Какие чувства испытывает лирический герой находясь в лесу?

8 ответов на вопрос “Какие чувства испытывает лирический герой находясь в лесу?”

  1. AimHog Ответить

    Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Как в природе наступает весна, «теплом и жизнью дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным спасением души от невзгод. В стихотворении «Silentium» автор говорит о том, что в каждом человеке есть особый мир «таинственно-волшебных дум», который непременно будет «оглушен», разрушен «наружным шумом», миром внешним. Убежище человека – в мире его души, и он должен уметь жить внутренней жизнью, в молчании, обрекаемый таким образом на одиночество…
    Тютчев же призывает человека вечно хранить молчание, жить в самом себе, предрекая этому человеку суровую жизнь в одиночестве, не оставляя ему шанса открыться миру и поведать о своих чувствах и мечтах.
    По мнению же Тютчева, человек должен «молчать, скрываться и таить» свои чувства, мысли, которые, подобно звездам, «встают и заходят в душевной глубине», ибо поэт убежден, что каждому из нас трудно самореализоваться, верно высказать свои истинные чувства. «Мысль изреченная есть ложь», и далеко не всякий собеседник способен правильно понять состояние твоей души, твои сокровенные мечты.
    При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к молчанию. Однако Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый», нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства, гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья…
    Стихотворение Фета, несомненно, гораздо более оптимистическое, нежели тютчевское, оно овеяно верой в то, что человек способен стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание – золото – вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя».

  2. vinniwain Ответить

    Итак, пейзаж А.С. Пушкина символичен, в нём мы видим мрачную и страшную стихию, объединяющуюся с шабашем «нечистой силы». У А.А. Фета – пейзаж-впечатление, наполненный настроением «светлой грусти».
    Часть2
    Что дало основание А.С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
    Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место.
    В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Огромное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами. Высоким гражданским пафосом проникнуто одно из «программных» стихотворений первого послелицейского периода – ода «Вольность». В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.
    В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление «… воспеть Свободу миру, /На тронах поразить порок».
    В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: «Везде неправедная власть…» И здесь – кульминация оды:
    Владыки! вам венец и трон Дает Закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон.
    Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне». Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека…
    В 1818 году написано послание «К Чаадаеву». Оно продолжает «романтическое направление» темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу – также изверившемуся. Их объединяет главное:
    …в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
    Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой:
    Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
    Обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина 20-х годов – к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами «темницы» и томящегося в ней «узника». «Грустным товарищем» узника представлен орел. Образ орла – типичный романтический символ. Обратим внимание: стремление к свободе у орла – врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. Орел зовет узника в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
    Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
    Мир свободной стихии – мир без людей.
    1823 год стал кризисным для поэта. Пушкин смотрит на мир более трезвым, реалистическим взглядом. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений – стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя. Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он – «сеятель свободы». Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта: «Паситесь, мирные народы!»
    Эпитет «мирные» приобретает презрительную окраску: мирные – так как не способны восстать против собственного рабства.
    В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» – Наполе­она и Байрона. И если здесь французский император – «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт – певец, «оплаканный свободой». Море же симво­лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.
    В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что «Иные, лучшие, мне дороги права; /Иная, лучшая, потребна мне свобода…» Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум», «…никому /Отчета не давать, себе лишь самому /Служить и угождать…» Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося­гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: «Я вас любил: любовь еще, быть может, /В душе моей угасла не совсем; /Но пусть она вас больше не тревожит; /Я не хочу печалить вас ничем…» Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:
    …в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
    Свобода противопоставляется не рабскому, а именно «жестокому» веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость – проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка – о «милости к падшим», о милосердии, которого лишен «жестокий век».
    Вариант № 1311
    Часть 1
    Вариант 2

  3. FUFSoB Ответить

    Программа В.Я. Коровиной

    Изучению лирики
    А.А. Фета можно посвятить два или три урока. На
    первом — сообщить интересные факты биографии
    поэта, почитать его стихи, поучиться читать
    выразительно и проанализировать стихотворение
    «Ель рукавом мне тропинку завесила…». На втором
    (или втором-третьем) уроке — провести практикум
    по анализу стихотворений «Ещё майская ночь»,
    «Учись у них — у дуба, у берёзы…».
    Первый урок откроет эмоциональный рассказ
    о поэте, включающий в себя драматическую историю
    его детства и юности, повествование о первых
    поэтических опытах, дружбе с известными в
    русской культуре людьми, оценке его стихов
    современниками. Для “погружения” в поэтический
    мир Фета можно организовать небольшой концерт,
    включающий исполнение стихов поэта, как
    известных с начальной школы и 5-го класса, так и
    новых, предложенных учителем, например: «Чудная
    картина…», «Кот поёт, глаза прищуря…»,
    «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с
    приветом…», «Уснуло озеро…», «Буря» и других.
    В центре урока — обучение чтению и анализу
    стихотворения «Ель рукавом мне тропинку
    завесила…», в котором удачно проявились
    особенности поэтики Фета: восприятие природы как
    воплощения прекрасного, эстетизация конкретной
    детали, мимолётное и неуловимое как черты
    изображения мира природы. Для обучения анализу
    стихотворения следует использовать вопросы и
    задания учебника, а также дополнительные вопросы
    и задания, которые можно предложить для
    индивидуальной и групповой исследовательской
    работы.

    Вопросы и задания к стихотворению
    «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

    — Какие чувства испытывает одинокий
    лирический герой в лесу? Почему его одновременно
    охватывают разные чувства?
    — Найдите в описании природы детали, образы
    и картины, которые изображены поэтом с помощью
    олицетворений. Какой смысл они придают тексту?
    — Проследите, как меняется настроение
    лирического “я” по ходу текста, сопоставив в
    смысловом ряду существительные ель > тропинка
    > ветер > лес > листья > рог >
    зов и
    глаголы завесила > не пойму > гудёт >
    колышется > слышится > кажется >
    приветствуешь.

    — Какой характер придаёт стихотворению
    фрагментарность описаний, например повторение
    слова “ветер”, передача состояния одним словом?
    — Как слились воедино образы природы и
    внутреннего состояния человека в каждой строфе
    стихотворения?
    — Проанализируйте образы стихотворения.
    Какими способами они создаются (не только
    лексикой, но и фоникой!
    )? Как звуковые образы
    помогают понять чувства лирического “я”?
    — Как соотносятся в стихотворении внешний
    мир и внутреннее состояние человека? Можно ли
    утверждать, что странник заблудился?
    — Почему звук рога меняет настроение
    лирического “я”? Почему в финальной строфе он
    назван “странником бедным”?
    — Какой смысл выявляется при анализе
    поэтического пространства стихотворения?
    При обучении выразительному чтению следует
    обратить внимание учащихся на смысловые части
    стихотворения и на особенности интонаций,
    выраженных графически знаками препинания. В
    тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На
    границе частей стоит устаревшее междометие чу,
    которое заставляет читателя прислушаться к
    происходящему. Главное чувство первой части —
    тревогу одинокого странника в лесу,
    взволнованном ветром, — можно передать с помощью
    пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно
    будут “рвать” текст, что передаст разобщённость
    мира и человека, его смятение и страх, оттого что
    остался один в лесу, потерял спасительную
    тропинку.
    Изменение настроения второй части можно
    передать, выделяя логическими ударениями слова,
    говорящие об изменении состояния человека: неожиданно,
    взывающий, сладостен, приветствуешь.
    Кроме
    того, радостное и приподнятое настроение второй
    части создаётся появившимися восклицательными
    интонациями. Фрагментарность описаний и
    “мужские” клаузулы коротких чётных стихов
    делят текст на “кадры”, что придаёт ему
    “кинематографичность”.
    В целом стихотворение звучит оптимистически и
    приобретает обобщённый, символический смысл:
    даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход
    всегда есть, только нужно собраться и услышать
    спасительный рог.
    На втором-третьем уроках следует закрепить
    умения анализа лирического произведения,
    проведя урок-практикум по анализу стихотворений
    Фета «Ещё майская ночь» и «Учись у них — у дуба, у
    берёзы…». Сверхзадачей урока станет понимание
    школьниками того, что стихи Фета о природе — это
    прежде всего стихи о человеке, его душевных
    состояниях, его возможностях преодолевать
    страдания, учась этому у природы.
    Работу на уроке можно организовать так, чтобы
    вначале коллективно под руководством учителя
    проанализировать стихотворение «Ещё майская
    ночь», а работу над стихотворением «Учись у них —
    у дуба, у берёзы…» организовать в группах,
    предложив им разные аспекты анализа текста. Эта
    деятельность подготовит школьников к
    самостоятельным интерпретациям других
    стихотворений Фета.

    Вопросы и задания к стихотворению
    «Ещё майская ночь»

    — Какую литературную ассоциацию вызывает у
    читателя название этого стихотворения? Почему
    оно называется не «Майская ночь», а «Ещё майская
    ночь»?
    — Каким настроением проникнуто
    стихотворение? Меняется ли настроение по ходу
    текста?
    — Какой поэтический смысл придают тексту
    восклицательные интонации первой строфы? За что
    поэт благодарит “родной полночный край”? Только
    ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
    — Каким мы видим лирического героя
    стихотворения? Какие чувства он испытывает и
    почему?
    — Какие краски и звуки создают картину
    майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
    — Почему майская ночь вызывает у
    лирического “я” не только любовь, но и тревогу?
    — Почему поэт сравнивает молодую листву
    берёз с убором невесты? Какие противоречивые
    состояния души при этом выявляются?
    — Какое состояние лирического “я” передают
    слова и выражения: “тревога и любовь”,
    “томить”, “с песней”, “невольной”,
    “последней”? В чём необычность этого состояния?
    — В чём драматизм в изображении чувства в
    последней строфе? Что побуждает поэта воспеть
    майскую ночь? Почему эта песня “невольная” и,
    может быть, “последняя”?
    У шестиклассников название стихотворения
    может вызвать ассоциацию с повестью Гоголя
    «Майская ночь, или Утопленница». Для
    самостоятельной исследовательской работы с
    текстом можно предложить продвинутым ученикам
    найти черты общности и различия в стихотворении
    Фета и описании украинской ночи в начале второй
    главы повести Гоголя.
    Работу по анализу стихотворения «Учись у них —
    у дуба, у берёзы…» можно организовать в группах,
    предложив учащимся вопросы и задания для
    исследовательской работы
    .
    Группа 1. Проанализируйте композицию
    стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…».
    Можно ли утверждать, что она основана на
    противопоставлении двух частей и двух образов:
    зимы и весны? Можно ли считать эти образы
    символами? Какой скрытый смысл заключён в
    упоминании конкретных времён года?
    Группа 2. Найдите в стихотворении
    глаголы в повелительном наклонении и подумайте,
    к чему призывает лирический герой своих
    читателей. Чему и с какой целью они должны
    учиться “у дуба, у берёзы”?
    Группа 3. Найдите в стихотворении
    аллитерации. Какие образы и настроения они
    создают?
    Группа 4. Какие картины природы поэт
    создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и
    метафор? Как они помогают лучше понять
    стихотворение?
    Группа 5. Как вы понимаете выражения
    “жестокая пора”, “напрасные слёзы”, “холод
    лютый”, “скорбящая душа”? Какой символический
    смысл они придают стихотворению?
    Группа 6. Почему с образом весны поэт
    связывает такие слова, как “гений”, “для новых
    откровений”, “переболит”?
    Заключительный урок по творчеству Тютчева
    и Фета можно посвятить совершенствованию
    речевых навыков и провести его как урок развития
    речи. На нём возможны такие формы работы, как:
    конкурс на лучшее чтение стихотворений Тютчева
    и Фета;
    краткие рассказы об интересных страницах
    биографии поэтов, например, о дружбе Фета с
    Л.Толстым (в подборе таких материалов
    обязательно должен помочь учитель);
    выступления “экскурсоводов” по литературным
    местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов;
    составление галереи портретов Тютчева и Фета и
    рассказ об этих портретах;
    прослушивание романсов на стихи Тютчева и Фета
    и обмен впечатлениями;
    защита рисунков — иллюстраций к
    стихотворениям;
    чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов
    об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих
    отзывов в классе;
    сообщения учащихся о выполнении
    самостоятельных исследовательских заданий.
    Создание сочинения — интерпретации одного
    стихотворения представляет собой значительную
    сложность для шестиклассников, но начинать такую
    работу нужно уже в 5–6-х классах, так как к старшей
    школе этот навык должен быть сформирован. Для
    того чтобы учащиеся выполняли такие задания без
    страха и с удовольствием, можно предлагать им на
    первых порах конкретные вопросы и задания,
    которые помогут в самостоятельной интерпретации
    стихотворения, не обучая анализу “по схеме”,
    который обезличивает школьные сочинения.

    Вопросы и задания к стихотворению
    «Весенние воды»

    — Как изменяется настроение в
    стихотворении? Какие части текста изображают
    динамичные картины, а где настроение более
    спокойное? Как эти настроения соотносятся с
    природным процессом перехода весны в лето?
    — Какой образ поэт делает в своём
    стихотворении самым выразительным? Прав ли он,
    показывая характерным признаком весны
    половодье?
    — Какова композиция стихотворения? Сколько
    в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения.
    — Какие приметы зимы и весны видим мы в
    первой строфе? Какой образ и настроение помогает
    создать глагольная лексика? Как в этом помогает
    звукопись?
    — Каковы ключевые слова второй строфы? Какие
    чувства они рождают у читателя?
    — Понаблюдайте, как изменяются бурные,
    стремительные картины половодья к третьей
    строфе. Какая часть речи здесь преобладает? Можно
    ли доказать, что активный процесс прихода весны
    стал в мае более спокойным? Какой образ создаётся
    при помощи слова “толпится”?
    — Какое настроение придают стихотворению
    слова “брег”, “гласят”, “гонцы”? Как мы
    называем такую лексику?
    — Какие слова и выражения повторяются в
    стихотворении неоднократно? Как это помогает нам
    почувствовать авторское отношение к
    изображённой картине?

    Индивидуальные задания

    Найдите в стихотворении слова со значением
    цвета. Как меняется колорит от первой строфы к
    третьей и как это помогает автору сделать
    картину весны более выразительной?
    Какими словами создаются в стихотворении
    звуковые образы? Опишите словами звуки весны.
    Прослушайте романс С.В. Рахманинова
    «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева. Как
    композитору удалось передать в музыке основные
    настроения стихотворения?
    Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима
    недаром злится…» и «Весенние воды» со
    стихотворениями «Весенний дождь» А.А. Фета и
    «Весна» А.Н. Плещеева. Какие чувства и мысли
    вызывает приход весны у русских поэтов? А у вас?

    Вопросы и задания к стихотворению
    «Облаком волнистым…»

    — На какие части можно разделить это
    стихотворение? Каким настроением проникнута
    каждая часть?
    — Можно ли говорить о том, что Фет рисует
    окружающий мир при помощи фрагментов,
    характерных деталей, не всегда тесно связанных
    между собой?
    — Каков образный ряд этого стихотворения?
    Как соотнесены в нём мир внешний и внутреннее
    состояние человека?
    — К какому “далёкому другу” обращены
    последние строки стихотворения?
    — Какие характерные черты поэзии Фета
    проявились в этом стихотворении?
    (Фрагментарность в изображении внешнего мира и
    целостность мира духовного, внутреннего.)

    Индивидуальные задания

    Какие поэтические образы создаются при помощи
    аллитераций?
    Опишите пространство стихотворения. Для этого
    попытайтесь представить образные картины
    текста, как “в кино”, условно разделив их на
    “кадры”. Как ваши наблюдения за пространством
    стихотворения помогают понять его содержание?
    В заключение урока должны быть сделаны выводы
    об особенностях изображения природы в стихах
    Тютчева и Фета. Обоим поэтам присущ психологизм,
    описание душевных переживаний человека, его
    чувств, созвучных состоянию природы. Поэтическая
    речь и Тютчева, и Фета гармонична, музыкальна,
    наполнена красками, звуками, запахами. Русская
    природа в их стихотворениях живёт своей “чудной
    жизнью”.
    Вместе с тем у Тютчева изображение природы
    полно философских размышлений об устройстве
    мира, о движении времени, о Вселенной и о человеке
    в ней. Тютчев — мастер фонетических и живописных
    образов, в его стихах мы видим сочетание
    звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных
    образов.
    В лирике Фета больше радости, света, что рождает
    ощущение гармонии мира. Именно она помогает
    человеку преодолевать драматические ситуации
    жизни, понимаемой как вечное обновление природы.
    Фет — мастер словесного изображения тончайших
    состояний в душе человека. Для поэта характерны
    фрагментарность, эскизность и повышенная
    эмоциональность в изображении мира природы и
    чувств человека, метафоричность поэзии,
    динамичность и музыкальность художественных
    образов, необычный синтаксис, полный
    параллелизмов, повторов, ритмических пауз,
    богатых поэтических интонаций, звуковой
    инструментовки.

  4. wildboy74 Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
    IДеревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад.
    IIПочтенный замок был построен, Как замки строиться должны: Отменно прочен и спокоен Во вкусе умной старины. Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах. Все это ныне обветшало, Не знаю, право, почему; Да, впрочем, другу моему В том нужды было очень мало, Затем, что он равно зевал Средь модных и старинных зал.
    IIIОн в том покое поселился, Где деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. Все было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил. Онегин шкафы отворил; В одном нашел тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой И календарь осьмого года: Старик, имея много дел, В иные книги не глядел.
    IVОдин среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак.
    VСначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги, — Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним. «Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с». Таков был общий глас. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
    Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
    ***С поляны коршун поднялся,Высоко к небу он взвился;Все выше, дале вьется он —И вот ушел за небосклон!
    Природа-мать ему далаДва мощных, два живых крыла —А я здесь в поте и в пыли.Я, царь земли, прирос к земли!..Ф. И. Тютчев

  5. awarddark Ответить

    Какие чувства испытывает лирический герой к возлюбленной?
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Давно ль, гордясь своей победой,
    Ты говорил: она моя…
    Год не прошел — спроси и сведай,
    Что уцелело от нея?
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Все опалили, выжгли слезы
    Горючей влагою своей.
    Ты помнишь ли, при вашей встрече,
    При первой встрече роковой,
    Ее волшебный взор, и речи,
    И смех младенчески живой?
    И что ж теперь? И где все это?
    И долговечен ли был сон?
    Увы, как северное лето,
    Был мимолетным гостем он!
    Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была,
    И незаслуженным позором
    На жизнь ее она легла!
    Жизнь отреченья, жизнь страданья!
    В ее душевной глубине
    Ей оставались вспоминанья…
    Но изменили и оне.
    И на земле ей дико стало,
    Очарование ушло…
    Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
    То, что в душе ее цвело.
    И что ж от долгого мученья
    Как пепл, сберечь ей удалось?
    Боль, злую боль ожесточенья,
    Боль без отрады и без слез!
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    (Ф. И. Тютчев)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *