Какие черты нового человека в образе базарова принимает и какие отрицает?

17 ответов на вопрос “Какие черты нового человека в образе базарова принимает и какие отрицает?”

  1. Kiran Ответить

    Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», воплощает в себе как положительные черты «нового человека», так и отрицательные. Автор искренне восхищается умом и трудолюбием героя, его умением отстаивать свои идеалы. Однако отрицание Базаровым искусства, природы и любви неприемлемо для И.С. Тургенева.
    Во-первых, критический ум и трудолюбие Евгения Базарова, безусловно, вызывает симпатию у автора. Евгений хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, что говорит о его образованности. Базаров ведет активный образ жизни. Герой рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Большую часть времени Евгений проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят стать более компетентным в профессии врача. Ремарка: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился» в полной мере отражает любовь Базарова к труду. Показывая времяпрепровождения Евгения, И.С. Тургенев подчеркивает, что герой, в отличие от дворян, отличающихся леностью, ему симпатичен.
    Во-вторых, автора привлекает в Базарове его умение отстаивать свою точку зрения, идеалы. Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, что подчеркивает важная деталь — неоднократные споры с Павлом Петровичем Кирсановым, на протяжении всего романа никому не удается полностью поменять отношение Базарова к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе». Евгений Ва

  2. Тётя Анеме Ответить

    В романе “Отцы и дети” Тургенев создал неоднозначный образ главного героя. Для того, чтобы это доказать, следует внимательно ознакомиться со статьей Д.И.Писарева “Базаров”, а конкретнее- с Х и ХI главами этой статьи.
    В главе ХI кратко говорится об отношении автора к созданному им типу. Отношение Тургенева к Базарову в процессе работы над романом менялось в лучшую сторону:
    “Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в пух и прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения”,
    пишет Писарев
    Сначала Тургенев, как истинный представитель своего класса, руководствовался “предвзятой” идеей – неприязнью к разночинцам, непризнанием их как общественной силы. Но будучи реалистом, он видел эту силу в жизни и не мог не показать ее.

    считает критик.
    Чтобы понять отношение Тургенева к герою, нужно обратиться к диалогам и спорам Базарова и Аркадия, Базарова и старших Кирсановых, в его отзывах о Ситникове, Кукшиной.
    По его мнению, это люди, которые сидят в бездействии и проживают свою жизнь, не видя в ней цели.
    Базаров не признает авторитетов, сложившихся в дворянском обществе. Он, как и его единомышленники, разночинцы-демократы, убежден, что “сначала надо все расчистить”. Базаров-это человек дела, он занимается естественными науками, он убежден, что труд – это основа жизни. И этим герой глубоко симпатичен Тургеневу. Но в то же время Тургенев отрицательно воспринимает то, что герой презирает как русский народ за отсталость, темноту и рабство,так и дворян, как пережиток прошлого, абсолютно бесполезный класс. Базаров не признает ни авторитетов, ни искусства, ни любви, ни красоты природы. Для него

    Базаров атеист и материалист, чем и гордится.
    Пожалуй, эта гордыня раздражает Тургенева. Атеист, не признающий авторитетов, не имеющий родственных чувств к родителям, черствый прагматик,- такой Базаров неприятен Тургеневу.
    Но постепенно Базаров меняется в лучшую сторону. Любовь к Одинцовой, помощь Фенечке, и, наконец, заражение и близость смерти делают Базарова человечнее и мягче и в то же время образ его становится трагичнее. Он стоял в преддверии будущего, но напрасно погиб, хотя и не изменил при этом своим убеждениям.
    Противоречивость образа героя – это символ конфликта идеала и иллюзий, в которых отразилась эпоха 60-х годов ХIХ века.
    Именно эта противоречивость и проявилась в отношении Тургенева к своему герою.

  3. Mardred Ответить

    http://pedsovet.su
    Какие черты
    «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И.С. Тургенев?
    (По роману «Отцы и дети»)
    Автор: Валюк Екатерина Николаевна,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы
    1. Начало 60-х годов 19 века дало И.С.Тургеневу обильный материал для создания нового литературного героя, героя своего времени. В образе Базарова он показал представителя новой интеллигенции, разночинной. Сам же Тургенев, будучи дворянином-аристократом, не всегда разделял взгляды этих «новых» людей, хотя пытался их понять.
    Разночинцы-деятели литературы и искусства.
    В.Г. Белинский –
    сын врача
    Н.Г. Чернышевский –
    сын священника
    Н.А.Добролюбов –
    сын священника
    И.Е.Репин –
    сын солдата
    2. В образе Базарова писатель отразил свое представление о революционных демократах. Какое оно?
    По роману мы можем судить, что авторское отношение к Базарову неоднозначное.
    2.1. Тургенев ценит многие качества Базарова:
    независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли.
    Базаров с дворовыми мальчишками ловит лягушек. Художник И. Архипов
    Сильна позиция Базарова в критической оценке праздного барства помещиков.
    «-Позвольте, Павел Петрович, — промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
    Павел Петрович побледнел.
    Спор Базарова с Павлом Петровичем.
    Художник Д. Боровский
    Писатель однозначно приветствует трудолюбие Базарова. Тургенев постоянно подчеркивает, что “лихорадка работы” характерна для деятельной натуры героя.
    «- Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина, — сказал ему Базаров, — я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне».
    Автор ценит практический ум Базарова, его занятия науками.
    «– Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора…»
    «На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
    «– Вы собственно физикой занимаетесь? — спросил, в свою очередь, Павел Петрович.
    — Физикой, да; вообще естественными науками».
    «–Мой дед землю пахал, –с надменною гордостию отвечал Базаров.
    –Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
    — А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
    — Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»

    Сила таких молодых людей, как Базаров, проявляется и в справедливом отношении к народу, оно отражает положение пореформенной деревни, находящейся в то время на грани социальной катастрофы.
    2.2.Чего же не принимает И.С.Тургенев в Базарове?
    Будучи аристократом и человеком искусства, Тургенев не разделяет взглядов своего героя на дворянскую культуру в целом, на его отрицание поэзии, живописи, музыки в частности.
    “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит».
    “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
    Художник
    И. Архипов.
    Критический взгляд Тургенева на нового человека виден и в рассудочности Базарова, в его непонимании огромной роли чувств в человеческой жизни.
    «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.
    Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

    Базаров и Одинцова.
    Художник И. Архипов


    Писатель в романе отказывает Базарову в своей поддержке его нигилистического отрицания всего. А парадоксальные афоризмы Базарова заставляют нас усомниться в искренности его отрицания.
    Художник
    И. Архипов


    3. Вывод. Но все-таки И.С. Тургенев как человек, наделенный даром предвидения, увидел в Базарове человека будущего. Эти люди готовят почву для великого дела и способны выдержать любые испытания, даже испытание смертью. Они самостоятельны, самодостаточны, они вынуждены, а поэтому умеют добывать свой хлеб насущный, видят перед собою цель и упорно идут к ней. И это дает нам право говорить об авторской оценке своего героя как положительной.
    Одинцова в доме Базарова.
    Художник И.Архипов
    Старики-родители на могиле сына.
    Художник В.Перов.


    Словарь литературных терминов
    Авторская позиция – в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.
    Афоризм – (греч. aphorismos — краткое изречение) , обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.
    Образ – персонаж художественного произведения (герой, действующее лицо, характер).
    Список используемых источников

    https://ru.wikipedia.org/wiki
    http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-roman-otcy-i-deti-turgenev.html
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/16114
    pedsovet.su
    https://yandex.ru/images/search
    http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml

  4. Aurilas Ответить

    Евгений Базаров – один из главных героев романа “Отцы и дети”. Базаров олицетворяет собой образ “нового человека”, чьи черты как принимает, так и отрицает Тургенев. Попробуем выяснить, что это за черты.
    В начале романа автор, через сцену диалога в доме Кирсановых, подробно объясняет, что жизненное кредо Базарова построено на отрицании всего, что не может быть проверено научным путем. Он – нигилист. В последующих сценах романа автор раскрывает как сильные, так и слабые стороны в образе нашего “нового человека”.
    Определенно отрицательной чертой в образе Базарова является его отрицание любви. Пытаясь отрицать свою влюбленность в Одинцову, он говорит Аркадию о ничтожности любви и влюбленных: “Это все романтизм, гниль, художество”. Однако вскоре его жизнь становится невозможной без мыслей об Анне. Уже тяжело больным Базаров осознает свою неправоту, он поймет, что его нигилизм был ничем иным, как глупостью. Тургенев показывает читателю, что отрицание чувств и эмоций невозможно для человека. Он не принимает эту черту базаровского характера.
    Положительной чертой Базарова является его чистосердечие. К Евгению тянутся слуги и дворовые крестьянские мальчишки. Ему не свойственна заносчивость

  5. Samulabar Ответить

    17. Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает
    И.С. Тургенев? (По роману «Отцы и дети».)
    17. Один из центральных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений
    Базаров – представитель нового поколения, чьи взгляды автор, относящий самого себя
    к поколению «отцов», отвергает лишь отчасти. Тургенева привлекают в Базарове
    бескорыстие, честность, отсутствие высокомерия, спеси, но писатель не приемлет
    нигилизма. ОТСУТСТВУЕТ ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД
    К Базарову тянутся слуги и крестьянские мальчишки, ему, в отличие от его
    антипода П. П. Кирсанова, не свойственна основанная на высокомерии неприязнь к
    простым людям (Кирсанов нюхает одеколон, общаясь с мужиками). Евгений отзывчив
    и не корыстен: он лечит ребенка Фени. Более того, ему явно не чужда любовь к детям:
    маленький Митя даёт Базарову взять себя на руки, а к Аркадию идти отказывается;
    «дети чувствуют, кто их любит,» – пишет автор. С помощью этих эпизодов Тургенев
    раскрывает Базарова, позволяя читателю заглянуть глубже, дальше одной сухой
    идеологии нигилизма. Евгений чистосердечен, и это привлекает писателя.
    Однако взгляды Базарова на чувства, на природу, на искусство (любовь –
    физиология, природа – мастерская, химик во много раз нужнее поэта) Тургенев находит
    достойными порицания. Базаров, уже влюбленный в Одинцову, ненавидит в себе
    романтика, кроме того, его раздражает радость родителей по поводу его
    приезда.ОТСУТСТВУЕТ ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД
    Таким образом, психологический портрет «нового человека», на взгляд
    Тургенева, неоднозначен – как со своими преимуществами перед представителями
    старшего поколения, так и с определенными недостатками.
    КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:
    К1 – 1 (теме соответствует, но есть искажение авторской позиции)
    К2 – 2 (текст привлекается; наряду с элементами анализа есть общие рассуждения)
    К3 – 0 (терминов нет)
    К4 – 1 (про детей и крестьян – правильно, но не основное; предпоследний абзац как
    будто оборван, есть нарушение логики)
    К5 – 2 (2 грамматические могут быть засчитаны за 1 речевую)
    Итого: 6 баллов из 10.
    Добавлено примечание ([НК1]): Главных (т.к. это
    термин)
    Добавлено примечание ([НК2]): Искажение
    авторской позиции
    Добавлено примечание ([НК3]): См. вопрос: черта
    ли это?
    Добавлено примечание ([НК4]): Запятая д.б. после
    кавычек
    Добавлено примечание ([НК5]): Р: образ Базарова
    Добавлено примечание ([НК6]): Р.
    Добавлено примечание ([НК7]): Р, Г
    (двусмысленность)

  6. blak_boy Ответить

    Двадцать седьмое декабря.
    Сочинение.
    Базаров – «новый человек».
    (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. Как раз в это время – время политических реформ и общественных потрясений, в России зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, а среди студенческой молодежи распространяется идеология нигилизма.Роман отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” — деятеля в период революционной ситуации 60-х годов.
    Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров— герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям.
    Тургенев писал: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». И вот в новом тургеневском романе главным героем выступил представитель тех «новых людей». Отношение Тургенева к «новому человеку» было, по его же словам, не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Разъясняя своё произведение, Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Это — торжество демократизма над аристократией».
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает всё — и в первую очередь самодержавие, крепостное право и религию. Всё то, что порождено безобразным состоянием общества. Тургенев говорил о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»
    Как же нарисован Базаров — «новый человек». Человек из народа, внук дьячка, пахавшего землю, сын бедного уездного лекаря, студент, Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».
    Демократизм Базарова наглядно отражён в его речи, занятиях, чертах характера и мировоззрении. Тургенев нарисовал запоминающийся портрет разночинца Базарова: его лицо, «длинное и худое, с широким лбом,… большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Походка у него «твёрдая и стремительно смелая», его длинные и густые тёмно-белокурые волосы «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Одевается он просто и, в отличие от аристократа Павла Петровича, который «очень возился с туалетом», подчёркнуто небрежно относится к своей «одежонке». В деревню к Кирсановым он приезжает «в длинном балахоне с кистями»; здороваясь с отцом Аркадия, протягивает ему «обнажённую красную руку», по-видимому, никогда не знавшую перчаток.
    Говорит Базаров ясно и просто: «Евгений Васильев», – здоровается он с отцом Аркадия; свои мысли выражает с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он даёт людям враждебного лагеря, «феодалам»: Павел Петрович — франт, «архаическое явление», «идиот»; Николай Петрович — «добряк», но «его песенка спета»; Аркадию он говорит: «Ты нежная душа, размазня…»; «…да ты и не дорос до нас…»
    Его интересы в целом похожи на интересы просвещенной молодежи того времени: он увлекается естественными науками, читает сочинения немецких «вульгарных материалистов» – идет в ногу со временем. Базаров нигилист, то есть человек ничего не принимающий на веру и отвергающий авторитеты и принципы. Он отрицает Пушкина, причем необоснованно. В особенности достается от него романтическому мироощущению: «чепуха, гниль, художество», «ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться этому … загадочному взгляду». По мнению Базарова, все человеческие беды происходят из-за несправедливого устройства общества, а роль личности, индивидуальной психологии он отрицал вовсе, полагая, что достаточно одного человеческая экземпляра, что бы судить обо всех.
    Базаров прошёл суровую, тяжёлую жизненную школу, которая закалила его. Базаров окончил университет, но на свое образование он «копейки лишней» не взял у родителей. Своими знаниями, а они у него очень обширны, Базаров обязан себе. Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен,— ну, хоть как я, например…»
    Базаров не гонится за комфортом, материальными благами: «Ты с ним … не церемонься. Он чудесный малый, такой простой…», – говорит о нем Аркадий.
    Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Труд, непрестанная деятельность — его «стихия». Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, он сейчас же принимается за работу: собирает гербарии, занимается физическими и химическими опытами. К тем, кто живёт, ничего не делая, Базаров относится с нескрываемым презрением.
    Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — человек труда, он чужд аристократическому этикету и условностям. Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
    Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Он со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма (а ведь он называл любовь “белибердой”, презрительно относился к романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую, но, влюбившись, вдруг с испугом почувствовал романтика в себе). В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза – он пришел, чтобы лишь «расчистить место для других».
    Смерть Базарова по-своему оправдана. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего героя-предтечи. Смерть Базарова — конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода. Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка — муж с женою”.
    Трагический смысл образа создает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову. В романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров — одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Как-то Базаров заявил Аркадию: “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. И такой человек нашелся — это Одинцова.
    Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. С помощью искусно подобранных деталей Тургенев создаёт внешний облик одного из «новых людей». Базаров — натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Переворот в душе Базарова происходит под влиянием трагической любви к Одинцовой – он начинает осознавать присутствие в своей душе романтика, что раньше было для него немыслимым. Базаров способен к духовной эволюции, что демонстрирует его чувство к Одинцовой, а так же сцена смерти. У Базарова в сценах объяснения в любви преобладают эмоции над разумом.

  7. Banin Ответить

    Фамусов
    Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Учились бы, на старших глядя…
    А. С.Грибоедов
    В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни. Потому они и называются «лишними людьми». Убедительную характеристику «лишних людей» даёт Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?».
    Жизненная позиция «лишних людей» для своего времени была более или менее понятна: герои демонстративно противопоставляли себя окружающему обществу и тем самым являлись живым упрёком этому обществу: почему молодые, образованные, способные люди оказываются «лишними»? Но во время первой революционной ситуации и позже позиция отстранения от общественной жизни становится уже недостаточной. В новых исторических условиях надо дело делать. Новых—деятельных—героев стали называть «новыми людьми» вслед за Н.Г.Чернышевским, который так назвал положительных героев своего социального романа «Что делать?».
    В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» — Базаров. Правда, Тургенев называет его «нигилистом» и подробно объясняет, что подразумевает под этим иностранным словом. Услышав его в первый раз, Николай Петрович говорит: «Это от латинского nihil — ничего… это слово обозначает человека, который ничего не признаёт» (V). Аркадий тут же уточняет: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (там же). Иными словами, неверно, что Базаров ни во что не верит, он доверяет «опыту», «дельной истине», то есть в «принсипы» не верит, а в лягушек верит. Д.И.Писарев, которого по общественно-политическим взглядам следует отнести к реальным (а не литературным) нигилистам, одобряет подобные убеждения Базарова: «Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа» («Мотивы русской драмы», X). В естественных науках, поясняет свою мысль критик, фразы и авторитеты ничего не значат, здесь нужны опытные доказательства, а их умеет найти только тот учёный, который «будет жить полной умственной жизнью и смотреть на вещи рассудительно и серьёзно» (там же).
    Разговор о нигилистах заканчивается язвительной репликой Павла Петровича: «Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве» (V). В этой язвительности есть свой резон: что бы Базаров и его единомышленники ни говорили, им не уйти от знаний и достижений предыдущих поколений, то есть «отцов». В этом проявляется один из законов диалектики (переход количества в качество), сформулированный, между прочим, Г. Гегелем.
    Базаров как «новый человек» противопоставляется в романе главному идейному оппоненту — Павлу Петровичу Кирсанову, который и убеждениями, и историей жизни очень напоминает «лишних людей», недаром Базаров без церемоний называет его «архаическим явлением» (IV). В свою очередь, длинноволосый нигилист плохими манерами и огромным самолюбием с первого взгляда не понравился Павлу Петровичу. Плохие манеры Базарова, старательно отмечаемые писателем (небрежные ответы сквозь зубы, топание по клумбам, сидение на столе, небрежная поза «развалясь» в кресле, зевки во время разговора), можно расценить как сознательный вызов аристократам со стороны «лекарского сына»: Базаров пренебрегает правилами приличия и демонстративно насмехается над холёными руками и тугими воротничками бездельника Павла Петровича.
    И тот, и другой много спорят в романе и таким образом раскрывают свои философские убеждения, политические взгляды, жизненную позицию. Тургенев подробно приводит высказывания каждого из них о народе, государственной власти, политической борьбе, общественном устройстве России, о русской истории, науке, искусстве и т.д. Базаров побеждает в этих спорах, что доказывает продуманность, основательность его убеждений и одновременно уязвимость многих взглядов Павла Петровича, который в силу возраста и долгого деревенского уединения отстал от жизни. Бывший светский лев не понимает, что приходит новое время и оно требует решительных действий, а не только красивых, хотя и справедливых рассуждений. О новом времени в романе говорит Базаров: «Прежде, в недавнее ещё время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда… А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда(…)» (X). Повторяя эту мысль, Базаров обращается к Аркадию: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим» (XXVI).
    Таким образом, перед читателем раскрываются две принципиально разные жизненные позиции. Базаров — демократ и по происхождению (его дед землю пахал, а отец — полковой лекарь), и по убеждениям («Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас…» (XXVI), — говорит главный герой Аркадию), и по трудовому образу жизни. Павел Петрович — аристократ, гордящийся своим родом, пользующийся состоянием своих предков и требующий уважения к себе «за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллинггоном у Людовика-Филиппа» (VII). Поведение Базарова доказывает, что он целеустремлённый, работоспособный, волевой человек. Тургеневский герой — нищий студент, такой же как Родион Раскольников, однако он не отчаивается, выдерживает все трудности (безденежье, пренебрежение богатых студентов-сокурсников, огромное физическое напряжение), которые сломили Раскольникова, продолжает учиться и занимается общественной деятельностью. Для Базарова характерно материалистическое мировоззрение и серьёзные занятия естественными науками. Деловой настрой нигилиста по душе автору, который, однако, не забывает, что свою главную цель Базаров сформулировал очень чётко: сломать всё старое, «место расчистить» (X).
    Такие «разрушительные» настроения, конечно, не нравятся Тургеневу, но, будучи честным писателем, он показывает, что и на каникулах в Марьине нигилист продолжает настойчиво работать, режет лягушек, лечит маленького Митю. А Павел Петрович в том же Марьине большое внимание уделяет своему внешнему виду, манерам, но при этом не вмешивается в управление имением, предоставляя эту прозаическую заботу брату, сам же тешит своё разбитое сердце, выискивая в лице Фенечки черты сходства с княгиней Р. Базаров вполне обоснованно задаёт старшему Кирсанову свой язвительный вопрос: «Позвольте, Павел Петрович, вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public?» (X).
    Тургенев изобразил Базарова человеком с сильным характером, что проявилось, например, в истории любви героя к Одинцовой. Хотя нигилист в начале романа уверенно заявляет, что любви нет, а есть физиологическое влечение полов, он вполне романтически влюбляется и получает отказ у «дамы своего сердца». Таким образом, история Базарова и Одинцовой повторяет по сути историю Павла Петровича и княгини Р. Однако Кирсанова («лишнего человека») несчастная любовь «ломает»: он теряет интерес к жизни, уезжает в деревню, где полностью отдаётся своим грустным воспоминаниям-переживаниями. Базарову («новому человеку») несчастная любовь наносит тяжёлую душевную рану, но не может сломить его: он сознательно ищет отвлечение в работе, помогает отцу лечить крестьян и т.д.
    При указанных серьёзных различиях два героя-антипода кое в чём похожи, например, оба плохо знают и понимают жизненные проблемы мужиков, хотя оба убеждены в обратном. Аристократ Павел Петрович «всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон» (VII); демократ Базаров «и не подозревал, что он в глазах крестьян был всё-таки чем-то вроде шута горохового» (XXVII). Тургенев приводит разговор молодого нигилиста с мужиком, который не может ответить на заумные вопросы господина: собеседники совершенно не понимают друг друга. Выслушав нелепицу, что земля стоит на трёх рыбах, а деревенский мир с любовью подчиняется строгому барину, Базаров «презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрёл восвояси», рассуждая о том, что барин «болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?» (XXVII).
    Подводя итог, следует сказать, что Тургенев сделал попытку правдиво обрисовать нового героя русской общественной жизни в тот момент, когда идеологический и психологический «портрет» революционных демократов ещё не вполне сложился. И всё же многие стороны характера Базарова, как показала история, были настолько верно подмечены писателем, что повторились в характерах реальных русских революционеров-демократов (Добролюбова, Писарева и других).
    Изображая «нового человека», Тургенев противопоставил его герою предыдущей эпохи — «лишнему человеку». Автор показал, что Базаров обладает более сильным характером, чем Павел Петрович: работоспособность, целеустремлённость, воля, стремление к действию для общей пользы, широта жизненных взглядов и задач выгодно отличают молодого нигилиста от утончённого барина, эгоистичного, погружённого в личные переживания, подчинившегося внешним обстоятельствам.
    Одновременно писателя пугают слишком радикальные убеждения «новых людей», их презрение к общечеловеческим ценностям (родственным отношениям, любви), пренебрежение культурными и научными традициями, выработанными «отцами и дедами». Сложное отношение к «новому человеку» позволило Тургеневу создать многогранный, интересный образ главного героя.

  8. Белавель Ответить

    В романе “Отцы и дети” Тургенев создал неоднозначный образ главного героя. Для того, чтобы это доказать, следует внимательно ознакомиться со статьей Д.И.Писарева “Базаров”, а конкретнее- с Х и ХI главами этой статьи.
    В главе ХI кратко говорится об отношении автора к созданному им типу. Отношение Тургенева к Базарову в процессе работы над романом менялось в лучшую сторону:
    “Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в пух и прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения”,
    пишет Писарев
    Сначала Тургенев, как истинный представитель своего класса, руководствовался “предвзятой” идеей – неприязнью к разночинцам, непризнанием их как общественной силы. Но будучи реалистом, он видел эту силу в жизни и не мог не показать ее.
    считает критик.
    Чтобы понять отношение Тургенева к герою, нужно обратиться к диалогам и спорам Базарова и Аркадия, Базарова и старших Кирсановых, в его отзывах о Ситникове, Кукшиной.
    По его мнению, это люди, которые сидят в бездействии и проживают свою жизнь, не видя в ней цели.
    Базаров не признает авторитетов, сложившихся в дворянском обществе. Он, как и его единомышленники, разночинцы-демократы, убежден, что “сначала надо все расчистить”. Базаров-это человек дела, он занимается естественными науками, он убежден, что труд – это основа жизни. И этим герой глубоко симпатичен Тургеневу. Но в то же время Тургенев отрицательно воспринимает то, что герой презирает как русский народ за отсталость, темноту и рабство,так и дворян, как пережиток прошлого, абсолютно бесполезный класс. Базаров не признает ни авторитетов, ни искусства, ни любви, ни красоты природы. Для него
    Базаров атеист и материалист, чем и гордится.
    Пожалуй, эта гордыня раздражает Тургенева. Атеист, не признающий авторитетов, не имеющий родственных чувств к родителям, черствый прагматик,- такой Базаров неприятен Тургеневу.
    Но постепенно Базаров меняется в лучшую сторону. Любовь к Одинцовой, помощь Фенечке, и, наконец, заражение и близость смерти делают Базарова человечнее и мягче и в то же время образ его становится трагичнее. Он стоял в преддверии будущего, но напрасно погиб, хотя и не изменил при этом своим убеждениям.
    Противоречивость образа героя – это символ конфликта идеала и иллюзий, в которых отразилась эпоха 60-х годов ХIХ века.
    Именно эта противоречивость и проявилась в отношении Тургенева к своему герою.

  9. Garad Ответить

    По
    моему личному мнению, Тургенев любит Базарова, но не любит базаровщину.
    По
    личному признанию И.С.Тургенева, Базаров – его главное детище. Автор любит в
    нём стремление к переменам, уважает его ум, образованность и начитанность.
    Полагаю, что Тургенев видит в Базарове сердце чуткое, доброе и способное
    любить. И в то же время он жалеет Базарова, потому что герой не может сам себе
    позволить чувствовать, отдаваться эмоциям, а из-за этого находится в вечном
    противоречии с собой: не любит нежности и ласки, уходит работать на 6 недель в
    кабинет, но уже через две недели ищет компании отца, чтобы поговорить. Отрицает
    любовь, видит в женщинах «тело», точнее хочет видеть, и влюбляется в Одинцову,
    признаётся ей в любви. Все эти качества: человечность, любознательность,
    самостоятельность – близки Тургеневу, он любит всё человеческое в своём герое.
    Однако,
    «базаровщина», чистый «матерьялизм», нигилизм чужды И.С.Тургеневу. Он не
    принимает философии главного героя, отрицает отрицание. Главная идея Базарова,
    что нужно «расчистить площадь» для строительства нового мира, автору не близка.
    Мы видим, как Тургенев симпатизирует Николаю Петровичу, который пускается в
    лёгкую полемику с Евгением. «Отрицать поэзию» – странно и нелепо по мнению
    помещика. Действительно, игра на виолончели в саду для автора романа ближе и
    понятней, нежели восхищение «богатым женским телом». Тургенев отказывается
    признавать только материальную, материалистичную сторону мира. Не признаёт
    писатель и социальной философии Базарова о том, что всё для России даст «мужик»
    – и философию, и новый язык. Литератор показывает, как крестьяне не понимали
    Базарова точно так же, как и Николая Петровича, и остальных помещиков. «Барин,
    что с него взять».
    И
    всё-таки Базаров – личность исключительная, самодостаточная и интересная. В его
    философии есть рациональное зерно. И как герой он человечен, умён, храбр. Эти
    качества перевешивают его нигилизм для Тургенева, а, следовательно, и для
    читателя тоже.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *