Как проявляется лирический элемент в мертвых душах?

7 ответов на вопрос “Как проявляется лирический элемент в мертвых душах?”

  1. ZDS78 Ответить


    Тест по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души»
    1. Кому принадлежит идея «Мёртвых душ»?
    1) Гоголю, автору произведения
    2) Пушкину А.С.
    3) Грибоедову А.С.
    4) Лермонтову М.Ю.
    2. Укажите жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    1) притча
    2) повесть
    3) роман
    4) поэма
    3. В чем проявляется лирический элемент в произведении «Мёртвые души»?
    1) в любовной интриге
    2) в размышлениях Чичикова обо всем, что он видел
    3) в лирических отступлениях
    4) в пейзажных зарисовках
    4. Укажите основную тему произведения.
    1) жизнь крестьян
    2) жизнь всей России
    3) жизнь помещиков
    4) жизнь чиновников
    5. Укажите правильное продолжение высказывания.
    Все части произведения связаны
    1) образом помещиков
    2) образом Чичикова
    3) образом автора-повествователя
    4) общим сюжетом
    6. С каким мотивом тесно связан образ автора?
    1) дороги
    2) дружбы
    3) свободы
    4) клетки
    7. Автор выступает в произведении как
    1) действующее лицо
    2) приятель главного героя
    3) повествователь и лирический герой
    4) сторонний наблюдатель
    8. Укажите правильное продолжение высказывания.
    Смысл названия произведения состоит в том, что
    1) в основе произведения лежит фантастический сюжет
    2) Гоголь называет «мёртвыми душами» крепостников и чиновников
    3) автор объявил «мёртвыми душами» крепостных крестьян
    4) главное в произведении – афера Чичикова по скупке бумаг на умерших крестьян
    9. Кого в произведении можно назвать поистине живыми душами?
    1) Чичикова и автора
    2) умерших крестьян и автора произведения
    3) губернское общество и Манилова
    4) Селифана и Чичикова
    10. Укажите верную последовательность помещиков, к которым заезжал Чичиков.
    1) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев
    2) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв
    3) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин
    4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин
    11. С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?
    1) Помещики показаны произвольно.
    2) Автор указывает на степень деградации, омертвления.
    3) Н.В. Гоголь таким образом противопоставляет помещиков друг другу.
    4) Автор указывает на степень оживления героев.
    12. Почему Гоголь в своём произведении подробно останавливается на биографии Чичикова?
    1) Автор хотел показать процесс становления и развития характера главного героя.
    2) Для читателя необходимо знать все подробности жизни главного героя.
    3) Гоголь хотел провести параллель между Чичиковым и Плюшкиным.
    4) Автор хотел показать, что жизнь Чичикова – это пример для подражания.
    13. С какой целью Гоголь вводит в своё произведение «Повесть о капитане Копейкине»?
    1) расширить круг действующих лиц
    2) показать, к чему приводит нищета и безвыходность
    3) указать на бюрократизм чиновников
    4) опровергнуть суждение о безнаказанности властей
    14. К какому типу литературных героев можно отнести капитана Копейкина?
    1) «маленький человек»
    2) «лишний человек»
    3) «благородный разбойник»
    4) резонёр
    15. Какая проблема не поднята в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
    1) проблема варварства
    2) проблема ложных ценностей
    3) проблема нравственного падения
    4) проблема разрушающего влияния денег
    ОТВЕТЫ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 3, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 4, 11 – 2, 12 – 1, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.

  2. Mr_Jasper Ответить

    14. Кого из героев произведения характеризует грубость, бесцеремонность, хамство, задиристость? ___________________________
    15. Кого из героев характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство, скопидомство? ___________________________

    16. Узнайте героя

    1. __________________________
    “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”
    2. _________________________
    из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…”
    3. ________________________
    “…маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух”
    4. ____________________________
    “…умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”.
    5. __________________________
    “…был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”
    6. ________________________
    “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке… самый крепкий и на диво стаченный образ…”

    17. Узнайте усадьбу.

    1. __________________________
    “Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было тёмно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер”
    2. _________________________
    «На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние… Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли”
    3. ________________________
    «Вошедши на двор, увидели там всяких собак… Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай…»
    4. ____________________________
    “…были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»”
    5. __________________________
    «изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две».
    6. ________________________
    «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе»

  3. loonue Ответить

    Анализ лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
    Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна.
    «О толстых и тонких чиновниках» (1гл.); автор прибегает к обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.
    «Об оттенках и тонкостях нашего обращения» (3гл.); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.
    «О русском народе и его языке» (5гл.); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.
    «О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл.); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.
    «Много свершилось в мире заблуждений» (10гл.); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.
    «О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.
    «Мертвые души» – лиро-эпическое произведение – поэма в прозе, которая объединяет в себе два начала: эпическое и лирическое. Первый принцип воплощается в замысле автора нарисовать «всю Русь», а второй – в лирических отступлениях автора, связанных с его замыслом, составляющих неотъемлемую часть произведения. Эпическое повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве, о России и ее народе, а также затрагивая такие темы, как молодость и старость, назначение писателя, которые помогают больше узнать о духовном мире писателя, о его идеалах. Наибольшее значение имеют лирические отступления о России и русском народе. На протяжении всей поэмы утверждается идея автора о положительном образе русского народа, которая сливается с прославлением и воспеванием родины, в чем выражается гражданско-патриотическая позиция автора.
    Так, в пятой главе писатель славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности, что «если наградит косо словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света». На такие рассуждения Чичикова навел его разговор с крестьянами, которые называли Плюшкина «заплатанным» и знали его только потому, что он плохо кормил своих крестьян.
    Гоголь чувствовал живую душу русского народа, его удаль, смелость, трудолюбие и любовь к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют рассуждения автора, вложенные в уста Чичикова, о крепостных крестьянах в седьмой главе. Здесь предстает не обобщенный образ русских мужиков, а конкретные люди с реальными чертами, подробно выписанными. Это и плотник Степан Пробка – «богатырь, что в гвардию годился бы», который, по предположению Чичикова, исходил всю Русь с топором за поясом и сапогами на плечах. Это и сапожник Максим Телятников, учившийся у немца и решивший разбогатеть враз, изготавливая сапоги из гнилушной кожи, которые расползлись через две недели. На этом он забросил свою работу, запил, свалив все на немцев, не дающих житья русскому человеку.
    Далее Чичиков размышляет о судьбах многих крестьян, купленных у Плюшкина, Собакевича, Манилова и Коробочки. Но вот представление о «разгуле народной жизни» настолько не совпадало с образом Чичикова, что слово берет сам автор и уже от своего имени продолжает повествование, рассказ о том, как гуляет Абакум Фыров на хлебной пристани с бурлаками и купцами, наработавшись «под одну, как Русь, песню». Образ Абакума Фырова указывает на любовь русского народа к свободной, разгульной жизни, гуляньям и веселью, несмотря на тяжелую крепостную жизнь, гнет помещиков и чиновников.
    В лирических отступлениях предстает трагическая судьба закрепощенного народа, забитого и социально приниженного, что нашло отражение в образах дяди Митяя и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая не умела отличить, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры. За этими образами и картинами народной жизни кроется глубокая и широкая душа русского народа. Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились з созданном Гоголем образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны: «Русь, куда ж несешься ты? » Он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет маниловых, собакевичей, ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.
    Образ дороги в лирических отступлениях символичен. Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться…. » Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.
    Но, помимо лирических отступлений, воспевающих Россию и ее народ, в поэме есть и размышления лирического героя на философские темы, например, о молодости и старости, призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, которые так или иначе связаны с образом дороги в произведении. Так, в шестой главе Гоголь восклицает: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! .. » Тем самым автор хотел сказать, что все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе помещики, стаз «мертвыми душами». Они не живут, а существуют. Гоголь же призывает сохранить живую душу, свежесть и полноту чувств и оставаться такими как можно дольше.
    Иногда, размышляя о скоротечности жизни, об изменении идеалов, автор сам предстает как путешественник: «Прежде, давно, в лета моей юности …. мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту…. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть! » Для воссоздания полноты образа автора необходимо сказать о лирических отступлениях, в которых Гоголь рассуждает о двух типах писателей. Один из них «не изменил ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, а другой дерзнул вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи». Удел настоящего писателя, дерзнувшего правдиво воссоздать действительность, скрытую от всенародных очей, таков, что ему, в отличие от писателя-романтика, поглощенного своими неземными и возвышенными образами, не суждено добиться славы и испытать радостных чувств, когда тебя признают и воспевают. Гоголь приходит к выводу, что непризнанный писатель-реалист, писатель-сатирик останется без участия, что «сурово его поприще, и горько чувствует он свое одиночество». Также автор говорит о «ценителях литературы», у которых свое представление о назначении писателя («Лучше же представляйте нам прекрасное и увлекательное»), что подтверждает его вывод о судьбах двух типов писателей.
    Все это воссоздает лирический образ автора, который долго будет еще идти рука об руку со «странным героем, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! »
    Итак, лирические отступления занимают значительное место в поэме Гоголя «Мертвые души». Они примечательны с точки зрения поэтики. В них угадываются начинания нового литературного стиля, который позднее обретет яркую жизнь в прозе Тургенева и особенно в творчестве Чехова.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *