Какие бывают союзы в русском языке 3 класс?

12 ответов на вопрос “Какие бывают союзы в русском языке 3 класс?”

  1. *счастливая* Ответить

    Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи
    однородных членов предложения и равноправных по смыслу
    простых предложений в составе сложного:
    Бывало, с самого раннего утра убегаю
    или
    на пруд,
    или
    в рощу,
    или
    на сенокос.
    Наступила ночь,
    и
    пошёл снег.
    По значению сочинительные союзы делятся на три группы:
    cоединительные:
    и, да
    в значении и,
    ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и;
    противительные:
    а, но, да
    в значении но,
    однако, однако же, зато;
    разделительные:
    или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли.
    Соединительные союзы используются для выражения
    одновременно или последовательно происходящих событий,
    явлений действительности:
    На небе облака летят
    и
    тают,
    и
    на земле творятся чудеса.
    Но ветер пронесся
    и
    тучи унёс,
    и
    на небе стало чисто.
    Противительные союзы выражают отношения противопоставления
    или разграничения:
    Спеть бы песню грустную,
    но
    некогда грустить.
    Надежда

    мой компас земной,
    а
    удача

    награда за смелость.
    Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования,
    выбора, предложения, неразличения:
    За рекой гармонь играет,
    то
    зальется,
    то
    замрёт.
    Будет солнце
    или
    буря

    мы с тобою навсегда.
    Запятая ставится между однородными членами, соединёнными
    повторяющимися соединительными или разделительными союзами
    (и…и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо):
    То ли
    жизнь становится напевней,
    то ли
    в каждом доме соловей.
    И
    берег,
    и
    море молчали.
    Запятая не ставится между однородными членами, связанными
    одиночным соединительным или разделительным союзом
    (и,   да в значении и,
    или,   либо).
    Лодка качнулась, поднялась
    и
    исчезла.
    Части некоторых составных союзов
    (как …так и, не только ….но и,
    не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или
    в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед
    второй частью таких союзов:
    Среди садовых цветов есть
    как
    нарядные,
    так и
    скромные виды.
    Не то
    дым шёл от костра,
    не то
    туман поднимался над болотом.

  2. latter toot Ответить

    Сочинительные сою­зы выра­жа­ют раз­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми. С этой точ­ки зре­ния они делят­ся по зна­че­нию на три груп­пы:
    соеди­ни­тель­ные
    про­ти­ви­тель­ные
    раз­де­ли­тель­ные
    Укажем спи­сок сочи­ни­тель­ных сою­зов в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

    Таблица

    СоединительныеПротивительныеРазделительныеи
    да в зна­че­нии “и”
    тоже
    так­же
    ни…ни
    не только…но и
    если не…то
    не столько…сколько
    как…так и
    не то что…а
    хотя и…ноа
    да (в зна­че­нии “но”)
    но
    одна­ко
    зато
    же
    толь­ко (в зна­че­нии “но”)или
    либо
    то…то
    не то…не то
    то ли…то ли.

    Соединительные союзы

    К этой груп­пе при­над­ле­жат сою­зы, кото­рые выра­жа­ют пере­чис­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов, их при­зна­ков и качеств, одно­вре­мен­ность или после­до­ва­тель­ность дей­ствия. Элементы пред­ло­же­ний, кото­рые соеди­не­ны эти­ми сою­за­ми, вза­им­но допол­ня­ют друг дру­га.
    Укажем соеди­ни­тель­ные сочи­ни­тель­ные сою­зы:
    и
    да в зна­че­нии «и»;
    тоже
    так­же
    ни…ни
    В эту груп­пу отне­сем так­же состав­ные соеди­ни­тель­ные сою­зы:
    не только…но и
    если не…то
    не столько…сколько
    как…так и
    не то что…а
    хотя и…но
    Учитываем, что запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рой частью состав­но­го соеди­ни­тель­но­го сою­за.

    Примеры

    Редкие пти­цы и живот­ные охра­ня­ют­ся зако­ном.
    Пошла Машенька в лес по гри­бы да по яго­ды да и заблу­ди­лась.
    Ты, кажет­ся, уже все поня­ла, я тоже дав­но это осо­знал.
    В воз­ду­хе пари­ло, так­же день обе­щал быть жар­ким.
    Ни огонь­ка, ни лун­но­го све­та нет в кро­меш­ной тем­но­те.
    Не толь­ко мать-и-мачеха, но и оду­ван­чик цве­тет ран­ней вес­ной.

    Противительные союзы

    Эта груп­па сою­зов выра­жа­ет про­ти­во­по­став­ле­ние или сопо­став­ле­ние при­зна­ка, дей­ствия, одно­го пред­ме­та дру­го­му и т. д.
    Список про­ти­ви­тель­ных сою­зов:
    а
    да (в зна­че­нии «но»)
    но
    одна­ко
    зато
    же
    толь­ко (части­ца в зна­че­нии сою­за «но»)

    Примеры

    Висячий мост начи­нал­ся на без­люд­ном бере­гу, а дру­гим кон­цом выхо­дил на ожив­лен­ную доро­гу.
    Она нача­ла что-то объ­яс­нять, да неожи­дан­но смолк­ла.
    О Миклухо-Маклае напи­са­но мно­го книг, но осно­ва их одна.
    Внешне он казал­ся спо­кой­ным, зато паль­цы рук выда­ва­ли его бес­по­кой­ство.
    Вера была весе­ла, одна­ко в глу­бине её глаз таи­лась грусть.
    Солнце быст­ро высу­ши­ло доро­гу, толь­ко под дере­вья­ми было влаж­но и сыро.
    Сельчане недо­люб­ли­ва­ли угрю­мо­го ста­ри­ка, дети же тяну­лись к нему.

    Разделительные союзы

    Разделительные сою­зы исполь­зу­ют­ся в про­стом или слож­ном пред­ло­же­нии для выра­же­ния выбо­ра, чере­до­ва­ния или вза­и­мо­ис­клю­че­ния дей­ствия.
    К этой смыс­ло­вой груп­пе отне­сем сочи­ни­тель­ные сою­зы:
    или
    либо
    то…то
    не то…не то
    то ли…то ли.
    С помо­щью раз­де­ли­тель­ных сою­зов в пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся о вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих собы­ти­ях, несов­ме­сти­мых в одно и то же вре­мя явле­ни­ях или после­до­ва­тель­но чере­ду­ю­щих­ся, попе­ре­мен­но сме­ня­ю­щих друг дру­га.

    Примеры

    Над озе­ром изред­ка слыш­но кря­ка­нье уток или рез­кий крик чаек.
    Купи либо жур­нал, либо бро­шю­ру с кросс­вор­да­ми.
    В кустах пел соло­вей то гром­ко, то тихо, то совсем замол­кал.
    Ноябрьским хму­рым утром не то сып­лет дождь, не то летят ред­кие сне­жин­ки.
    На краю села то ли дуб, то ли ясень рас­ки­нул свои могу­чие вет­ви.

  3. (=___PoZzItIf___=) Ответить

    Союз – это служебная часть речи, связывающая однородные члены и части сложного предложения.
    Надо заметить, что служебные части речи мы различаем не по значению и вопросу, а по их “служебным обязанностям” – по той функции, которую они выполняют в языке. Союз связывает однородные члены и части сложного предложения. Это его основные обязанности. Иногда союзы присоединяют приложения (Бегемот, или гиппопотам, легко обгорает на солнце…) или сравнительные обороты, но это не вместо, а помимо основной функции.

    Простые и составные союзы

    Союзы могут быть простые и составные.
    Простые. Например, и, но, однако, если
    Составные. Например, потому что, для того чтобы

    Сочинительные и подчинительные союзы

    Различают сочинительные и подчинительные союзы, причем сочинительные еще делятся на три группы: соединительные, разделительные и противительные. Примеры приведены в таблице.
    Сочинительные
    Подчинительные
    Соединительные
    Разделительные
    Противительные
    Если, хотя, как, будто, чтобы, потому что и т.д.
    И, да (=и), тоже,
    не только…, но и
    и т.д.
    Или, либо, то…то, не то…не то и т.д.
    А, но, однако, ни…ни и т.д.
    Важно!
    Нет правила, что перед союзом ставится запятая. Однако если союз соединяет то, что должно быть разделено запятой (части сложного, например), запятая ставится именно перед союзом (а не после). После союза тоже может оказаться запятая, но это уже совсем другая история…

  4. Nighthunter Ответить

    Есть разные части речи. Союз относится к служебным. Это не главный морфологически важный объект, но он занимает своё место в предложениях текста. Он хочет, чтобы каждое слово в связке представляло единый синтаксическое целое. Для каждой части речи существует своё определение.
    Сою?з именуется служебной частью и призван связывать одиночные части в одно предложение, он не может изменяться и никаким членом не является. Существует разделение союзов по многим признакам.
    Что обозначают союзы
    Союзы бывают сочинительными и подчинительными. А первые, в свою очередь, подразделяются на:
    соединительные,
    разделительные,
    противительные.
    Соединяются равноправные части с помощью:
    и; да (в значении «и»), не только.., но, тоже, ни.., ни.
    С помощью которых происходит взаимоисключение, называются разделительными. Их примерами являются следующие союзы: или…или, не то не то, или, либо.
    Союзы, противопоставляющие, считаются противительными. Это союзы а, да (в значении «но»), все же, но.
    Стоят особняком
    Есть ещё несколько групп сочинительных союзов. Они не изучаются в школьной программе по русскому языку. Градационные выражают сопоставление – не то чтобы…а, если не… то и; есть присоединительные (причем, также, и, да и).
    А при пояснительных союзах требуется что-то пояснить или, дополнить (то есть, как то).
    Подчинение в союзах
    Такие союзы делятся по значению придаточных предложений (изъяснительные, обстоятельственные, определительные). Подчинительные союзы соединяют главные и придаточные предложения. Это и называется подчинением. Виды таких союзов:
    изъяснительные (чтобы, как),
    условные (если, коли, если…то),
    обозначающие время (едва, лишь),
    указывающие на причину (потому что, ибо),
    сравнение (как бы, будто, словно),
    уступки (пускай, хоть),
    цель (дабы, чтобы),
    следствие (так что).
    Бывают союзы, совмещающие в себе несколько видов. Например, союз «чтобы» – это целевой и изъяснительный.
    По происхождению
    Различают два вида: производные, образованные от других частей речи (потому что, пускай, зато) и непроизводные, не имеющие связи с другими частями речи – (однако, и, что, а).
    Состав имеет значение
    Состоящие из одного слова, то есть, простые (словно, ибо) и из нескольких слов – сложные (в то время как, после того как, потому что).
    По употреблению
    Таких три группы:
    Одиночные (а, что);
    Повторяющиеся (и…, и; как…, как);
    Парные – из двух слов (как…, так, если…, то).

  5. kallia Ответить

    В русском языке союзы являются служебной частью речи и выполняют соединительную функцию в простых и сложных предложениях.
    По своим функциям они бывают сочинительные и подчинительные.
    Сочинительные союзы соединяют однородные члены в простом предложении, например:
    И воздух, и море, и небо – все навевало радость бытия.
    В сложном предложении они могут соединять простые, равноправные между собой предложения. По значению среди сочинительных союзов выделяют:
    1) соединительные ( выражают отношения последовательности событий или одновременности) – и, да (=и), тоже, также, ни…ни;
    Ни ветер лодку не колышет, ни волна не бьтеся в ее борт.
    2) противительные (отношения сопоставления или противопоставления) – а, но, да (=но), только, же;
    Пошел дождь, но все же нужно идти дальше.
    3) разделительные (выражают отношения взаимоисключения или чередования событий) – либо, или, то…то, не то…не то, то ли…то ли;
    Не то сова ухнула, не то раздался крик выпи.
    Либо я устрою все так же, либо делайте это сами.
    Подчинительные союзы присоединяют зависимое предложение к главному.
    В зависимости от характера отношений между ними союзы бывают нескольких видов:
    изъяснительные – что, чтобы, как, ли, будто;
    обстоятельственные, которые в свою очередь подразделяются на
    временные союзы – пока, после того как, как только, едва, с тех пор как, когда, в то время как, прежде чем и пр.;
    причинные – потому что, так как, ибо, благодаря тому что, ввиду того что, отттого что;
    следствия – так что, вследствие того что, в силу чего;
    целевые – чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь;
    условия – если, ежели, когда, раз, коли, если…то;
    сравнительные – как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как;
    уступительные – хотя, несмотря на то что, пусть, пучкай, даром что.
    В предложении с придаточной определительной выступают в роли связующего звена относительные местоимения (что, кто, какой, который, чей) и относительные наречия (где, куда, когда, как, зачем) – союзные слова.
    По составу союзы бывают простые (что, как, словно) и составные ( не только…но и, хотя…если, потому что, благодаря тому что и пр.).

  6. Darkfist Ответить

    СОЮЗ
    Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются и не являются членами предложения.
    По образованию союзы бывают:
    1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;
    2) производные (непервообразные), образованные:
    — соединением непроизводных союзов: как будто,
    — соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,
    — соединением союза со словом с обобщённым значением: до тех пор, в то время как,
    — исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы.
    По строению различают союзы:
    1) простые, состоящие из одного слова: а, ибо, чтобы;
    2) составные, состоящие из нескольких компонентов: так как, в то время как.
    По употреблению союзы делятся на:
    1) одиночные (неповторяющиеся): но, же, однако, зато;
    2) повторяющиеся, которые состоят из одинаковых частей (ни…ни, то…то, или…или, либо…либо).
    3) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной или не обязательной второй частью: не столько…сколько, не только…но и; если…то, когда…то, едва…как.
    По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на: 1) сочинительные: и, а, но, даже, зато, однако;
    2) подчинительные: хотя, чтобы, если, потому.
    Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.
    Сочинительные союзы в зависимости от передаваемых смыслов объединены в разряды по значению.
    Классификация сочинительных союзов по значению

    Название
    Союзы
    Примеры
    Соединительные
    и, да (=и), тоже, также, ни… ни и др.
    1. Сухо трещат кузнечики, и убаюкивает, и волнует этот шёпот-треск (И. Бунин). 2. Пётр встал, я тоже поднялся.
    Разделительные
    или, либо, то… то, не то… не то и др.
    1. Запрягли коня, сбросили на телегу два или три узла, кровать да деревянный топчан – вот и всё хозяйство (В. Распутин). 2. То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (И. Крылов).
    Противительные
    а, но, да (=но), однако, зато, же и др.
    1. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем (М. Лермонтов). 2. На нас цыкают, прогоняют с холода домой, но мы не уходим (В. Астафьев).
    Градационные

    не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а и др.

    И.Е. Репин не раз утверждал, что Леонид Андреев не только наружностью, но и характером напоминает ему одного из обаятельнейших русских писателей – Гаршина (К. Чуковский).
    Пояснительные
    то есть, а именно, или (=то есть) и др.
    Он принадлежал к числу молодых людей, которые на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора (И. Тургенев).
    Присоединительные
    да и, причём, притом и др.
    Когда измученные музыканты перестали играть, вызванное музыкою возбуждение исчезло и я почувствовал, что вот-вот упаду, да и упал бы, не случись вовремя остановка на отдых (В. Гаршин).

    Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных членов: Книга интересная, хотя немного затянутая. Союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.
    Разряды подчинительных союзов по значению разнообразны.
    Классификация подчинительных союзов по значению

    Название
    Союзы
    Примеры
    1
    Изъяснительные
    что, чтобы, будто и др.
    1. Казалось, что на землю сыплются разноцветные лоскутки (Ю. Олеша). 2. Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице (И. Бунин).
    2
    Временные
    когда, пока, с тех пор как, лишь, едва и др.
    1. В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошёл в избу (В. Короленко). 2. Так и будет кособениться изба, пока не завалится совсем или не дождётся доброго хозяина (В. Распутин).
    3
    Причинные
    потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что и др.
    И теперь трудно было иностранному пришельцу бороться с простою местною дудкой, потому что она явилась слепому мальчику в сопровождении всей родственной украинской природы (В. Короленко).
    4
    Целевые
    чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
    1. Тогда, чтобы вознаградить себя за тоскливый день, пассажиры сбились вместе с моряками в кают-компании (И. Бунин). 2. Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин (В. Сухомлинский).
    5
    Условные
    если, ежели, если… то, ли и др.
    Если вы удачно выберете работу и вложите в неё свою душу, то счастье само вас отыщет (К. Ушинский).
    6
    Уступительные
    несмотря на то что, хотя и др.
    1. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал (Ю. Олеша). 2. Лошадь начинал уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу (А. Пушкин).
    7
    Сравнительные
    как, словно, будто, как будто, как бы, точно и др.
    Пламя появлялось в одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков (Ю. Олеша). Сравнительные союзы могут присоединять сравнительный оборот: Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру (Ю. Олеша).
    8
    Следствия
    так что
    Всё идёт по плану, так что действуйте смело.
    Эти примеры подчинительных союзов можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. выше). Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

  7. ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ Ответить

    Конспект урока в 3 классе
    Тема: Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов «а» и «но».
    Тип урока: урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.
    Цель урока: научиться определять роль и значение союзов: соединительных и противительных.
    Задачи урока:
    1.        Различать самостоятельные и служебные части речи.
    2.        Выполнять синтаксический разбор предложения.
    3.        Наблюдать изменение смысла предложения при использовании разных союзов.
    4.        Наблюдать однородные члены.
    5.        Демонстрировать умение различать антонимы и слова, называющие разные признаки, маркировать орфограммы.
    Личностные универсальные учебные действия
    У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
    Метапредметные результаты
    Регулятивные универсальные учебные действия
    – планировать свои  действия в  соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
    – учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в  учебном материале;
    – в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
    Познавательные универсальные учебные действия
    – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;
    – проводить сравнение (по  одному или нескольким основаниям, наглядное и по  представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на  основе сравнения;
    – проводить аналогию и  на  ее  основе  строить  выводы;
    – строить простые индуктивные и  дедуктивные  рассуждения.
    Коммуникативные универсальные учебные действия
    – принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
    –  допускать существование различных точек зрения;
    – стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
    – использовать в общении правила вежливости;
    – понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
    Предметные результаты
    –        определять функцию союзов, значение частицы не;
    –        подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
    –        находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
    –        находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
    –        применять ранее изученные правила правописания.
    Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева), рабочая тетрадь №1(авт. Н.В.Нечаева); зелёный стержень, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный), карточки «Лесенка успеха».
    Ход урока
    Мотивирование к учебной деятельности
    Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
    Включение в деловой ритм урока.
    – Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Выдохнули! Готовы работать?
    – Ваш любимый Смайлик желает вам удачи и даёт слова-напутствия. Прочитайте их хором.
    «Надо в дорогу нам торопиться, чтобы узнать, как успешно учиться!»
    – Какими качествами должен ученик обладать?
    «Ученик-профессионал должен обладать теми же качествами, что и иной человек, имеющий профессию»
    Ответы обучающихся: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, честность, активность, терпение, вера в себя.
    – Нужно верить в себя и всё у вас получится.
    Чистописание: а, и, но.
    Словарные слова под диктовку.  Два ученика у доски. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
    Хором проговаривают слова-напутствия Смайлика.
    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
    – Мы с вами работаем по разделу «Как из слов образуются предложения». Каждое отдельное слово – это часть речи.
    – Вспомните, какие вы знаете части речи?
    – На какие вопросы отвечает каждая часть речи? Чем является в предложении?
    Постановка учебной задачи.
    Построение проекта выхода из затруднения
    (цель и тема, способ, план, средство)
    Активизирует знания учащихся.
    Создаёт проблемную ситуацию.
    «частица» «союз» «предлог»
    – Подумайте, какая связь существует между этими понятиями?
    – Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? (Союзы а, но)
    – Какое открытие мы сделали по этой теме?
    – Мы узнали функцию союзов в предложении.
    – Сегодня мы продолжим открывать новые знания.
    – Сформулируйте тему урока.
    – Тема урока «Соединительные противительные союзы».
    – Выясним, что знаем о союзах и поставим задачи, которые нужно решить на уроке.
    Что вы знаете о союзах:
    – какая это часть речи;
    – для чего союз служит;
    – какими союзы бывают по значению;
    – как союзы пишутся с другими словами;
    – что соединяют союзы.
    – На уроке вы узнаете ещё одну функцию союзов в предложении, а также познакомитесь с новыми понятиями.
    Реализация построенного проекта
    1. Работа с учебником.
    – Прочитайте задание в №207 (задание акцентирует внимание на том, какие используются служебные части речи).
    – Прочитайте отрывок и назовите служебные части речи.
    – Одинаковое ли значение имеют союзы в этом отрывке? Порассуждайте в парах.
    Вывод. Значение союзов А и И разное.
    На доске лова:
    Единый, соединить, соединительный, против, противник, противительный.
    – В начале урока я вам говорила, что вы познакомитесь с новыми понятиями. Слова на доске вам помогут дать название каждому союзу.
    – Какими союзы бывают по значению?
    Вывод.
    – Союзы по значению могут быть противительными и соединительными.
    ФИЗМИНУТКА
    Поднимает руки класс — это раз,
    Завертелась голова — это два,
    Три — руками три хлопка,
    На четыре — руки шире,
    Пять — руками помахать,
    Шесть — на место тихо сесть.
    Учащиеся выполняют физические упражнения.
    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
    1. Работа по учебнику.
    – После отдыха мы продолжаем работать с хорошим настроением. Но вот у одной из мартышек настроение противоположное. Если у нас хорошее, то у неё …. (плохое).
    – Прочитайте текст в упражнении №208.
    – Какие союзы встретились?
    – Какую роль они выполняют?
    – Какой союз можно назвать противительным, какой – соединительным?
    2. Работа в тетради.
    – Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.
    – Проверка вставленных орфограмм.
    3. Работа в группе.
    – Замените союз НО союзом А, затем замените союз НО союзом И. В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима?
    – Для чего союзы служат, какие функции они могут выполнять?
    Вывод.
    – Союзы выполняют функцию связи и функцию выражения смысловых отношений.
    – Продолжим эксперимент. Во втором предложении выделите грамматическую основу. Какие члены предложения соединяет союз И?
    – Третье предложение разделите на части.
    Найдите главные члены. Определите, что соединяют союзы.
    Вывод.
    – Союзы соединяют слова и части предложения.
    Ответы учащихся. (Союз И соединяет слова –  сказуемые)
    Ответы учащихся. (Союз НО соединяет части предложения)
    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
    – Наш урок подходит к концу.
    Рабочая тетрадь. Выбери правильный ответ. Упр. 23.
    Союз – это  служебная часть речи.
    Союз соединяет слова и части предложения.
    С другими словами союзы пишутся раздельно.
    Рефлексия учебной деятельности на уроке
    (итог урока)
    – На «лесенке успеха» поставьте «+» на каком уровне вы знаете тему.
    – Что каждый из вас может сказать о союзах?
    Дом. зад. Упр.209.
    Список используемой литературы:
    Безкоровайная, Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная. – М.: Эксмо, 2013.
    Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта, Наука
    Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. – М.: Флинта, Наука, 2012

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *