Какие принципы лежали в основе политики государства благосостояния?

18 ответов на вопрос “Какие принципы лежали в основе политики государства благосостояния?”

  1. Люфтер Ответить

    Ответ оставил Гость
    1. Главными политическими силами в период данной эпохи являлись такие державы как: США и Великобритания.И именно их мнение обладало высоким авторитетом и именно они обладали особым влиянием на свой капиталистический блок.
    2. Концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан.
    3. Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.4. Произошло “полевение” политической жизни, усилилась роль государства в экономике и социальной сфере. Однако, несмотря на успехи политики “государства благосостояния”, при её осуществлении не удалось решить всех проблем западного общества.
    5. я не знаю извини(

  2. Zath Ответить

    1. Главными политическими силами в период данной эпохи являлись такие державы как: США и Великобритания. И именно их мнение обладало высоким авторитетом и именно они обладали особым влиянием на свой капиталистический блок.
    2. Концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан.
    3. Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика “вылечить” себя не может.4. Произошло “полевение” политической жизни, усилилась роль государства в экономике и социальной сфере. Однако, несмотря на успехи политики “государства благосостояния”, при её осуществлении не удалось решить всех проблем западного общества.
    5. я не знаю извини (

  3. Mister Norm Ответить


    Развитие современной экономики имеет огромную историю. Формирование происходило не один десяток лет, и не один век. Одной из этапов развития цивилизованных отношений можно,по-праву считать этап концепции государства всеобщего благосостояния. Эта теория являет собой переходное состояние в стране по отношению к социальным, общественным, экономическим и политическим моментам и переход к иной модели социального устройства государства.
    Первоисточником данной метаморфозы, могло послужить измененная потребность в человеческом факторе на производстве, когда понятие «государство-личность» утрачивало актуальность, а «государство-общество» обретало большое количество поклонников.

    Государство всеобщего благосостояния, основа теории

    В современности понятие государство всеобщего благосостояния (благоденствия) не является актуальным и имеющим долю влияния. Актуальность и развитие этого периода был в середине 20 века, когда страны Запада переживали пиковое развитие в науке, технике, медицине, производстве.

    Первичные воспоминания о данной теории возможно найти в работах английского экономиста Джорджа Кейнса. Период его трудов как раз выпал во времена Великой экономической депрессии. Тогда экономика казалась настолько непредсказуемая, что многих ведущих специалистов данной отрасли вводила в ступор и тупик. Кейнс смог выдвинуть идею выхода из кризиса, изложив ее в труде «Общая теория занятости, процента и денег».

  4. Zololkree Ответить

    1. Главными политическими силами в период данной эпохи являлись такие державы как: США и Великобритания.И именно их мнение обладало высоким авторитетом и именно они обладали особым влиянием на свой капиталистический блок.
    2. Концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан.
    3. Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.4. Произошло “полевение” политической жизни, усилилась роль государства в экономике и социальной сфере. Однако, несмотря на успехи политики “государства благосостояния”, при её осуществлении не удалось решить всех проблем западного общества.
    5. я не знаю извини(

  5. Conjurus Ответить

    1. какие силы были ведущими в политической жизни запада после второй мировой войны? ведущими силами в политической жизни запада после второй мировой войны является однополярная система во главе с сша, за которой стоит великобритания, а затем франция и все остальные страны. это так, потому что после второй мировой войны планета оказалась в ситуации биполярной системы, которая была основана на противостоянии сша и .
    2. какие принципы лежали в основе политики «государства благосостояния»? в чем заключались сильные и слабые стороны этой политики? «государство благосостояния» представляет собой государство, основанное на принципах заботы о благосостоянии граждан. государство благосостояния заботится о правильной социальной политики, которая будет положительной для всех.
    3. в чем состояла суть концепции дж. кейнса? суть концепции дж. кейнса заключается в эффективном спросе, точнее стимуляция спроса должна расширять производство, а значит увеличивать также предложение услуг и товаров. плюс, кейнс говорит о важности инвестиций – чем выше инвестиции, тем масштабы производства выше. и государство должно воздействовать только на инвестиции и регулировать процент.
    4. каковы были результаты осуществления политики «государства благосостояния» в странах западной европы? осуществление политики “государства благосостояния» в странах западной европы к тому, что роль государства в только усилилась, равно как и в социальной сфере. плюс, проблемы полностью не были решены.
    5. какие элементы политики «государства благосостояния» можно проследить в деятельности правительства сша? в качестве примера можно взять весь «новый курс» рузвельта, программа «великое общество» линдона джонсона, создание организации «добровольцы на службе америки», медицинская программа «медикейд» и так далее.

  6. XUGE Ответить


    Гость
    1. Главными политическими силами в период данной эпохи являлись такие державы как: США и Великобритания.И именно их мнение обладало высоким авторитетом и именно они обладали особым влиянием на свой капиталистический блок.
    2. Концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан.
    3. Во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.Во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.В-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.4. Произошло \”полевение\” политической жизни, усилилась роль государства в экономике и социальной сфере. Однако, несмотря на успехи политики \”государства благосостояния\”, при её осуществлении не удалось решить всех проблем западного общества.
    5. я не знаю извини(
    Ответ ни кто не комментировал

  7. Kalabar Ответить

    В период президентства Р. Рейгана экономическая политика была направлена на активизацию предпринимательского фактора, в связи с чем его правительственная команда отказалась от кейнсианских подходов, в том числе от методов бюджетной экспансии, от поощрения «общественных работ» и т. п. Ставка была сделана на идеи «экономики предложения», концентрирующей внимание на личностных и частных стимулах и мотивах, для чего правительство пошло на серьезное снижение налоговых ставок и сокращение государственных социальных программ. Были отменены многие административные ограничители на путях предпринимательской деятельности, создавался простор для осуществления субъектами рынка сбережении и инвестирования (после уплаты налогов) в факторы производства. Политика предложения на начальном этапе принесла определенные плоды, но затем столкнулась с новыми противоречиями. Специалисты все чаще стали писать о просчетах рейганомики, связанных с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики.
    Президентом Б. Клинтоном под напором требований времени был совершен переход к обновленной либерально-кейнсианской макроэкономической традиции. Опять были взяты на вооружение идеи государственного влияния на экономику в целях решения новых социальных проблем. Обеспечение «макроэкономических основ стабильного экономического роста, — говорилось в официальном президентском докладе, – это сфера ответственности правительства». Ориентирами бюджетной стратегии администрации Б. Клинтона были: сохранение и развитие социальной инфраструктуры современной рыночной экономики, стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование и переподготовку рабочей силы. Вместо радикальных, разрушающих всю налоговую структуру бюджета сокращений ставок подоходных налогов был введен комплекс селективных налоговых льгот, которые (облегчив налоговое бремя для самых нуждающихся) составили концептуально новое решение проблемы .
    Следующая американская администрация во времена президентства Дж. Буша (младшего) в государственной экономической и социальной политике имела, уже существенно иной спектр приоритетов и опиралась на регулирующие инструменты другого ряда, что определилось не просто субъективными пристрастиями команды, а вытекала из изменений обстановки в мире и корректировок акцентов общей американской стратегии. Откровенно возросла ставка на силовые подходы в международных экономических и политических отношениях. В унисон с этим не только в США, но и почти во всех развитых странах при решении внутренних проблем развивалась линия на восстановление давящей политики сильных (богатых) на более слабых (бедных).
    Данная линия стала характерной чертой и украинской практики трансформаций. В современной Украине, если учесть и те части процессов социального расслоения, которые не полностью фиксируются официальной статистикой, чуть ли не половина населения оказалась за чертой бедности, т.е. не имеет средств для обеспечения даже прожиточного минимума. Значит, десятки миллионов людей по прошествии 15 лет реформ попали в ситуацию, когда они лишены возможности нормально питаться, иметь жилье, получать образование, пользоваться медицинской помощью, культурными благами и т.п. Какие бы негативные факты из советского прошлого по поводу социальных проблем населения ни приводились в пропагандистской печати в качестве «компенсирующей» информации, вышеотмеченная ситуация не идет по своей неприемлемости ни в какое сравнение с бичуемыми недостатками прежнего общества. Кроме чисто социального неприятия обществом данной ситуации не может не усиливаться беспокойство за экономическую сторону трансформационных программ. Было бы наивно надеяться, что человеческий потенциал, половина которого на грани деградации, станет фактором устойчивого экономического роста .
    Вступив на традиционные для капиталистических отношений платформы распределения богатства по принципу соотношения сил, украинская практика за период реформ в большей степени впитывала с Запада тенденции последних лет, когда нарастало давление мира богатства на мир бедности, и почти полностью проигнорировала опыт социального партнерства, реализовавшийся во времена распространения идей о государстве всеобщего благосостояния.
    В общем смысле государство благосостояния — это система политики, в которой ответственность государства распространяется до ответственности общества за благосостояние граждан, а его цель — предоставление всем членам общества юридических, политических, социальных прав путем справедливого распределения доходов.
    В последние десятилетия проблема благосостояния в западной теории рассматривается в двух основных аспектах (причем общим для обоих аспектов является стремление приблизить теорию к реальности). Первый аспект — это конкретно-историческое наполнение понятия “индивидуальное благосостояние” с точки зрения критериев “качества жизни”, которых насчитывается от 5 до 35 в разных странах (экономических, политических, социальных, психологических): потребление, внерабочее время, изменение окружающей среды, факторы здравоохранения и образования, безопасность существования, участие в управлении, чувство цели, уровень доходов и т.д.
    Второй аспект — это такое исследование механизмов реализации благосостояния, которое стремится преодолеть абстракцию “конкурентного рынка” и учесть реальную структуру социально-экономических отношений. Нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен полагает, что необходимо исходить из того, что индивиды делегируют свои интересы организованным группам, которые, в свою очередь, стремятся навязать эти интересы через аппарат государства остальному обществу. Как и Эрроу, Бьюкенен приходит к выводу о невозможности сконструировать непротиворечивую функцию общественного благосостояния; однако, он продвинулся гораздо дальше Эрроу, так как исследует проблему выбора такого механизма, который минимизировал бы негативные последствия перераспределительных процессов и максимизировал позитивные.
    Государство благосостояния у Бьюкенена — это форма “передающего государства”. Передача средств в таком государстве определяется интересами, проявляющимися в политике перераспределения. Институты такого государства должны функционировать, по его мнению, для достижения личных целей индивида-потребителя.
    Таким образом, во всех новых тенденциях западной науки признается, что в результате расширения индивидуальных возможностей в конце XX в. основным и главным источником общественных преобразований становится индивид, а индивидуальное благосостояние выдвигается в качестве фундаментальной проблемы социально-экономического развития.
    Поскольку индивид активно воздействует на жизнь, выявляя направления общественного прогресса, главной обязанностью общества становится вознаграждение индивидуальной инициативы, контроль за мерой труда и мерой потребления.
    Аналитическое направление в западной экономической науке — экономика благосостояния— локализует экономические, общественные и политические детерминанты достижений цивилизации. Точный, модельный тип мышления, общий для авторов большинства анализируемых работ, пока еще не вошел в практику отечественных экономистов-теоретиков, что определяет отсутствие практической нацеленности, функциональных зависимостей, рекомендаций.
    К числу теоретических проблем, которые предстоит решить в процессе формирования отечественной теории благосостояния, относятся:
    – оценка общественной и экономической системы, критерии ее эффективности;
    – выбор целей и средств для достижения экономической оптимальности;
    – возможности механизма спроса — предложения в удовлетворении индивидуальных потребностей;
    – разработка программ по социальному обеспечению и преодолению бедности, экологических программ, законодательству по благосостоянию.
    Совокупный спрос определяется после того, как каждый потребитель принял решение (например, поставив цель максимизации полезности). Проблема сравнения общих уровней полезности различных потребителей не ставится. Одновременно необходимо укрупнить или сравнить полезности различных потребителей до того, как начаты поиски оптимальной ситуации (например, максимальное благосостояние общества).
    Теория экономического благосостояния отличается от теории спроса тем, что в последней не выдвигается никаких предпосылок о характере рынка (например, существование чистой конкуренции между потребителями). Напротив, одна из целей теории экономического благосостояния — исследовать, можно ли чистую конкуренцию считать оптимальным условием (социальным), и если можно — то в каком смысле. В этой теории рассматриваются также оптимальные условия, например в отношении распределения доходов, налоговой, таможенной политики (Хотеллинг).
    Поскольку экономическое благосостояние зависит от количества годового национального дохода и численности населения, важнейшим представляется исследование соответствия потребления и потребностей индивидов.
    В условиях перехода к рынку объектом исследования становятся способы действия и принципы, в соответствии с которыми потребление достигает максимального удовлетворения потребностей. Эта концепция является краеугольным камнем любой теории нормальной рыночной экономики. Осуществление принципа максимизации удовлетворения при минимуме затрат приводит к общему экономическому равновесию. При этом эффективное использование ресурсов должно сочетаться с более равномерным распределением доходов в обществе. Равенство предложения и спроса должно рассматриваться как важнейшее условие динамического равновесия, оценивающегося как равновесие темпов роста совокупных макроэкономических величин — дохода, капитала, рабочей силы и уровня техники. Кроме того, при решении проблемы благосостояния следует учитывать социальный аспект: функция благосостояния должна отвечать индивидуальным предпочтениям, отражать суверенитет потребителя. Важнейшими элементами последнего, а также равновесия экономики в целом являются гарантированный доход, удовлетворение потребностей в образовании, здравоохранении, информации для обеспечения свободы индивидуального выбора.
    Экономическое развитие должно быть функцией индивидуального благосостояния, так как общественное благосостояние отражается в оценке отдельных личностей, зависящей от их образа жизни и системы ценностей.
    Общественное благосостояние правомерно отождествлять с максимизацией благосостояния предельно большого числа индивидов. Поэтому теория благосостояния призвана изучить уровень благополучия каждого индивида и взаимодействие разнообразных экономических методов, влияющих на индивидуальное благосостояние, а также реакцию индивида на происходящие в результате такого воздействия изменения.
    Государство призвано способствовать усилиям индивида по созданию благосостояния:
    а) устанавливая контроль над бизнесом;
    б) разрабатывая эффективную систему налогообложения;
    в) принимая законы о гарантированных доходах;
    г) развивая художественное творчество и др.
    Для создания оптимальных социальных условий максимизации индивидуального благосостояния необходима устойчивость общего конкурентного равновесия, которое, в свою очередь, зависит от высокой экономической культуры потребителей и производителей, их умения участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на максимизацию полезности. Конкурентное равновесие в условиях совершенного рынка воплощает форму оптимума.
    Следует, однако, учитывать и трудности, возникающие в процессе функционирования рынка. Модели оптимизации не приспособлены для исследования таких проблем, как согласование целей, взаимодействие на рынке, влияние политики доходов на распределение благ.
    Максимум эффективности достигается через концентрацию производства, которая определяется пропорциями и размерами рынка, контролем со стороны государства, транспортными издержками, численностью производителей. Кроме того, при анализе проблемы оптимума следует изучать не только снижение общей удовлетворенности при отклонении от точки равновесия на рынке, но и сопоставлять эти точки при различном первоначальном распределении ресурсов.
    Определяя индивидуальное благосостояние как сумму благосостоянии большинства членов общества, авторы вышерассмотренных концепций выступают одновременно интерпретаторами определенного этапа развития государства и рынка. Во всех этих теориях мы четко прослеживаем проблему соотношения индивидуального и общественного благосостояния, взаимосвязь этих понятий с развитием экономики, человека и его потребностей, с историческим развитием.

  8. Ёжик РаСтАмАн Ответить

    Государство
    всеобщего благосостояния является
    важным звеном в переходе общественных,
    экономических и политических сил стран
    Запада к модели социального государства.
    Объективные причины его возникновения
    связаны с изменением роли человека на
    производстве, когда ведущее отношение
    “государство – личность” пришло на
    смену отношению “государство –
    общество”.
    Повышение
    роли человеческого фактора в результате
    научно-технического прогресса привело
    к необходимости более широкого учета
    потребностей людей, признанию их
    социальных прав и принятию государством
    на себя ряда социальных функций.
    К
    началу XX в. повышение роли собственно
    социальных функций государства стало
    настолько очевидным, что теории социальной
    сущности государства (утописты) и
    социальных регуляторов развития
    государственности (Карл Маркс) оказались
    недостаточными, появилась необходимость
    в фиксации возникшего нового качества
    государства с его социальной атрибутикой.
    Такой фиксацией стало понятие “государство
    всеобщего благосостояния”, введенное
    Ф. Рузвельтом в начале 1930-х г.г.1
    Исследование
    становления, особенностей и основных
    направлений реформирования системы
    социального обеспечения представляется
    актуальным не только с теоретической
    точки зрения – изучения этой системы
    как экономической категории, анализа
    причин, воздействующих на изменение ее
    структуры и оценки перспектив развития.
    В равной мере это необходимо и для
    решения задач по выработке долгосрочной
    стратегии и тактики реализации программ
    социального обеспечения в России.
    Ведь
    правильно
    проводимая социальная политика
    государства, в широком смысле являясь
    одним из направлений макроэкономического
    регулирования, действительно обеспечивает
    снижение социальной напряженности,
    рост благосостояния населения, достижение
    равновесия и стабильности в обществе.
    В узком смысле социальную политику
    можно определить как систему мер,
    направленных на осуществление социальных
    программ, в частности, на поддержание
    доходов, уровня жизни населения,
    обеспечение занятости, поддержки
    отраслей социальной сферы, предотвращение
    социальных конфликтов.

    I. «Государство всеобщего благосостояния»: сущность теории

    1. Основные положения теории

    Сегодня
    понятие государства всеобщего
    благосостояния, или как еще недавно
    говорили — государства всеобщего
    благоденствия — несколько утратило
    свою популярность и привлекательность.
    Расцвет этой концепции приходится на
    середину XX в. и во многом обусловлен
    успехами науки, техники и производства
    в развитых странах Запада.
    В
    принципе, историю концепции государства
    всеобщего благосостояния можно начинать
    с эпохи Возрождения и тем более
    прослеживать ее развитие в трудах
    гуманистов и просветителей. Однако не
    вызывает сомнения тот факт, что государство
    всеобщего благосостояния является
    феноменом, характерным для современных
    индустриальных стран. До XX в., и уж никак
    до XIX в., на национальном или местном
    уровнях не существовало таких механизмов,
    которые необходимы для поддержания
    налогообложения и предоставления услуг,
    характерных для государства всеобщего
    благосостояния.
    Значительную
    роль в теоретическом развитии концепции
    государства всеобщего благосостояния
    сыграла теория английского экономиста
    Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946),
    обосновавшего необходимость активного
    вмешательства государства в экономическую
    жизнь общества2.
    Истоки
    теоретического обоснования необходимости
    и значимости государственного
    регулирования рыночной экономики
    находят в макроэкономической теории
    кейнсианства,
    возникновение
    которого относится к периоду Великой
    экономической депрессии 1929-1933 гг. Этот
    крупнейший кризис мировой капиталистической
    системы обнаружил неспособность
    неоклассического направления ответить
    на вопрос о его причинах и путях
    стабилизации экономического развития.
    Теоретические положения кейнсианства
    изложены в главном научном труде Кейнса
    “Общая теория занятости, процента и
    денег”(1936). Его основу составляет идея
    о вмешательстве государства в развитие
    капиталистической экономики с целью
    устранения кризисных явлений, достижения
    максимальной занятости, повышения
    темпов роста общественного производства.
    Кейнс
    считал, что высший долг государства
    заключается в том, чтобы обеспечивать
    благосостояние общества в настоящем.
    Реальное воплощение идеи Кейнса получили
    в модели “государства всеобщего
    благосостояния” с его непомерно
    высокими социальными расходами и
    ориентацией на полную занятость.
    Концепция
    государства всеобщего благосостояния
    постулирует принцип справедливого
    распределения и обеспечения благосостояния
    каждого члена общества3.

  9. Felhagrinn Ответить

    Для успешного освоения темы необходимо выделить наиболее общие тенденции в развитии стран Запада, а также «третьего мира».
    Ее изучение рекомендуется начать с внешней и внутренней политики США: установления причин быстрого экономического развития США, их доминирующего влияния в мире и в ООН после Второй мировой войны, рассмотрения их роли в восстановлении и расколе Европы, внутренней политики и социальных программ Г. Трумэна, Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Затем охарактеризуйте политическую жизнь Западной Европы, выделите общее и особенное в политических концепциях социалистических и консервативных партий. Выясните, в чем выразилось осуществление концепции «государства благосостояния» (социального государства), его успехи и недостатки.
    Важнейшим фактором мирового развития стала Научно-техническая революция, поэтому следует хорошо разобраться в ее направлениях, в структурных изменениях в социально-экономической сфере, и других социальных, экологических и культурных последствиях. Рассмотрите социальные движения в США и странах Европы и установите их связь с последствиями НТР и кризисом социального государства; изучите основные направления политики неоконсерватизма и содержание процесса глобализации мировой экономики.
    В третьем вопросе проследите основные события, связанные с крушением колониальной системы и возникновением движения «неприсоединения». Особое внимание обратите на содержание процесса модернизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки; на его характер в Индии, Пакистане, Японии, в «новых индустриальных странах» и на его особенности в Латинской Америке (Куба, Бразилия, Чили); а также на противодействие «вестернизации» (Иран, Алжир, Турция) и социалистическому влиянию (Ливия, Египет).
    Качественные изменения в социально-экономическом развитии мира привели к переосмыслению философско-культурологических ценностей, возникновению плюралистической культуры и нового взгляда на историю и человека, появлению массовой культуры. Рассмотрите проявления этого явления в литературе, киноискусстве и других видах искусства.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада в после войны?
    2. Какие принципы лежали в основе политики «государства благосостояния»? В чем заключались сильные и слабые стороны этой политики?
    3. Каковы основные напрвления НТР? Какие структурные сдвиги произошли в экономике и социальной организации общества под влиянием НТР?
    4. Докажите, что в конце 60-х – 70-х гг. на западе развернулся кризис индустриального общества. В чем его отличие от мирового экономического кризиса 1929-1933 годов?
    5. В чем заключалась политика неоконсерватизма М. Тэтчер? Чем политика неоконсерваторов отличалась от политики «государства благосостояния»?
    6. Как вы оцениваете итоги массовых общественных движений в странах Запада? 7. Почему рок-музыка была тесно связана с молодежным движением 60-х гг.?
    8. Почему после Второй мировой войны закончился успехом процесс деколонизации?
    9. Благодаря чему Японии и «новым индустриальным странам» удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике?

  10. Animeshik Ответить

    Интересно, что эти произведения являются своего рода альтернативой проектам идеального общества. Так, «Паноптикум», на основании которого Иеремия Бентам (1748-1832) планировал организовывать работу на промышленных предприятиях, представляет собой прообраз антиутопии, а «Басня о пчелах» — своеобразное опровержение теории общественного договора.
    Согласно Б. Расселу, Бентам желал создать «социальную систему, которая бы автоматически делала людей добродетельными». Эта идея создания грандиозного механизма по автоматической выделке добродетели нашла воплощение в его труде «Паноптикум», изданном в конце XVIII в. [11]. Определение понятия «добродетель» вытекает у Бентама из принципа «наибольшего счастья», который наряду с принципом ассоциативности лежит в основе его учения.
    Бентам утверждал, что наряду с существованием добра в общем смысле слова, каждый индивид стремится к тому, что считает своим собственным счастьем. Поэтому дело законодателя — устанавливать гармонию между общественными и личными интересами. Уголовный закон в этом смысле есть способ приведения интересов личности к единству с интересами общества, и в этом его оправдание. Человека надо наказывать по законам уголовного права для того, чтобы предотвращать преступления, а не потому, что мы ненавидим преступника. Гражданское право должно преследовать четыре цели: обеспечение, изобилие, безопасность и равенство, при этом Бентам ничего не говорит о свободе. «Бентам мало заботился о свободе, — пишет Рассел. — Он восхищался благожелательными самодержцами, предшествовавшими Французской революции: Екатериной Великой и императором Францем. Он глубоко презирал учение о правах человека. Права человека, говорил он, это явная чепуха, неотъемлемые права человека — чепуха на ходулях. Когда французские революционеры разработали свою Декларацию прав человека, Бентам назвал ее “метафизическим произведением” — “ne plus ultra метафизики”. Ее пункты, говорил он, можно разделить на три класса: 1) невразумительные, 2) ложные, 3) как невразумительные, так и ложные. Идеалом Бентама была безопасность, а не свобода. “О войнах и штормах лучше всего читать, жить лучше в мире и спокойствии”» [11].
    Вот так, основываясь на, казалось бы, вполне благих устремлениях, в 1797 г. Бентам предложил новую модель тюрьмы, известную как Паноптикум, в которой все заключенные должны находиться под круглосуточным наблюдением тюремщика, затаившегося наверху здания; при этом арестованные не способны увидеть своего надсмотрщика. В своем произведении Бентам продемонстрировал предел развития социальной организации, построенной на основаниях социального порядка и контроля, негативные перспективы социалистического утопизма и эгалитаризма, то, что позже стало предметом рассмотрения антиутопий ХХ в.
    М. Фуко называл Бентама «Фурье полицейского государства» [16]. Противопоставляя позиции Бентама и Руссо, Фуко сравнивает их установки в понимании общественного устройства и власти. «Я бы сказал, — пишет Фуко, — что Бентам — это дополнение к Руссо. Какова, в самом деле, та руссоистская мечта, что вдохновляла стольких революционеров? Мечта о прозрачном обществе, одновременно видимом и читаемом в каждой из его частей; мечта о том, чтобы больше не оставалось каких-либо темных зон, зон, устроенных благодаря привилегиям королевской власти, либо исключительными преимуществами того или иного сословия, либо, пока еще, беспорядком; чтобы каждый с занимаемой им точки мог оглядеть все общество целиком; чтобы одни сердца сообщались с другими; чтобы взгляды больше не натыкались на препятствия; чтобы царило мнение, мнение каждого о каждом…
    Бентам — это одновременно что-то вроде этого и нечто совершенно противоположное. Он ставит вопрос о видимости, но при этом думает о какой-то видимости, целиком устроенной вокруг одного господствующего и наблюдающего взгляда. Он приводит в действие замысел всеохватывающей видимости, которая разворачивалась бы на пользу строгой и дотошной власти. Так к великой руссоистской теме (которая была своего рода лирикой Французской революции) подключается техническая идея осуществления некоей “всепросматривающей” власти, которой был
    одержим Бентам, причем эти двое прекрасно дополняют друг друга, и все работает: и лирическая восторженность Руссо, и одержимость Бентама» [15, С. 220-247].
    Что же касается известного произведения Бернарда Мандевиля (1670-1733) «Басни о пчелах», то его обычно рассматривают в ряду проектов общественного договора. Общественный договор, в трактовке Мандевиля, — это обман. Политики, руководствуясь стремлением к власти, славе и всеобщему признанию, стремятся сделать все для легкого и безопасного манипулирования человеком, опираясь на его природную гордыню и восприимчивость к лести.
    Мандевиль обращается к вопросу о пороках и добродетелях человека. Пороком он называет то, что мешает человеку действовать во благо государства, а добродетелью, что, напротив, заставляет его способствовать преумножению общественного блага. Никакое действие или качество изначально не является плохим или хорошим. Критерий, позволяющий отличать добро от зла, создается самими людьми, поэтому он не может быть объективным, тем более врожденным. Общество, согласно Манде-вилю, это не средство преодоления человеческих пороков, процветающих в естественном состоянии, а институт, который обязан своим существованием именно порочности человеческой натуры.
    Как и большинство теоретиков общественного договора, Мандевиль пишет о естественном состоянии, в котором жили люди до того, как было создано государство: «Все находящиеся в естественном состоянии живые существа заботятся лишь о том, чтобы доставить себе удовольствие, и непосредственно следуют влечению своих наклонностей, не обращая внимания на то, принесет ли полученное ими удовольствие добро или зло другим» [7, С. 23]. Поэтому создания, наименее разумные и, как следствие, обладающие меньшим числом желаний, более всего приспособлены к мирному сосуществованию. Человек всю свою жизнь одолеваем желаниями, стоит ему достигнуть своих целей, как он ставит новые, одни потребности постоянно сменяют другие, поэтому из всех живых существ человек наименее способен жить в сообществе. Только наличие строгих ограничений, налагаемых системой правления, может обеспечить мир и согласие в человеческом сообществе.
    Что же могло заставить человека пренебречь личными интересами, желаниями, забыть о жажде удовольствий, которая является частью человеческой натуры? Законодатели и политики, поставившие своей целью создание общества, должны были предложить всем людям нечто, что как-то возместило бы их потери, оправдало то насилие, которое совершает человек, отказываясь от своих желаний, потребностей. Но те, кто решили сделать из человека общественное животное, понимали, что они не в состоянии предоставить всем реальные вознаграждения, поэтому они придумали воображаемое вознаграждение. Политики, тщательно изучив человеческую натуру, создали иллюзию, которая строилась на человеческих пороках и ничего не стоила самим законодателям. Так, согласно Мандевилю, общественный договор оборачивается общественным обманом [4, С. 28-35].
    4. Социальное реформирование и вмешательство государства
    Итак, к середине XIX в. было создано множество проектов и моделей возможной организации общественной жизни. Часть из них даже была реализована на практике. Однако ни один из этих проектов не стал воплощением мечты об идеальном обществе и государстве, о справедливой и благополучной жизни. Коренное противоречие «свобода или порядок» было дополнено альтернативой «рынок или план». Предлагаемые варианты либерального или эгалитарного развития не снимали этих противоречий.
    Германия во второй половине XIX столетия начинает осуществление социального реформирования, в основу которого была положена разработка социального законодательства. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк проводит ряд социальных реформ, предполагавших усиление роли государства. С 1883 по 1889 гг. Бисмарком было санкционировано создание сразу нескольких общественных систем обязательного социального страхования [12, С. 19].
    Принципиальное нововведение заключалось в том, что в виде систем обязательного социального страхования государством впервые создавались крупномасштабные механизмы общественного перераспределения доходов с целью социальной защиты низших слоев населения, к которым в то время в первую очередь относились наемные рабочие промышленных предприятий. Тем самым по отношению к этим слоям законодательно закреплялись определенные социальные гарантии, обеспечивающие им приемлемый уровень благосостояния [14, С. 14].

  11. БаБа_ГаЛя Ответить

    Концепция
    государства всеобщего благосостояния

    Данная
    концепция возникла после того, как в
    конце 20-х годов XX в. западный мир потряс
    сильнейший экономический кризис,
    показавший, что рынок сам по себе не
    способен нормально функционировать
    и гарантировать всему населению
    минимум благ и услуг. Внезапное
    обнищание широких слоев населения
    продемонстрировало важность
    благосостояния общества для нормальной
    работы производящей экономической
    системы. Тогда и возникла благодаря
    усилиям английского экономиста Дж.
    Кейнса (1883— 1946) концепция государства
    всеобщего благосостояния, а путем к
    нему стало государственное регулирование
    экономики», создание смешанной
    экономики, политика социальных услуг.
    Суть
    концепции — в преодолении социальных
    конфликтов путем создания с помощью
    государства сносных условий жизни
    для всех слоев общества посредством
    реализации программ социальной помощи
    низкодоходным и неимущим’ слоям,
    принятия мер для уменьшения безработицы
    и т.д., т.е. решения всех тех проблем,
    которые сам по себе не способен решить
    рынок. В какой-то мере это было
    перениманием опыта СССР, где проводилась
    в жизнь широкая социальная программа,
    однако без столь кардинальных изменений,
    как отказ от частного предпринимательства.
    Получил
    хождение термин «социальное государство».
    Конечно, любое государство в определенном
    смысле социально, так как в нем живут
    люди и оно состоит из социальных групп,
    но здесь имеется в виду другой смысл.
    Социальным называется государство,
    которое обеспечивает всем жителям
    определенное количество социальных
    благ, включая прожиточный минимум,
    право на образование, медицинское
    обслуживание и т.д. Социальное
    государство должно помогать (путем
    налогообложения) тем, для кого без та-
    1
    Там же. С. 298.
    90
    Концепция
    государства всеобщего благосостояния
    кой
    помощи гражданские права оказались
    бы пустыми обещаниями. Цель социального
    государства «гарантировать всем
    гражданам минимальный уровень
    цивилизованного существования»1.
    Сторонники данной концепции полагают,
    что в будущем будет решена экономическая
    проблема. Людям больше не придется
    перенапрягаться на работе, они будут
    вполне обеспечены, любовь к деньгам
    будет восприниматься так, как и должно,
    — как болезненное состояние. Люди
    станут снова ценить больше цели, чем
    средства, и предпочитать хорошее
    полезному.
    Под
    реальным государством всеобщего
    благосостояния (аналогично реальному
    коммунизму) понимается государство,
    которое осуществляет программы
    социального страхования, бесплатного
    здравоохранения, общедоступного
    образования и т.п. Впервые практически
    это начали внедрять в Германии в 80-е
    годы XIX в. «Правительство канцлера
    Отто фон Бисмарка выступило инициатором
    программы социальный гарантий,
    предполагавшей введение пособий по
    безработице, страхование на случай
    аварии и болезни, пенсий по старости.
    Бисмарк обратился к подобным мерам
    не только потому, что заботился о
    положении немецких рабочих, но и
    потому, что хотел приостановить рост
    влиятельной Социалистической партии
    Германии. Вскоре к аналогичной политике
    прибегли и правительства многих других
    стран»2. Еще больше было сделано самими
    социал-демократами, когда они пришли
    к власти. Особенно показателен пример
    Швеции. Социал-демократическая рабочая
    партия Швеции бессменно находилась
    у власти с 1932 по 1976 г. и за это время
    построила шведскую модель социализма
    — наиболее известное на планете
    общество всеобщего благосостояния,
    в котором практически искоренена
    беднрсть за счет наивысших в западном
    мире налогов. Это получило название
    социально ориентированной политики.
    Увеличению масштабов таких программ
    в западных странах способствовала
    революция 1917 г. в России и осуществление
    в СССР всеобщего бесплатного среднего
    и высшего образования, бесплатного
    здравоохранения и т.д. Пример СССР
    вынудил в силу конкурентной борьбы и
    западные страны двигаться в том же
    направлении.
    В
    целом данная концепция представляет
    собой либерально-капиталистический
    эквивалент социалистической идеологии,
    к которому многие политологи не
    относятся вполне серьезно. Кон
    1
    Антология мировой политической мысли.
    Т. 2. С. 799.
    2
    Алмонд Г!, Пауэлл Дж., Стром К., Далтон
    Р. Указ. соч. С. 20.
    91
    Политология
    цепции
    государства всеобщего благосостояния
    грозит опасность превратиться в
    пропаганду общества потребления со
    всеми вытекающими последствиями.
    Концепция
    «государства всеобщего благосостояния»

    Новые
    варианты согласования индивидуальных
    и общественных интересов предложила
    концепция «государства всеобщего
    благосостояния», в рамках которой
    благосостояние рассматривалось не
    только в качестве личных достижений
    человека, но и как результат деятельности
    общественной системы, определенной
    государственной политики. Это
    направление в теории благосостояния
    исходило из допущения значительной
    роли государства в формировании
    благосостояния населения, наличия
    различных форм собственности, устранения
    чрезмерного неравенства и дифференциации
    в обществе.
    Еще в конце XIX – начале
    XX вв. теоретики благосостояния начали
    говорить о необходимости возрастания
    экономической роли государства,
    поскольку именно этот институт может
    выступать выразителем ценностных
    ориентиров общества, позволяет
    разработать и применить на практике
    критерии
    с 27
    социальной справедливости
    .
    Так, А. Пигу указал на несостоятельность
    свободного рынка и возможность
    негативного воздействия «внешних
    эффектов» на общественное благосостояние.
    Для устранения подобных эффектов
    необходимы государственные меры,
    дополняющие политику laissez-faire для
    достижения оптимума благосостояния
    (корректирующие налоги и субсидии).
    А. Пигу также предлагал разные средства
    (льготные цены на товары, налог на
    наследство, благотворительность,
    перераспределение средств в различных
    формах) для обеспечения более
    равномерного распределения доходов
    в обществе, что должно способствовать
    повышению благосостояния и развитию
    производства.
    Кроме того, в работе
    «Экономическая теория благосостояния»
    А. Пигу ввел понятие «экономического
    благосостояния», которое измеряется
    «национальным дивидендом» – тем, что
    люди покупают на свои денежные доходы.
    Подчеркивая, что экономическое
    благосостояние является составной
    частью общего, автор отмечал, что
    минимум условий жизни человека не
    сводится к какому-либо одному аспекту.
    Данный минимум должен включать не
    только количественные, но и качественные
    требования к жилищным удобствам,
    медицинскому обслуживанию,
    Авторы
    функции общественного благосостояния
    А. Бергсон и П. Самуэльсон (функция
    Бергсона-Самуэльсона) полагали, что
    данная функция агрегирует в себе
    индивидуальные благосостояния на
    основе некоего общественного правила,
    или ценностного суждения. Подобные
    суждения, устанавливающие, что есть
    справедливость и благо в распределении,
    могут быть разработаны экономическими
    законодательными органами, другими
    правительственными учреждениями или
    другими лицами и группами лиц. П.
    Самуэльсон считал, что данная функция
    представляет собой этическое убеждение
    всех доброжелательных людей.
    образованию, питанию, досугу,
    санитарной службе, охране труда,
    общественному порядку и т.п.28
    Анализируя
    экономические процессы конца 20-х –
    начала 30-х гг. XX в., Дж. М. Кейнс представил
    научное обоснование роли государства
    в экономической системе. Совершив, по
    сути, научную революцию, в работе
    «Общая теория занятости, процента и
    денег» Дж. М. Кейнс показал, что
    стихийность, нерегулируемость
    сбережений и инвестиций в условиях
    laissez-faire может привести к проблемам
    безработицы со всеми вытекающими
    социально- экономическими последствиями
    для индивидуального и общественного
    благосостояния. Раскрывая несостоятельность
    теоретических основ доктрины
    laissez-faire, Дж. М. Кейнс доказывал, что
    «регулирование объема текущих
    инвестиций оставлять в частных руках
    небезопасно» для благосостояния
    общества. Более того, в условиях
    цикличности экономического развития
    требуется «искусство государственного
    управления экономической системой»
    посредством иногда даже «жестких мер,
    таких, как перераспределение доходов
    или других средств, ведущих к увеличению
    склонности к потреблению»29.
    Дальнейшее
    исследование характера, направлений
    и объемов государственной политики
    как необходимого элемента стабильности
    и роста благосостояния общества
    оформилось в экономической науке в
    50-70-х гг. XX в. как концепция «государства
    всеобщего благосостояния» (Г. Мюрдаль,
    Дж. Гэлбрейт и др.)
    По мнению авторов
    этой концепции, неотъемлемой частью
    общественного благосостояния являются
    услуги, субсидируемые обществом вне
    зависимости от деятельности стихийных
    рыночных факторов. Поэтому деятельность
    государства должна быть направлена
    на повышение благосостояния населения
    и обеспечение социальной гармонии, а
    основной целью государственной
    политики является рост благосостояния
    предельно большего числа индивидов.
    Г. Мюрдаль критиковал экономистов
    «главного потока» (либеральное
    направление) за ослабление внимания
    к моральным аспектам экономической
    теории, отмечал, что «беспристрастная
    общественная наука никогда не
    существовала и логически не может
    существовать»3 . В его понимании вера
    в то, что конкурентные рынки («невидимая
    рука») характеризуется «оптимальностью»,
    может быть оправдана только в том
    случае, если игнорируются проблемы
    распределения.
    В основе концепции
    Г. Мюрдаля лежит утверждение, что
    всеобщее благоденствие уже достигнуто
    во многих развитых странах, которые
    имеют смешанную экономику. Такая
    экономическая система предполагает
    многообразие форм собственности,
    возможность государственного
    прогнозирования и
    Пигу, А. Экономическая
    теория благосостояния. Т.2 / А. Пигу.
    -М.: Прогресс, 1985. С. 101,388.
    Кейнс Дж. М.
    Общая теория занятости, процента и
    денег. – Перозаводск: Петроком, 1993. С.
    256, 270.
    Цит. по: Блауг, М. Экономическая
    мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.:
    Дело-ЛТД, 1994. С.655.
    планирования,
    активную государственную социальную
    политику, направленную на достижение
    высокого уровня жизни. В такой системе
    государство становится социальным,
    ориентированным на идеалы социальной
    справедливости, защищенности, равных
    стартовых возможностей для самореализации
    каждой личности.
    Развивая эти идеи,
    Дж. Гэлбрейт писал, что «наилучшая
    экономическая система – это та, которая
    максимально обеспечивает людей тем,
    в чем они больше всего нуждаются».
    Такая экономическая система «…
    производит продукты питания,
    перерабатывает, упаковывает и
    распределяет их, производит ткань и
    изготавливает одежду, строит дома,
    обставляет их мебелью, предоставляет
    услуги в области образования и медицины,
    обеспечивает закон и порядок, организует
    национальную оборону» .
    Лучший
    способ обеспечения стабильности
    развития такой экономической системы
    – не «увеличивать поддержку самых
    крупных и богатых компаний и частных
    лиц, чьи расходы, на самом деле, могут
    быть весьма непостоянными», а сделать
    так, «чтобы экономическое стимулирование
    дошло бы до самых бедных».
    Дж. Гэлбрейт
    предложил развернутую программу
    реформ, направленных на усиление
    государственного регулирования.
    Необходимость подобных реформ вызвана
    тем, что крупная корпорация, ведомая
    техноструктурой , фактически контролирует
    рынок. А потому не стоит ожидать от
    рыночных сил, что они обеспечат
    стихийное регулирование, и, следовательно,
    требуется вмешательство государства.
    Разрабатываемые в теории и на
    практике модели государства
    благосостояния предполагали комплекс
    институтов, призванных осуществить
    вмешательство в социальную и
    экономическую жизнь для обеспечения
    полной занятости, высокого уровня
    доходов и стабильных цен, а также
    программы социальной помощи различным
    слоям населения. Представители данной
    концепции выступали за такой порядок
    распределения, который позволили бы
    расширить общественные услуги и
    обеспечить рост благосостояния. Они
    См.:
    Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и
    цели общества / Дж. Гэлбрейт. – M.:
    Прогресс, 1979. С.68; По материалам интервью
    Дж. К. Гэлбрейта BusinessWeek, 26.04.04 г.
    32 Дж.
    Гэбрейт обнаружил совершенно новый
    механизм управления корпорацией. То,
    что акционеры отдали власть менеджерам,
    было показано еще в 30-е гг. Развивая
    эту теорию, Дж. Гэлбрейт сформулировал
    следующий тезис: управляет корпорацией
    не высший менеджмент, а техноструктура.
    Техноструктура – это все квалифицированные
    специалисты корпорации сверху донизу,
    это совокупность большого числа
    ученых, инженеров и техников, специалистов
    по реализации, рекламе и торговым
    операциям, экспертов в области отношений
    с общественностью, лоббистов, адвокатов
    и людей, хорошо знакомых с особенностями
    правительственного бюрократического
    аппарата, а также посредников,
    администраторов. Поскольку современное
    производство настолько сложно, что
    никто не способен охватить его целиком
    в своем сознании, то любые решения
    готовятся и даже фактически принимаются
    специалистами низшего или среднего
    уровней. По сути, техноструктура
    монополизировала знания, требуемые
    для принятия решений, и оградила
    процесс принятия решений от владельцев
    капитала. Ее основой целью является
    рост фирмы. Кроме того, по мнению Дж.
    Гэлрейта, в экономике нового
    индустриального общества действуют
    две неравнозначные системы – планирующая
    и рыночная. Первая – это тысяча
    корпораций, производящих около половины
    всех товаров и услуг негосударственного
    сектора. Вторая – мелкие фирмы, которые
    привязаны к первой и зависят от нее.
    настаивали на улучшении системы
    образования и использовании имеющихся
    ресурсов для борьбы с голодом и
    бедностью. Вместе с тем обратной
    стороной практического воплощения
    «государства благосостояния» стали
    рост дефицита бюджета, инфляция,
    расточительность государственного
    аппарата, что свидетельствовало уже
    о «провалах» государства, а не рынка
    в формировании благосостояния.
    Таким
    образом, экономика благосостояния
    представлена множеством теоретических
    положений относительно содержания
    данной категории и условий формирования
    и роста благосостояния. С одной стороны,
    в науке предпринимались попытки
    построить «чистую» экономическую
    теорию благосостояния, свободную от
    любых суждений о справедливости
    распределения
    U U U /—1 с»
    условий
    и результатов хозяйственной деятельности.
    С другой стороны, предлагалось
    обеспечить народное благосостояние
    путем реорганизации общественного
    устройства, построения справедливого
    «союза равных людей». В первом случае
    во главу угла ставилась экономическая
    эффективность даже ценой естественного
    отбора в обществе, во втором –
    исключительно социальная справедливость.
    Как показывает опыт развитых стран
    мира, каждая из которых строит
    собственное «государство всеобщего
    благосостояния», общество вынуждено
    искать компромисс между экономической
    эффективностью и социальной
    справедливостью, вырабатывать
    определенный рецепт согласования
    индивидуальных и общественных
    интересов, чтобы обеспечить благополучие
    не только нынешнего, но и будущих
    поколений.
    Социали?зм
    обозначениеучений,
    в которых в качестве цели и идеала
    выдвигается осуществление принциповсоциальной
    справедливости,свободыиравенства.
    Под социализмом также понимаютобщественный
    строй, воплощающий эти принципы[1]следующим образом: ставит перед собой
    глобальную цель свержениякапитализмаи построения в обозримом будущем
    совершенного общества, завершающегоисторию
    человечества, и мобилизует для
    достижения этой цели все имеющиеся в
    его распоряжении ресурсы[2].
    Согласно определениюэнциклопедии
    Британникасоциализм — это
    социально-экономическая доктрина,
    которая призывает к общественной
    собственности или общественному контролю
    над собственностью и природными
    ресурсами[3].
    По определению философского словаря
    под редакциейА. А. Ивинасоциализм — это радикальный
    коллективизм индустриальной эпохи
    (история которой развивается между
    двумя крайними проявлениями: социализмом
    и капитализмом) воплощение которого на
    практике неминуемо приводит ктоталитаризму[2].
    Термин
    «социализм» впервые был использован в
    работе Пьера
    Леру«Индивидуализм и социализм»
    (1834)[4][5][6].
    Содержание
    1
    Определения
    2
    История идей социализма
    2.1
    Античность
    2.2
    Утописты
    2.3
    Новое время
    2.4
    Социализм по Марксу
    3
    Пути перехода к социализму
    4
    Государственный социализм
    5
    Коммунизм
    6
    Социал-демократия
    6.1
    В России
    7
    Национал-социализм
    8
    Социалистические страны
    9
    Советский Союз и социализм
    10
    «Шведская модель социализма»
    11
    Социализм 21-го века
    12
    Критика
    12.1
    Теория
    12.2
    Практика
    12.3
    Из словаря А. А. Ивина
    13
    См. также
    14
    Примечания
    15
    Примечания
    16
    Литература

    Определения


    В этом разделе не
    хватает ссылок
    на источникиинформации.

    Информация должна быть проверяема,
    иначе она может быть поставлена под
    сомнение и удалена.
    Вы можетеотредактироватьэту статью, добавив ссылки наавторитетные
    источники.
    Эта отметка установлена22 апреля 2012.

    Возможно, этот
    раздел содержит оригинальное
    исследование.

    Добавьте ссылки
    на источники, в противном случае он
    может быть удалён.
    Дополнительные
    сведения могут быть на страницеобсуждения.(20 сентября
    2012)

    М.Туган-Барановскийписал, что создатели термина «социализм»
    хотели охарактеризовать им новое
    общественное направление, выдвигавшее
    значение общественного сотрудничества,
    в противоположность господствовавшей
    экономической школе, признававшей
    идеалом хозяйственного строя неограниченную
    свободу единоличногопредпринимательства.
    Социализм, таким образом, противопоставлялсяиндивидуализму.[7]
    На
    основе философских идей социализма
    была также создана политическая
    идеология, выдвигающая в качестве цели
    и идеала установление общества, в
    котором:
    отсутствуют эксплуатациячеловека человеком и социальное
    угнетение;
    утверждаются социальное
    равенствои справедливость.
    В
    соответствии с этой идеологией, главным
    способом достижения поставленных целей
    является последовательная отмена права
    индивидуальной частной собственности
    на средства производства при коллективном
    производстве продукта и частной и
    коллективной на общественные средства
    производства, в том числе и права
    государственных чиновников.
    Отъём
    частной собственности на общественные
    средства производства и индивидуальной
    частной собственности на коллективные
    средства производства, и возвращение
    их в их действительное состояние,
    коллективной и общественной собственности,
    под общественный контроль, производится
    для устранения эксплуатациичеловека человеком, сниженияотчуждениячеловека от результатов еготруда,
    снижениядифференциациидоходов, обеспечение свободного и
    гармоничного развития каждойличности.
    При этом сохраняются элементы
    экономического неравенства, но они не
    должны являться препятствием для
    достижения вышеуказанных целей.
    Иногда
    социализмом также называют идеологию,
    которая предусматривает построениесоциалистического
    общества.
    Согласно
    В.
    Ленину, «социализм — это
    государственно-капиталистическая
    монополия, обращённая на пользу всего
    народа и постольку переставшая быть
    капиталистической монополией.»[8]
    По
    мнению И. В. Сталина,
    основным законом социализма следует
    считать «обеспечение максимального
    удовлетворения постоянно растущих
    материальных и культурных потребностей
    всего общества путем непрерывного роста
    и совершенствования социалистического
    производства на базе высшей техники
    ».[9]

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *