проявлении себя настоящего и поможет другому человеку стать тоже самим собой, настоящим.
    Способ видеть в каждом человеке тайну – РАБОТАЕТ!!! Быстрота результата вас удивит – дураки и тупицы исчезнут из вашей жизни навсегда!

  4. vladimirohotnikov53 Ответить

    Но значит ли это, что можно найти «Я» раз и навсегда? Совсем нет.
    Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, как мать семейства, словно законсервировавшись в одном-единственном образе.
    Но даже в течение одного дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным. «Эти состояния надо постоянно согласовывать друг с другом, — говорит психодрама­терапевт Глеб Лозинский. — Ошибаются те, кто думает: «Я стал собой и теперь навсегда останусь таким». Путь к себе — это постоянное развитие и изменение».
    Этот путь требует усилий, размышлений и внимания. Иногда, кажется, проще поверить, что характер сложился окончательно, и избавиться от попыток что-то в себе изменить. «Да, я таков и ничего с собой поделать не могу» — кто из нас не слышал чего-то подобного? Но тот, кто встает на такую позицию, ограничивает себя. Он не позволяет себе двигаться вперед, а потому отгораживается от самого себя.
    «Если вы думаете, что ваша сущность постоянна и неизменна, что она не меняется на протяжении жизни, вы оказываетесь захлопнутыми в ловушке, — говорит британский философ Джулиан Баг­гини. — Но если вы убеждены, что вы никакая не сущность, а скорее некий процесс, что-то постоянно меняющееся, эта мысль дает свободу, подталкивает к развитию. Пересмотрите видео пятилетней давности, вы себя не узнаете! Вы меняетесь постоянно. И истинная сущность — это то, что вы не столько открываете в себе, сколько создаете сами. Причем создаете постоянно, каждую минуту».

  5. Umid140044 Ответить

    Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.
    В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.
    Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…
    Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.
    То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

    Я — это мое тело

    Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».
    Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…
    Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.
    На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.
    Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?
    Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.
    Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.
    Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

    Я — это мой ум

    Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.
    В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.
    Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?
    То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.
    На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.
    Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.
    То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать. Это и есть рационализация — самообман через логическое обоснование своих поступков.
    В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.
    Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».
    И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.
    Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?
    Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.
    Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.
    Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.

    Я — это моя память

    Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.
    Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?
    Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.
    Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.
    Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.
    Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.
    Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.
    Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?
    С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

    Я — это мои чувства

    Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.
    Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.
    И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.
    А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.
    Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.
    Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.
    Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.
    Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.
    Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.
    Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.
    Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.
    Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.
    У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.
    Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.
    И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

    Я — это пустота

    Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?
    Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.
    Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.
    Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.
    Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!
    Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?
    Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?
    Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.
    Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.
    Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.
    Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.
    Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.
    Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

    От слов к делу

    Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.
    Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.
    Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.

    Понравилась публикация?

    Поддержите автора — морально и материально
    Поделитесь ссылкой с друзьями. Это совсем не мелочь!
    Оставьте пару слов в комментариях

  6. lonelyversemaker Ответить

    Именно поэтому психологи в своей работе используют разнообразные тесты для определения типа личности и особенностей ее характера. Такие тесты обращены к подсознанию и позволяют составить психологический портрет любого из нас.
    Хотите узнать о себе нечто новое? Тогда посмотрите на картинку внизу и скажите, что вы на ней увидели? Дерево, гориллу или львицу? Может быть, рыбок? Скорее читайте ключ к тесту!

    Дерево.

    Если на этой картинке вы отчетливо видите дерево, то это верный признак того, что ваше логическое мышление всегда руководит вашими эмоциями. Вас очень трудно подтолкнуть на необдуманный шаг. Вы никогда не поступите импульсивно. Решения принимаете долго, взвешивая все «за» и «против». С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, вам нужно научиться рисковать и выходить из зоны комфорта. Рациональный подход может мешать вам в личных отношениях, где пора бы давно отдать пальму первенства сердцу, а не разуму.
    Горилла.
    Если же вы заметили гориллу, то у вас есть серьезные проблемы с самооценкой. Во всех бедах вы вините себя, верите любой критике, направленной на вас. Вы постоянно недовольны результатами своей работы. Отрицаете наличие любых талантов, не верите, что способны на большее. Конечно, с этим нужно что-то решать. Постарайтесь выключить режим «строгого судьи», хвалите себя за любые достижения, пусть даже самые незначительные. Развивайте свои сильные стороны и не бойтесь идти к цели.
    Львица.
    Львицу на картинке в первую очередь замечают энергичные, сильные, спонтанные натуры. У вас взбалмошный характер, вы действуете под руководством эмоций, а не разума. Готовы рисковать и идти против всех. Верите в себя, в свои идеи и убеждения. По пути к своей цели не задумываетесь, как ваши поступки влияют на других людей.
    Рыбы.
    Если же вам удалось разглядеть рыб, то вы личность скрытная и загадочная, сознательно стараетесь не выделяться из толпы. К людям относитесь с пониманием, умеете искренне любить и всегда заботитесь о своей семье. Не любите выставлять личную жизнь на показ.

  7. nordcity Ответить

    Знаете, меня давно интересовал вопрос, отчего люди так статичны в своем восприятии других, отчего им удобнее контактировать с маской человека, беспрекословно веря в нее, нежели попытаться заглянуть за ее пределы. Но этого мало! В дальнейшем окружающие начинают убеждать тебя, что та маска, к которой они успели привыкнуть — это ты настоящий! Их не волнуют доводы в пользу, что люди меняются, что я не такая, что мало ли что вам показалось. Они твердо уверены в своей правоте. Тот, кого они однажды увидели – это и был ты настоящий.

    К чему это я? Есть один хороший пример из жизни…

    Была у меня подруга, с которой мы познакомились в университетские годы. То было время веселое, отвязное. Безбашенные студентки, забывшие все нормы и правила, получающие максимум позитивных и не очень ощущений от жизни. Думаю, многие, вспомнив свое студенчество, поймут, о чем я говорю.
    Но время шло, я менялась, интересы менялись, жизнь менялась, новые приоритеты выходили на передний план. А моя подруга по-прежнему продолжала жить той жизнью, где развлечения и тусовки оставались главной целью. Ей хотелось, как раньше оставаться на ночные посиделки с алкоголем, веселясь до утра, гулять, тусить и знакомиться с парнями. И когда я отказывалась от подобного времяпрепровождения, она не забывала упрекнуть меня, что я стала другой, а это плохо! Что то, как я живу сейчас – это не я настоящая. А я настоящая – это та, которой я была, когда гуляла с ней. Ее не интересовали мои рассказы о том, что людям свойственно меняться, что у меня иные жизненные ценности, которые я осознала, что наши пару лет дружбы вряд ли показали ей мое истинное лицо, мою душу и жизненные устремления. Но ее убеждения было не сломить… Она желала меня видеть прежней, но прошлое безвозвратно ушло. Опыт получен, и маска, что была одета на мне тогда – слетела…

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *