Как правильно по средам или по средам?

11 ответов на вопрос “Как правильно по средам или по средам?”

  1. Sasamarkevic7 Ответить

    Слово “среда” – это неодушевленное существительное женского рода, 1-го склонения. “Среда” является многозначным словом. Давайте разберемся в его значениях:
    среда – окружающий мир
    среда – физическое или химическое вещество, материал
    среда – третий день недели
    Также, давайте разберем слово на фонетические слоги:
    по сре-дам
    Как мы видим, слово состоит из двух фонетических слогов.
    Произнося анализируемое слово,  мы зачастую путаемся в правильной постановке ударения. В обычной речи это слово употребляется в двух вариантах:
    “по срЕдам”, где ударение падает на гласную букву “е” в первом слоге,
    “по средАм”, где ударение падает на гласную букву “а” во втором слоге.

    Как правильно – “по срЕдам” или “по средАм”?

    Так, на какой же слог ставится ударение согласно нормам литературного русского языка?
    Поскольку, анализируемое слово является многозначным, то и ударение будет ставиться на разные слоги в зависимости от значения слова.
    Как ставится ударение в слове “по средам” в значении “окружение”:
    “по средам” – это форма дательного падежа множественного числа.
    Ударение в слове “по средам”, обозначающий “окружение” ставится на букву “е” первого слога:
    по сре́дам
    А теперь посмотрим, как меняется ударение в других падежных формах:
    и. п. (что?) среда́, сре́ды
    р. п. (чего?) среды́, сред
    д. п. (чему?) среде́, сре́дам
    в. п. (что?) среду́, сре́ды
    т. п. (чем?) средо́й, сре́дами
    п. п. (в чём?) в среде́, в сре́дах
    Например:
    По сре́дам обитания можно различить многих живых существ.
    Как ставится ударение в слове “по средам” в значении “день недели”:
    В данном случае ударение в слове “по средам” является вариативным и может ставиться как на первый, так и на второй слог:
    по сре́дам
    по среда́м
    Теперь посмотрим, как будет меняться ударение во всех падежных формах:
    и. п. (что?) среда́, сре́ды
    р. п. (чего?) кроме среды́, сред
    д. п. (чему?) среде́, сбор по  сре́дам и среда́м
    в. п. (что?) сре́ду, сре́ды
    т. п. (чем?) средо́й, занят сре́дами и среда́ми
    п. п. (о чём?) о среде́, о сре́дах и среда́х
    Как мы видим, ударение и в данном значении является переменным.
    Вывод:
    Если мы употребляем слово “по средам” в значении “окружающая среда”, то ударение следует ставить на букву “е”. Если же мы употребим слово “по средам” в значении “день недели”, то ударение можно ставить и на букву “е” и на букву “а”.

  2. milsoft Ответить

    1. СРЕДА, -ы, вин. среду; мн. среды, сред, средам; ж. 1. Вещество, заполняющее какое-л. пространство и обладающее определёнными свойствами. Воздушная с. Распространение света в однородной среде. Преломляющие среды. Фильтрующие среды. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы). 2. только ед. Совокупность природных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-л. организма, жизнь общества. Географическая, природная с. Охрана окружающей среды. С. обитания. В заповедниках животные живут в привычной для них среде. 3. только ед. Социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение; совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки. Социальная, общественная с. Рабочая, военная с. Мещанская с. В среде учащихся, студенчества. Читательская с. Происходить из среды музыкантов, врачей, учёных. С., в которой он воспитывался, оказала огромное влияние на его мировоззрение. С. заела (о невозможности духовного роста, развития из-за неблагоприятного окружения, социально-бытовых условий). Питательная с. (также: о социально-бытовых условиях, благоприятных для существования, порождения чего-л., обычно неблагополучного).
    2. СРЕДА, -ы, вин. среду; мн. среды, сред, средам; ж. Третий (после воскресенья) день недели, следующий за вторником (середина недели). Ближайшая, прошлая (прошедшая) с. Планы, расписание на среду. Занятия перенесли на среду. По средам хожу в бассейн. В среду уезжаю. Подождём до среды. В ночь со среды на четверг – лунное затмение. Сегодня с.?

  3. sholyakoff Ответить

    Среды две: есть природная и в значении дня недели. Та среда, которая природная – здесь ударение остается на корне: по срЕдам. Если говорить о мн. числе – то срЕды. Ударение падает на окончание в следующих случаях: охранять окружающую средУ, войти в литературную средУ и т.п.
    Если говорить про среду на неделе – в ед. числе: нет средЫ, в срЕду. Есть строгая литературная норма по средАм. Есть вариант по срЕдам, который является допустимым. Последний вариант не ошибка.
    В подтверждение своих слов привожу сканы из словарей.
    1. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 943 с.

    2. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы Под редакцией Р. И. Аванесова

    3. Русское словесное ударение.Словарь нарицательных имён.
    Автор М. В. Зарва.
    Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.

    4. Русский орфоrрафический словарь. Российская академия наук.
    Институт русскоrо языка им. В. В. Виноградова 1 Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – Изд. 4-е, испр. и доп.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 896 с.

    5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.- 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 832 с.

    Итак, как Вы увидели предпочтительное ударение: по средАм, однако, второй вариант не является ошибкой.
    Спасибо за внимание, надеюсь эта статья была полезной. Если Вы поделитесь ею в социальных сетях, буду очень благодарна. Говорите правильно)
    Ваша Анастасия Захарова

  4. HitmaniaC Ответить

    С коллегами скандалов было не избежать – особенно, когда при составлении какого-нибудь очередного справочника доходило до раздела «Пунктуация». Гибкая и своевольная пунктуация русского языка способна рассорить даже самое дружелюбное сообщество учёных. Ведь каждый ученый хочет загнать все в жёсткие рамки правил. С профессором Шанским, например, Розенталь так и не завершил свой давний спор на тему звука «й»: Шанский считал его сонорным, Розенталь – обычным, звонким. Розенталя как-то спросили журналисты по этому поводу:
    – Это что – очень важно?
    – Для меня это принципиально, – ответил Розенталь.
    Розенталь считал преувеличенным богатство русского языка, с пониманием относился к растущему проценту заимствований и приводил такой пример: «Я – студент филологического факультета петербуржского университета. Из всей фразы только одно слово русское – “я”. Все остальные – заимствованные, но тем не менее мы прекрасно понимаем смысл. А теперь мысленно попробуйте заменить все слова иностранного происхождения русскими эквивалентами. Сами запутаетесь, и количество слов в предложении увеличится примерно втрое». В ответ же на вопрос, какие слова русский язык дал миру, Розенталь называл слово «большевик». И это не было намеренным принижением русского – просто, по его словам, ничего другого в голову быстро не приходило.

    Студенты часто отмечали такую вещь: чем принципиальнее к себе и своей науке относился профессор, тем лояльней он был к студенческой ветрености. Даже самые отпетые бездельники журфака не боялись идти на зачёт к Розенталю или на экзамен, где он был в комиссии: знали, что меньше четверки не получат. На вопрос, что первое нужно сделать, чтобы считать свою речь грамотной, Розенталь советовал исключить из лексикона всевозможные разговорные оценки вроде: «блеск!», «клёво!», «силища!». Однако на какой-нибудь восторженный рассказ он и сам мог ответить: «Прикольно». А на вопрос, как дела: «Нормалёк».
    Он был невысоким, худосочным, совсем не производил впечатление крупного созидателя. Последние годы своей жизни он провёл один: у сына была своя семья, внучка жила за границей. По квартире передвигался, толкая впереди себя стул – ноги совсем не слушались, а большую часть дня проводил в кресле. Он написал 150 учебников, не считая научных статей. Однако знаний в нём осталось намного больше, чем он смог изложить.
    Будучи 90-летним стариком, он всё ещё оставался учёным – имел свежую голову, мог дать ясное объяснение малопонятному, крепко держал в руках карандаш и все присматривался к разным научно-творческим планам. И до сих пор родители, помогающие своим детям с «домашкой» по русскому языку, в отчаянии закрывают современные учебники и с уверенностью открывают Розенталя – он со своей ясностью и простотой не подведет!

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *