Какие чувства испытывает поэт пророк в шумном граде ответ обоснуйте?

16 ответов на вопрос “Какие чувства испытывает поэт пророк в шумном граде ответ обоснуйте?”

  1. Perinrad Ответить

    История создания
    Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.
    Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.
    Тема
    Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.
    Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.
    Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.
    Композиция
    Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.
    Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.
    Средства выразительности
    Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.
    Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
    Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

  2. Vutilar Ответить

    Перед анализом стихотворения. «Пророк» следует вспомнить одноименное стихотворение Пушкина и библейский смысл этого понятия.
    1. Почему поэт-пророк отвергнут толпой?
    2. Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
    3. Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Почему сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
    4. В чем истинное предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
    5. Охарактеризовать лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.
    6. Сопоставить стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
    7. Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
    8. Составить к стихотворению словарик старославянизмов. Какой характер они придают тексту?
    Вывод:
    Поэты-пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен. Они отверженные и могут найти себе пристанище только в мире природы.

  3. QITEMYZ Ответить

    Перед анализом стихотворения. «Пророк» следует вспомнить одноименное стихотворение Пушкина и библейский смысл этого понятия.
    1. Почему поэт-пророк отвергнут толпой?
    2. Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
    3. Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Почему сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
    4. В чем истинное предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
    5. Охарактеризовать лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.
    6. Сопоставить стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
    7. Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
    8. Составить к стихотворению словарик старославянизмов. Какой характер они придают тексту?
    Вывод:
    Поэты-пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен. Они отверженные и могут найти себе пристанище только в мире природы.

  4. sicknees Ответить

    Вопросы и задания к стихотворению «Родина»
    На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? (1—6-й стихи — первая часть; 7—14-й стихи — вторая часть; 15—26-й стихи — третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.) Вопросы для анализа первой части 1. Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чей рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
    2. Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
    3. Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?
    4. При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого Вопросы для анализа второй части 1. Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что 2. Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
    3. Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста второй части?
    4. Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять, длинным, 6-стопным?
    Вопросы для анализа третьей части 1. Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?
    2. Как меняется поэтическое пространство текста в третьей части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.) 3. Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
    4. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу…», можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднений можно предложить вопросы, составленные учителем.
    1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
    2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Почему почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
    3. Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во 2-й строфе?
    4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?
    5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
    6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
    7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
    Итог урока. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями, а полная «свободы и покоя». В истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни, изучение которых ведет к более глубокому пониманию смысла, помогает восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций текста.
    После изучения лирики Лермонтова возможно итоговое домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.
    Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
    Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.
    Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
    Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь.
    Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
    Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
    Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
    В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
    1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
    2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
    3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.
    4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».
    5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
    6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.

  5. PUTIBUFY Ответить

    Вопросы и задания к стихотворению “Родина”:
    1. На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? ( 1- 6 стихи – первая часть; 7 -14 стихи – вторая часть; 15 – 26 стихи – третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций ).
    Первая часть:
    Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
    Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
    Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?
    При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
    Вторая часть:
    Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?
    Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
    Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?
    Третья часть:
    Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже ?
    Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми).
    Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
    Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?
    Вопросы и задания к стихотворению “Выхожу один я на дорогу
    Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
    Каковы ключевые слова первого катрена? Какое настроение подчеркнуто словами “один”, “кремнистый путь”, “пустыня”? Почему почти рядом стоят слова “дорога” и “путь”? Каков философский смысл этих предметных реалий?
    Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во второй строфе?
    Какое настроение передается восклицательными интонациями третьей строфы?
    Какие элементы художественной формы 1 – 3 строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
    Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4 – 5 строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением “Благодарность”), а высшей ценностью называет любовь?
    Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
    На уроках-практикумах можно обучать школьников аспектному анализу лирического стихотворения, то есть не давать всестороннего анализа текста, замечая особенности разных слоев его художественной структуры, а подробно остановиться на каком-то одном смыслообразующем элементе.
    Для понимания лирического стихотворения очень важна способность видеть пространственно-временные отношения в лирическом тексте. Если в эпическом повествовании приоритетным становится художественное время (автор пытается изображать течение жизни в жизнеподобных образах объективно, прячась за особенностями эпического повествования; лирическое начало здесь предельно завуалировано), то в лирическом тексте на первый план выступает художественное пространство. Время здесь не целостно, а представлено как бы мгновенными картинами, кадрами, вызывающими определенные чувства. Важную роль в выявлении этих пространственных отношений текста могут играть предлоги и наречия с пространственным значением. Этот аспект вызывает у школьников наибольшие трудности, так как в школьной практике подобному анализу не уделяется должного внимания.
    Попытаемся с этой точки зрения проанализировать стихотворение М. Лермонтова “Парус”.
    Три строфы “Паруса” построены по одной модели: первые два стиха рисуют картину природы, а вторые – изображают внутреннее состояние “наблюдателя”, следящего за парусом. Так, в первой строфе парус и “наблюдатель” далеко друг от друга. Один – на берегу, а другой – “в тумане моря”. Но есть ключевое слово, которое их сближает – “одинокий”. Картина мира внешнего спокойная, но не совсем ясная, и одинокий парус привлекает внимание лирического субъекта именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности души передается вопросительными интонациями третьего и четвертого стиха. В тревожной человеческой душе возникает предположение, что там, “в тумане моря”, “в стране далекой”, может быть, есть спасение от одиночества, от тех душевных потрясений, которые суждены “в краю родном”.
    Во второй строфе пространственная картина меняется. Окружающий мир как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть “наблюдатель” как бы переместился “с берега” в открытое море, и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? А, может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и, к сожалению автора, не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь “увы”, выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастья смятенному человеку, так как счастье – это состояние души, а не состояние мира, и нельзя убежать от самого себя.
    В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармоничная, светлая и яркая. В ней и “струя, светлей лазури”, и “луч солнца золотой”. Невольно вспоминается “Золото в лазури”. Но эта картина соотносится с состоянием лирического субъекта по контрасту. Вокруг все прекрасно и равнодушно, мир природы лишен страстей, наполняющих душу человека.
    Но безграничный мир природы наполнен чувствами лирического “я”, состоянием его смятенности. Это усиливается и изменением пространства текста. Если в первой строфе пространство как бы расположено горизонтально и параллельно ровной морской глади, то во второй строфе оно уже колеблемо ветром, от которого “играют волны”, а в третьей строфе как бы становится “на ребро”, воспринимается в вертикальном измерении. На это указывают нам пространственные предлоги “под” и “над”, указывающие на отношения верха и низа. Таким образом, мир реальный “растет” в вертикальном измерении, он простирается уже от водной глади до самого солнца, но не может успокоить смятенную душу и воспринимается лирическим субъектом наполненным мятежными страстями.
    Кстати, слово “мятежный” во времена Лермонтова не ассоциировалось со словом “мятеж” в его “революционном” значении. Его однокоренные слова сегодня уже считаются разошедшимися в значениях. А ведь было одно лексическое гнездо: мятежный – смятение – метаться – метель. Поэтому в начале XIX века слово “мятежный” означало “беспокойный”, “мечущийся”. Как тут не вспомнить пушкинское, из “Онегина”: “Им овладело беспокойство, // Охота к перемене мест. // Весьма мучительное свойство, // Немногих добровольный крест”.
    Кульминация чувства в стихотворении Лермонтова находится именно в последней строфе. И опять же рядом с ключевыми образами паруса и “наблюдателя” появляется и третий – образ автора, которому понятно, что в бурях нет покоя. (А, может быть, это тот же “наблюдатель”, но после того, как сам побывал под парусом и понял, что нет выхода в “перемене мест”. И бури он просит по этой же причине: раз в мире нет места, где смиряется тревога души, то стоит ли жить, или нужно доказать самому себе свою ценность, сразившись с бурей). Смысловой доминантой становится здесь слово “как будто”, появляющееся в последнем стихе и еще раз показывающее иллюзорность поисков счастья в попытке убежать от самого себя.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что пространственные отношения в “Парусе” становятся смыслообразующими и помогают понять, что это стихотворение созвучно общему состоянию лирики Лермонтова и его лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.
    Особенностями читательского восприятия учащихся 10-11 классов становятся интерес к проблемам исторических и эстетических связей искусства и жизни, внимание к художественной форме произведения, способность к целостному представлению об историко-литературном процессе и творческом пути отдельного поэта и возможность изучения лирического текста в культурологической парадигме эпохи и мировом культурном процессе. Выпускник средней школы способен сам составить программу чтения по определенной проблеме, наметить круг изучения художественных и литературно-критических работ, организовать библиографический поиск. Поэтому в 10 – 11 классах необходимо сформировать у учеников способность к глубокой и оригинальной самостоятельной оценке лирического текста, установить внутренние связи стихотворения с творчеством поэта, русской литературой изучаемой эпохи, мировым историко-литературным и общекультурным процессом. Каждый лирический текст должен уже рассматриваться контекстуально, поэтому наряду с уже известными приемами развития читательского восприятия актуальными станут поиски связей лирического текста с биографией поэта, культурой прошлого, литературными манифестами, определяющими поэтическую платформу, критическими оценками современников и т. д.
    Учащиеся с интересом выполняют исследовательские задания, связанные с сопоставлением первоначальной и окончательной редакций текста, составлением историко-биографических, историко-культурных комментариев, выяснением связей лирических текстов с другими искусствами, сопоставлением художественного творчества и идейно-эстетической платформы того или иного поэта.
    В 11 классе должна быть до конца сформирована вся система умений, связанных с анализом и интерпретацией лирического текста, необходимых для послешкольного литературного самообразования. Ведь только совершенствование читательской культуры и читательского восприятия, органически вплетенное в школьное преподавание литературы, предполагает развитие способностей наслаждаться искусством, воспитание внутренней культуры, которая помогает углублению связей между непосредственным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий в их функциональном аспекте.
    Уроки-лекции
    В10 – 11 классах для обучения анализу лирических текстов можно организовать уроки-лекции, в которых будут сочетаться разные подходы к анализу лирических текстов. На этих уроках возможен показ образцов анализа текстов и обучение интерпретации отдельных стихотворений в контексте всего творчества поэтов
    В качестве примеров, демонстрирующих пути развития читательского восприятия и понимания лирики старшеклассниками на уроках-лекциях, приведем варианты изучения тем “Н. Гумилев” и “Н. Заболоцкий” в 11 классе.
    Уроки по творчеству Н. С. Гумилева можно озаглавить строчкой из стихотворения В. Брюсова “Поэту”: “Все в жизни лишь средство // Для ярко-певучих стихов … “. Само название урока содержит проблему восприятия: все ли в жизни способно рождать ярко-певучие стихи? Прав ли Брюсов в этом? В ходе урока учащиеся попытаются приблизиться к решению этой проблемы. Эпиграфом к уроку станут поэтические строки из стихотворения А. Ахматовой:
    Он любил три вещи на свете:
    За вечерней пение, белых павлинов
    И стертые карты Америки …

    Эта характеристика, данная Н. Гумилеву А. Ахматовой, как бы будет проверяться всей логикой урока. Действительно ли характерные черты Николая Гумилева-поэта – это любовь к возвышенному (“за вечерней пение”), экзотическому (“белых павлинов”), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий (“стертые карты Америки”)? А что еще? Эпиграф сразу настраивает учащихся на восприятие гумилевской лирики, усиливает первоначальное восприятие и “погружение” в любимые учителем стихи Гумилева, с которых можно начать урок. Это может быть стихотворение “Жираф” или отрывки из лирического цикла “Капитаны”. Кроме того, на доске можно записать названия десяти поэтических сборников Н. Гумилева:
    “Путь конквистадоров” (1905)
    “Романтические цветы” (1908)
    “Жемчуга” (1910)
    “Чужое небо” (1912)
    “Колчан” (1916)
    “Костер” (1918)
    “Фарфоровый павильон” (1918)
    “Огненный столп” (1921)
    “Шатер” (1921)
    “Стихотворения. Посмертный сборник” (1922) –

  6. YanFox Ответить

    Перед анализом стихотворения. «Пророк» следует вспомнить одноименное стихотворение Пушкина и библейский смысл этого понятия.
    1. Почему поэт-пророк отвергнут толпой?
    2. Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
    3. Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Почему сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
    4. В чем истинное предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
    5. Охарактеризовать лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.
    6. Сопоставить стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
    7. Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
    8. Составить к стихотворению словарик старославянизмов. Какой характер они придают тексту?
    Вывод:
    Поэты-пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен. Они отверженные и могут найти себе пристанище только в мире природы.

  7. Fenrikinos Ответить

    Наезднику в горах служил он много лет, Как брату старшему и другу, Не по одной груди провел кровавый след И не одну порвал кольчугу.
    Окончательный вариант:
    Наезднику в горах служил он много лет, Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.
    Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»
    1. Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу стихотво рения?
    2. Какие чувства вызывает у читателя история кинжа ла? Чем отличаются интонации 1—3 й и 4—6 й строф?
    В чем драматизм этой истории?
    3. Почему в стихотворении, которое называется «По эт», более половины текста посвящено истории кинжала?
    4. Какая поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия? Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека? Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный «наряд» для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и истории кинжала в целом?
    5. Каким высоким предназначеньем наделена поэзия в 8—9 й строфах? Какие художественные средства это под черкивают?
    6. Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
    Индивидуальные задания 1. Сопоставить 3 ю и 10 ю строфы. Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
    2. Почему в 7 й и 11 й строфах преобладают вопроси тельные интонации, а не утверждение?
    3. Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал».
    Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтическо го творчества, незначительна, истинную ценность пред ставляет собой только внутреннее содержание. В услови ях экстремальных стремление к внешним эффектам — поведение постыдное. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии утратило свою былую мощь. Те перь, по мнению Лермонтова, поэтическое творче ство — игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на зла то», его «тешат блестки и обманы», то есть внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до вре мени состарившийся мир.
    Группа 3. «Пророк»
    Перед анализом стихотворения «Пророк» следует вспомнить одноименное стихотворение Пушкина и библей ский смысл этого понятия.
    Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»
    1. Почему поэт пророк отвергнут толпой?
    2. Почему истинное признание он обрел в пустыне?
    Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
    3. Какие чувства испытывает поэт пророк в «шумном граде»? Почему сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
    4. В чем истинное предназначение поэта? Почему со циальный мир враждебен ему?
    5. Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворе ния. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.
    Индивидуальные задания 1. Сопоставить стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
    2. Как соотнесены образы стихотворения с библейски ми сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангель ским текстам?
    3. Составить к стихотворению словарик старославя низмов. Какой характер они придают тексту?
    Вывод Поэты пророки не признаны «в шумном граде», их про роческий дар никому не нужен. Они отверженные и могут найти себе пристанище только в мире природы.
    Итог урока Бездуховность света, «блестки и обманы» жизни поро дили бесславное поколение, у которого нет будущего. По эзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффек там заслоняет истинную сущность поэзии, которая уже не способна «глаголом жечь сердца людей».
    Домашнее задание Составить тезисный план ответа на тему «Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова», подобрав нужные цитаты. Выучить наизусть и письменно проанализировать одно из стихотворений на эту тему. Подготовить индивидуальные задания для следующего урока или выразительное чтение стихов для участия в поэтической эстафете (по выбору).
    Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нищий». «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Расстались мы, Лермонтов хотел… идеальной, недостижимой любви, В. Солоухин. «По небу полуночи ангел летел…»
    I. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова В учебник включены такие шедевры любовной лирики, как «Нищий» (1830), «Поцелуями прежде считал…»
    (1832), «Расстались мы; но твой портрет…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…» (1837) и «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841). Лирика любви окрашена в драматиче ские тона, причем трагизм чувств от стихотворения к стихотворению нарастает.
    В начале урока можно организовать поэтическую эста фету и по очереди прочитать несколько стихотворений.
    Это могут быть как ранние стихи: «Монолог» («Поверь, ни чтожество есть благо в высшем свете…»), «Опасение»
    («Страшись любви: она пройдет…», «Незабудка (Сказка)», «К Сушковой», «Благодарю!», «К Л.» («У ног других не забывал…»), «К Н. И.» («Я не достоин, может быть…», «Пусть я кого нибудь люблю…», «К*» («Прости! — Мы не встретимся боле…»), так и поздние: «Слышу ли голос твой…», «Как небеса, твой взор блистает…», «Она по ет — и звуки тают…», «А. О. Смирновой» («В простосерде чии невежды…») и др.
    Эмоциональному настрою урока может способствовать прослушивание романса А. Даргомыжского на стихи Лер монтова «Отчего» («Мне грустно потому, что я тебя люб лю…»).

    На уроке возможны и небольшие сообщения учащихся о самостоятельном анализе стихотворений «Поцелуями прежде считал…» и «Я не хочу, чтоб свет узнал…».
    Учащимся продвинутого уровня можно предложить со поставить стихотворение Лермонтова «Она не гордой кра сотою…» со 130 м сонетом В. Шекспира «Ее глаза на звез ды не похожи…» в переводе С. Я. Маршака.
    Центральная часть урока может быть организована в форме устного журнала, страницы которого будут посвяще ны адресатам любовной лирики Лермонтова.
    Стихотворение «Нищий» написано летом 1830 года, ко гда Лермонтов с компанией молодежи отправился пешком из Середникова в Троице Сергиеву лавру. Так родился об раз обители святой, созданный в первой части текста. Око ло храма молодые люди подали милостыню слепому, кото рый рассказал им о том, что накануне ему кто то положил в чашку для пожертвований «камушки». Текст посвящен Е. А. Сушковой, которую друзья называли по английски miss black’eyes (черноокая). Именно ей принадлежат воспомина ния, в которых рассказывается об этом случае.
    Вопросы и задания к стихотворению «Нищий»
    1. Какова композиция стихотворения? По какому прин ципу оно построено?
    (Стихотворение состоит из двух частей, построенных по принципу развернутого сравнения.) 2. О чем это стихотворение? Каковы его ключевые об разы?
    (Это стихотворение о трагической, неразделенной люб ви. Ключевые образы — это Он и Она. Образ нищего, имеющий реальную основу, становится в стихотворении образом воображаемым. Образы хлеба и камня соотносят стихотворение с евангельскими сюжетами.) 3. Найдите в первой части стихотворения старославя низмы. Какой характер они придают тексту?
    (Старославянизмы у врат, от глада, являл наполняют текст торжественностью, исключительностью изображен ной картины.) 4. В чем лирический герой упрекает свою возлюбленную?
    (Он считает, что она обманула его «лучшие чувства», ко гда он «молил» ее «любви», что ее любовь была подобна камню, положенному в руку бедняку, просящему хлеба.) Жизненная ситуация, о которой Е. А. Сушкова пишет в воспоминаниях, становится в стихотворении вымышлен ной, так как это только сравнение к главной теме тек ста — несчастной любви. Любовь для лирического «я» — необходимое условие жизни. Она нужна ему, как кусок хле ба голодному. «Хлеб» и «камень» — образы символы, обо значающие полярные понятия: тепло и холод, любовь и не нависть, добро и зло, жизнь и смерть. Поэтому ситуация неразделенной любви поднимается здесь на философский уровень и мыслится во вселенском, бытийном масштабе.
    Страница 2. «Расстались мы; но твой портрет…»
    Адресат этого стихотворения — Варвара Александров на Лопухина1, которую поэт В. Солоухин считал единствен ной любовью М. Ю. Лермонтова. В статье «По небу полуно чи ангел летел…» Солоухин пишет:
    «…Через всю свою жизнь поэт пронес одну единствен ную огромную, неизменную глубокую любовь к одной жен щине. Конечно… были увлечения, были стихи в альбомы…
    … Но есть и множество стихов, когда они и не посвяще ны как будто никому… и в то же время… у них есть таин ственный адресат. Она, эта женщина, более всех других от вечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило в душе поэта и что он ревностно оберегал от прикосновения чужих рук, взглядов и даже чувств. Одной ей он мог бы от дать свою душу, с одной ею мог бы вспомнить то, что ста рался вспомнить всю жизнь, она одна, короче говоря, отве чала его душевному чистому идеалу. Но никогда, ни разу любящий поэт не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой…» Вареньке Лопухиной посвящено не сколько десятков стихотворений, ее чистый образ навеял поэту черты Тамары в поэме «Демон». «…Безнадежны ми, — пишет В. Солоухин, — их отношения стали, когда Ва ренька вышла замуж в 1835 году». В 1837 году появляется стихотворение «Расстались мы; но твой портрет…». Хоро шо подготовленные ученики могут познакомиться с интер претацией этого стихотворения Ю. М. Лотманом2.
    Вопросы и задания к стихотворению «Расстались мы;
    1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
    (Стихотворение проникнуто горечью разлуки, причем ли рический герой понимает, что это расставание навсегда.) 2. Как соотносятся центральные образы стихотворения?
    («Я» и «ты», как центральные образы интимной лирики соотносятся в этом стихотворении своеобразно. Они раз лучены навсегда, о чем говорит лексическое значение гла гола расстались, но уже в первом стихе сведены в единое В лермонтоведении есть версия, что стихотворение обраще но к Е. А. Сушковой.
    Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. — Л., 1972. — С. 174—179.
    «мы». Далее, несмотря на то, что расставание уже сверши лось, полного разъединения все же не произошло: «твой портрет» хранится на «моей груди» и радует «мою душу».) 3. Как изменяется ритм стихотворения по ходу текста?
    (Ритм первой строфы плавный, задумчивый. Она напол нена воспоминаниями, которые рождают чувство радости, хотя портрет — лишь «бледный призрак». Во второй стро фе ритм убыстряется, оно наполнено сильными чувствами, яркими красками. Такое ощущение создают слова страсть, не мог разлюбить, храм, кумир.) 4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения?
    (Пространство стихотворения можно условно разделить на три части: низ (земля), верх (небо) и промежуточное про странство, то есть то, что соединяет земное и небесное. Ес ли проанализировать последовательность существительных, относящихся к образу «я», можно заметить, что лирическое «я» все время «разрывается» между земным и небесным:
    Небо Промежуточное пространство Земля Такое же развитие можно проследить, анализируя и глагольные формы:
    Небо Промежуточное пространство Земля Стихотворение начинается как бы в низшей точке и за тем поднимается вверх, затем спад и снова подъем к вер шине, потому что верх всего — Бог. Поэтому не случайно, что предложение со словом Бог — восклицательное.) 5. Какие смыслы приобретают в этом тексте союзы?
    (Союзы передают движение в поэтическом простран стве снизу вверх: от «но» (на земле) настроение движется к «и», соединяющему земное и небесное, а затем к наречию «так», которое как бы подводит итог, находясь в высшей точке поэтического пространства.) 6. Охарактеризуйте функциональную роль эпитетов.

  8. Dawnterror Ответить

    ПРОРОК
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Посыпал пеплом я главу,
    Из городов бежал я нищий,
    И вот в пустыне я живу,
    Как птицы, даром божьей пищи;
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Когда же через шумный град
    Я пробираюсь торопливо,
    То старцы детям говорят
    С улыбкою самолюбивой:
    “Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами:
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его! ”
    1841
    Одно из последних произведений Лермонтова — «Пророк» (1841). Речь идет о приобщении человека к тайнам бытия. Стихотворение продолжает пушкинского «Пророка» , но непохоже на него ни по содержанию, ни по стилю. Лермонтовский герой тщетно пытался «глаголом жечь сердца людей» («Провозглашать. . .любви / И правды чистые ученья» ) . Люди с ним не разговаривают, гонят его прочь, слушают его только звезды в пустыне, где ему покорна и «тварь. . .земная» . Лермонтов вошел в литературу со словами «невольник чести» , а ушел из жизни, занеся на бумагу слова злобных гонителей пророка: «…Как презирают все его! » Бог с ним также не говорит, но оставил не пророка, а людей, считающих его глупцом. Теперь он не горд, «через шумный град» пробирается «торопливо» . Однако пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, ибо сам он верен себе и «завету предвечного» . Потому и достоинство пророка, подвергаемого поруганию ничтожествами, для автора несомненно. В лермонтовском «Пророке» гораздо меньше, чем в пушкинском, старославянизмов. Относительная нейтральность стиля — подчеркнутая, по словам литературоведа Л. Гинзбург, «такими рифмами, как вас — нас, него — его, — придает теме пророка-поэта, судьбе пророка-поэта характер особой суровости. С особой значительностью звучат в этом контексте слова: угрюм, худ, бледен, наг, беден, — они не нуждаются в дополнении. Отказ от стилизации имеет здесь и другое значение: он приглушает библейский план стихотворения и выдвигает вперед другой план, подразумеваемый, — современность. Надо оговорить, что герой стихотворения не поэт, а именно боговдохновенный пророк, тут нет никакой аллегории. Но Лермонтов, безусловно, подразумевал и судьбу поэтов-пророков, не исключая своей. Пишет он тем самым и о современности тоже, однако прежде всего о типичной общечеловеческой ситуации.

  9. Turg Ответить

    07.06.2014, 15:35
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Эту тему можно обсудить, анализируя стихотворения «Поэт»
    и «Пророк».
    Вопросы и задания к стихотворению
    «Поэт»

    Как можно охарактеризовать поэтические интонации
    стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
    Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более
    половины текста посвящено истории кинжала?
    Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем
    отличаются интонации 1—3-й и 4—6-й строф? В чем драматизм истории кинжала?
    Какое предназначение было для кинжала естественным? Какая
    поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия?
    Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они
    придают описаниям?
    Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом
    человека? Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный
    «наряд» для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и история
    кинжала в целом?
    Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8—9-й
    строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?
    Сопоставьте 3-ю и 10-ю строфы. Какой подтекст при этом
    выявляется? Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
    Почему в 7-й и 11-й строфах преобладают вопросительные
    интонации, а не утверждение?
    Итог
    анализа.
    Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического
    творчества, — незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее
    содержание. В условиях экстремальных стремление к внешним эффектам — поведение
    постыдное. Некогда великое, значительное предназначение поэзии для «толпы»
    утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество
    — игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и
    обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени
    состарившийся мир.
    Вопросы и задания к стихотворению
    «Пророк»

    Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с
    «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих
    стихотворениях?
    Как соотнесены образы стихотворения с библейскими
    сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
    Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
    Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное
    признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
    Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»?
    Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
    В чем же истинное предназначение поэта? Почему социальный
    мир враждебен ему?
    Итог
    урока. Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила
    свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную
    сущность поэзии, которая уже не способна «глаголом жечь сердца людей».
    Поэты-пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.
    Бездуховность света, «блестки и обманы» жизни породили бесславное, потерянное
    поколение, у которого нет будущего.

  10. Karmen Ответить

    «Пророк» , написанный в 1841 году, — одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. «Пророк» Лермонтова сознательно продолжает пушкинского «Пророка» , написанного в 1826 году. Сюжет Пушкинского «Пророка» — это становление пророка. Лермонтовского — это жизнь поэта, ставшего пророком.
    Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненуж¬ного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало.
    Страстная, мятущаяся душа лирического героя не знает покоя, «из пламя и света рожденное слово» жжет и стремится воспламенить других «железным стихом, облитым горечью и злостью» . Как показательна с этой точки зрения тематическая рифма в «Пророке» : «ученья» — «каменья» . Каменья брошены в непризнанного «Пророка» , но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих» .
    В библейском смысле пустыня — это символ страдания и очищения. Недаром здесь и только здесь поэту может явиться посланец Неба — «шестикрылый серафим» , который производит страшные, болезненные, но необходимые для будущего рождения пророка преобразования поэта, а «перепутье» — это символ духовного поиска.
    Именно в пустыне пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи» , тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет предвечного» , ему не только «тварь покорна …земная» , но его слушают звезды, «лучами радостно играя» . Одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием.
    Основа стихотворения — библейские источники, Плач Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимо¬отношениях пророка и тех, кому он хотел служить) .
    Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка — свой. Но главное для любого из пророков — хранить свято «завет предвечного» и несмотря ни на что нести его людям. Когда-то Лермонтов задавался вопросом:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Пророк «проснулся» , но теперь он стал мудрее: людской род несовершенен, и пороки, и злоба присущи ему; но есть в нем то, что вызывает «странную любовь» поэта, которая одна может найти путь к сердцам людей и принести им слово любви Божественной.
    Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом поэт видел свой долг перед современ¬никами.
    Поэт обладает даром пророчества.
    В стихотворении церковно-славянская лексика уступает современному язы¬ку – это переносит в настоящее, лишает торжественности.
    У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока» : он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои// Бросали бешено каменья» .
    1. Жанр. Элегия
    2. Размер — четырехстопный ямб с пиррихием. В стихотворении больше взрывных согласных «посыпать пеплом главу» «и бежать из городов в пустыню, что создает определенную напряженность и прерывистость звучания и акцентировка на гласном.
    Библейская лексика

  11. YWENUNE Ответить

    В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему «поэта и поэзии» . К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение «Пророк» .
    Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы «кризиса» , и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение» , а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: возможно ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой». ) Поэту необходим «жар сердца» : только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул, / И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул». ) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.
    Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал» . Он, «томимый духовной жаждой» , в «пустыне мрачной влачился» . Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом» , который производит с ним определенные действия – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи» .
    Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: «моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон» . Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.
    В третьей части поэт слышит «Бога глас» , который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей» . Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать «богоизбранности» . Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, – это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв. Нравственный закон – тот «глас Божий» , который к поэту «воззвал» . И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *