Определите какие факторы лежали в основе формирования государства?

9 ответов на вопрос “Определите какие факторы лежали в основе формирования государства?”

  1. Tujas Ответить

    Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально – экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.
    Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.
    Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю.
    Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.
    Вопрос о том, почему разложение первобытно – общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен.
    Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе всестороннего исследования конкретно – исторического процесса развития восточно – славянского общества в период разложения первобытно – общинного строя, с учётом особенности земледелия – основного занятия населения – в условиях сурового климата, сложной географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии восточных славян в значительной степени было затруднено из – за краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего содержания рабов в осенне-зимние месяцы. В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его собственное хозяйство, получать от него доход (используя внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в крепостных крестьян.
    Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.
    В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.
    Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев – кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.
    Важным фактором, слимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.
    Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.
    Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.
    Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности.
    Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов – землевладельцев, угнетению феодально – зависимого населения.
    Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
    Древнерусское государство – совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками – сыновьями, племянниками, наместниками.
    Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

  2. RAXUKA Ответить

    Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе – к эксплуатации человека человеком.
    Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
    Опираясь на указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой исторической эпохи:
    1. Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества.
    Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего:
    – совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта,
    – укрупнение организационных структур общества,
    – специализацию управления,
    – изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.
    Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структуры и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
    2. Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.
    Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии, в зонах поливного земледелия, еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа.
    Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
    3. Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть оказалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
    Основными причинами появления государства были следующие:
    – необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами;
    – необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. п.;
    – необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.
    Происходившие при разложении первобытного общества процессы привели к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации;
    – необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, включая принудительные, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, даже те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
    – необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических, накопление общественных богатств привело к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.
    В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительную роль сыграли процессы классообразования и необходимость подавления эксплуатируемых классов.
    Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
    Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развита рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.

  3. Romania Ответить

    Перечисленные выше общие признаки государства отличают его от других организаций и объединений, но еще не раскрывают его связи с обществом и те факторы, которые лежат в основе его возникновения и эволюции. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти, социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов.
    • Прежде всего выделяют такой фактор, как развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства.
    Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией.
    Завоевание одних народов другими. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно.
    Однако этот фактор не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные, моменты.
    Демократические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей.
    Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.
    Контрактные (договорные) теории государства подтверждаются некоторыми действительными фактами, и все же реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественно-исторического развития общества.
    • Чаще всего в этой связи называют антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.
    • Отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.
    Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, одной из важнейших частей которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношения государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарную государственность.
    Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей и не признавали свободную личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого типа государства являлись монархии.
    Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
    В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностыо полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека.

  4. Norikatel Ответить

    1. Экономические факторы (общественное разделение труда и имущественное неравенство).
    Восточные славяне в V–VI вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя и, как следствие, возникновение имущественного неравенства и зарождение классов. Процессы классообразования и разложения родоплеменных отношений были обусловлены переходом от присваивающей экономики к производящему хозяйству (земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству) в результате изменения среды обитания: похолодание привело к исчезновению растений и животных, которыми они питались.
    Смена форм хозяйства стала следствием неолитической революции, произведшей переворот в орудиях труда. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства и орудия труда переходили в индивидуальную собственность конкретного лица. Иначе говоря, появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу.
    В результате общественного разделения труда, охватившего все основные восточнославянские племена, наряду с земледелием, развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя, и возникает обмен результатами деятельности. Следствием экономического неравенства является изменение форм социальной организации и управления.
    2. Социально-политические факторы (социальное неравенство, территориальные формы коллективности, потребность в безопасности).
    Процессы классообразования у славян происходили на фоне распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), а также формирования племенных союзов. Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.
    Первоначально родовая община заменяется территориальной соседской. Соседская община характеризуется двойственностью: еще сохраняется коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появляется частная собственность на орудия труда, скот, рабов, имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зарождается знать.
    В соседской общине формируется социальное неравенство: выделяется родовая знать, обогащавшаяся за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных. Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, “большим” хозяевам (боярам).
    Конечно, наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации, однако не могло его остановить.
    Союзы родов составили племя. Область, занятая племенем, представляла собой княжение, которое было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась землею. В центре каждой из таких земель был город старший (или “великий”), которому повиновались младшие города.
    Для управления делами своего города вече выбирало своих людей – “старейшин”. Одним из самых заметных в их среде был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название “тысячи”. Ему были подчинены сотские и десятские. Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то они назначали тысяцких.
    Потестарной (догосударственной) формой социального управления славян в VII–VIII вв. была военная демократия, характерными признаками которой являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
    Позже для решения какой-либо важной задачи (отражения внешней агрессии или захвата новых территорий) несколько племен объединялись между собой в племенной союз. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. Главной военной силой и одновременно правящей социальной группой во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
    В союзах надобщинные военно-демократические институты власти перерастают в военно-иерархические, происходят отчуждение власти от общества, ее узурпация одним лицом или группой (общинной верхушкой). Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое опирался князь в осуществлении внутренней и внешней политики.
    Наконец, племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования – “союзы союзов“. Центром одного из них стал Киев. Так возникает протогосударство или государство-чифдом (вождество). Оно не представляет собой институции (учреждения), обеспечивающей прочность властвования и централизацию власти, действующей от имени всего населения. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).
    В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г., согласно летописи, новгородский князь варяжского происхождения Олег после завоевания Киева объединил два крупнейших политических центра восточных славян – киевский и новгородский и образовал Древнерусское государство, перенеся столицу в Киев. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.
    Древнерусское государство – Киевская Русь с конца IX до начала XI в. включало территории других славянских племен (древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей). Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. К X в. племенные земли объединились под властью киевских князей.
    3. Идеологический фактор (государственная религия как способ обретения политической идентичности).
    Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси имело первостепенную политическую важность. Речь шла о необходимости обретения в рамках культурно и этнически неоднородного государства некоего идеологического единства, которое способствовало бы утверждению власти великого князя. Инициатива перехода в новую веру принадлежит князю Владимиру.
    Христианство, став государственной религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
    После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция.
    Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (сначала их было пять). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Духовенство делилось на “черное” (монашеское) и “белое” (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри.
    Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении “церковных людей”, дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). Церковь, получив в свое владение села, становится крупным феодалом.
    Характерно то, что христианство, адаптируясь на славянской почве, использовало многие языческие празднества, получившие христианскую окраску.
    Таким образом, создание единой восточнославянской государственности, как уже отмечалось, неразрывно связано с процессом этногенеза: складывания славянской народности из племен и начала становления современной нации. На смену догосударственным формам социального управления древних славян – вождеству и военной демократии, ориентированным на естественную общность интересов, кровное родство и примитивное равенство первобытных людей, приходит политическая организация общества – государство.
    В отличие от потестарных (догосударственных) форм организации людей (общины, племени, союзов племен) государство является формой политической организации общества, которая обладает рядом специфических признаков:
    – выступает территориальной организацией населения, несовместимой с принципом родства. Иначе говоря, принадлежность к государству зависит от проживания или рождения индивида на определенной территории, а не от клановой или расовой принадлежности;
    – централизованным аппаратом управления, обладающим монополией на легитимное насилие, который обеспечит защиту закона и поддержание порядка, располагая для этого военной силой, органами принуждения;
    – специализированной и привилегированной правящей группой (классом), выделившейся из общества и монополизировавшей право на принятие важнейших политических решений. Как и всякая группа господства, государство доверяет меньшинству средства решения и ориентации общей деятельности общества. В этом смысле государство наделяется властью вмешиваться во все области жизни, и оно осуществляет это благодаря “рациональной” администрации – бюрократии, т.е. слою людей, профессионально занятых управлением на постоянной основе.

  5. Gavinrariel Ответить

    1
    Государство – это
    основное средство осуществления
    по­литической власти, центральный
    институт политической систе­мы. Термин
    «государство» употребляется в узком и
    широком значениях: в узком значении –
    как институт господства, как но­ситель
    государственной власти, противостоящий
    «обществу»; в широком значении – как
    государственно оформленная всеобщ­ность,
    союз граждан, как община. Здесь его смысл
    охватывает и «государство» (в узком
    смысле), и «общество».
    В современной науке
    государство в узком смысле пони­жается
    как учреждение, организация, обладающая
    верховной властью на определенной
    территории. Оно существует наряду с
    другими политическими организациями:
    партиями, профсою­зами и т. п.
    Общие признаки
    государства.
    Государства разных
    исто­рических эпох и народов мало
    схожи между собой. И все же они имеют
    некоторые черты, которые в большей или
    меньшей сте­пени присущи каждому из
    них, хотя у современных государств,
    подверженных интеграционным процессам,
    они порою доста­точно размыты. Это
    следующие общие признаки.
    1. Публичная власть,
    отделенная от общества и не совпа­дающая
    с организацией всего населения, наличие
    слоя профес – сионалов-управленцев. Этот
    признак отличает государство от
    родо-племенной организации, основанной
    на принципах само­управления.
    2. Территория,
    очерчиваемая границами государства.
    За­коны и полномочия государства
    распространяются на людей, проживающих
    на определенной территории. Само оно
    строится не по кровно-родственному,
    религиозному или какому-нибудь еще
    признаку, а на основе территориальной
    и обычно этниче­ской общности людей.
    3. Суверенитет, то
    есть верховная власть на определенной
    территории. В любом обществе имеется
    множество властей: се­мейная,
    производственная, партийная и т. д. Но
    высшей властью, решения которой
    обязательны для всех граждан, организаций
    и учреждений, обладает государство.
    Лишь ему принадлежит пра­во на издание
    законов и норм, обязательных для всего
    населе­ния.
    4. Монополия на
    легальное применение силы, физического
    принуждения. Диапазон государственного
    принуждения про­стирается от ограничения
    свободы до физического уничтожения
    человека. Возможность лишить граждан
    высших ценностей, ка­ковыми являются
    жизнь и свобода, определяет особую
    дейст­венность государственной
    власти. Для выполнения функций принуждения
    у государства имеются специальные
    средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также
    органы: армия, полиция, службы безопасности,
    суд и прокуратура.
    5. Право на взимание
    налогов и сборов с населения. Нало­ги
    необходимы для содержания многочисленных
    служащих и для материального обеспечения
    государственной политики: оборонной,
    экономической, социальной и т. д.
    6. Обязательность
    членства в государстве и невозможность
    проживания вне государств. В отличие,
    например, от такой по­литической
    организации, как партия, пребывание в
    которой добровольно и не обязательно
    для населения, государственное гражданство
    человек получает с момента рождения..
    Определение общих
    признаков государства имеет не толь­ко
    научное, но и практическое политическое
    значение, особенно для международного
    права. Государство — субъект междуна­родных
    отношений. Лишь на основе обладания
    качествами го­сударства те или иные
    организации признаются субъектами
    ме­ждународного права и наделяются
    соответствующими правами и обязанностями.
    В современном международном праве
    выде­ляются три минимальных признака
    государства: территория, народ,
    объединенный правовым союзом граждан
    (гражданст­вом), и суверенная власть,
    осуществляющая эффективный контроль
    хотя бы над большинством территории и
    населения.
    Отмеченные выше
    признаки отличают государство от дру­гих
    организаций и объединений, однако еще
    не раскрывают его связь с обществом,
    факторы, лежащие в основе его возникнове­ния
    и эволюции.
    Причины возникновения государства.
    Государство
    по­является в результате разложения
    родо-племенного строя, по­степенного
    обособления от общества слоя вождей и
    их приближенных и сосредоточения у них
    управленческих функций, ре­сурсов
    власти и социальных привилегий под
    воздействием ряда факторов, важнейшие
    из которых:
    а) развитие
    общественного разделения труда, выделение
    управленческого труда в целях повышения
    его эффективности в специальную отрасль
    и образование для этого специального
    ор­гана – государства;
    б) возникновение
    в ходе развития производства частной
    собственности, классов и эксплуатации
    (марксизм). Не отрицая влияния этих
    факторов, большинство современных
    ученых все же не связывают существование
    государства непосредственно с
    возникновением частной собственности
    и классов. В некоторых странах его
    образование исторически предшествовало
    и способ­ствовало классовому расслоению
    общества. В ходе историче­ского
    развития по мере стирания классовых
    противополож­ностей и демократизации
    общества государство все более ста­новится
    надклассовой, общенациональной
    организацией;
    в) завоевание одних
    народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л.
    Гумплович и др.). Влияние завоеваний на
    образование и раз­витие государства
    несомненно. Однако его не следует
    абсолю­тизировать, упуская из виду
    другие, зачастую более важные факторы;
    г) демографические
    факторы, изменения в воспроизводст­ве
    самого человека. Имеется в виду прежде
    всего рост числен­ности и плотности
    населения, переход народов от кочевого
    к оседлому образу жизни, а также запрет
    кровосмешения и упоря­дочение брачных
    отношений между родами. Все это повышало
    потребность общностей в регулировании
    взаимосвязей этниче­ски близких
    людей;
    д) психологические
    (рациональные и эмоциональные) фак­торы.
    Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом,
    побуж­дающим человека к созданию
    государства, считают страх перед
    агрессией со стороны других людей,
    опасение за жизнь и иму­щество. Другие
    же (Дж. Локк) ставят на первый план разум
    лю­дей, приведший их к соглашению о
    создании специального ор­гана —
    государства, способного лучше обеспечить
    права людей, чем их традиционные формы
    общежития. Контрактные теории государства
    подтверждаются некоторыми реальными
    фактами. Так, например, договорная
    система княжения существовала в Древнем
    Новгороде, где с приглашаемым на
    определенный срок князем заключался
    договор, невыполнение которого могло
    по­влечь за собой его изгнание. Под
    прямым влиянием теории «общественного
    договора» создавалось американское
    государ­ство — США. И все же, несмотря
    на эти и некоторые другие

    Теории происхождения государства.

    Древнейшей из всех
    является теологическая теория, возникшая
    с первыми рабовла­дельческими
    государствами. Ее представители (в
    Средние века – Фома Аквинский, в наше
    время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из
    того, что источником государственной
    власти является боже­ственная воля:
    государство существовало всегда, оно
    вечно и народ должен во всем ему
    повиноваться. Основанием этой тео­рии
    является вера в бога, божественное
    начало всего сущего. Однако и в других
    современных теориях не отрицается, что
    в возникновении государства определенную
    роль сыграли жрецы,
    храмы, религия,
    церковь. Государство есть некая часть
    универ­сального порядка, создателем
    и правителем которого является бог.
    Цель и оправдание государства –
    предоставить человеку удовлетворительные
    средства существования, дать основу
    для морального и умственного развития.
    Одной из известных
    с древних времен является патриар­хальная
    теория. Ее родоначальником является
    Аристотель, ко­торый объяснял
    происхождение государства разрастанием
    се­мьи и трансформацией отеческой
    власти над детьми в государ­ственную
    власть монарха над своими подданными,
    обязанными ему подчиняться, а он должен
    проявлять о них отеческую забо­ту.
    Патриархальная теория трактует
    государство как большую семью, в которой
    отношения монарха и его подданных
    отожде­ствляются с отношениями отца
    и членов семьи. Государство, согласно
    этой концепции, возникает в результате
    соединения родов в племена, племен в
    общности, государства. Монарх дол­жен
    заботиться о своих подданных, а те, в
    свою очередь, долж­ны повиноваться
    правителю.
    По мнению сторонников
    теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский),
    государство возникло потому, что в
    первобытном обществе сильные племена
    покоряли слабые, и чтобы управлять
    завоеванными территориями и обеспечивать
    покорность, созда­ли специальный
    аппарат управления и подавления.
    Государство есть результат прямого
    политического действия – внутреннего
    или внешнего насилия, завоевания.
    Следствием победы боль­шинства над
    меньшинством или более сильного племени
    над более слабым является учреждение
    победителям государства. Оно становится
    органом управления побежденными. В
    резуль­тате завоевания возникает не
    только государство, но и деление общества
    на классы, частная собственность.
    Политическая
    теория, наряду с классовыми, выделяет
    и другие причины возникновения
    государства:
    а) углубление
    общественного разделения труда, выделение
    управления в целях повышения его
    эффективности в специаль­ную отрасль
    общественной деятельности. По мере
    развития производительных сил, расширения
    хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения
    человеческих общностей у общества
    появилась потребность в усилении
    управленческих функций и сосредото­чении
    их у определенных лиц и органов;
    б) демографические
    факторы, изменения в воспроизводст­ве
    самого человека. Здесь имеется в виду
    рост численности и плотности населения,
    переход народов от кочевого к оседлому
    образу жизни, запрет кровосмешения и
    упорядочение брачных отношений. Все
    это повышало потребность общества в
    регули-ровании взаимосвязей между
    людьми, проживающими на опре­деленной
    территории. Выделяются и некоторые
    другие факто­ры, влияющие на образование
    государства (географические, эт­нические
    и т. п.). Итак, возникновение государственности
    обу­словлено многими причинами, среди
    которых различные кон­цепции выделяют
    обычно одну в качестве определяющей.
    Госу­дарство возникает, существует
    и развивается как результат ус­ложнения
    экономической и социальной жизни, форма
    удовле­творения потребностей в
    упорядочении, регулировании и управлении
    общественными делами.
    2 Понятие
    формы государства

    относится к важнейшим его характеристикам.
    Оно позволяет
    установить, как устроено государство,
    в каких формах организовано функционирование
    государственной власти, какими органами
    она представлена, каков порядок их
    образования и деятельности, срок
    полномочий, наконец, какими методами
    осуществляется государственная власть
    в стране.

    Выделяют
    три
    основных элемента в форме государства:

    форму
    правления,

    форму
    территориального (государственного)
    устройства

    политический
    (государственный) режим.

    В
    совокупности
    эти элементы раскрывают форму государства.
    Под
    формой
    правления обычно понимают организацию
    верховной государственной власти: ее
    высших и центральных органов, их
    компетенцию, взаимоотношения между
    собой и с населением.

    В зависимости от того, осуществляется
    ли верховная власть в государстве одним
    лицом или коллегиальным выборным
    органом, различают монархическую
    и
    республиканскую
    формы
    правления.
    Монархия
    обладает
    следующими юридическими признаками:
    1)
    это, как правило,
    единоличное правление
    ;
    2)
    власть
    монарха носит бессрочный, пожизненный
    характер и передается
    по наследству
    ;
    Выделяют
    две разновидности монархической формы
    правления
    :
    абсолютную
    (неограниченную)
    и ограниченную
    (парламентарную)
    монархию.
    В
    абсолютной

    монархии власть монарха безусловна и
    не ограничена никакой иной властью. В
    государстве отсутствуют какие-либо
    представительные учреждения, народ
    отстранен от государственной власти и
    не имеет возможности контролировать
    управление государством. Этот вид
    монархии характерен для древних форм
    правления периода рабовладения и для
    государств восточной деспотии.
    В
    ограниченной
    монархии власть монарха ограничивается
    конституцией и представительным органом
    (парламентом). Монарх не обладает всей
    полнотой власти и делит ее с парламентом.
    В целом монарх выполняет главным образом
    представительскую роль и символизирует
    единство нации и стабильность правового
    порядка.
    В
    настоящее время ограниченная монархическая
    форма правления существует в Великобритании,
    Испании, Швеции, Норвегии, Японии,
    неограниченная – в Саудовской Аравии,
    Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах
    (ОАЭ) и др.
    Для
    республиканской
    формы правления

    характерны следующие юридические
    признаки:
    1)
    высшие
    органы власти формируются путем выборов
    на определенный срок, либо должности в
    них замещаются путем назначения на
    определенный срок
    .
    Это означает, что в республике нет
    несменяемых должностей, и они не могут
    передаваться по наследству.
    2)
    должностные
    лица несут политическую и юридическую
    ответственность за невыполнение или
    ненадлежащее выполнение возложенных
    на них полномочий
    .
    Эта ответственность выражается в форме
    отставки правительства, роспуске
    парламента и т.д.
    Республиканская
    форма правления также относится к одной
    из древних. Республики были и в
    рабовладельческом мире, при феодальном
    строе (аристократическая республика в
    Древнем Риме или демократическая в
    Древней Греции, Новгородская и Псковская
    республики в феодальной Руси).
    Выделяют
    два
    вида республик:

    президентскую
    и парламентарную
    .
    Различие
    между этими двумя формами проводится
    в основном по порядку формирования
    правительства и
    его
    ответственности.
    Все
    другие признаки относятся к дополнительным.
    В
    президентской

    республике глава государства самостоятельно
    решает вопрос о формировании правительства,
    свободен в выборе министров и может
    уволить любого члена правительства в
    отставку или расформировать весь состав
    правительства. Парламент в президентской
    республике не имеет полномочий, касающихся
    формирования правительства, и последнее
    не несет ответственности перед
    парламентом. Кроме того, глава государства
    не обладает правом роспуска парламента,
    а парламент вправе возбудить вопрос об
    отрешении президента от должности в
    предусмотренных конституцией случаях.
    В этом виде республики президент нередко
    совмещает свой пост с должностью главы
    правительства.
    В
    парламентарной

    республике правительство формируется
    парламентом
    (партией, имеющей парламентское
    большинство), и оно несет ответственность
    за
    свою деятельность перед ним. Это означает,
    что парламент вправе объявить вотум
    недоверия всему составу правительства
    или отдельному его члену, и это влечет
    автоматический уход со своего поста
    министра или всего состава правительства.
    К
    числу президентских в настоящее время
    относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика
    Франция и др. К парламентарным республикам
    – Италия, Турция, Финляндия и др.
    В
    “чистом” виде президентские и
    парламентарные республики сегодня
    встречаются редко. Широко используются
    смешанные формы
    ,
    например,
    полупрезидентские

    или полупарламентарные
    республики. В таких моделях либо
    ограничивается власть парламента и
    усиливается исполнительная власть или,
    напротив, снижается роль президента.
    Например, в президентской республике
    устанавливается ответственность
    некоторых министров перед парламентом
    (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных
    республиках ограничивается вотум
    недоверия, который вправе вынести
    парламент, в частности, путем установления
    повышенного кворума (например, ФРГ).
    Понятие
    формы государственного устройства
    относится к характеристике территориальной
    организации государства.
    3
    Механизм
    государства

    — это целостная иерархическая система
    государственных органов и учреждений,
    практически осуществляющих государственную
    власть, задачи и функции государства.
    Необходимо
    выделить следующие характерные признаки
    механизма государства.
    Это
    целостная иерархическая система
    государственных органов и учреждений.
    Целостность ее обеспечивается едиными
    принципами организации и деятельности
    государственных органов и учреждений,
    едиными задачами и целями их деятельности.
    Первичными
    структурными частями (элементами)
    механизма являются государственные
    органы и учреждения, в которых работают
    государственные служащие (чиновники,
    иногда их называют управленцами).
    Государственные органы связаны между
    собой началами субординации и координации.
    Для
    обеспечения государственных властных
    велений он имеет непосредственные
    орудия (учреждения) принуждения,
    соответствующие техническому уровню
    каждой эпохи,— вооруженные отряды
    людей, тюрьмы и др. Без них не может
    обойтись ни одно государство.
    При
    помощи механизма государства практически
    осуществляется власть и выполняются
    функции государства.
    Между
    функциями государства и его механизмом
    существует прямая
    связь. В силу того, что механизм как раз
    и создается для выполнения функций
    государства, последним в этой связи
    принадлежит определяющая роль. Органы
    государства и учреждения вынуждены
    подстраиваться к изменяющимся его
    функциям. Если, к примеру, в обществе
    берут верх функции, вытекающие из
    классовых или национальных противоречий,
    то вслед за этим неизбежно выходят на
    первый план такие элементы механизма
    государства, как органы и учреждения
    насилия, принуждения.
    В
    целом понятия «механизм» и «аппарат»
    государства являются совпадающими по
    объему и содержанию. Считается, что
    термин «механизм» лишь подчеркивает
    целостность аппарата, его направленность
    на результативную деятельность.
    Таким
    образом, функции государственной власти
    реализуются посредством аппарата
    управления и принуждения, который
    называется государственным аппаратом.
    Наличие разветвленной системы
    государственных органов и организаций,
    как уже упоминалось выше, является
    основным атрибутивным признаком
    государства.
    4
    Правовое
    государство — это такая политическая
    организация общества, основанная на
    верховенстве закона, создающая условия
    для наиболее полного обеспечения прав
    и свобод человека; гражданина, а также
    последовательного ограничения
    государственной власти в целях
    недопустимости злоупотреблений с ее
    стороны.
    Отличительные
    признаки правового государства:
    1.
    Правовое государство, прежде всего
    предпо­лагает существование гражданского
    общества.
    В
    современной интерпретации гражданское
    обще­ство — это общество с” развитыми
    экономическими, культурными, правовыми
    и политическими отноше­ниями между
    его субъектами, независимое от
    госу­дарства, но взаимодействующее
    с ним, общество граждан высокого
    социального, экономического, по­литического,
    морального и культурного статуса,
    соз­дающих совместно с государством
    развитые право­вые отношения.
    2.
    Разделение власти. Как известно, теория
    раз­деления власти исходит из того,
    что для обеспечения нормального
    функционирования государства в нем
    должны существовать относительно
    независимые друг от друга ветви власти:
    законодательная, испол­нительная и
    судебная. Это препятствует сосредото­чению
    власти в руках одного лица или органа.
    В дан­ном случае каждая власть
    осуществляет свою функцию, которую
    другие власти не в состоянии вы­полнить.
    Законодательная власть — принимает
    зако­ны, исполнительная — обеспечивает
    их исполнение судебная — выносит на их
    основе решения, причем может привлекать
    к суду и членов за­конодательных
    органов, и членов правитель­ства как,
    частных лиц.
    3.
    Верховенство права. Данный признак
    правово­го государства означает, что
    ни один государствен­ный орган,
    должностное лицо, общественная
    органи­зация, ни один человек не
    освобождаются от обязанности подчиняться
    закону. Государство, под­чиняясь
    Юридическим нормам, становится одним
    из субъектов права и в этом качестве
    равноправно с другими субъектами. Без
    правового равенства между государством
    и личностью не может существовать ни
    право, ни Правовое государство. Любая
    попытка – го­сударственного органа
    ил и должностного лица выйти за Пределы
    права и поставить себя над людьми должна
    расцениваться как правонарушение.
    Верховенство права означает также, что
    государ­ство не вправе издавать
    законы, Противоречащие так называемому
    естественному праву, и вместе с тем оно
    обязано принимать все законы, которые
    обеспе­чивают естественные права
    человека.
    4.
    Реальность прав и свобод граждан. В
    правовом государстве права и Свободы
    граждан должны быть не только провозглашены,
    но и гарантированы госу­дарством. Как
    уже отмечалось, такими гарантиями могут
    быть законодательное закрепление
    условий, при котором возможно ограничение
    прав и свобод либо принятие законов,
    детализирующих права и свободы,
    провозглашенные в конституции.
    5.
    Политический и идеологический плюрализм.
    Правовое государство немыслимо без
    Существова­ния многочисленных
    политических организаций, пар­тий и
    оппозиции.
    Таким
    обрезом, гражданское общество и право­вое
    государство представляют собой
    взаимопредполагающие и взаимодополняющие
    стороны (дина­мическую и статическую)
    правового общества. В этом обществе
    спонтанное и рациональное начало,
    свобода и порядок уравновешены и в
    подчинение универсальным нормам
    организовано таким образом, что не
    только не подавляет, а наоборот,
    способствует проявлению самостоятельно­сти
    и независимости человека, развитию его
    индиви­дуальности.
    5
    Понятие,
    признаки и сущность права

    Слово
    “право” – многозначно, имеет богатое
    разностороннее содержание. Во-первых,
    его употребляют в общесоциальном смысле
    (моральное право, право народов и т.п.),
    в рамках которого речь идет о нравственных,
    политических, культурных и иных
    возможностях в поведении субъектов
    (например, моральное право руководить
    коллективом; поступить по совести;
    изменить, следуя моде, свой внешний вид;
    право члена общественного объединения
    и т.п.).
    Во-вторых,
    с помощью этого термина обозначается
    определенная правовая возможность
    конкретного субъекта. В данном случае
    такое право называется субъективным,
    принадлежащим личности и зависящим от
    его воли и желания (право на образование,
    на труд, на пользование культурными
    ценностями, на судебную защиту и т.д.).
    В-третьих,
    под правом понимают юридический
    инструмент, связанный с государством
    и состоящий из целой системы норм,
    институтов и отраслей. Это так называемое
    объективное право (конституция, законы,
    подзаконные акты, правовые обычаи,
    нормативные договоры).
    Наш
    объект рассмотрения – право именно в
    этом, последнем, смысле. В рамках такого
    понимания право есть система
    общеобязательных, формально определенных
    юридических норм, выражающих
    консолидированную волю общества
    (конкретные интересы различных классов,
    социальных групп, слоев), устанавливаемых
    и обеспечиваемых государством, и
    направленных на урегулирование
    общественных отношений.
    Право
    – социальный институт, имеющий свою
    собственную природу. Специфика права
    проявляется в его признаках, которые
    содержатся в приведенном выше определении.
    Эти признаки заключаются в следующем:
    1)
    право носило волевой характер, ибо оно
    есть проявление воли и сознания людей,
    но не любой воли, а прежде всего
    государственно выраженной воли классов,
    социальных групп, элит, большинства
    членов общества;
    2)
    общеобязательность, в чем воплощается
    суверенитет государства, означающий,
    что выше официальной, публичной власти
    в обществе никого нет и быть не может и
    что все принимаемые нормы права
    распространяются на всех либо большой
    круг субъектов;
    3)
    нормативность права заключается в том,
    что оно прежде всего состоит из норм,
    т.е. общих правил поведения, регулирующих
    значительный круг общественных отношений;
    4)
    связь с государством состоит в том, что
    право во многом принимается, применяется
    и обеспечивается государственной
    властью. Государство для того и
    функционирует, чтобы гарантировать
    соблюдение исполнения юридических
    норм;
    5)
    формальная определенность права
    заключается в том, что нормы права имеют
    внешне выраженную письменную форму,
    должны быть четко объективированы,
    точно определены, воплощены вовне;
    6)
    системность права проявляется в том,
    что оно представляет собой не механическую
    совокупность юридических норм, а
    внутренне согласованный, упорядоченный
    организм, где каждый элемент имеет свое
    место и играет свою роль, где юридические
    предписания взаимосвязаны, расположены
    определенным иерархическим образом,
    группируются по отраслям и институтам.
    Сущность
    права – “крепкий орешек”. Ее не
    так-то просто выявить, установить,
    поэтому чисто методически при рассмотрении
    сущности права важно учитывать две
    стороны – формальную и содержательную.
    С формальной точки зрения любое право
    по своей природе есть прежде всего
    регулятор и стимулятор общественных
    отношений. Однако если при анализе
    сущности права ограничиваться данным
    аспектом, то право в разные эпохи и в
    разных государствах будет одинаковым
    по своей сути, и мы никогда не сможем
    познать сущность права конкретного
    общества. Например, рабовладельческое
    право Древнего Рима и современное право
    Италии далеко не тождественны по своей
    сущности.
    Поэтому
    необходимо обратиться к содержательной
    стороне, позволяющей ответить на
    следующие вопросы: чьи интересы
    обслуживает в первую очередь данный
    регулятор, какие функции осуществляет
    в приоритетном порядке?
    История,
    социальная практика убедительно
    показывают, что право может использоваться
    в различных целях как средство
    первоочередного удовлетворения
    потребностей тех или иных классовых,
    общественных, религиозных, национальных,
    расовых и других интересов.
    Исходя
    из этого, можно выделить и соответствующие
    подходы к сущности права. Хронологически
    первым является классовый подход, в
    рамках которого право определяется как
    система гарантированных государством
    юридических норм, выражающих возведенную
    в закон государственную волю экономически
    господствующего класса. Здесь право
    используется в узких целях как средство
    для обеспечения главным образом интересов
    правящей группы.
    6 Источники
    права. Нормативно-правовой акт как
    основной источник права
    Для того чтобы
    стать реальностью и успешно выполнять
    присущие праву функции, оно должно иметь
    свое внешнее выражение, которое называют
    источником права.
    В российской правовой
    системе обычно различают следующие
    источники права:
    правовой обычай;
    акт
    референдума;
    нормативно-правовой
    акт.
    Среди источников российского
    права наиболее важное место занимают
    нормативно-правовые акты.
    Нормативно-правовой
    акт – это выраженное в письменной форме
    решение компетентного органа, в котором
    содержится норма права.
    В числе
    нормативно-правовых актов следует
    назвать законы, декреты, указы,
    постановления, приказы, решения и т.
    п.
    Система нормативно-правовых актов
    в каждой стране определяется конституцией,
    а также изданными на ее основе специальными
    законами, положениями о тех или иных
    государственных органах, правительственными
    постановлениями. Так, согласно действующей
    Конституции России, предусматривается,
    что высший представительный и
    законодательный орган России – Федеральное
    Собрание (парламент) принимает законы
    и постановления. Президент как глава
    государства издает указы и распоряжения.
    Правительство РФ издает постановления
    и распоряжения. Субъекты РФ в пределах
    своей компетенции принимают законы и
    иные нормативные акты.
    Все нормативно-правовые
    акты подразделяются на две группы:
    законы и подзаконные акты.
    Основанием
    данной классификации выступает
    юридическая сила, определяемая положением
    органа, издавшего нормативный акт. В
    зависимости от этого устанавливается
    строгая иерархия, определенная система
    расположения, соподчиненность
    нормативно-правовых актов.
    Закон – это
    акт представительного органа власти,
    изданный в установленном порядке,
    регламентирующий важнейшие общественные
    отношения и имеющий высшую юридическую
    силу.
    По юридической силе различают
    следующие законы:
    конституционные;
    текущие
    (обычные);
    чрезвычайные.
    Остальные
    нормативные акты издаются на основе и
    во исполнение закона – подзаконные акты.
    Различают следующие
    подзаконные
    акты:
    указы;
    распоряжения;
    постановления;
    приказы;
    решения;
    инструкции.
    Подзаконные
    акты должны соответствовать закону. В
    случае противоречия подзаконного акта
    закону – применяется норма закона.
    В
    зависимости от органов, издавших тот
    или иной нормативно-правовой акт, а
    также от территории, на которую
    распространяется его действие, нормативные
    акты в федеративном государстве делят
    на две группы: федеральные и субъектов
    федерации (республика, край, область).
    Первые
    распространяются на всю территорию
    России. Вторые имеют юридическую силу
    на определенной территории.
    В случае
    расхождения федеральных нормативно-правовых
    актов с нормативными актами субъектов,
    первые имеют приоритет над вторыми.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *