Как устроено счастливое общество будущего в романе мы?

17 ответов на вопрос “Как устроено счастливое общество будущего в романе мы?”

  1. БаБа_ГаЛя Ответить

    На доске
    Евгений Иванович Замятин
    (1884 – 1937гг.)
    Роман “Мы”
    Настоящий художник и писатель всегда на один
    шаг впереди своего времени и своего общества;
    поэтому положение настоящего писателя всегда…
    одно и то же: положение еретика.
    Е. Замятин.
    Еретик – нечто противоречащий общепринятому
    мнению, пониманию.
    Утопия – вымышленная картина идеального
    жизненного уклада (устройства).
    Антиутопия – изображение опасных, пагубных
    последствий разного рода социальных
    экспериментов, связанных с построением общества,
    соответствующего тому или иному социальному
    идеалу.
    Ход урока
    Цели:
    познакомить учащихся с биографией писателя;
    разобраться в проблематике романа, попытаться
    определить модель “счастливого”
    государственного устройства, проследить
    взаимоотношения человека и власти, увидеть роль
    государственной идеологии в создании идеального
    общества.
    1. Знакомство с биографией писателя
    (презентация выполнена ученицей См.
    приложение №1). – выступление учащихся.

    После выступления детей – учитель:

    Замятин не встал в ряды политической оппозиции,
    но он спорил с большевизмом, как честный русский
    писатель, который не мог не замечать странного
    “сегодня”, даже искренне веря в прекрасное
    “завтра”. В статье “О сегодняшнем и
    современном” он писал: “Правды – вот чего в
    первую голову не хватает сегодняшней
    литературе… Оттого в большинстве литература не
    выполняет даже самой примитивной, заданной ей
    историей задачи: увидеть нашу удивительную,
    неповторимую эпоху – со всем, что в ней есть
    отвратительного и прекрасного, записать эту
    эпоху такой, какая она есть”.
    Тревогой за судьбы мира, страны, народа
    продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг.,
    впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на
    английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В
    нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В
    журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман – антиутопия.
    (обращаемся к записи на доске “утопия”).
    Основоположником считается английский гуманист,
    автор книги “Утопия” Т. Мор. Последователями
    этого жанра были Кампанелла “Город Солнца”,
    Бэкон “Новая Атлантида”.
    Центральной идеей утопии стала идея всеобщего
    равенства. Равные права и равные обязанности
    сограждан делают каждого из них счастливым. Сами
    обитатели этих удивительных стран, как правило,
    на редкость одинаковы и начисто лишены
    индивидуальности. Писатели – утописты в
    качестве идеала вывели сообщество одинаковых
    людей.
    В литературе XX в. возникают антиутопические
    тенденции, которые отражают тревогу
    писателей-гуманистов, по поводу тех опасных,
    пагубных последствий, связанных с построением
    общества будущего.

    Вопрос: Против каких явлений выступают авторы
    антиутопий. Задание: Прочитать в учебнике стр.404, –
    2 абзац (Учебник “Русская литература XX в.” под
    ред. В.В.Агеносова., М.: – Дрофа)- выписать тезисы,
    определяющие принципы, на которых строится жанр
    романа – антиутопии.

    (тезисы: – мир идеален, рационалистически
    выверен;
    – главное человек, который живет в идеальном
    обществе;
    – герой-повествователь – гражданин “идеальной
    страны”;
    – в герое могут пробуждаться человеческие
    чувства, несовместимые с породившей его
    системой;
    – возникает конфликт между человеческой
    личностью и бесчеловечным общественным укладом;
    – события происходят в ограниченном
    пространстве
    (изолированном), утопия-город, утопия-сад.)

    Вопрос: А что является предметом изображения Е.
    Замятиным в романе “Мы”?
    (Ответ: Далекое
    будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все
    люди счастливы всеобщим “математическим
    безошибочным счастьем”).

    Вопрос: Как устроено “счастливое” общество
    будущего? Какова модель этого идеального
    общества?
    (Ответ: ученика с презентацией. См. приложение №2).
    Работа по группам (Домашнее задание было
    получено на предыдущем уроке)
    – 1 группа: Как разрешаются материальные
    проблемы общества (еда, кров, одежда, работа);
    – 2 группа: Разрешение духовно-нравственных
    проблем (любовь, семья, дети, ценность
    человеческой жизни);
    -3 группа: Стабильность государственного
    устройства (роль Благодетеля, института
    Хранителей).
    – 4 группа: Идеология Единого Государства. Как
    осуществляется в Едином Государстве
    идеологическое воздействие на Нумеров, чтобы они
    ощутили себя “счастливейшим
    среднеарифметическим”?

    Группа раскрывает вопрос, все конспектируют.

    Итог урока: учитель – “Счастье без свободы –
    или свобода без счастья”? – об этом размышляют
    герои романа Е.Замятина “Мы”. Создав мир Единого
    Государства, идеальное общество, основанное на
    уничтожении человеческой личности, на
    превращении человека в “нумера”, “цифру”,
    общество, где подменены нравственные законы:
    любовь – ненавистью, свобода – рабством,
    предательство – осознанной необходимостью;
    государство, где утилизировано все: от искусства
    до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в
    сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин
    заставляет нас задуматься об опасности, грозящей
    миру.
    В окружающей себя действительности писатель
    увидел тенденцию к всеобщему уравниванию,
    обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин
    создает пророческую книгу, в которой рисует
    модель “нежелательного” будущего – антиутопию.
    Вопрос: Как вы думаете, мир Единого
    государства нашел отражение в жизни, истории
    России?

    Закончить урок хочется словами Н.А. Бердяева:
    “Я положил в основании философии не бытие, а
    свободу…”
    Домашнее задание: Ну, как думаете вы –
    возможно ли “Счастье без свободы – или свобода
    без счастья”? Напишите ответ – рассуждение.

  2. Что пришло в голову=) Ответить

    Жизнью этих людей, изолированных в маленьком пространстве, правит логика и разум. Любоваться природой, ее весенним пробуждением не дозволено, это выходит за рамки обычного рационального познания.
    Эти люди не просто не знают романтики, они даже ее боятся и избегают. Все должно быть четко и строго, без всяких там лирических отступлений.
    Единый режим, существующий в фантастическом государстве будущего, диктует абсолютно все: люди ходят в одинаковой одежде-униформе, едят одно и то же, встают в одно время, идут на работу и одновременно возвращаются. Они лишены идентичности, здесь нет личностей, все равны, а точнее бесправны. И никто не жалуется, не возмущается своему положению.
    За каждым гражданином ведется наблюдение. Осуществляют его специальные люди – хранители.
    Автор пытается показать абсурд теории социализма, который пытаются строить в то время: лишить человека свободы и души, заменив это все одеждой, едой и жильем.
    Инженер Д-503 нарушил все законы, он полюбил. Это чувство отвлекает от работы, наполняет сердце и душу мечтой и такой опасной романтикой. Теперь уже Д-503 смотрит на окружающий его мир со всеми законами совершенно другими глазами. Только вот так оставить этого нельзя. Приходится платить: инженеру сделали операцию, навсегда лишив его способности чувствовать.
    Роман «Мы» Е. Замятина – показ действительности, которая грядет после вступления в права Советской власти. Потеря личности, всех ценностей и традиций, уравниловка – вот ее главные черты. Те опасные черты, о которых предупреждает автор.

  3. Mezil Ответить

    Роман «Мы» Е.И. Замятина написан в жанре антиутопии. Долгое время этот роман оставался неизвестным советскому читателю, был подвергнут уничтожающей критике. В нем увидели памфлет на революцию. Так, Д.И. Фурманов назвал произведение Замятина «злым памфлетом-утопией о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено».
    Действие произведения Замятина происходит в далеком будущем, в фантастическом едином государстве, которое возглавляет благодетель. Государство живет изолированно. Все оно сосредоточено в одном городе, отгороженном от остального мира Зеленой Стеной – диким лесом. В государстве действует табу: строжайший запрет выходить в этот лес.
    Что же представляют собой жители государства, выведенного Замятиным в своем романе? Это граждане, лишенные имен. Вместо имени у каждого из них свой номер.
    В Едином Государстве существует единый строгий режим. Здесь все живут по строгим законам – Великой скрижали, регламентирующей поведение людей во всех мелочах. Жизнь полностью рационализирована. Люди полностью лишены прав на семью, личную жизнь.
    Самое страшное в том, что даже такое святое понятие, как любовь, низведено до уровня удовлетворения физиологических потребностей: «Я бы так хотела сегодня прийти к вам, опустить шторы. Именно сегодня, сейчас…». Но автор-повествователь отмечает: «Ну что я мог ей сказать? Она была у меня только вчера и не хуже меня знает, что наш ближайший сексуальный день только послезавтра». Итак, здесь даже любовь – по строжайшему расписанию, которое составляет руководитель Государства – Благодетель.
    Его власть абсолютна и безоговорочна. Он единственное существо, имеющее право на обдумывание и принятие решений. От личного желания человека здесь ничего не зависит. Да и вообще здесь нет такого понятия, как “личность”.
    Жители города не ропщут. Они живут только по строжайшим законам разума, логики. Так, автор–повествователь ловит себя на мысли, что невольно залюбовался весной: «Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы – ежеминутно проводишь по ним языком – и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно)». И ту же обрывает себя: «Это несколько мешает логически мыслить». А что же зазорного в том, чтобы полюбоваться весной? Почему во всем и всегда должна быть логика?
    А какую природу предпочитают жители Единого Государства? Безупречную, со строгими линиями, классическими канонами, такую, которая не отвлекает от логического мышления, не дает быть романтиком. Страшно боятся эти люди романтики: «Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупо толкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стремительное, безукоризненное небо…»
    В Едином Государстве существует единый строгий режим: все в одно время встают, одинаково питаются (причем пища-то – искусственная), одновременно начинают и заканчивают работу. Они носят одинаковую одежду – униформу, их невозможно отличить друг от друга.
    Люди разучились фантазировать и индивидуально мыслить, даже любовь у них (точнее – сексуальные отношения) определяется табелем сексуальных дней. Но жители государства воспринимают эту казарменную жизнь как должное, не ропщут: «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь. Кто, когда и сколько хотел… Совершенно ненаучно, как звери…»
    За каждым человеком в государстве ведется строжайший контроль, здесь действует тайная полиция под названием «хранители».
    В романе раскрыта порочность мечты социалистов: насытить людей только хлебом, обеспечить теплом и одеждой, лишив самого важного – свободы и души.
    Д-503 полюбил, нарушив этим строжайшее табу: любовь – романтика, глупость, потому отвлекает от работы, труда. И возвращение души обернулось для Д-503 катастрофой. Он взглянул на столь привычный для него, регламентированный, мир совершенно новыми глазами, пережил подлинное счастье. Однако за это ему пришлось заплатить предательством и операцией, после которой он навсегда потерял способность чувствовать.
    Публикация романа «Мы» за границей вызвала ожесточенную травлю писателя в родной стране. Сбылись самые мрачные опасения Замятина, высказанные им еще в 1921 году в статье «Я боюсь». Он писал: «Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь – я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое».
    Антиутопия «Мы» рисовала образ нежелательного будущего. Она предупреждала об опасности распространения казарменного коммунизма, уничтожающего во имя анонимной, слепой коллективности личность, разнообразие индивидуальностей, богатство социальных и культурных связей.
    Беру!

  4. Relate Ответить

    Тема: Судьба личности в тоталитарном государстве.
    По роману Евгения Замятина «Мы»
    Эпиграфы урока:
    Живая душа потребует, живая душа не послушается механики.
    Роман “Мы” — это протест против тупика, в который упирается
    европейско-американская цивилизация, стирающая,
    механизирующая, омашинивающая человека.
    Е. Замятин

    Цель:
    Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.
    Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.
    Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.
    Вступительное слово учителя.
    Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией – изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера. Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий – в жизни и литературе. В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?
    О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?
    2. Постановка цели, формулирование проблемы и актуализация опорных знаний.
    Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум».

    Учитель: прослушайте диалог героев.
    Мэри О’Брайен:
    – Зачем вы живёте?
    Джон Престон:
    – Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни?
    Мэри О’Брайен:
    – Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание – только часы, тиканье.
    Джон Престон:
    – Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.

    Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?

    3. Дискуссия. Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим. Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:
    1.Дикое состояние свободы.
    2.Математически безошибочное счастье.
    3.Наш долг – заставить их быть счастливыми.
    4.Самая трудная и высокая любовь – это жестокость.
    5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии.
    6. Душа – тяжёлое заболевание.
    Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.
    4. Тест-ассоциация.
    Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур.
    Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.

    Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.
    “Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.
    “Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.
    “Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония.
    “Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.
    Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.
    Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)
    Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.
    «Я, он и О – мы треугольник, пусть даже и неравнобедренный…»
    «…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг»
    «На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия»
    Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?
    4. Работа в группах.
    Группа «Математики»
    Задание: Через математические образы-символы рассмотрите философские категории романа: счастье, любовь, душа. Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?

    Результаты работы группы

    v -1 (квадратный корень из -1) – не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.
    «Давно, в школьные годы, со мной случился v -1.И вот теперь снова v -1».
    «этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»
    – Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
    Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.
    Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть.
    Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера».
    «Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»
    ? Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.
    «Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»
    «Линия государства – прямая линия»
    «Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»
    Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.
    Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?

    Результаты работы группы

    «Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы».
    Всё, что охраняет нашу несвободу, т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, – всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».
    Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в ранг добродетели.
    Группа «Романтики»:
    Задание.
    Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?

    Результаты работы группы:

    «Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»

    «стерильное, безукоризненное небо»
    «всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»
    «Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»

    Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».

    Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.

    Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.

    Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.

    Группа «Философы»

    Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?

    Результаты работы группы

    «Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»
    «В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».
    Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения – жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании.
    Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.

    5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)
    Люди не думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира
    Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства.
    Торжествует МЫ, уничтожено Я.
    Нет места зависти и злости
    Любовь, душа (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных быть не должно!
    Шеренга, униформа.
    Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)
    Подавление личности
    Бюро Хранителей, всеобщее поклонение Благодетелю
    Не люди, а номера (Д-503, О-90, И-330)
    6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность тоталитарного строя?
    Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм.
    Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности – вот основные проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону.
    Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я».
    Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.
    И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом:
    «Живая душа потребует, живая душа не послушается механики».

    7. Домашнее задание: Вернёмся к записи на доске «XX век стал веком воплощенных антиутопий – в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни? Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире».
    Приложение 1. Словарь к теме
    Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле.
    Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.
    Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.
    Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».
    Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.

  5. Darkfist Ответить

    Фантастика Замятина убедительна,
    потому что не писатель шел
    к ней, а она к нему.
    Ю. Тынянов
    Имя Евгения Ивановича Замятина почти не известно широкому кругу российских читателей. Произведения, написанные автором в 20-е годы, были напечатаны в конце 80-х.
    Последние годы жизни писатель провел во Франции, где и скончался в 1937 году, но сам себя он никогда не считал эмигрантом — жил в Париже с советским паспортом.
    Творчество Е. Замятина чрезвычайно многообразно. Им написано большое количество повестей и романов, среди которых “Мы” занимает особое место.
    Во все времена были писатели, которые старались создать некую идеальную модель будущего общества. Благодаря этим гениям-безумцам человечество мечтало об идеальном мире в “Утопии” Т. Мора, “Городе Солнца” Т. Кампанеллы и идеальном государственном устройстве, описанном Н. Г. Чернышевским в романе “Что делать?”.
    Во всех этих произведениях авторы более или менее подробно описывали устройство будущего идеального мира, в котором предстояло жить счастливому человеку.
    Е. Замятин же создает роман “Мы” в виде дневниковых записей одного из “счастливцев”. Город-государство будущего наполнен яркими лучами ласкового солнца. Всеобщее равенство неоднократно подтверждается самим героем-рассказчиком. Он выводит математическую формулу, доказывая себе и нам, читателям, что “свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение и скорость…”. Счастье же он видит в ограничении свободы.
    Постепенно из отрывочных, эмоциональных записей героя встает картина “идеально устроенного мира”. Жизнь людей расписана по часам и минутам. Исключения нет ни для кого. Все живут в одинаковых прозрачных комнатах, встают по звонку, едят пышно-нефтяную еду (ровно 50 жевательных движений на кусочек), поют гимны, прогуливаются строем в свободное время, даже интимная жизнь регламентирована. Но всегда находятся безумцы-еретики, которые недовольны существующим порядком.
    Замятин считал, что “еретики” двигают прогресс. Этими взглядами писатель близок горьковскому положению: “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!”
    Да здравствуют безумцы! Вопреки всему: логике, здравому смыслу, инстинкту самосохранения они идут вперед, гибнут, но “вращают” планету. Их не устраивает общество “всеобщего счастья и разума”, они предпочитают умереть, чем прозябать в этом обществе всеобщего благоденствия. Мыслить, быть индивидуальностью — это уже еретичество, наказуемое смертью. Государство единомыслия не терпит индивидуальностей. Ему нужны покорные исполнители, а не творцы.
    Город-государство, описанный Замятиным в романе “Мы”, временно торжествует над бунтарями-одиночками, посмевшими выступить против всеобщего счастья. Они смяты безжалостной машиной подавления. Кажется, зло восторжествовало. Становится страшно. Но ведь именно такого результата и хотел добиться писатель. Несовершенно то общество, которое уничтожает инакомыслие, вытравливая из людей вместе с индивидуальностью и способность рассуждать, думать, мечтать. В далекие 20-е годы писатель как бы предвидел создание германского рейха с его “новым порядком”, социалистического рая, создаваемого в СССР. В антиутопии все несколько утрировано, саркастически заострено. Писатель не хотел ужаснуть своих читателей, но предостеречь от подобного рая, и довольно серьезно, он все же ставил своей задачей. Что ж, ему это удалось!

  6. Simon Ответить

    Фонарь-электрош окер “POLICE”! Скидка 40%
    Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию будущего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные мечты.
    В этом году произошла моя встреча с талантливым русским писателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно вернулось в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего человечества. Дитя «страшных лет России», он критически относился ко всему, что происходило вокруг. Еще в 1918 году писатель говорил о том, что «партия организованной ненависти» и «организованного разрушения» не способна созидать. У тех, кто фанатично верит в такую партию, нет будущего.
    «Мы» — роман о далеком будущем, будущем через тысячу лет. Человек еще полностью не восторжествовал над природой, но уже отгородился от нее стеной цивилизации. Эта книга воспринималась многими как политический памфлет на социалистическое общество. Однако сам автор утверждал, что «этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и государства». Появление тоталитарных режимов вызвало у него серьезные сомнения в возможности существования, пусть в отдаленном будущем, идеального общества, подорвало веру в разумные начала человеческой природы. Одаренный уникальной способностью предвидения, Е. Замятин понял, какую опасность таит нивелирование личности, излишняя жестокость, разрушение классической культуры и других тысячелетних традиций. Так родился роман-антиутопия, прогноз на будущее, если настоящее захочет им стать.
    Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой Двухсотлетней Войны между городом и деревней люди стали гражданами Единого Государства. Новый порядок, начавшийся с войны со своим народом, был нацелен на уничтожение. Правда, выжила малая часть населения, но это были лучшие, сильнейшие.
    Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое «я», и произошло страшное — они стали… «нумерами». Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или заниматься любовью. Был даже провозглашен исторический «Lex sexnalis» (сексуальный закон): «Всякий из нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на любой нумер… » Но когда любовь превращается в «счастье» по разовым талонам, она умирает, а без любви гибнет и мир.
    Таковы условия бытия в Едином Государстве, о которых рассказывает в своем дневнике для потомков талантливый инженер Д-503. Герой очень доволен жизнью. Его не смущает, что город-государство, в котором он живет, окружен стеклянной стеной. В этом городе нет живой природы: не поют птицы, не играют солнечные блики в лужицах на асфальте. «Квадратная гармония» улиц и площадей, ужасающая одинаковость жизни «нумеров», доведенное до абсурда равенство людей восхищают рассказчика. Все «нумера» одинаково одеты, живут в одинаковых комнатах огромных многоэтажных домов. Эти комнаты в домах с прозрачными стенами напоминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется неусыпное наблюдение. Оснований для зависти друг к другу у них нет. Значит, все счастливы? По-моему, позиция автора резко отличается от точки зрения Д-503, и чем больше тот восхищается образом жизни «нумеров», тем страшнее выходят нарисованные им картины.
    Меня потрясла история Великой Операции. Это высшая степень насилия над человеком, к которой прибегало Единое Государство, чтобы извлечь часть мозга, где зарождалась фантазия. Но страшнее уничтожения человеческой плоти — уничтожение человеческого духа, умерщвление души. Этой операции были подвергнуты насильственно все «нумера» после того, как было разгромлено восстание членов «Мефи», выступивших против тоталитарного режима. Таким образом, Единое Государство надежно застраховало себя от повторения революций и прочих опасных проявлений свободной воли граждан.
    В этом же дневнике Д-503 рассказывает и о своей любви к революционерке I-330 и приключившейся с ним внезапной болезни – возникновении у него души. Под влиянием I-330 многое в его мировоззрении меняется. В нем начинается процесс пробуждения души. Это был для него единственный шанс стать человеком, то есть испытать все муки и радости человеческого бытия.
    Но после операции Д-503 утрачивает свои благородные свойства и личные привязанности. Он превращается из человека мыслящего в человека управляемого, «достойного» гражданина Единого Государства. Мир, в котором живут подобные люди, считает Замятин, — кошмар, ад! Ему противостоит в романе мир за Стеной. Там живут потомки тех немногих, кто ушел после Великой Двухсотлетней Войны в леса, но их общество находится на примитивной стадии развития.
    Замятин считал, что только на первобытно-общинной стадии, когда государственной власти еще не было, можно было найти общество, члены которого пользовались почти абсолютной свободой. Он обратился к «давно прошедшей» исторической эпохе, а не фантазировал о том, каким оно будет в далеком будущем.
    В романе Замятин также показал, что не может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан. Я думаю, автор хотел рассказать нам не об ошибочных политических теориях, а о том чудовищном, во что может вылиться хорошее политическое движение, если оно извращается. Я считаю, что нельзя истребить человеческое в человеке. Человечество должно быть свободным, а будущее станет таким, каким мы его готовим.

    Похожие сочинения

    Нравственность и научно технический прогресс (по роману Е. Замятина «Мы») Новое!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *