Как вы поняли что такое романтизм как литературное направление?

36 ответов на вопрос “Как вы поняли что такое романтизм как литературное направление?”

  1. Rexdefender Ответить

    1. Романтизм как литературное направление.
    Специфика национальных модификаций романтизма

    Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
    Зарождение. Аксиология
    Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм – это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения – стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс – новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
    Парадоксы романтизма. Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества – с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, – с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт – с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления – обладанию, динамики – статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
    Поэзия как философский камень. В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» – наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума есть акт эстетический Поэзия становится наставницей человечества; не станет более философии Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля – главных теоретиков немецкого романтизма – вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой – духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».
    Новый взгляд на внутренний мир
    Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).
    Понимание прошедших эпох
    В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея и Диониса. В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше.
    Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.
    Влияние на науку.
    Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых – адептов раннего Шеллинга – таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.
    Романтизм и религия
    . В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).
    Этапы.
    Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798–1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
    Философы-романтики.
    Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19 – нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.
    Важнейшие представители романтизма в искусстве.
    В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).
    Главные представители романтизма в литературе – Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке – Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве – живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России – О. А. Кипренский, А. О. Орловский.

  2. Steelbringer Ответить

    Романтизм как литературное направление.
    Романтизм – в центре художественной системы стоит личность,
    основной конфликт между личностью и обществом.
    Романтизм как доминирующее литературное направление в
    европейской и русской литературах существовал не очень долго –
    около тридцати лет, но влияние его на мировую культуру
    колоссально.
    Исторически романтизм связан с несбывшимися надеждами
    Великой французской революции (1789–1793), однако связь эта не
    линейная, романтизм был подготовлен всем ходом эстетического
    развития Европы, постепенно формировавшейся новой
    концепцией человека.
    Первые объединения романтиков появились в Германии в конце
    XVIII века, спустя несколько лет романтизм развивается в Англии и
    Франции, затем в США и России.
    Будучи «мировым стилем», романтизм представляет собой
    явление очень сложное и противоречивое, объединяющее много
    школ, разнонаправленных художественных исканий. Поэтому
    очень трудно свести эстетику романтизма к каким-то единым и
    четким основаниям.
    В то же время эстетика романтизма, несомненно, представляет
    собой единство, если сравнивать ее с классицизмом или
    проявившимся позднее критическим реализмом. Единство это
    обусловлено несколькими основными факторами.
    Во-первых, романтизм признал ценность человеческой личности
    как таковой, ее самодостаточность. Мир чувств и мыслей
    отдельного человека был признан высшей ценностью. Это сразу
    поменяло систему координат, в оппозиции «личность – общество» акценты сместились в сторону личности. Отсюда культ свободы,
    характерный для романтиков.
    Во-вторых, романтизм еще более подчеркнул противостояние
    цивилизации и природы, отдавая предпочтение природной
    стихии. Не случайно именно в эпоху романтизма зародился туризм,
    сложился культ пикников на природе и т. д. На уровне
    литературной тематики отмечается интерес к экзотическим
    пейзажам, к сценам из сельской жизни, к «дикарским» культурам.
    Цивилизация часто кажется «тюрьмой» для свободной личности.
    Этот сюжет прослеживается, например, в «Мцыри»
    М. Ю. Лермонтова.
    В-третьих, важнейшей особенностью эстетики романтизма
    явилось двоемирие: признание того, что привычный нам
    социальный мир не является единственным и подлинным,
    подлинный человеческий мир надо искать где-то не здесь. Отсюда
    возникает идея прекрасного «там» – принципиальная для эстетики
    романтизма. Это «там» может проявляться очень по-разному: в
    Божественной благодати, как у У. Блейка; в идеализации прошлого
    (отсюда интерес к легендам, появление многочисленных
    литературных сказок, культ фольклора); в интересе к необычным
    личностям, высоким страстям (отсюда культ благородного
    разбойника, интерес к сюжетам о «роковой любви» и т. д.).
    Двоемирие не следует трактовать наивно. Романтики вовсе не
    были людьми «не от мира сего», как, к сожалению, порой
    представляется молодым филологам. Они принимали
    активнейшее участие в социальной жизни, а величайший поэт
    И. Гете, тесно связанный с романтизмом, был не только крупным
    естествоиспытателем, но и премьер-министром. Речь идет не о
    стиле поведения, а о философской установке, о попытке заглянуть
    за пределы действительности. В-четвертых, заметную роль в эстетике романтизма
    играл демонизм, основанный на сомнении в безгрешности Бога, на
    эстетизации бунта. Демонизм не был обязательным основанием
    романтического мироощущения, однако составлял характерный
    фон романтизма. Философско-эстетическим обоснованием
    демонизма стала мистическая трагедия (автор назвал ее
    «мистерией») Дж. Байрона «Каин» (1821), где библейский сюжет о
    Каине переосмысливается, а Божественные истины оспариваются.
    Интерес к «демоническому началу» в человеке характерен для
    самых разных художников эпохи романтизма: Дж. Байрона,
    П. Б. Шелли, Э. По, М. Ю. Лермонтова и др.
    Романтизм принес с собой новую жанровую палитру. На смену
    классическим трагедиям и одам пришли элегии, романтические
    драмы, поэмы. Подлинный прорыв произошел в прозаических
    жанрах: появляется множество новелл, совершенно по-новому
    выглядит роман. Усложняется сюжетная схема: популярны
    парадоксальные сюжетные ходы, роковые тайны, неожиданные
    развязки. Выдающимся мастером романтического романа стал
    Виктор Гюго. Его роман «Собор Парижской Богоматери» (1831) –
    всемирно известный шедевр романтической прозы. Для более
    поздних романов Гюго («Человек, который смеется»,
    «Отверженные» и др.) характерен синтез романтических и
    реалистических тенденций, хотя романтическим основаниям
    писатель оставался верен всю жизнь.
    Открыв мир конкретной личности, романтизм, тем не менее, не
    стремился детализировать индивидуальную психологию. Интерес к
    «сверхстрастям» приводил к типизации переживаний. Если уж
    любовь – то на века, если ненависть – то до конца. Чаще всего
    романтический герой являлся носителем одной страсти, одной
    идеи. Это сближало романтического героя с героем классицизма,
    хотя все акценты были расставлены иначе. Подлинный психологизм, «диалектика души» стали открытиями другой
    эстетической системы – реализма.

  3. willy ed Ответить

    РОМАНТИ?ЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
    Зарождение. Аксиология
    Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), художественные поиски предромантических течений (сентиментализм (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ), «штюрмерство»), Великая французская революция (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), немецкая классическая философия. Романтизм — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
    Парадоксы романтизма
    Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль (см. БАРОККО) или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
    Поэзия как философский камень
    В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» — наброска, принадлежащего Шеллингу (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) или Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих): «Высший акт разума… есть акт эстетический… Поэзия становится… наставницей человечества; не станет более философии… Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна… быть мифологией разума»). Философия для Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих) — главных теоретиков немецкого романтизма — вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов (см. ФЕНОМЕН). Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ). Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой — духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».
    Новый взгляд на внутренний мир
    Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли (см. ШЕЛЛИ Мэри)).
    Понимание прошедших эпох
    В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея (см. ОРФЕЙ) и Диониса (см. ДИОНИС). В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих).
    Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис (см. НОВАЛИС)), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.
    Влияние на науку
    Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма (см. МИКРОКОСМ) и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых — адептов раннего Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) — таких, как Карус, Окен (см. ОКЕН Лоренц), Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих), философии языка Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих)) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.
    Романтизм и религия
    В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).
    Этапы
    Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798—1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), Новалис (см. НОВАЛИС), Тик (см. ТИК Людвиг), позже – Шлейермахер и Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм)), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской (см. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ) и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь (см. СТАЛЬ Жермена) «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820—30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
    Философы-романтики
    Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ)». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих), Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Карлейля (см. КАРЛЕЙЛЬ Томас), Вагнера-теоретика, Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих). Историософия Баадера (см. БААДЕР Франц Ксавер фон), построения «любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)» и славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра (см. МЕСТР Жозеф Мари де) и Бональда (см. БОНАЛЬД Луи Габриель Амбруаз) во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов (см. СИМВОЛИЗМ) кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ).
    Важнейшие представители романтизма в искусстве
    В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика (см. ЛОЖНАЯ ГОТИКА)). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).
    Главные представители романтизма в литературе — Новалис (см. НОВАЛИС), Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ), Э. Т. А. Гофман (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей), У. Вордсворт (см. ВОРДСВОРТ Уильям), В. Скотт (см. СКОТТ Вальтер), Дж. Байрон (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон), П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш), В. Гюго (см. ГЮГО Виктор), А. Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс), А. Мицкевич (см. МИЦКЕВИЧ Адам), Э. По (см. ПО Эдгар Аллан), Г. Мелвилл (см. МЕЛВИЛЛ Герман), М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич), В. Ф. Одоевский (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович); в музыке — Ф. Шуберт (см. ШУБЕРТ Франц), К. М. Вебер (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард), Г. Берлиоз (см. БЕРЛИОЗ Гектор), Н. Паганини (см. ПАГАНИНИ Никколо), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), Ф. Шопен (см. ШОПЕН Фридерик); в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен), Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор), Ф. О. Рунге (см. РУНГЕ Филипп Отто), К. Д. Фридрих (см. ФРИДРИХ Каспар Давид), Дж. Констебл (см. КОНСТЕБЛ Джон), У. Тернер (см. ТЕРНЕР Уильям), в России — О. А. Кипренский (см. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович), А. О. Орловский (см. ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович).

  4. Fehuginn Ответить

    Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя неотделима от деятельности учащихся. Деятельность учащихся может иметь три формы: восприятие, при котором работают эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); самостоятельная работа во время слушания лекции. Выбирал те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель (см. кн.: Активные формы преподавания литературы / Сост. Р. Н. Альбеткова. — М.: Просвещение, 1991).
    В лекции определяем лексическое значение слов «романтизм, романтический», говорим о предпосылках формирования западноевропейского и русского романтизма и их взаимодействии, вводим понятие «романтический герой», указываем на свойства и черты, а также основные течения русского романтизма.
    Романтизм в России
    Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения)
    В центре художественной системы романтизма стоит личность.
    Основной конфликт — конфликт между личностью и обществом.
    Романтическая личность — это страстная личность.
    Страсти романтики делили на высокие и низкие. Высокая страсть — это любовь во всех ее проявлениях, низкие страсти — зависть, жадность, честолюбие.
    Романтический герой — сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой — художник.
    Исключительному характеру в романтической эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда — история и экзотика.
    Романтики первыми обращаются к истории. Создатель жанра исторического романа в мировой литературе — романтик Вальтер Скотт. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но характеры даны вне истории. История является своеобразной декорацией («Айвенго» Скотта, «Собор Парижской Богоматери» Гюго).
    Экзотика. События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге (В первых двух песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описаны Португалия, Испания, Греция, Албания). Для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами.
    Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда внимание к фольклору (устному народному творчеству), его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова).

  5. Dorifym Ответить

    3. Просветители были материалистами, романтики были идеалистами и мистиками. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного, неземного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.
    Иногда понятия “мистический” и “иррациональный” отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Это просто разные понятия. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично.
    4. Романтикам присущ мистический фатализм. Это вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические высшие таинственные силы, причём силы эти не только светлые, божественные, но и тёмные, дьявольские, сам человек – лишь игрушка в их руках. Поэтому в романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.
    5. Двоемирие – важнейшая особенность романтизма.
    Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.
    Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане – это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал – материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.
    Характернейшая особенность типичного романтика – неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе.
    И второй мир – мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть.
    Так вот романтики не любят мир реальный и стремятся в мир идеальный, ищут его. Романтическое бегство – это бегство из реальности в мир идеала. Романтики искали идеал в природе, в искусстве, в своём внутреннем мире, в религии, в прошлом (в основном, в средневековье), в будущем. Некоторые из них уходили из реальности более радикально: сходили с ума (Батюшков), кончали жизнь самоубийством (Клейст).
    7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному, нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.
    Основной Р. конфликт – противостояние одинокого романтического героя и большинства обычных людей.
    Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения – они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время.
    8. Идеальный мир для романтиков является средоточием всех основных ценностей. Главной ценностью для романтиков является Любовь. Любовь – это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия, до которых никогда не добраться разуму и науке. Наше представление об идеальной любви во многом сформировали именно романтики. Это представление о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.
    Другая важнейшая ценность романтизма – Природаи её красота. У романтиков совершенно особое отношение к природе, они её воспринимали как нечто живое, одухотворённое. Лучше всех это выразил гениальный русский романтик Тютчев:
    Не то, что мните вы, Природа,
    не слепок, не бездушный вид.
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    в ней есть любовь, в ней есть язык!
    Все романтики видели душу природы, за её внешней красотой старались угадать иной мистический высший мир. Они воспринимали природу как великую Тайну. Чтобы её разгадать нужен не холодный разум учёного биолога, а прежде всего любовь и благоговение, ощущение её одушевлённости, понимание её красоты.
    Третья важнейшая романтическая ценность – Искусство. Оно создаёт красоту, которой нет в природе, красоту, которую художник (в широком смысле слова) подсмотрел в момент вдохновения непосредственно в иных мирах. Таким образом, искусство – это вообще высшее, что есть в жизни. Художник – идеал человеческой личности, идеальный человек, наделённый высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.
    Высший вид искусства – Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа и свободна, музыка – это мгновенный вихрь невидимых звуков. В ней нет ничего рационального, логического, она обращена непосредственно к сердцу, к чувствам, и сильнее всего на них воздействует. Музыка сама по себе есть только эмоции, выраженные в звуках. Второй после музыки почитаемый романтиками вид искусства – это литература, а точнее Поэзия, Лирика, ибо это тоже царство чувств.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *