Как труд повлиял на процессы антропогенеза и социогенеза?

19 ответов на вопрос “Как труд повлиял на процессы антропогенеза и социогенеза?”

  1. FreedomCBuH Ответить

    Ответ:
    Процессы антропогенеза и социогенеза протикали в процессе формирования и развития общества одновременно.
    В основе антропогенеза лежит биологическое и психологическое развитие, а в основе социогенеза – социальное и духовное. Часто объединенный процесс называют антропосоциогенезом. Ведь развитие человека и развитие общества шло одновременно, это две неразрывно связанные вещи.
    Так, антропосоциогенез представляет собой процесс, в котором происходит становление человека как биологического веда и его социальное развитие.
    Процессы антропогенеза и социогенеза основываются на генетике, дарвинизме, и объясняются биологическими и социальными факторами.
    Объяснение:
    Главным стимулом протекания этих процессов являлся труд. Вообще, трудовой деятельности присваивают главную роль в развитии человека и общества. Это обусловлено тем, что труд «заставил» моз совершенствоваться, по мере того, как человек трудился его конечности развивались – антропогенез – и труд обуславливает переход общества из первобытного состояния в состояние более развитой социальной организации – социогенез.
    Труд обусловил и появление закономерностей в социальной жизни человека, создание уникальной социально-культурной среды. Поэтому изначально появилось первобытное общество (родовое), в котором произошли дифференциация и контрдифференциация, так что общество расслоилось и в нем появилось множество социальных связей.

  2. Vitt Ответить

    Согласно современным взглядам первые гоминиды появились в конце миоцена примерно 5 млн лет назад на территории Восточной Африки. Вопрос о разумности первых видов Homo вести бессмысленно, поскольку до сих пор ведутся споры о понятии: «Что же такое разум»? Первые гоминиды пользовались каменными орудиями 2,5 млн лет назад.
    В раннем плейстоне 1,5 млн лет назад на смену «человеку умелому» пришел «человек прямоходящий» – Homoerectus. Выжили те племена, основой поведения которых становится внутривидовая кооперация: способность делится пищей, забота о потомстве, механизмы подавления некоторых природных инстинктов.
    Примерно миллион лет назад Homoerectus вышел за пределы Африки и заселил Южную Азию и Европу. Примерно 500 тыс. лет назад этот вид уступил место для «человека разумного» – архаичного Homosapiens. Наиболее известные из людей этого вида – неандертальцы.

    Рис. 4.8. Этапы эволюции человека: 1 – неандерталец
    (150 тыс. лет назад); 2 – кроманьонец (40 тыс. лет назад); 3 – Homosapiens

    Современный вид Homosapiens – кроманьонец (рис. 4.8) появился также в Восточной Африке около 100 тыс. лет назад. Эта особь заселила Европу около 30 тыс. лет назад, вытеснив оттуда неандертальцев. Около 100 тыс. лет назад наши предки, которые ещё не разделялись на белых, черных и желтых, начали мигрировать из Африки в Европу, Азию и Америку. В то время уровень океана был ниже современного. Расселившись по всем континентам, отдельные популяции древних людей потеряли связи друг с другом. Это положило начало образованию трёх основных человеческих рас.
    Около 40 тыс. лет назад «человек разумный» вытеснил неандертальцев и заселил практически всю Землю. К началу эпохи неолита (15 тыс. лет до н.э.) на Земле проживало примерно 3 млн человек.
    Зарождение социальности – это процесс эволюционного превращения человека из биологического существа в существо социальное (развитие общества).Это вся дописьменная история человека, начиная со стада предлюдей и заканчивая появлением ранних письменных цивилизаций: Шумерской и Древнего Египта.
    Термин «общество» применим не только по отношению к людям, но и по отношению к социальным животным, например, муравьям, пчелам, дельфинам. Первая существовавшая форма сообщества в природе – это анонимное скопление особей, как скопление рыб в мировом океане.
    Люди расселились по всей Земле и приспособились к широкому спектру природных условий благодаря большому по отношению к размерам тела мозгу, а также умению устно и письменно обмениваться между собой информацией.
    Сравнительный анализ митохондриальной ДНК и У-хромосом современных людей показал, что все человечествопроисходит от небольшой популяции кроманьонцев, жившей в Восточной Африке 160–200 тыс. лет назад. Затем в период между 100 и 60 тыс. лет назад группа кроманьонцев вышла из Африки, и потомки этой группы впоследствии заселили весь мир: от них произошло все человечество.
    Ключом к пониманию происхождения современного человека является не только увеличенный мозг и каменные орудия, но и другие черты: половое поведение, семейные отношения и социальная организация. С этой точки зрения ключевым событием был переход гоминид к моногамии – образованию устойчивых брачных пар. Самцы носят пищу самкам, уменьшается агрессия, уменьшаются клыки, закрепляется прямохождение.
    Вероятно, сначала в раннем палеолите первобытное человеческое стадо питалось дикими растениями и падалью. Затем люди активно охотились и собирали коренья и плоды. Охотой занимались мужчины, собирательством женщины. В ходе эволюции охота, и собирательство все более совершенствовались. По мере усовершенствования оружия возрастало и разнообразие животных, на которых человек был в состоянии охотиться.
    Какая-либо система получает шанс на конструктивное преодоление кризиса в том случае, если она успела накопить достаточный внутренний ресурс так называемого «бесполезного разнообразия». Для интересов группы было вредно оставлять в живых больных, старых и инвалидов. Но именно это происходило в человеческом обществе. Сострадание как ничто другое формирует этические принципы – основу культурных завоеваний человечества.
    Непреложны следующие зарождающиеся связи:
    – первичные связи – биологическиобусловленный тандем между матерью и ребенком;
    – вторичные связи – биосоциальные отношения между половыми партнерами (гарем). В гаремной группе появляется самец-охранник, он же покровитель;
    – третичные связи – социальная иерархия между людьми, не занимающимися воспроизводством или воспитанием. Тандем и гарем превратились в семью и род, роды объединились в племена, а племена – в государства.
    У человека появилась социальность – система сотрудничества. Усовершенствовались системы коммуникации, включая членораздельную речь. Появились наскальные рисунки. Таким образом, современного человека от кроманьонца отделяет лишь 1% времени, в течение которого протекала эволюция рода Homo.
    В эпоху верхнего палеолита кроманьонцы достигли численности более 3 млн особей. Неандертальцы со своей культурой оказались неспособными противостоять кроманьонцам. Материальная культура неандертальцев не ограничивала агрессию, не сочеталась с «духовной культурой» – необходимым условием выживания. Неандертальцы увеличивали продуктивность ландшафтов, выжигая растительность, что привело к губительному для них сокращению биоразнообразия.

    Рис. 4.9. На территории Сахары когда-то жили млекопитающие, изображенные на наскальных рисунках
    Материальная культура достигла современного уровня усложнения примерно 50 тыс. лет назад. Культурно-групповой отбор человеческих умов проходил на протяжении 2 тыс. поколений в социальной среде, которая благоприятствовала эволюции. Генно-культурный отбор создал такие племенные институты, которые или наказывали, или поощряли особей, несущих определенные генотипы. На ранней стадии антропогенеза появились механизмы подавления агрессивности в условиях плотного проживания людей в обществе.
    Примерно 14 тыс. лет назад развитие охотничьих технологий привело к истреблению многих популяций и видов животных (рис. 4.9). Ужесточилась межплеменная конкуренция, произошло резкое сокращение населения. Кризисные ситуации, периодически возникавшие на начальном этапе антропогенеза, послужили толчком к появлению производящего хозяйства – земледелия и скотоводства. Первобытный человек перешел от собирательства и охоты к активному возделыванию сельскохозяйственных культур, отчего жизнь человека стала «более удобной».
    Человек в утробном развитии матери проходит основные этапы биологической эволюции. Можно считать, что человек родился, когда один из миллионов сперматозоидов отца вливается в материнскую яйцеклетку, когда их ядра объединяются в единое диплоидное ядро.Оплодотворившись, яйцеклетка начинает делиться. Соединение генов отца и матери даёт жизнь новой индивидуальности, развитие которой запрограммировано в новых сочетаниях хромосом и молекул ДНК, задающих свойства характера, ума и телосложения человека.
    Эмбрион человека поселяется в плаценте, которая служит в первые девять месяцев его жизни и легкими, и желудком, и печенью, и почкой. Из крови матери в кровь ребенка диффузно поступают кислород и питательные вещества. Через плаценту эмбрион выбрасывает ненужные ему продукты. Между 4-ой и 7-ой неделями после зачатия эмбрион особенно восприимчив ко всяким химикалиям и ядам (никотин, алкоголь, лекарства). Безрукие и безногие младенцы рождаются, когда их беременные матери бездумно принимают разные препараты.
    Через месяц человеческий эмбрион обретает зачатки рук и ног, а также хвост и жаберные щели – атавистическое наследие наших предков-рыб. Потом щели преобразуются в щитовидную железу, уши и ткани лица. Хвост постепенно деградирует и от него остается только копчик. У месячного эмбриона скелета ещё нет, но уже есть зачатки легких и сердце, которое начинает пульсировать на 18-ый день и которое с этого дня бьётся без отдыха до самой смерти.
    Через два месяца человечек имеет рост до трех сантиметров, и все его органы уже сформированы. В три месяца появляются первые кости и нервы и можно определить пол эмбриона. В четыре месяца плод весит до 50 г, он морщит личико, и мать чувствует, как он толкается ножками.В пять месяцев человек весит около 400 г и пугается, когда слышит крики из внешнего мира, в котором живет его мать. Он чутко реагирует на настроение матери, на её нежные слова. В семь месяцев плод открывает глаза.
    В девять месяцев человек родится. Первый вздох младенца – самый трудный: в его легких нет воздуха. И тогда человеку дают первый шлепок, чтобы он открыл рот и наполнил легкие воздухом. Ребенок кричит, и этот крик – первый и последний плач ребенка, который не волнует мать, а радует её.
    Бывает, что яйцеклетка распадается на две, четыре или больше части, тогда на свет появляются однояйцевые идентичные близнецы. Бывает, что не одна, а сразу несколько яйцеклеток вступают в союз со сперматозоидами. Тогда рождаются разнояйцевые, непохожие друг на друга двойняшки. В среднем по миру действует такая статистика: на 87 детей-одиночек приходится пара двойняшек; на 87 двойняшек одна тройня и т.д.
    Чтобы жить, нужно Солнце, свобода и маленький цветок.
    Г.Х. Андерсен

  3. kchen Ответить

    Еще в XIX веке наука доказала, что люди — это существа биологического вида homo sapiens, а это в свою очередь некий продукт биологической эволюции. Уже в те века, появились много различных вопросов отличия человека от животного, различные проблемы в обществе и т.д.
    Человек сильно отличается от животных, он может менять свое поведение в зависимости от конкретной ситуации, либо вовсе приспосабливаться к ним. У многих животных есть природные средства самозащиты — когти, острые клыки, рога, копыта и т.д. Человек — одно из самых беззащитных существ.

    Понятия антропогенеза и социогенеза

    Несколько миллионов лет ушло, чтобы выделить человека из мира животных. За весь этот период протекали такие два параллельных процесса: антропогенез и социогенез.
    Антропогенез — процесс формирования человека, развитие его трудовой деятельности, речи и общества.
    Социогенез — учение о возникновении общества.
    Нынешние теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез. Данный процесс смог развиться благодаря орудийной деятельности человека. Другими словами, только человек может использовать различные предметы окружающей среды, чтобы создать другой предмет, который можно использовать для орудийной деятельности.
    Также не стоит забывать про появление и развитие языка. Язык является одним из ключевых факторов антроиосоциогснеза. С его помощью человек может передавать информацию с помощью звуков, которые сгруппированные в смысловые речевые конструкции.
    Также читают — Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
    С завершением антропогенеза развитие человека, как биологического вида закончилось, однако процесс развития общества продолжается по сей день.

  4. Arturo-Don Ответить

    – исчезла привычная растительная пища;
    – маленькая скорость передвижения на открытой местности;
    – увеличение естественных врагов на открытой местности;
    – ограниченные средства защиты против врагов;
    – низкая рождаемость и длительность развития детенышей.
    В борьбе за жизнь необходимо было изменить тип жизнедеятельности, т.е. включить внебиологические средства для достижения главной биологической потребности – выживания. Изменение типа жизнедеятельности предков человека (ископаемых антропоидов) повлекло за собой перестройку их анатомо-морфологической структуры. Стержнем этой перестройки был совместный труд с использованием естественных, а затем и искусственных орудий. Не естественный отбор случайных мутаций (как считал Дарвин), а выбор и закрепление новых типов поведения стал главным фактором изменения животной природы предка человека. Ф. Энгельс выделил основные звенья антропогенеза, названные им гоминидной триадой: прямохождение, развитие руки, цефализация.
    Прямохождение.Приобретение навыков хождения на двух ногах явилось решающим шагом перехода от обезьяны к человеку. Прямохождение предков человека явилось адаптацией к наземному образу жизни на территориях открытого типа: расширился кругозор, освободились верхние конечности.
    Прямая походка привела к :
    1. вертикальности туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей;
    2. изменение нижней стопы (продольный свод стопы, смягчающий нагрузки позвоночника), кисти руки, таза;
    3. расширенная форма таза;
    4. позвоночник приобрел S – изгиб;
    5. изменилась грудная клетка (уплощенность, которая улучшила снабжение головного мозга кислородом);
    6. череп (укоротился лицевой отдел, уменьшились челюсти, зубы)
    7. появились новые отделы и функции ГМ, отвечающие за прямохождение;
    8. сформировалось стереоскопическое зрение;
    9. атрофировался хвост.
    Развитие руки.С переходом к прямохождению изменились функции верхних конечностей – бросание палок и камней во врагов, сбивание орехов и других плодов, ловля насекомых, мелких грызунов, земноводных т.д. В конечном итоге это стало залогом перехода к труду.
    «Рука есть тот великий орган, которым не обладает животное, и то, что я охватываю им, может само стать средством, которым я хватаю дальше…» (Гегель).
    С преобразованием руки в процесс преобразования природы стала вовлекаться сама природа: предметы природы разделились на предметы, выполняющие роль союзников (орудия труда) и противников (предметы труда). Человек стал использовать природу против самой природы.
    Рука стала не только орудием труда, но и орудием познания и общения. Жестами рук предки человека обменивались информацией, дополняя ее звуками, зажигали костры, отделяли камень от кости. При помощи рук предки человека познавали мир: ощупывали неизвестные предметы, выявляя их свойства, учились расчленять предметы на части, соединять различные вещи в целое, перемещали предметы в пространстве. Разделение функций левой и правой руки стало толчком к ориентации в пространстве.
    Цефализация.Развитие мозга (цефализация) завершает процесс антропогенеза. Прямохождение и развитие руки повлекло усложнение строения головного мозга и его функций:
    1. увеличение размеров ГМ, развитие коры и ассоциативных зон и зоны, отвечающей за интеллектуальное развитие (теменная и лобная доли ГМ);
    2. множество борозд и более крупные размеры мозолистого тела;
    3. развитие речевого центра
    В целом, эволюция мозга предков человека напрямую была связана с орудийной деятельностью. Человеческий головной мозг – это уникальное достижение биологической и социальной эволюции, открывающее человеку безграничные перспективы усвоения достижений культуры и творческой деятельности.
    Социогенез.Главный фактор социогенеза – трудили особый вид жизнедеятельности человека разумного. Каждое живое существо тождественной своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами (К.Маркс). Животное, не выделяя себя из природы, изменяет её лишь в силу своего присутствия в ней. Человек же заставляет природу служить себе. Этому он обязан труду, осмысленному и целенаправленному. Именно через труд человек выделяет себя из природы.
    В естественной природе нетрудно найти примеры внешней активности и даже преобразующей деятельности животных. Но, поскольку животное удовлетворяет свои потребности за счет готовых природных предметов, постольку его «труд» является мнимыми. Предки человека чтобы выжить были вынуждены создать «новое», используя для этого саму природу. Именно это стало подлинным условием перехода к человеческому состоянию.
    Создание «нового» предполагает выявление связей между тем, что есть, и тем чего еще нет, но необходимосоздать. Исходя из этого, психика предков человека развивалась до способности идеального моделирования будущего: предмета, ситуации, путей достижения цели.
    Изготовление орудий труда и использование их для изготовления нужных вещей явилось предпосылкой для развития сознания как основы субъективно-объективных отношений, в которых человек – субъект, т.е. носитель целенаправленного действия, а природа – объект. Обособление предка человека от среды за счет систематического и целенаправленного использования и изготовления орудий труда привело к разделению природы (объекта) и человека (субъекта).
    Таким образом, труд – это процесс взаимодействия между человеком и природой, в результате которого человек, используя руки и умение мысленно выстраивать субъективные образы будущих предметов и пути их построения, изменяет внешнюю природу и изменяет свою собственную природу (внутренний мир). Труд стал социальной субстанцией, создающей человека и развивающей его сознание, интеллект, творческие способности.
    Первым предметом природы, который человек освоил и стал использовать для создания орудий труда, был камень. Усвоив технологию обработки камня, наши предки изготавливали разнообразные ножи, наконечники для копий, скребки, шилья и т.д. Далее древние люди укротили второй и более важный «предмет» природы – огонь. Это была первая энергетическая революция:
    1. Огонь изменил характер пищеварения. Термически обработанное мясо давало больше килокалорий, чем растительная пища, что явилось биологическим залогом выживания вида. Так огонь стал универсальным орудием приготовления пищи.
    2. В борьбе против хищников огонь превратился в мощное оружие.
    3. Огонь стал орудием для загонной охоты, что привело к повышению производительность труда.
    4. При помощи огня люди улучшили комфортность своего существования в сырых и холодных пещерах, увеличили время общения в темное время суток и зимой. Использовать огонь можно было лишь благодаря постоянным коллективным усилиям: за ним нужно было следить как за пойманным зверем, «ухаживать», «кормить». Огонь стал залогом выживания племени и превратился в объект религиозного поклонения. Это сплачивало первобытный коллектив и усиливало коллективный характер жизнедеятельности предков человека.
    5. Огонь превратился в энергетическое орудие труда. Люди научились с его помощью изменять свойства природных вещей. В огне размягчался рог, плавилась смола, заострялось мокрое дерево и становилось тверже. Огнем можно было изменять длину дерева (пережигание).
    6. Добывание огня трением, а не использование природного огня – это начало господства человека над природой. Это стало началом выделения человека из мира природы.

  5. vendingos Ответить

    В процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока еще не очень ясных), которые обусловили цефализацию — рост головного мозга. Чтобы выжить, наши предки должны были вырабатывать более совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые, более сложные способы поиска пищи и защиты от врагов. Главным фактором, который обеспечил решение задач выживания в этих условиях, стала трудовая деятельность. Она позволила совершить переход к принципиально новому образу жизни и вывела гоминид из мира животных. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание. Благодаря ему человек стал человеком.
    Чтобы понять, почему труд сыграл столь важную роль в становлении человека, необходимо обратить внимание на особенности, отличающие его от всех форм жизнедеятельности животных:
    систематическое употребление и изготовление орудий деятельности;
    коллективный характер деятельности;
    общественное разделение деятельности.
    Предпосылки для развития способности к труду появляются уже в мире животных.
    Некоторые животные способны совершать орудийные действия. Дятловый вьюрок на Галапагосских островах добывает из щелей дерева насекомых с помощью кактусовой колючки или веточки, которую держит в клюве. Египетский стервятник разбивает яйца страуса, бросая на них с высоты камень. А морская выдра калан, чтобы полакомиться мясом моллюска, ложится спиной на воду и разбивает его раковину ударом о камень, который кладет себе на грудь. Ветки, палки, камни нередко используются для различных целей обезьянами. Многие животные прибегают к совместным, коллективным действиям (например, бобры при постройке плотины, волки при охоте на оленя). Известно, что у животных (пчел, муравьев) существует и разделение деятельности.
    Однако применение орудий животными имеет случайный, несистематический характер, а изготовление их встречается только у обезьян, да и у них в естественном состоянии очень редко. Что же касается коллективной деятельности животных, то она, как правило, является мало согласованной и состоит в простом суммировании однотипных действий отдельных особей, а разделение деятельности целиком определяется биологическими особенностями ее участников. В отличие от этого коллективная деятельность людей строится на основе взаимного согласования действий и обмена продуктами деятельности; разделение ее не является обусловленным генетически и меняется в зависимости от конкретных обстоятельств.
    Пользоваться деревянными и каменными орудиями, а затем и изготовлять их древнейшие предки человека начали, видимо, задолго до появления у них сколько-нибудь развитого сознания. Делать из камня орудия труда, оббивая его другим камнем, сооружать коллективными усилиями каменные убежища умел уже Homo habilis (отсюда его название: habilis — значит «умелый»). Но мозг его был лишь немногим больше, чем у орангутанга, и вдвое меньше мозга современного человека. Говорить о наличии у него сознания не приходится. Таким образом, ранние формы труда предшествуют становлению сознания. Оно развивается по мере совершенствования трудовой деятельности гоминид и становится подлинно человеческим лишь у Homo sapiens.
    Почему же труд является основой формирования и развития человеческого сознания? В труде — например, при изготовлении орудий — необходимо в течение более или менее долгого времени удерживать в памяти цель деятельности и управлять процессом движения к ней. Но в этом и состоят функции сознания как средства управления деятельностью. Общественное разделение труда еще более способствовало развитию самоуправления и самоконтроля поведения первобытных людей: каждый из них должен был приводить свои желания и побуждения в соответствие с потребностями всего коллектива. Первобытный человек осознавал себя прежде всего как частицу целого, в составе которого он живет, — стада, рода, племени. Сознание его первоначально имело стадный характер и лишь постепенно становилось индивидуальным сознанием, включающим в себя и индивидуальное самосознание.
    Развитие трудовой деятельности вело к вовлечению в область внимания гоминид все более расширяющегося круга биологически незначимых предметов и явлений, требовало роста объема памяти, совершенствования мышления, воображения и других психических способностей. Физиологической основой этих изменений психики была филогенетическая эволюция мозга, увеличение его размеров. В соответствии с переменами в образе жизни, рождаемыми трудом, эволюционировали и другие органы, свойства и функции организма гоминид (форма черепа, органы чувств, рука и пр.). Для коллективной трудовой деятельности необходима коммуникация, общение ее участников. Это ведет к формированию языка и речи. Язык возник «из процесса труда и вместе с трудом» (Энгельс). Однако вряд ли возникновение его произошло в самом процессе труда. Например, на охоте при выслеживании добычи и подкрадывании к ней охотники не должны выдавать себя звуками, а во время нападения на опасного зверя им не до разговоров. Скорее всего, язык формировался не в самой охотничьей деятельности, а по поводу ее.
    Согласно пантомимной теории происхождения языка, в процессе его возникновения и развития важную роль сыграли своеобразные «театральные представления» — звукопантомимы, которые разыгрывали, например, палеоантропы-охотники в стойбище перед отправлением на охоту и по возвращении с нее. В них действия сочетались со звуками. Постепенно связь между определенными действиями и определенными звуковыми комплексами закреплялась, а затем происходила и замена движений звуками. Таким образом, звуковые комплексы приобретали смысл, становились знаками, имеющими значение, обозначающими действия и связанные с ними предметы и события. На основе подражания использование «знаков-образов» распространялось среди членов племени. Усложнение и обогащение совокупности используемых ими звуковых комбинаций на протяжении многих поколений и приводило к развитию речи и языка.
    Поскольку формирование языка было связано с художественно-образным выражением волновавших человека обстоятельств его деятельности, постольку можно сказать, что своим происхождением человек обязан не только труду, но и искусству.
    Язык выполняет две основные функции. Во-первых, он выступает как средство мышления. Фиксируя в словах и предложениях содержание своих впечатлений, восприятий, представлений, человек получает возможность вырабатывать отвлеченные понятия, строить абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности. Во-вторых, язык выступает как средство общения. Благодаря ему становится возможным сохранять, накапливать и передавать информацию от одних индивидов к другим, делать знание индивида достоянием всего коллектива. Таким образом, с появлением и усовершенствованием языка люди приобретают принципиально новое и чрезвычайно мощное орудие развития сознания.
    К размышлению. Неандертальцы, жившие на территории Европы несколько десятков тысячелетий, цивилизации создать так и не сумели. Кроманьонцы же за 25-30 тыс. лет достигли этого. Сравнивая неандертальцев и кроманьонцев, можно заметить, что первые уступали вторым, пожалуй, лишь в одном: кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, занимались не только трудовой, но и хуложественной деятельностью. До нас дошли произведения их изобразительного искусства (наскальные рисунки, орнаменты, глиняные фигурки, ожерелья из собачьих зубов и пр.), они музицировали (археологи нашли в их жилищах инструменты типа свирели) и, по всей вероятности, танцевали под музыку. Возможно, именно с этим было связано развитие у них языка, тогда как неандертальцы при примерно таком же уровне развития трудовой деятельности остались, видимо, мало способными к членораздельной речи. А кроманьонцы с помощью языка смогли быстрее накапливать знания и умения, лучше проводить охоту и военные действия. Не потому ли им удалось одержать верх над неандертальцами и положить начало цивилизации?

  6. Evgeny2004 Ответить

    Возникновение культуры и становление ее ранних форм осуществлялось параллельно формированию самого человека и человеческого общества. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целесообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах происхождения человека и социума, то есть с антропосоциогенеза. Вопрос о происхождении человека является мировоззренческой, а потому одной из самых спорных проблем, с древности волнующей умы и воображение людей. Научное решение этой проблемы предлагает антропология, в частности, такой ее раздел как антропогенез.
    Антропогенез (гр. antropos — человек, genesis — возникновение) — процесс происхождения и развития человеческого рода. В основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков). К важнейшим из них относятся:
    1. признаки телесной конституции человека, включая развитость
    свойств тела и его отдельных органов (прямохождение, функции рук, головы, глаз, гортани)
    2. уровень организации и функционирования мозга;
    3. орудийная оснащенность человека (виды орудий труда, технологии их изготовления и использования);
    4. степень развития языковой (речевой) способности и способы общения;
    5. социокультурные факторы (виды хозяйственной деятельности, общинно — коллективные формы отношений, семья, практические знания, опыт, искусство, религия);
    6. развитие психических и интеллектуальных способностей.

  7. bbobss Ответить

    Ответ на первый вопрос:
    1.Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
    От животных человек отличается тем, что:
    1)ноги более длинные по сравнению с руками,
    2)S-образная форма позвоночника с заметными шейным и поясничным изгибами,
    связанные с прямохождением форма, размер и расположение некоторых мышц и связок,
    низкой расширенной формой таза,
    в переднезаднем направлении грудная клетка относительно плоская,
    3)сводчатость стопы, имеющий массивный и приведённый большой палец при уменьшении остальных пальцев,
    4)полное противопоставление большого пальца кисти,
    5)хорошо развитые папиллярные узоры на подушечках пальцев.
    6)Мозг человека тоже отличается некоторыми особенностями,  7)абсолютно и относительно очень крупный размер (в среднем его масса превышает массу мозга шимпанзе и горилл в 3-4 раза),
    прогрессивная дифференциация областей мозга, которые могут быть связаны с развитием членораздельной речи (его лобная, нижнетеменная, височная доли).
    Есть и другие отличия от приматов, например,  8)анатомические особенности, связанные с усложнением аппарата голосообразования, в том числе особый голосовой мускул гортани
    9)увеличение мозгового отдела черепа за счёт лицевого
    вырождение волосяного покрова.

  8. simkaco Ответить

    Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.
    Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
    Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
    Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч. Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.
    У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью) .
    К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.
    Важнейший фактор эволюции человека – труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство) .
    Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
    Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.
    Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.
    Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы – общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
    Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.
    Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

  9. vvervvolvv Ответить

    Это происхождение человека.
    АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (Anthroposoziogenese; Anthro-posociogenesis; Anthroposociogenese; от греч. — anthro-pos — человек, лат. — societas общество и греч. gene-sis — происхождение) — процесс перехода от биологиче-ской формы движения материи к социальной, являющий-ся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество. Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных, параллельно протекающих процесса. Становле-ние человека есть формирование его сущности.
    «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К.. , Эн-гельс Ф. Соч. , т. 3, с. 3). Поэтому формирование челове-ка (антропогенез) есть прежде всего становление всей совокупности общественных отношений, т. е. общества (социогенез) . Социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса — А. , антропогенез и социоге-нез совпадают по времени. В самом общем виде положе-ние о существовании периода становления общества, ко-торый был одновременно периодом формирования чело-века, содержалось в работах Ф. Энгельса, который пи-сал о формировавшихся людях и готовом человеке, толь-ко вместе с которым возникло общество, о стадах пер-вобытных людей (Маркс К; Энгельс Ф. Соч. , т. 20, с. 489—491; т. 34, с. 138), и В. И. Ленина, у которого встречается упоминание о первобытном стаде, обузды-вавшем зоологический индивидуализм, и стаде первобыт-ных людей (Ленин В. И. Поли. собр. соч. , т. 33, с. 10;

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *