Какие идеи лежали в основе нового политического мышления кто их выдвинул?

9 ответов на вопрос “Какие идеи лежали в основе нового политического мышления кто их выдвинул?”

  1. Moogushakar Ответить

    Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.
    Основные принципы «нового мышления»:
    – отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;
    – стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;
    – признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.
    В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:
    – нормализация отношений с Западом и разоружение;
    – разрешение международных конфликтов;
    – широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.
    Результаты политики «нового мышления».
    Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.
    Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.
    Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

  2. elmatho Ответить

    Уже во время встречи с президентом США Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. Горбачев, анализируя обстановку в мире, сделал вывод о том, что «за последнее время в мире произошли кардинальные перемены, которые требуют нового подхода, свежего взгляда на многие вещи во внешней политике… В нынешних условиях речь уже идет не только о противостоянии двух общественных систем, но и выборе между выживанием и взаимным уничтожением» [5, с. 66-67].
    Формирование нового политического мышления находилось еще на начальном этапе. На заседании Политбюро 23 января 1986 г., на котором обсуждался вопрос о проекте доклада Генерального секретаря ЦК КПСС XXVII съезду, Горбачев говорил: «Что такое новое мышление? Надо ответить на этот вопрос крупно. Мы не боги, знаем ответы не на все вопросы» [3, с. 24]. Все это говорит о том, что у советского руководства не было еще однозначного ответа на вопрос: как далеко оно готово пойти в деле реформирования внешнеполитического курса страны. А это в немалой степени зависело от того, какое содержание будет вкладываться в новое политическое мышление. Таким образом, содержание нового политического мышления определяло, в конечном счете, содержание внешней политики СССР.
    На XXVII съезде его содержание было наполнено идеей о недопустимости ядерной войны (что было уже не ново) и взаимосвязанности, взаимозависимости и целостности мира. Касаясь этой проблемы, М.С. Горбачев отмечал: «Принципиальное значение имел вывод доклада о взаимосвязанности, взаимозависимости, целостности мира, оказавший огромное воздействие на нашу собственную и мировую политику» [6, с. 293].
    Выдвигая тезис о взаимосвязанности мира, Горбачев, однако, на этом этапе еще не ставит под сомнение тезис о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. «Социализму нет нужды отказываться ни от своих принципов, ни от своих идеалов. Он неизменно выступал и выступает за мирное сосуществование государств, принадлежащих к различным общественным системам» [6, с. 11].
    Но это положение интерпретировалось уже по-иному. В новой редакции программы КПСС, утвержденной на этом съезде, снималось определение «мирного сосуществования» государств с различным общественным строем как «специфической формы классовой борьбы» [6, с. 176-177].
    В решениях съезда содержались новые оценки международной обстановки. Во-первых, советское руководство призывало великие державы прийти к согласию о неприемлемости ядерной войны как средства решения международных споров. «Магистральным направлением деятельности партии на мировой арене объявлялась борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира» [13, с. 63]. Во-вторых, Советский Союз фактически предлагал Западу отказаться от попыток добиться силового превосходства над СССР, обещая со своей стороны тоже не стремиться к превосходству над Западом. Эта идея была воплощена в тезисе о «равной безопасности», которая должна была прийти на смену концепции «равной опасности»: «Продолжение гонки ядерных вооружений, неизбежно увеличит эту равную опасность и может довести ее до таких пределов, когда даже паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания. Подлинная равная безопасность в наш век гарантируется не предельно высоким, а предельно низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения» [13, с. 65].
    Тезис о взаимосвязанности и целостности мира тоже был не новым. В 1975 г. Г. Киссинджер писал: «Взаимозависимость на нашей планете становится центральным фактором нашей дипломатии» [8, с. 217]. Сам он отмечал, что об этой проблеме писал еще Вудро Вильсон [11, с. 718]. «Новым было то, что в 1985 году, – отмечает А.В. Островский, – эту идею решила взять на вооружение КПСС» [14, с. 62]. Этот факт имел для нашей страны неформальное значение. Поскольку она свою внешнеполитическую деятельность строила, исходя из объективного факта раскола мира на две противоборствующие военно-политические группировки, то теперь внешнюю политику следовало строить, исходя из взаимосвязанности и целостности мира. Признавая «взаимосвязанность, взаимозависимость, целостность мира», – пишет М.С. Горбачев, – нельзя не признать «абсурдным раскол мира на противоположные блоки» [6, с. 293].
    Однако у него не было ответа на коренной вопрос, как преодолеть этот раскол, ибо речь шла не только о противоположных военно-политических блоках – НАТО и Варшавского договора, но и о противоположных общественно-политических системах – социализма и капитализма.
    Общество
    Terra Humana
    Взгляды Горбачева и его окружения, как известно, быстро трансформировались. Они нашли отражение в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Горбачев предлагает новое мышление не только для собственной страны, но и для всего мира. Оказывается, не только наша страна должна была начать жить в соответствии с формируемым генсеком ЦК КПСС мышлением, но и весь современный мир, включая западный.
    После выхода в свет этой книги в политическом обиходе утвердилось понятие «новое политическое мышление». Оно наполнилось новым содержанием. В него Горбачев внес два принципиально новых положения, которые привели к ревизии идеологических основ внешней политики СССР. Первое – приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, и второе – деидеологизация внешней политики. В своей книге он отмечает, что в конце драматического XX века «человечество должно признать жизненную необходимость приоритета общечеловеческого как главного императива эпохи. Ядром нового мышления является признание приоритета общечеловеческих ценностей и еще точнее – выживания человечества… Появился объективный предел для классовой конфронтации на международной арене: это угроза всего уничтожения» [4, с. 149-150].
    В основу международной политики следует положить «общечеловеческие морально-этические нормы», необходимо «очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения». «Приоритет общечеловеческих ценностей, – по его мнению, – основа нового политического мышления, и они выше классовых» [4, с. 150]. И в дальнейшем Горбачев считал, что «вывод о приоритете в наш век общечеловеческих интересов и ценностей стал, по сути дела, сердцевиной нового мышления» [8, с. 197].
    Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей означало их преобладающее значение по отношению к интересам отдельных государств, народов, социальных группе и классов. Это должно было, с точки зрения авторов нового мышления, привести к отказу от политики силового противостояния Востока и Запада, поскольку они ориентировались на защиту противоположных классовых интересов.
    Обратим внимание на то, что Горбачев при обосновании идеи приоритета обще-

  3. EraseR Ответить

    изоляция от европы. полный разгром франции оказался невыгоден для россии. все плоды (ей достались все колонии влияние на российское мировозррение – увиденное в европе, безусловно, заставляло задумываться и сравнивать ( в качестве примера: в большинстве стран европы к тому моменту уже не было крепостного права). наполеоновская франция, конечно же, напугала не только монархии европы, но и российскую империю. вы помните, что в постнаполеоновский период был создан священный союз, направленный против революционных процессов в европе. и если вспомнить о том, какую роль сыграла российская империя в создании этого союза, то можно смело сказать, императорское правительство принимало меры к тому, чтоб внутри страны революционных процессов не было. учтите, что восстание северного общества в 1825 (восстание декабристов) было во многом результатом политики именно александра i, который страной в период наполеоновский войн и после них (до 1825г.) источник: онищук жанна как ни странно, но вражеская армия прошла до москвы и обратно за неман и кутузову и прочим генералам не удалось наголову разбить какое-нибудь подразделение французов, а эти стычки при отступлении, когда у противника не было пушек, кавалерии , боезапаса и провианта, нельзя отнести в актив генералам, так как и в этих случаях не было полного разгрома! знаменитому духу, его величеству морозу, растянутым коммуникациям, казакам, бездорожью и партизанам!

  4. Nashakar Ответить

    -неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы
    -кризис доверия в экономической системе: в 1960-1970- е года главным способом борьбы с неизбежным дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становится кризисом доверия ко всей экономической системы в целом;
    – инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР
    -растущее недовольство населения, связанное с периодическими перебоями с продовольствием и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага); запреты и ограничения( на размер садового участка и т.д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада
    -Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соц. лагеря постоянно разоряли бюджет в стране;
    – ряд техногенных катастроф(авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них.
    С 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев и его сторонники начали политику Перестройки; резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые , в том числе радикальные и националистические движения и организации. Попытки реформирования системы управления привели к углублению кризиса в стране.
    Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР.
    В период 1989-1991 г.г. доходит до максимума главная проблема советской экономики- хронический товарный дефицит- из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлебаю практически во всех регионах страны вводится нормированное снабжение в форме талонов. С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис(превышение смертности над рождаемостью). Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечет за собой массовое падение советских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния, сложившейся по итогам Второй мировой войны. На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.
    Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт.Происходят взаимные этнические чистки, начинается исход армян из Азербайджана и азербайджанцев с курдами- мусульманами из Армении. В 1989 году Верховный Совет Армянской СССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха. Летом того же года Армянская СССР вводит блокаду Нахичеванской АССР, а Народный фронт Азербайджана в качестве ответной меры объявляет экономическую блокаду всей Армении. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война. Происходят беспорядки в Ферганской долине, где смешанно проживают несколько народов. В конце мая 1989 года в Ферганской области Узбекской СССР обострились отношения между узбеками и турками-месхетинцами. В июне там произошли массовые погромы и убийства турок-месхетинцев, известные как «Ферганские события», вызвавшие массовую эвакуацию турок- месхетинцев из республики. В мае следующего года в узбекском городе Андижан произошел погром евреев и армян. Спустя месяц на территории Киргизской СССР разразились киргизо- узбекские столкновения (ошская резня). На этнической почве в городе Баку, столице Азербайджанской СССР, 13-20 января 1990 г произошли беспорядки, сопровождавшиеся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.
    На фоне общего кризиса растет популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным.
    В течении 1990-1991 г.г. произошел т.н. парад суверенитетов, в ходе которого все союзные и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в ходе которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими. Также ими были приняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что еще более ухудшило положение СССР.
    Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события была Нахичеванская АССР в ответ на бакинские события. До августовского путча объявили независимость две союзные республики (Литва, Грузия), позже Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.
    Сразу же после событий ГКЧП независимость провозгласили практически все оставшиеся республики.
    Августовский путч-вооруженное противостояние двух вертикалей власти: союзной во главе с ГК ЧП СССР и республиканской во главе правительства России, с попыткой отстранения М.С. Горбачева с поста Президента СССР и смена проводимого им курса «Перестройки», предпринятая ГК ЧП- группой консервативно- настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, КГБ- 19 августа1991 года, приведшая к радикальным изменениям политической ситуации в стране; окончательной утрате Коммунистической партии своей власти, относительному усилению власти региональных лидеров по сравнению с центральными властными структурами СССР.
    В декабре 1991 года главы трех республик- Белоруссия, Россия, Украина собрались в Беловежской пуще(село Вискули, Белоруссия) для подписания договора. Однако ранние договоренности были отвергнуты Украиной. 8 декабря 1991 года они константировали, что СССР прекращает свое существование, и подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачева, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Членство в СНГ было отвнргнуто прибалтийскими республиками, Грузией(она присоединилась в октябре 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года.

  5. Faurn Ответить

    Концепция «нового политического мышления»
    политический мышление горбачев концепция
    В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представляет собой историю развития отдельных регионов, а история XX столетия — это глобальная история. Динамизм процесс набрал во второй половине XX столетия, когда с мировым прогрессом все ужасы «дикого капитализма» начала XX века ушли из жизни человечества.
    Исходя из идеи «нового политического мышления» М.С. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты.
    Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим:
    — отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
    — объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
    — отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
    Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии – Советского государства.
    В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма».
    В марте 1985 г. после кончины К.У. Черненко новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своей книге «Перестройка и новое мышление» он формулировал свою позицию следующим образом: «Разумеется, Советскую власть мы менять не собираемся, от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее».
    Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л.И. Брежнева. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. За 1985-1986 гг. было заменено свыше 60% секретарей райкомов и обкомов. К руководству КПСС пришли представители новой номенклатурной элиты: Е.К. Лигачев, Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев и др., понимающие необходимость проведения кардинальных политических и экономических преобразований. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Началась массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.
    Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.
    Первый удар по авторитету М.С. Гобачева нанес секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. В сентябре 1987 г. он неожиданно выступил на торжественном Пленуме ЦК КПСС, посвященном предстоящему празднованию 70-летия Октябрьской революции с резко критической речью. Б.Н. Ельцин говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и возглавившего его Е.К. Лигачева, а так же заявил о возникновении в партии «культа личности» М.С. Горбачева. В заключение он заявил о своей отставке из Политбюро.
    Выступление Ельцина показалось присутствующим крайне путанным и непонятным. Участники пленума единогласно его осудили. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома. Но, как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Б.Н. Ельцин обозначил свою особую позицию, отмежевавшись от М.С. Горбачева. Тем самым, один из представителей партийной номенклатуры превратился в лидера радикальных сторонников преобразований, приобрел ореол народного героя и борца с бюрократией.
    Лидером другого направления в партии стал Е.К. Лигачев. Он занимал пост второго секретаря КПСС, отвечал за кадровую политику партии. Лигачев также говорил о необходимости перестройки, ратовал за борьбу с коррупцией, за наведение порядка, дисциплины, но при этом выступал за сохранение основных параметров социалистической экономики, за сохранение в руках КПСС рычагов управления страной. Даже противники Лигачева признавали его честность, высокую нравственность, убежденность, но объективно его позиция становилась все более и более консервативной. Е.К. Лигачев был одним из вдохновителей «антиалкогольной кампании», выступал в защиту социализма, против очернения исторического прошлого страны. По мере углубления преобразований он все более и более становился в оппозицию политике М.С. Горбачева.
    Следующий этап, 1987-1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. Так как в существовавшей системе управления ведущую роль играла КПСС, то и реформу начала она. В июне-июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался съезд народных депутатов СССР (в республиках – республиканские съезды). Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали – Верховные Советы республик.
    Конференция предложила проект нового закона о выборах, который был принят в декабре 1988 г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из нескольких кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций – КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов Председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти советы).
    Выборы в высшие органы власти открыли новый этап – этап размежевания в лагере перестройки (1989-1991 гг.). Выяснилось, что различные политические силы вкладывали в этот термин различное содержание, что вовсе не «все мы по одну сторону баррикад», как любил повторять М.С.Горбачев. В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития страны. На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов партии, работники партаппарата, в то же время были избраны рад деятелей, находившихся в оппозиции режиму, таких, как академик А.Д. Сахаров.
    В апреле 1989 г. открылся I Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев. На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа», куда вошли бывший секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин, триумфально выигравший выборы в Москве, А.Д. Сахаров, Т.X. Гдлян, Г.X. Попов, А.А. Собчак, Н.И. Травкин, С.Н. Станкевич. Т.А. Заславская и др.
    В марте 1989 г. прошли выборы в Верховные Советы республик и местные Советы. На этих выборах депутаты от общественных организации уже не избирались. В ходе выборов стали создаваться политические партии и течения, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.X. Попов, Ленинградский – А.А. Собчак. В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики. Его председателем стал Б.Н. Ельцин.
    В марте 1990 г. III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Съезд избрал президентом страны М.С. Горбачева. Было принято решение об отмене Ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *