Разработка урока 10 класс общество что такое общество?

11 ответов на вопрос “Разработка урока 10 класс общество что такое общество?”

  1. artem312602 Ответить

    Что такое общество?
    Определений очень много:

    В узком смысле –

    Примеры:

    Функции общества
    производство материальных благ и услуг;
    распределение продуктов труда (деятельности);
    регламентация и управление деятельностью и поведением;
    воспроизводство и социализация человека;
    духовное производство и регулирование активности людей.
    Развитие взглядов на общество:
    Мифологическое мировоззрение.
    Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
    Теогония (происхождение богов).
    Антропогония (происхождение человека).
    Древнегреческие  философы:
    Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.
    Эпоха  средневековья – влияние Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.
    Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.
    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).
    XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния.
    Локк –  общее равенство, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.
    Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.
    С XVI века – утопический социализм, (Социализм – всеобщее равенство людей) его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.
    В конце XVIII века начинается новый этап представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя.
    Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные); 2) Труженики (индустриалы); при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.
    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.
    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.
    В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.
    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
    Суть общества во взаимоотношении между людьми.

    В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:


    Адаптация общества к потребностям в потребительских товарах – связь природы и общества.
    Поддержка установленных эталонов  для жизни общества.
    Определение коллективных целей и мобилизация ресурсов для их исполнения.
    Установка и сохранение связей между элементами общества.
    Основные сферы общественной жизни
    Деятельность людей и отношения между ними
    Учреждения (организации)
    Экономическая
    Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения
    Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
    Социальная
    Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
    Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
    Политическая
    Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
    Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
    Духовная
    Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
    Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система.
    1.       Целостная  система взаимосвязей различных социальных структур и подсистем, имеющая сверхсложный и иерархический характер.
    3.         Самодостаточное, так как  способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
    4.        Динамичное, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
    5.      Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи, с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
    6.         Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым.
    Типы обществ и их характеристика:
    Традиционное общество (от древних цивилизаций до XVII е.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла;
    —        экстенсивная технология и ручные орудия труда;
    —        человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природы;
    —        господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности;
    —        распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна;
    —        социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной группе;
    —        основными социальными ячейками являются община и семья;
    —        поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами;
    —        в общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        господство Церкви и армии;
    —       монархия, деспотия;
    —        человек полностью отчуждён от политики;
    —        власть не представляется человеку большей ценностью, чем право и закон;
    —        общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям;
    —        изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательства людей.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        индивидуальность, самостоятельность не поощряются;
    —        социальная группа диктует личности нормы поведения;
    —        человек не анализирует своё положение в мире, и не подвергает анализу явления окружающей действительности;
    —        количество образованных людей невелико; устная информация преобладает над письменной;
    —        превалирует духовная, а не экономическая сфера человеческого бытия;
    —       повышенная религиозность.
    Пример:
    Основные модели стран современного Востока:
    1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: – в экономике свободный конкурентный рынок;
    – государственное регулирование хозяйства;
    – гармоничное использование традиций и новаций.
    2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
    – западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
    – многопартийность.
    – демократические процедуры.
    – европейский тип судопроизводства.
    3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
    В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию.
    Индустриальное общество (с XVII в. до конца XX в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике;
    —        увеличение объёма основного капитала, снижение долговременных издержек на единицу продукции;
    —        повышение производительности труда в сельском хозяйстве, разрушение натуральной замкнутости;
    —        замена экстенсивного хозяйства интенсивным и простого воспроизводства расширенным;
    —        зарождение и развитие рыночной экономики;
    —        развитие научно-технического прогресса;
    —        человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе;
    —        стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
    —        возрастает благосостояние населения;
    —       Образование монополий.
    —     Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
    —       Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
    —      Территориальный раздел мира.
    —     Экономический раздел мира.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        значительная социальная мобильность;
    —        резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения;
    —        развитие процесса урбанизации;
    —        появление новых классов: промышленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоев;
    —        аристократия приходит в упадок.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        возрастание роли государства;
    —        постепенное появление демократического режима;
    —        господство права и закона;
    —        человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        значительная трансформация системы ценностей;
    —        человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами;
    —        индивидуализм, рационализм личности;
    —        освобождение сознания от влияния религии;
    —       развитие массовой культуры;
    —        человек стремится к самосовершенствованию.
    Пример:
    Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество.
    Для него характерны:
    1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
    2) Влияние НТР на производство и управление.
    3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
    Информационное, или постиндустриальное, общество (конец XX — начало XXI в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        на первый план выдвигается сфера услуг;
    —        индивидуализация производства и потребления;
    —        увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
    —        предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосберегающим и наукоёмким технологиям;
    —       компьютеризация;
    —        развитие информационных технологий.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        стирание классовых различий;
    —       профессиональная дифференциация в обществе зависит от уровня знаний;
    —        сближение размера доходов различных групп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса;
    —        увеличение роли каждого отдельного человека в обществе;
    —        зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        усиление роли государственного прогнозирования;
    —       демократия консенсуса;
    —       политический плюрализм, сильное гражданское общество
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        ведущие роли в обществе принадлежат науке, знаниям и информации;
    —       непрерывное образование.
    Пример:  США, Япония и т.д.
    Общество и природа
    Исторический период
    Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом –
    Античность
    Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое
    Средневековье
    Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
    Возрождение
    Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека
    Новое время
    Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
    Современность
    Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

    Основные институты общества
    Важнейшим компонентом общества как системы считают социальные институты.

    Появление социального института обусловлено:
    • потребностью общества;
    • наличием средств удовлетворения этой  потребности;
    • наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет  узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Социологи выделяют 5 таких потребностей:
    Воспроизводство рода;
    Безопасность и социальный порядок;
    Получение знаний;
    Социализация подрастающих поколений;
    Решение духовных проблем. Поиск смысла жизни.
    Выполнение потребностей  способствует созданию того или иного социального института.


    Признаки социального института

    Так как в ходе исторического прогресса у людей возникают новые потребности, то появляются новые виды деятельности и соответственно новые социальные институты.

    Предпосылки:
    1) возникновение  определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и  политических условий;
    2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и правил поведения;
    3)  освоение индивидами новых социальных норм и ценностей,  формирование на основе систем потребностей личности ценностных  ориентации и ожиданий.
    Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации.
    Это потребности:
    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
    • в производстве продуктов и услуг;
    • в распределении благ (и привилегий);
    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Социальные институты делятся на главные и вспомогательные (неглавные).

  2. AlexDumler Ответить

    План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект НОД по познавательному развитию «Лечим Петрушку»
    Статья (старшая группа) на тему: Использование здоровье сберегающих технологий посредством игрового самомассажа в работе с детьми.
    Проект (младшая группа) на тему: Проект: Игры с водой в летний период с эффектом оздоровления «Морское путешествие»
    Консультация по теме: Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни.
    Рабочая программа на тему: Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.
    План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Сердце и его работа
    Проект (подготовительная группа) на тему: Паспорт проекта «Спорт и здоровье — выбор нового поколения.
    Консультация (старшая, подготовительная группа) по теме: Выбираем спортивную секцию для ребенка.
    Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме: консультация для родителей из цикла ЗОЖ: «Сбалансированное питание — основа ЗОЖ!»
    План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект по ОЗОЖ . Тема: «Экскурсия в институт органов чувств» Возрастная группа: старшая

  3. ssabros Ответить

    Урок обществознания в 10 классе
    Тема: «Общество». Урок №1: «Общество как система»
    Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.
    Оборудование: листы ватмана для каждой группы, фломастеры, карточки с информацией, графическая модель системы, правила написания синквейна, лист самооценки работы в группе (Приложение).
    Форма работы: групповая
    Технология: развитие критического мышления
    Приемы: кластер, схема, синквейн, эвристическая беседа.
    Ход урока
    Этап урока
    Действия учителя
    Действия учеников
    Ожидаемые результаты
    1.Вызов
    Дает обучающимся задание разбиться на группы (критерий разбивки они должны определить сами) согласно полученным карточкам с информацией. Обращает внимание, что информация им уже знакома
    Эвристическая беседа
    Ответьте на вопросы – по каким критериям ученики образовали группы;
    – если группы это части, то что они вместе образуют?
    Записывает тему урока на доске.
    – какие ассоциации вызывает у вас термин «общество», изобразите их в виде кластера.
    – сравните получившиеся кластеры и выявите отличия.
    Напоминает, что существуют естественные науки, которые изучают природу, гуманитарные, изучающие человека и общественные, которые изучают общество.
    Какие науки изучают общество? Почему существует так много общественных наук?
    Какие еще системы вам знакомы? Запишите по 2-3 примера на свои листы.
    Докажите, что данный пример является системой.
    Существуют ли части каждой из этих систем сами по себе или они взаимосвязаны друг с другом (по ходу обсуждения изображает схему- модель универсальной системы- см. Приложение)
    Найдите 2 общие черты и 2 различия общества как системы от других систем.
    Свободно перемещаясь по классу, определяют свое место в одной из 4-х групп: «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера».
    Отвечают.
    Обсуждают задание в группах, создают кластер, вывешивают ватман на классную доску.
    Отвечают.
    Перечисляют общественные науки.
    Отвечают.
    Обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают ватман на классную доску.
    Создание условий для формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.
    Осмысление универсальности понятий часть и целое
    Осознание того, что существует множество систем, одной из которых является общество
    Умение объяснять, комбинировать известные факты
    Умение сравнивать, анализировать, синтезировать по заданным критериям
    2. Осмысление
    Изучите страницы учебника 8-10, документ на стр. 16.
    Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели.
    Является ли общество частью другой более крупной системы?
    На основании полученных схем дайте определение – что же такое общество?
    Читают, обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают схему на классную доску. Задают вопросы другим группам. Дополняют, исправляют свои схемы.
    Отвечают
    Отвечают
    Развитие умений систематизировать информацию, преобразовывать текст в графическую информацию, применять заданный алгоритм деятельности, строить схему
    Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.
    Умение воспроизводить обобщенные характеристики общества, информацию о его элементах и их взаимосвязях
    3. Рефлексия
    Напишите синквейн на тему «Общество» (на доске открывает правила написания синквейна – см. Приложение)
    Заполните лист самооценки работы в группе
    Обсуждают в группах, пишут на ватмане, вывешивают.
    Заполняют, сдают
    Понимание общества как целостной системы.
    Умение оценивать свою деятельность
    Домашнее задание
    Предлагает на выбор несколько письменных заданий:
    – с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;
    – с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;
    – с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;
    Умение конкретизировать полученные знания.
    Умение оценивать явления социальной действительности
    Приложение
    Раздаточный материал для деления обучающихся на группы (нарезается на отдельные карточки для жеребьевки)
    Экономическая сфера
    Политическая сфера
    Социальная сфера
    Духовная сфера
    Производство
    Государственное управление
    Система здравоохранения
    Религия
    Торговля
    Выборы
    Пенсионное обеспечение
    Искусство
    Транспорт
    Референдум
    Уровень жизни
    Наука
    Банковская деятельность
    Государственное управление
    Межнациональные отношения
    Музей
    Создание материальных благ
    Принятие законов
    Общественное неравенство
    театр
    Валютный рынок
    Правоохранительные органы
    Семья
    Университет
    Графическая модель любой системы
    Целое
    Элементы взаимодействия (связи) свойства системы
    (отличительные
    особенности)
    Правила написания синквейна
    1 строка – существительное (предмет темы)
    2 строка – 2 прилагательных (причастия), описывающих предмет
    3 строка – 3 глагола- действия предмета
    4 строка – краткое предложение, описывающее отношение автора к предмету
    5 строка – существительное, расширяющее смысл темы.
    Лист самооценки обучающегося
    Что знал до урока
    Что узнал, чему научился на уроке
    Мой вклад в работу группы

  4. RomanVZ Ответить

    Урок: «Общество. Сферы общественной жизни»
    10 класс, технология модульного обучения.
    «Стремление к собственной значительности
    является одной из главных черт, отличающих
    человека от животного»
    (Д.Карнеги)
    Учитель:
    -Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете смысл изречения Карнеги?
    (Человек, в отличие от животного, живёт в сознательном коллективе, в обществе)
    -Что такое общество в узком смысле?
    -Что такое общество в широком смысле?
    -Что такое общество в философском понимании?
    Итак, мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями. Есть ещё один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне — анализ общества как целостной системы.
    -Что такое система?
    Рассмотрим системное строение общества:
    (Слайды: схемы – «важнейшие элементы общества», «компоненты общества»).
    Работают по учебнику, составляя схемы;
    Общество — система, определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Если рассматривать общество как сложноорганизованную систему, то не обходимо выделить то, что называется «подсистемой». В таком случае подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни.
    (Работа с учебником, стр.102 — выписать сферы жизни общества и их функции).
    Практическая работа:
    распределить перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы по четырём сферам жизни общества.
    Приложение №1
    -Какова взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни? Каждая из сфер охватывает свой круг общественных отношений. Можно ли выделить одну из них — приоритетную. Этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным.
    Рассмотрим различные подходы к этой проблеме:
    1-й подход (Работа со слайдами)
    Данный вариант отражает определяющую роль экономических отношений.
    -Как вы думаете, какие аргументы в пользу решающего значения экономики приводятся?
    (материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность). Иначе говоря, прежде чем начать заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен купить еду, одеться, построить дом. И всё это ему предстоит произвести.
    2-й подход (Работа со слайдом):
    Аргументы?
    Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практическим действиям. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, выбирает лучший путь её достижения, прогнозирует важный результат. В глобальном масштабе крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Например, идеи века Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая Французская революция. Или распространение Протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.
    3-й подход (Работа со слайдом):
    Это наиболее компромиссный из приведённых подходов. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, допустим, в период революции очень много зависит от того, какие политические силы придут к власти.
    Общественная жизнь очень сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название «общественные». (Приложение №2)
    Каждая из этих наук рассматривает лишь определённую область общественной жизни.
    Какую именно?
    Вывод: Общество и механизм его функционирования являются предметом дискуссий.
    Блок — модуль темы:
    «Общество. Сферы общественной жизни»

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *