Почему многие стихотворения тютчева относят к философской лирике?

16 ответов на вопрос “Почему многие стихотворения тютчева относят к философской лирике?”

  1. segezha Ответить

    Похожие статьи

    12-10-2018 | щенок, Герасим, барыня, дворник, любовь
    Содержание рассказа И.С.Тургенева “Муму”
    Краткое содержание рассказа И.С.Тургенева “Муму”

    12-10-2018 | полковник, дочь, избиение,солдаты, бал
    Содержание рассказа Л.Н.Толстого “После бала”
    Основное содержание рассказа Л.Н.Толстого “После бала”

    12-10-2018 | собака, палец, народ, барин, хамелеон
    Содержание рассказа А.П.Чехова “Хамелеон”
    Краткое содержание рассказа А.П.Чехова “Хамелеон”

    12-10-2018 | городничий ,чиновник, взятки, непорядки, трактир
    Содержание комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”
    Основное содержание комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”

    Культура

    Книги и Литература

    Интернет

    Финансы

    Спорт

    Туризм

    Товары

    История

    Мистика

    Отношения

    Семья

    Ремонт

    Игры

    Мода

    Медицина

    Кулинария

    Государство

    Авто

    Увлечения

    Психология

    Дизайн

    Разное

    Наука

    Образование

  2. vinniwain Ответить

    Философская лирика у Тютчева глубока и многообразна. Часто поэт ищет ответы на «риторические» вопросы, размышляет над такими понятиями как любовь, счастье…
    Например, Фёдор Иванович в «Безумии» описывает с философской точки зрения это явленье. Поэт представляет безумие существом весёлым и жалким. Оно прислушивается к источникам «всего». Действительно, безумие может быть и священным, а может наступить от столкновения с чем-то нереальным.
    Важна тема природы в философских стихах. Тютчев боготворит её, ищет в ней утешения, чувствует связь свою (и, вообще, людей) с природой. Вот в стихотворении «Тени сизые…» он говорит, что отражается во всём, но и всё в нём отражается.
    В «Успокоении» поэт говорит о таких важных вещах, как время, утраты… Герой смотрит в поток (обращается опять к вечной природе), чувствует, что эти струи уносят всё. И человек страдает, плачет, ведь он не в силах остановить «поток». Но в итоге успокоение приходит, вода уносит и саму душу человека. Это метафорически представлено, что каждый становится частью Вселенной.
    В «воду» уходит и такое важное чувство людей, как любовь. Вот в стихотворении «На Неве» челнок любви как будто уносит река. Это философски показывает, что чувства со временем (хотя бы после смерти) уходят, но в смысле, что не исчезают, а растворяются в Вечности, делая её немного лучше.  А влюбленные тут то ли святые, то ли грешные – не совсем понятно. Или уж не так важно.
    Даже в «Мотиве Гейне» поэт, сравнив день с жизнью, признаётся, что день этот его утомил, он уже отходит ко сну, но слышит и сквозь сумерки вечный хор любви.
    В философском стихотворении «Два единства» практически призыв к славянам сплотиться. Тютчев говорит о том, что Запад пытается соединить народы, людей кровью, войной, но вот славяне, наследники Византии, стараются это сделать любовью. И время уж рассудит.
    И всё-таки поэт всегда просит Создателя о милосердии. Например, в стихотворении «Пошли, Господь…» поэт молится за всех заблудших и несчастных.
    У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.

    Сочинение Философская лирика Тютчева

    Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. Большое влияние на Тютчева оказало творчество А.С. Пушкина, современником которого он являлся.
    Посвятив жизнь дипломатической службе, Фёдор Иванович на протяжении всей своей жизни пишет стихи. Первая известность пришла к поэту в 1836-м году. В то время Пушкин А.С. собирался опубликовать сборник своих стихов. В этот сборник вошли 16 стихотворений молодого, неизвестного никому стихотворца.
    Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам. Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм. Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.
    Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева. Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России.  Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь. Каково место человека в обществе, для чего он рождён  и предназначен и в чём смысл его жизни.
    Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича  и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё. Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека. Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия  человек ничтожен и одиночество его трагично. Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.
    Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох. Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт. Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.
    Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.

  3. oleg195819 Ответить

    Философские произведения – это особый жанр – размышления
    о многих вечных и непроходящих проблемах:
    о смысле человеческой жизни, о том, какие ценности могут
    быть в жизни человека, о назначении самого человека в этой
    непростой жизни и, соответственно, о месте человека в жизни.
    И все это находит отражение в лирике Тютчева.
    Он описывает радугу, стаи журавлей и тот шум, который они
    создают, огромнейшее море, которое в себя заключает многое,
    река, которая имеет золотистый и алый оттенок, лес,
    который уже полураздет, день и вечер осени или весны.
    Интересно тютчевское описание грозы, оно необычное и
    безумное, но это безумство опрометчивое.
    Но все это в его произведениях является частью космоса,
    частью всеобъемлющего.
    У Ф. Тютчева действует цепь, которую он выстраивает
    во всех своих стихотворениях: вселенная и природа, природа
    и человек. Об этом и его стихотворение с необычным названием
    “Смотри, как на речном просторе…”.
    Но в тютчевской философской поэзии есть и определенные
    непроходящие темы:
    • Тема хаоса и космического пространства.
    • Мир вечен, а жизнь самого человека явление временное.
    • Любовь как часть целого, часть природы и Вселенной.
    Тютчевская космическая тема и тема хаоса
    У Ф. Тютчева в лирике поэтический и человеческий миры тесно
    и неразделимо или неразрывно связаны между собой,
    также связана и Вселенная с человеческим родом.
    Основа всех тютчевских стихотворений – это понимание самого
    поэта мира как нечто Общего и мировой целостности, но как
    раз эта самая целостность и требует борьбы, напряженной и
    жестокой, противоположностей.
    Он рассматривает эти мотивы, как основу любой жизни вообще,
    что позволяет говорить о двойственности всего мироздания.
    О чем же еще размышляет поэт Ф. Тютчев?
    Прежде всего, это день и ночь, который первым поэт называл
    блистательным, покровом, друга и человека, и богов.
    День в представлении поэта-философа поможет исцелять больные
    души. Но и ночь в тютчевском описании необычна: бездна,
    в которой открываются и проявляются все человеческие страхи.
    Размышляет поэт-философ и о хаосе, и о свете.
    В стихотворение “О чем ты воешь, ветр ночной” он обращается
    к ветру и просит его, чтобы не пел больше своих страшных песен,
    в которых слышен хаос, ведь ночь душа желает любить и мечтать
    о любви.
    Но если все эти чувства, которые бурей проносятся по жизни
    человека, утихли, то ветер своими песнями может их опять
    разбудить:
    О, страшных песен сих не пой
    Про древний хаос, про родимый!
    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!
    Из смертной рвется он груди,
    Он с беспредельным жаждет слиться!
    О, бурь заснувших не буди –
    Под ними хаос шевелится!
    Как интересно описывает поэт-философ хаос: он и
    притягательный, и прекрасный, и родимый. Именно хаос
    является частью мироздания, на основе которой появится
    все остальное: и день, и ночь, и космос, точнее его светлая
    сторона. И так до бесконечности: опять придет новое лето,
    и снова будут листы, и розы опять зацветут.
    Мир вечен, а жизнь человека временна
    см. https://gfom.ru/filosofskaya_lirika_tyutcheva.php

  4. saranha Ответить

    Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.
    Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.
    При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

    Описание природы

    Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

    Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.
    Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.
    Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.
    Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.
    Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

    Любовная лирика

    Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.
    Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

    Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.
    Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.
    Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

    Характер стихотворений

    Тютчев писал в разных направлениях, его гражданская, пейзажная и любовная лирика известна и до сих пор. Сочинения, которые вышли из-под пера поэта, повлияли не только на читателей, но и на авторов разных эпох.
    Признаки его творчества прослеживаются в стихотворениях известных писателей:

    А. Фет;
    Ф. Достоевский;
    А. Ахматова;
    И. Бунин;
    Б. Пастернак;
    Е. Исаев;
    И. Бродский.
    Своеобразие творчества Тютчева оценили и литературные критики. Поэт умело владел словом, он умел кратко выразить проблемы существования мира. Ведущими темами его работ были космос и хаос, сравнение земного и вечного, двойственность человеческой натуры.
    Поэзия Тютчева остается популярной вне времени, ведь писатель интересовался вопросами Вселенной. Хотя ему трудно было работать из-за ограниченности сознания и словарного запаса, у него получилось создать стихотворения, которые и сегодня привлекают внимание.
    Федор Иванович не боялся рассуждать и свои размышления записывать в рифмованном виде. Он работал только ради того, чтобы выразить идеи, поделиться впечатлениями и выплеснуть накопившиеся эмоции. Тютчев известен не только, как поэт. Он был публицистом, дипломатом, тайным советником и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

  5. cross1812 Ответить

    Особое место в стихах Тютчева занимают философские размышления о человеке в мире. Поэт принёс в отечественную поэзию свежую тему слитности личности с круговращением в природе, с противоборством в ней тьмы и света. Человек в представлении Тютчева является частицей природы, он «вписан в неё», растворен в ней и вбирает её в себя. Если, например, у Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» личность показана беспредельно одинокой и существующей сама по себе, тогда как природа, космос, звезды живут сами по себе («звезда с звездою говорит»), то у Тютчева эти миры оказываются сращенными и нерасторжимыми. Дивный мир со своим разнообразием «лежит, развитый» перед человеком, «ему отверста вся земля», «он видит всё и славит Бога», потому что слит с этим природным миром нераздельно («Странник»). Многие стихи Тютчева построены так, что пейзажная зарисовка незаметно переходит в раздумья о человеке, а изображение личности даётся в связи с воссозданием ландшафта или природных явлений.
    Таково стихотворение «Вчера, в мечтах обвороженных…» (1836). Казалось бы, поэт намерен здесь проследить постепенную смену вечера ночью, а последней — ранним рассветом. Поздний луч месяца навевает земной сон, нахмуренные тени плавно переходят в ночной мрак, а тьма постепенно рассеивается тихими струями утреннего сияния. Чтобы ярче раскрыть этот процесс перехода от мглы к темноте и последующему рассвету, поэт удачно использует тавтологию («тень нахмурилась темней»), сложные прилагательные («темно-озаренных»), редкие составные наречия («дымно-легко», «мглисто-лилейно»), передающие переходные состояния и смешения тьмы и света; обилие глагольных форм («пробежало», «ухватясь», «извиваясь», «взобралось»), раскрывающих динамику появления лучей и световых рефлексов; частые повторы слов «вот» (им начинаются пять стихов) и «вдруг» (эта анафора открывает две строки) и, наконец, вводит неопределенное местоимение «что-то», становящееся выражением загадочного одушевленного субъекта действия. Однако весь этот процесс и все эти художественные средства даны в связи с изображением спящей женщины. Это на неё падает последний луч месяца, вкруг неё «утихло молчанье», её сонный локон смутно видится во мраке; это за её одеяло ухватилось таинственное «что-то», а потом стало извиваться на её ложе. Наконец, солнечный луч «животворным сияньем» касается лица и груди и раскрывает чудесный шелк ресниц. Так человек оказывается в центре всех названных природных явлений, которые интересны поэту постольку, поскольку раскрывают красоту, молодость и освеженные силы просыпающейся женщины. Здесь картинное и пластичное изображение, достигнутое художником слова, соединилось с размышлением о месте человека в одушевленном Божьем мире.
    Но сам человек, как его изображает Тютчев, соединяет в себе разительные противоречия: он раб — и властелин, силен и слаб, мятежен и терпелив, могуществен и хрупок, смирен и исполнен тревог. Чтобы передать эти полярные начала (антиномии), поэт использует в применении к личности известную формулу Паскаля «мыслящий тростник», показывает, как «могучий вихрь людей метёт» или «Судьба, как вихрь, людей метёт» («Из края в край, из града в град…»), передаёт трагическое существование человека перед ночной бездной:
    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь и немощен и гол,
    Лицом к лицу пред пропастию темной.
    («Святая ночь на небосклон взошла…», 1848—1850)
    Человек трагичен своим обособлением от себе подобных, властью страстей над ним, краткосрочностью своего существования. Бренности человеческой жизни поэт противопоставляет вечность и беспредельность мира («И гроб опущен уж в могилу…»). Могила раскрыта, в неё опущены останки человека, звучит речь о грехопаденье:
    А небо так нетленно-чисто,
    Так беспредельно над землёй.
    Философская мысль о драматизме существования личности заключена и в стихотворении «Silentium» (1830). Первая и третья строфы этой трехчастной композиции сопоставляют духовную жизнь человека, его чувства и мечты, его «таинственно-волшебные» думы с внешним миром, с его наружным шумом, обманчивыми дневными лучами и подлинной в своей истинности звездной ночью. Выношенной мудрости этих крайних строф соответствует их наставительная, поучительная и повелительная интонация: сохраняя свою отъединенность от других, любуйся красотой мироздания, внимай пенью дневных лучей и сиянью ночных звезд. Этим самым будет установлена необходимая и желанная, связь с внешним миром. Вторая, срединная строфа носит характер исповедальный.
    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймёт ли он, чем ты живешь?
    Это жалоба человека на его обособленность от других, на его одиночество в людском сообществе, где «мысль изреченная есть ложь», где слово не может объединить людей, жалоба на замкнутость духовного мира, в силу чего личность обречена на свою немоту. Горечь лирического героя получает форму вопросов, которые следуют один за другим, а затем форму скорбного афоризма. Но в этой же строфе звучит и мощная мысль о напряженности и богатстве духовной жизни человека, богатстве, равном целому миру, которое нужно не растерять. Сокровенные думы свои важно не измельчить, не «возмутить», как можно замутить природные ключи, бьющие из-под земли. Размышления поэта согреты его волнением, которое особенно чувствуется в настойчивом повторении повелительного «молчи» (им заканчивается каждая строфа) и в пятом стихе, где четырехстопный ямб неожиданно ломается и переходит в трехстопный амфибрахий. Поэт развивает мотив «невыразимого», присущий Жуковскому, и доводит его дологического завершения, до требовательного наставления. Чтобы придать особую весомость и масштабность этой композиции поэт даёт ей необычное, заимствованное из средневековых дидактик латинское название, усиливая его восклицанием: «Silentium!».
    «Мысль чувствующая и живая» (И. С. Аксаков) пульсирует и в другом философском стихотворении поэта — «Фонтан» (1836). Это стихотворение середины 30-х годов было послано из Мюнхена другу поэта — И. С. Гагарину и как будто обращено к нему. Оно начинается со слова «смотри». Такое приглашение глядеть, рассматривать и любоваться здесь не случайно: начало стихотворения посвящено описанию фонтана, увиденного поэтом в одном из городов Европы. Описание это для Тютчева необычно: оно основано не на мгновенном впечатлении, а на длительном всматривании в явление, на созерцании его. Поэт следит за сменой освещения, окраски, за особенностями движения водяной струи. Наблюдения Тютчева очень метки, и это отражается в слове: фонтан напоминает живое облако. Затем следует новое уподобление «влажному дыму». Солнце пронизывает это облако, а потому оно становится «огнецветным» и неожиданно само начинает походить на светлый луч. Но одновременно поэт приглашает не только глядеть, созерцать, но и размышлять.
    Лучом поднявшись к небу, он
    Коснулся высоты заветной —
    И снова пылью огнецветной
    Ниспасть на землю осужден.
    Здесь содержится глубокий по мысли, философский мотив, переданный последней из приведенных строк: «ниспасть… осуждён». Значит, речь идёт не только о красоте фонтана, но и о каких-то законах, которые им управляют. Одновременно приоткрывается другой, скрытый, но возможный смысл строк — размышление о человеке, куда-то стремящемся, возносящемся — то ли к карьере, то ли к богатству, то ли к власти, и трагически забывающем, что за его лихорадочной деятельностью, усилиями, суетой стоит нечто, его роковым образом поджидающее. Поэтому он должен всегда помнить не только о суетном, но и о великом, чтобы не пропустить самой жизни. Однако может быть устремление ввысь и другого рода — к творческим достижениям таланта, взмывающего «лучом к небу», и горестно, когда он достигает «высоты заветной», но в этот миг его путь трагически обрывается. Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Белинским, Веневитиновым…
    Мысль о гибели как бы подхватывается первым знаменательным словом второй строфы: «О смертной мысли водомёт…» Но слово «фонтан» заменяется его синонимом «водомёт». Это признак того, что речь пойдет о том же и одновременно о чем-то ином. Жизнь фонтана сопоставляется с биением человеческой мысли.
    И хотя в начале второй строфы нет характерных для сравнения слов типа «словно», «подобно», «как», но параллелизм неназойливо возникает. Водомёт соотносится с величием разума, неустанного познания, мятежной человеческой мыслью. Подобно фонтану, эта мысль тоже жадно стремится к небу. Возвышенная тема вызывает к жизни «высокие» слова, которых так много в этой строфе: «стремит», «водомёт», «мятет», «длань», «преломляя», «свергает». А рядом несколько книжных выражений: «неистощимый», «непостижимый», «незримо-роковая». Возникает внутренняя перекличка глагола «мятет» и корня — «мёт» — в слове «водомёт», которые передают это устремление мысли вверх. Однако возникает и другой мотив: и для мысли существует «длань незримо-роковая». Есть предел человеческому познанию мира, роковая его ограниченность, его очевидная стесненность и слабость. Скептическая эта мысль остра и смела, она перекликается с суждением Канта о границах человеческого разума, лишенного возможности проникать в суть явлений, познавать «вещи в себе». Выходит, что не только слово («silentium»), но и мысль страдает своей «неизреченностью». Возможно, здесь есть и другое соображение: философская мысль не должна слишком отрываться от жизни, от начала земного, иначе она станет пустой игрой ума. Так, во всяком случае, эти строки Тютчева прочитываются сегодня.
    Строка «какой закон непостижимый» приоткрывает ещё один скрытый план стихотворения. Поэт размышляет и об общих законах жизни. Такая тема была характерна для предшественника Тютчева — Пушкина. Вспоминаются «Вновь я посетил…», «Элегия», ранняя его «Телега жизни», мысли о судьбе земли и людей в стихотворении «К морю». Ясно, что речь идёт не столько о физическом устройстве водомёта, сколько о жизненных законах, управляющих всем на земле, о прогрессе, его границах и противоречиях. Не случайно литературовед Н. Я. Берковский писал, что в этом стихотворении поставлена тема «Фауста», а значит речь идет о познании мира, об остановленном прекрасном мгновении, о пределах цивилизации, буржуазной культуры. Так Тютчев пришел к темам всемирного звучания.
    Размышляя об окружающем человека мире, Тютчев часто обращается к теме времени, истолковывая это понятие чрезвычайно многообразно. Поэт убежден, что «времени поток бежит неумолимо». Он лишь на миг соединяет людей, чтобы затем разлучить их навсегда («Устали мы в пути…»). Тютчев много думает о прошлом и настоящем, о памяти, которая соединяет эти категории времени. Но особенно устойчивы в лирике поэта образы дня и ночи и размышления об этих явлениях.
    В стихотворении «День и ночь» (1839) день осмысляется как «блистательный покров», светлый и златотканный, скрывающий безымянную бездну мира. Он вносит известное оживление для рожденных на земле, даже исцеление болящей души, но это только оболочка, обволакивающая зияющий провал. Напротив, ночь примечательна тем, что отбрасывает «ткань благодатного покрова», и тогда открывается до времени скрытая бездна «с своими страхами и мглами». Резкую противопоставленность этих форм времени отражает двухчастная композиция стихотворения, его две строфы, соединенные противительным «но». В философской медитации (размышлении) «Сны» («Как океан объемлет шар земной…») (1830) со всей определенностью говорится о ночи как явственном и откровенном проявлении темных стихий, которые, словно волны, бьют о берег свой. Знание людей о мире ширится: они видят космос, «небесный свод, горящий славой звездной», они ощущают могучий хаос и обостренно чувствуют пылающую бездну, будучи окруженными ею со всех сторон. Используя античный и классицистический образ «колесницы мироздания», Тютчев в лаконичном, восьмистрочном стихотворении «Видение» (1829), рисуя ночную пору, стоящую между человеком и мировым хаосом, характеризует её как проявление и беспамятства, и всемирного молчанья, но одновременно как время откровений и творческих озарений. Для такой трактовки автору понадобились античные образы мощного Атласа (Атланта), Музы, откликающейся на восторги поэта, и эллинских богов. В итоге миниатюра воскрешает дух античности и на философском языке говорит о готовности поэзии (Музы) встретить и запечатлеть поразительные явления космоса и хаоса.
    Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

  6. Kimpakr Ответить

    Человек и природа
    Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двухчастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью при роды и жизнью человека. («Осенний вечер», «Еще земли печален вид», «Когда в кругу убийственных забот», «О чем ты воешь, ветр ночной?»).
    Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до предела. Поэту чуждо не только современное общество («Душа моя — Элизиум теней»), но и история, культура, цивилизация — все кажется ему призрачным, обреченным
    на гибель («От жизни той, что бушевала здесь»).
    Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений («Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые».
    Тютчев — поэт-философ, поэт-мыслитель, ставивший коренные вопросы человеческого бытия: проблемы поиска смысла жизни, места человека в мире, общечеловеческих идеалов.
    Уже в раннем возрасте в переводах Горация Тютчев затрагивает темы потока времени, познания смысла жизни, судьбы человека — «свидетеля» и «жертвы роковой» игры «фортуны злой».
    Все вопросы, возникающие в сознании поэта, сливаются воедино.
    Главный вопрос — о тайне человеческого бытия. В стихотворении «Вопросы из Гейне» — лирический герой, человек, стоящий перед стихией — морем, вопрошает волны, вечно пытаясь разгадает эту тайну и не получая ответа:
    « … Скажите мне, что значит человек?
    Откуда он, куда идет,
    И кто живет над звездным сводом?»
    По-прежнему шумят и ропщут волны,
    И дует ветр, и гонит тучи,
    И звезды светят холодно и ясно, —
    Глупец стоит — и ждет ответа!
    В этом стихотворении, переводе произведения Гейне, написанном в конце 20-х годов19 века присутствуют два главных героя тютчевской лирики: по выражению Н.Н. Скатова, «мир и человек со своими вечными последними вопросами»; «последними» — наиболее общими, сущностными, которые несут в себе исходное предопределение жизни всех людей и каждой человеческой судьбы.
    В стихотворении 1855 года свернут, как пружина, весь поэтический мир Тютчева:
    О вещая душа моя!
    О сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия! ..
    Тема космоса
    В центре — образ пророчествующей о будущем души поэта на пороге «как бы двойного бытия», Что это значит? Мир, окружающий человека, сложен и многопланов. Он представляет собой
    постоянное движение сменяющих друг друга и в то же время взаимодействующих, сосуществующих миров — дневного и ночного.
    Дневной мир — видимый и слышимый, разнообразный в своих
    проявлениях. Своей гармоничностью, постоянно обновляющей-
    ся красотой при роды он может спасти человека от одиночества,
    дать необходимую поддержку, возрождая в его сердце жизнен-
    ные силы, снимая накопившуюся усталость (см. стихотворение
    «Весна»).
    Человека с дневным миром объединяет и некая внутренняя  сходность судьбы. Как и человек, конкретные природные объекты
    обречены на разрушение. Но в отличие от человеческой смерти
    это разрушение не есть исчезновение природы как таковой, а есть
    возвращение к своей первооснове, к своему началу, за которым
    вновь следует развитие.
    К этой вечно обновляющейся жизни и стремится стать причастным человек. Поэтому в стихотворении «День и ночь» день — «души болящей исцеленье, друг человеков и богов»:
    На мир таинственный духов,
    Над этой бездной безымянной,
    Покров наброшен златотканый
    Высокой волею богов.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *