Какие должны быть поля в дипломной работе?

20 ответов на вопрос “Какие должны быть поля в дипломной работе?”

  1. Braris Ответить

    Каждый ВУЗ предъявляет свои собственные требования к оформлению дипломных работ, которые обычно отражены в методических рекомендациях. Методические рекомендации по оформлению дипломной работы можно получить на кафедре. Но, как правило, для всех научных работ правила оформления примерно одинаковые.

    Каким шрифтом пишется дипломная работа:

    Текст работы печатают на одной стороне листа белого цвета формата А4. Шрифт – Times New Roman, черный, кегль – 14, интервал – 1,5. Каждая страница должна иметь поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см. При оформлении дипломной работы не следует забывать про поля. Поля слева нужны для переплета. Как правило, на каждой странице содержится примерно 1800 знаков (учитывая знаки препинания и пробелы между словами). Текст должен иметь равномерную плотность. Качество печати должно быть хорошим на протяжении всего текста работы.
    При оформлении дипломной работы фамилии, названия организаций, фирм, а также другие имена собственные следует писать на языке оригинала. Допускается использование транслитерации при переводе на язык дипломной работы. При этом при первом упоминании необходимо указать имя собственное на языке оригинала.
    Страницы работы нумеруются арабскими цифрами по центру листа внизу. Как правило, титульный лист и содержание включают в общую нумерацию, но номер страницы на них не ставится. Иллюстрации и таблицы, находящиеся на отдельных страницах также включаются в общую нумерацию.
    Наименования структурных частей дипломной работы: «Содержание», «Введение», «Список использованной литературы», «Заключение» служат заголовками и располагаются по центру листа без точки. Не допускается использование подчеркивания. Каждый структурный элемент дипломной работы начинается с новой страницы.
    Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы, пункты и, при необходимости, на подпункты. Каждый пункт (подпункт), как правило, должен содержать законченную информацию. Каждый элемент имеет заголовок и нумеруется арабскими цифрами (Раздел 1, Подраздел 1.1., Пункт 1.1.1., Подпункт 1.1.1.1.). Заголовки пишутся с абзацного отступа, без подчеркивания и точки в конце. В случае, если заголовок состоит из двух и более предложений, они разделяются точкой.

    Оформление рисунков и таблиц в дипломе

    При оформлении дипломной работы допускается включать в текст иллюстрации, таблицы, графики, фотоснимки и т.д. Они должны быть расположены непосредственно после текста диплома, в котором упоминаются, либо, если места недостаточно, то на следующей странице. Иллюстрации могут быть как цветными, так и черно-белыми. На каждую иллюстрацию следует дать ссылку в тексте работы. Иллюстрации и таблицы необходимо нумеровать в пределах раздела, используя арабские цифры. Каждая таблица должна иметь свой заголовок.

    Как оформлять приложения в дипломе

    Приложения располагаются после списка использованной литературы в порядке следования в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа и имеет заголовок в правом верхнем углу страницы. Используется порядковая нумерация арабскими цифрами.

    Объем – на сколько страниц должен быть диплом

    При оформлени диплома следует учитывать, что объем дипломной работы не должен выходить за рамки 60-80 листов печатного текста. Увеличение объема необходимо согласовать с научным руководителем. Работа должна быть переплетена и подписана студентом на последней странице. Отзыв и рецензия подшиваются вместе с дипломной работой.

  2. Miraginn Ответить

    Массивы цифровых данных, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы имеют сквозную нумерацию. По левому краю выравнивают номер таблицы и размещают название. Номер таблицы, название и все заполнения выполняется шрифтом 14 пт, при этом, в случае необходимости, внутри таблицы можно применять и более мелкий шрифт (до 10 пт), интервал между строк – минимальный. Перед таблицей и после таблицы необходимо оставить не менее чем по одной свободной строке (межстрочный интервал – 1,5). Если таблица имеет размеры, не превышающие размер страницы, перенос части таблицы на другую страницу не допускается. Если таблица имеет размеры более, чем одна страница перенос таблицы допускается. При этом на каждой новой странице в правом верхнем углу делается надпись «Продолжение таблицы» с указанием ее номера (название таблицы при переносе не повторяется). Далее через один межстрочный интервал повторяются заголовки граф. Ссылки по тексту на таблицы следует давать в полном виде, например: «Данные, приведенные в таблице 4». Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа (альбомный вариант). Ссылки по тексту на источники, которыми пользовался студент при выполнении дипломной работы, обозначаются числом в квадратных скобках. Рекомендуется указывать не только источник, но и страницу этого источника. Образец ссылки: [21, с. 621]. Первое число в скобках должно соответствовать номеру источника в списке использованных источников, который размещается в конце работы. Второе число – номер страницы. В некоторых случаях, когда ссылки отражают не конкретный вывод автора, а его концепцию, изложенную во всей работе, указывать номера страниц источника нецелесообразно. Например, «Теория многоуровневых иерархических систем изложена в классической работе В.П. Астахова [24]…». Ссылки одновременно на несколько источников допускаются в незначительных количествах: «Ряд авторов [32, с.8], [44, с.50], [12, с.26]…». При этом в квадратные скобки заключается номер каждого отдельно взятого источника. Смысловое содержание введения и заключения не предполагают наличия ссылок: эти разделы являются личным умозаключением студента. Эпиграфы к дипломной работе не применяются. При написании основной части дипломной работы ссылки не проставляются. Заимствованные материалы должны быть органично связаны с содержанием работы и собственными рассуждениями дипломника. Следует избегать цитирования общеобразовательных, учебных изданий, заимствования цитат из чужих произведений. В качестве использованных источников должны преобладать научные издания: монографии, статьи из научных журналов, диссертации, научные отчеты и т. п. Допускаются ссылки на авторизированные источники из интернета, если сайты, на которых они размещены, признаются научной общественностью. При использовании таких источников рекомендуется консультироваться с научным руководителем дипломной работы. Список использованных источников приводится в алфавитном порядке в конце дипломной работы после заключения. Он составляется в соответствии с ГОСТ 7.1–2003: «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». В Приложении показано оформление списка использованных источников. Список имеет обязательную очередность. Сначала указываются:
    – нормативно-правовые акты в следующей очередности: кодексы, федеральные законы; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти;
    – книги и монографии по алфавиту;
    – статьи из журналов и периодической печати по алфавиту.
    Нормативно-правовые акты в обязательном порядке должны иметь номер, дату и наименование принявшего данный акт органа. Однотипные нормативно-правовые акты (например, федеральные законы) следует располагать по датам принятия от раннего к позднему. Данные книг и монографий в список литературы заносятся в том порядке, в котором они приводятся на странице книги с библиотечным кодом (ББК) с абсолютно точным соблюдением всех указанных там знаков, включая количество страниц. Статьи из журналов и периодической печати оформляются следующим образом: фамилия автора, инициалы, название статьи (без кавычек), две наклонные линии (//), название журнала (без кавычек и слова «журнал»), точка – тире, год издания (без буквы «г.»), точка – тире, номер журнала (№ 5), точка – тире, страницы начала и окончания статьи (с. 15-24.). Типичные ошибки:
    – отсутствие № и/или даты принятия нормативно-правового документа;
    – начало описания источника с инициалов, а не с фамилии автора;
    – расположение источников в перечне литературы не по алфавиту;
    – включение в алфавитный список книг и монографий авторов статей и периодической печати;
    – указание названия и номера журнала или периодического издания без фамилии и инициалов автора и названия статьи;
    – отсутствие номеров страниц при оформлении источников из журналов и периодической печати.
    Количество источников должно быть не менее 30. Количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно превышать четвертой части общего списка, но и не менее 10 источников.
    Библиография по теме дипломной работы является одним из показателей профессиональной зрелости студента-выпускника. Ее составление – не изолированный этап, а органическая часть всей деятельности по выполнению дипломной работы.
    После списка использованных источников размещаются «ПРИЛОЖЕНИЯ». Каждое приложение следует начинать с новой страницы, с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Нумеруются приложения последовательно арабскими цифрами (без знака No), например «ПРИЛОЖЕНИЕ 5».

  3. R E P A Ответить

    Рано или поздно перед любым студентом встаёт задача написания дипломного проекта или дипломной работы. Есть у них небольшие различия, но мы сейчас не станем заострять на этом внимание.
    Возможно, для многих станет открытием, что многостраничный документ, над которым идёт работа в течение длительного времени, является вовсе не «дипломом», а всего лишь пояснительной запиской к проекту/работе. Тем не менее, от оформления этой «записки» зависит очень многое. Один из этапов на пути к защите – нормоконтроль, в ходе которого проверяется соответствие оформления заданным стандартам. И это может стать серьёзной преградой для многих студентов. Мне удалось пройти его на третий раз, кто-то лишь на шестой попытке имеет успех. Отчасти это зависит от придирчивости нормоконтролёра, но в основном от того, насколько ответственно сам студент относится к своей работе. Этот материал поможет вам избежать различных ошибок, из-за которых вы могли бы задержаться на формальной части своего пути к защите диплома.
    Не исключено, что в вашем ВУЗе предъявляются немного другие требования или имеются некоторые послабления.

    Общая структура пояснительной записки

    В целом, вам нужно будет придерживаться такого порядка частей:
    Титульный лист
    Отзыв научного руководителя
    Задание на дипломный проект
    Аннотация
    Перечень используемых сокращений, условных обозначений и т.д.
    Оглавление
    Введение
    Обзор литературы
    Основная часть
    Заключение
    Список литературных источников
    Приложения
    Возможно, некоторые части вы сможете опустить (перечень сокращений, обзор литературы), а что-то будете вынуждены добавить. Это зависит от политики вашей кафедры.
    Давайте отойдём от заявленной последовательности и рассмотрим части в порядке важности.

    Основная часть и общие элементы

    Безусловно, основная часть потому так и называется, что без неё ваш дипломный проект никому не будет нужен. С неё же обычно и начинают работу над дипломом. Она может содержать различные разделы: теоретический, аналитический, практический и другие, однако увлекаться их количеством не стоит.
    Ниже рассматриваются требования, предъявляемые к тексту основной части и имеющие отношение к другим частям диплома.

    Текст и строки

    По стандарту на странице должно быть 28-29 строк шрифтом Times (Times New Roman). Это соответствует размеру в 14 пунктов при полуторном интервале. Выравнивание текста следует осуществлять по двум краям.

    Рисунок 1 – Управление междустрочным интервалом и выравниванием
    Рекомендую при работе над любым документом, а особенно таким объёмным как диплом, использовать стили. Это избавит вас от множества лишних манипуляций при необходимости изменения оформления. Как работать со стилями, описано в этой статье.

    Рисунок 2 – Раздел стилей на вкладке «Главная»

    Списки

    Нумерованные списки должны содержать только арабские цифры. Никаких скобок, точек, римских цифр и т.д. По умолчанию Word 2010 не предполагает использование такого формата (см. рис. 3), однако вы можете создать свой формат, выбрав пункт Определить новый формат номера.

    Рисунок 3 – Форматы нумерованных списков
    В открывшемся окне (см. рис. 4) выберите нумерацию с помощью цифр, в поле Формат номера удалите точку, оставив только цифру, и нажмите кнопку ОК.

    Рисунок 4 – Определение нового формата номера
    В дальнейшем вам не придётся определять формат номера заново, т.к. вы увидите его непосредственно в списке доступных форматов.
    Маркированный список должен использовать тире, однако в стандартном наборе маркеров его нет (см. рис. 5). Выбирайте пункт Определить новый маркер, чтобы сделать доступным новый знак.

    Рисунок 5 – Создание маркированного списка
    В окне Определение нового маркера нажмите на кнопку Символ и выберите знак минус (см. рис. 6). Он длиннее дефиса, но короче тире, однако для наших целей подходит идеально.

    Увеличить рисунок
    Рисунок 6 – Определение нового маркера
    Как и в случае нумерованных списков, новый маркер позднее будет доступен для выбора сразу в раскрывающемся меню.
    При работе над многоуровневыми списками требуется использовать другую нумерацию. Так, первый уровень списка лучше всего отметить маркером «минус», на втором уровне должна быть цифрой со скобкой, на третьем – маленькая русская буква со скобкой (см. рис. 7).

    Рисунок 7 – Фрагмент многоуровневого списка
    Давайте рассмотрим способы создания многоуровневых списков в Word 2010. Предположим, что вы уже перечислили все пункты, и вам осталось только указать для них вложенность. Во-первых, выделите текст и создайте маркированный минусами список. Теперь, выделите часть строк, что ниже первого уровня, и нажмите клавишу . Текст сместится вправо, но нумерация, скорее всего, будет не та, что нам нужна. Изменить её можно, выбрав новый формат номера. К счастью, цифра со скобкой входит в базовый набор. Теперь выделяйте строки третьего уровня и снова жмите . Для маленькой русской буквы со скобкой формат не предусмотрен, поэтому его мы создадим так же, как делали с минусом и цифрой без точки. Но этот способ предполагает, что вы будете присваивать формат номера вручную каждый раз, что, согласитесь, не очень эффективно.
    Немного более удобен второй способ. Для начала просто разметьте клавишей уровни списка, не изменяя форматы номеров. Теперь, нажав на кнопку создания многоуровневых списков (она находится справа от кнопки создания обычного нумерованного списка), вы увидите множество стилей, предлагаемых для разметки (см. рис. 8).

    Рисунок 8 – Форматирование многоуровневого списка
    Как вы, наверное, догадались, нужный нам стиль не представлен. Что ж, выбираем пункт Определить новый стиль списка и расставляем нужные форматы на соответствующих уровнях в открывшемся окне (см. рис. 9).

    Рисунок 9 – Определение стиля многоуровневого списка
    Определив нумерацию для трёх уровней (думаю, больше не нужно) и несущее смысл название, жмите кнопку ОК. Новый стиль вы теперь сможете использовать для всех остальных многоуровневых списков документа.

    Нумерация разделов и элементов

    Нумеровать разделы основной части следует последовательно. Точки, как вы, наверное, уже догадались, после номера не ставятся. Возможно, Word подскажет номер нового раздела, но достаточно часто его подсказки оказываются неверны. Не бойтесь стирать ошибочные цифры и вписывать свои. Вот только потом не забывайте нажимать кнопку создания нумерованного списка на текущей строке. Это позволит вам в дальнейшем сократить время на поддержание верной последовательности и при построении оглавления. Вы ведь не пользуетесь ручной нумерацией при создании обычных списков? Так и здесь откажитесь от неё.
    Заголовок следует выравнивать по левому краю со стандартным отступом одного знака табуляции. Никаких увеличенных размеров шрифта быть не должно. Откажитесь и от полужирного, курсивного или подчёркнутого написания. Заголовки разделов не должны отличаться от обычного текста. Для их выделения используйте отступ в несколько пунктов до и после заголовка (см. рис. 10). Почему не нужно вставлять пустых строк? Во-первых, они слишком широкие, во-вторых, возможны проблемы при создании оглавления.

    Рисунок 10 – Определяем интервалы до, после и между строк
    Подзаголовки также следует нумеровать, добавляя к ним номер родительского раздела. Например: 2.3 Структурирование данных.
    Рисунки и таблицы нумеруются последовательно внутри каждого раздела. Разумеется, отдельно друг от друга. После номера ставится тире и название (точно так же, как и в данной статье). Например: Рисунок 2.11 – Структура защищённой связи или Таблица 3.2 – Сравнение средств защиты. Полужирным выделено только в примере. В дипломе так делать не нужно.
    Рекомендую использовать автоматизированную нумерацию рисунков. В контекстном меню изображения выберите пункт Вставить название. По умолчанию Word 2010 использует сквозную нумерацию, но нам-то нужно нумеровать внутри раздела. Нажмите кнопку Нумерация и укажите уровень заголовка и разделитель (см. рис. 11).

    Рисунок 11 – Создание нумерации рисунков внутри раздела

    Поля документа

    Стандарт предписывает использовать следующие поля документа:
    – слева – 3 см;
    – справа – 1,5 см;
    – сверху и снизу – 2 см.
    Для задания полей выберите пункт Настраиваемые поля из раскрывающегося списка Поля на вкладке Разметка страницы (см. рис. 12) или дважды щёлкните мышью по тёмно-серой части линейки.

    Рисунок 12 – Поля документа
    В открывшемся окне (см. рис. 13) укажите размеры и нажмите кнопку ОК. Удостоверьтесь только, что в нижнем раскрывающемся списке выбрано значение Ко всему документу.

    Рисунок 13 – Установка полей документа
    Можно и вручную перетащить границы на линейке, но этот способ будет менее точным.

    Формулы

    Формулы следует размещать по центру страницы, а по правой границе от неё должна быть нумерация в таком формате: (3.1).
    Пакет Microsoft Office 2010 имеет собственное средство для создания формул под названием Equations. Найти его можно по следующему пути: вкладка ВставкаОбъект – Тип объекта: Microsoft Equations 3.0 (см. рис. 14).

    Рисунок 14 – Вставка формулы
    При этом будет открыто пустое окно, в котором вы сможете построить свою сложную формулу (см. рис. 15), содержащую различные математические символы, знаки греческого алфавита, дроби, индексы, матрицы, интегралы различного рода и многие другие элементы. По окончании редактирования, щёлкните мышью по пространству за пределами прямоугольной рамки. Формула будет вставлена в позицию, где находился курсор.

    Рисунок 15 – Редактирование формулы
    Для внесения изменений в готовую формулу, щёлкните по ней дважды. Будет открыто уже знакомое вам окно редактирования.
    С выравниванием по центру есть небольшая хитрость. Если вы нажмёте кнопку выравнивания, то получите совсем не тот результат, поскольку справа ещё предстоит указать номер формулы (см. рис. 16).

    Увеличить рисунок
    Рисунок 16 – Простое выравнивание по центру не годится
    В данном случае нужно воспользоваться регулируемыми позициями табуляции.
    Выровняйте формулу по левому краю.
    Поставьте курсор перед ней и нажмите клавишу .
    Поставьте курсор после объекта, нажмите ещё раз и введите номер.
    Перетащите мышью маленький треугольник линейки, отвечающий за выравнивание первого табулятора.
    Щёлкните мышью по горизонтальной линейке ближе к правой границе листа так, чтобы номер в скобках не выходил на новую строку (см. рис. 17).
    Впрочем, целиться не обязательно. Обратите внимание на небольшой значок над вертикальной линейкой . Щёлкая мышью по нему, вы будете изменять тип табулятора. Например, такой табулятор позволяет выравнивать объект по правому краю. Теперь вы можете щелкнуть точно на правом краю линейки, и номер формулы не вылезет на новую строку. Для удаления лишнего маркера табуляции, ухватите его мышью и сдёрните вниз.

    Увеличить рисунок
    Рисунок 17 – Формула после выравнивания
    Маркеры достаточно мелкие и, возможно, у вас не сразу получится эффективное управление ими, но овладеть этим навыком всё равно нужно.
    Не забудьте про условные обозначения. Их я также выравнивал с помощью табуляторов, но уже других. Выделите несколько строк, чтобы задать для них индивидуальные позиции табуляции.

    Важные мелочи

    Непрерывные интервалы значений не должны использовать дефисы и тире. Вместо них стандарт предписывает указывать две точки (хотя я в своём дипломе везде ставил три) между цифрами. Например: 16..64,5 см. И если количество точек роли не сыграло, то их наличие требовалось обязательно.
    Для дискретных интервалов наоборот, следует использовать тире (или дефис). Например: 24 – 64 человека. Человек – дискретная величина, и она не может быть использована частично, поэтому ставим тире. Но, как показывает практика, если вы везде поставите точки, то нормоконтролёр может пропустить место, где следует ставить тире, а вот если писать наоборот, скорее всего, заметит.
    Сокращения единиц измерения иногда заканчиваются точкой, а иногда – её отсутствием. Так, единицы длины и веса точку не используют, а за единицами времени она есть. Здесь, надеюсь, ваш опыт подскажет вам правильное решение. Единственное, что не меняется – наличие пробела между числовым значением и единицей измерения.
    Следите за отсутствием «висячих строк». Word 2010 пытается контролировать их самостоятельно, т.к. по умолчанию включена соответствующая настройка (см. рис. 18, это окно вызывается при нажатии на маленькую кнопку-стрелочку в нижней правой части группы Абзац вкладки Главная).

    Рисунок 18 – Запрещаем висячие строки
    Несмотря на это, Word 2010 не всегда справляется с задачей. Обязательно проверяйте, чтобы на странице не оставалось менее трёх строк от предыдущего раздела. Также нельзя допускать полупустых страниц. Если на одной и страниц набирается текста менее чем на 50%, используйте разреженный (множитель 1,6) или чуть сжатый (множитель 1,4) междустрочный интервал и, возможно, лишние строки между разделами, чтобы избавиться от пустого места.
    Когда вы оформляете данные в табличной форме, нужно следить за точностью величин. Скажем, если одно из значений имеет точность четыре знака после запятой, то и все другие значения в этом столбце (или строке, в зависимости от организации таблицы) должны иметь четыре знака, даже если для этого вам придётся добавлять нули. И, в отличие от рисунков, таблицы подписываются сверху.
    Если в тексте одна таблица, рисунок, формула, диаграмма, то их нумеровать не нужно.

    Итоги первой части

    В первой части статьи мы рассмотрели основные требования, предъявляемые к пояснительной записке и возможности Word 2010, позволяющие их реализовать в документе. Если вы освоили данный материал, то половина успеха у вас в кармане, однако не менее важно соблюдать стандарты оформления остальных частей диплома, чтобы пройти нормоконтроль без осложнений.
    Перейти ко второй части статьи.
    Статья опубликована в рамках конкурса «Microsoft Office 2010 – эффективное воплощение ваших идей».

  4. Woody Ответить

    Существуют определенные установленные требования и стандарты оформления текстадипломной работы. Если вы проигнорируете правильное оформление работы, ваш научный руководитель не примет ее у вас и, в следствие, не допустит к непосредственной защите. Учтите, что ваша дипломная работа хранится несколько лет на кафедре, поэтому необходимо выполнять все правила по написанию.
    Набирать текст работы в программе Miсrоsоft Оffiсе Wоrd необходимо с полуторным интервалом, на листе формата А4 (размеры: 210х297 мм).Размеры боковых и верхних полей: размер левого составляетминимум30 мм, правого – минимум10 мм, верхнего и нижнего– не менее20 мм.
    Весь текст дипломной работыбез исключения должен быть написанодним шрифтом, но есть возможность менять размер шрифта.Общепринятымшрифтом для написанияне толькодипломных, курсовыхработ, нои других официальных документов, является шрифт Timеs Nеw Rоmаn (кегль 14).
    В дипломной работе используют сквозную нумерацию и арабские цифры. Титульный лист учитывается при нумерации, носама цифра на немне указывается. То есть, выходит, что титульная страница носит первыйномер, план дипломной работы– второйи третий(еслиплан развернутыйи занимает две страницы), введение начинаетсяна четвертой странице. Под пятымномером начинается основная часть, и этацифра уже ставитсяна странице.
    У каждой главыи параграфа естьзаголовки. Глава, план, введение, заключение, список использованной литературы, дополнения(приложения) начинаютсяс нового листа.
    Почти в каждой дипломной работе есть таблицы. Разберем стандарты оформления таблиц в дипломе. В тексте они размещаются по порядку и объединяются единой нумерацией по всей работе. Сверху каждой из них пишется слово «Таблица» и порядковый номер (выравнивается по правому краю). А ниже записывается заголовок, то есть название самой таблицы, к примеру: «Темпы роста ВВП за 2012 год».
    Дополнения к дипломной работе – это графический материал. Он замыкает работу и вставляется после списка использованной литературы. Также, у дополнений есть своя отдельная нумерация.
    Не забывайте указывать ссылки на таблицы и графический материал. Точно также необходимо указывать ссылки и на текст в основной части работы (это следует делать сразу по мере написания диплома).
    Списки в тексте можно или нумеровать, или маркировать. Если у вас нумерованный список – начинайте каждое с заглавной буквы, а в конце ставьте точку. А если список маркированный, то – каждое последующее предложение начинается с маленькой буквы и заканчивается точкой с запятой.
    Сноски. Они могут быть различных видов:
    постраничные – внизу листа;
    постраничные – после текста на листе;
    концевые.
    Необходимо выбрать один вид сносок и использовать его во всем тексте дипломной работы. Все знаки препинания ставятся после слова (без пробела). Пробел же ставится после знаков. Также следите, чтобы кавычки были одного типа.
    Советы для более простого написания диплома
    С первого взгляда эта работа кажется достаточно скрупулезной и проблемной, но не нужно впадать в панику, на деле все достаточно просто. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые призваны немного облегчить процесс оформления дипломной работы.
    Как только вы открыли документ Wоrd и собрались напечатать первое слово вашей дипломной работы, выставьте для начала размеры полей (функция Параметры страницы).
    Расставьте переносы.
    Далее установите размеры отступов, колонтитулы и междустрочный интервал.
    После этого выставите нумерацию страниц. Обратите мнимание, что цифра должна стоять не на первом листе, а также укажите место, где должна быть нумерация (верх, низ, справа, слева).
    Установите необходимый размер шрифта и тип шрифта.
    Далее выровняйте правое поле.
    Главное запомнить, что весь текст работы должен быть оформлен в одном формате (размеры полей, титульный лист, шрифт, интервалы, оформление сносок и т. д.). Следует отметить, что иногда некоторые критерии могут изменяться в зависимости от требований того или иного ВУЗа, поэтому все моменты необходимо в обязательном порядке уточнять у своего научного руководителя или смотреть в методическом пособии. Не думайте, что научный руководитель и аттестационная комиссия не заметят неправильности в оформлении сносок, нумерации, заголовков. Опытным преподавателям такие ошибки моментально бросаются в глаза. А это сулит неприятной ситуацией во время защиты дипломной работы.

  5. Gavinrasius Ответить

    Если в дипломном исследовании есть таблицы, важно не только правильно их заполнить, но и грамотно оформить. Как же происходит оформление таблиц по ГОСТу 2018?
    Нам снова придётся обратиться к тому же ГОСТу, на который следует опираться при выяснении общих принципов оформления дипломной работы. Это ГОСТ 7.32-2001. Сразу поясним: ГОСТа 2015 по оформлению таблиц в природе не существует, уже много лет подряд действует старый добрый 7.32-2001. Принципы оформления таблиц и графических элементов также регламентируют ГОСТ 1.5-93 и ГОСТ 2.105-95, он же ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
    Чтобы вам было проще разобраться в этих многостраничных документах, самое важное мы вынесли в тезисы этой статьи.

    Общие правила оформления таблиц в дипломе

    Таблица располагается сразу после абзаца, где стоит на неё ссылка. Привязка к тексту обязательна. Нельзя ставить таблицу через несколько абзацев, мотивируя это тем, что сверху на следующем листе она будет смотреться лучше. Исключение – вынесение таблиц в Приложение.
    Таблицы разрывать можно, но не желательно. Лучше оставить пустое место после абзаца со ссылкой на таблицу и разместить её на следующем листе. Но при этом, конечно, не стоит оставлять большие пустые пространства.
    Тем не менее, иногда разрывать таблицы приходится. Если таблица очень длинная или широкая, и строки либо графы таблицы выходят за формат листа, то её можно разделить на части. Если много граф, то части таблицы располагаются на одном листе друг под другом. Если много столбцов, таблица продолжается на следующем листе. В первом случае в новых частях повторяется головка, во втором – боковик таблицы.
    Если у таблицы большой объём, и её приходится делить на части, а тем более переносить на другой лист, для упрощения навигации выполняется нумерация столбцов и графам. Цифры используются арабские, проставляются во второй строке. На следующей странице уже не нужно повторять заголовки граф и столбцов, достаточно поставить номера.
    Все таблицы в дипломной работе нумеруются, для этого используются только арабские цифры. ГОСТом допускается три принципа нумерации таблиц в дипломной работе:
    Последовательная нумерация. Пример: Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3 и т. д.
    Нумерация по разделам с указанием номера раздела и, после точки, номера самой таблицы. Пример: Таблица 1.1, Таблица 1.2, Таблица 1.3, Таблица 2.1, Таблица 2.2 и т. д. (Второй вариант применяется, если в дипломной работе размещаются крупные объёмы табличного материала).
    Нумерация с учётом номера приложения (напомним, что приложения, согласно правилам оформления, обозначаются латинскими цифрами). Пример: Таблица B.1, Таблица С.1.1, Таблица С.1.2 и т. д.
    Название таблицы следует размещать сразу над ней. Точка после номера таблицы не ставится. После номера идёт тире, затем – название таблицы.
    У таблицы всегда должно быть название. Требования к названию: оно должно быть кратким, лаконичным, но при этом чётко отражать смысл таблицы, суть приведённой в ней информации. Рекомендуется использовать в названии таблицы 2 – 5 слов, избегая громоздких формулировок.
    Обратите внимание, что слово «Таблица» следует писать с заглавной буквы и обязательно полностью, не сокращая.
    При переносе таблицы на следующий лист необходимо поставить вверху её полное название таблицы с нумерацией. При делении таблицы на части в пределах одного листа над каждой частью пишется просто «Продолжение таблицы» (без кавычек).
    Шрифт, кегль в названии таблицы – тот же самый, что и в основном тексте (в ячейках можно использовать меньший размер шрифта). Не следует как-то особо выделять названия таблиц, используя цвет, подчёркивания и т. д. Впрочем, на практике иногда используется полужирный шрифт (этот момент уточните в методичке или у научного руководителя).
    Располагается заголовок таблицы на листе дипломной работы слева. Абзацный отступ в данном случае не используется.
    Нельзя заканчивать главу, раздел или пункт таблицей. После таблицы обязательно нужно дать обобщение представленного информации, разместить текстовый вывод.
    Пример оформления таблицы в дипломной работе по ГОСТу:

    Источник: ГОСТ 7.32-2001

    Оформление табличного материала внутри таблицы

    Размещая собранную и обработанную информацию в таблице, придерживайтесь следующих требований ГОСТа:
    Заголовки начинайте с прописной буквы, подзаголовки – со строчной.
    Заголовки, названия столбцов пишите в единственном числе.
    Точку после заголовков и подзаголовков не ставьте.
    Горизонтальное расположение заголовков и подзаголовков предпочтительней; вертикальное используется при обоснованной необходимости.
    Выравнивание отдельных столбцов лучше делать по центру, а построчных заголовков – по левому краю.
    Горизонтальные ячейки должны быть однострочными.
    Выравнивать цифровые показатели рекомендуется по центру.
    Размер шрифта в таблице может быть меньше, чем в тексте, но должен быть ясно различим (не стоит использовать кегль меньше 10-го).
    Если в различных строках графы повторяется один и тот же текст, состоящий только из одного слова, то вместо дублирования во второй раз ставится фраза «То же», а далее – только кавычки. Исключение: кавычки нельзя ставить вместо повторяющихся цифр, математических и химических символов, марок, знаков.
    В том случае, если в той или иной строке не приводится никаких данных, следует ставить прочерк.
    Сейчас, с появлением всяких компьютерных «свистелок и перделок» для оформления таблиц, у дипломника возникает соблазн «сделать покрасивее». Ну, хотя бы залить ячейки фоном, выделить столбцы! Особенно хочется это сделать, если рядом располагается диаграмма, чьи цветные секторы соответствуют той или иной информации в таблице. Можно ли это делать, или надо строго следовать сдержанности стародавнего ГОСТа? Спросите об этом преподавателя. Дело в том, что сейчас во многих вузах есть свои методические рекомендации к оформлению табличного материала.
    После того, как вы оформили таблицу, оцените её вид не только на экране, но и в распечатанном виде. Таблицы в дипломной работе должны быть не только грамотными, но и эстетичными! Учтите, что внимание членов госкомиссии, которые будут на защите пролистывать вашу дипломную работу, прежде всего привлечёт именно табличный материал. Тёртые калачи среди студлансерской братии уверяют, что качественно оформленные таблицы – половина успеха!

  6. IIyIIIkiN Ответить


    При подготовке дипломной работы мелочей не бывает. Диплом – это последний, самый главный экзамен в высшем учебном заведении. При его оценке учитываются все навыки, которые студент получил в процессе обучения. И это не только умение анализировать и систематизировать информацию, но и умение работать с документами и выполнять требования к их форматированию. Нарушение даже такого крошечного пункта оформления, как междустрочные интервалы или отступы, комиссией может быть расценено как невнимательность, неаккуратность или неумение работать в текстовых редакторах.
    Прежде чем взяться непосредственно за написание дипломной работы, необходимо настроить параметры страницы в программе текстового редактора, а также выставить правильные значения шрифта и абзацов. За некий эталон при форматировании документов, в том числе и дипломной работы, выбран отступ первой строки абзаца – 1,25 пгт. Такая «красная строка» позволяет отделять абзацы друг от друга, при этом, не разрывая общего повествования исследования.
    Дилетантски выглядит формирование отступа абзаца за счет многократного нажатия клавиши пробел. Такой подход, во-первых, отнимает много лишнего времени, во-вторых, отступы получаются не одинаковые и, в-третьих, такая ошибка напрямую указывает на неумение студента пользоваться базовыми функциями редактора Microsoft Word, а значит и непродуктивном обучении в высшем учебном заведении. Вот такой неутешительный вывод можно сделать только лишь на основании некорректных отступов в дипломной работе.
    Важно, в самом начале работы над изложением исследования, правильно выбрать все настройки документа, и тогда, в процессе написания диплома, больше к ним можно не возвращаться. Отформатировать размер отступов можно несколькими способами.
    В самом верху правого бегунка (элемент редактора для перемещения страницы вверх и вниз) активируйте кнопку «линейка». После чего, сверху и слева от страницы документа появится электронная линейка с делениями, равными одному сантиметру. Для изменения размеров отступов первой строки, необходимо перемещать треугольный маркер с вершиной вниз на горизонтальной линейке. Изменение положения этого маркера приводит к увеличению или уменьшению отступа только первой строки («красной строки»), расположение остального текста при этом не меняется. Обратите внимание, что «красная строка» может и выступать за уровень остального абзаца, и отступать от этого уровня. В дипломной работе допустим только второй вариант. Отступ первой строки абзаца должен быть 1,25 пгт. При помощи оставшихся двух маркеров: прямоугольника с вершиной вверх и квадрата, – можно изменить положение всего абзаца относительно полей страницы и взаиморасположение «красной строки» и текста. При написании дипломной работы важно, чтобы эти маркеры были на одном уровне с полями страницы, иначе оформление исследования будет неправильным.
    Второй способ настроить отступы в дипломной работе доступен через окно команды «Абзац», где в ячейки отступ и первая строка указывают необходимые значения. Стоит пояснить, что под отступом, в данном случае, подразумевается расстояние от полей документа до основного текста, в дипломной работе этот показатель всегда выставляется на нулевом значении. Нас же интересует строчка «первая строка», где и указывается «отступ на» 1,25 пгт.
    В этом окне есть и другие важные в оформлении дипломной работы настройки, требования к которым также прописаны в ГОСТе и методических указаниях. Текст дипломной работы необходимо выровнять «по ширине», междустрочный интервал исследования должен быть полуторным – «1,5 строки». Обратите внимание, что с полуторным интервалом между строчками пишется только основной текст дипломной работы, заголовки же имеют другие требования к оформлению. Между названием раздела или подраздела и последующим текстом должен быть двойной междустрочный интервал (10 мм), а перед предыдущим текстом выставляется расстояние в три междустрочных интервала (15 мм).
    Написание дипломной работы – это сложный и кропотливый процесс, непонимание даже мельчайшего нюанса которого может застопорить работу или отразиться на итоговой оценке. Поэтому, прежде чем начать оформлять дипломное исследование в текст, уделите достаточно времени, чтобы настроить все параметры страницы и текста в программе-редакторе, а в финале форматирования диплома, ещё раз перепроверьте эти показатели.

  7. Voodooshicage Ответить

    Развитие
    Работа
    Идеи
    Менеджмент
    Маркетинг
    Реклама
    Продуктивность!
    Секреты успеха
    Авто
    –>

    Правила мозга – рецензия на книгу
    7 навыков эффективных людей
    Топ 10 отговорок не делать бизнес
    Недосып: необратимые последствия
    Деньги, финансы и инвестиции





    Чичваркин: если тебя из 100 раз послали 99?

    Цели на год – есть приоритет №1, а есть всё остальное

    Богатый Папа, Бедный Папа – культовая книга в бизнес среде

    Книги для бизнеса – есть ли польза? И что почитать?

    Стоит ли с нуля запускать свой бизнес?
    Два способа стать руководителем
    Секреты успеха!
    Как повысить самодисциплину!

    ГОСТ для диплома
    Совсем времени нет обновлять сайт. Терпите до 10 июня, постоянные читатели. А для тех, кто также готовит защиту диплома я подготовил правила ГОСТов по оформлению дипломных проектов (специалитет) и выпускных квалификационных работ ВКР (бакалавриат)
    Требования к структуре и содержанию
    Структурными элементами ДП и ВКР являются:
    — титульный лист;
    — задание;
    — аннотация;
    — содержание;
    — перечень обозначений и сокращений;
    — введение;
    — основная часть;
    — заключение;
    — список использованных источников;
    — приложения.
    Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Нумерация пояснительной записки должна быть сквозная. Номер страницы ставится внизу страницы по центру. В число страниц пояснительной записки не входят титульный лист, задание, аннотация, список использованных источников и приложения.
    Аннотация должна содержать:
    — сведения об объеме пояснительной записки, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей пояснительно записки, количестве использованных источников;
    — перечень ключевых слов;
    — текст аннотации.
    Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста пояснительной записки, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.
    Текст аннотации должен отражать:
    — объект исследования или разработки;
    — цель работы;
    — метод или методологию проведения работы;
    — результаты работы;
    — основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;
    — степень внедрения;
    — рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР;
    — область применения;
    — экономическую эффективность или значимость работы;
    — прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
    Список использованных источников должен включать не менее 30 наименований учебных, научных и справочных источников. В списке источники должны быть приведены в порядке, в котором они появляются в тексте пояснительной записки. Все источники должны быть разделены на группы:
    Нормативные, подзаконные акты и ГОСТы;
    Монографии, учебные пособия и справочная литература;
    Периодические издания;
    Документация предприятия;
    Интернет-источники.
    Требования к оформлению
    Изложение текста и оформление проекта выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 7.32-2001. Страницы текста дипломного проекта и включенные иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
    Дипломный проект должен быть напечатан машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала шрифтом «Times New Roman» размером 14 или 12. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
    Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
    Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью. Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом и черной тушью рукописным способом. В работе следует использовать только принятые сокращения русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-93, например, т.е.; т.к.; т.д. и другие.
    Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту проекта (приложения нумеруются). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
    Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.
    Текст основной части делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов печатают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти пробелам компьютерного текста или пяти ударам пишущей машинки. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ), должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3-4 интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала. Подчеркивать заголовки не допускается. Каждый раздел следует начинать с нового листа.
    Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Введение и заключение не нумеруются. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Пример — 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.
    Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Например,
    1 Типы и основные размеры
    1.1
    1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа
    1.3
    Оформление таблиц и иллюстраций в отчете должно соответствовать ГОСТ 1.5-93 и ГОСТ 2.105 – 95, ЕСКД. Иллюстрации и таблицы (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
    Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.
    Иллюстрации и таблицы в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например: «Рисунок 1». Допускается нумерация в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации или таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Рисунок 1.1, Таблица 1.1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки после самого рисунка, например:
    Рисунок 1.1 — Детали прибора
    Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Рисунок А.3». При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
    Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Название таблицы располагают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, пример:
    «Таблица 1 — Детали прибора»
    При переносе части таблицы на другой лист (страницу) указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1» без названия.
    Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.
    Формулы в отчете следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (), деления (:). Причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего проекта арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).
    Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
    Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
    В работе должны быть ссылки на использованные литературные источники и приложения. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку источников, выделенных квадратными скобками. Ссылки на иллюстрацию в тексте указываются в виде «… на рисунке 1.2»; на формулы – в виде «… в формуле (2.1)». На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
    Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета и расположенных в порядке появления ссылок на источники в тексте. Нумеровать список следует арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Источник литературы должен представляться строго в соответствии с библиографическим описанием (ГОСТ 7.1 – 84).
    Перечень сокращений и обозначений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа — их детальную расшифровку.
    Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
    В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.
    Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
    Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
    Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
    В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
    Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
    Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
    Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. При необходимости такое приложение может иметь «Содержание».
    Приложениям или частям, выпущенным в виде самостоятельного документа, обозначение присваивают как части документа с указанием в коде документа ее порядкового номера.

  8. nimoki Ответить

    Работы пишутся на белорусском или русском языках. Ответственность за достоверность приводимых в работе данных, выводов несет студент.
    Работы представляются в виде сочетания текстового, табличного и иллюстративного материала на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) в рамке с полями: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 15 мм, снизу – 20 мм. Для выполнения работы используется компьютерный шрифт «Times New Roman».
    Последовательность расположения материалов работы следующая: титульный лист, задание на подготовку дипломной работы, аннотация, оглавление, перечень условных обозначений (при наличии), введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложение (при наличии).
    2. ОБЩЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
    Титульный лист курсовой работы выполняется по образцу, приведенному в приложении 1, дипломной работы – в приложении 2. Если текстовая часть работы рукописная, то титульный лист выполняется чертежным шрифтом черного цвета.
    Задание на подготовку дипломной работы оформляет на специальном бланке научный руководитель с обязательным конкретным перечнем оглавления работы, графического и табличного материала, сроков исполнения.
    Аннотация – краткое изложение содержания работы. В начале аннотации указывается УДК (обозначение тематики работы по универсальному десятичному каталогу), фамилия и инициалы автора, название работы, город, год, количество страниц. Затем приводится перечень ключевых слов (от 5 до 15), характеризующих содержание работы, в именительном падеже, через запятые. Далее располагается основной текст аннотации (5–10 предложений). В конце аннотации указывается количество использованных источников, таблиц и рисунков. Аннотация приводится на русском, белорусском и иностранном языках (приложение 3).
    Оглавление должно включать все разделы работы (начиная с введения и заканчивая приложениями), с указанием страницы, с которой начинается раздел, глава (приложение 4), а также раздела главы и подраздела раздела главы, если это предусмотрено структурой работы (приложение 5).
    Перечень условных обозначений выполняется при наличии и частом использовании большого количества условных обозначений в виде знаков, символов и аббревиатур в тексте работы. Название заголовка пишется симметрично тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный, 14 пунктов).
    Введение должно отражать состояние изучаемой проблемы, обоснование необходимости исследования данной темы. Порядок изложения следующий: обоснование актуальности темы, цель и задачи исследования, краткая характеристика источников информации по теме, вклад автора работы при выполнении темы. Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется симметрично тексту прописными буквами (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Объем введения 1,5-2 страницы.
    3. ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
    Основная часть состоит из текста, табличного и иллюстративного материала. В зависимости от объема и содержания работы, она может дробиться: на главы, на главы и разделы или на главы, разделы и подразделы. Они должны быть пронумерованы, как и в оглавлении, арабскими цифрами. Точка после названия глав, разделов и подразделов не ставится. Номера разделов и подразделов должны состоять из номера главы, раздела и подраздела, например: 2.1.3. (глава – 2, раздел – 1, подраздел – 3).
    Названия глав пишутся в виде заголовков симметрично тексту прописными буквами (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Не допускается перенос слов и разделение слов в строках по смыслу. Пример названия главы:
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

    Названия разделов и подразделов пишутся в виде заголовков симметрично тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Пример названий раздела и подраздела:
    2.1. Характеристика природных ландшафтов

    2.1.1. Горизонтальное и вертикальное строение ПТК

    Расстояние от названия глав, разделов и подразделов до текста (и между ними) в компьютерном наборе – интервал одинарный; в рукописи – не менее 10 мм.
    Пункты и подпункты в главах, разделах или подразделах могут иметь названия как с цифровой нумерацией, так и без нее. Они пишутся с абзаца в подбор тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный или вразрядку, 14 пунктов). В конце названия ставится точка. Далее следует основной текст. В названиях и тексте не допускается подчеркивание. Пример названия пункта и подпункта:
    Морфологическая структура. Основные морфологические части (единицы) …
    1.Ф а ц и я. Самый мелкий и наиболее однородный в природном отношении …
    Текст выполняется на одной стороне листа белой бумаги. Каждая глава текста начинается с новой страницы. Компьютерный шрифт для основного текста, таблиц, подрисуночных подписей, нумерации страниц, списка использованных источников, приложений – нормальный, 14 пунктов (для заполнения больших таблиц и поясняющих данных к рисунку допускается 12 пунктов). Отступ абзаца – 10 мм, интервал – одинарный, выравнивание – по ширине страницы. Нумерация страниц – внизу под рамкой посередине. Рукописный текст пишется четким почерком перьевой, шариковой или гелиевой ручкой черным цветом с высотой букв около 3 мм.
    4. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ
    Текст излагается авторским научным стилем. Текст не должен допускать различных толкований. Переписывание материала из литературных источников не допускается, за исключением цитат.
    Стиль изложения должен быть выразительным, простым, сжатым, понятным. Следует избегать длинных предложений и повторений слов в соседних предложениях. При изложении обязательных требований в тексте применяют слова «должен», «следует», «необходимо». Не следует употреблять трафаретные выражения: «имеют место», «что касается», «с точки зрения», «необходимо заметить», «я предложил» и др. В работе необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, символов и сокращений слов. Не следует употреблять иностранные слова и термины, если они могут быть заменены белорусскими или русскими.
    В абзацы следует выделять положения, мысли, тесно связанным между собой. Все слова в тексте должны быть написаны полностью, кроме общепринятых сокращений.
    Сокращение слов и словосочетаний допускается, если смысл их ясен из контекста и не вызывает различных толкований. Это, как правило, общепринятые сокращения: т.е. – то есть; и т.д. – и так далее; и др. – и другие. Сокращаются следующие слова при ссылках и сносках в тексте: см. (смотри), табл. (таблица), рис. (рисунок), с. (страница). Буквенные аббревиатуры пишутся без точек: заглавными буквами, например, БГУ (названия организаций); строчными – нарицательные названия, которые читаются по слогам и склоняются (вуз, нэп и др.).
    Математические знаки, числа и единицы измерения используются следующим образом. Не допускается употреблять математические знаки без цифр (=, №, % и др.). Перед отрицательным значением величины следует писать слово «минус», например: «минус 5ºС». Индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ и др.) применяются только с регистрационными номерами. Рядом стоящие цифровые величины отделяют точкой с запятой. Если в тексте ряд цифровых значений, выраженных одной и той же единицей измерения, ее указывают после последнего числового значения, например, 4; 5; 12 м2. Числа без размерности пишут словами: «в два раза». Отвлеченные числа до десяти пишут словами, свыше десяти – цифрами: «Сравнение двух ландшафтов», «13 типов ландшафтов». Порядковые числительные пишутся цифрами с сокращенными падежными окончаниями: 2-я группа. При нескольких порядковых числительных падежное окончание согласуется только с последним из них: 4 и 6-й рисунок. Даты пишутся без падежных окончаний: 8 января, но в 90-х годах. Пределы изменений величины пишутся так: от 5 до 8, или 5…8. При отрицательных величинах обязателен указатель «от … до», например, от +4 до –2ºС. В работе следует использовать Международную систему единиц (СИ) ГОСТ 8.417-81. Без числовых величин единицы измерения и размерности пишутся в тексте полностью: «…несколько метров». В таблицах, графиках их пишут сокращенно. Между символом и размерностью выдерживается интервал, например: 5 км. Дробные размерности пишут либо с косой чертой, либо с отрицательными показателями степеней: м2/с; м2·с-1.
    В формулах определенная величина обозначается буквой латинского или греческого алфавита с индексом или без индекса. Не допускается обозначать одинаковыми символами разные понятия. Формулы размещаются посередине текста. Пояснения символов приводят ниже формулы, в последовательности, как указано в формуле, начиная со слова «где». При наличии нескольких формул их нумеруют справа от формулы у края рамки. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, разделенных точкой (2.1; 3.4 и т.д.). Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например: «… в формуле (3.5)».
    Ссылки в тексте на использованный источник делают в квадратных скобках, например: [3]. Не рекомендуется рядом с номером источника указывать страницы, на которых расположен используемый материал, номера таблиц, рисунков. Исключение составляет заимствование текста абзацев, страниц как цитат, взятых в кавычки с указанием источника и страницы: «….» [12, с. 350]. Ссылки на таблицы, рисунки и формулы, помещенные в самой работе, должны быть приведены в тексте исключительно перед ними.
    5. ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦ
    Цифровой материал в работе следует приводить в виде таблиц.
    Номер таблицы состоит из номера главы, где она располагается, и порядкового номера таблицы в главе, разделенных точкой. Нумерация таблиц приводится в правом верхнем углу. В тексте делается ссылка на таблицу: «… табл.2.3». Ссылки на ранее упомянутые таблицы делают с сокращенным словом «смотри»: «… (см. табл. 2.3)». Если в работе помещена одна таблица, то ее не нумеруют и пишут «Таблица», а при ссылке в тексте пишут слово полностью «…в таблице дается…».
    Название таблицы приводится ниже ее номера над таблицей (приложение 6). Заголовок должен быть кратким и отражать содержание таблицы, который выполняется строчными буквами (кроме первой прописной) и выравнивается по центру. Если таблица заимствована из литературного источника, делается ссылка на источник после названия таблицы: [6]
    Заголовки и подзаголовки граф в шапке таблицы, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. Если подзаголовки граф составляют одно предложение с заголовком, то они пишутся со строчной буквы. Диагональное деление шапки не допускается. Высота строк таблиц должна быть не менее 8 мм. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. Порядковые номера указывают перед наименованием. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры выражены в одной и той же размерности, ее сокращенное обозначение указывают в заголовке таблицы после названия таблицы и запятой. Числовые значения в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков после запятой. Повторяющийся текст в таблице заменяют ниже словами «То же», а далее – кавычками: –«–«– .
    При переносе таблицы на следующий лист шапку следует повторить и над ней написать «Продолжение таблицы…», указав ее номер. Если шапка таблицы громоздкая, можно пронумеровать все графы и на следующих листах шапку не повторять. Таблицы на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на листах не ставятся.
    6. ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
    Все иллюстрации – карты, картограммы, профили, диаграммы, графики, схемы, чертежи, рисунки и фотографии – в работе именуются рисунками.
    Номер рисунка состоит из номера главы, где он располагается, и порядкового номера рисунка в главе, разделенных точкой, например: Рис. 2.1. Ссылка в тексте на рисунок: «… (рис. 2.1)». Ссылки на ранее упомянутые рисунки делают с сокращенным словом «смотри»: «… (см. рис. 2.1)». Если в работе только один рисунок, то он не нумеруется – пишется сокращенное слово «Рис.», а далее следует его название.
    Название рисунка приводится под рисунком после указания номера и выравнивается по центру. В названии рисунка следует избегать слов, обозначающих вид иллюстративного материала, таких как карта, картограмма, диаграмма и др. После названия рисунка точка не ставится. Если иллюстративный материал заимствован из литературного источника, делается ссылка на источник после названия рисунка и в конце точка не ставится, например:
    Рис. 2.1. Ландшафты…. [3]
    Если фотография выполнена автором работы, то это указывается в названии, например:
    Рис. 3.4. Долина…..(фото автора)
    Поясняющие данные к рисунку, помещают под названием (приложение 7).
    Рисунки выполняют от руки (тушью, чернилами, пастой, акварельными красками) или с использованием компьютерных технологий. Контуры на схемах, чертежах и рисунках выполняются черным цветом. Не допускается помещать копии иллюстративных материалов из других источников. Любой заимствованный материал выполняется автором.
    На одном листе можно поместить несколько иллюстраций. Если рисунок имеет большой размер, то он может быть выполнен на листе формата А3.
    Фотографии размером менее А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
    Рисунки располагают так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Рисунки на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на листах не ставят.
    Примечания к тексту, таблицам, иллюстрациям нумеруют последовательно в пределах одной страницы. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставят точку и далее следует пояснение. Если примечаний несколько, то их нумеруют следующим образом:
    Примечания:
    1.…….
    2.…….
    7. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
    Заключение отражает обобщенное содержания работы и содержит основные выводы по главам работы, рекомендации по использованию или внедрению в производство результатов исследований. Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишется симметрично тексту прописными буквами (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Объем заключения 1,5-2 страницы.
    8. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    Список использованных источников приводится в конце текста работы в алфавитном порядке. В список включают только использованные в работе источники и на них в тексте обязательно должны быть ссылки. Все данные о книге, брошюре или статье должны иметь установленные полноту элементов библиографического описания и сокращения (приложение 8). Название заголовка пишется симметрично тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный, 14 пунктов).

    9. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
    Приложение выполняется при наличии большого по объему табличного или иллюстративного материала, включение которого в основную часть нецелесообразно ввиду того, что это может привести к значительному превышению рекомендуемого объема работы. Таблицы и иллюстрации в приложении следует располагать и нумеровать в порядке их упоминания в тексте – пример ссылки: «… (приложение 3)». Название «Приложение» и номер выравнивается по правому краю – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – нормальный, 14 пунктов). Страницы приложения не нумеруются и не указываются в общем объеме страниц работы.
    Ну а когда удачно защитите все курсовые и дипломные, и в друг решите продолжить обучение, стать профессором, то вам это может пригодиться – написать диссертацию на заказ. Удачная диссертация и успех в карьере обеспечен в ваших руках.

  9. Nuadandis Ответить

    На заключительном этапе обучения в институте или университете, студенту предлагается выполнить дипломную работу. Выполнение дипломной работы позволяет студенту систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания по дисциплине, углубить навыки самостоятельной работы и овладеть методиками исследования при решении проблем затрагиваемых в дипломной работе, а также углубить навыки самостоятельной работы с различной справочной литературой.

    Обычно процесс подготовки дипломной работы разделяется на несколько этапов:

    выбор темы дипломной работы и согласование ее с научным руко-водителем
    подбор и изучение литературы по выбранной проблеме
    оформление организационных документов и ознакомление с тре-бованиями по оформлению дипломной работы
    написание дипломной работы
    подготовка к защите дипломной работы(составление доклада, под-готовка раздаточного и графического материала, получение отзыва руко-водителя, внешней рецензии на дипломную работу).
    Как правило, оформление организационных документов начинается с составления задания или разработки плана на выполнение дипломной ра-боты. План дипломной работы (задание) утверждается заведующим кафед-рой или научным руководителем.

    Распространенные требования к оформлению дипломной работы:

    Oбщий объем дипломной работы не должен превышать 90 – 100 страниц печатного текста (размер шрифта 14, интервал полуторный, поля – сверху и снизу 20 мм, справа – 10 мм, слева – 30 мм). Дипломная работа выполняется на белой бумаге, формата А4 (210х297мм). Текст дипломной работы излагается на одной стороне листа. Нумерация страниц и глав должна быть обозначена арабскими цифрами
    Расстояние между заголовками глав и параграфов дипломной рабо-ты составляет два интервала (слова «глава» и «параграф» не пишутся). каждую главу дипломной работы рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Нумерация страниц дипломной работы проставляется со второй страницы.
    Приводимые в дипломной работе формулы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках
    Таблицы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, каждая таблица должна иметь четкое название, отражающее ее содержание, слово «Таблица» пишется справа над ее на-званием. название следует помещать по центру над таблицей.
    Иллюстрации (графики, рисунки, диаграммы) следует нумеровать также арабскими цифрами сквозной нумерацией.
    Дипломная работа должна иметь титульный лист, который оформля-ется на типовом бланке ВУЗа.
    Библиографические ссылки в дипломной работе оформляются путем указания номера источника (в квадратных или круглых скобках), под кото-рым он значится в списке литературы или в виде сносок внизу страницы.

    Список литературы составляется в следующем порядке:

    нормативно-правовые акты органов законодательной и исполни-тельной власти
    источники статистических данных
    учебная и научная литература в алфавитном порядке
    книги и статьи на иностранных языках.
    Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего наименования.
    Дипломная работа чаще всего состоит из введения, нескольких глав, заключения, списка литературы и приложений.
    Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели, задачи и практическую значимость работы, опреде-лить объект и предмет исследования. В конце введения дипломной работы желательно раскрыть структуру работы и указать методы, используемые в исследованиях.
    В первой, теоретической, главе работы следует раскрыть сущность объекта исследования, его особенности и характерные черты. Целесооб-разно также дополнить теоретический материал наглядными рисунками. Объем должен составлять 25-30 страниц.
    Основное место в дипломной работе должна занимать вторая глава, которая, как правило, носит аналитический характер. В этой части работы дается характеристика исследуемого объекта, на материалах которого вы-полняется дипломная работа. Эта часть работы должна выполняться на конкретных материалах. Во второй главе дипломной работы дается общая характеристика исследуемого объекта. Объем второй главы должен со-ставлять 35-40 страниц.
    В третьей главе работы должны быть предложены мероприятия по совершенствованию исследуемой проблемы Объем должен составлять 15-20 страниц.
    В некоторых вузах в дипломную работу входит глава, посвященная безопасности и экологичности проектных решений. Объем должен со-ставлять 15-18 страниц.
    В заключении дипломной работы (2-3 страницы) необходимо сделать выводы по итогам изучения проблемы и обосновать предложения по улучшению деятельности объекта исследования.
    Студент может сделать аннотацию к своей работе на английском, немецком или французском языках.

  10. Kajizragore Ответить


    Обучение на последнем курсе университета — очень сложное, ответственное и волнительное время для каждого студента. Ведь важно не только подготовиться к государственным экзаменам и вспомнить все то, что было выучено за прошлые несколько лет, но и написать дипломную работу, которая заслужит отличную оценку у строгой государственной комиссии. Многие студенты, увлеченно собирая материалы для дипломного проекта и анализируя научную литературу, совершенно забывают о том, как важно правильно оформить дипломный проект. Ведь даже самая лучшая работа может получить незаслуженно низкую оценку всего лишь из-за того, что оформлены не в соответствии с требованиями ГОСТ.

    Требования к структуре дипломного проекта

    Дипломный проект должен иметь определенную структуру. Первой страницей диплома является титульный лист, заполнить который следует по образцу, предоставляемому большинством кафедр. После титульного листа идет содержание. В содержании необходимо привести перечисление всех разделов с номерами страниц, с которых они берут свое начало.
    В том случае, если в работе используется много условных сокращений, после содержания необходимо привести их перечень с подробной расшифровкой. Делать это необязательно: если в тексте работы встречается не более трех сокращений, расшифровка им дается непосредственно в тексте работы.
    Следующим разделом диплома является введение. Во введении необходимо отразить тему работы, обосновать ее своевременность и актуальность, а также привести цели и задачи работы, а также методы исследований, которыми студент воспользовался при сборе данных и их обработке. Цель работы должна быть одна и к ее формулировке необходимо отнестись очень внимательно: она не может быть двусмысленной и должна быть как можно более четкой и лаконичной. Задачи — это те шаги, которые студент счел нужны предпринять для достижения поставленной цели. Это может быть анализ литературных источников, проведение эмпирического исследования, статистическая обработка полученных данных с целью поиска корреляций или закономерностей протекания того или иного процесса и т. д.
    После введения идет основная часть, содержащая анализ литературы по проблеме, поднятой в дипломном проекте, описание проведенного исследования и его результаты.
    Завершается диплом заключением, содержащим основные выводы работы и описание их практической важности. В заключении важно отразить перспективы дальнейшей разработки научной темы.
    Далее приводятся библиографический список и приложения.

    Как следует оформить текст дипломной работы?

    Дипломный проект следует распечатать на листах формата А4 черным шрифтом, размер которого должен быть 12 или 14 пунктов. Межстрочное расстояние должно быть полуторное. Выравнивание текста идет по ширине листа. В ГОСТе не прописано, какой нужно выбрать шрифт, однако наилучшим вариантом считается Times New Roman. Ни в коем случае не следует использовать несколько разных шрифтов, хотя выделение заглавий полужирным курсивом допустимо.
    Важно правильно оформить поля работы. Верхнее и нижнее должны быть по два сантиметра, левое — три, а правое — один.
    Каждая страница текста пронумеровывается арабскими цифрами. Исключением является титульный лист, на котором номер проставлять категорически запрещено. Также не следует ставить около номеров страниц знаков препинания (точек, тире, дефисов и т. д.).

    Требования к оформлению заголовков

    Заглавия должны быть отделены от основного текста тремя интервалами. Важно помнить о том, что после заглавия не нужно ставить точку. Точка в заглавии ставится в том случае, если оно состоит из нескольких предложений, причем не в конце, а между предложениями.
    Все заглавия обязательно пронумеровываются, причем номер должен быть и у заглавий подразделов и подпунктов. Номер подразделов состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела.

    Требования к оформлению рисунков

    В тексте почти каждой дипломной работы приводятся те или иные иллюстративные материалы: фотоснимки, диаграммы, фрагменты карт и т. д. Следует помнить, что на каждый рисунок обязательно должна даваться ссылка в тексте. Рисунки располагаются после абзаца, в котором они впервые были упомянуты. В случае необходимости рисунок может быть полностью перенесен на следующую страницу.
    Рисункам присваиваются порядковые номера и даются названия. Номер и название должны быть расположены под рисунком, выравнивать их следует по центру страницы.

    Требования к оформлению таблиц

    Большие массивы числовых данных в дипломе очень удобно оформлять в виде таблиц. Таблица должны пронумеровываться, каждой таблице дается свое название. Номер и название таблицы следует размещать над таблицей и выравнивать по левому краю листа.
    Слишком объемная таблица может быть перенесена на следующую страницу, при этом нет необходимости дублировать ее номер и название и подводить под первой частью горизонтальную линию.

    Требования к оформлению библиографического списка

    В дипломе непременно следует привести список всех использованных в работе книг, статей, материалов из интернета, нормативных документов и т. д. Располагать источники следует в алфавитном порядке. Начинать описание нужно с фамилии автора, после которой приводятся его инициалы. Список источников пронумеровывается арабскими цифрами.

    Требования к оформлению приложений

    Почти в каждом дипломе необходимо использование приложений: больших таблиц, рисунков, графиков и других материалов, которые служат доказательной или иллюстративной базой работы. Приложения располагаются в том же порядке, в каком на них даются ссылки в тексте работы. Приложения пронумеровываются, номер и название приложения размещаются в верхней части страницы. Приложения должны быть отделены друг от друга при помощи разрывов страниц: каждое приложение должно начинаться с новой страницы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *