Какие есть виды проектов школьников в соответствии с фгос?

5 ответов на вопрос “Какие есть виды проектов школьников в соответствии с фгос?”

  1. Grirdana Ответить

    ТИПЫ ПРОЕКТОВ
    Типы проектов отличаются многообразием.  В соответствии с типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью можно выделить следующие типы проектов:
    по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
    по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
    по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
    по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;
    по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
    по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
    Исследовательские проекты
    требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
    Информационные проекты
    Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом познакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
    Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
    Творческие проекты
    Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
    Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.
    Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество и деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).
    Игровые (приключенческие) проекты
    Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
    Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.
    Практико-ориентированные проекты
    Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
    Открытые проекты
    Наиболее распространенно проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде класса. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
    Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
    Индивидуальные и коллективные проекты
    Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
    Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у школьников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.
    Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.
    Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.
    Парный проект. Осуществляется парой участников.  Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.
    Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 11-12 человек)
    Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.
    Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности.
    Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).
    Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Исследовательский проект «Путешествие по берегу реки»
    В сопровождении педагогов и родителей дети совершают путешествие по реке, знакомясь с названием объектов, встречающихся на пути; постигают смысл слов «путешествие», «путешественник», эмоционально откликаются на новое; отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.
    День первый
    1. Беседа на тему «Путешественники».
    Вопросы
    Кого можно назвать путешественником?
    Куда можно отправиться в путешествие?
    Как можно путешествовать?
    Какими качествами должны обладать путешественники?
    Как путешественники готовятся в дорогу?
    Что бы вы хотели узнать о путешественниках?
    2. Совместно с детьми определяется маршрут, привлекаются родители, организуется подготовка.
    День второй
    Наблюдение за рекой с берега. Определение направления течения, температуры воды; рассматривание ракушек, камешков, коры деревьев, насекомых и птиц, находящихся на берегу.
    День третий
    Обмен впечатлениями, обсуждение того, как оформить и представить результаты путешествия.  Презентация результатов знакомства прошла в игре «Я расскажу, а вы отгадайте».
    Информационный проект «Дети Сталинграда»
    С помощью педагогов и родителей дети узнают историю Сталинградской битвы, знакомятся с судьбами детей войны, постигают смысл слов «жизнь» и «смерть», эмоционально откликаются на рассказы очевидцев, отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.
    Содержание проекта
    1. Оформление выставок, посвященных победе под Сталинградом.
    2. Беседа о Сталинградской битве с показом иллюстраций, видеоматериалов.
    3. Беседа «Как жили дети в военном Сталинграде».
    4. Чтение отрывков из книг о Сталинградской битве.
    5. Просмотр фильмов: «Дом Павлова», «Город-герой Сталинград».
    6. Встречи с ветеранами.
    7. Экскурсия в музей «Зал Воинской Славы».
    8. Тематическое рисование. Выставка детских работ.
    9. Праздник, посвященный победе под Сталинградом.
    10. Оформление альбома «Мы не хотим войны» с рисунками и рассказами детей.
    Практико-ориентированный проект «Пряничные игрушки»
    Проект родился в ходе подготовки к ярмарке. Из рассказа педагога дети узнали, что во времена молодости бабушек и прабабушек на ярмарке можно было купить разные игрушки, сладости, пряники.  Школьники  проявили интерес к процессу изготовления русских пряников.
    День первый
    Знакомство с пряничным промыслом, который был одним из самых распространенных в России. Выяснение у бабушек и дедушек о том, какие пряничные игрушки они помнят из своего детства.
    День второй
    Знакомство с пряничными игрушками тульских, вяземских, городецких мастеров. Рассматривание иллюстраций, репродукций.
    День третий
    Лепка пряничных игрушек из глины, соленого теста.
    День четвертый
    Знакомство с мексиканской традицией дарить в новогоднюю ночь пряничные фигурки.
    День пятый
    Семейная гостиная на тему «Пряничные игрушки для ярмарки»

  2. Кавказ Ответить

    Надежда Могильникова
    Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы
    В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
    Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
    Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
    Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
    Метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
    В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
    Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.
    Что же такое проект для самого ребенка?
    – раскрытие творческого потенциала
    – умение работать в группе
    – умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми
    – умение презентовать свою работу
    Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
    В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:
    По составу участников:
    Индивидуальный
    Подгрупповой
    Семейный
    Парный
    Групповой
    По содержанию:
    Монопроекты (одна образовательная область)
    Интегративные (две и более образовательные области)
    По продолжительности:
    Краткосрочные (1-4 недели)
    Среднесрочные (до 1 месяца)
    Долгосрочные (полугодие, учебный год)
    По доминирующему виду проектной деятельности:
    Информационные
    Исследовательские
    Творческие
    Практико-ориентированные
    При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов (по Л. В. Киселёвой).
    Исследовательско-творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
    Ролево-игровой – используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
    Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
    Творческий – оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
    В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
    Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
    В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
    Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Т. е. проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
    Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:
    1. Постановка проблемы
    2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы
    3. Планирование деятельности по реализации проекта
    4. Сбор информации
    5. Структурирование информации
    6. Изготовление продукта
    7. Выбор формы презентации
    8. Подготовка презентации
    9. Презентация
    10. Самоанализ и самооценка
    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
    I этап. Деятельность педагога:
    1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу.
    Деятельность детей:
    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.
    II этап.
    Деятельность педагога:
    4. Помогает в решении задачи.
    5. Помогает спланировать деятельность.
    6. Организует деятельность.
    Деятельность детей:
    5. Объединение детей в рабочие группы.
    6. Распределение амплуа.
    III этап.
    Деятельность педагога:
    7. Практическая помощь (по необходимости).
    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
    Деятельность детей:
    7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
    IV этап.
    Деятельность педагога:
    9. Подготовка к презентации. Презентация.
    Деятельность детей:
    8. Продукт деятельности готовят к презентации.
    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.
    Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
    Задачи развития:
    – обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
    – развитие познавательных способностей
    – развитие творческого воображения
    – развитие творческого мышления
    – развитие коммуникативных навыков
    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
    В младшем дошкольном возрасте:
    – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
    – активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
    – формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
    В старшем дошкольном возрасте:
    – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
    – развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
    – формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
    – развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
    Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
    На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.
    Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, – покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
    Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
    – Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
    – Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
    – Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
    – Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
    Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
    А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.

  3. the voice of life Ответить

    180 – 140 баллов – «отлично»;
    135 – 100 баллов – «хорошо»;
    95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
    менее 65 баллов – «неудовлетворительно».
    Общий вид и структура пояснительной записки проекта
    Титульный лист.
    Оглавление (содержание).
    Введение.
    Главы основной части.
    Заключение.
    Список используемой литературы.
    Приложение.
    Структурные элементы пояснительной записки.
    Титульный лист
    Титульный лист – первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
    В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова “тема” и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
    В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова “год”).
    Оглавление
    Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
    Введение к работе
    В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
    Главы основной части
    Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
    Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
    В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
    В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
    В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
    Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
    Заключение
    В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.
    Список используемой литературы
    После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
    Приложения
    Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: “Приложение 1”, “Приложение 2”, и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом “смотри” (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..

  4. Doonet One Ответить

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Школа №456
    Статья
    «Проектная работа по ФГОС»
    Работу выполнила: Борисова Ольга Вячеславовна,  учитель информатики
    Санкт-Петербург
    2014г.
    Проектная работа по ФГОС
    Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
    Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним изметодов развивающего (личностно – ориентированного) обучения,направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (такихкак постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведениеэкспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитиютворческих способностей и логического мышления, объединяет знания,полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников кконкретным, жизненно важным проблемам.
    Проектная деятельность является обязательной для учащихся(обучающихся) средней и старшей школы, для учащихся младшего звена всоответствии с нормативами основной образовательной программыначального общего образования.
    Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоениямеждисциплинарных учебных программ.
    Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметовс целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоениисодержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности,способность проектировать и осуществлять целесообразную ирезультативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,социальную,художественно-творческую).
    Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно длякаждого учащегося (обучающегося), занимающегося по ФГОС.
    Защита индивидуального итогового проекта является одной изобязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
    Цели и задачи проектной деятельности.
    Целью учебного проектирования является полное и органичноевключение проектной деятельности в образовательный процесс школы,изменение психологии его участников и перестановка акцентов страдиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерствоучителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний,овладение умениями использовать эти знания при создании своегоинтеллектуального продукта, востребованного профессиональнымсообществом, формирование ключевых компетенций, необходимых дляжизни и успешной самореализации человекав информационном обществе,воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном
    конкурентном мире, важнейшими качествами которой являютсяинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартныерешения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться втечение всей жизни.
    Основные задачи:
    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель,описать основные шаги по достижению поставленной цели,концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов(учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ееиспользовать).
    Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
    Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работенад проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию,оформлять сноски, иметь понятие о библиографии)
    Формирование позитивного отношения к работе (учащийся долженпроявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок всоответствии с установленным планом и графиком работы).
    Вовлечение в творческое проектирование всех участниковобразовательного процесса – учителей, учащихся (обучающихся) и ихродителей, созданиеединого творческого коллектива единомышленников,занятых общим деломвоспитания и самовоспитания современнойтворческой личности.
    Расширение и совершенствование области тематического исследованияв проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов;поиски новых направлений и форм творческого проектирования.
    Расширение границ практического использования проектных работ,созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия впроектной деятельности для школьников.
    Основные понятия проектной деятельности.
    Проект – это форма организации совместной деятельности учителя иобучающихся, совокупность при?мов и действий в их определ?ннойпоследовательности, направленной на достижение поставленной целирешение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленнойв виде некоего конечного продукта.
    Типология форм организации проектной деятельности (проектов)обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена последующим основаниям:
    • видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский,творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой(ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
    • содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся кобласти знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельностии пр.;
    • количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамкахшколы), муниципальный, городской, всероссийский, международный,сетевой (в рамках сложившейся партн?рской сети, в том числе в Интернете);
    • длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока домноголетнего проекта.
    Содержание проектной деятельности.
    Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора-исследователя) исследовательскую – индивидуальную работу современного научного уровня.
    Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
    Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат серьезного научного поиска и обобщения.
    Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
    Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.
    Организация проектной деятельности.
    Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся.
    Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования, также ученик начальной школы имеет право выбора дополнительного проекта. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем–предметником, вкладываются в Портфолио ученика.
    Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
    Для организации проектной деятельности учителя- предметники (работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы проектов (не менее 10) и примерные сроки их выполнения. Творческая группа и ее руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы каждым учеником. Перечень может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия (но не позднее 1 декабря текущего года). Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учеников.
    Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого
    выбрал ученик.
    Результаты выполнения индивидуального проектадолжны отражать:
    умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
    способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
    способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
    сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
    Оформление проектной работы.
    Результатом (продуктом) проектной деятельностиможет быть любаяиз следующих работ:
    а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
    б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки,изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в видепрозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютернойанимации и др.;
    в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
    г) отчётные материалы по социальному проекту,которые могутвключать как тексты, так и мультимедийные продукты.
    В состав материалов, которые должны быть подготовлены позавершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
    1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности,представленный в одной из описанных выше форм;
    2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка кпроекту (объ?мом не более одной машинописной страницы) с указанием длявсех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткогоописания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) спискаиспользованных источников. Для конструкторских проектов впояснительную записку, кроме того, включается описание особенностейконструкторских решений, для социальных проектов — описаниеэффектов/эффекта от реализации проекта;
    3) краткий отзыв руководителя,содержащий краткую характеристикуработы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующихоснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/илиполученных решений, актуальность и практическая значимость полученныхрезультатов.
    Общим требованием ко всем работам является необходимостьсоблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Вслучае заимствования текста работы(плагиата) без указания ссылок наисточник проект к защите не допускается.
    Защита проектной работы.
    Презентация и защита проектных работ производится на школьном конкурсе проектов, который проводится ежегодно.
    Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.
    Для проведения конкурса созда?тся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, администрация образовательного учреждения.
    В школе организуется банк данных проектно-исследовательских работ, которым могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
    Защиту проекта на конкурсе осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 5-7 минут.
    В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:
    1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
    2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
    3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
    4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
    5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
    Оценивание проекта осуществляется на основании оценок поставленных руководителем проекта и членами экспертной группы.
    Участники конкурса распределяются по группам и номинациям в зависимости от тематики представленных работ.
    Критерии оценки итогового индивидуального проекта.
    При описаниирезультатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основеоценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта ипояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырехкритериев:
    • способность к самостоятельному приобретению знаний и решениюпроблем,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбратьадекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробациюпринятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
    • сформированность предметных знаний и способов действий,проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно иобоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темойиспользовать имеющиеся знания и способы действий;
    • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательнойдеятельностью во времени, использовать ресурсные возможности длядостижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий втрудных ситуациях;
    • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еерезультаты, аргументированно ответить на вопросы.
    С целью определения степени самостоятельностиучащегося в ходевыполнения проекта необходимо учитывать три уровня сформированности навыков проектной деятельности: ниже базового уровня, базовый уровень иуровень, выше базового.
    Оценивание проектной работы происходит в соответствии стребованиями оценочного листа проекта руководителемпроекта и членами экспертной комиссии.
    Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом запроект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленныхруководителем проекта и членами экспертной комиссии. При этом итоговаяотметка выставляется в пользу ученика на основании правилматематического округления.
    В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особоезаключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено припоступлении в профильные классы.
    Результаты выполнения индивидуального проекта могутрассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускникаобщеобразовательного учреждения на избранное им направлениепрофильного обучения.

  5. RORYGYBU Ответить

    Индивидуальный проект (ФГОС, п.11) представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
    Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
    Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
    •сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
    •способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
    •сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
    •способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
    •Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
    На самом деле перед нами облегчённая (как говорят сейчас, лайт-) версия дипломной работы. Обычный реферат, чуть более творческий, чем принято для школы, чуть-чуть более объёмный. Можно изучить фрагмент биографии писателя, с необычной стороны рассмотреть какое-то произведение худ. литературы (лучше вне школьной программы), провести краеведческое расследование-исследование и т.п. Вам и карты в руки, уважаемая Лейла, как знатоку этнографии! Несколько лет назад дочь моя в коллективном проекте участвовала, какую-то ерунду в виде презентации оформили и на город даже вышли. Без помощи взрослых. Мы узнали обо всём только потому, что пришлось занятия один день пропускать из-за поездки на конференцию по проектам))))

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *