Какие чувства и почему испытывает лирический герой стихотворения школьник?

9 ответов на вопрос “Какие чувства и почему испытывает лирический герой стихотворения школьник?”

  1. bigmag111 Ответить

    Стихотворение Н. А. Некрасова, поэта-реалиста, “Школьник” посвящено теме народного образования — проблеме, которая на протяжении многих веков волновала умы творцов. Так, Некрасов сталкивает лирического героя и школьника — босого, грязного, но все равно стремящегося к знаниям.
    Произведение, как видно с самого его начала, оказывается проникнуто чувством безмерной радости.
    Это, несомненно, вызвано осознанием того, что человек, еще находящийся в самом начале своего жизненного пути, перво-наперво пытается получить те начальные знания, что дает школа. Лирический герой догадывается, что тяга к знаниям у его “дружка” вызвана особенностями народного воспитания, где заботливые и участливые родители не жалеют последних средств на благополучие своего ребенка: “батька на сынишку издержал последний грош”.
    Особое значение в раскрытии чувств лирического героя играет последняя строфа стихотворение. Здесь автор противопоставляет выходцев из народа — “добрых, благородных” и дворянства, чтот представляет собой “тупых” и “холодных” людей.
    Так, лирический герой стихотворения Н. А. Некрасова испытывает гордость и восхищение по отношению к попутчику: оно вызвано осознанием того, “что не погиб еще тот край, что выводит из народа столько славных…”
    Полезный материал по теме:
    Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны…»: история создания, жанр, тема, идея, основная мысль, размер, рифма, рифмовка, лирический герой, художественные средства выразительности
    Анализ стихотворения «Школьник»
    Народ-герой
    Анализ стихотворения «Мысль»
    Анализ стихотворения Элегия

  2. lexx9503 Ответить

    В 1856 году Некрасов создает произведение «Школьник» (первая его публикация была в журнале «Библиотека для чтения»).
    1856-й год можно назвать переломным в деятельности поэта. Некрасов смог победить серьезное заболевание, издал собственный сборник стихотворений, а журнал «Современник», выпуском которого он занимался, снова начал набирать популярность. К тому же к власти приходит Александр II, и крепостной быт становится немного свободнее. В это время и создается стихотворение «Школьник», которое повествует о детях, желающих вырваться из нищеты и пойти собственным путем.
    Анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно обозначить главную тему произведения: вопросы образования, о которых размышляет лирический герой. Основная идея стиха заключается в образе дороги, которая олицетворяет жизненный путь.
    В основу сюжета положена встреча лирического героя с простым крестьянским ребенком. Он был бедно одет и нес с собой книгу. Увидев ее, лирический герой начинает рассуждать о пользе образования, в частности о том, что простым людям тяжело отправить своего ребенка учится. Но, тем не менее, его речь оптимистична, лирический герой подбадривает мальчишку, говоря, что все начинали с трудного пути. Ставит в пример Ломоносова, и говорит, что для тех, кто не боится труда в получении знаний, «сон свершится наяву».
    В заключении герой обращается к своей Родине, которая еще не исчерпала себя и способна рождать таланты, что в будущем познают и уважение, и почет.
    Продолжая анализировать стихотворение «Школьник» Некрасова, уделим внимание художественным средствам, которые использовал поэт. В первом четверостишии, создавая обстановку, в которой находится лирический герой, автор использует метафору «невеселая дорога». Чтобы описать ребенка с книгой Некрасов пользуется эпитетами: «грязно тело», «едва прикрыта грудь», «ноги босы». Также много эпитетов можно встретить и в следующих строках, к примеру, «родная Русь» или «архангельский мужик».
    В последних строках встречается антитеза – противопоставление. Тех, кто стремится к знаниям, автор противопоставляет людям, которые ни к чему не проявляют должного интереса. Первых Некрасов характеризует, как «добрых», «благородных» и «сильных», вторых – как «напыщенных», «тупых» и «холодных».
    В произведении можно встретить аллегорию, – «сон свершится наяву». Также встречается риторическая фигура – обращение, что подчеркивает волнение Некрасова: «Не стыдися!», «Ну, пошел же, ради бога!».
    Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной. В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей. Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

  3. SeReGa777RuS Ответить

    Стихотворение Н. А. Некрасова, поэта-реалиста, “Школьник” посвящено теме народного образования — проблеме, которая на протяжении многих веков волновала умы творцов. Так, Некрасов сталкивает лирического героя и школьника — босого, грязного, но все равно стремящегося к знаниям. Произведение, как видно с самого его начала, оказывается проникнуто чувством безмерной радости. Это, несомненно, вызвано осознанием того, что человек, еще находящийся в самом начале своего жизненного пути, перво-наперво пытается получить те начальные знания, что дает школа. Лирический герой догадывается, что тяга к знаниям у его “дружка” вызвана особенностями народного воспитания, где заботливые и участливые родители не жалеют последних средств на благополучие своего ребенка: “батька на сынишку издержал последний грош”. Особое значение в раскрытии чувств лирического героя играет последняя строфа стихотворение. Здесь автор противопоставляет выходцев из народа — “добрых, благородных” и дворянства, чтот представляет собой “тупых” и “холодных” людей. Так, лирический герой стихотворения Н. А. Некрасова испытывает гордость и восхищение по отношению к попутчику: оно вызвано осознанием того, “что не погиб еще тот край, что выводит из народа столько славных…”

  4. ArkSin Ответить

    31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>
    10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
    29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
    22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
    15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
    10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  5. KostekKor Ответить

    Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.
    В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

    Литературное направление, жанр

    Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.
    Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.
    Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.
    Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

    Тропы и образы

    Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).
    Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.
    Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.
    Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.
    Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися…Это многих славный путь».
    Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.
    Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *