Как составить синквейн по литературе 4 класс?

12 ответов на вопрос “Как составить синквейн по литературе 4 класс?”

  1. BJIacTeJIuH Ответить

    Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

    1–4 классы

    На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:
    вместе с учениками выделить общее понятие — первую строчку;
    для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
    дать примеры для четвёртой строчки;
    в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

    5–9 классы

    В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

  2. Runebringer Ответить

    “Не мыслям надобно учить, амыслить”

    И.Кант.

    Я всегда любила читать, анализировать,
    размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все
    это делать на уроках вместе со своими учениками.
    Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли,
    прочувствовали художественное произведение? Как
    говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и
    прочувствованное чтение – совершенство”.
    На своих уроках я использовала разные методики,
    приемы, которые, безусловно, повышали
    эффективность преподавания. Но… всегда что-то не
    устраивало меня, и я снова и снова искала новое.
    Когда в очередной раз меня направили на курсы
    повышения квалификации, я не ждала ничего
    особенного. Но уже на первом занятии поняла, как
    глубоко я ошибалась.
    Технология развития критического мышления
    через чтение и письмо (так назывались курсы)
    прочно вошла в мою педагогическую практику. Я
    поняла, что это то, что мне нужно.
    Сразу же после окончания курсов я начала
    применять эту технологию. Интерес школьников к
    моему предмету стал намного выше.
    Какова была моя радость, когда я поняла, что
    приемы технологии развития критического
    мышления нравятся не только мне, но и учащимся.
    Почти все, о чем говорилось на курсах,
    подтверждалось у меня на уроках. Но не подумайте,
    что реклама данной технологии является целью
    моей статьи. Эта технология универсальна. Она
    применима к текстам любого предмета, когда нужно
    глубоко понять и осмыслить его содержание.
    Более подробно я хочу рассказать о приеме,
    который нравится и мне, и моим ученикам больше
    всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к
    синквейну на “5”.
    Учащиеся всех классов легко справляются с этим
    заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный
    способ проверить знания.
    Синквейн – это особое стихотворение, которое
    возникает в результате анализа и синтеза
    информации. Мысль, переведенная в
    образ, как раз и свидетельствует об уровне
    понимания ученика. Это прием, позволяющий
    развивать способности резюмировать информацию,
    излагать сложные идеи, чувства и представления в
    нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.
    Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
    Слово “синквейн” происходит от
    французского слова, которое означает пятистрочье.
    Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5
    строк, где:
    Первая строка. 1 слово – понятие или тема
    (существительное).
    Вторая строка. 2 слова – описание этого
    понятия (прилагательные).
    Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    Четвертая строка. Фраза или предложение,
    показывающее отношение к теме (афоризм)
    Пятая строка. 1 слово – синоним, который
    повторяет суть темы.
    Универсальность этого приема поражает. Он
    нравится всем учащимся. Я использую синквейн на
    разных этапах урока: на стадии вызова,
    осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда
    изучаем образы героев, теорию литературы,
    говорим о нравственности, о долге, чести…(в
    приложении (Приложение 1) дан урок с
    использованием синквейна). Это дает учащимся
    возможность сказать то, что они думают, а мне
    понять насколько глубоко ребенок видит и
    понимает проблему, о которой мы говорим.
    Я предлагаю примеры синквейнов, написанных
    учащимися моих классов:

    Ася
    (И.С. Тургенева “Ася”)
    Скромная, беззащитная
    Любила, страдала, сбежала
    Готова пойти на все ради любимого человека.
    Загадочная.

    Лохова Н., ученица 9-го “Б” класса

    Господин Н.
    (И.С. Тургенева “Ася”)
    Неискренний, холодный
    Не понял, не успел, полюбил
    Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его
    среди пустых людей, но он не сказал его ей
    Безумец

    Синявская А., ученица 9-го “Б” класса

    Заяц
    (М.Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный
    заяц”)
    Самоотверженный, честный
    Прощался, добивался, не предавал
    Не предал своего друга
    Герой

    Якжин Б., ученик 7-го “Б” класса

    Маша
    (А.С. Пушкин “Дубровский”)
    Умная, красивая
    Любит, прощает, страдает
    Мария была очень доброй, достойной счастья, но
    судьба распорядилась иначе.
    Красота

    Зубкова А., ученица 6-го класса

    Владимир Дубровский
    (А.С. Пушкин
    “Дубровский”)
    Храбрый, честный
    Защищает, мстит, любит
    Владимир никогда не сдается
    Благородство

    Шумилова С., ученица 6-го класса

    Грей
    (А.С. Грин “Алые паруса”)
    Добрый, благородный
    Сбегает, путешествует, влюбляется
    Был счастлив, сотворив чудо своими руками
    Герой

    Щигарева К., ученица 8-го класса

    А вот, что думают мои учащиеся по поводу работы
    с синквейном:
    “Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо
    или хорошо мы узнали того или иного героя”.

    Демченко Даша, ученица 9-го класса

    “Синквейн – интересный и простой способ
    описать кого-либо. Мне он нравится, потому что
    нужно мало писать, а больше думать”.

    Зимина Катя, ученица 9-го класса

    Иногда синквейн становится частью большой
    творческой работы учащихся.
    “Творческие работы развивают мышление,
    фантазию, и, по-моему, это просто интересно. Не все
    можно выразить словами, и тогда помогают цветные
    карандаши”.

    Засмолина Катя, ученица 9-го класса

    “Творческие работы помогают выразить свое
    отношение к произведению”.

    Щигарева Ксения, ученица 9-го класса

    В приложении я привожу лишь одну детскую работу
    (Приложение 2). Я не могу сказать, что
    она лучшая. Лучших нет! Все работы уникальны и
    интересны. Я стараюсь относиться к высказываниям
    ребят безоценочно (как требует технология), хотя
    иногда и не получается. Работа в этой технологии
    полезна не только моим ученикам, но и мне самой.
    Синквейн
    Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    “Сила речи состоит в умении выразить
    многое в немногих словах”
    Творчество
    Как сказал Ли Цзи: “Учитель и ученик растут
    вместе: обучение наполовину учение”.

  3. Burad Ответить

    НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА
    Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.
    Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
    Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».
    Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.
    Есть еще несколько определений синквейна.
    Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
    Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.
    Правила написания синквейна.
    1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
    2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
    3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
    4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
    5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
    Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
    Лиса.
    Хитрая, умная.
    Плачет, жалуется, хитрит.
    Есть такие и среди животных.
    Обманщица.
    Синквейн на тему А.С. Пушкин.
    Пушкин.
    Умный, талантливый.
    Пишет, сочиняет, творит.
    Поэзия его пережила.
    Гений.
    Синквейн с точки зрения педагогики.
    Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
    Простота построения.
    Прстота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
    Формирование аналитических способностей.
    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
    С синквейном можно работать по-разному.
    Вариативность.
    Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
    Синквейн:
    -обогащает словарный запас;
    -подготавливает к краткому перессказу;
    -учит формировать идею (ключевую фразу);
    -позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
    -получается у всех.

  4. Нюша Ответить

    Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
    Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
    В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
    Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
    Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
    При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
    В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
    Синквейн
    Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
    Творчество.

    Как использовать синквейны на уроке?

    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    Как научить детей писать синквейн?

    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

    Области применения

    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
    Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
    На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
    А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
    Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.
    Свет
    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
    Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
    На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!
    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!

    Варианты работы с синквейном

    Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
    Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
    Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
    Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
    Мимолетное, замирающее
    Бежит, останавливается, лечит
    Потрясающее явление
    Жизнь.
    Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

    Достоинства метода

    При составлении синквейна на уроках:
    повышается интерес к изучаемому материалу;
    развивается образное мышление;
    развиваются творческие способности учащихся;
    совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    развивается мышление и воображение;
    вырабатывается способность к анализу;
    уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    расширяется словарный запас.
    Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
    В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

    Примеры синквейнов

    На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.
    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!
    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!
    На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:
    Нина
    Умна и смела.
    Путешествует, дружит, побеждает.
    Восхищаюсь я ей.
    Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
    Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
    Солнце
    Яркое, далекое
    Согревает, светит, радует нас.
    Я люблю солнце.
    Животворящая звезда.
    Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

  5. ZeidoPlay Ответить

    Синквейн используется при применении технологии критического мышления не только в начальной школе, но и в основной, и в средней. Это прием можно использовать на разных этапах урока, но наиболее часто его приходится наблюдать на этапе рефлексии или наоборот при изучении новой темы. Суть приема заключается в работе ассоциаций.
    Задается какая-то тема. Она вписывается в первую строку синквейна.
    Вторая строка – это два прилагательных, которые описывают свойства и признаки предмета или явления выбранной темы. Здесь могут быть и причастия.
    В третьей строке – глаголы, которые рассказывают о действиях темы.
    Четвертая строка должна показать предложение из четырех слов.Предложение показывает отношение к теме.
    Пятая строка – одно слово. Суть темы.
    Синквейн в чистом виде, это пятистишье.такие часто можно встретить в японской поэзии.
    Мы же сейчас говорим о дидактическом синквейне. Впервые его стали использовать в американских школах.
    Давайте рассмотрим, как это работает.
    Например, в начальной школе изучили тему существительное. Задача в синквейне показать, что ребенок усвоил.
    Итак.
    1 строка: Существительное
    2 строка: Нарицательное, собственное
    3 строка: склоняется, изменяется, изучается
    4 строка: бывает любым членом предложения.
    5 строка: часть речи.
    Чтобы написать такой простой синквейн, пришлось вспомнить некоторые свойства существительных. То есть в такой форме ребенок вспоминает и анализирует изученный материал.
    Очень любят дети синквейны на литературе, когда нужно составить не просто синквейн, а постараться его зарифмовать. Это развивает и творческое, и критическое мышление.
    Часто наблюдаю работу с синквейнами на уроках биологии или химии.
    Времени занимает немного, а результат оправдывает ожидания.
    Если же в урок включается элемент соревнования или игры, то синквейны получаются очень интересные.
    Можно в эту игру поиграть с маленьким ребенком и родителям.
    Например, предложить составить синквейн со словом “мыло”.
    Мыло
    Ароматное, персиковое
    Пахнет, моет, щиплет
    На вкус горькое.и противное.
    Разочарование.

  6. Сын радуги Ответить

    Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
    Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
    Правила построения синквейна
    Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
    Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
    В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
    Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
    Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
    При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
    В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
    Синквейн
    Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
    Творчество.
    Как использовать синквейны на уроке?
    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
    Как научить детей писать синквейн?
    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
    Области применения
    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
    Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
    На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
    . Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
    Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.
    Свет
    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
    Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
    На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!
    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!
    Варианты работы с синквейном
    Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
    Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
    Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
    Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
    Мимолетное, замирающее
    Бежит, останавливается, лечит
    Потрясающее явление
    Жизнь.
    Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».
    Достоинства метода
    При составлении синквейна на уроках:
    повышается интерес к изучаемому материалу;
    развивается образное мышление;
    развиваются творческие способности учащихся;
    совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    развивается мышление и воображение;
    вырабатывается способность к анализу;
    уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    расширяется словарный запас.
    Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
    В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
    Примеры синквейнов
    На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.
    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!
    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!
    На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:
    Нина
    Умна и смела.
    Путешествует, дружит, побеждает.
    Восхищаюсь я ей.
    Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
    Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
    Солнце
    Яркое, далекое
    Согревает, светит, радует нас.
    Я люблю солнце.
    Животворящая звезда.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *