Какие черты информационного общества находят отражение в них?

15 ответов на вопрос “Какие черты информационного общества находят отражение в них?”

  1. clickLIKE CHANNEL Ответить

    Что означают слова «интернет стал открытым для мира»?  
    Если несколько десятилетий назад интернет был зоной обитания золотого миллиарда и даже не у всего золотого миллиарда в домах он был. То сейчас даже в самых отсталых странах так называемого третьего мира обязательно есть интернет, люди работают, общаются и узнают что-то новое через интернет. Интернет стал не только источником информации или средством общения, это также средство платежа, и вообще жизнь современных цивилизаций.
    Какие черты информационного общества находят отражение в них?

    Вообще, информационное общество представляет собой постиндустриальное общество и такую фазу развития человечества, где информация становится главным продуктом производства.
    И в целом, информационное общество имеет такие черты как увеличение роли информации в жизни отдельного общества и всего человечества, увеличение роли и значения информационных коммуникаций, продуктов и услуг, создается информационное пространство глобального масштаба, открывается доступ к мировым информационным ресурсам, число людей, которое занято в информационных технологиях, также растет.
    И честно говоря, все эти черты информационного общества отражаются в выражении «интернет стал открытым для мира».

  2. Thunderwood Ответить

    Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.
    В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века
    «Образование – сокрытое сокровище», представленном в ЮНЕСКО в 1996 году, подчёркивается определяющая роль фундаментальных и прочных знаний в решении тех сложных задач, которые несёт с собой наступающее столетие. Лидеры всех стран мира, стремясь подготовить своих граждан к тому, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI века, заявляют, что для информационного общества необходимы граждане, владеющие современными знаниями.
    В противном случае, обществу грозит хроническое отставание, несостоятельность в решении тех задач, которые ставит перед ним XXI век. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки.
    «Информатизация общества ставит перед гражданами следующие задачи:
    — имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации;
    — понимали основы математики и естественных наук;
    — владели навыками работы с информационными технологиями;
    — критически мыслили;
    — ощущали потребность в непрерывном образовании;
    — умели работать в группах;
    — были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий;
    — получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции;
    — демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне;
    — были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения.
    Для вхождения в информационное общество нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем. Но чистый профессионал, не умеющий работать в группе, не способный к совместному использованию знаний в большей мере создает помехи, чем приносит пользу» (ЮНЕСКО О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Конференция, посвященная определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо, 24—27 сентября 1997 г.).
    В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
    Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
    § в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
    § в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
    § в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
    § во владении основами аналитической переработки информации;
    § в умении работать с различной информацией;
    § в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
    Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
    Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации “дружественной” программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед гражданами задачу развивать информационную культуру внутри общей.
    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
    Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
    Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
    Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
    В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
    Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Производство же материальных продуктов будет возложено на автоматизированные компьютерные системы.
    В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
    Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.
    При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
    Ряд ученых выделяют характерные черты развитого информационного общества:
    § решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
    § обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
    § главной формой развития станет информационная экономика;
    § в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
    § информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
    § формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
    § с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
    § реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
    § все большее влияние на общество средств массовой информации;
    § информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
    § существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
    § многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
    § существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
    В 2000 году была принята Концепция федеральной целевой программы “Развитие информатизации в России на период до 2010 года”.
    Основной целью Программы на период до 2010 года являлось создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации.
    Можно выделить ее некоторые результаты:
    § оказание государственными и муниципальными органами услуг населению с использованием ИТ:
    § появилась возможность, не выходя из дома, получить по Интернет справку из ДЕЗ, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭК, заказать билет на транспорт и так далее;
    § во многих отраслях введены системы электронного документооборота;
    § разработаны и внедрены проекты защиты интеллектуальной собственности, разработаны технические регламенты и стандарты в сфере ИТ, системы лицензионной и патентной деятельности;
    § разработана система ГЛОНАСС, которая призвана обеспечить качественный рывок в сфере навигации.
    2 декабря 2011 г. Была утверждена следующая Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Цель госпрограммы — создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни.
    Одним из результатов этой программы является создание электронного портала «Госуслуги.рф». Портал является единой точкой доступа к информационным системам ведомств. В соответствии с законодательством Российской Федерации портал предоставляет информацию об услугах и ведомствах из федерального реестра госуслуг. При оказании электронных услуг портал использует систему межведомственного взаимодействия и информационную систему ведомств для обработки электронного заявления. Он предоставляет такие услуги:
    – Получение загранпаспорта старого и нового образца
    – Оплата штрафов ГИБДД
    – Состояние лицевого счета в ПФР. История обращений в ПФР
    – Пенсионные накопления
    – Налоговая задолженность физических лиц
    – Подача налоговой декларации
    – Регистрация автомобиля
    – Снятие транспортного средства с регистрации
    – Регистрация по месту жительства
    – Регистрация по месту пребывания
    – Замена паспорта РФ в 20 или 45 лет
    – Адресно-справочная информация
    В рамках этой программы к 2015 году в России не должно остаться ни одного населенного пункта без технической возможности установки стационарных телефонов, пользования сотовой связью, а также выхода в Интернет. Речь идет о любом населенном пункте, независимо от его экономического “веса” и количества населения, о том, чтобы телефон могла иметь каждая семья. (Сегодня более 40 тысяч населенных пунктов РФ не имеют даже обычной телефонной связи).

  3. Gulivanchik Ответить

    Что означают слова “интернет стал открытым для мира”  
    Если несколько десятилетий назад интернет был зоной обитания золотого миллиарда и даже не у всего золотого миллиарда в домах он был. То сейчас даже в самых отсталых странах так называемого третьего мира обязательно есть интернет, люди работают, общаются и узнают что-то новое через интернет. Интернет стал не только источником информации или средством общения, это также средство платежа, и вообще жизнь современных цивилизаций.
    Какие черты информационного общества находят отражение в них

    Вообще, информационное общество представляет собой постиндустриальное общество и такую фазу развития человечества, где информация становится главным продуктом производства.
    И в целом, информационное общество имеет такие черты как увеличение роли информации в жизни отдельного общества и всего человечества, увеличение роли и значения информационных коммуникаций, продуктов и услуг, создается информационное пространство глобального масштаба, открывается доступ к мировым информационным ресурсам, число людей, которое занято в информационных технологиях, также растет.
    И честно говоря, все эти черты информационного общества отражаются в выражении «интернет стал открытым для мира».

  4. Анатолий Вайс Ответить

    Этапы развития информационного общества.
    В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.
    1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).
    2. Второй этап (в середине XVI в.)– изобретение книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
    3. Третий этап(в конце XIX в.) – изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций. Этот этап совпал с периодом бурного развития естествознания.
    4. Четвертый этап(в 70-х гг. XX в.) – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией
    Основные черты информационного общества.
    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
    Некоторые характерные черты информационного общества:
    1. Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.
    2. Неизбежно использование компьютеров.
    3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
    4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
    5. Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
    6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
    7. У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
    8. Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.
    9. В сфере образования буде создана система непрерывного образования.
    10. Дети и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
    11. Появляется и развивается рынок информационных услуг.

  5. razhabov Ответить

    Появление термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Основные характерные черты информационного общества были намечены в отчётах, представленных японскому правительству рядом организаций, в частности Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности. В этих отчётах информационное общество представлялось в виде процесса компьютеризации, что даст людям доступ к надёжным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. Значительное влияние на развитие концепции информационного общества оказали также работы У. Мартина, М. Кастельса, М. Маклюэна, Й. Масуды, Т. Стоуньера и других исследователей.
    Позже термин «информационное общество» получил широкое распространение, и в настоящее время используется в различных контекстах.
    В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество». Одно из них, наиболее сжатое, но достаточно полное, принадлежит профессору А.И. Ракитову: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания» [4].
    Информационное общество – общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации [11].
    Конечно, данное определение не может охватить всех аспектов такого многогранного понятия, каким является понятие информационного общества. Однако оно отражает главное – приоритет информации как объекта и результата общественного производства.
    С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют следующие основные виды обществ:
    – доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;
    – индустриальное общество, которое начало формироваться на нашей планете около 300 лет тому назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;
    – постиндустриальное общество, начало формирования которого относят к середине XX века и главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;
    – информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей [6].
    Если принять эту классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том, что сегодня, в самом начале XXI века большая часть развитых стран мира все ещё находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них – в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу.
    Что же касается России, то она сегодня по своим макроэкономическим характеристикам относится к развивающимся странам и в ней только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
    Выделим отличительные черты информационного общества.
    По мнению А.И. Ракитова, главными отличительными чертами информационного общества являются следующие [4].
    1. Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации.
    2. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией.
    3. Общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.
    Только одновременное выполнение всех этих условий даёт возможность говорить о том, что то или иное общество можно считать информационным.
    Часто также употребляются близкие понятия «общество знания» и «постиндустриальное общество».
    Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя:
    1) мировую «информационную экономику»
    2) единое мировое информационное пространство
    3) глобальную информационную инфраструктуру
    4) формирующуюся мировую законодательную правовую систему
    Таким образом, можно говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несёт с собой кардинальные изменения в информационной сфере на всеобщем уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики [8]. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда.
    В этих условиях известная фраза «кто владеет информацией – владеет миром», обретает совершенно новый смысл и становится актуальной как никогда раньше.

  6. Nice Ответить

    Индустрия производства знаний. Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она способна вместить любое количество занятых, и ее развитие в конечном счете решает проблему безработицы.
    Росту внимания к науке способствовало, в частности, то, что в последней трети XX века наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний, запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнилась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Иначе говоря, производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности товаров, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
    Одним из стимулов создания новых технологий стало ожесточившееся соперничество ведущих держав мира. Военную мощь они стали обеспечивать не за счет численности вооруженных сил, а путем постоянного совершенствования боевой техники. Это обусловило конкуренцию в разработке качественно новых видов военной техники, более точного, дальнобойного и скорострельного оружия, лучшей брони, самолетов, которые летали бы дальше всех, выше всех и быстрее всех. Особенно большое значение военно-технические факторы приобрели с изобретением межконтинентальных баллистических ракет. Состояние взаимоотношений СССР и США в большой степени зависело от возможностей заблаговременного оповещения о пуске ракет другой стороной, их перехвата, нанесения ответного удара.
    С прекращением «холодной войны» внимание развитых стран к военно-технической сфере не ослабло. Государства, вступившие в информационное общество, приобретают над странами индустриальной эры больший военный перевес, чем европейские метрополии имели над народами колоний в начале века. Так, современные военные технологии позволили создать самолеты, невидимые для радаров, способные ставить помехи ракетам противовоздушной обороны, обладающие оружием, самонаводящимся на цель.
    Военно-техническое соперничество обеспечило науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. В годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритании, Франции направлялось свыше 10% военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов на разработку аэрокосмической техники, 28,2% — электротехнической.
    Разумеется, военно-технические разработки велись в условиях режима повышенной секретности, что разрывало единство мировой науки. В то же время каждый новый шаг в этой сфере тщательно отслеживался конкурентами, которые стремились не дублировать изобретения своих оппонентов, а превосходить их. Секретность не исключала широкого распространения и использования сопутствующих технологий (так называемого двойного назначения), появлявшихся в связи с совершенствованием военной техники. Она сама требовала фундаментальных научных исследований (около 15% всех бюджетных затрат на них в США идет по линии министерства обороны), итоги которых по своему характеру имеют широкое поле применения.
    Новая структура занятости. Еще большие перемены, чем в период массовой индустриализации, претерпевает структура занятости. Вытеснение живого труда, в том числе в сфере обслуживания, роботами, автоматами, ликвидация становящихся нерентабельными производств на какое-то время вызывают рост безработицы. Ее принято называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имеют возможность заняться другой деятельностью. Увеличивается спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начинают играть центры производства знаний — лаборатории и университеты. Возрастает роль мелкого, семейного бизнеса в тех довольно многочисленных сферах деятельности, которые не представляют интереса для крупных корпораций. Растет число арендаторов бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги, и так далее.
    Децентрализация рабочей силы, рост безработицы приводят к спаду численности и влияния профсоюзов, ослаблению позиций организованного рабочего движения. Это, однако, не вызывает общего падения уровня жизни и зарплаты наемных работников.
    Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуального трудового графика, преодоление жестких барьеров субординации между управляющими и управляемыми, где, иначе говоря, получили развитие отношения социального партнерства.
    Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США, Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.
    Развитость системы информационных коммуникаций, транспорта, повышение уровня жизни создают условия расширения кругозора людей, контактов между ними, облегчают выбор места проживания, оборудования жилья сообразно индивидуальным вкусам и потребностям. Возникают условия обеспечения подлинного равенства возможностей и прав мужчин и женщин. Это было недостижимо в аграрном и в индустриальном обществах, где многие виды работ требовали большой физической силы, ненужной там, где преобладают так называемые высокие технологии.
    Переход к высокопроизводительному, постиндустриальному производству в развитых странах сочетался с быстрым ростом эффективности аграрного сектора экономики. Использование удобрений, более совершенных тракторов, комбайнов и иной сельскохозяйственной техники, дешевеющей благодаря массовому крупносерийному производству, внедрение новых сортов растений способствовали росту производительности труда и в сельском хозяйстве. Только за период с 1950 по 1984 г. мировые урожаи зерновых культур выросли в 2,5 раза, в основном за счет высокоразвитых стран.
    Ускоренное развитие индустрии знаний и повышение эффективности сельского хозяйства оказали влияние на общее состояние мировой экономики.
    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
    Из книги П. Кеннеди «Вступая в двадцать первый век». М., 1997. С. 396, 397, 398:
    «Факторы, определяющие перемены в мире, действуют настолько долговременно, взаимозависимо и согласованно, что требуют ни много ни мало как переучивания человечества Возрастание роли образования включает в себя множество факторов, как философских, так и практических. Например, в силу того что новые технологии создают новые виды деятельности, уничтожая прежние, промышленно развитые страны, не обладающие национальной системой подготовки и переподготовки кадров окажутся в более уязвимом, чем в настоящее время, положении
    Образование — это не только техническое переучивание рабочей силы, воспитание профессиональных кадров или даже поощрение производственной культуры в школах и колледжах с целью сохранения производственной базы. Оно включает в себя глубокое понимание причин изменения нашего мира, отношения других народов и культур к этим переменам, общности того, что нас объединяет, и того, что разделяет культуры, классы, нации».
    Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С. 353:
    «Ростки нового золотого века, когда каждая личность созидательно трудится, зарабатывая человечеству хлеб насущный, а не надрывается, как вьючное животное, уже существуют в современном развитом мире, который вступает в период глобального экономического подъема 90-х гг. В высокооплачиваемой информационной экономике людям оплачивается то, что особенно важно для них, — их интеллект и творчество, а не их коллективная мускульная сила».
    Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С. 249-250:
    «Социальный центр тяжести передвинулся на работника интеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетского диплома Буквально единицы среди выдающихся деятелей бизнесаXIX века вообще когда-либо переступали порог высшего учебного заведения, не говоря уже о том, чтобы его закончить Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хорошей работе и возможности сделать карьеру прежде всего означает переход от общества, в котором главной дорогой к успеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, это означает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в Западной Европе».
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также постиндустриальным?
    2. Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек — природа — общество?
    3. Какие требования предъявляет научно-технический прогресс к развитию сферы образования?
    4. Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?
    5. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

  7. Атмосфера Ответить

    Ученые считают, что человечество перешло из индустриальной стадии своего развития в постиндустриальную, т.е. информационную стадию, поскольку на современном этапе дальнейшее развитие науки, техники, экономики государства невозможно представить без широчайшего использования достижений информатики.
    Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информацией , особенно высшей ее формы – знаний.
    Некоторые характерные черты информационного общества:
    · Рост объема информации. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Для этого он привлекает специальные технические средства.
    · Неизбежное использование компьютеров. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации.
    · Увеличилась доля умственного труда, так как продуктом производства в информационном обществе являются знания и интеллект.
    · Интенсивно развиваются компьютерная техника, компьютерные сети и информационные технологии.
    · У людей дома появились всевозможные электронные приборы и компьютизированные устройства.
    · Появление и развитие рынка информационных услуг.
    В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
    В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три:
    1. наличие компьютеров;
    2. уровень развития компьютерных сетей;
    Количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующие информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
    В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: “Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к зкономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги..”

  8. OXOFIXER Ответить

    Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.
    В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.
    Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).
    Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.
    Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.
    Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.
    В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.
    Основные черты информационного общества.
    В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
    В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
    · наличие компьютеров,
    · уровень развития компьютерных сетей
    · доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.
    Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.
    Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.
    Изменение структуры экономики и структуры труда
    В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.
    Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.
    Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
    · создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
    · появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
    · выработка единых правил поведения в сетях и поиск н них информации.
    Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.
    Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.
    Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор д.1я информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения – обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.
    Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
    Рост информационной культуры
    Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.
    Изменения в сфере образования.
    Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием — сделать его более доступным тля каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.
    Изменения уклада жизни людей.
    Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой – сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин – может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.
    Информатизация.
    Один из этапов перехода к информационному обществу – компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление.
    Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.

  9. Thobor Ответить

    Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
    В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но сделать нужную продукцию в определенное время и с определенными затратами. В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.
    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
    · все большее влияние на общество средств массовой информации;
    · информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
    · существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
    · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
    · существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми,
    занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
    В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
    Компьютерные сети. В настоящее время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к работе в информационных сетях.
    Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за свою историю. Электронная почта и телеконференции, поиск информации во Всемирной паутине и в файловых архивах, интерактивное общение, прослушивание радиостанций и просмотр телевизионных программ, покупки в Интернет-магазинах стали повседневной практикой многих пользователей компьютеров в развитых странах.
    Развитие глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы XX века. В 1981 году в сети Интернет насчитывалось лишь 213 компьютеров, к концу 80-х годов прошлого века количество подключенных к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, наиболее быстрый рост происходил за последнее десятилетие, и к началу 2005 года их количество превысило 300 миллионов

    По количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации отдельных стран. Наибольшее количество серверов зарегистрировано в доменах административного типа (около 206 миллионов серверов), значительная часть которых зарегистрирована в США, на втором месте, с большим отставанием, находится Япония (19 миллионов серверов), Россия занимает в этом списке 22-е место (около 1,2 миллионов серверов)
    Количество постоянных пользователей ресурсов и услуг Интернета во всех странах мира составляет примерно один миллиард человек. В России количество пользователей растет быстрыми темпами и в 2005 году составляло примерно 18 миллионов человек.
    Население, занятое в информационной сфере. По данным ООН, в 90-е годы XX века количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось, соответственно, на 10 и 15%.
    Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
    С развитием коммуникационных технологий и мобильной связи все большее количество людей осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, т. е. работая дома, а не в офисе (в США более 10 миллионов человек). Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет. В 2000 году оборот мирового рынка информационных и коммуникационных технологий составил около 1 триллиона долларов. При этом на закупку аппаратных средств было потрачено менее половины этой суммы, большая часть была вложена в разработку программного обеспечения, проектирование компьютерных сетей и т. д.

  10. Muninis Ответить

    Тема 1: Информационное общество и правовая информатика
    Какие информационные революции вы знаете и в чем особенность последней?
    Ответ: Информационные революции обусловлены кардинальными изменениями в сфере обработки информации, следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества.
    Первая – изобретение письменности.
    Вторая – изобретение книгопечатания.
    Третья – изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию.
    Четвёртая – изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера.
    Пятая – выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для распространения новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Информационные и телекоммуникационные технологии активно развиваются и проникают во все сферы деятельности человека – экономику, бизнес, образование. А также бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию информационного общества, которое построено на использовании информации и знаний.
    Источник: http://sbiblio.com/biblio/archive/chubukova_osnovi/00.aspx
    Назовите характерные черты информационного общества.
    Ответ: Характерные черты информационного общества:
    решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между “информационной лавиной” и “информационным голодом”;
    обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
    главной формой развития является информационная экономика;
    в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;
    информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;
    обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.
    Источник: http://sbiblio.com/biblio/archive/chubukova_osnovi/00.aspx
    Каковы опасные тенденции развития информационного общества?
    Ответ: Опасные тенденции информатизации:
    возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
    возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;
    усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;
    увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
    усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.
    Источник: http://sbiblio.com/biblio/archive/chubukova_osnovi/00.aspx

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *