Как проявляется в стихотворениях тютчева философская масштабность?

10 ответов на вопрос “Как проявляется в стихотворениях тютчева философская масштабность?”

  1. Kigis Ответить

    Похожие статьи

    12-10-2018 | щенок, Герасим, барыня, дворник, любовь
    Содержание рассказа И.С.Тургенева “Муму”
    Краткое содержание рассказа И.С.Тургенева “Муму”

    12-10-2018 | полковник, дочь, избиение,солдаты, бал
    Содержание рассказа Л.Н.Толстого “После бала”
    Основное содержание рассказа Л.Н.Толстого “После бала”

    12-10-2018 | собака, палец, народ, барин, хамелеон
    Содержание рассказа А.П.Чехова “Хамелеон”
    Краткое содержание рассказа А.П.Чехова “Хамелеон”

    12-10-2018 | городничий ,чиновник, взятки, непорядки, трактир
    Содержание комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”
    Основное содержание комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”

    Культура

    Книги и Литература

    Интернет

    Финансы

    Спорт

    Туризм

    Товары

    История

    Мистика

    Отношения

    Семья

    Ремонт

    Игры

    Мода

    Медицина

    Кулинария

    Государство

    Авто

    Увлечения

    Психология

    Дизайн

    Разное

    Наука

    Образование

  2. knopa Ответить

    Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поет, что, море,
    И ропщет мыслящий тростник?
    Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
    В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»
    В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
    Мы в небе скоро устаем, –
    И не дано ничтожной пыли
    Дышать божественным огнем
    И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,
    Поочередно всех своих детей,
    Свершающих свой подвиг бесполезный,
    Она равно приветствует своей
    Всепоглощающей и миротворной бездной.
    В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
    Дума за думой, волна за волной –
    Два проявленья стихии одной:
    В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
    Здесь – в заключении, там – на просторе, –
    Тот же всё вечный прибой и отбой,
    Тот же всё призрак тревожно-пустой.

    Природа как часть целого

    Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».
    Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
    Не таково ль твое значенье,
    Не такова ль судьба твоя?..
    Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,
    Так современных проявлений
    Смысл иногда и бестолков… –
    …Иной, ты скажешь, просто лает,
    А он свершает высший долг –
    Он, осмысляя, развивает
    Утиный и гусиный толк.

    Философское звучание любовной лирики

    Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:
    Любовь, любовь – гласит преданье –
    Союз души с душой родной –
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И… поединок роковой…
    Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

    Философский характер лирики Тютчева

    Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.
    Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

  3. Дио и я лучшие друзья! Ответить

    Философские произведения – это особый жанр – размышления
    о многих вечных и непроходящих проблемах:
    о смысле человеческой жизни, о том, какие ценности могут
    быть в жизни человека, о назначении самого человека в этой
    непростой жизни и, соответственно, о месте человека в жизни.
    И все это находит отражение в лирике Тютчева.
    Он описывает радугу, стаи журавлей и тот шум, который они
    создают, огромнейшее море, которое в себя заключает многое,
    река, которая имеет золотистый и алый оттенок, лес,
    который уже полураздет, день и вечер осени или весны.
    Интересно тютчевское описание грозы, оно необычное и
    безумное, но это безумство опрометчивое.
    Но все это в его произведениях является частью космоса,
    частью всеобъемлющего.
    У Ф. Тютчева действует цепь, которую он выстраивает
    во всех своих стихотворениях: вселенная и природа, природа
    и человек. Об этом и его стихотворение с необычным названием
    “Смотри, как на речном просторе…”.
    Но в тютчевской философской поэзии есть и определенные
    непроходящие темы:
    • Тема хаоса и космического пространства.
    • Мир вечен, а жизнь самого человека явление временное.
    • Любовь как часть целого, часть природы и Вселенной.
    Тютчевская космическая тема и тема хаоса
    У Ф. Тютчева в лирике поэтический и человеческий миры тесно
    и неразделимо или неразрывно связаны между собой,
    также связана и Вселенная с человеческим родом.
    Основа всех тютчевских стихотворений – это понимание самого
    поэта мира как нечто Общего и мировой целостности, но как
    раз эта самая целостность и требует борьбы, напряженной и
    жестокой, противоположностей.
    Он рассматривает эти мотивы, как основу любой жизни вообще,
    что позволяет говорить о двойственности всего мироздания.
    О чем же еще размышляет поэт Ф. Тютчев?
    Прежде всего, это день и ночь, который первым поэт называл
    блистательным, покровом, друга и человека, и богов.
    День в представлении поэта-философа поможет исцелять больные
    души. Но и ночь в тютчевском описании необычна: бездна,
    в которой открываются и проявляются все человеческие страхи.
    Размышляет поэт-философ и о хаосе, и о свете.
    В стихотворение “О чем ты воешь, ветр ночной” он обращается
    к ветру и просит его, чтобы не пел больше своих страшных песен,
    в которых слышен хаос, ведь ночь душа желает любить и мечтать
    о любви.
    Но если все эти чувства, которые бурей проносятся по жизни
    человека, утихли, то ветер своими песнями может их опять
    разбудить:
    О, страшных песен сих не пой
    Про древний хаос, про родимый!
    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!
    Из смертной рвется он груди,
    Он с беспредельным жаждет слиться!
    О, бурь заснувших не буди –
    Под ними хаос шевелится!
    Как интересно описывает поэт-философ хаос: он и
    притягательный, и прекрасный, и родимый. Именно хаос
    является частью мироздания, на основе которой появится
    все остальное: и день, и ночь, и космос, точнее его светлая
    сторона. И так до бесконечности: опять придет новое лето,
    и снова будут листы, и розы опять зацветут.
    Мир вечен, а жизнь человека временна
    см. https://gfom.ru/filosofskaya_lirika_tyutcheva.php

  4. Bafym Ответить

    Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Только в поэтических произведениях Федора Тютчева, в отличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а лишь обозначение, декларирование идеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, ощутимых образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.
    Тютчев — поэт, в творчестве которого соединилось богатое идейное содержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности. Основная черта, преобладающая в его лирических произведениях, — это какое-то глобальное чувство космоса. В то же время чувство это носит вполне объективный и реалистический характер. Поэт ощущал себя частицей огромного мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, как состояние и действие живой души. Природа для него — сгусток живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    Даже в тех произведениях, где темой служат отдельные моменты проявления личной, внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств и явлений всего космоса. У Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях: вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и в зрелую пору, и затем (“как бы эфирною струею по жилам небо потекло”) старческая любовь — это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упои-тельйому счастью в былые дни, рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же — “капли дождевые зачинающей грозы”. Это не просто образы, а воспрлятие поэтом подлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорий космического порядка.
    Само содержание, наполнение космоса осмысливается как средоточие многообразия, в лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Наиболее яркий пример тому — стихотворение “День и ночь”.
    День — сей блистательный покров —
    День — земнородных оживленье,
    Души болящей исцеленье,
    Друг человека и богов!
    Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова
    Собрав, отбрасывает прочь.
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ней и нами –
    Вот отчего нам ночь страшна.
    День и ночь — символы двух стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет “хаосом”, олицетворением безымянной бездны:
    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!
    Из смертной рвется он груди, .
    Он с беспредельным жаждет слиться!..
    О, бурь заснувших не буди –
    Под ними хаос шевелится!..
    Жизнь космоса — борение светлого начала с хаосом. Вселенское бытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето и зима. И главное, что не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасен. Это подтверждается и эпитетами: хаос — “родимый”, ночь — “святая”.
    Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе:
    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь, и немощен и гол,
    Лицом к лицу пред пропастию темной.
    И чудится давно минувшим сном
    Ему теперь все светлое, жиЕое…
    И в чуждом, неразгаданном, ночном
    Он узнает наследье родовое.
    Темная стихия страсти, “угрюмый, тусклый огнь желанья”, таит очарование, пожалуй, более сильное, чем светлая “пламенно-чудесная” ипа. День лишь “отрадный” и “любезный”, ночь же — “святая”.
    Подлинное значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса, — это печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, но в преодолении их достигается блаженство. В лирике поэта-философа образно выражена мысль, что стихия хаоса позволяет нам при соприкосновении с нею осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не являются противоположностями добра и святости, это всего лишь ступени к познанию истины. Противопоставление хаоса и идеального начала космоса поэт видит не в образах “дня и ночи”, а в образах тишины, успокоения. Зной, мятежность и столкновение их с покоем, умиротворенностью — это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания. Хаос, таким образом, как бы олицетворение преодоления всего земного и смертного.
    Ущерб, изнеможенье — и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья.
    Итак, в лирике Ф. И. Тютчева, “самой ночной души русской поэзии”, открывается нам чистая красота божественного космоса, объемлющего собой все сущее — живое и неживое, хаос и гармонию, в борьбе между которыми и протекает жизнь.

  5. dsdds Ответить

    Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.
    Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.
    При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

    Описание природы

    Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

    Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.
    Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.
    Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.
    Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.
    Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

    Любовная лирика

    Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.
    Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

    Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.
    Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.
    Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

    Характер стихотворений

    Тютчев писал в разных направлениях, его гражданская, пейзажная и любовная лирика известна и до сих пор. Сочинения, которые вышли из-под пера поэта, повлияли не только на читателей, но и на авторов разных эпох.
    Признаки его творчества прослеживаются в стихотворениях известных писателей:

    А. Фет;
    Ф. Достоевский;
    А. Ахматова;
    И. Бунин;
    Б. Пастернак;
    Е. Исаев;
    И. Бродский.
    Своеобразие творчества Тютчева оценили и литературные критики. Поэт умело владел словом, он умел кратко выразить проблемы существования мира. Ведущими темами его работ были космос и хаос, сравнение земного и вечного, двойственность человеческой натуры.
    Поэзия Тютчева остается популярной вне времени, ведь писатель интересовался вопросами Вселенной. Хотя ему трудно было работать из-за ограниченности сознания и словарного запаса, у него получилось создать стихотворения, которые и сегодня привлекают внимание.
    Федор Иванович не боялся рассуждать и свои размышления записывать в рифмованном виде. Он работал только ради того, чтобы выразить идеи, поделиться впечатлениями и выплеснуть накопившиеся эмоции. Тютчев известен не только, как поэт. Он был публицистом, дипломатом, тайным советником и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *