Как я влиял на севку жанр произведения?

7 ответов на вопрос “Как я влиял на севку жанр произведения?”

  1. Botus Ответить

    Дидактическая цель:
    знакомство учащихся с новым литературным жанром повесть, ее
    отличие от рассказа;
    обучение работе над образом литературного героя; что и как
    рассказывает автор о герое;
    формирование внимательного отношения к языку художественного
    произведения;
    учиться высказывать свое отношение к прочитанному.
    Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
    Задачи:
    обучающий аспект:
    – выявить особенности языка писателя, помогающие создать художественный
    образ;
    – формировать умение давать характеристики действующих лиц;
    – формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать
    произведение.
    развивающий аспект :
    – развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми
    фразеологизмами;
    – развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное,
    понимать замысел автора.
    – развивать творческие умения.
    воспитательный аспект:
    – воспитание познавательной активности;
    – формирование представления о таких качествах, как дружба, товарищество.
    Методы обучения:
    словесные методы: работа с книгой, беседа, рассказ;
    наглядные методы;
    практические методы: творческая работа.
    Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
    Средства обучения: карточки для речевой разминки, набор кружков для
    рефлексии.
    I. Организация.
    II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
    учащихся.

    Речевая разминка
    – Рано утром
    Мама-квочка
    В класс отправила
    сыночка
    Говорила
    – Не дерись.
    Не дразнись. Не петушись.
    Поспеши.
    Уже пора
    Ну , ни пуха ни пера!
    – Что пожелала мама-квочка, провожая сына со словами “ни пуха ни пера”.
    (Удачи)
    – И я вам сегодня на уроке желаю “ни пуха ни пера”.
    III. Обобщение и систематизация знаний.
    Первый вопрос, на который нам предстоит ответить: с помощью какого
    языкового явления достигается выразительность, юмористичность произведения?

    Отчет I группы.
    – Г. Куликов наполнил речь своих героев большим количеством крылатых
    выражений, фразеологических оборотов.
    (Русский язык богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы,
    поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических
    оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за
    природными явлениями; другие связаны с мифологией и реальными историческими
    событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок).
    – Зачитайте фразеологические обороты, которые вы отыскали в повести.
    (Дети зачитывают. Объясняют их значение).
    Первая группа подобрала к этому произведению подходящие по смыслу
    фразеологические обороты. Заслушаем их.

    II гр: “бить баклуши” – бездельничать с. 130 ч. 2
    “на лбу у него написано” – все ясно по выражению лица с. 133 ч. 1
    III гр: “жар загребать чужими руками” – пользоваться результатами чужого
    труда
    с. 136
    “Севка посмотрел на меня”
    “попал впросак” – оказаться в трудном положении с. 144
    Задание для II и III групп.
    – II группа подбирает подходящие отрывки из произведения к первому и
    второму фразеологическому обороту;
    III группа – к третьему и четвертому.

    Задание для I группы.
    I группа работает с отрывком из произведения и готовит ответ на вопрос: “Как
    изменяется текст, если фразеологические обороты заменить обычными словами?”
    (Отрывок из текста с заданием на листочке)
    Проверка задания.
    II, III гр. Зачитывают фразеологизм и подходящий по смыслу отрывок.
    I гр. Зачитывает отрывок (авторский); измененный отрывок; отвечает на вопрос.
    Вывод: Сделайте вывод о роли фразеологических оборотов в русском
    языке.
    (Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной.
    Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли).

    – Итак, с помощью какого языкового явления достигается выразительность,
    юмористичность произведения. (Фразеологические обороты).
    Используются фразеологические обороты, крылатые слова.
    Отчет второй группы.
    Товарищ твой просит украдкой
    Ответы, списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу
    Окажешь … (медвежью услугу)
    – Кто кому в повести Г.Куликова оказал “медвежью услугу”.
    (Горохов оказал “медвежью услугу” Мымрикову).
    Автор создал образ двоечника и отличника. Двоечник – это Мымриков.
    Отличник – Горохов.

    – Расскажите о главных героях повести. Эту работу выполняла II группа. (Дети
    рассказывают о героях повести, дают им характеристику, зачитывают отрывок из
    произведения).
    Инсценировка отрывка с. 133-134.
    – Какие черты характера каждого героя мы наблюдали в этом отрывке?
    Опираясь на характеристики героев, что вы можете сказать о том, какие образы
    главных героев создал автор? (таблица на доске).
    Автор создал яркие, интересные образы главных героев.
    Отчет третьей группы.
    В учебнике нам дан только отрывок этого произведения, а очень бы хотелось
    узнать его продолжение.
    III группа сочиняла продолжение повести, заслушаем их.
    (Дети зачитывают свои продолжения).
    Остальные продолжения можно прочитать на нашей выставке книжек – малышек,
    которую мы устроим в классе.
    IV. Краткий пересказ авторской версии развития сюжета.
    V. Соотношение своих вариантов с версией автора.
    – Есть ли сходства между продолжением автора и продолжениями, которые
    придумали дети? В чем оно проявляется?
    Чтобы повлиять на Севку, надо было создать ему такие условия, чтобы ему
    ничего не оставалось делать, как начать учиться. Костя справился с поручением.
    – Как вы думаете, могут ли подобные события происходить в реальной жизни?
    (Да)
    – Сюжет этого произведения можно наблюдать в реальной жизни. Значит, в этом
    произведении мы наблюдаем связь с жизнью.
    Юмор, связь с жизнью.
    VI. Итог.
    – Итак, ответим на главный вопрос урока: с помощью чего автору удалось
    создать интересное произведение?
    (Использование фразеологизмов, создание ярких образов главных героев,
    юмор, связь с жизнью).

    – Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?
    Проблемы – взаимоотношение отличника и двоечника, проблемы школьной жизни,
    проблемы единственного ребенка в семье, проблемы мальчишеской дружбы.
    – Что вы можете сказать об авторе этого произведения?
    Геомар Куликов – мастер употреблять фразеологические обороты. Они украшают
    текст, делают его образным, интересным. Он не равнодушен к школьным проблемам,
    любит детей. Он веселый, талантливый человек.
    Обобщение: произведение Г. Куликова “Как я влиял
    на Севку” очень интересное. Автор поднимет проблемы, которые близки вам. Если вы
    хотите сами прочитать эту книгу, то постарайтесь ее найти и прочитать или же
    прочитать другие произведения о детях, которые представлены на нашей выставке.
    VII. Домашнее задание.
    – Мы придумали продолжение повести, были авторами. А теперь я предлагаю вам
    стать художниками и придумать обложку для этого произведения, нарисовать ее.
    VIII. Рефлексия.
    – Подходит к концу наш урок.
    – Каким для вас было сегодняшнее общение? (Выберите ответ)
    Интересным – синий кружок.
    Познавательным – зеленый кружок.
    Поучительным – красный кружок.
    Покажите ответ кружком соответствующего цвета.
    22.12.2009

  2. hacker_boy Ответить

    В повести Геомара Куликова “Как я влиял на Севку” рассказывается о том, как отличник Костя Горохов пытался из двоечника и весельчика Севки Мымрикова сделать отличника и настоящего человека. Задание подтянуть Севку Костя взял не охотно, но все же за все время работы с ним ему удалось доказать этому шалопаю, что достижения в учебе далеко не самое последнее дело.
    Сначала Горохов просто давал Севке списывать, потом решил разделить с ним его увлечение – коккей, чтобы ближе подобраться к нему и склонить на хорошую учебу. С учебой дело не очень пошло, вернее совсем не пошло, но зато сам Горохов очень увлекся игрой в хоккей. Да так, что стал капитаном команды вместо Мымрикова. Игру мальчишек увидел тренер и пригласил на тренировки. Но условие – принести свои дневники с отметками. Тут-то и пришлось Севке подумать об учебе. Ведь его мечта могла исполнится только при условии хорошей учебы.
    Главные герои и их сравнительная характеристика: одноклассники Севка Мымриков и Костя Горохов
    Севка двоечник, весельчак, любит играть в хоккей.
    На уроках он веселит класс, ест конфеты, ловит мух и т.п. Часто урок из-за него сорван. Не любит музеи, экскурсии.
    Севка легко может соврать, может кричать. Не любит чистить зубы и умываться
    Костя во многом противоположность Севки.
    Он более воспитан. Он отличник, многое знает. Ведет себя тихо, воспитан, против лени и обмана. Много читает и многим интересуется.

  3. CTaJIbHble_TanKu Ответить


    Цели:

    формировать общеучебное умение осознанно,
    грамотно, выразительно читать, формировать
    умение давать оценки происходящему,
    характеристики действующим лицам, формировать
    умения видеть особенности языка писателя;
    развивать речь, обогащать словарный запас за
    счет знакомства с фразеологизмами, развивать
    умение анализировать текст, выделять главное и
    существенное, понимать замысел автора;
    воспитывать правильное отношение к таким
    аспектам как, дружба, взаимовыручка,
    товарищество.

    Ход урока
    Организационный момент.

    Подготовка к уроку. Приветствие гостей.
    Эмоциональный настрой.

    Подготовительный этап.

    Чтение дополнительной литературы “про себя” с
    кратким изложением прочитанного за 3-5 минут.
    Дыхательная гимнастика. Упражнение “Свеча” “3
    свечи” “Именинный пирог” “33 Егорки”
    Речевая разминка.
    а) постановка логического ударения на разных
    словах (интонирование)

    (кадр 1)

    Подай мне деревянную ложку!
    б) чтение с повышением и понижением голоса
    в) работа над дикцией (кадр 2)
    Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька
    c Санькой Соньку на санках.
    Везет да скороговорками так и сыплет: мол
    тетерев сидел на дереве, от дерева – тень
    тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол,
    каков Савва, таков и Слава.
    Скороговорил, скороговорил, да так всех
    скороговорок и не перескороговорил.

    Работа с текстом до чтения.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня на уроке мы начнем с вами читать
    отрывок из произведения Геомара Георгиевича
    Куликова “Как я влиял на Севку” (кадр 2). Раньше
    мы не встречались с этим писателем, кто -то дома,
    в интернете или энциклопедии посмотрел
    информацию об авторе. А я заглянула! (кадр 4)
    Родился 28 мая 1924 года в Москве. Сначала они жили
    в Кирове, где Геомар Куликов учился в средней
    школе, затем в городе Балашиха Московской обл.
    Там он окончил школу, там же его застало начало
    Великой отечественной войны. В 1943 году
    отправился добровольцем на фронт. Участвовал в
    боевых действиях сначала как радист, затем как
    переводчик. Награжден орденом Красной звезды.
    По окончании войны Геомар Куликов учился в
    Московском библиотечном институте. С 1951 года
    работал редактором Всесоюзного радио. В 1956 году
    начал публиковать рассказы и заметки в юношеских
    журналах – “Пионер”, “Юный натуралист” и
    др. В 1962 году вышел первый авторский сборник
    рассказов “Переходящий кубок” Герои
    рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты –
    разнообразные происшествия в школе, среди друзей
    и т.д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и
    запоминаем – благодаря яркому юмору,
    выразительным образам. Еще одна книга на
    школьную тему – “Как я влиял на Севку” – в
    советские годы стала классикой школьного жанра
    наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В.
    Осеевой. По повести было сделано несколько
    радиопостановок. Тонкий юмор книги, забавные и
    одновременно жизненные приключения героев и в
    целом жизнеутверждающий настрой повести не
    оставляют равнодушными и сегодняшних
    школьников.
    С середины 60 годов Геомар Куликов полностью
    посвящает себя писательскому творчеству. В этот
    период в свет вышло 6 исторических повестей:
    “Повесть о Демидке и медной копейке”,
    “Тайный гонец”, “Юрьев день”, “У Дона
    Великого на берегу”, “Пушкарь Собинка”,
    “Спокойствие не восстановлено”. Все они
    посвящены истории России, таким значимым ее
    моментам, как Куликовская битва, стояние на Угре,
    “медный бунт” и т.д. Главным героем
    большинства повестей становятся дети, глазами
    которых и показывается то или иное историческое
    событие. Занимательный сюжет и яркие
    запоминающиеся характеры делают каждую книгу не
    только познавательным, но и очень интересным
    чтением.
    2. Проверка домашнего задания.
    Дома вы самостоятельно читали первую главу,
    определили вы к какому литературному жанру
    относится произведение? Докажите?
    По заголовку повести можно предположить о чем
    будет идти речь? Влиять-что это значит?
    Давайте уже узнаем как же будет происходить это
    влияние.

    Работа с текстом по ходу чтения.

    Диалог с автором.

    Вы помните, чтобы лучше разобраться и осознать
    о чем читаем мы используем прием “Диалог с
    автором”. С.33 часть 1, в тетради с.25.(в ходе чтения
    идут ответы на вопросы)

    Кто это я?
    От чьего имени ведется
    повествование?

    Кто такой председатель совета отряда?
    Что мы
    узнали об Игоре Булавине? Какой он? Какие нотки
    должны звучать в его голосе?(серьезность,
    строгость, командирский тон) Располагает он к
    себе? Почему?(зазнается, дает задание не
    спрашивая мнения Горохова)

    Что значит кандидатура?
    Кого из повести Э.
    Успенского напоминает Игорь?(товарища
    Помидорова) А где ребята могли вести такую работу
    “слушали и постановили”? (на пионерском сборе)

    Кто такой Всеволод Мымриков?
    Почему Игорь
    называет его так официально?

    Почему на него надо влиять?
    Что значит читать нотации и морали?
    Прочитайте последнюю реплику рассказчика. Что
    она обозначает?
    Как она характеризует героя?
    (готов помочь)

    Какие вопросы к автору вы дописали дома?(2
    вопроса)

    Работа над образом Севки.

    Что из 1части мы узнали о самом Севке? Почему
    автор повести так пренебрежительно называет его
    “Севка”? Какой прием использовал автор дав
    Севке такую смешную фамилию(говорящая фамилия,
    мымра – скучный, мрачный, неинтересный человек) А
    такой ли на самом деле Севка мы узнаем из 2 части.
    Читаем без комментариев.
    У вас на столах лежат листы. Возьмите лист 1.
    Прочтите задание. (кадр 5)
    Подчеркните из перечисленных черт характера
    только те , которыми по -вашему мнению обладает
    Мымриков.

    отличный ученик
    постоянно скучающий на уроке
    серьезный
    нарушитель дисциплины
    обидчивый
    смешной
    обладает актерскими способностями
    неунывающий
    активно работает на уроках
    А как вы думаете, какие черты характера Севки
    подсмотрены Куликовым у детей? А вы так делаете?
    Кто хочет побывать в роли Мымрикова и
    изобразить его поведение на уроке?

    Развитие умения видеть информацию данную в
    неявном виде, “читать между строк”
    Возьмите лист
    2.

    На что потратил урок Севка, мы увидели. А на что
    его потратил рассказчик? Не боитесь ли вы, что наш
    спаситель отстающих, сам превратится в
    отстающего?

    Для чего же Костя Горохов весь урок смотрел на
    Севку?
    __________________________________________________________
    __________________________________________________________

    Писатель нам не дает прямого ответа на этот
    вопрос. Попробуйте 1-2 предложениями записать
    свой ответ (зачитывают 2-3 ученика).

    Чтение 3 части (работа с карандашом).

    В этой части, мы попробуем увидеть, какие
    языковые средства использовал автор. А с какими
    изобразительно – выразительными средствами мы
    уже знакомы? (фразеологизмы, сравнения,
    гиперболы, олицетворение) По ходу чтения
    работаем с карандашом , ищем языковые средства.
    Озвучьте, что вы подчеркнули. Возьмите лист 3.
    Маленький тренинг на понимание того, что вы
    выделили: (кадр 6)
    Как ты понимаешь выражение “голыми руками не
    возьмешь”?

    Выдели галочкой нужный ответ.
    нужно одеть что-то на руки
    будет непросто справится
    не трогай, горячо

    Допиши слово: Мне дали поручение _________________тебя.

    поднять
    приблизить
    подтянуть

    Какие фразеологизмы вы еще подчеркнули,
    допишите:
    ___________________________________________________
    ___________________________________________________
    Найдите в тексте и выпишите какую тактику решил
    использовать рассказчик, чтобы наладить контакт
    с Мымриковым?
    ____________________________________________________
    ____________________________________________________
    ____________________________________________________
    Подведение итогов.

    Мы прочитали первую главу, можете ли вы
    спрогнозировать как будут развиваться события в
    повести?
    Захотелось ли вам прочитать повесть полностью?

    Домашнее задание.

    Прочитать 2 главу, и подумать, какие проблемы
    поднимает автор в этой главе.
    На столах у вас лежат 3 кружка: (кадр 7)
    сини
    й – урок был интересный

    зеленый
    – урок познавательный

    красный
    – урок поучительный
    Оцените нашу с вами работу на уроке. Спасибо за
    внимание.
    Приложение.
    29.03.2011

  4. Tygot Ответить

    Г.Куликов. “Как я влиял на Севку”. 3-й класс
    Цели:
    формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать, формировать умение давать оценки происходящему, характеристики действующим лицам, формировать умения видеть особенности языка писателя;
    развивать речь, обогащать словарный запас за счет знакомства с фразеологизмами, развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел автора;
    воспитывать правильное отношение к таким аспектам как, дружба, взаимовыручка, товарищество.
    Ход урока
    Организационный момент.
    Подготовка к уроку. Приветствие гостей. Эмоциональный настрой.
    Подготовительный этап.
    А) Чтение скороговорки Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Речевая разминка.
    Прочитать скороговорку в паре вопрос –утверждение.
    Прочитать скороговорку в паре радостно- грустно
    Прочитать скороговорку в паре громко- тихо.
    В) работа над беглостью чтения
    -По карточке посчитать от1 до 30
    На время прочитать слоги слияния на карточках.
    Работа с текстом до чтения.
    На доске зашифровано слово (дружба)
    Что такое дружба?
    Как надо дружить?
    1. Сообщение темы и целей урока.
    Сегодня на уроке мы начнем с вами читать отрывок из произведения Геомара Георгиевича Куликова “Как я влиял на Севку” Раньше мы не встречались с этим писателем, кто -то дома, в интернете или энциклопедии посмотрел информацию об авторе. А я заглянула!  Родился 28 мая 1924 года в Москве. Сначала они жили в Кирове, где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской обл. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой отечественной войны. В 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в боевых действиях сначала как радист, затем как переводчик. Награжден орденом Красной звезды.
    По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио. В 1956 году начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах – “Пионер”, “Юный натуралист” и др. В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов “Переходящий кубок” Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты – разнообразные происшествия в школе, среди друзей и т.д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и запоминаем – благодаря яркому юмору, выразительным образам. Еще одна книга на школьную тему – “Как я влиял на Севку” – в советские годы стала классикой школьного жанра наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. По повести было сделано несколько радиопостановок. Тонкий юмор книги, забавные и одновременно жизненные приключения героев и в целом жизнеутверждающий настрой повести не оставляют равнодушными и сегодняшних школьников.
    С середины 60 годов Геомар Куликов полностью посвящает себя писательскому творчеству. В этот период в свет вышло 6 исторических повестей: “Повесть о Демидке и медной копейке”, “Тайный гонец”, “Юрьев день”, “У Дона Великого на берегу”, “Пушкарь Собинка”, “Спокойствие не восстановлено”. Все они посвящены истории России, таким значимым ее моментам, как Куликовская битва, стояние на Угре, “медный бунт” и т.д. Главным героем большинства повестей становятся дети, глазами которых и показывается то или иное историческое событие. Занимательный сюжет и яркие запоминающиеся характеры делают каждую книгу не только познавательным, но и очень интересным чтением.
    2. Проверка домашнего задания.
    Дома вы самостоятельно читали первую главу, определили вы к какому литературному жанру относится произведение? Докажите?
    По заголовку повести можно предположить, о чем будет идти речь? Влиять-что это значит? Давайте уже узнаем, как же будет происходить это влияние.
    Работа с текстом по ходу чтения.
    Диалог с автором.
    Вы помните, чтобы лучше разобраться и осознать, о чем читаем мы используем прием “Диалог с автором”. С.33 часть 1, в тетради с.25.(в ходе чтения идут ответы на вопросы)
    Кто это я? От чьего имени ведется повествование?
    Кто такой председатель совета отряда? Что мы узнали об Игоре Булавине? Какой он? Какие нотки должны звучать в его голосе? (серьезность, строгость, командирский тон) Располагает он к себе? Почему? (зазнается, дает задание, не спрашивая мнения Горохова)
    Что значит кандидатура? Кого из повести Э. Успенского напоминает Игорь? (товарища Помидорова) А где ребята могли вести такую работу “слушали и постановили”? (на пионерском сборе)
    Кто такой Всеволод Мымриков? Почему Игорь называет его так официально?
    Почему на него надо влиять?
    Что значит читать нотации и морали?
    Прочитайте последнюю реплику рассказчика. Что она обозначает? Как она характеризует героя? (готов помочь)
    Работа над образом Севки.
    Что из 1части мы узнали о самом Севке? Почему автор повести так пренебрежительно называет его “Севка”? Какой прием использовал автор, дав Севке такую смешную фамилию (говорящая фамилия, мымра – скучный, мрачный, неинтересный человек) А такой ли на самом деле Севка мы узнаем из 2 части. Читаем без комментариев.
    У вас на столах лежат листы. Возьмите лист 1. Прочтите задание. 
    Подчеркните из перечисленных черт характера только те, которыми по -вашему мнению обладает Мымриков.
    отличный ученик
    постоянно скучающий на уроке
    серьезный
    нарушитель дисциплины
    обидчивый
    смешной
    обладает актерскими способностями
    неунывающий
    активно работает на уроках
    физминутка
    А как вы думаете, какие черты характера Севки подсмотрены Куликовым у детей? А вы так делаете?
    Кто хочет побывать в роли Мымрикова и изобразить его поведение на уроке?
    Развитие умения видеть информацию данную в неявном виде, “читать между строк” Возьмите лист 2.
    На что потратил урок Севка, мы увидели. А на что его потратил рассказчик? Не боитесь ли вы, что наш спаситель отстающих, сам превратится в отстающего?
    Для чего же Костя Горохов весь урок смотрел на Севку?
    __________________________________________________________
    __________________________________________________________
    Писатель нам не дает прямого ответа на этот вопрос. Попробуйте 1-2 предложениями записать свой ответ (зачитывают 2-3 ученика).
    Чтение 3 части (работа с карандашом).
    В этой части, мы попробуем увидеть, какие языковые средства использовал автор. А с какими изобразительно – выразительными средствами мы уже знакомы? (фразеологизмы, сравнения, гиперболы, олицетворение) По ходу чтения работаем с карандашом, ищем языковые средства.
    Озвучьте, что вы подчеркнули.
    Возьмите лист 3. Маленький тренинг на понимание того, что вы выделили:
    Как ты понимаешь выражение “голыми руками не возьмешь”?
    Выдели галочкой нужный ответ.
    нужно одеть что-то на руки
    будет непросто справится
    не трогай, горячо
    Допиши слово: Мне дали поручение _________________тебя.
    поднять
    приблизить
    подтянуть
    Какие фразеологизмы вы еще подчеркнули, допишите:
    ___________________________________________________
    ___________________________________________________
    Найдите в тексте и выпишите какую тактику решил использовать рассказчик, чтобы наладить контакт с Мымриковым?
    ____________________________________________________
    ____________________________________________________
    ____________________________________________________
    Подведение итогов.
    Мы прочитали первую главу, можете ли вы спрогнозировать как будут развиваться события в повести?
    Захотелось ли вам прочитать повесть полностью?
    Домашнее задание.
    Прочитать 2 главу, и подумать, какие проблемы поднимает автор в этой главе.
    На столах у вас лежат 3 кружка синий – урок был интересный
    зеленый – урок познавательный
    красный – урок поучительный
    Оцените нашу с вами работу на уроке. Спасибо за внимание.
    .

  5. Munn Ответить

    В школу меня не пустила мама.
    — У ребёнка воспалительный процесс, — сказала она. — Застудит, будет хуже. Пусть посидит денёк-другой дома.
    Папа промолчал. Я тоже. Когда речь идёт о моём здоровье, спорить с мамой бесполезно.
    Но мне надо было идти на тренировку. Первую в своей жизни.
    Я дождался, когда мама уйдёт на работу и сказал бабушке, будто между прочим:
    — Я к товарищу. На полчасика.
    — Ишь ты, чего выдумал, — сказала бабушка. — Его в школу не пустили, а он по приятелям будет разгуливать!
    — Ладно, — сказал я, — а в библиотеку я имею право сходить?
    — Господи! Что за настырный ребёнок, — сказала бабушка. — Кто ж тебя такого на улицу отпустит? Я из ума ещё не выжила покуда. Ты на себя в зеркало погляди…
    Мне нечего было смотреть в зеркало. Я видел себя утром. Когда умывался. Прямо тип из витрины «не проходите мимо!»… И сколько я ни увивался вокруг бабушки, сколько ни ныл, на улицу она меня не отпустила. Я потерял всякую надежду вырваться из плена, когда бабушка принялась давать наставления насчёт обеда.
    — А разве ты уходишь? — спросил я.
    — Ухожу, — сказала бабушка, — до вечера ухожу.
    — Жаль, — сказал я и опустил вниз свой единственный зрячий глаз. — Очень жаль. Но ты не беспокойся. Поем и даже посуду вымою. Делать всё равно нечего. А потом, книжку почитаю. Замечательная книжка попалась. Про шпионов. За неё как сядешь — не оторвёшься. Целые сутки будешь читать и не надоест.
    Я лёг на диван и раскрыл книжку.
    С порога бабушка сказала:
    — Чтоб зря дверью не хлопал, я тебя снаружи на ключ запру.
    — Да ты что?! — подскочил я. — Вдруг… вдруг срочно нужно будет дверь открыть, а я на замке…
    — Какая же такая срочность может быть? — спросила бабушка.
    — Мало ли… — сказал я, лихорадочно соображая, что бы такое придумать. — Мало ли что может случиться… Например, пожар… Ну да, самый обыкновенный пожар. Так что ж, прикажешь гореть вместе с диваном и табуретками? Или прыгать без парашюта с пятого этажа?
    — Господи! — всплеснула руками бабушка. — И чего только мелет?
    Но я видел, видел собственным глазом: сейчас ключ останется по эту сторону двери и тогда… Мой глаз, наверно, меня и выдал. Бабушка покачала головой:
    — Хочешь старуху провести, бесстыдник. Оставлю ключ Ефросинье Кузьминичне. Надо будет, постучишь в стенку, — откроет.
    Хлопнула дверь, щёлкнул ключ и я остался, как узник в темнице: один и под замком.
    Первым делом я забросил под стол книжку. Мне не хотелось читать про глупых выдуманных шпионов.
    Мне хотелось на улицу. К Севке, к капитану, к моей команде. Но я понимал: сегодня это никак невозможно. И я принялся мечтать.
    Буду тренироваться. Каждый день. Каждый час. Каждую свободную минуту. Слава обо мне пройдёт по всем дворовым командам. Посмотреть на меня будут собираться толпы мальчишек с соседних улиц. Однажды возле хоккейной площадки остановится высокий человек с седеющими висками и весёлыми молодыми глазами. Он долго будет следить за игрой, а когда она кончится, выйдет на лёд и попросит у первого попавшегося мальчишки:
    — А ну-ка, дай на минутку клюшку!
    Мальчишка пожмёт плечами и отдаст клюшку человеку. А он кивнёт мне и скажет:
    — А ну-ка, вставай в ворота!
    Я тоже пожму плечами и встану в ворота. Человек сильным ударом пошлёт в ворота шайбу. Это будет очень трудно, но я её поймаю. Человек пошлёт ещё раз. Я поймаю опять. И так долго-долго. Потом человек вытрет со лба пот, улыбнётся и скажет:
    — Давай знакомиться. Я тренер сборной Советского Союза по хоккею. Во взрослую тебе рановато, по возрасту, конечно. А в молодёжную — приглашаю. Вполне официально.
    Все ребята, как один, пораскрывают рты, а я небрежно скажу:
    — Что ж, лично у меня возражений нет. Только я буду выступать за свою команду, — я кивну в сторону Севки, капитана и остальных.
    — А ты хороший товарищ! — похвалит тренер сборной. — Таким и должен быть настоящий спортсмен.
    Я так размечтался, что не сразу услышал, что меня зовут с улицы.
    Подбежал к окну — внизу вся команда надрывается в один голос:
    — Кос-тя! Кос-тя!
    Увидев меня, ребята замахали клюшками и закричали что-то вразнобой.
    — Не понимаю! — помотал я головой. — Ничего не понимаю.
    Капитан собрал всех ребят в кружок, взмахнул рукой и они хором закричали:
    — Вы-хо-ди! Вы-хо-ди!
    Я показал на забинтованную голову и заорал что было сил:
    — Не мо-гу! За-пер-ли! Зав-тра обя-за-тель-но!!!
    В стенку мне сердито постучали соседи. А снизу донеслось:
    — Вы-здо-ра-вли-вай! Мы те-бя ждём!!! Вы-здо-рав-ли-вай!!!
    Ребята ушли. Я спрыгнул с подоконника. Я не мог больше лежать на диване.
    Вместе со всеми мне только что кричал и махал клюшкой Эдик. Я был рад, что он выздоровел. Но где взять теперь коньки и клюшку?
    В передней лежали мои старые ботинки с коньками. Я достал коробку. Стряхнул пыль. Развязал бечёвку.
    Через полчаса я легонько цокал коньками, разгуливая по комнате. Я был мокрым, словно вылез из ванны и забыл вытереться, и на каждом шагу морщился от боли. Зато теперь я мог выйти на лёд на собственных коньках.
    Оставалась клюшка.
    Её я решил сделать сам.
    Папа очень любил по вечерам мастерить полочки, шкафчики и вообще всякие вещи для домашнего хозяйства. Я всегда удивлялся: и охота человеку, который строит настоящие большие машины, возиться с такой ерундой?
    Под раковиной в кухне у нас был настоящий склад. Чего там только не было: и разные пилы, и отвёртки, и напильники! Так что насчёт инструментов я не беспокоился. Вопрос, как делать клюшку, меня тоже особенно не волновал. Семилетний ребёнок знает, что такое клюшка: палка с загогулиной на конце. А вот из чего сделать клюшку, я не знал. На улице можно было бы найти подходящий материал. А в квартире?
    Нужно мне было совсем немного. Палку для ручки и кусок толстой фанеры для крючка.
    Я ходил по комнатам и думал: вот положение! Хуже, чем у Робинзона Крузо. Он на своём необитаемом острове дом построил. А я не могу клюшку сделать!
    Мне повезло. В передней возле вешалки из-под пальто выглядывала щётка.
    Об этой щётке мама с бабушкой спорили давно. «Выбросить её пора, — говорила мама, — и купить новую». — «Зачем же выбрасывать, — говорила бабушка, — щётка совсем хорошая. Она нас с тобой переживёт».
    Мне представлялся великолепный случай разрешить спор в мамину пользу. Я отпилю у щётки ручку и тогда, хочешь не хочешь, придётся покупать новую.
    Хуже было дело с крючком для клюшки.
    Три раза обошёл квартиру — ничего подходящего.
    Я сидел на кухне, горевал и продолжал шарить глазами по полу, стенам и даже потолку. И вдруг я увидел: за невысоким белым кухонным шкафчиком гвоздь. А на гвозде… И как я сразу не сообразил?!
    На гвозде висела доска, на которой мама разделывала тесто для пирогов. Доску делал папа. По правде сказать, там и делать было нечего. По краям листа толстой фанеры набил планочки — вот и вся работа.
    Но маме доска очень нравилась. И её у нас брали все соседи.
    Я подумал: если я оставлю маму совсем без доски, получится страшный тарарам. Но ведь мне вся доска и не нужна. Нужен совсем небольшой кусочек. Ровно на крюк для клюшки. А я, когда меня выпустят на улицу, найду подходящий лист фанеры и сделаю маме другую доску. Новенькую. Я не очень-то умел обращаться с инструментами. Но недаром говорят: кто хочет, тот добьётся. Первый крюк не получился совсем. Второй — получше. А за третий меня бы похвалил, наверно, сам Иван Тихонович, наш учитель по труду.
    Я отпилил у щётки ручку и прибил к ней гвоздями крюк. Намотал побольше синей изоляционной ленты и клюшка получилась хоть куда, совсем как настоящая. Погонял немножко по квартире банку из-под гуталина и стал убирать мусор. И тут только заметил: от маминой доски остался совсем маленький кусочек с ручкой, похожий на букву «T».
    Сначала я очень испугался. А потом подумал: из-за шкафа всё равно один только этот кусочек и выглядывал. Я повесил на гвоздь букву «Т» ногой вверх и отошёл на середину кухни. Так и есть! Будто никто и пальцем до доски не дотрагивался: висит себе и висит!
    Когда вернулась бабушка, я лежал на диване с большущей книгой в руках.
    Бабушка подозрительно посмотрела на меня, обошла всю квартиру, как видно, успокоилась и принялась готовить ужин. Потом пришли папа с мамой. Меня распирало от желания похвастаться клюшкой. Но я понимал: ничего хорошего из этого не получится и терпел. Только мне трудно было сидеть на одном месте, я бродил по квартире и всем мешал.
    На кухне бабушка возилась около газовой плиты и что-то бормотала себе под нос. У меня было расчудесное настроение и я спросил:
    — Опять с кастрюльками разговариваешь?
    — Чем зубоскалить, — сказала бабушка, — щётку бы лучше принёс! Ишь, тут мусор какой-то, опилки, что ли, не пойму…
    Я так и застыл с раскрытым ртом.
    — Ну, — сказала бабушка, — чего стоишь? Иль не слышал?
    Я не двигался с места, только глазами моргал. Бабушка покачала головой и, шаркая домашними туфлями, отправилась в переднюю.
    Мне всё было видно: как она подошла к углу, где из-под пальто и плащей выглядывала щётка; как стала по привычке шарить рукой, разыскивая палку, на которой была насажена сама щётка. Я даже слышал, как бабушка бормотала: «И куда ж ты запропастилась?!»
    А потом… Я никогда не думал, что взрослый человек может поднять такой крик из-за старой вылинявшей щётки. Просто, наверно, бабушка перепугалась от неожиданности. Прибежала мама, вышел папа, а бабушка держала в руках остатки щётки и причитала:
    — Батюшки, да что же это делается? Батюшки…
    Сначала бабушка и мама посмотрели на папу. Папа пожал плечами. Тогда все трое повернулись ко мне.
    — Ты, может быть, объяснишь, — сердито сказала мама, — что это такое?
    — По-моему, щётка… — сказал я.
    — Я тебя спрашиваю совершенно серьёзно! — закричала мама.
    Я молчал и думал, хоть бы кто-нибудь пришёл, что ли? Хоть бы гости какие-нибудь…
    — Д-з-з… — зазвонил звонок.
    Я пулей бросился к двери. На лестничной площадке стояла Лялька. Я обрадовался. Сейчас она скажет, что её мама просит зайти мою маму послушать новую долгоиграющую пластинку или посмотреть новую кофточку…
    — Проходи, — сказал я. — Проходи, пожалуйста. Что ж ты стоишь?
    Лялька вошла и стала со всеми по очереди здороваться:
    — Здравствуйте, дядя Миша! Здравствуйте, тётя Вера!
    Когда очередь дошла до бабушки, Лялька увидела щётку с отпиленной ручкой и захлопала в ладоши:
    — Ой, какая хорошенькая! Вы её купили, да?
    — Нет, — сказала бабушка в сторону, — он сделал.
    — Ой, как мне нравится! — сказала Лялька.
    — А ты попроси, он и тебе такую сделает.
    — Правда? — спросила Лялька.
    — Конечно, — ответила за меня мама и я понял, что тучи над моей головой рассеиваются.
    Но я не знал, за чем пришла Лялька. Она поболтала ещё немножко и сказала:
    — Тётя Вера, у мамы завтра день рождения, мы пирог будем печь, с вареньем. Дайте нам, пожалуйста, вашу доску для теста.
    — Принеси, — сказала мама.
    И всё началось сначала. Только теперь это была не бабушка, а мама.
    — Ну, — сказала она, — чего стоишь, или не слышишь?
    Потом она, как бабушка, покачала головой и пошла на кухню. Я видел, как она опускает руку за шкаф… Когда мама с каменным лицом вынесла в переднюю букву «Т», даже папа удивлённо поднял брови и сказал:
    — Занятно…
    А мама наклонилась к Ляльке:
    — Скажи своей маме, что у нас нет больше доски для теста…
    — А где же она? — спросила Лялька.
    — А это надо узнать у Кости, — сказала мама. — Очевидно, он сделал из неё что-нибудь очень важное. Что именно, он нам сейчас расскажет. Ну?
    — Клюшку, — сказал я. — Хоккейную клюшку.
    — Вот видишь, так и передай своей маме, из доски для теста Костя сделал хоккейную клюшку. Сейчас мы внимательно осмотрим квартиру, не исключено, что нас ещё ждут сюрпризы…
    Лялька, вытаращив глаза, ушла.
    Мне здорово попало от мамы и бабушки. А папа молчал и я не мог понять: сердится он на меня или нет. А если сердится — сильно или не очень.
    Когда мама и бабушка немножко успокоились, мама сказала:
    — Какой смысл было делать клюшку, если ботинки с коньками тебе всё равно малы? А ведь ты прекрасно знаешь, новых в этом году мы тебе покупать не будем.
    — А зачем мне новые, — сказал я. — Мне очень даже хорошо годятся старые. Не веришь? Пожалуйста, могу показать.
    Я принёс из передней коробку, развязал бечёвку и открыл крышку. Я стиснул зубы и приготовился изо всех сил тянуть ботинок, но ничего этого делать не пришлось. Нога в ботинок проскочила совсем свободно. У меня на голове зашевелились волосы. Ещё бы: два часа назад я еле напялил ботинки. А сейчас… Не могли же они за это время вырасти?
    Мама сначала очень удивилась, а потом нахмурилась:
    — Опять какие-нибудь фокусы?
    — Честное слово… — начал я.
    Мама повернулась к папе:
    — Михаил, может быть, ты объяснишь, что происходит в этом доме?
    Папа отложил газету.
    — Это насчёт чего?
    — Я спрашиваю совершенно серьёзно! — сказала сердито мама и даже топнула ногой.
    — А! — сказал папа. — Коньки? Видишь ли, я купил их для будущей зимы. Но, коль скоро ботинки не очень велики, думается, Константин может покататься немного и сейчас. Но это в том, разумеется, случае, если ты не будешь возражать. Так ведь, Константин?
    — Конечно, — сказал я. — Только в этом случае.
    Мама молчала долго-долго. Потом покачала головой и засмеялась:
    — Ну и хитрющие вы у меня, мужчины!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *