Какие черты нового человека в образе базарова принимает и отрицает тургенев?

16 ответов на вопрос “Какие черты нового человека в образе базарова принимает и отрицает тургенев?”

  1. Mr.PoZiTiV4iK Ответить

    В романе “Отцы и дети” Тургенев создал неоднозначный образ главного героя. Для того, чтобы это доказать, следует внимательно ознакомиться со статьей Д.И.Писарева “Базаров”, а конкретнее- с Х и ХI главами этой статьи.
    В главе ХI кратко говорится об отношении автора к созданному им типу. Отношение Тургенева к Базарову в процессе работы над романом менялось в лучшую сторону:
    “Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в пух и прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения”,
    пишет Писарев
    Сначала Тургенев, как истинный представитель своего класса, руководствовался “предвзятой” идеей – неприязнью к разночинцам, непризнанием их как общественной силы. Но будучи реалистом, он видел эту силу в жизни и не мог не показать ее.

    считает критик.
    Чтобы понять отношение Тургенева к герою, нужно обратиться к диалогам и спорам Базарова и Аркадия, Базарова и старших Кирсановых, в его отзывах о Ситникове, Кукшиной.
    По его мнению, это люди, которые сидят в бездействии и проживают свою жизнь, не видя в ней цели.
    Базаров не признает авторитетов, сложившихся в дворянском обществе. Он, как и его единомышленники, разночинцы-демократы, убежден, что “сначала надо все расчистить”. Базаров-это человек дела, он занимается естественными науками, он убежден, что труд – это основа жизни. И этим герой глубоко симпатичен Тургеневу. Но в то же время Тургенев отрицательно воспринимает то, что герой презирает как русский народ за отсталость, темноту и рабство,так и дворян, как пережиток прошлого, абсолютно бесполезный класс. Базаров не признает ни авторитетов, ни искусства, ни любви, ни красоты природы. Для него

    Базаров атеист и материалист, чем и гордится.
    Пожалуй, эта гордыня раздражает Тургенева. Атеист, не признающий авторитетов, не имеющий родственных чувств к родителям, черствый прагматик,- такой Базаров неприятен Тургеневу.
    Но постепенно Базаров меняется в лучшую сторону. Любовь к Одинцовой, помощь Фенечке, и, наконец, заражение и близость смерти делают Базарова человечнее и мягче и в то же время образ его становится трагичнее. Он стоял в преддверии будущего, но напрасно погиб, хотя и не изменил при этом своим убеждениям.
    Противоречивость образа героя – это символ конфликта идеала и иллюзий, в которых отразилась эпоха 60-х годов ХIХ века.
    Именно эта противоречивость и проявилась в отношении Тургенева к своему герою.

  2. Buzaron Ответить

    http://pedsovet.su
    Какие черты
    «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И.С. Тургенев?
    (По роману «Отцы и дети»)
    Автор: Валюк Екатерина Николаевна,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы
    1. Начало 60-х годов 19 века дало И.С.Тургеневу обильный материал для создания нового литературного героя, героя своего времени. В образе Базарова он показал представителя новой интеллигенции, разночинной. Сам же Тургенев, будучи дворянином-аристократом, не всегда разделял взгляды этих «новых» людей, хотя пытался их понять.
    Разночинцы-деятели литературы и искусства.
    В.Г. Белинский –
    сын врача
    Н.Г. Чернышевский –
    сын священника
    Н.А.Добролюбов –
    сын священника
    И.Е.Репин –
    сын солдата
    2. В образе Базарова писатель отразил свое представление о революционных демократах. Какое оно?
    По роману мы можем судить, что авторское отношение к Базарову неоднозначное.
    2.1. Тургенев ценит многие качества Базарова:
    независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли.
    Базаров с дворовыми мальчишками ловит лягушек. Художник И. Архипов
    Сильна позиция Базарова в критической оценке праздного барства помещиков.
    «-Позвольте, Павел Петрович, — промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
    Павел Петрович побледнел.
    Спор Базарова с Павлом Петровичем.
    Художник Д. Боровский
    Писатель однозначно приветствует трудолюбие Базарова. Тургенев постоянно подчеркивает, что “лихорадка работы” характерна для деятельной натуры героя.
    «- Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина, — сказал ему Базаров, — я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне».
    Автор ценит практический ум Базарова, его занятия науками.
    «– Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора…»
    «На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
    «– Вы собственно физикой занимаетесь? — спросил, в свою очередь, Павел Петрович.
    — Физикой, да; вообще естественными науками».
    «–Мой дед землю пахал, –с надменною гордостию отвечал Базаров.
    –Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
    — А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
    — Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»

    Сила таких молодых людей, как Базаров, проявляется и в справедливом отношении к народу, оно отражает положение пореформенной деревни, находящейся в то время на грани социальной катастрофы.
    2.2.Чего же не принимает И.С.Тургенев в Базарове?
    Будучи аристократом и человеком искусства, Тургенев не разделяет взглядов своего героя на дворянскую культуру в целом, на его отрицание поэзии, живописи, музыки в частности.
    “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит».
    “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
    Художник
    И. Архипов.
    Критический взгляд Тургенева на нового человека виден и в рассудочности Базарова, в его непонимании огромной роли чувств в человеческой жизни.
    «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.
    Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

    Базаров и Одинцова.
    Художник И. Архипов


    Писатель в романе отказывает Базарову в своей поддержке его нигилистического отрицания всего. А парадоксальные афоризмы Базарова заставляют нас усомниться в искренности его отрицания.
    Художник
    И. Архипов


    3. Вывод. Но все-таки И.С. Тургенев как человек, наделенный даром предвидения, увидел в Базарове человека будущего. Эти люди готовят почву для великого дела и способны выдержать любые испытания, даже испытание смертью. Они самостоятельны, самодостаточны, они вынуждены, а поэтому умеют добывать свой хлеб насущный, видят перед собою цель и упорно идут к ней. И это дает нам право говорить об авторской оценке своего героя как положительной.
    Одинцова в доме Базарова.
    Художник И.Архипов
    Старики-родители на могиле сына.
    Художник В.Перов.


    Словарь литературных терминов
    Авторская позиция – в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.
    Афоризм – (греч. aphorismos — краткое изречение) , обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.
    Образ – персонаж художественного произведения (герой, действующее лицо, характер).
    Список используемых источников

    https://ru.wikipedia.org/wiki
    http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-roman-otcy-i-deti-turgenev.html
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16114
    pedsovet.su
    https://yandex.ru/images/search
    http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml

  3. gia Ответить

    Евгений Базаров – один из главных героев романа “Отцы и дети”. Базаров олицетворяет собой образ “нового человека”, чьи черты как принимает, так и отрицает Тургенев. Попробуем выяснить, что это за черты.
    В начале романа автор, через сцену диалога в доме Кирсановых, подробно объясняет, что жизненное кредо Базарова построено на отрицании всего, что не может быть проверено научным путем. Он – нигилист. В последующих сценах романа автор раскрывает как сильные, так и слабые стороны в образе нашего “нового человека”.
    Определенно отрицательной чертой в образе Базарова является его отрицание любви. Пытаясь отрицать свою влюбленность в Одинцову, он говорит Аркадию о ничтожности любви и влюбленных: “Это все романтизм, гниль, художество”. Однако вскоре его жизнь становится невозможной без мыслей об Анне. Уже тяжело больным Базаров осознает свою неправоту, он поймет, что его нигилизм был ничем иным, как глупостью. Тургенев показывает читателю, что отрицание чувств и эмоций невозможно для человека. Он не принимает эту черту базаровского характера.
    Положительной чертой Базарова является его чистосердечие. К Евгению тянутся слуги и дворовые крестьянские мальчишки. Ему не свойственна заносчивость

  4. Kazrajora Ответить

    Пояснение.Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (17.1—17.4).
    В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).
    Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).
    Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.
    Ком­мен­та­рий к темам сочинений
    С17.1. В чём свое­об­ра­зие кон­флик­та Чац­ко­го с фа­му­сов­ским обществом? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)
    Образы, со­здан­ные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, не­ха­рак­тер­ны для клас­си­ци­сти­че­ской комедии; не­тра­ди­ци­о­нен и кон­фликт пьесы. Между Чац­ким и Фа­му­со­вым раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры о при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот — социальный; с одной его сто­ро­ны — Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой — мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым. Это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов — лишь наи­бо­лее яркие их представители. С ис­то­ри­че­ской точки зре­ния такой ва­ри­ант об­ще­ствен­но­го кон­флик­та неразрешим: про­ти­во­сто­я­ние ста­ро­го и но­во­го мир­ным путем раз­ре­шить­ся не может. Од­на­ко в ко­ме­дии от­но­ше­ния кон­крет­ных героев, Чац­ко­го и фа­му­сов­ско­го общества, вы­яс­не­ны до конца: они глу­бо­ко пре­зи­ра­ют друг друга, не хотят иметь ни­че­го общего; кон­фликт в ли­те­ра­тур­ном смыс­ле разрешим, в об­ще­че­ло­ве­че­ском — нет.
    С17.2. Какие черты «нового человека» в об­ра­зе Ба­за­ро­ва при­ни­ма­ет и какие от­ри­ца­ет И. С. Тургенев? (По ро­ма­ну «Отцы и дети».)
    «Мне меч­та­лась фи­гу­ра сумрачная, дикая, большая, до по­ло­ви­ны вы­рос­шая из почвы, сильная, злобная, чест­ная — и все?таки об­ре­чен­ная на гибель, по­то­му что она все?таки стоит в пред­ве­рии будущего», — так писал Тур­ге­нев о своем герое. Пи­са­тель сам не опре­де­лил­ся в от­но­ше­нии к Базарову. С одной стороны, он оправ­ды­ва­ет и оце­ни­ва­ет Ба­за­ро­ва по достоинству, впол­не ис­крен­не вос­хи­ща­ясь его умом, твердостью, уме­ни­ем от­ста­и­вать свои иде­а­лы и до­би­вать­ся желаемого; на­де­ля­ет этот образ чертами, ко­то­ры­ми не об­ла­да­ет сам. Но, с дру­гой стороны, чи­та­тель чув­ству­ет (прямо ука­за­ния на это нет в тексте, но это про­скаль­зы­ва­ет само собой, по­ми­мо воли автора), что Ба­за­ров чужд автору, не­по­ня­тен — от­ри­ца­ние исксства, природы, любви не­при­ем­ле­мо для Тургенева. Тур­ге­нев ис­крен­не хочет за­ста­вить себя по­лю­бить сво­е­го героя, «загореться» его идеей, но безрезультатно. Автор и его глав­ный герой так и оста­ют­ся по раз­ные стороны. Имен­но по­это­му образ но­во­го че­ло­ве­ка Ев­ге­ния Ва­си­лье­ви­ча Ба­за­ро­ва по­лу­чил­ся сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным.
    С17.3. По­че­му в сти­хах о Рос­сии А. А. Блок об­ра­ща­ет­ся к ис­то­ри­че­ско­му про­шло­му Родины?
    По сло­вам са­мо­го Блока, тема Рос­сии — глав­ная в его поэзии. Блок об­ра­тил­ся к этой теме уже в самом на­ча­ле сво­е­го твор­че­ско­го пути и остал­ся верен ей до конца жизни. Сти­хо­тво­ре­ние «Гамаюн, птица вещая» стало пер­вым про­из­ве­де­ни­ем юного Блока, по­свя­щен­ным судь­бе России. Уже в нем вста­ет тема ис­то­ри­че­ско­го пути родины, ее тра­ги­че­ской истории. Птица Гамаюн…вещает и поет, Не в силах крыл под­нять смятенных… Цикл «На поле Куликовом» це­ли­ком по­свя­щен России. В пер­вом сти­хо­тво­ре­нии этого цикла вста­ет тема пути, рас­кры­ва­ю­ща­я­ся в двух планах: про­стран­ствен­ном и временном. Вре­мен­ной план пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние ис­то­ри­че­ско­го пути России:В степ­ном дыму блес­нет свя­тое знамя И хан­ской сабли сталь… И веч­ный бой! Покой нам толь­ко снит­ся Сквозь кровь и пыль…Именно со­че­та­ние вре­мен­но­го плана с про­стран­ствен­ным при­да­ет сти­хо­тво­ре­нию осо­бый динамизм. Рос­сия ни­ко­гда не за­сты­нет в мерт­вен­ной неподвижности, ее вечно будут со­про­вож­дать перемены.Ожиданием пе­ре­мен про­ни­за­но и сти­хо­тво­ре­ние «Рожденные в года глухие…», по­свя­щен­ное 3. Н. Гиппиус. Блок осо­зна­ет об­ре­чен­ность сво­е­го поколения, по­ко­ле­ния детей «страшных лет России», и при­зы­ва­ет к обновлению.
    С17.4. Образы двух столиц в русской литературе.
    Россия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город — Петербург, — перенес столицу туда. С тех пор началось противостояние Петербурга и Москвы, претендующих на звание главного города страны. Эта борьба не могла не отразиться в произведениях писателей, чувствующих дух времени. Кроме того, оба города самобытны и не похожи один на другой: Москва — всегда кипящая, жизнелюбивая, деятельная; Петербург — сумрачный, гордый, хранящий традиции. Он, даже лишившись официального статуса, остаётся «культурной столицей».А. С. Пушкин восхищается горделивой, не сдавшейся Наполеону Москвой: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Но Петербург поэту дороже:Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит…Такие стихи мог написать лишь человек, истинно любящий Петербург. Для Пушкина этот город — воплощение Петровского духа.Целый цикл «Петербургских повестей» находим у Гоголя. Но велико-лепие Петербурга отходит здесь на второй план, поскольку пишет Гоголь вовсе не путеводитель по городу, но сатирические произведения. Равнодушие, бюрократия, обезличивание человека — вот что волнует писателя в первую очередь. Поэтому образ столицы раздваивается.Нельзя не вспомнить и «Москву кабацкую», воспетую Сергеем Есениным. Здесь кипит ночная жизнь, всё в дыму, все в пьяном угаре. В этой Москве царят разгул, пьянство, нет ничего святого. Поэту хочется вырваться из душной атмосферы кабаков, увидеть хоть кусочек чистого неба, вдохнуть свежего воздуха. Но выхода нет, и эта безысходность, угнетенность действует и на читателя. Как далека эта Москва от пушкинской!В русской литературе, как и в жизни, нет однозначного ответа: какой город лучше? Москва и Петербург дороги русскому сердцу каждый по-своему.

  5. ROTANO Ответить

    Двадцать седьмое декабря.
    Сочинение.
    Базаров – «новый человек».
    (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. Как раз в это время – время политических реформ и общественных потрясений, в России зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, а среди студенческой молодежи распространяется идеология нигилизма.Роман отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” — деятеля в период революционной ситуации 60-х годов.
    Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров— герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям.
    Тургенев писал: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». И вот в новом тургеневском романе главным героем выступил представитель тех «новых людей». Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Это — торжество демократизма над аристократией».
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает всё — и в первую очередь самодержавие, крепостное право и религию. Всё то, что порождено безобразным состоянием общества. Тургенев говорил о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»
    Как же нарисован Базаров — «новый человек». Человек из народа, внук дьячка, пахавшего землю, сын бедного уездного лекаря, студент, Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».
    Демократизм Базарова наглядно отражён в его речи, занятиях, чертах характера и мировоззрении. Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца Базарова: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом,… большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей «одежонке». В деревню к Кирсановым он приезжает «в длинном балахоне с кистями»; здороваясь с отцом Аркадия, протягивает ему «обнажённую красную руку», по-видимому, никогда не знавшую перчаток.
    Говорит Базаров ясно и просто: «Евгений Васильев», – здоровается он с отцом Аркадия; свои мысли выражает с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он даёт людям враждебного лагеря, «феодалам»: Павел Петрович — франт, «архаическое явление», «идиот»; Николай Петрович — «добряк», но «его песенка спета»; Аркадию он говорит: «Ты нежная душа, размазня…»; «…да ты и не дорос до нас…»
    Его интересы в целом похожи на интересы просвещенной молодежи того времени: он увлекается естественными науками, читает сочинения немецких «вульгарных материалистов» – идет в ногу со временем. Базаров нигилист, то есть человек ничего не принимающий на веру и отвергающий авторитеты и принципы. Он отрицает Пушкина, причем необоснованно. В особенности достается от него романтическому мироощущению: «чепуха, гниль, художество», «ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться этому … загадочному взгляду». По мнению Базарова, все человеческие беды происходят из-за несправедливого устройства общества, а роль личности, индивидуальной психологии он отрицал вовсе, полагая, что достаточно одного человеческая экземпляра, что бы судить обо всех.
    Базаров прошёл суровую, тяжёлую жизненную школу, которая закалила его. Базаров окончил университет, но на свое образование он «копейки лишней» не взял у родителей. Своими знаниями, а они у него очень обширны, Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен,— ну, хоть как я, например…»
    Базаров не гонится за комфортом, материальными благами: «Ты с ним … не церемонься. Он чудесный малый, такой простой…», – говорит о нем Аркадий.
    Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Труд, непрестанная деятельность — его «стихия». Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, он сейчас же принимается за работу: собирает гербарии, занимается физическими и химическими опытами. К тем, кто живёт, ничего не делая, Базаров относится с нескрываемым презрением.
    Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — человек труда, он чужд аристократическому этикету и условностям. Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
    Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Он со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма (а ведь он называл любовь “белибердой”, презрительно относился к романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую, но, влюбившись, вдруг с испугом почувствовал романтика в себе). В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза – он пришел, чтобы лишь «расчистить место для других».
    Смерть Базарова по-своему оправдана. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего героя-предтечи. Смерть Базарова — конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода. Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка — муж с женою”.
    Трагический смысл образа создает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову. В романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров — одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Как-то Базаров заявил Аркадию: “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. И такой человек нашелся — это Одинцова.
    Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. С помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей». Базаров — натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Переворот в душе Базарова происходит под влиянием трагической любви к Одинцовой – он начинает осознавать присутствие в своей душе романтика, что раньше было для него немыслимым. Базаров способен к духовной эволюции, что демонстрирует его чувство к Одинцовой, а так же сцена смерти. У Базарова в сценах объяснения в любви преобладают эмоции над разумом.

  6. GetWild Ответить

    1. Тема сочинения раскрыта поверхностно, сформулирована собственная точка зрения, но не все тезисы убедительно обоснованы. Допущено 3 фактические ошибки.
    2. В ответе используются теоретико-литературные понятия для анализа произведения, но при их употреблении допущена 1 ошибка, связанная с неразличением реальности, изображенной в тексте, и собственно текста романа, который воспринимается читателем.
    3. Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно, но не достаточно разносторонне: по сути, приведен только один пример: о том, как Базаров вылечил сына Николая Петровича и Фенечки. Эксперты за один пример могут снизить оценку до одного балла.
    4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
    5. Допущено 4 речевые ошибки.

  7. Zulusar Ответить

    1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
    2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем и деталей, фактические ошибки отсутствуют.
    3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
    4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
    5. Допущены три речевые ошибки.

  8. Beazelv Ответить

    1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
    2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. , фактические ошибки отсутствуют, но не учтены важные для выполнения задания детали, такие как отрицание эстетического воздействия на человека природы и искусства. Слишком поверхностно проанализированы события, связанные с возникшим в сердце Базарова чувством любви к Анне Сергеевне Одинцовой, хотя эти сцены являются кульминационными и ключевыми в романе. Совсем не проанализированы эпизоды столкновения с Павлом Петровичем Кирсановым, хотя именно в этих эпизодах наиболее ярко проявляется авторская симпатия к герою.
    3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы. вполне уместно было бы, рассуждая на предложенную тему, подчеркнуть реалистический взгляд автора на своего героя. Можно было бы использовать для анализа текста произведения термины “конфликт”, “антитеза”, “проблематика”, “кульминация”, “психологизм” и т.д. -главное, чтобы их употребление помогало раскрытию темы сочинения.
    4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, но внутри смысловых частей присутствуют логические ошибки.
    5. Допущено более 5 речевых ошибок.

  9. Kazragar Ответить

    1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения; выдвинутые тезисы убедительно обоснованы; фактические ошибки и неточности отсутствуют.
    2. В ответе используются теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют.
    3. Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (есть цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, присутствует обращение к микротемам текста и их интерпретация, содержатся разного рода ссылки на изображенное в произведении).
    4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
    5. Допущено более 5 речевых ошибок.

  10. VanKoBep Ответить

    В романе “Отцы и дети” Тургенев создал неоднозначный образ главного героя. Для того, чтобы это доказать, следует внимательно ознакомиться со статьей Д.И.Писарева “Базаров”, а конкретнее- с Х и ХI главами этой статьи.
    В главе ХI кратко говорится об отношении автора к созданному им типу. Отношение Тургенева к Базарову в процессе работы над романом менялось в лучшую сторону:
    “Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в пух и прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения”,
    пишет Писарев
    Сначала Тургенев, как истинный представитель своего класса, руководствовался “предвзятой” идеей – неприязнью к разночинцам, непризнанием их как общественной силы. Но будучи реалистом, он видел эту силу в жизни и не мог не показать ее.
    считает критик.
    Чтобы понять отношение Тургенева к герою, нужно обратиться к диалогам и спорам Базарова и Аркадия, Базарова и старших Кирсановых, в его отзывах о Ситникове, Кукшиной.
    По его мнению, это люди, которые сидят в бездействии и проживают свою жизнь, не видя в ней цели.
    Базаров не признает авторитетов, сложившихся в дворянском обществе. Он, как и его единомышленники, разночинцы-демократы, убежден, что “сначала надо все расчистить”. Базаров-это человек дела, он занимается естественными науками, он убежден, что труд – это основа жизни. И этим герой глубоко симпатичен Тургеневу. Но в то же время Тургенев отрицательно воспринимает то, что герой презирает как русский народ за отсталость, темноту и рабство,так и дворян, как пережиток прошлого, абсолютно бесполезный класс. Базаров не признает ни авторитетов, ни искусства, ни любви, ни красоты природы. Для него
    Базаров атеист и материалист, чем и гордится.
    Пожалуй, эта гордыня раздражает Тургенева. Атеист, не признающий авторитетов, не имеющий родственных чувств к родителям, черствый прагматик,- такой Базаров неприятен Тургеневу.
    Но постепенно Базаров меняется в лучшую сторону. Любовь к Одинцовой, помощь Фенечке, и, наконец, заражение и близость смерти делают Базарова человечнее и мягче и в то же время образ его становится трагичнее. Он стоял в преддверии будущего, но напрасно погиб, хотя и не изменил при этом своим убеждениям.
    Противоречивость образа героя – это символ конфликта идеала и иллюзий, в которых отразилась эпоха 60-х годов ХIХ века.
    Именно эта противоречивость и проявилась в отношении Тургенева к своему герою.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *