Как связаны общественные отношения институты и сферы жизни общества?

4 ответов на вопрос “Как связаны общественные отношения институты и сферы жизни общества?”

  1. Shaktishura Ответить

    На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

    Экономическая сфера

    Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
    Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. – производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром – производственные отношения.
    Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
    – производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
    – производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

    Политическая сфера

    Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.
    Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
    Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.
    Элементы политической сферы можно представить таким образом:
    – политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
    – политические нормы – политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
    – политические коммуникации – отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
    – политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Духовная сфера жизни общества

    Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
    Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
    – религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
    – мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
    – искусство — художественное освоение мира;
    – наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
    – право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
    – образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
    Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
    Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
    Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
    Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
    Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
    Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

    Социальный институты в сферах общества

    В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
    Социальный институт – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
    Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.
    В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
    Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
    В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
    В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

    Взаимосвязь сфер общественной жизни

    Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
    В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
    Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

  2. простой_ник Ответить

    Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он включается в ту или иную сторону функционирования общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.
    Материально-производственная (экономическая) сферапредставляет собой жизнедеятельность общества, где воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.
    Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития. Оно порождает необходимость функционирования других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.
    Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса, ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.
    Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.
    Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними. Материально-производственная жизнь общества включает в себя:
    – материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;
    – финансовую жизнь общества;
    – жизнедеятельность субъектов промышленности;
    – сельское хозяйство;
    – жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;
    – деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;
    – научно-технический прогресс в данной сфере;
    – функционирование экономического сознания людей;
    – систему экономических отношений между людьми;
    – систему норм материально-производственной жизнедеятельности;
    Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.
    С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера, содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.
    Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано. К социальным общностям (взятым по разным основаниям и измерени­ям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, кас­ты, социально-демографические и профессиональные группы, тру­довые коллективы, неформальные образования и т.д.
    Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В этой сфере осуществляется, например, взаимодействие различных общностей, групп (слоев) населения по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и соцобеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, соци­ально-классовых и групповых отношений. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.
    Как никакая другая, социальная сфера актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.
    В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее обучение и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает прежде всего мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляют отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных функций, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.
    Продуктивно функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ, они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.
    Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция страны, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества. Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы. И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.
    Социальные отношения в армии можно представить различным образом: координационные (между равными по статусу военнослужащими) и субординациионные (отношения подчинения), а также между разными категориями и социальными группами военнослужащих, между воинскими коллективами, между воинским коллективом и личностью. В Вооружённых Силах существует два относительно самостоятельных уровня социальных отношений. Первый уровень – проявление в армии и на флоте социальных отношений общества. Второй уровень – отношения, вызываемые спецификой воинской деятельности, разделением воинского труда. Реализация данных уровней раскрывает статус военнослужащего и Вооруженных Сил в целом как субъектов общества, государства, а также их специфику как элементов социальной структуры общества.
    Политико-правовая сферажизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержание которой состав­ляет взаимодействие субъектов в целях реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод в отношении власти по­средством осуществления выработанных ранее проектов с помощью социальных технологий и трансформационных программ. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством.Роль этой сферы в некоторых обще­ствах, в том числе российском, чрезвычайно велика и в огромной степени детерминирует все остальные.
    Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.
    Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.
    Структуру политико-правовой сферы общества составляют:
    – субъекты политико-правовых отношений;
    – совокупность политических и правовых институтов государства;
    – функционирование политико-правового сознания субъектов;
    – политико-правовая деятельность.
    К основным функциям политико-правовой сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.
    По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.
    Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право как общественное явление имеет следующие признаки: а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц; б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества; в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях); г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов[4].
    В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции. Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя; во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений; в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования; в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка; в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.
    Особое место в политической жизни общества принадлежит политическому насилию и его средствам, прежде всего военной организации государства. Следует подчеркнуть, что важнейшим органом реализации военной политики государства является армия, которая предназначена для обеспечения внешней и внутренней безопасности страны, защиты ее граждан, территориальной целостности и суверенитета, решения других военно-политических задач. Новой задачей Вооруженных Сил стало сохранение мира. Армия выступает эффективным средством проведения определенных политических решений. Этим в полной мере объясняется ее политический характер как социального института. Вместе с тем, будучи средством проведения политики государства, армия не может, да и не должна быть самостоятельным субъектом данной политики.
    Духовная сфера жизни обществатесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляют производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, обучение, воспитание, искусство, мораль, религия) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.
    Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности, других субъектов общества; состояние обучения, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.
    В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в социально-философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества. Они обеспечивают формирование и развитие духовного мира личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.
    Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука – не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс воспроизводства отношений между субъектами науки, наукой и обществом.
    Таким образом, наука, идеология и общественная психология, обучение и воспитание, искусство, религия, мораль, информация стали в обществе специализированными видами духовного производства. Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.
    Основными функциями духовной жизни общества выступают: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; образовательно-воспитательная; художественно-эстетическая; коммуникативная; научно-познавательная и др.
    Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи, существующие между сферами, многообразны. К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Таким же образом социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную. Кратко остановимся на данном фрагменте взаимосвязи.
    В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.
    Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими. Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.
    Экономическая жизнь находит отражение и в вооруженных силах государств. Экономическими отношениями определяются основные принципы строительства армии, ее социальный облик, политическая и техническая направленность функционирования и развития. Экономика обусловливает создание вооружений, военной техники, других материальных средств, необходимых для жизнеспособности армии. От уровня экономического развития страны в конечном счете зависит качественный состав военнослужащих, развитие их морально-боевых и профессиональных качеств, совершенствование организационной структуры вооруженных сил, способов и форм ведения боевых действий.
    Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.
    Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть. Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего соотношение интересов классов. Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.
    Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния»[5]. Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы. Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.
    Когда те или иные социальные силы превращаются в субъект государственной военно-политической деятельности в развитой форме, их практическая связь с армией выступает основным содержанием военно-политических отношений. При этом армия превращается в средство военной деятельности по осуществлению интересов государства и данных социальных сил.
    Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.
    Таким образом, в условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них в свою очередь оказывает влияние на другие сферы: духовная сфера – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая сфера – на социальную, духовную и экономическую; социальная сфера – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.
    Социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

  3. popfan Ответить

    Исправьте ошибки в уравнениях химических реакций
    1)Fe(3)O(4) + H(2) = 3Fe + 4H(2)O
    2)Na(2)CO(3) + 2HCl = CO(2) + H(2)O + NaCl
    срочно пожалуйста номер 111 Истер 7 класс
    туристы в первый день прошли 46% всего пути во второй 26% пути а в третий остальные 45 км сколько километров туристы прошли в первый день
    начерти две ломаные из трех звеньев первую не замкнутый, а вторую замкнутую
    какое расстояние от Санкт-Петербурга до Мадагаскара
    Самое важное(очень кратко) о плоских и круглых червях…
    Напишите срочно ” жизнь крестьян в средние века”
    сократите 7/120 , 26?5/25?13
    Почему для того чтобы иметь хорошую осанку важно занимать физическим упражнениям и спортом
    ответьте плиззззз быстрее 50Б ДАЮ
    Упражнение 254
    Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из следующих времен: Present Simple, Present Con­tinuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous.
    1. This man (to be) a writer. He (to write) books. He (to write) books since he was a young man. He already (to write) eight books. 2. What you (to do) here since morning? 3. Lena is a very good girl. She always (to help) her mother about the house. Today she (to help) her mother since morning. They already (to wash) the floor and (to dust) the furniture. Now they (to cook) dinner together. 4. He (to run) now. He (to run) for ten minutes without any rest. 5. What they (to do) now? — They (to work) in the reading room. They (to work) there for three hours already. 6. Where he (to be) now? — He (to be) in
    the garden. He (to play) volleyball with his friends. They (to play) since breakfast time. 7. I (to live) in St. Petersburg. I (to live) in St. Petersburg since 1990. 8. This is the factory where my father (to work). He (to work) here for fifteen years. 9. You (to find) your notebook? — No! I still (to look) for it. I already (to look) for it for two hours, but (not yet to find) it. 10. You (to play) with a ball for three hours already. Go home and do your homework.
    11. Wake up! You (to sleep) for ten hours already.
    12. I (to wait) for a letter from my cousin for a month already, but (not yet to receive) it. 13. She already (to do) her homework for two hours; but she (not yet to do) half of it. 14.1 (to wait) for you since two o’clock. 15. What you (to do)? — I (to read). I (to read) for two hours already. I already (to read) sixty pages. 16. It is difficult for me to speak about this opera as I (not to hear) it. 17. I just (to receive) a letter from my granny, but I (not yet to receive) any letters from my parents. 18. The weather (to be) fine today. The sun (to shine) ever since we got up. 19. Every day I (to wind) up my watch at 10 o’clock in the evening. 20. Come along, Henry, what you (to do) now? I (to wait) for you a long time. 21. Where your gloves (to be)? — I (to put) them into my pock­et. 22. I (to stay) with some American friends in Chicago. I (to stay) with them for two weeks now. I (to have) a great time here. I (to take) the opportu­nity to improve my English. I already (to see) the towering skyscrapers of Chicago which are reflect­ed in the rippling water of Lake Michigan. I just (to take) a picture of Chicago’s Sears Tower which (to rise) 1,707 feet and (to provide) a panoramic view from the skydeck. 23. I (to go) to give that cat some food. I (to be) sure it (to starve). — But Jane already (to feed) the cat. You needn’t do it.

  4. Keptan Ответить

    – закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
    – наличие учреждёний, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
    – чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий высокий уровень регуляции и контроля;
    – интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней;
    Виды социальных институтов:
    – семья;
    – производство;
    – государство (парламент, суд, правительство, органы самоуправления, милиция, прокуратура и т.д.);
    – образование (школа, училища, ВУЗы);
    – культурные учреждения (театр, библиотеки, музеи);
    – религия (церковь);
    – армия;
    Эти социальные институты направлены на удовлетворение следующих человеческих потребностей:
    – воспроизводство рода;
    – безопасность и социальный порядок;
    – получение средств существования;
    – получение знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров;
    – решение духовных проблем и смысла жизни;
    Социальные институты делают связь меду людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными и устойчивыми.
    3.Общественные отношения и их формы.
    Общественные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности, т.е. многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них по ходу в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.
    Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере развития общества.
    Формы общественных отношений:
    – материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека (производственные отношения, экологические отношения, продолжение рода).
    – духовные отношения определяются духовными ценностями людей, они возникают и складываются, предварительно проходя через сознание человека (моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения).
    – межличностные отношения включают отношения между отдельными индивидами (персонифицированная форма общественных отношений).
    Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами.
    4.Социальные нормы.
    Социальные нормы – нормы, принятые в обществе и регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается при помощи санкций.
    Виды социальных норм:
    – традиции и обычаи;
    – религиозные нормы;
    – моральные (нравственные) нормы;
    – эстетические нормы;
    – этические нормы;
    – экономические нормы;
    – политические нормы;
    – правовые нормы;
    Обычаи – это правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определённом обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.
    Традиции – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определённых обществах, социальных группах в течении длительного времени, процесс социального наследования, его способы.
    Правовые нормы – это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения.
    Моральные нормы – это требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.
    Эстетические нормы – нормы, показывающие представления общества о прекрасном и безобразном.
    Этические нормы – нормы, утверждающие систему правил поведения в данном обществе.
    Религиозные нормы – нормы, основанные на религиозных догмах. Поддерживаются верой людей в неизбежность вознаграждения за праведную жизнь и наказания за греховные действия. Очень устойчивые социальные нормы.
    Лекция 2
    – английский. Компьютерные технологии разносят одни те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.
    * на глобальном уровне человеческое общество превращается в мировую систему, которую ещё называют мировым сообществом. Оно включает все ныне существующие на планете страны. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил мировую систему на три части:
    – ядро;
    – полупериферия;
    – периферия;
    Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой;
    Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра, большая роль иностранного капитала. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты;
    Полуперифирия – это страны, которые занимают промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны;
    Если перевести классификацию У.Валлерштайна в теорию Д.Белла, то мы получим такое соотношение:
    – ядро – постиндустриальные общества;
    – полупериферия – индустриальные общества;
    – периферия – традиционные (аграрные общества);
    Существует ещё один подход к разделению мировой системы: постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, интенсивно развивающийся новый Восток, сырьевой Юг.
    2.Причины многообразия.
    – различие природных условий и физической среды обитания людей.
    Природная среда—–хозяйственная деятельность—–политическое устройство государства—–отношения между людьми (Древняя Греция и Древний Восток):
    – историческая среда обитания общества, которая складывается в результате взаимодействия с другими народами, государствами (Русь и монголо-татары, франки и Римская империя);
    3.Противоречия современного мира.
    Целостность современного мира подтверждается процессом глобализации, но наряду с этим чётко проявляются противоречия современного мира.
    В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между развитым Севером и сырьевым Югом. Север потребляет большую часть энергии, производимую на планете эксплуатирует большую часть её ресурсов. Юг может предложить лишь сырьё для промышленности, с/х продукцию, дешёвый труд рабочих, рынок для сбыта продукции не самого высокого качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции, проблемы одних и других становятся делом общим.
    Противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования. Ещё в 1968 году была создана международная ассоциация учёных промышленников для обсуждения противоречий и проблем человеческого развития – «Римский клуб». Основатель и первый президент клуба А.Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приходит к выводу, что только через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей, ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.
    В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур, между традицией и новаторством, между высоким уровнем развития науки и техники и проблемой здоровья и нравственной деградации (компьютерные зомби).
    4.Глобальные проблемы современности.
    Глобальные проблемы –это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего, и требующие для решения объединённых усилий всех государств.
    Глобальные проблемы появились во второй половине XX века (применение ядерного оружия в августе 1945 года).
    Причины появления глобальных проблем:
    – развитие экономических связей, усиление политических и культурных контактов, появление новейших средств массовой коммуникации, что привело к возникновению всемирной общности людей и целостности современного мира;
    – перерастание проблем из локальных рамок в общемировой характер (Чернобыль, озоновые дыры, инфекции и эпидемии);
    – активно-преобразующая деятельность человека, сравнимая с грозными силами природы (взрывы ядерного оружия, осушение болот, ГЭС);
    Глобальные проблемы очень взаимосвязаны между собой.
    Категории глобальных проблем:
    – экологическая проблема: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, истребление флоры и фауны (Красная книга).
    Решение этой проблемы лежит в создании безотходного производства, развитие и построение заповедников и природовосстановительных отраслей (рыбное хозяйство, лесное, водное – заповедники), экологическая экспертиза всех проектов;
    – проблема войны и мира – угроза III мировой войны.
    Решение этой проблемы заключается в создании такого миропорядка, который основывается на следующих принципах:
    · признание приоритета общечеловеческих ценностей;
    · отказ от войны как средства решения спорных вопросов;
    · признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;
    · понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;
    – демографическая проблема – проблема увеличения численности населения Земли, которое в 2090 году может составить 12 млрд. человек. Всё это вызовет перенагрузку экосистемы и деградации природных систем жизнеобеспечения.
    Решение проблемы лежит в изменении неблагоприятных социально-экономических условий в развивающихся странах, преодолении их отсталости.
    – проблема разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом;
    – проблема международного терроризма;
    – предотвращение СПИДа и наркомании, различных инфекционных заболеваний;
    – проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;
    Лекция № 7.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *