Какая организация занималась в россии террористической деятельностью?

10 ответов на вопрос “Какая организация занималась в россии террористической деятельностью?”

  1. NiggaBoss Ответить

    12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 14.02.2003 г. (№ ГКПИ 03-116).
    Решение вступило в силу 04.03.2003 г.
    Группа образована в 90-х годах, тогда в нее вошли члены многих других исламистских организаций, запрещенных в Узбекистане. После начала антиисламистской компании в Узбекистане часть участников эмигрировала в Таджикистан и Афганистан. В 2002 году в организации произошел раскол, и часть участников перешла в «Исламский джихад — джамааат моджахедов» (деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ). В 2014 году «партия» присоединилась к «Исламскому государству»(деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ).
    Лидеры: Тахир Юлдашев (политический лидер), Джума Ходжиев (военный руководитель).
    Цель: свержение режима Ислама Абдуганиевича Каримова, создание государства на территориях Центральной Азии, включая Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и регион Синьцзян в Китае (там проживают уйгуры).
    Деятельность: боевики ИПУ принимали участие во время гражданской войны в Таджикистане в 1992–1997 гг. Движение организовало теракт в Бишкеке в декабре 2002 года, в котором 9 человек погибли, а 50 получили ранения. В мае 2003 года группа устроила теракт в банке в городе Ош (Кыргызстан). В январе 2015 года боевик «Исламского движения Узбекистана» был приговорен к восьми годам колонии за подготовку теракта в Москве 9 мая 2013 года.
    13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 14.02.2003 г. (№ ГКПИ 03-116).
    Решение вступило в силу 04.03.2003 г.
    Штаб-квартира организации находится в Кувейте. Свои идеи группа распространяет под прикрытием некоммерческой благотворительной организации.
    Лидер: шейх Абдалла Али Аль-Мутава.
    Цель: свержение неисламских правительств и установление «Всемирного исламского халифата».
    Деятельность: распространение исламских идей, финансирование вооруженного джихада на Северном Кавказе.
    Информации о группе почти нет, кроме страницы Википедии и перечислении в списках запрещенных в России террористических организаций.
    14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 14.02.2003 г. (№ ГКПИ 03-116).
    Решение вступило в силу 04.03.2003 г.
    Организация создана в 1982 году. Штаб-квартира «Общества» находится в Кувейте городе Эль-Кувейт. В Кувейте существует в качестве неправительственной благотворительной организации. Организация разделена на две ветви: Пакистанскую и Афганистанскую, обе из них впоследствии были подкуплены «Аль-Каидой».
    Лидер: Тарек Сами Султан Аль-Иса.
    Цель: устранение неисламских правительств и установление всемирного исламского государства — в частности, в регионах с мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ.
    Деятельность: пропаганда ислама вместе с нетерпимостью к другим религиям; работа по созданию условий, в котором мусульманские регионы смогут отделиться от неисламского мира, финансирование вооруженного джихада на Северном Кавказе.
    15. «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 14.02.2003 г. (№ ГКПИ 03-116).
    Решение вступило в силу 04.03.2003 г.
    Организация была создана во второй половине 90-х годов как некоммерческий благотворительный фонд. База «Дома двух святых» находилась в Саудовской Аравии, помимо основного центра у нее были филиалы в 14 странах, среди них — США, Нидерланды и Афганистан. Несмотря на то, что официально фонд отправлял деньги на проведение религиозных мероприятий, фактически сбор денег проводился для поддержки боевиков «Аль-Каиды», «Талибана» и учебного центра «Кавказ». В 2004 году штаб-квартира организации была закрыта.
    Лидер: Акель бен Абу Аль-Азиз Акель (до 2004 года).
    Цель: исламский джихад против всех неверующих.
    Деятельность: финансирование террористических организаций — в частности, чеченских террористов базы учебного центра «Кавказ»; поставка гуманитарной помощи боевикам и оборудования для госпиталей во второй половине 90-х годов в Чечне. Пропаганда исламского джихада (фонд рассылал американским заключенным коран с приложением «призыв Корана к джихаду»).
    16. «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии)
    Признана террористической ВС РФ решением от 02.06.2006 г. (№ ГКПИ 06-531).
    Решение вступило в силу 16.06.2006 г.
    Организация создана при поддержке «Аль-Каиды» и бывших боевиков палестинской террористической группировки «Асбат Аль-Ансар» на территории Ливана в 2004 году. Штаб-квартирой группировки является лагерь «Айн аль-Хильва» под Сайдом (примерно в 40 километрах от Бейрута).
    Лидеры: Абу Юсуф Шарки, Имад Яссин.
    Цель: освобождение палестинских территорий от присутствия Израиля, устранение неисламских правительств и создание «Всемирного исламского халифата».
    Деятельность: организация противостоит движению за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Периодически между боевиками и ФАТХ происходят вооруженные стычки. Примечательно, что один из лидеров «Джунд аш-Шам» Абу Юсуф Шарки — сам выходец из ФАТХ.
    17. «Исламский джихад — Джамаат моджахедов»
    Признана террористической ВС РФ решением от 02.06.2006 г. (№ ГКПИ 06-531).
    Решение вступило в силу 16.06.2006 г.
    Организация создана в 2002 году в Зоне племен (территория на пакистанско-афганской границе) в результате раскола в «Исламском движении Узбекистана» (решение ВС указывает на формирование группировки в Белджустане). В 2005 году организация сблизилась с «Аль-Каидой».
    Лидер: Наджмуддин Джалолов.
    Цель: возвращение в Узбекистан, распространение джихада на всю Среднюю Азию.
    Деятельность: в 2004 году смертники «Джамаата» подорвали себя у зданий посольств США и Израиля в Ташкенте и у Генеральной прокуратуры Узбекистана. Некоторые члены группировки скрывались на территории Приморского края, Белгородской, Самарской и Кемеровской областей. После сближения с «Аль-Каидой» влияние «Джамаата» стало направлено и на Европу. В 2007 году в Германии арестовали троих участников группировки, которые планировали устроить теракты в нескольких военных объектах и Франкфуртском аэропорту. В 2008 году боевик «Джамаата» подорвал себя на военной базе в афганской провинции Хост. Смертник был родом из Германии. Позже организация подтвердила свою причастность к взрыву, опубликовав видео, на котором террорист готовится к акции.
    В апреле 2017-го в Калининграде ФСБ и Росгвардия задержали 12 участников организации. Их обвинили в вербовке «в интересах международной террористической организации».
    18. «Аль-Каида» в странах исламского Магриба»
    Признана террористической ВС РФ решением от 13.11.2008 г. (№ ГКПИ 08-1956).
    Решение вступило в силу 27.11.2008 г.
    Изначально организация была известна с 1997 года под названием «Салафистская группа проповеди и джихада». Участвовала в гражданской войне в Алжире, а впоследствии и в конфликте в Магрибе с 2002 года. С 2007 года примкнула к «Аль-Каиде» и переименовалась в «Аль-Каиду Магриба». 2 марта 2017 года африканская ветвь организации объединилась с Фронтом освобождения Макины, Ансар-ад-Дин и Аль-Мурабитун в единую организацию «Джамаат Наср аль-Ислам Вал Муслимин».
    Лидеры: Абу Муса Абдель-Вадуд, Яхья Абу эль Хаммам (в 2006 году заочно приговорен к смерти алжирскими властями).
    Цель: государственный переворот в Алжире, создание теократического исламского государства на его территории.
    Деятельность: с 2007 года группировка совершила множество терактов. Самым известным среди них был захват заложников в столице Мали Бамако. 20 ноября 2015 года, прикрываясь дипломатическими номерами, боевики взяли в заложники 170 человек, находившихся в гостинице Radisson Hotel. Во время спасательной операции все террористы были убиты, в ходе штурма также погибли двадцать человек, среди них — шесть россиян. 15–16 января 2016 года четыре участника «Аль-Каиды» устроили серию терактов в столице Буркина-Фасо Уагадугу. 126 человек были взяты в заложники, 28 погибли и более 33 ранены. Все террористы были уничтожены в ходе спасательной операции.

    Последствия теракта в Уагадугу. Фото: ЕРА
    Последний теракт «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба» произошел 20 января 2019 года. Члены организации совершили нападение на миротворческие силы на севере Мали. 10 человек были убито, 25 получили ранения. Причиной называлось восстановление дипломатических отношений между Чадом и Израилем.
    19. «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 08.02.2010 г. (№ ГКПИ 09-1715).
    Решение вступило в силу 24.02.2010 г.
    «Имарат Кавказ» был создан в 2007 году и просуществовал до 2017 года, хотя низкая активность членов организации может свидетельствовать и о более раннем прекращении деятельности в 2015 или 2016 году. «Имарат Кавказ» представлял собой самопровозглашенное исламское сепаратистское государственно-территориальное образование на Северном Кавказе. В ноябре-декабре 2014 года участники шести подразделений «Кавказского Эмирата» присягнули запрещенному в России «Исламскому государству». Это привело к расколу группы и началу конфронтации «Имарата Кавказа» с ИГ. К 2017 году все боевики были ликвидированы.
    Лидер: Мухаммад Сулейманов (Абу Усман Гимринский) (до 2015 года).
    Цель: создание исламского халифата на территории Северного Кавказа.
    Деятельность: террористы брали на себя ответственность за теракт 24 января 2011 года в аэропорту «Домодедово». Кроме того, известно, что группировка готовила подрыв пассажирского поезда «Сапсан» на маршруте «Москва–Санкт-Петербург» в 2012 году и планировала сорвать зимнюю Олимпиаду в Сочи.
    20. «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»
    Признана террористической Московским городским судом решением от 28.06.2013 г. (№ 3-67/2013).
    Решение вступило в силу 27.11.2013 г.
    АБТО была создана в начале 2009 года. Группа Ивана Асташина вдохновлялась такими организациями, как Ирландская Республиканская Армия, Новая Революционная Альтернатива и Боевая террористическая организация (националистическое объединение из Санкт-Петербурга, ответственное за 14 убийств). Всего в синдикат входили 10 человек в возрасте от 16 до 22 лет (на суде они отрицали связь друг с другом). По мнению ВС, группу объединяли «идеи о превосходстве представителей русской национальности над другими народами».
    Лидер: Иван Асташин.
    Цель: изменение миграционной политики России.
    Деятельность: подростки действовали в 2009–2010 гг., за это время они устроили восемь поджогов. Все случаи произошли в Москве, группа записывала акции на видео. Самой громкой акцией стал поджог отделения ФСБ по Юго-Западному округу Москвы в 2009 году. АБТО забросала отделение горючей зажигательной смесью 20 декабря, в день работника органов безопасности России. Помимо поджогов группа собиралась устроить взрыв в ТЭЦ-11 в Перово. Все участники АБТО, кроме Игоря Зайцева, были приговорены к разным срокам тюремного заключения. В частности, Асташин был приговорен к 9,5 года колонии строго режима. Отметим, что осужденные настаивали на фальсификации дела.
    21. Террористическое сообщество — структурное подразделение организации «Правый сектор» на территории Республики Крым
    Признано террористическим Московским городским судом решением от 17.12.2014 г.
    Решение вступило в силу 30.12.2014 г.
    Украинское националистическое объединение ультраправых организаций. «ПС» основано в ходе Евромайдана. Название происходит из футбольной тематики (футбольные фанаты-националисты традиционно занимали правый сектор стадиона). Создано по инициативе националистической организации «Тризуб»(деятельность организации запрещена на территории РФ). Объединяет в себе ряд праворадикальных организаций и футбольных фанатов «ультрас».
    Лидеры: Дмитрий Ярош (2013–2015), Андрей Тарасенко (с марта 2016 года).
    Цель: Освобождение Украины от оккупации, создание национального украинского государства.
    Деятельность: 30 мая 2014 года сотрудники ФСБ задержали четырех членов группировки. Позже их обвинили в подготовке террористических актов на территории Крыма. В ходе обысков у задержанных были обнаружены взрывчатка, огнестрельное оружие и вещи с националистической символикой. Организация принимала активное участие в Крымской блокаде, которая проходила с 20 сентября по 31 декабря 2015 года. Участники «Правого сектора» блокировали перевозку грузов по всем дорогам, ведущим с материка на полуостров. В России неизменно ассоциируется с понятием «бандеровец», а словосочетание «визитка Яроша» стало нарицательным и означает причастность того или иного человека к взглядам, проповедуемым «ПС».

    Фото: Serg Glovny/Zuma/ТАСС
    22. «Исламское государство» (другие названия: «Исламское государство Ирака и Сирии», «Исламское государство Ирака и Леванта», «Исламское государство Ирака и Шама»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 29.12.2014 г. (№ АКПИ 14-1424С).
    Решение вступило в силу 13.02.2015 г.
    Организация была создана в 2006 году из реорганизованной «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад» при слиянии активистов с «Аль-Каидой». Изначально группа называлась «Исламское государство Ирак» (ИГИ), но после присоединения к боевикам сирийской террористической организации «Джебхат ан-Нусра» стала называть себя «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). С 2013 по 2014 гг. организация занималась захватом территорий Сирии, в 2014 году объявила о создании халифата с шариатской формой правления. Экономика государства строилась отчасти на торговле нефтью и налоговых сборах. Другой приток финансов исходит из продажи наркотиков, торговли оружием, людьми и органами. В 2015 году на верность лидеру «Исламского государства» присягнули 20 группировок из разных стран. Упадок организации начал происходить в 2016 году, когда группировка потеряла пятую часть своих территорий. В 2017 году площадь территорий, контролируемых ИГ, уменьшилась на 90%. К 2019 году и Россия, и США неоднократно заявляли о почти полной победе над боевиками ИГИЛ.
    Лидер: Абу Бакр аль-Багдади.
    Цель: создание исламского эмирата на территории Ирака, Сирии и Ливана, уничтожение всех неверующих.
    Деятельность: С 2007 года организация взяла на себя ответственность за совершение больше 30 терактов по всему миру, среди них — крушение российского самолета на Синайском полуострове 31 октября 2015 года и теракты во Франции, в ходе которых погибли 130 человек, а 350 получили ранения. Для совершения атаки, помимо взрывов, террористы ИГ использовали тактику, при которой преступник врезается в толпу людей на грузовике. Кроме того, организация известна распространением в интернете видеозаписей казней заложников, в 2015 году число казненных достигло 5000 человек. Общественный резонанс также вызвала деятельность боевиков группировки по уничтожению объектов культурного наследия: центральной библиотеки и исторического музея в г. Мосул, руин древних городов Калах, Хатра и Дур-Шаррукин и большей части руин Пальмиры.
    23. «Джебхат ан-Нусра» («Фронт победы») («Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» («Фронт поддержки Великой Сирии»)
    Признана террористической ВС РФ решением от 29.12.2014 г. (№ АКПИ 14-1424С).
    Решение вступило в силу 13.02.2015 г.
    Создана в 2012 году как отделение «Аль-Каиды» в Сирии и Ливане. Группировка официально заявила о себе, распространив видео в интернете. Противостоит «Исламскому государству».
    Лидер: Абу Мухаммад аль-Джулани (настоящее имя Аднан аль-Хадж Али).
    Цель: организация вооруженной борьбы против режима Башара Асада и создание исламского эмирата на территории Сирии.
    Деятельность: организация более пятидесяти раз брала на себя ответственность за террористические атаки. «Фронт победы» занимается похищением людей: в 2012 году боевики организации похитили 12 послушниц христианского монастыря в Сирии. Их вернули в обмен на группу вооруженных сирийских оппозиционеров. В 2014 году боевики организации похитили 45 военнослужащих ООН. Вскоре, с помощью Катара, заложники были отпущены на свободу. В сентябре 2015 исламисты казнили 56 военных правительственной армии Сирийской Арабской Республики.
    24. Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского»
    Признана террористической Московским городским судом решением от 18.02.2015 г. (№ 3-15/2015).
    Решение вступило в силу 12.08.2015 г.
    Организация была создана в 2009 году бывшим полковником ГРУ Владимиром Квачковым. Одним из членов штаба и главным помощником Квачкова стал Юрий Екишев. После основания движения Квачков и Екишев ездили по военным частям России, агитируя служащих присоединиться к движению. Сторонниками НОМП стали в основном военные пенсионеры, левые радикалы и националисты.
    Лидер: полковник ГРУ Владимир Квачков (19 февраля 2019 года вышел на свободу).
    Цель: захват власти в России.
    Деятельность: Лидер организации Владимир Квачков был задержан в 2010 году. Члены НОМП планировали устроить диверсию. По подозрению в создании террористической угрозы и подготовке мятежа в 2011 году в Екатеринбурге были задержаны четыре человека: Полковник, воевавший в Афганистане, Леонид Хабаров, бывший оперуполномоченный уголовного розыска Владислав Ладейщиков, предприниматель Сергей Катников, доктор наук Виктор Кралин. В феврале 2013 по делу был вынесен приговор: Хабарова и Кралина приговорили к 4,5 года лишения свободы, Ладейщикова и Катникова — к условному сроку. В феврале 2013 года суд приговорил Квачкова к 13 годам колонии строгого режима.

    Владимир Квачков. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
    25. «Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM» («Благословение от Аллаха милоственного и милосердного СИРИЯ»)
    Признана террористической Московским окружным военным судом решением от 28.12.2015 г. (№ 2-69/2015).
    Решение вступило в силу 05.04.2016 г.
    Информации об организации в открытых источниках найти не удалось.
    26. Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
    Признана террористической ВС РФ решением от 20.09.2016 г. (№ АКПИ 16-915С).
    Решение вступило в силу 25.10.2016 г.
    Секта «АУМ Синрике» основана в 1987 году японцем Тидзуо Мацумото, который после создания объединения принял имя Секо Асахара. Учение базируется на искаженном буддизме ваджараяны, однако сам Асахара назвал идеологию движения, «высшей формой синтеза всех мировых религий». Штаб-квартира «АУМ Синрике» находилась в деревне Камикуиссики (префектура Яманаси). Отделения секты были зарегистрированы в России, США, ФРГ, Шри-Ланке и Австралии.
    Лидер: Секо Асахара (до 1995 года), Майтрея Сейтайши.
    Цель: подготовка к концу света, освобождение мира от грешников.
    Деятельность: до задержания Секо Асахары в 1995 году участники организации осуществили в Японии несколько убийств, организовывали похищения людей, но в целом находились на легальном положении. Первый филиал в Москве был зарегистрирован в 1992 году, в 1994 году число последователей движения в России достигало 40 000 человек. В 1995 году адепты секты устроили теракт с применением отравляющего газа в токийском метро, в ходе которого погибли 27 человек и более 5000 получили отравление разной степени тяжести. В качестве оружия участники организации использовали зарин, пакеты с которым они подбросили в несколько вагонов метро. По делу о теракте 13 человек, включая Асахару, были приговорены к смертной казни. Их казнили в июле 2018 года.
    В 2000 году во Владивостоке были задержаны 5 россиян-адептов секты. Они планировали совершить ряд терактов в Японии с целью освободить духовного лидера, который в то время находился под стражей. Во время обысков у подозреваемых был найден арсенал оружия. Как позже отмечал «Коммерсантъ», изъятой взрывчатки хватило бы на 12 мощных взрывов в 3 городах, где планировались террористические атаки.

    Фото: Секо Асахара во время благотворительного выступления в Кремлевском Дворце съездов. Фото: Жуков Вадим, Микляев Сергей/Фотохроника ТАСС
    27. «Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад»
    Признана террористической Московским областным судом решением от 28.04.2017 г. (№ 3а-453/17).
    Решение вступило в силу 02.06.2017 г.
    В 2004 лидер группы присягнул Усаме бен Ладену и переименовал организацию в «Аль-Каиду в Ираке». В 2006 году группировка объединилась с другими радикальными исламистами и образовала террористическую организацию «Исламское государство Ирак». С 2010 по 2014 гг. реорганизованное объединение стало называться «Исламское государство Ирака и Леванта». С 2014–2019 гг. существовали как «Исламское государство».
    Лидеры: Абу Мусаба аз-Заркави (до 2006 года), Абу Бакр аль-Багдади, Сирожиддин Мухтаров.
    Цель: изначально свержение светского режима Иордании, зачистка шиитов и установление Исламского государства.
    Деятельность: До реорганизации террористы совершили более 10 крупных терактов. Предполагается, что в 2003 году участники «Джамаата» устроили взрыв у посольства Иордании в Багдаде и взрыв отеля Canal Hotel, в результате которого пострадали более 100 человек. Организация также известна распространением в интернете видеоубийств заложников. Сейчас боевики «Джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад» обвиняются в подготовке и организации теракта в метро Петербурга 3 апреля 2017 года. В августе 2018 года Басманный суд Москвы заочно арестовал лидера группировки.
    28. «Чистопольский Джамаат»
    Признана террористической Приволжским военным окружным судом решением от 23.03.2017 г. (№ 1-2/2017).
    Решение вступило в силу 31.08.2017 г.
    Организация основана в 2007 году в городе Чистополь в Республике Татарстан Раисом Мингалеевым, который стал именовать себя «главным моджахедом Татарстана» и Бесланом Надзиповым. Изначально группировка выступала в качестве филиала поволжской террористической организации «Имарат Кавказ».
    Лидеры: Раис Мингалеев (до инсценировки своей смерти в 2012), Роберт Валеев (2012) и Беслан Назипов (до 2014).
    Цель: изменение политической системы и государственного права России и исламизация населения страны.
    Деятельность: в 2012–2013 гг. организация совершила ряд терактов в Татарстане, среди них — покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, убийство его заместителя Валиуллы Якупова. Помимо этого, участники организации совершили обстрел здания «Нижнекамскнефтехима» самодельными ракетами. В 2017 году 9 участников организации были приговорены к срокам от 16 до 24 лет лишения свободы. Адвокаты подсудимых настаивали на том, что дело сфабриковано.
    29. «Рохнамо ба суи давлати исломи» («Путеводитель в Исламское государство»)
    Признана террористической Московским окружным военным судом решением от 22.02.2018 г. (№ 2-1/2018).
    Решение вступило в силу 24.07.2018 г.
    Идея о создании объединения для поддержки ИГ появилась у Зокира Юсупова в конце 2015 года. Организация существует на различных интернет-платформах и является площадкой для распространения идей ИГ. К моменту первого появления сообщества в СМИ, по оценкам ФСБ, в группу входили 100 000 человек.
    Лидер: Зокир Юсупов.
    Цель: распространение идей Исламского государства, вербовка новых боевиков и сбор денег для финансирования ИГ.
    Деятельность: в августе 2016 года в Екатеринбурге было задержаны 69 участников организации, часть из которых была гражданами Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Во время обысков у участников организации были изъяты экстремистские видео- и аудиоматериалы, банковские карты, а также оружие: три пистолета, четыре гранаты, около 500 граммов пластита, пять тротиловых шашек общей массой 1 килограмм и электродетонаторы к ним. Фигурантами дела стали 4 человека, в том числе руководитель группы. Окончательное обвинение в деятельности террористической организации (ст. 205.5 УК) им предъявили в марте 2017 года.
    30. «Сеть»
    Признана террористической Московским окружным военным судом решением от 17.01.2019 г. (№ 2-132/2018).
    Решение вступило в силу 14.03.2019 г.
    По мнению ФСБ, участники организации планировали серию терактов во время выборов президента России, взрывы во время чемпионата мира по футболу, а также вооруженное восстание. Обвиняемые по делу «Сети» настаивают на том, что дело в отношении них сфальсифицировано, а их самих подвергают пыткам (приговоры многим из них еще не вынесены).
    Лидеры: отсутствуют (сами участники сообщества называют «Сеть» «анархистским движением», лидеров в нем не может быть по определению).
    Цель: по версии ФСБ, совершение терактов и вооруженное восстание.
    Деятельность: как считает следствие, активисты «Сети» собирались в различные «ячейки», чтобы готовить террористические акты в разных городах России. Сами участники сообщества настаивают, что это были лишь страйкбольные клубы (следствие считает игру в страйкбол «полевыми походами»), а все обвинение строится на признательных показаниях, полученных под пытками, в частности, некоторых из активистов, как следует из их заявлений, пытали током.

  2. Saijurus Ответить

    Российская
    система борьбы с терроризмом

    Согласно
    принятому в 1998 году закону “О борьбе
    с терроризмом”, субъектами,
    непосредственно осуществляющими борьбу
    с терроризмом, в России являются:
    Федеральная
    служба безопасности
     –
    осуществляет борьбу с терроризмом
    посредством предупреждения, выявления
    и пресечения преступлений террористического
    характера, в том числе преступлений,
    преследующих политические цели, а также
    посредством предупреждения, выявления
    и пресечения международной террористической
    деятельности, в соответствии с
    уголовно-процессуальным законодательством
    проводят предварительное расследование
    по уголовным делам о таких преступлениях.
    Министерство
    внутренних дел
     
    осуществляет борьбу с терроризмом
    посредством предупреждения, выявления
    и пресечения преступлений террористического
    характера, преследующих корыстные
    цели.
    Служба
    внешней разведки
     и
    другие органы внешней разведки Российской
    Федерации осуществляют борьбу с
    терроризмом посредством обеспечения
    безопасности учреждений Российской
    Федерации, находящихся за пределами
    территории Российской Федерации, их
    сотрудников и членов семей указанных
    сотрудников, а также осуществляют сбор
    информации о деятельности иностранных
    и международных террористических
    организаций.
    Федеральная
    служба охраны
     –
    осуществляет борьбу с терроризмом
    посредством обеспечения безопасности
    объектов государственной охраны и
    защиты охраняемых объектов.
    Министерство
    обороны
     –
    обеспечивает защиту находящихся на
    вооружении оружия массового поражения,
    ракетного и стрелкового оружия,
    боеприпасов и взрывчатых веществ,
    защиту военных объектов, а также
    принимает участие в обеспечении
    безопасности национального морского
    судоходства, воздушного пространства
    Российской Федерации, в проведении
    контртеррористических операций.
    На
    самом деле вплоть до 2003 года основная
    роль в борьбе с терроризмом принадлежала
    исключительно ФСБ. В 2003 году вторым
    полноправным субъектом борьбы стало
    Министерство внутренних дел.
    Структуры,
    участвующие в борьбе с терроризмом: 

    В
    ФСБ – Служба
    по защите конституционного строя и
    борьбе с терроризмом
    ,
    В
    МВД – Департамент
    по борьбе с организованной преступностью
    и терроризмом
    Внутренние
    войска

    6
    марта 2006 года
     был
    принят новый закон – “О
    противодействии терроризму”
    .
    Согласно закону и сопровождающему его
    указу Президента “О
    мерах по противодействию терроризму”
     главной
    ответственной структурой за борьбу с
    терроризмом была определена Федеральная
    служба безопасности. Кроме того, была
    создана координационная межведомственная
    структура – Национальный антитеррористический
    комитет (НАК).
    НАК
    НАК
    создан согласно
    указу Президента от 16 февраля 2006 года
    “О мерах по противодействию терроризму”
    .
    В соответствии с указом, НАК является
    органом, обеспечивающим координацию
    деятельности федеральных органов
    исполнительной власти, органов
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и органов местного
    самоуправления по противодействию
    терроризму, а также осуществляющим
    подготовку соответствующих предложений
    Президенту Российской Федерации.
    Председателем комитета является директор
    ФСБ Николай Патрушев, руководителем
    аппарата (фактическим главой НАК) –
    заместитель директора ФСБ, руководителя
    Федерального оперативного штаба Владимир
    Булавин
    .
    ФСБ
    В
    советские времена с терроризмом боролись
    два подразделения КГБ.
    Первое входило в состав знаменитого
    Пятого управления (идеологического), и
    действовало на территории СССР. Второе
    работало в рамках Управления “К”
    (внешней контрразведки) ПГУ КГБ, и
    отвечало за недопущение террористов
    на территорию страны. Когда в начале
    90-х терроризм стал реальной проблемой,
    пришлось выбирать, на основе чего в
    ФСБ создавать
    Антитеррористический центр
    .
    К сожалению, выбор был сделан в пользу
    Управления, которое занималось не только
    террором, но и противодействием
    политическим экстремистам. В результате
    советский принцип был сохранен –
    террористами и политическим сыском
    занимались фактически одни и те же
    люди.
    Так
    в Министерстве безопасности, а затем
    Федеральной службе контрразведки,
    Федеральной службе безопасности
    Российской федерации в 1992 – 1995 годы
    существовало Управление по борьбе с
    террориз­мом (УБТ), которое последовательно
    возглавляли Г.Я.Яковенко, А.В.Семенов,
    В.В.Луценко. После захвата
    заложников в Буденновске
     на
    базе УБТ был создан Антитеррористический
    центр (АТЦ). В 1997 году на его базе
    сформировали Департамент
    по борьбе с терроризмом
    .
    А в 1999-м его объединили с Управлением
    конституционной безопасности (так
    теперь назывался политический сыск).
    Как говорил тогда генерал Зданович,
    начальник ЦОС ФСБ, “отделять политический
    экстремизм от чистого терроризма порой
    бывает очень сложно – оба явления
    одинаково вредны для государства”.
    Эта структура была воспроизведена и на
    местном уровне, в региональных управлениях
    ФСБ появились соответствующие отделы.
    Для координации борьбы с терроризмом
    в рамках СНГ в 2000 году был
    создан Антитеррористический
    Центр СНГ
     со
    штаб-квартирой в Москве, его руководитель
    приравнен по статусу к первому заместителю
    директора ФСБ.
    МВД
    В
    2003 году в МВД было создано подразделение
    по борьбе с терроризмом – “Центр
    Т”
    .
    Он появился в составе Главного управления
    по борьбе с организованной преступностью
    (ГУБОП), штат нового подразделения был
    очень скромным, а назначенный руководителем
    центра Юрий Демидов – все еще полковник.
    Вскоре у Центра появились региональные
    подразделения, которые стали проводить
    основную массу задержаний по подозрению
    в терроризме.
    Для
    борьбы с терроризмом в самом “горячем”
    регионе – Северном Кавказе – в январе
    2001 года был создан Региональный
    оперативный штаб по проведению
    контртеррористической операции на
    Северном Кавказе
    .
    Первоначально руководство РОШ было
    возложено на заместителя директора
    ФСБ – руководителя Департамента по
    защите конституционного строя и борьбе
    с терроризмом. Однако с июля 2003 года
    ответственность по руководству
    Региональным оперативным штабом была
    передана Министерству внутренних дел
    России.
    В
    сентября 2003 года командование второй
    координационной структурой на Северном
    Кавказе – Объединенной
    группировкой войск (сил) /ОГВ (с)
    /
    – было передано Внутренним
    войскам МВД

    В
    результате задачи антитеррористических
    подразделений МВД и ФСБ стали пересекаться,
    но при этом не был создан координирующий
    центр между ведомствами, в рамках
    которого осуществлялся бы обмен
    информацией о готовящихся террористических
    атаках.
    Реформы
    2004-2005 гг.

    Прорыв
    боевиков в Ингушетию (июнь 2004 года) и
    захват заложников в Беслане (1—3 сентября
    2004 года) совпали с периодом реформ в МВД
    и ФСБ, которые, в свою очередь, проходили
    в рамках административной реформы
    правительства РФ. Кроме того, сразу
    после Беслана президент Владимир Путин
    фактически приказал учесть при
    реформировании этих ведомств опыт
    трагедии в Северной Осетии, подписав
    Указ № 11671 “О неотложных мерах по
    повышению эффективности борьбы с
    терроризмом”. Согласно указу,
    правительству РФ, силовым министерствам
    и ведомствам было поручено “в
    двухнедельный срок разработать и
    представить предложения по созданию
    новой системы взаимодействия сил и
    средств, участвующих в урегулировании
    ситуации на территории Северо-Кавказского
    региона Российской Федерации, и по
    созданию системы предотвращения и
    ликвидации кризисных ситуаций на
    территории Российской Федерации”.
    К
    весне 2005 года структурные реформы МВД
    и ФСБ по большей части были закончены.
    В антитеррористических же подразделениях
    произошли следующие изменения.
    В
    Министерстве внутренних дел. 
    ГУБОП
    преобразован в Департамент
    по борьбе с организованной преступностью
    и терроризмом МВД России (ДБОПиТ)
    .
    В оперативное подчинение ДБОПиТ
    переведены, кроме Центра “Т”, Центр
    специального обеспечения (Центр “С”)
    и отряд милиции специального назначения
    “Рысь”.
    В
    Федеральной службе безопасности.
     Департамент
    по защите конституционного строя и
    борьбе с терроризмом переименован
    в Службу.
    Назначен новый руководитель — Александр
    Брагин.
    Таким
    образом, реформирование антитеррористических
    подразделений было косметическим (в
    ФСБ департамент переименован в службу,
    в МВД главное управление — в департамент).
    Передача ответственности за ситуацию
    на Северном Кавказе МВД и его войсковым
    подразделениям стала положительным
    шагом в борьбе с незаконными вооруженными
    формированиями, но не в обнаружении
    террористов. Тактика использования
    полицейских сил с тяжелым вооружением
    не может обеспечить уничтожение
    законспирированных ячеек террористических
    групп. Для этого внутренние войска не
    обладают ни соответствующим опытом, ни
    возможностями агентурной разведки.
    Разведподразделения ВВ действуют только
    в интересах разведки тактической и не
    в состоянии решить задачу агентурного
    проникновения в террористические
    группы.
    Изменения
    в системе сбора информации

    Насколько
    известно, подразделения Службы по борьбе
    с терроризмом ФСБ, ответственные за
    получение информации о готовящихся
    терактах, структурно не претерпели за
    прошедший год существенных изменений.
    Реформы затронули только регион Северного
    Кавказа.
    К
    лету 2004 года на Северном Кавказе
    действовали несколько подразделений
    ФСБ центрального подчинения, ответственные
    за сбор информации о террористических
    группах. Руководители этих структур
    входят в состав Регионального оперативного
    штаба по проведению контртеррористической
    операции (РОШ). Это оперативное управление
    ФСБ по координации проведения
    контртеррористических операций,
    оперативно-координационное управление
    по Северному Кавказу ФСБ (ОКУ), временная
    оперативная группа Управления военной
    контрразведки ФСБ в Северо-Кавказском
    регионе (ВОГ УВКР ФСБ РФ в СКР).
    Кроме
    того, на территории Северного Кавказа
    действуют территориальные органы ФСБ,
    а также подразделения ГРУ ГШ и МВД.
    Координация этих структур носила
    фрагментарный характер.
    После
    захвата заложников в Беслане в системе
    произошли существенные изменения. 25
    ноября 2004 года член парламентской
    комиссии по расследованию захвата школы
    в Беслане Валерий Дятленко заявил:
    “Внутри контртеррористической
    группировки отныне функционирует
    специальная разведывательная служба,
    которая объединяет усилия всех субъектов
    оперативно-разыскной деятельности —
    ФСБ, МВД и военной разведки — ГРУ”.
    Судя
    по заявлению Дятленко, речь идет не о
    сборе разведывательной информации о
    намерениях террористов, в том числе и
    о готовящихся терактах, а о тактической
    развединформации, позволяющей вычислить
    местоположение боевиков. То есть
    фактически это задачи войсковой разведки.
    Этот тезис подтверждает и тот факт, что
    командиром новой разведслужбы назначен
    один из заместителей командующего
    Объединенной группировки войск (ОГВ),
    офицер внутренних войск МВД. Следовательно,
    основная задача по сбору информации о
    готовящихся терактах пока не
    решена.
    Межведомственный
    обмен
    Каждая
    из стран, переживших террористические
    атаки такого масштаба (США — 11 сентября
    2001 г., Испания — 11 марта 2004 года),
    столкнулась с проблемой координации
    действий спецслужб в вопросах сбора и
    анализа данных о готовящихся атаках.
    Очевидно, что необходимо создание
    специальных координирующих структур
    по обмену разведданными, связанными с
    терроризмом. В октябре 2004 года директор
    ФСБ Николай Патрушев, выступая в
    Государственной Думе, заявил, что для
    координации действий всех ведомств в
    борьбе с терроризмом должен быть создан
    постоянно действующий управляющий
    центр. Однако до сих пор его нет. Таким
    образом, проблема координации и обмена
    информацией между ФСБ, МВД, СВР, ФСО и
    МО (непосредственными участниками
    согласно закону “О борьбе с терроризмом”)
    не решена.
    Обмен
    разведданными со спецслужбами других
    стран

    В
    результате структурной реформы ФСБ в
    Службе по защите конституционного строя
    и борьбе с терроризмом появилось новое
    подразделение: Управление по борьбе с
    международным терроризмом (УБМТ ФСБ).
    12 октября 2004 года бывший первый заместитель
    директора ФСБ Анатолий Сафонов был
    назначен послом по особым поручениям
    — специальным представителем президента
    РФ по вопросам международного
    сотрудничества в борьбе с терроризмом
    и транснациональной организованной
    преступностью.
    6
    декабря 2004 года директор ФСБ Николай
    Патрушев и директор ФБР Роберт Мюллер
    подписали специальный меморандум.
    Поставив подпись на документе, Патрушев
    заявил: “Подписан меморандум, который
    конкретно оговаривает наше сотрудничество
    по целому ряду направлений. В первую
    очередь это сотрудничество в борьбе с
    международным терроризмом, в борьбе с
    преступлениями, связанными с оружием
    массового уничтожения, и по другим
    направлениям”.
    Создание
    Управления по борьбе с международным
    терроризмом ФСБ и назначение бывшего
    замдиректора ФСБ спецпредставителем
    президента по этим вопросам являются
    позитивным шагом, но не способны
    принципиально решить проблему постоянного,
    ежедневного обмена оперативной
    информацией со спецслужбами других
    стран. Фигура спецпредставителя — это
    прежде всего составная часть механизма
    дипломатического давления на государства,
    не выдающие России подозреваемых в
    терроризме (например, Великобритания).
    В свою очередь, УБМТ ФСБ осуществляет
    контакты со спецслужбами других стран
    (в том числе в рамках подписанного
    меморандума с ФБР), но только в интересах
    своей службы, без обмена информацией
    по линии МВД.
    В
    то же время к началу 2004 года развитые
    страны мира уже перешли от дипломатического
    сотрудничества к юридическому и даже
    техническому. В настоящее время российские
    спецслужбы не вписаны в эти системы, и
    обмен информацией осуществляется в
    ежедневном режиме только со странами
    СНГ в рамках Антитеррористического
    центра СНГ и его технологической
    составляющей — Объединенного банка
    данных СНГ (ОБД).
    Обмен
    разведданными на Северном Кавказе
    В
    настоящее время в этом регионе действуют
    два координационных центра борьбы с
    террористами и незаконными вооруженными
    формированиями: Региональный оперативный
    штаб по проведению контртеррористической
    операции на территории Северного Кавказа
    (РОШ) и подчиненная РОШ Объединенная
    группировка войск (сил) на Северном
    Кавказе (ОГВ).
    Кроме
    того, на территории Южного федерального
    округа действуют несколько подразделений
    ФСБ центрального подчинения, ответственные
    за сбор информации о террористических
    группах. Главная роль среди них принадлежит
    Оперативно-координационному управлению
    по Северному Кавказу ФСБ (ОКУ). Хотя
    руководитель ОКУ входит в состав РОШ,
    на деле обмен информацией осуществляется
    только внутри Федеральной службы
    безопасности: среди республиканских
    управлений ФСБ региона, но не между
    разными ведомствами.
    Разрешение
    кризисов с захватом заложников

    До
    августа 2004 года в случае захвата
    заложников или проведения терактов
    другого рода предполагалось, что
    руководителем оперативного штаба должен
    быть начальник областного (республиканского)
    Управления ФСБ (или начальник местного
    ГУВД, если целью захвата является
    получение денежных средств).
    На
    деле этот принцип не соблюдался:
    Во
    время захвата
    заложников в Буденновске (июнь 1995
    года)
     оперативный
    штаб сначала возглавил министр внутренних
    дел Виктор Ерин, директор ФСБ Сергей
    Степашин исполнял обязанности
    заместителя, а несколько позже штаб
    возглавил заместитель министра
    внутренних дел генерал-полковник Михаил
    Егоров.
    Во
    время захвата
    заложников в Кизляре и Первомайском
    (январь 1996 года)
     оперативным
    штабом руководил заместитель министра
    внутренних дел Павел Голубец.
    Во время
    захвата заложников в поселке Лазаревское
    под Сочи (сентябрь 2000 года) оперативный
    штаб возглавляли заместитель директора
    ФСБ Герман Угрюмов и замминистра МВД
    Владимир Козлов.
    Во
    время захвата
    заложников в Театральном центре на
    Дубровке (октябрь 2002 года)
     оперативный
    штаб возглавил замдиректора ФСБ Владимир
    Проничев (соруководитель штаба —
    замминистра внутренних дел Владимир
    Васильев).
    То
    есть во всех случаях ответственность
    на себя брали чиновники в должности не
    ниже заместителя руководителя силового
    ведомства. Этот принцип был изменен
    после вторжения боевиков в Ингушетию
    (21—22 июня 2004 года). В августе 2004 года в
    Южном федеральном округе были созданы
    новые подразделения — Группы оперативного
    управления (ГрОУ), которые возглавили
    полковники внутренних войск. Было
    заявлено, что ГрОУ — это постоянно
    действующие специальные органы,
    предназначенные для непосредственного
    управления объединенными силами и
    средствами, выделенными для пресечения
    диверсионно-террористических акций, а
    также ликвидации их последствий. Они
    включают в себя подразделения ВВ МВД,
    ОМОНа, Министерства обороны, ГО и ЧС. В
    случае захвата заложников или вторжения
    боевиков командир ГрОУ автоматически
    становится руководителем оперативного
    штаба, и он вправе принимать решения
    без согласования с Москвой. При этом
    имена командиров ГрОУ засекречены.
    Примечательно,
    что во время событий в Беслане руководитель
    ГрОУ Северной Осетии-Алании уже был
    назначен. Однако его роль в действиях
    оперативного штаба была сведена к нулю.
    В Беслане оперативным штабом формально
    руководил начальник местного Управления
    ФСБ Валерий Андреев, при этом в штабе
    присутствовали два заместителя директора
    ФСБ — Проничев и Анисимов, а также
    начальник Центра “Т” МВД Демидов.
    Таким образом, впервые за историю
    российских кризисов с захватом заложников
    вся ответственность была переложена
    на плечи региональных силовых
    структур.
    После
    штурма школы в Беслане принцип главенства
    ГрОУ (никак не обозначенный во время
    этого кризиса) был упрочен. Проведены
    многочисленные учения как в Северной
    Осетии, так и в других регионах Южного
    федерального округа: только в 2004 году
    Группы оперативного управления провели
    12 тактико-специальных учений. К концу
    2004 года в состав групп вошли 19 тысяч
    военнослужащих различных силовых
    министерств.
    Во
    время событий в Нальчике 13 октября 2005
    г. командир местной ГрОУ командовал
    операцией только первые четыре часа (с
    9 утра до 13.00). После этого ответственность
    на себя принял прилетевший в город
    командующий внутренними войсками
    Северо-Кавказского округа генерал-лейтенант
    Евгений Внуков.
    В
    феврале 2005 года система ГрОУ была
    подвергнута резкой критике со стороны
    полпреда президента в Южном федеральном
    округе Дмитрия Козака. По данным газеты
    “Коммерсантъ”, Козак подготовил
    проект указа президента России, в
    соответствии с которым руководство
    штабами по борьбе с терроризмом в
    регионах должно перейти к руководителям
    региональных управлений ФСБ. Однако до
    сих пор этот указ не подписан.
    Делегирование
    ответственности на случай новых кризисов
    с захватом заложников местным властям
    и местным силовым структурам (губернаторам
    и командирам ГрОУ) фактически не имеет
    аналогов в развитых государствах.
    Использование ГрОУ как центра по принятию
    решений во время кризисов, подобных
    Беслану, при неясных тактических
    перспективах, фактически приведет лишь
    к перекладыванию ответственности с
    федеральных властей на местные властные
    и силовые структуры за возможный
    провал.
    Реформы
    2006 года

    6
    марта 2006 года был принят новый закон
    – “О
    противодействии терроризму”
    .
    Согласно закону и сопровождающему его
    указу Президента “О
    мерах по противодействию терроризму”
     главной
    ответственной структурой за борьбу с
    терроризмом была определена Федеральная
    служба безопасности. Кроме того, была
    создана координационная межведомственная
    структура – Национальный антитеррористический
    комитет (НАК).
    Создание
    Национального антитеррористического
    комитета (НАК) фактически означает, что
    последние полтора года формирования
    системы борьбы с терроризмом теперь
    просто выброшены на помойку. С лета 2004
    года Кремль выстраивал схему, в которой
    ФСБ постепенно уходила от ответственности
    за борьбу с терроризмом. Но теперь ясно,
    что попытка уйти в тень не удалась.
    НАК
    – это не спецслужба, а структура, которая
    должна координировать действия по
    борьбе с терроризмом разных ведомств,
    причем как на федеральном, так и
    региональном уровнях. Для этого внутри
    Комитета создается федеральный
    оперативный штаб, в состав которого
    входят руководители спецслужб, а в
    регионах – местные оперативные штабы,
    которые и будут отвечать за борьбу с
    террористами.
    Информация
    о создании такого комитета появилась
    осенью прошлого года, и на самом деле
    это главная причина, по которой почти
    на год задерживается принятие закона
    “О противодействии терроризму”.
    Дело в том, что спецслужбы долго выясняли,
    кто же возьмет на себя основную
    ответственность за борьбу с терроризмом.
    Судя по президентскому указу, крайним
    в борьбе с террористами вновь является
    Федеральная служба безопасности. НАК
    возглавил директор ФСБ, кроме того,
    “структура аппаратов Комитета,
    Федерального оперативного штаба и
    оперативных штабов в субъектах РФ,
    штатная численность указанных аппаратов
    и порядок их комплектования определяются
    директором ФСБ”.
    Разрешение
    кризисов с захватом заложников: новая
    схема

    В
    положении о НАК нет
    ни слова о Внутренних войсках или ГрОУ.
    Согласно тексту президентского указа,
    оперативные штабы в регионах возглавят
    руководители территориальных органов
    ФСБ, а в случае нового Беслана
    “первоочередные меры по пресечению
    данного террористического акта до
    начала работы оперативных штабов
    осуществляет начальник соответствующего
    подразделения органа федеральной службы
    безопасности”. Указ устанавливает
    также состав антитеррористической
    комиссии и состав оперативного штаба.
    Так вот заместителем руководителя
    комиссии теперь является начальник
    местного УФСБ (а не командир ГрОУ, как
    сейчас), а в составе оперативного штаба
    не даже следов ГрОУ.
    Антитеррористическое
    законодательство России

    Первая
    редакция закона о борьбе с терроризмом
    появилась еще в 1993 г. и строилась по
    принципу пресечения таких актов, как,
    например, захват самолета семьей
    Овечкиных. В 1997 году начал действовать
    Уголовный кодекс, в статье 205 которого
    определялась ответственность за
    совершение террористических актов.
    Кроме того, к тому времени уже действовал
    закон об оперативно-розыскной деятельности,
    который определил средства, которые
    могут быть использованы органами,
    ведущими борьбу с терроризмом.
    В 1998
    году был принят закон “О
    борьбе с терроризмом”
    .
    Закон впервые в истории России определяет
    правовые и организационные основы
    борьбы с терроризмом, вопросы координации
    и порядок взаимодействия органов власти
    в борьбе с терроризмом, а также права,
    обязанности и гарантии прав граждан. В
    частности, на законодательном уровне
    сформулированы такие бывшие ранее
    спорными понятия, как террористическая
    организация, террористическая
    деятельность, международный терроризм
    и ряд других.
    Первые радикальные
    изменения в антитеррористическое
    законодательство последовали после
    теракта на Дубровке. 1 ноября в третьем
    чтении (23 октября – во втором) принят
    Федеральный закон “О внесении изменений
    в статью 4 Закона Российской Федерации
    “О средствах массовой информации”
    и в статью 15 Федерального закона “О
    борьбе с терроризмом”, внесенный
    депутатами Константином Ветровым
    (ЛДПР), Валерием Комиссаровым (“Единство”),
    Николаем Ковалевым (ОВР), Виктором
    Илюхиным (КПРФ) и другими борцами против
    свободы слова. Принятым законом в статью
    4 закона о СМИ вносится лишь одно
    дополнение – о недопущении использования
    средств массовой информации “для
    распространения сведений о технологии
    изготовления оружия, боеприпасов,
    взрывчатых веществ и взрывных
    устройств”.
    В статью 15
    антитеррористического закона вносятся
    изменения более существенные. Подпункт
    3 пункта 2 был дополнен запретом
    распространения информации, содержащей
    высказывания лиц, направленные на
    воспрепятствование проведению
    контртеррористической операции,
    пропаганду и (или) оправдание сопротивления
    проведению контртеррористической
    операции. Хотя конструкция, в которую
    включается названное новое положение,
    запрещает эти действия лишь в случае,
    если распространение информации служит
    пропаганде или оправданию экстремистской
    деятельности (террористическая
    деятельность Федеральным законом от
    25 июля 2002 года отнесена к более широкому
    понятию экстремистской), норма,
    ограничивающая свободу СМИ и других
    информационных источников, стала еще
    более сомнительной.
    Между тем,
    действующая с 1998 года первоначальная
    редакция Федерального закона “О
    борьбе с терроризмом” запрещает
    распространение информации “служащей
    пропаганде или оправданию терроризма
    и экстремизма”. Но отвечающим допустимым
    ограничениям свободы слова был бы запрет
    на распространение информации,
    направленной на пропаганду противозаконных
    действий (того же терроризма), и лишь в
    таком случае пресекательные меры по
    отношению к СМИ и журналистам можно
    было бы считать правовыми.
    Сразу в
    трех чтениях в том же ноябре был принят
    Федеральный закон “О внесении
    дополнения в Федеральный закон “О
    борьбе с терроризмом”, внесенный
    депутатами Николаем Безбородовым
    (“Регионы России”), Александром
    Коржаковым (ОВР), Александром Яшиным
    (“Единство”), Александром Чершинцевым
    (“Регионы России”). Законом
    устанавливается, как поступать с уже
    убитыми “террористами”. Трупам
    “террористов” посвящен и принятый
    в тот же день в первом чтении проект
    федерального закона “О внесении
    изменений и дополнения в Федеральный
    закон “О погребении и похоронном
    деле”, внесенный депутатами Александром
    Гуровым (“Единство”), Францем
    Клинцевичем (“Единство”), Сергеем
    Житинкиным (“Единство”), Павлом
    Бурдуковым (Агропромышленная группа),
    Николаем Ковалевым (ОВР) и Валерием
    Останиным (“Яблоко”).
    Поправкой
    в закон “О борьбе с терроризмом”
    определяется, что “погребение
    террористов, умерших в результате
    пресечения террористической акции,
    осуществляется в порядке, устанавливаемом
    Правительством Российской Федерации.
    При этом их тела для захоронения не
    выдаются и о месте их захоронения не
    сообщается”. Аналогичное дополнение
    помещается в закон о похоронном деле.
    / Источник: Demokratia.Ru/
    Вторая
    волна реформ антитеррористического
    законодательства началась после теракта
    в Беслане. 30 ноября 2004 года в Государственную
    Думу на первое чтение был внесен
    законопроект “О противодействии
    терроризму”.
    Текст
    законопроекта
     (к
    первому чтению)
    Законопроект
    был внесен депутатами: Грызловым
    Б.В., Васильевым
    В.А
    ., Куликовым
    А.С
    .,
    Баскаевым А.Г., Дятленко
    В.В.,
     Бариновым
    И.В., Гришанковым М.И. и членами Совета
    Федерации Озеровым В.А., Ключенком В.Д.,
    Мельниковым В.И., Лысковым А.Г., Федоровым
    В.И.
    Формально законопроект является
    разработкой Комитета
    безопасности ГД
     и Комитета
    по обороне и безопасности Совета
    Федерации
    .
    Кроме спикера ГД Грызлова, все депутаты
    является членами Комитета по безопасности
    ГД, все члены СФ – соответствующего
    комитета СФ. На самом деле этот законопроект
    разрабатывался в течение нескольких
    месяцев в Федеральной
    службе безопасности
     при
    участии МВД, Генпрокуратуры и Министерства
    юстиции.
    Революционные новшества
    по сравнению с прежним (образца 1998 года
    законом “О борьбе с терроризмом”)
    содержатся уже в Статье № 3 “Основные
    понятия”.
    Определение “терроризм”
    изложено в следующей редакции:

    Терроризм – это насилие или угроза его
    применения в отношении физических лиц,
    уничтожение (повреждение) или угроза
    уничтожения (повреждения) имущества
    либо других материальных объектов,
    незаконное вмешательство или угроза
    незаконного вмешательства в информационные
    ресурсы и информационные системы, а
    также иные действия, создающие опасность
    гибели людей, применения значительного
    материального ущерба либо наступления
    иных общественно опасных последствий
    и совершаемые в целях устрашения
    населения или оказания воздействия на
    принятие должностными лицами, органами
    государственной власти, органами
    местного самоуправления или международными
    организациями решений, обеспечивающих
    уловлетворение социаьлно-политических
    требований и интересах террористов.
    Фактически
    это более расширительное определение
    терроризма, чем данное в Уголовном
    Кодексе, и при желании под определение
    ” и иные действия, оказывающие на
    принятие органами власти решений”
    подпадают митинги и демонстрации.
    Содержатся
    в проекте и очевидно нереальные вещи.
    Например, согласно законопроекту, к
    ведению переговоров с террористами “по
    решению руководителя контртеррористической
    операции допускаются только специально
    подготовленные лица”. Однако во время
    всех захватов последнего времени
    кандидатуры переговорщиков выдвигались
    со стороны террористов, которые, понятно,
    не согласны разговаривать со “специально
    подготовленными лицами”, и вряд ли
    сейчас эта ситуация изменится.
    В
    законопроекте содержится перечень
    режимов, “применяемых для защиты от
    терроризма”:

  3. Ballafyn Ответить

    Еврейские:
    Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России «Бунд» (начало 1890-х—1921).
    Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей Цион» (1900—1928).
    Сионистско-социалистическая рабочая партия (1904—1917).
    Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП, 1906—1917).
    Фолкспартей (Народная партия, 1906—1917).
    Еврейская территориалистическая рабочая партия.
    Объединённая еврейская социалистическая рабочая партия (1917—1920).
    Армянские:
    Социал-демократическая партия Гнчакян (с 1887).
    Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (с 1890).
    Армянская социал-демократическая рабочая организация.
    Дфай.
    Мудафе.
    Иттифаг.
    Эшемс.
    Мусульманские:
    Мусульманская социал-демократическая партия «Гуммет» (азербайджанская, 1904—1920).
    Иттифак аль-Муслимин («Союз мусульман») (1905—1907).
    Мусульманская демократическая партия «Мусават» (азербайджанская, 1911—1920).
    Ичтимаи-е-Амиюн (Социальная демократия, 1906—1916).
    Адалят («Справедливость», 1916—1920).
    Партия Алаш (казахская, 1917—1920).
    Польские:
    Интернациональная социально-революционная партия «Пролетариат» (Первый или Великий Пролетариат, 1882—1886.
    Социально-революционная партия «Пролетариат» (Второй или Малый Пролетариат, 1888—1893..
    ППС—Пролетариат (Третий Пролетариат, 1900—1909). Лидер — Л. С. Кульчицкий.
    Польская социалистическая партия (с 1892).
    Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (с 1893).
    Национально-демократическая партия Польши (с 1897).
    Польский прогрессивно-демократический союз (с 1904).
    Партия реальной политики (с 1905).
    Польская социалистическая партия — левица (с 1906).
    Польская социалистическая партия — революционная фракция (1906—1909).
    «Варшавскую боевую дружину».
    Просвещение люда,
    Польская Лига,
    Народовый Скарб,
    Народоный рабочий союз,
    Польский союз Белого Орла
    Польский Народный Союз
    Партия польской государственности,
    Союз национального образования,
    Союз возрождения польского народа,
    Союз польской молодежи,
    Союз польских рабочих,
    Кружок борьбы с Россией.
    Финляндские:
    Фенноманы (XIX век).
    Свекоманы (Шведоманы, 1860-е—1906).
    Либеральный клуб (1877—1880).
    Финская партия (1879—1918).
    Либеральная партия (1880—1918).
    Шведская партия (1882—1906).
    Союз женщин Финляндии (1892—1938).
    Младофинская партия (1894—1918).
    Социал-демократическая партия Финляндии (с 1899). Лидер — В. Таннер.
    Конституционная партия (1902—1918).
    Финляндская партия активного сопротивления (Партия активистов, 1904—1908).
    Финская коалиционная партия (1905—1907).
    Финская прогрессивная партия (1905—1908).
    Союз сельских рабочих (1905—1915)
    Финская народная партия (1905—1918).
    Шведская народная партия (с 1906).
    Аграрный союз ( 1906).
    Рабочий христианский союз Финляндии (1906—1923).
    Народно-социалистическая партия Финляндии (1913—1915).
    Литовские:
    Литовская социал-демократическая партия (лит. Lietuvos socialdemokratu partija, LSDP). Обиходное название: Литовская социал-демократия. Старейшая политическая партия Литвы. Была создана в 1896 году.
    Литовская демократическая партия (лит. Lietuviu demokratu partija, LDP). 1902—1920. Выступала за автономию Литвы в Российской империи, за национальное единство, в поддержку богатых крестьян. Во время Первой мировой войны пережила несколько расколов и стала неактивной. Официально распущена в 1920 году.
    Литовский крестьянский союз (лит. Lietuvos valstieciu sajunga, LVS). 1905—1922. Создан группой членов Литовской демократической партии. Занимал леволиберальные позиции, выступая за то, чтобы земля принадлежала только тем, кто на ней работает. Объединился в Литовский крестьянский народный союз.
    Литовский христианско-демократический союз (лит. Lietuviu krikscioniu demokratu sajunga, LKDS). 1905—1906. Не получив поддержки католической церкви партия распалась.
    Национальная демократическая партия (лит. Tautiskoji demokratu partija, TDP). 1905—1913. Создана группой националистически настроенных членов Литовской демократической партии во главе с Йонасом Басанавичюсом. Выступала за политическую автономию Литвы, демократическое управление и самоуправление, исключительные права литовцев, литовского языка и культуры. После 1907 года активность партии почти прекратилась. Членом партии был будущий президент Литвы Антанас Сметона.
    Партия национального прогресса (лит. Tautos pazangos partija, TNP). 1916—1924. Объединилась с Союзом литовских землевладельцев в Союз литовских националистов.
    Эстонские:
    Эстонская национальная прогрессивная партия (эст. Eesti Rahvameelne Eduerakond, ERE; 1905—1917). Первая политическая партия Эстонии, созданная юристом, общественным деятелем и издателем Яаном Тыниссоном во время Русской революции 1905 года. Конституционная монархия, автономизм, эстонский национализм. Союзник Конституционно-демократической партии. Реорганизована в Эстонскую демократическую партию.
    Эстонское социал-демократическое рабочее объединение (эст. Eesti Sotsiaaldemokraatlik Tooliste Uhendus; 1905). Социал-демократия, федерализм, автономизм. Фактически разгромлена в ходе подавления Первой русской революции 1905—1907 годов, лидеры подверглись репрессиям или эмигрировали.

  4. landscape Ответить

    Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими

    Наименование организации
    Суд, вынесший решение, дата и номер судебного решения
    1
    «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»
    Верховный Суд Российской Федерации от 14.02.2003 ГКПИ 03 116
    2
    «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»
    3
    «База» («Аль-Каида»)
    4
    «Асбат аль-Ансар»
    5
    «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»)
    6
    «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»)
    7
    «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)
    8
    «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)
    9
    «Лашкар-И-Тайба»
    10
    «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»)
    11
    «Движение Талибан»
    12
    «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)
    13
    «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)
    14
    «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)
    15
    «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)
    16
    «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии)
    Верховный Суд Российской Федерации от 02.06.2006 ГКПИ06-531
    17
    «Исламский джихад – Джамаат моджахедов»
    18
    «Аль-Каида в странах исламского Магриба»
    Верховный Суд Российской Федерации от 13.11.2008 ГКПИ08-1956
    19
    «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)
    Верховный Суд Российской Федерации от 08.02.2010 ГКПИ09-1715
    20
    «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»
    Московский городской суд от 28.06.2013 3-67/2013
    21
    «Террористическое сообщество – структурное подразделение организации “Правый сектор” на территории Республики Крым»
    Московский городской суд от 17.12.2014, вступило в силу 30.12.2014
    22
    «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»)
    Верховный Суд Российской Федерации от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступило в силу 13.02.2015
    23
    Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии)
    24
    Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского»
    Московский городской суд,от 18.02.2015, № 3-15/2015, вступило в силу 12.08.2015
    25

  5. Shantrius Ответить

    В конце 2013 года в Волгограде произошел двойной теракт. 29 декабря в 12.43 на железнодорожном вокзале в Волгограде прогремел взрыв на первом этаже перед рамками металлодетекторов. Бомбу привел в действие террорист-смертник, когда его остановили для досмотра. Погибли 18 человек, десятки пострадали. Второй за сутки теракт в Волгограде был совершен 30 декабря в 08.27 в троллейбусе, следующем по маршруту №15. Переполненное транспортное средство двигалось в час пик из спального района в центр города. Взрыв произошел в тот момент, когда троллейбус отъезжал от остановки “Качинское училище”, находящейся неподалеку от рынка в Дзержинском районе города. В результате взрыва погибли 16 человек. В результате двух терактов погибли 34 человека, 78 человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.
    3 мая 2012 года возле поста полиции на выезде из Махачкалы был совершен двойной теракт. Вначале взорвалась машина со смертником. Спустя небольшой промежуток времени прогремел второй взрыв — бомба была заложена в автомобиле “Газель”. В итоге погибли 13 человек, более 100 пострадали.
    24 января 2011 года в международном терминале московского аэропорта “Домодедово” произошел взрыв. Взрывное устройство, начиненное металлическими поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих. Погибли 37 человек, более 120 были госпитализированы.
    9 сентября 2010 года у входа на центральный рынок Владикавказа смертник на автомобиле “Волга” привел в действие бомбу мощностью 30-40 килограммов тротила. Жертвами теракта стали 19 человек, более 200 получили ранения.
    26 мая 2010 года взрывное устройство сработало в центре Ставрополя. Теракт произошел возле здания, прилегающего к ставропольскому Дому культуры и спорта, за 15 минут до концерта чеченского ансамбля танца “Вайнах”. Сработало безоболочное взрывное устройство, эквивалентное 400 граммам тротила и начиненное поражающими элементами. В результате погибли восемь человек, а 57, в том числе 14 сотрудников правоохранительных органов получили ранения.
    29 марта 2010 года с интервалом менее часа на станциях московского метрополитена “Лубянка” и “Парк культуры” Сокольнической линии произошло два мощных взрыва. В 07.57 мск на станции метро “Лубянка” произошел взрыв во втором вагоне электропоезда, следовавшего по маршруту станция “Улица Подбельского” — станция “Юго-Западная”. В 08.36 мск на станции метро “Парк культуры” произошел второй взрыв в третьем вагоне электропоезда, следовавшего по маршруту станция “Юго-Западная” — станция “Улица Подбельского”. Непосредственно в результате двух взрывов погибли на месте 36 человек, из них 24 — на станции метро “Лубянка” и 12 — на станции метро “Парк культуры”. В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека. Пострадали около 160 человек.
    Вечером 27 ноября 2009 года скорый поезд 166 “Невский экспресс” сообщением Москва-Санкт-Петербург потерпел крушение на Октябрьской железной дороге неподалеку от населенного пункта Ерзовка, примерно в километре от административной границы Новгородской и Тверской областей. По данным ФСБ РФ, причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью семь килограмм в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва, который произошел под локомотивом, с рельсов сошли три последних вагона поезда. В катастрофе погибли 28 человек, более 90 были ранены. Днем 28 ноября во время осмотра места ЧП следственной группой произошел еще один взрыв — бомба была приведена в действие с мобильного телефона в тот момент, когда рядом с ней находились следователи. Второе взрывное устройство сработало не в полную силу, пострадали несколько сотрудников Следственного комитета при прокуратуре РФ.
    26 июля 2009 года террорист-смертник подорвал себя у входа в здание театрально-концертного зала в Грозном. Взрыв прогремел в 40 метрах от входа в концертный зал. В здании театрального комплекса, куда пытался проникнуть террорист, в это время находились 800 зрителей. В результате взрыва погибли шесть человек, в том числе четыре офицера милиции. На воскресном спектакле в театрально-концертном зале должен был присутствовать президент Чечни Рамзан Кадыров. Глава республики рассказал, что опоздал на спектакль, задержавшись на одном из объектов.
    6 ноября 2008 года на одной из самых оживленных улиц Владикавказа (Северная Осетия), на остановке возле Центрального рынка террористкой-смертницей было взорвано маршрутное такси. В результате взрыва погибли 12 человек, включая исполнительницу теракта, около 40 получили ранения различной степени тяжести. Взрыв прогремел, когда маршрутка находилась на остановке, и в салон заходили пассажиры. На остановке в это время находились около 60 человек.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *