Какие черты романтического героя проявились в образе печорина?

14 ответов на вопрос “Какие черты романтического героя проявились в образе печорина?”

  1. Kirithris Ответить

    1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения, но не все тезисы убедительно обоснованы.
    2. В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но допущена ошибка в трактовке понятия “романтический герой”.
    3. Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (присутствуют цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)
    4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, но построение доказательств не продумано. все сочинение посвящено доказательству тезиса, что герой романа Лермонтова романтический, в выводе же говорится о сочетании романтических и реалистических черт. Следовало заявить этот последний тезис в самом начале сочинения и доказывать именно это, в таком случае были бы приведены необходимые аргументы, подтверждающие этот тезис.
    5. В сочинении допущено более пяти речевых ошибок.

  2. Lazius Ответить

    1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
    2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущена одна фактическая ошибка.
    3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
    4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
    5. Речевых ошибок нет.

  3. VLOGER TV Ответить

    Какую роль в пьесе Чехова «Вишневый сад» играют ремарки?
    Антон Павлович Чехов является знаменитым драматургом. В его последнем произведении “Вишвый сад” присутствует большое количество незаметных ремарок, с помощью которых автор, на первый взгляд, лишь позволяет читателю ярче представить обстановку и события. Однако примечания Чехова являются одним из главных инструментов раскрытия образов персонажей, места и времени действия. В начале произведения автор описывает обстановку в доме, и в частности касается комнаты, “которая до сих пор называется детскою” – это говорит о том, что хоть в этом доме давно нет детей, многие взрослые не выросли по-настоящему: в душе они инфантильны. Описание рассвета и холода, помещенные в начало произведения, позволяют читателю понять, что приближаются перемены:”Рассвет, скоро взойдет солнце…но в саду холодно…”- новый день символизирует обновление, а холод и закрытые окна – нежелание жильцов подвергать свою жизнь изменениям. Любовь Андреевна Раневская и без ремарок показана довольно эмоциональным человеком, однако авторские примечания демонстрируют её крайнюю чувствительность. Предаваясь воспоминаниям она фантазирует, что видит мать и “смеется от радости” – это автор упомянает нескольколько раз, также вспоминая о своем утонувшем ребенке она начинает “тихо плакать”.Всё это показывает её как инфантильного и гиперчувствительного человека. Авторские пояснения позволяют представить сцену радости или грусти Любви Андреевны более живо, что необходимо для драматических произведений. Гаев Леонид Андреевич воспитан в той же семье, что и Раневская, поэтому ему свойственны такие же пороки как и у сестры. Он постоянно “кладет в рот леденец”, что показывает его пристрастие к сладкому, как у маленьких детей. Леонид Андреевич, в отличие от Любви Андреевни показан скорее не гиперчувствительным, а вычурным:”целует Ане лицо, руки…её рукой закрывает себе лицо”. Автор, представляя героев высшего света такими неподготовленными к трудностям демонстрирует завершение их века и переломный момент в жизни общества. Это ему помогают сделать ремарки: с помощью них автору удается более полно раскрыть как героев, так и приближение изменений, новый этап взросления общества.

  4. Salmeena Ответить

    — Описание девушки в «Тамани» построено по канонам романтического портрета (см. «Образная система «Героя нашего времени» — женские образы). — Вера описывает Печорина как романтического героя: — Скажи мне наконец,— прошептала она,— тебе очень весело меня мучить? Я бы должна тебя ненавидеть: с тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий… Для того, чтобы изобразить не романтического героя, а романтика, нужно, чтобы автор уже не был романтиком. VI. При обрисовке художественного образа Лермонтов все же наделяет его романтическими чертами, в основном, правда, внешними: — таинственность характера: Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. (Максим Максимыч о Печорине). — в характере на первом плане страсти, но страсти не что иное, как порождение идеи «жизнь как деятельность»(см. выше). Белинский говорил о Печорине, что он «бешено гоняется за жизнью». — Известно, что характер героя изменился под ударами судьбы, однако это произошло до того времени, которое описывается в романе, здесь же он остается неизменным. — романтический портрет: …густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит… [Глаза] не смеялись, когда он смеялся!., это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… — Печорин становится романтическим героем в глазах других: В ее воображении вы сделались героем романа в новом вкусе… (Вернер о княжне Мери) — Способность приобретать власть над другими. Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться… (Вера Печорину) Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что к дружбе я неспособен. Из двух друзей всегда один раб другого…— рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный… (Печорин в дневнике об отношениях с Вернером) Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив: я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. VII. 1) Внешняя романтическая гармония разрушается словами и мыслями самого Печорина: Она, казалось, ждала вопроса, но я молчал, полный неизъяснимого смущения… Эта комедия начинала мне надоедать, и я готов был прервать молчание самым прозаическим образом, то есть предложить ей стакан чаю… (Печорин и ундина) 2) Печорин смеется над проявлениями романтизма в других: Грушницкий, увидав меня издали, подошел ко мне: какой-то смешной восторг блистал в его глазах. Он крепко пожал мне руку и сказал трагическим голосом: Благодарю тебя, Печорин… Ты понимаешь меня?.. 3) Печорин сам играет в романтизм перед княжной Мери, многие его признания — поза: Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид: — Да! такова была моя участь с самого детства… Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и со светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. VIII. Демон — любимый герой Лермонтова, и образ Печорина в связи с этим часто рассматривают в ряду других демонических образов. Печорин — последнее звено в эволюции лермонтовского демона, он демон в быту,— не символ, не байронический идеал, но факт русской действительности. (ВАсмус. «Круг идей Лермонтова») IX. Все характеры в романе раскрываются от внешнего к внутреннему. — Внешне Печорин — романтический герой, с его образом связаны типичные романтические мотивы: — одиночество,— презрение к обществу. — Но с внутренней точки зрения образ Печорина уже отходит от романтической трактовки личности. — Именно соотношение внешних романтических черт и внутренних неромантических обуславливает возникновение романтической иронии. — Самоирония — одно из достижений романтизма в «Герое нашего времени». — Ирония относится в равной степени к Печорину и к окружающим и направлена на романтические проявления (см. например, конец «Тамани» или погоню за Верой в «Княжне Мери»). X. Романтический фон, окружающий Печорина,— Кавказ, горцы. Романтические мотивы: — романтические предчувствия. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. (Печорин о Грушницком). Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она любить меня или нет… — отчуждение главного героя от других персонажей — основа романтического конфликта, трагического пафоса, любовные перипетии играют важнейшую роль в сюжете. — путешествие Печорина. Романтические приемы используются и для создания образа романтика, и для показа неудовлетворенности автора романтизмом.

  5. Ragecrusher Ответить

    В «Тамани» также романтична ситуация, в которую попадает Печорин. В начале повести события окружены какой-то тайной. Романтичен образ девушки-контрабандистки, настроение которой причудливо изменяется, она тоже окружена ореолом загадочности, в ней много жизненных сил, смелости, решительности. «Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню» — такой видит ее Печорин.
    Романтичен и образ Янко, который «не боится бури». Деятельность контрабандиста всегда связана с риском для жизни. Но в конце повести Лермонтов показывает, насколько скуден внутренний мир контрабандистов: и Янко, и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа денег. Слепой мальчик получил от них только медную монетку, а старухе Янко говорит, что ей «пора умирать». В «Тамани» романтизм сочетается и сливается с реализмом: с одной стороны, ситуация таинственна и загадочна, а с другой — все таинственные и загадочные события получают вполне правдоподобное, естественное объяснение.
    Контрабандистов многое роднит с горцами: и те и другие живут легко, свободно, в отличие от Печорина. Лермонтов помещает главного героя в среду людей, образ жизни которых прямо противоположен его образу жизни, чтобы выявить пустоту и бесцельность жизни Печорина.
    Ни один герой в произведении не получает столь многосторонней и индивидуализированной характеристики, как Печорин. В нем проявляются черты романтического героя. Он выражает отно-
    шение Лермонтова к современному ему поколению, которое автор считал существующим без цели, бездействующим в то время, когда надо было преобразовывать общество. В значительной степени Печорин является носителем авторского мнения, хотя, конечно, нельзя считать автора и героя тождественными друг другу. Лермонтов показал в Печорине недостатки, которые он считал характерными для общества того времени. По авторскому признанию, Печорин — портрет многих людей, составленный из их пороков.
    Лермонтов показывает противоречивость характера героя, которая проявляется практически во всем: в отношении Печорина к жизни, к женщинам, к знакомым. «Целая моя жизнь, — говорит сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В романтических произведениях герой также вступает в противоречие с тем, что его окружает.
    Образ Печорина романтичен еще потому, что он противопоставлен остальным людям: контрабандистам, Казбичу, Азамату. Противоречиво и его отношение к Грушницкому: с одной стороны, он был бы рад помириться с ним, а с другой — он ничего не делает, чтобы пойти ему навстречу.
    Романтичен и способ выяснения отношений между Грушницким и Печориным — дуэль в горах. Лермонтов показывает напряженность ситуации, где ставка делается на жизнь.
    В «Княжне Мери» перед читателем раскрывается характер Печорина, раньше овеянный таинственностью. Главный герой — человек, не имеющий определенной цели в жизни, приносящий другим только страдания. В повести Печорин убивает Грушницкого, отвергает любовь Мери, причинив ей страдания.
    В княжне Мери живет свойственная юности романтическая мечтательность. Ей сначала нравился Грушницкий за то, что он носил «толстую солдатскую шинель», она видела в нем разжалованного офицера. Загадочность, странность Печорина заинтересовали ее, рассказ главного героя о том, что его не принял и не понял свет, вызвал у Мери сочувствие, вскоре перешедшее в любовь. Лермонтов противопоставляет Печорина всему «водяному обществу», показывает, что он лучше, чище Грушницкого, всех членов «водяного общества».
    В «Фаталисте» Лермонтов размышляет о том, может ли человек сам определять свою судьбу, или все в жизни человека решает неведомая и неотвратимая сила. Крайности, к которым прибегают Вулич и Печорин, чтобы проверить роль самого человека в решении его судьбы, также являются романтической чертой в романе.
    В целом «Герой нашего времени» — реалистический роман, в котором автор показывает жизнь своего поколения. Вообще у Лермонтова не было резкого перехода от романтизма к критическому реализму, в его творчестве оба направления развивались параллельно. Поэтому в «Герое нашего времени» присутствуют как романтические, так и реалистические черты. Вместе с тем русский романтизм исчерпал себя творчеством Лермонтова, на смену ему пришел критический реализм.

  6. CrazyFredy Ответить

    «Герой нашего времени» — цикл повестей, объединенных одним главным героем. Это реалистическое произведение с очень значительным влиянием романтизма. Творческий принцип этого романа сложен и до сих пор вызывает споры, потому что в нем сочетаются романтические и реалистические принципы.
    События романа происходят в экзотических южных краях, где господствуют вольные природные стихии. Это Кавказ, берег моря в «Тамани» — излюбленные места действия для романтических поэм Лермонтова. Это край свободной жизни, который Лермонтов воспевал в своей романтической лирике, опираясь на детские воспоминания о Кавказе, на романтическое творчество Пушкина. Здесь все находится в гармоническом единстве с окружающей обстановкой. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов уже не был романтически настроенным юношей, за его плечами был огромный жизненный опыт. Но это не означает, что романтизм перестал проявляться в произведениях Лермонтова. Образ Кавказа в романе не потерял своего романтического звучания и ореола.
    В «Герое нашего времени» и природа, и быт Кавказа показаны через восприятие Максима Максимыча, человека трезвого, рассудительного, которому чужды романтические настроения.
    Пейзаж в «Тамани» воспринимается двупланово. Он зрим, точен, реалистичен в оценках, но в нем есть и романтические мотивы — мотивы морской стихии и паруса. Печорин уподобляет себя людям, принадлежащим беспощадной и бурной стихии: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига…»
    Душа Печорина отказывается от спокойствия, вечно «просит бури», требует от мира чувств, событий, отношений, которые удовлетворяли бы романтическому максимализму. Лермонтов сближает Печорина с могущественной, величественной, экзотической природой юга, как сближал с ней своего Мцыри.
    Особенности лермонтовского романтизма в «Герое нашего времени» отражают противоречие между идеальными ценностями и доступной человеку действительностью — конфликт, характерный для русского общества в эпоху, когда восстание декабристов потерпело поражение и свободолюбивые идеи преследовались властью.
    Мир Печорина имеет типично романтическое расхождение на две сферы: главного героя и всего, что находится вне его и ему противостоит. Отношения между ними автор строит преимущественно в одном плане: притяжения — отталкивания, где любовь сменяется ненавистью, преклонение — насмешкой и презрением.
    В повести «Бэла» романтична ситуация, в которой существует Печорин, романтичны образы горцев, окружающих героя: Бэлы, Азамата, Казбича. Все они — цельные натуры, люди одной страсти, которые в проявлениях своих чувств не знают «золотой середины».
    Для Бэлы любовь — искреннее чувство, которое не поддается никакому влиянию, в отличие от Печорина, который потерял интерес к Бэле, добившись ее любви.
    Для Азамата нет препятствий в достижении его цели, он может отдать все, что угодно, за коня, которого он считает самым лучшим. Азамат — исключительная личность, его чувства обостренны, он не может терпеть, когда его дразнят, ничто не может остановить его стремление к исполнению его хотя бы незначительного желания.
    Характер Казбича героичен, хотя Максим Максимыч пытается представить его просто разбойником («…рожа у него была самая разбойничья»). Казбич, как и Азамат, проявляет упорство в достижении поставленной цели. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу.
    В «Тамани» также романтична ситуация, в которую попадает Печорин. В начале повести события окружены какой-то тайной. Романтичен образ девушки-контрабандистки, настроение которой причудливо изменяется, она тоже окружена ореолом загадочности, в ней много жизненных сил, смелости, решительности. «Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню» — такой видит ее Печорин.
    Романтичен и образ Янко, который «не боится бури». Деятельность контрабандиста всегда связана с риском для жизни. Но в конце повести Лермонтов показывает, насколько скуден внутренний мир контрабандистов: и Янко, и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа денег. Слепой мальчик получил от них только медную монетку, а старухе Янко говорит, что ей «пора умирать». В «Тамани» романтизм сочетается и сливается с реализмом: с одной стороны, ситуация таинственна и загадочна, а с другой — все таинственные и загадочные события получают вполне правдоподобное, естественное объяснение.
    Контрабандистов многое роднит с горцами: и те и другие живут легко, свободно, в отличие от Печорина. Лермонтов помещает главного героя в среду людей, образ жизни которых прямо противоположен его образу жизни, чтобы выявить пустоту и бесцельность жизни Печорина.
    Ни один герой в произведении не получает столь многосторонней и индивидуализированной характеристики, как Печорин. В нем проявляются черты романтического героя. Он выражает отно-
    шение Лермонтова к современному ему поколению, которое автор считал существующим без цели, бездействующим в то время, когда надо было преобразовывать общество. В значительной степени Печорин является носителем авторского мнения, хотя, конечно, нельзя считать автора и героя тождественными друг другу. Лермонтов показал в Печорине недостатки, которые он считал характерными для общества того времени. По авторскому признанию, Печорин — портрет многих людей, составленный из их пороков.
    Лермонтов показывает противоречивость характера героя, которая проявляется практически во всем: в отношении Печорина к жизни, к женщинам, к знакомым. «Целая моя жизнь, — говорит сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В романтических произведениях герой также вступает в противоречие с тем, что его окружает.
    Образ Печорина романтичен еще потому, что он противопоставлен остальным людям: контрабандистам, Казбичу, Азамату. Противоречиво и его отношение к Грушницкому: с одной стороны, он был бы рад помириться с ним, а с другой — он ничего не делает, чтобы пойти ему навстречу.
    Романтичен и способ выяснения отношений между Грушницким и Печориным — дуэль в горах. Лермонтов показывает напряженность ситуации, где ставка делается на жизнь.
    В «Княжне Мери» перед читателем раскрывается характер Печорина, раньше овеянный таинственностью. Главный герой — человек, не имеющий определенной цели в жизни, приносящий другим только страдания. В повести Печорин убивает Грушницкого, отвергает любовь Мери, причинив ей страдания.
    В княжне Мери живет свойственная юности романтическая мечтательность. Ей сначала нравился Грушницкий за то, что он носил «толстую солдатскую шинель», она видела в нем разжалованного офицера. Загадочность, странность Печорина заинтересовали ее, рассказ главного героя о том, что его не принял и не понял свет, вызвал у Мери сочувствие, вскоре перешедшее в любовь. Лермонтов противопоставляет Печорина всему «водяному обществу», показывает, что он лучше, чище Грушницкого, всех членов «водяного общества».
    В «Фаталисте» Лермонтов размышляет о том, может ли человек сам определять свою судьбу, или все в жизни человека решает неведомая и неотвратимая сила. Крайности, к которым прибегают Вулич и Печорин, чтобы проверить роль самого человека в решении его судьбы, также являются романтической чертой в романе.
    В целом «Герой нашего времени» — реалистический роман, в котором автор показывает жизнь своего поколения. Вообще у Лермонтова не было резкого перехода от романтизма к критическому реализму, в его творчестве оба направления развивались параллельно. Поэтому в «Герое нашего времени» присутствуют как романтические, так и реалистические черты. Вместе с тем русский романтизм исчерпал себя творчеством Лермонтова, на смену ему пришел критический реализм.

  7. Kiriris Ответить

    Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» – одно из главных открытий М.Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность считается результатом полученного героем светского воспитания, губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же кажется, что образ Печорина – это результат сочетания природного и общественного. Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние общественного, социального на характер человека), так и романтизм (влияние природного, индивидуального начала).
    Печорин чувствует в себе присутствие как бы двух людей: человека мыслящего и человека действующего. Здесь проявляется мотив двойственности, свойственный романтической литературе.
    Герои романа, как и все произведение в целом, призваны раскрыть центральный образ – образ Печорина. Это тоже признак романтической литературы, нацеленной на одного героя, одну личность. Кроме того, вокруг Печорина строится сюжет «Героя нашего времени». Этот образ проходит через весь роман и связывает его части в единое целое. В романе Печорин предстает перед нами как исключительная натура, обладающая выдающимся умом, высокими стремлениями, неистребимым желанием свободы. В связи с этим Печорина с полным правом можно назвать романтическим героем.
    Но, с другой стороны, Печорин – представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Получается, что он и реалистический герой тоже.
    Григорий Александрович не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему стало жаль Веру. Последнее свидание с Мери захватило героя с такой силой, что он был готов упасть к ее ногам. Рискуя жизнью, Печорин единственный бросился в хату к убийце Вулича. В то же время в повести «Бэла» главный герой предстает эгоистичным и черствым человеком. Он похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает девушку из родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает этого чувства. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни… мне с ней скучно». Мы видим, что герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, в отличие от Григория Александровича Печорина.
    Но автор позволяет взглянуть на своего героя и с другой стороны, увидеть Печорина его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование ведется от лица Максим Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, Ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне закона. При этом Лермонтов вовсе не идеализирует этих героев, как происходит в романтической литературе, а показывает их объективно.
    Печорин из любопытства позволяет себе вмешаться в жизнь «честных контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Но в итоге герой оказывается чужим и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.
    Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой. Здесь мы видим не просто повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в «высшем обществе», и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга.
    Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней герой размышляет о вере и безверии. Печорин, утратив Бога, утратил самое главное – моральные и нравственные ценности, опору. Победив в схватке с убийцей, герой впервые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким финалом автор утверждает возможность осмысленной деятельности вообще и для Печорина в частности.
    «Дневник Печорина» – это исповедь главного героя. На его страницах Печорин обо всем пишет по-настоящему искренне. Он полон пессимизма, потому что развитые обществом пороки толкают героя на страшные поступки, а природные задатки остаются невостребованными, не находят себе применение в жизни. По собственному признанию героя, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой смотрит со стороны и судит его.
    В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сочетает признаки реализма и романтизма. Черты этих двух направлений проявляются в сюжете, композиции, системе персонажей, при раскрытии образа главного героя. Вообще, образ Печорина, на мой взгляд, воплощает основную идею романа.
    В «Герое нашего времени» некоторые приемы, ведущие свое происхождение из литературы романтической, наиболее полно воплощаются в литературе реалистической. Например, принцип двойственности вносит психологизм в образ главного героя, так же, как и портрет, и пейзаж в романе.
    «Герой нашего времени» основан на сочетании реалистических и романтических черт, что особенно ярко проявляется в образе Григория Александровича Печорина.
    Беру!

  8. ЛюБлЮ сВоЮ жИзНь Ответить

    Образ Печорина — главного героя романа «Герой нашего времени» — одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность считается результатом полученного героем светского воспитания, губительного влияния на него дворянской среды, сложной эпохи. Мне же кажется, что образ Печорина — это результат сочетания природного и общественного. Значит, в его изображении присутствует как реализм (влияние общественного, социального на характер человека), так и романтизм (влияние природного, индивидуального начала).
    Печорин чувствует в себе присутствие как бы двух людей: человека мыслящего и человека действующего. Здесь проявляется мотив двойственности, свойственный романтической литературе.
    Герои романа, как и все произведение в целом, призваны раскрыть центральный образ — образ Печорина. Это тоже признак романтической литературы, нацеленной на одного героя, одну личность. Кроме того, вокруг Печорина строится сюжет «Героя нашего времени». Этот образ проходит через весь роман и связывает его части в единое целое. В романе Печорин предстает перед нами как исключительная натура, обладающая выдающимся умом, высокими стремлениями, неистребимым желанием свободы. В связи с этим Печорина с полным правом можно назвать романтическим героем.
    Но, с другой стороны, Печорин — представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Получается, что он и реалистический герой тоже.
    Григорий Александрович не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему стало жаль Веру. Последнее свидание с Мери захватило героя с такой силой, что он был готов упасть к ее ногам. Рискуя жизнью, Печорин единственный бросился в хату к убийце Вулича. В то же время в повести «Бэла» главный герой предстает эгоистичным и черствым человеком. Он похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает девушку из родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает этого чувства. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни… мне с ней скучно». Мы видим, что герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, в отличие от Григория Александровича Печорина.
    Но автор позволяет взглянуть на своего героя и с другой стороны, увидеть Печорина его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование ведется от лица Максим Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, Ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне закона. При этом Лермонтов вовсе не идеализирует этих героев, как происходит в романтической литературе, а показывает их объективно.
    Печорин из любопытства позволяет себе вмешаться в жизнь «честных контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Но в итоге герой оказывается чужим и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.
    Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой. Здесь мы видим не просто повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в «высшем обществе», и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга.
    Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней герой размышляет о вере и безверии. Печорин, утратив Бога, утратил самое главное — моральные и нравственные ценности, опору. Победив в схватке с убийцей, герой впервые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким финалом автор утверждает возможность осмысленной деятельности вообще и для Печорина в частности.
    «Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. На его страницах Печорин обо всем пишет по-настоящему искренне. Он полон пессимизма, потому что развитые обществом пороки толкают героя на страшные поступки, а природные задатки остаются невостребованными, не находят себе применение в жизни. По собственному признанию героя, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой смотрит со стороны и судит его.
    В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сочетает признаки реализма и романтизма. Черты этих двух направлений проявляются в сюжете, композиции, системе персонажей, при раскрытии образа главного героя. Вообще, образ Печорина, на мой взгляд, воплощает основную идею романа.
    В «Герое нашего времени» некоторые приемы, ведущие свое происхождение из литературы романтической, наиболее полно воплощаются в литературе реалистической. Например, принцип двойственности вносит психологизм в образ главного героя, так же, как и портрет, и пейзаж в романе.
    «Герой нашего времени» основан на сочетании реалистических и романтических черт, что особенно ярко проявляется в образе Григория Александровича Печорина.

  9. ALDEBARAN Ответить

    «Герой нашего времени» — цикл повестей, объединенных одним главным героем. Это реалистическое произведение с очень значительным влиянием романтизма. Творческий принцип этого романа сложен и до сих пор вызывает споры, так как в нем сочетаются романтические и реалистические принципы.
    События романа происходят на Кавказе, на берегу моря: излюбленное место действия для романтических поэм Лермонтова. Кавказ — край свободной жизни, который Лермонтов воспевал в своей лирике, опираясь на детские воспоминания, на творчество Пушкина. Здесь все находится в гармоническом единстве с окружающей обстановкой. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов уже не был романтически настроенным юношей. Но это не означает, что романтизм перестал проявляться в произведениях Лермонтова.
    В «Герое нашего времени» и природа, и быт Кавказа показаны через восприятие Максима Максимыча, человека трезвого, рассудительного, которому чужды романтические настроения.
    Пейзаж в «Тамани» воспринимается двояко. Он зрим, точен, реалистичен, по и нем есть и романтические мотивы — мотивы морской стихии и паруса. I1ечорип уподобляет себя людям, принадлежащим беспощадной и бурной стихии: «И, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига…»
    Душа Печорина отказывается от спокойствия, вечно «просит бури», требует от мира чувств, событий, отношений, которые удовлетворяли бы романтическому максимализму. Лермонтов сближает Печорина с могущественной, величественной, экзотической природой юга, как сближал с ней своего Мцыри.
    Особенности лермонтовского романтизма в «Герое нашего времени» отражают противоречие между идеальными ценностями и доступной человеку действительностью. Этот конфликт характерен для русского общества в эпоху, когда восстание декабристов потерпело поражение и свободолюбивые идеи преследовались властью.
    В повести «Бэла» романтична ситуация, в которой находится Печорин. Романтичны образы героев, окружающих героя: Бэлы, Азамата, Казбича. Все они — цельные м и уры, люди одной страсти, которые в проявлениях своих чувств не знают «золотой середины». Для Бэлы любовь — искреннее чувство, которое не поддастся никакому влиянию, в отличие от Печорина, который потерял интерес к Бэле, добившись ее любви. Для Азамата нет препятствий в достижении ш ли, он может отдать все, что угодно, за коня, которого он считает самым лучшим Лаама г исключительная личность, его чувства обострены, он не может терпеть, когда его дразнят, ничто не может остановить его стремления к исполнению хотя бы незначительного желания. Характер Казбича героичен, хоти Максим Максимыч пытается представить его просто разбойником («…рожа у пего была самая разбойничья»). Казбич, как и Азамат, проявляет упорство в достижении поставленной цели. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу.
    В «Тамани» также романтична ситуация, в которую попадает Печорин. В начале повести события окружены тайной. Романтичен образ девушки-контрабандистки, настроение которой причудливо изменяется. Она окружена ореолом загадочности, в ней много жизненных сил, смелости, решительности. «Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню» — такой видит ее Печорин. Романтичен и образ Янко, который «не боится бури». Деятельность контрабандиста всегда связана с риском для жизни. Но в конце повести Лермонтов показывает, насколько скуден внутренний мир контрабандистов: и Янко, и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа денег. Слепой мальчик получил от них только медную монетку, а старухе Янко говорит, что ей «пора умирать». В «Тамани» романтизм сочетается и сливается с реализмом: с одной стороны, ситуация таинственна и загадочна, а с другой — все таинственные и загадочные события получают вполне правдоподобное, естественное объяснение.
    Контрабандистов многое роднит с горцами: и те и другие живут легко, свободно, в отличие от Печорина. Лермонтов помещает главного героя в среду людей, образ жизни которых прямо противоположен его образу жизни, чтобы выявить пустоту и бесцельность жизни Печорина.
    Ни один герой в произведении не получает столь многосторонней и индивидуализированной характеристики, как Печорин. В нем проявляются черты романтического героя. Он выражает отношение Лермонтова к современному ему поколению, которое автор считал существующим без цели, бездействующим в то время, когда надо было преобразовывать общество. В значительной -степени Печорин является носителем авторского мнения, хотя, конечно, нельзя считать автора и героя тождественными друг другу. Лермонтов показал в Печорине недостатки, которые он считал характерными для общества того времени. По авторскому признанию, Печорин — портрет многих людей, составленный из их пороков.
    Лермонтов показывает противоречивость характера героя, которая проявляется практически во всем: в отношении Печорина к жизни, к женщинам, к знакомым. «Целая моя жизнь,— говорит сам Печорин,— была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В традиционных романтических произведениях герой всегда вступает в противоречие с тем, что его окружает.
    В целом «Герой нашего времени» — реалистический роман, и котором автор показывает жизнь своего поколения. Вообще, у Лермонтова не было резкого перехода от романтизма к критическому реализму, в его творчестве оба направления развивались параллельно. Поэтому в «Герое нашего времени» присутствуют как романтические, так и реалистические черты. Вместе с тем русский романтизм исчерпал себя творчеством Лермонтова, на смену ему пришел критический реализм.

  10. Oghmagda Ответить

    «Герой нашего времени» – первый социально-исторический роман в русской литературе. В этом произведении отразились особенности творческой манеры М. Ю. Лермонтова. Хотя в своей основе это безусловно реалистический роман, но в нём ярко проявились и черты романтизма. Слияние различных приёмов литературного изображения характерно как для персонажей, так и для пейзажных зарисовок. Следует отметить, что черты романтизма и реализма проявляются в той или иной части романа в разной степени. Последовательно отражены они, пожалуй, в образе главного героя произведения.
    Григорий Александрович Печорин – исключительный человек, но для того чтобы считаться романтическим героем, ему не хватает исключительных обстоятельств. Этот образ погружён в реалистические описания быта и нравов XX века. Можно сказать, что Печорин сам создаёт для себя в той или иной мере исключительные обстоятельства, пытаясь найти применений своим силам. Он «и жить торопится, и чувствовать спешит», хотя в дневнике пишет о том, что устал от жизни, он слишком хорошо знает людей. Основополагающий принцип Печорина- «срывать цветы удовольствия», раскрывать суть человеческой натуры, на мой взгляд, отражает синтез романтических и реалистических черт его характера.
    Особенно ярко проявились элементы романтизма в главе «Тамань». Печорин олицетворяет собой в данном случае то «зло», разрушительное начало, о котором так любили писать все романтики! Кроме того, в этой главе и другие персонажи романтизированы. Можно соотнести в определённой степени контрабандистов с романтическими «благородными разбойниками»; отдельные описания природы содержат в себе элементы реализма и романтизма. Но особенность пейзажных зарисовок, а том, что автор предлагает вполне реалистическое изображение города и окружающей природы, а право отразить личное восприятие даёт герою. Именно в восприятии пейзажа Печориным можно отметить некоторую романтичность, что служит дополнительным средством раскрытия характера персонажа. Вспомним, например, описание моря: «Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительные маяка сверкали на тёмно-синем своде. Тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу». Можно отметить использование традиционных для писателей-романтиков эпитетов и сравнений: одинокая лодка; тяжёлые волны; звёздочки, как два спасительных маяка. Если сопоставить эту пейзажную зарисовку с описанием Тамани, которое даёт тот же Григорий Печорин в начале или в конце главы, легко увидеть различия между ними, обусловленные выбором манеры описания. Кроме того, мастерство Лермонтова проявилось в том, что в романе практически нет описаний природы, которые даны только для изображения места действия, они служат и для характеристики героя. Так, можно сказать, что двойственность натуры Печорина отразилась и в восприятии природы в разных обстоятельствах.
    Отнюдь не случайно Печорина сравнивают с романтическими героями М. Ю. Лермонтова, например такими, как Арбенин и Мцыри. Известный литературный критик А. Григорьев писал, что Печорин- «смесь арбенинских беззаконий со светскою холодностью и бессовестностью Звездича: существо совершенно двойственное…». Сохраняя отдельные романтические “черты в образе Печорина, писатель в то же время пытается в «Герое нашего времени» развенчать романтическую натуру. Грушницкий – персонаж, который необходим автору не только как своеобразный антипод Григория Александровича, но и как, можно сказать, карикатура на романтического героя. К Грушницкому можно применить пушкинские слова: «Уж не пародия ли он?» И ответить на этот вопрос утвердительно. Такой образ в романе необходим для того, чтобы «Печорин, глядя на него, как можно более любовался собою, и чтобы другие, глядя на Грушницкого, более любовались Печориным». Если претензии юнкера на романтизм смешны и жалки, то у Григория Александровича они привлекательны, ему в полной мере присуще «обаяние зла». Однако Печорин – реалистический образ. Известны не только биография героя, обстоятельства его жизни, но и взаимоотношения с другими персонажами, психологически верное изложение его мыслей, чувств, восприятие действительности.
    Ю. М. Лотмак говорил, что Печорин находится в конфликте со своим временем потому, что идеи романтизма, которые иногда просматриваются в поступках и действиях героя, были совсем не актуальны в обществе первой половины XX века. Вероятно поэтому Лермонтов назвал своё произведение – «Герой нашего времени», тем самым давая читателю понять, что типичного представителя эпохи можно определить не только как человека из массы, из толпы, но и как уникальную в своём роде личность.
    Таким образом, в романе представлено сложное переплетение двух литературных направлений – романтизма и реализма. Однако особенность композиции и система образов этого произведения позволяют говорить, что «Герой нашего времени» не только реалистический, но и социально-бытовой роман.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *