Как ребенка научить списывать текст без ошибок?

15 ответов на вопрос “Как ребенка научить списывать текст без ошибок?”

  1. drdryunja Ответить

    Учимся списывать текст без ошибок (1-4 класс)
    Есть такой вид работы в русском языке – контрольное списывание. По правилам оно проводится один раз в четверть. Оценивается так:
    одна-две ошибки- “4”
    три ошибки-“3”
    четыре и более ошибок-“2”
    Да, что там контрольное списывание, скажут многие мамы. Он с учебника упражнение переписать не может без ошибок! Сколько раз учителя и родители повторяют ( а некоторые нет), что СЛОВА НАДО СПИСЫВАТЬ ПО СЛОГАМ. А все равно – ошибки, ошибки…
    Этому есть две причины.
    1. Учитель не уделял должного внимания звуко-буквенному анализу в период обучения грамоте ( Читайте статью “Ошибки при письме? Откуда?”)
    2. Ребенок проболел первое полугодие 1-го класса и в школу ходил мало.
    Можно ли исправить ситуацию? Можно и в 1, и во 2, и в 3, и в 4 классе. Но не за один день.
    В конце прошлого века ( какой кошмар, это сколько же мне лет уже???) занимался у меня индивидуально один ученик. Реально не мог списать ни одного слова без ошибок.
    Посмотрела я на это безобразие и стала думать. Проводить звуко- буквенный анализ уже неэффективно ( мальчик учился в третьем классе). Думала я несколько дней. Ну не может быть, чтобы мы взрослые не придумали бы какую-нибудь хитрость. И знаете, идея пришла мне на ум во сне (нет, я не Менделеев! Но такой факт имел место).
    Назвала я его “Метод звуковой ударной волны” ( нет, не физик я, но попробовать – то можно!)
    Отучив таким способом два года своих учеников, я поняла, что метод работает. В сочетании со звуко-буквенным анализом он дает 100% результат. Списывать учились все- даже те, кто по идее не должен был. С этим методом я выступила в 2000 году на профессиональном конкурсе “Учитель третьего тысячелетия”. Это был окружной этап ( на районном этапе, в Коптево, мне досталось первое место).
    Члены жюри расфырчались, расшумелись, решили – бред. И завернули меня после окружного этапа. Но методист по русскому языку, подумала, подумала и на следующий день , придя в школу сказала своим учителям – делать так, как предложила Белоусова (тогда у меня была другая фамилия). “В этом что -то есть” – сказала она. С этой методикой я выступала не раз на методическом объединении в своей школе, но знала, что никто так делать не будет- слишком кропотливая, просто ювелирная ежедневная работа.
    А мои детки до сих пор, практически 100% списывают тексты без ошибок.
    Так в чем же суть метода???
    Я начинала работу с того дня, когда дети писали первые слова. Но можно это делать в любой момент обучения. В любом классе начальной школы. (Может и дальше, просто я работаю в начальной школе).
    1. Прочитай упражнение, которое надо списать вслух.
    2. Прочитай упражнение еще раз ПО СЛОГАМ (вслух)
    3. Возьми простой карандаш и подчеркни с самого начала все гласные буквы, произнося их вслух плавно, нараспев. (Подчеркиваем прямо в учебнике).
    Объяснение: ребенок, произнося гласные звуки, погружается в некую атмосферу покоя, его ухо прослушивает все количество звуков, а глаза одновременно просматривают слова. Получается связь зрительная, слуховая и тактильная. получается некий звуковой лад, собственный голос успокаивает ребенка и придает уверенность. Ведь он правильно произносит все звуки, значит ошибка при выполнении такого задания невозможна.)
    4. Далее можно вертикальной тонкой линией разделить аккуратно слова на слоги (для этого нужен хорошо заточенный простой карандаш, желательно твердый, чтобы линии не зачеркивали буквы)
    5. Затем Вы просите ребенка взять ручку и по слогам начать переписывать текст в тетрадь.”Ты должен смотреть и запоминать не целое слово, а слог. Мы не можем знать, как пишутся все слова на свете, поэтому надо смотреть в книге каждый слог.”
    И вот Ваше чадо переписывает текст. Думаете на этом работа закончилась???
    Да нет. Теперь начинается самое главное.Текст надо проверить и если встретятся ошибки- исправить.
    А вот это тоже дело непростое. Когда учителя говорят “Проверьте”, ребенок быстренько читает и своих ошибок он так и не видит.
    Как прошу проверить текст я?
    “Бери карандаш, смотри на каждое слово поочереди и подчеркивай гласные буквы у себя в тетради.” Надо следить за тем, чтобы ребенок обязательно сначала посмотрел в книгу, а потом к себе в тетрадь. И так каждое слово!
    Уже при первой проверке дети находят ошибки и исправляют их. Но если Ваша ситуация совсем сложная, запускаем еще и дополнительный способ проверки. Попросите ребенка разделить списанный текст на слоги. И вот тут, если ошибки есть еще, они обязательно находятся.
    “Неужели Вы это делаете в классе на уроках?”
    Да. Полгода мои ученики занимаются обучением списыванию и самопроверке. Это же может быть одно предложение в первом классе. Но оно будет написано идеально правильно.
    Трудно? Конечно! Зато, когда я получаю первые работы без ошибок или с найденной и исправленной ошибкой, вот это настоящая радость, просто гордость за своих умных, терпеливых и талантливых учеников!
    Вы тоже будете гордиться, когда потихоньку сложная ситуация начнет исправляться. Ну, может мне “спасибо” скажете. На здоровье, скажу я Вам!
    С уважением – Учитель Комаровская
    Внимание! Опасность! Если Вы, начитавшись статей, соберетесь обрушить и опробовать все техники и советы сразу – “Гигабайтов” в голове Вашего ребенка может просто не хватить и пойдет полное отторжение учебы.
    Совет. Выбирайте наиболее значимую проблему и добивайтесь хотя бы частичного ее устранения. Если вы увидите прогресс, займетесь следующим пробелом. Ведь я все это делаю каждый день, постепенно, по мере прохождения программы. Жалейте своего ребенка и если он показал даже незначительные успехи, хвалите его и потихоньку двигайтесь вперед. ПОТИХОНЬКУ!!!

  2. Ramizmamedov56564 Ответить

    Малыш, который пошел в школу – очень неопытен. Он только учится читать и писать. Иногда детям младших классов задают задание списать текст. И как быть?
    Одним из важных умений является списывание, которым ученик овладевает в начальной школе. Все это очень сложно для маленького ребенка. Детка должен сосредоточиться на написании букв, но в то же время держать в памяти слово целиком. Вот, что нужно делать, чтобы избежать ошибок:
    постараться быть очень внимательным;
    нужно уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
    совершенно не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
    обладать достаточно хорошей памятью, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.
    Абсолютно не все ученики младшей школы владеют этими умениями, отсюда много ошибок во время этого простого задания и не очень хорошие результаты, которые могут расстраивать. Главное – не умея списать текст, дальше учиться довольно сложно. Нужно уделить время для того, чтобы научиться списывать хорошо. Не имеет никакого смысла постоянно говорить ребенку: «Будь внимательней». Чадо просто не знает, что именно от него требуется. Поступим иначе.

    Правила:

    Научите технике. Объясните, что для того чтобы избежать ошибок, слово нужно ПРАВИЛЬНО прочитать, то есть именно так, как оно написано, а не так, как оно обычно произносится/читается. Проговариваем слово ПОБУКВЕННО, например, вода (В-О-Д-А), причем несколько раз вслух и затем про себя. И только после этого можно приступать к написанию.
    Пишем и диктуем сами себе уже правильно произнесенное слово.
    Также обратите особое внимание на то, чтобы ребенок проговаривал и мягкий, и твердый знаки, и большие заглавные буквы, когда они встречаются.
    Не забываем прочитывать и знаки препинания, тогда о них точно не позабудешь.

    Из-за чего возникают ошибки

    Они возникают от того, что ребенок не списывает, а, по сути, пишет диктант, просто говоря сам себе слова, которые прочитал, и пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как знает и представляет их себе. Ребенок читает ВАДА, он представляет себе и запоминает не правильное написание, а сам образ картинку воды, что вполне нормально во время обычного чтения, но при списывании порождает ошибки.

  3. РёРіРѕСЂСЊ9696 Ответить

    Как научиться писать без ошибок?
    Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.
    Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
    Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

    Как определить дисграфию у ребёнка?

    Или он просто плохо знает правила?
    Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:
    Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
    Пропуск букв.
    Недописывание слов и букв (“стака…” вместо “стакаН”).
    Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
    Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
    Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
    Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).
    И, наконец, “неаккуратность” в тетради:
    Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
    “Съезжает” со строчек к концу предложения.
    Переносит слова неправильно.
    Часто не делает пробелов между словами.
    Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

    Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

    Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
    1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.
    Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
    2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.
    Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
    3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.
    Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

  4. dejmos Ответить

    СПИСЫВАНИЕ БЕЗ ОШИБОК
    Ребенок-первоклассник очень неопытен. Школьник учится писать первые буквы, читать первые слова. Но вот однажды ему в качестве домашнего задания задают списать текст. Зачем такая ерунда? Не лучше ли писать диктанты? Давайте разбираться!
    Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Это просто для взрослого, но очень трудно для ребенка. Юный школьник должен сосредоточиться на написании букв, но в то же время держать в памяти слово целиком. Чтобы избежать ошибок, нужно:
    быть очень внимательным;
    уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
    не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
    иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.
    Не все младшеклассники и в должной мере владеют этими умениями, отсюда много ошибок во время этого простого задания и не очень хорошие результаты, которые могут расстраивать. И если какие-то другие умения можно пропустить, то, не умея списать текст, дальше учиться довольно сложно. Поэтому обязательно следует уделить время для того, чтобы научиться списывать хорошо. Не имеет никакого смысла постоянно говорить ребенку: «Будь внимательней». Чадо просто не знает, что именно от него требуется. Поступим иначе.

    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

    Научите технике. Объясните, что для того чтобы избежать ошибок, слово нужно ПРАВИЛЬНО прочитать, то есть именно так, как оно написано, а не так, как оно обычно произносится/читается. Проговариваем слово ПОБУКВЕННО, например, вода (В-О-Д-А), причем несколько раз вслух и затем про себя. И только после этого можно приступать к написанию.
    Пишем и диктуем сами себе уже правильно произнесенное слово.
    Также обратите особое внимание на то, чтобы ребенок проговаривал и мягкий, и твердый знаки, и большие заглавные буквы, когда они встречаются.
    Не забываем прочитывать и знаки препинания, тогда о них точно не позабудешь.

    ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ ОШИБКИ

    Они возникают от того, что ребенок не списывает, а, по сути, пишет диктант, просто говоря сам себе слова, которые прочитал, и пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как знает и представляет их себе. Ребенок читает ВАДА, он представляет себе и запоминает не правильное написание, а сам образ картинку воды, что вполне нормально во время обычного чтения, но при списывании порождает ошибки.

    ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

    Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так получается писать без ошибок? Нужно просто потренироваться и закрепить навык. Для этого предложите сыну или дочке забавное упражнение – cписывать инопланетное послание. Его создайте сами на компьютере или напишите от руки печатными буквами.
    Например, оно может выглядеть так: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»
    Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим.

    ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧИТАЕТ ПОБУКВЕННО И ВСЕ РАВНО ДОПУСКАЕТ ОШИБКИ

    Проверьте, возможно, школьник пытается запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
    Бывает, что у ребенка плохая зрительная память.
    Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв. В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры, например, Мемори.
    Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь. Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что для того чтобы та выздоровела, нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы вашего чада.
    Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше.

  5. sahanec Ответить

    Консультация для родителей «Учим  детей писать без ошибок».
    Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема.  Сегодня я хочу  затронуть  вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок?
    Начиная со второй четверти первого класса, детям предлагаю задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило,  больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.
    Но выполняя эту, казалось бы, несложную работу   дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем их ругать за невнимательность, а ругать–то надо не детей, а себя. За то, что не научили списывать правильно.
    Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется,  что списать текст – это очень просто? Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.
    А наш первоклассник только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.
    Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?
    Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует  каждую букву по – отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.
    Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время,  интерес, а значит,  получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.
    Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.
    Памятка 1. Учимся списывать слово.
    1. Прочитай слово.
    2. Повтори его.
    3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
    4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
    5. Прикрой страницу учебника  и напиши слово в тетради.
    6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
    7. Сверь свою запись с учебником.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.
    Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.
    Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова,  таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.
    Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?
    •Прочитывая, слово  целиком  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.
    •Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
    •Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает  угол зрения ребенка.
    Следующим этапом будет списывание предложений.  Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.
    Памятка 2. Списываем предложение.
    1. Прочитай предложение.
    2. О чем говорится в предложении?
    3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?
    4. Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.
    Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.
    5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?
    6. Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово  в книге и в тетради.
    Все, кажется,  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.
    Конечно, в школе всему научат.  Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но  это тот случай, когда  лучше рано.  Если ребенок научится писать  без ошибок, списывать  правильно, тогда у  него  сразу будет формироваться  правильная позиция  успешного ученика и учиться ему будет легко.
    Советы родителям
    Пусть ребёнок  вдоволь  наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
    Как можно чаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
    Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
    Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
    После школы   массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
    Всё это   наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
    Успехов Вам  и терпения в обучении ваших детей.

  6. Fenian Ответить

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    Как научить ребёнка списывать без ошибок.
    Значение процесса списывания в системе обучения
    грамотному письму.
    Учить списывать школьников необходимо начинать в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописях». В этот период главной своей задачей педагоги счита­ют научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т. п. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже целыми предложениями.
    Станьте за спиной вашего ученика, когда он списывает, и отмечайте, сколько раз он посмотрит в текст за время записи одного небольшого предложения. Вы увидите, что у детей результат окажется разным. Причем тот, кого вы считали более внимательным, потому что он чаще сверялся с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрел в текст реже. Но и те, кто списывал одними и теми же единицами, де­лают это по-разному: одни с ошибками, дру­гие без ошибок.
    Дело в том, что одно и то же по своим внешним признакам учебное действие по своему внутреннему, психологическому ме­ханизму может быть разным, а значит, и приводить к неодинаковым результатам. Ска­занное полностью относится к списыванию.
    В словаре-справочнике по методике рус­ского языка указано: «Списывание — один из наиболее употребительных видов письмен­ных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обуче­нии орфографии и грамматике,— как пра­вило, с дополнительными заданиями» (Львов -справочник по ме­тодике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 000.— М., 1988.— С. 196). Различают два вида спи­сывания: простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача — воспро­извести без ошибок готовый текст. Во вто­ром — списывание либо предшествует выпол­нению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списан­ного текста, либо включает в себя дополни­тельные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).
    В обучении орфографии наиболее эффек­тивным считается именно осложненное спи­сывание, так как в противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.
    Методисты давно обсуждают вопрос о том, как научить детей списывать без ошибок. Так, они рекомендуют учить детей соблю­дать определенный порядок действий при списывании. Об этом еще в 1960 г. писал в книге «Обучение орфографии в начальной школе». Памятки «Как правильно списывать» висят сегодня почти в каждом классе, появились они и в действующих учебниках (см.: Рамз аева язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы.— М., 1987.— С. 156). Но, к сожалению, жа­лобы учителей на то, что их дети допускают ошибки, списывая с доски, из учебника и т. п., не прекращаются.
    В этой работе мы хотим познакомить учи­телей с опытом организации обучения спи­сыванию, при котором достигается безоши­бочность этого действия и, кроме того, со­вершенствуются орфографические навыки учащихся. Причем достигается это не за счет привнесения в списывание дополнительных заданий, а путем специального формирования этого учебного действия на основе активной орфографической проработки копируемого текста.
    Отправной точкой в разработке методики обучения списыванию послужили для нас психологические исследования. Именно пси­хологи изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, соста­вили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибоч­ность воспроизведения текста, а также на­метили способы превращения списывания в эффективное средство обучения право­писанию.
    Так, экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети (а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наобо­рот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова (Репкина оператив­ных единиц памяти // Вестник Харьковско­го университета.— Харьков, 1968.— Вып. I.— № 30).
    В этом исследовании была обоснована не­обходимость списывания смысловыми едини­цами (предложениями или его законченны­ми по смыслу
    частями). Кроме того, были разработаны приемы, обеспечивающие актив­ный орфографический анализ текста путем выделения в нем орфограмм. Специальное внимание уделила организа­ции контрольной операции при списывании.
    Алгоритм списывания, составленный с уче­том всех названных требований, вначале де­тально развертывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно вы­полнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к орга­низации обучения списыванию на его перво­начальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут на­чать списывать дома.
    В классе алгоритм списывания составляет­ся детьми коллективно и размещается рядом с доской. Кроме того, каждый ученик по­лучает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании. Памятка включает в себя следующие действия:
    1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
    2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
    3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
    4. Прочитай предложение так, как оно на­писано (как будешь себе диктовать во время письма).
    5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
    6. Пиши, диктуя себе так, как проговари­вал последние два раза.
    7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) под­черкни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
    Сразу же заметим, если учитель не ис­пользовал в своей работе термин «орфограм­ма», он заменяет его оборотами, понятными детям, например,
    «трудные для написания места», «то, что пишется по правилам», «то, что нельзя писать на слух» и т. п. Кроме того, в предложенной памятке указано не только то, что надо делать, но и зачем. Такая развернутая памятка может быть оставлена в виде настенной таблицы, а в карточках, которые раздаются детям, остаются краткие инструкции, например: «Прочитай предложе­ние», «Как написано» и т. п.
    Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознан­ности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соот­ветствующие механизмы непроизвольного за­поминания, а включение в качестве обяза­тельной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы. Конечно, в зависимости от того, какое содержание вкла­дывается в понятие «орфограмма», а также, чем последовательнее выполняется действие выделения орфограмм, тем значительнее влияние обучения списыванию на формиро­вание навыков правописания школьников. Остановимся более подробно на содержа­нии и методике освоения каждого действия алгоритма.
    1. Прочитай предложение, чтобы понять и
    запомнить его.
    Это действие нужно для того, чтобы исклю­чить возможность механического копирова­ния текста. Так как предложения, с кото­рых начинается обучение, невелики (3— 5 слов), в качестве «смыслового куска» вы­ступает целое предложение. Позднее в ка­честве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть все предложение, чтобы было понятно содержа­ние списываемого.
    Чтение предложения на этом этапе осуще­ствляется по нормам орфоэпии — «читаем так, как надо говорить». Таким образом, как это ни парадоксально, списывание оказывает­ся связанным с обучением правильному го­ворению.
    2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
    Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. В частности, нужно иметь достаточное «поле чтения», т. е. уметь
    «схватывать» одним взглядом не только от­дельное слово, но и целый кусок текста. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
    3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
    Этот этап можно назвать активным орфо­графическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опи­раться на содержательное, обобщенное пред­ставление ребенка об орфограмме (незави­симо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»). Конечно, если в ка­честве опознавательного признака орфо­граммы будет служить несовпадение звука и буквы, ни о каком полноценном орфогра­фическом анализе не может быть и речи.
    Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу» (отсюда так называемое фонетическое письмо дошкольников: «гот», «рыпка» и т. п.). А так как взрослые стре­мятся как можно скорее исправить малыша, приговаривая: «Говорят так, а пишут по-другому», у многих детей возникает обобщение, которое они чаще всего не могут оформить словесно, но которым подсознательно руко­водствуются во время письма:
    «Пишется не так, как слышится». Отсюда ошибки, которые приводят в замешательство не только ро­дителей, но и некоторых учителей: «сахор», «пелил», «премер» и т. п.
    В «Прописях» подчеркиваются буквы без­ударных гласных независимо от того, совпа­дают ли эти звуки с буквами или нет (см.: «Прописи» № 1, 2, 3 для I класса четырех­летней начальной школы). Однако обобщен­ный подход проводится в них непоследо­вательно как по отношению к гласным (на­пример, в предложении В лесу растут сосны буква е подчеркнута, а буква а в слове рас­тут нет), так и в особенности по отношению к согласным (например, буква ж в слове еж подчеркивается, а буква ш в слове ёрш не подчеркивается, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).
    Для успешного воспитания орфографиче­ской зоркости с помощью специально орга­низованного обучения списыванию необхо­димо как можно раньше познакомить уче­ников с наиболее общими признаками орфо­грамм. Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозначением зву­ков буквами, может таблица, которая наряду с правилами списывания надолго поселяется в классе (см. табл.).
    Учителя составляют такую таблицу, как правило, по частям (каждый столбик в от­дельности), а потом соединяют их в одну. Некоторые учителя вначале вообще отказы­вались от последнего столбика, но, когда появились ошибки типа «есьли», «косьти» и т. п., ввели и этот признак орфограмм. Заметим кстати, что эта таблица помогает учащимся выполнять все другие орфографи­ческие упражнения, в первую очередь писать под диктовку.
    Следует учитывать также, что с первых же шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связанными с обозначением звуков буквами, но и с орфо­граммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и некоторы­ми другими. Их тоже нужно отмечать в списываемом тексте. Причем целесообразно для разных групп орфограмм применять раз­ные виды подчеркивания. Например, выде­лять прописную букву в именах и начале предложения волнистой линией. А гласные после шипящих под ударением стоит под­черкивать не так, как безударные гласные, например двумя чертами. В то же время безударные гласные и «сомнительные» со­гласные как орфограммы одного типа (ор­фограммы слабых позиций) во всех частях слова подчеркиваются одинаково — одной чертой.
    Опыт формирования действия списывания по предлагаемому алгоритму показывает, что оно обязательно должно включать в себя определение ударного слога. С этого и начинается выделение орфограмм в каж­дом слове.
    Рассматриваемый пункт плана обучения списыванию вызывает много вопросов у учи­телей. Так, например, некоторых из них спра­шивают, как ученики должны отмечать орфо­граммы, когда от коллективной работы они перейдут к самостоятельному списыванию. Если орфограммы выделяются не на доске, они подчеркиваются непосредственно в той книге, с которой ребенок списывает. И если учитель предварительно проведет с учащими­ся беседу о том, как это делать (простым карандашом, не нажимая, так, чтобы потом можно было стереть, и т. п.), выполнение этой операции не скажется отрицательно на отношении детей к книге.
    4. Прочитай предложение так, как оно на­писано (как будешь себе диктовать во время письма).
    Если предыдущая операция входит в дей­ствие постановки орфографических задач, то данный этап относится уже к ее решению. Правда, решение это осуществляется свое­образно. Оно достигается не в результате умственных, логических операций, а чисто | практически: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.
    Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. I В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с прого-вариванием, т. е. послоговым, в случае не­обходимости — побуквенным, произнесени­ем слова. При проговаривании система речедвижений «в полной мере эквивалентна буквенному ряду» ().
    О значении проговаривания немало спори­ли. Не пытаясь объявить проговаривание единственным и достаточным средством в обучении орфографии, скажем, однако, что оно может стать важным приемом, помо­гающим сформировать у младших школьни­ков навыки грамотного письма (при правиль­ном его использовании!).
    Обучение орфографическому проговариванию целесообразно начинать одновременно с обучением грамоте. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. Добиваясь от детей слитного произнесения слова, учи­тель переводит их на орфоэпический уро­вень, т. е. учит произнесению слова в соот­ветствии с нормами русского литературного произношения.
    Уже со слов она, оно, они (см.: Азбука.— М., 1987.— С. 48) учитель обращает внима­ние детей на два «образа», в которых живет слово: орфоэпический («как говорим») и орфографический («как пишем»). При этом учитель демонстрирует учащимся два вида чтения: «Читаем, как говорим» и «Читаем, как пишем». Нельзя не учитывать, что без спе­циального обучения первоклассники чаще всего сами не овладевают двумя видами чте­ния и тем более далеко не всегда осознают разницу между ними. Дети, которые уже перешли на чтение целыми словами, затруд­няются орфографически проговорить слово, а те, которые читают по слогам, чаще всего не улавливают разницу между произнесе­нием слова целиком и по слогам.
    Ребенок (и взрослый), который опасается допустить ошибку при письме, начинает скан­дировать слово, т. е. проговаривать его по слогам. Чаще всего он поступает так неосо­знанно, как бы «интуитивно нащупывая» письменный образ слова. Обучающийся пись­му, для которого каждое слово новое и по­тому трудное, должен непременно пройти эту ступень взаимодействия со словом. Посколь­ку при проговаривании ученик старается особенно четко произносить те места, кото­рые представляются ему наиболее трудными, возникает
    только послоговое, но и побуквенное чтение: мо-ро-з, ра-с-с-ка-з-чик и т. п. Поэтому лучше говорить: «Читай, как на­писано», а не «Читай по слогам».
    В обучении списыванию не просто фор­мируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика свое обосно­вание: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться говорить и читать правильно».
    Учитывая, что в текстах встречаются ор­фограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе мо­жет сочетаться с комментированием: «Пред­лог со словом отдельно» и т. п. При само­стоятельном списывании комментирование заменяется разными способами подчеркива­ния для разных видов орфограмм (см. выше).
    5. Повтори, не глядя в текст, предложе­
    ние так, как будешь его писать.
    Выполняя этот пункт плана, ученик гото­вится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквен­ный образ слова, воссозданный в его про­изнесении.
    6. Пиши, диктуя себе так, как проговари­вал последние два раза.
    Готовя детей к самостоятельному списы­ванию, необходимо проследить, чтобы уча­щиеся действительно диктовали себе во вре­мя письма., Шумок, возникающий при этом в классе,— естественное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Осо­бенно следует прислушиваться к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и потому допускает ошибки при списывании.
    Важно также, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик уже не смотрел
    Пиши, диктуя себе так, как читал по­следний раз.
    1. Проверь написанное, прочитывая слово
    за словом так, как оно написано.
    Предлагаемая организация обучения спи­сыванию делает его самостоятельным орфо­графическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях. Осложненное списывание, о котором мы упо­минали вначале (например, ученик, списывая, изменяет лицо глагола или указывает род существительного и т. п.), переводит это действие в разряд других языковых упраж­нений. Списывание в этом случае выполняет обслуживающую функцию. Но, до того как списывание войдет в то или иное задание в качестве его предпосылки, оно само должно пройти этап своего специального, целена­правленного (под строгим контролем учите­ля!) формирования. На это и нацелена про­грамма обучения списыванию, используемая рядом учителей г. Харькова: , , опытом которых мы поделились.
    В заключение отметим, что данная мето­дика обучения списыванию применялась учи­телями как на первом, так и на втором и даже на третьем году обучения. В этом случае учителя также отмечали ее эффективность. Причем свертывание действия происходило несколько быстрее, чем при обучении с I клас­са. Кроме того, педагоги широко использова­ли описанный алгоритм списывания в инди­видуальной работе с отстающими школьни­ками
    в текст, а опирался на свою речедвигательную память.
    7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) под­черкни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
    О том, что нужно проверять то, что на­писал, знают все. Но призыв «Проверяй себя» достаточно часто остается без ответа. Чтобы ученик действительно проверял написанное, он должен знать, как это надо делать, т. е. отчетливо представлять себе ту систему дей­ствий, с помощью которой можно осуще­ствить проверку. Требуя от ученика под­черкнуть орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно срав­нивать в написанном и исходном тексте.
    Подчеркивание орфограмм в сочетании с проверкой с помощью дужек, которые отме­чаются под каждым прочитанным слогом, необходимо для того, чтобы исключить про­пуски, перестановки букв и т. п. Так, напри­мер, слово мороз после проверки выглядит в тетради так: мороз
    При коллективном обучении списыванию очень важно соответственно оборудовать класс. Нужно иметь штору, которая прикры­вает в нужный момент списываемый текст. Первый раз штора закрывается после того, как учащиеся прочитали текст, чтобы за­помнить его. Затем штора вновь открывается. Во время записи предложения, когда дети диктуют себе орфографически, текст снова закрыт и т. д.
    Конечно, при такой организации работы на списывание коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка списывания алгоритм выполнения действия постепенно свертыва­ется. Так, в III или IV классе (по усмотрению учителя) подчеркивание орфограмм в исход­ном тексте и при проверке убирается. В ре­зультате алгоритм списывания существенно сокращается, он будет состоять уже не из семи, а из четырех «шагов»:
    1.Прочитай предложение и повтори его по памяти.
    2. Прочитай предложение еще раз так, как оно написано.
    3. Пиши, диктуя себе так, как читал по­следний раз.
    4. Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
    Предлагаемая организация обучения спи­сыванию делает его самостоятельным орфо­графическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях. Осложненное списывание, о котором мы упо­минали вначале (например, ученик, списывая, изменяет лицо глагола или указывает род существительного и т. п.), переводит это действие в разряд других языковых упраж­нений. Списывание в этом случае выполняет обслуживающую функцию. Но, до того как списывание войдет в то или иное задание в качестве его предпосылки, оно само должно пройти этап своего специального, целена­правленного (под строгим контролем учите­ля!) формирования. На это и нацелена про­грамма обучения списыванию,.
    В заключение отметим, что данная мето­дика обучения списыванию применялась учи­телями как на первом, так и на втором и даже на третьем году обучения. В этом случае учителя также отмечали ее эффективность. Причем свертывание действия происходило несколько быстрее, чем при обучении с I клас­са. Кроме того, педагоги широко использова­ли описанный алгоритм списывания в инди­видуальной работе с отстающими школьни­ками.

  7. huaweiHonorS Ответить

    Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.

    Источник.

    4 важных орфографических умения

    Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

    Умение видеть орфограммы

    То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.
    Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

    Умение выбирать написание

    Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

    Умение объяснить выбор написания устно и графически

    Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

    Фото из личного архива автора.

    Умение находить и исправлять ошибки

    Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:
    — убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;
    — применить правило;
    — объяснить написание графически.
    Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

    Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

    1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.
    2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.
    3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.
    4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.
    Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.
    Обложка поста: pexels.com.

  8. Gasan976 Ответить

    Уважаемые родители, ежедневно просматривайте тетради своих детей и постарайтесь выполнять данные рекомендации дома. Если вы видите, что классная работа выполнена ребёнком плохо, проведите работу над ошибками: найдите в учебнике нужное задание и пусть ребёнок выполнит его дома. Только обязательно, сам, без вашего присутствия рядом, вы только проверите написанное. Наверно, вы уже обратили внимание, что, когда ребёнок выполняет упражнение в тренировочных примерах по русскому языку, ошибок почти нет, а вот когда он начал списывать из учебника, ошибок стало гораздо больше. Почему? Ответ на этот вопрос есть ниже.
    Если хотите позаниматься с ребёнком дополнительно, рекомендую хорошее пособие: “Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов.” Автор: Чистякова О.В.
    Как научить ребёнка списывать без ошибок.
    Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.
    Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.
    Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется, что списать текст – это очень просто? Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.
    А наши дети ещё только учатся писать и списывать и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

    Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?

    Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.
    Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

    Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

    Списываем слово.

    1. Прочитай слово.
    2. Повтори его.
    3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
    4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
    5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
    6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
    7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

  9. Reirok Ответить

    
    Кажется, совсем недавно мои первоклассники перешагнули порог школы, но уже закончилось первое полугодие, то есть половина первого класса позади. Это значит, что учащиеся уже должны получить немало знаний и овладеть рядом важных, необходимых для будущего обучения умений. Любому учителю нетрудно заметить, что большие затруднения первоклассники встречают на уроках русского языка. Поэтому мне бы хотелось обратить внимание на изучение предметов образовательной области «Филология».
    Из рабочей программы учителя 1 класса можно понять, что курс русского языка автора А. В. Поляковой (УМК «Перспектива») предполагает к концу 1 класса в разделе «Орфография и пунктуация» овладение учащимися следующими умениями:
    ‒ применять правила правописания:
    раздельное написание слов;
    написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, щ(в сильной позиции — под ударением);
    отсутствие ь в буквосочетаниях чк, чн, щн, нщ;
    перенос слова;
    прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    знаки препинания (.?!), в конце предложения;
    слова с непроверяемым написанием (согласно перечню в программе);
    ‒ безошибочно списывать текст с доски и из учебного пособия;
    ‒ писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.
    В течение первого полугодия на уроках русского языка учащиеся отрабатывали:
    ‒ анализ графической формы новых букв, алгоритм их написания;
    ‒ письмо прописных и строчных букв;
    ‒ деление слов на слоги;
    ‒ обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью буквы;
    ‒ письмо слогов с твёрдыми и мягкими согласными (ры-ри, вы-ви и т. д.).;
    ‒ обведение слогов и слов с глухими и звонкими согласными;
    ‒ запись под диктовку слов, которые не расходятся с произношением;
    ‒ написание заглавной буквы в именах собственных;
    ‒ правила написания предложений;
    ‒ постановку в словах ударения;
    ‒ письмо слов и слогов с мягкими, звонкими и глухими согласными;
    ‒ умение писать прописную букву в именах собственных и в начале предложения;
    ‒ переводить печатные буквы в письменные;
    ‒ осуществлять самоконтроль.
    Думаю, столько времени на отработку данных умений отведено не случайно, ведь без них справиться с задачами, которые ставятся перед учеником уже в конце второй четверти очень сложно. А они следующие:
    ‒ освоение правил написания имён собственных и оформления предложений на строке;
    ‒ перевод печатных текстов в письменные;
    ‒ письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их произношением;
    ‒ усвоение приёмов правильного списывания текста.
    Можно заметить, что эти умения являются элементами содержания, которые проверяются на ВПР в конце 4 класса. Поэтому перед учителем первоклассников встаёт очень сложная задача: научить все эти упражнения в орфографии и пунктуации выполнять правильно изначально, чтобы не переучивать в дальнейшем.
    Можно сказать, что начинается период орфографической пропедевтики.
    «Термином «пропедевтика» обозначают изучение чего-либо на практической основе, без специального изучения теории, дотеоретическое изучение материала. Орфографическая пропедевтика — это изучение орфографии на практической основе, формирование орфографических умений, обеспечивающих в дальнейшем успешное овладение нормами правописания.
    Цель орфографической пропедевтики в период обучения грамоте — сформировать у учащихся прочные основы, фундамент орфографической грамотности. Цель достигается благодаря решению следующих конкретных задач:
    1) Развитие орфографической зоркости учащихся.
    2) Формирование у детей умений проверять или объяснять написанное простейшими способами.
    3) Обучение детей списыванию с готового текста.
    4) Обучение детей письму под диктовку.
    5) Развитие речи и мышления детей». [1, с.66]
    Хочется остановиться на обучении списыванию.
    В прописи задания на списывания усложняются постепенно: слово, предложение, текст. Когда начинается любое новое упражнение, то всегда хочется найти памятку для учащихся с алгоритмом его выполнения. Вот и памяток «Как правильно списывать» можно найти много. Например, на одном из учительских сайтов можно найти такой.
    «Списываем слово.
    Прочитай слово.
    Повтори его.
    Скажи, сколько в слове букв. Можно посчитать в книге карандашом.
    Отмечаем «опасные места».
    Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
    Напиши слово в тетради.
    Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
    Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки». [2]
    Возникает вопрос: зачем же мы все уроки в 1 классе посвящаем развитию фонематического слуха детей, формируем навык звукового анализа слов?
    Думаю, будет правильно выполнить анализ слова, именно он поможет избежать ошибок при списывании. Тогда порядок выполнения упражнения будет выглядеть так:
    Прочитай слово и подумай, что оно обозначает (ведь есть слова омографы, в которых безударные гласные разные- замок, имена собственные).
    Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.
    Подчеркни другие орфограммы.
    Раздели слово на слоги.
    Спиши слова по слогам, проговаривая их «орфографически».
    Выполни проверку (прочитай слово по слогам, пункты 2,3).
    Если в начале списывания ученик отработает умение анализировать слово и правильно его списывать, то постепенно это умение дойдёт до автоматизма и не будет занимать много времени. Тем более, далее задание усложняется: предлагается списать предложение, а оно состоит из слов.
    На практике убедилась, что списывание предложения после его анализа — это приём, позволяющий помочь учащимся избежать ошибок при списывании предложения.

    Рис. 1. Списывание предложения без анализа и самопроверки.

    Рис. 2. Списывание предложения после анализа с самопроверкой.
    Мы с учащимися составили следующий алгоритм работы по списыванию предложения.
    Прочитай предложение. Подчеркни его начало и конец. Подумай, о чём в нём рассказывается?
    Поставь ударение в словах и отметь безударные гласные.
    Проверь, какие ещё трудные места есть в словах. Подчеркни их.
    Раздели слова на слоги.
    Спиши предложение, проговаривая слова по слогам «орфографически».
    Проверь: подчеркни орфограммы в своём предложении.
    Второй и третьи пункты требуют уточнения. Я не случайно выделяю безударную гласную, ведь это наиболее часто встречающаяся в словах орфограмма, и чем раньше мы научим её видеть, различать, проверять, тем меньше ошибок будут допускать наши ученики. Что касается третьего пункта, то первоклассники уже знакомы наиболее распространенные орфограммы (опасные места) в словах:
    ‒ сочетания жи-ши, чу-щу,ча-ща;
    для согласных это:
    ‒ положение парного по звонкости-глухости согласного на конце слова (суп, дуб, гриб); -положение парного по звонкости-глухости согласного перед другим парным согласным (грибки, кружки);
    ‒ заглавная буква в именах собственных;
    ‒ смягчающий мягкий знак.
    Также упражнения на списывание нужно давать учащимся в системе, тогда навык письма не утратится. Для себя я распределила дни недели так, чтобы все необходимые основные умения отрабатывались хотя бы раз в неделю.
    Понедельник- фонетический анализ слова.
    Вторник- словарный диктант.
    Среда- списывание.
    Четверг-диктант.
    Пятница-развитие речи.
    Конечно, к концу 1 класса учащимся может быть предложен сокращённый алгоритм списывания, но при этом не изменятся правила списывания- они останутся в памяти детей на все года обучения, что позволит им не бояться контрольного списывания, потому что умение списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме они научены.
    Литература:
    https://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/posobiya/maly_metodika.pdf
    http://www.voronitsyna.ru/dlja-roditelej/76–2013–04–06–06–02–18

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *