Какие соглашения между ссср и сша были заключены в 1970 годы?

10 ответов на вопрос “Какие соглашения между ссср и сша были заключены в 1970 годы?”

  1. LuckyBoy Ответить

    Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.
    В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.
    Отношения СССР с социалистическими странами
    В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества»*.
    *Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.
    Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе наинтеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.
    На фоне расширения сотрудничества со странами содружества резким диссонансом выглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощь социалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные силы. Это было вызвано вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между КНР и СССР. Их было три: 1) советские войска в МНР и на советско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих проблем намечался во второй половине 1980-х гг.

  2. Женя Хулиган Ответить

    26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по противоракетной обороне и Временное соглашение между США и СССР о мерах ограничения стратегического наступательного вооружения, получившее название ОСВ-1. Соглашение было подписано сроком на пять лет, в дальнейшем срок действия мог быть продлен. ОСВ-1 предусматривал ограничение количества баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент; запрещение строительства новых наземных стартовых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ограничение количества пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ).
    Стороны обязывались иметь только по одному району, защищенному системами противоракетного оружия (ПРО). СССР развернул систему ПРО вокруг Москвы в 1966 году, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс. Контроль над ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет осуществлялся национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 года обе стороны отдельно заявили о намерении не предпринимать действий, несовместимых с этим соглашением, при условии, что другая сторона будет проявлять такую же сдержанность.
    В ходе дальнейших советско-американских переговоров были выработаны условия нового договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, который был подписан в Вене 18 июня 1979 года сроком действия до 31 декабря 1985 года. По условиям договора вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе. ОСВ-2 в силу не вступил, так как не был ратифицирован сенатом США, но фактически обе стороны придерживались предусмотренных ограничений. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 послужили основой для разработки договоров о сокращении наступательных вооружений: СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993), СНВ-3 (2010).
    Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил. Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.
    Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ).
    Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов — 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР — не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.
    Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с дальностью более 600 километров. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.
    После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ-1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол.
    6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.
    5 декабря 2009 года срок действия подписанного 31 июля 1991 года Договора СНВ-1 завершился.
    Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3 января 1993 года. Стороны обязались к 2003 году сократить арсеналы своих стратегических вооружений на 2/3 от уровня января 1993 года. К 2003 году количество ядерных боеголовок каждой стороны не должно было превышать 3-3,5 тысячи единиц.
    Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являлись Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их шахтных пусковых установок (ШПУ); Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков, Протокол к Договору от 3 января 1993 года, подписанный в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.
    Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1. 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления договора на пять лет — с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно — на три-четыре года.
    Российская сторона ратифицировала договор в пакете с протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны). США ратифицировали договор в январе 1996 года, однако договор в пакете с протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.
    После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США “Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели”.
    24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.
    8 апреля 2010 года в Праге был подписан Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он заменил Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ) и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП).
    Вступивший в силу 5 февраля 2011 года, Договор об СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить число развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений. Соглашение предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Срок действия договора — десять лет.
    5 февраля 2011 года глава МИД РФ Сергей Лавров и глава госдепартамента США Хиллари Клинтон обменялись в Мюнхене ратификационными грамотами Договора, и он вступил в силу.

  3. Codeholding Ответить

    Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы. Клинтон встретится с президентом России Дмитрием Медведевым, а также проведет переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
    После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты Америки отказались признать советское правительство. Импульс началу нового политического диалога дали торговые связи, установившиеся между двумя странами в конце 1920?х – начале 1930?х годов. В нормализации отношений с Советским Союзом сыграла существенную роль заинтересованность деловых кругов США в торговле с Советским государством.
    10 октября 1933 года президент США Франклин Рузвельт направил послание председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину по вопросу установления дипломатических отношений между США и СССР. Ответное послание было направлено в США 17 октября 1933 года.
    16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Первым полпредом СССР в США был назначен видный советский дипломат Александр Трояновский, а первым американским послом в Советской России стал Уильям Буллит.
    13 июля 1935 года было заключено первое Соглашение о торговых взаимоотношениях между СССР и США.
    4 августа 1937 года было заключено Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.
    В годы Второй мировой войны СССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской коалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в борьбе с фашистами.
    В период Второй мировой войны США оказывали помощь странам?союзницам по антигитлеровской коалиции, осуществляя поставки по ленд?лизу (англ. lend?lease, от lend ? давать взаймы и lease ? сдавать в аренду). Официально переговоры по ленд?лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд?лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд?лизу начались уже в октябре 1941 года.
    6 июня 1944 года англо?американский воздушный и морской десанты высадились в Нормандии. Тем самым был открыт второй фронт. 25 апреля 1945 года подразделения 58?й гвардейской стрелковой дивизии I Украинского фронта и 69?й пехотной дивизии армии США встретились на реке Эльба близ немецкого города Торгау.
    Огромное значение для решения вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира имели Тегеранская (ноябрь 1943 года), Ялтинская (февраль 1945 года) и Потсдамская (июль – август 1945 года) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.
    После завершения Второй мировой войны, когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социально?политическими системами, между СССР и США началась “холодная война”, продолжавшаяся более 40 лет. Были созданы военно?политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка ракетно?ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации.
    Наиболее драматичной страницей истории послевоенных советско?американских отношений является Карибский кризис (октябрь 1962 года), который возник после размещения на Кубе советских баллистических ракет. Этот шаг рассматривался советским руководством в качестве ответа на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу. Войска США и их союзников были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены советские войска. Кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был ликвидирован вследствие трезвой позиции, занятой высшими руководителями СССР во главе с Никитой Хрущёвым и США во главе с президентом Джоном Кеннеди.
    Карибский кризис заставил лидеров сверхдержав осознать, что их противостояние может привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, “холодная война” пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений.
    В конце 1960?х годов руководители СССР и США пришли к пониманию необходимости нормализации политического диалога. В тот период был подписан целый ряд важных двусторонних документов, таких как меморандум об установлении линии прямой связи между Кремлем и Белым домом (1963), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).
    В 1970?х годах в ходе встреч на высшем уровне были приняты двусторонние обязательства по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений и разоружения.
    В 1971 году было подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    В 1972 году были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ?1).
    В 1974 году СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ?2).
    В то же время в декабре 1974 года конгресс США принял поправку Джексона?Вэника (The Jackson?Vanik Amendment) к “Закону о торговле” США, в соответствии с которой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.Формально эта норма была введена из?за ограничений на эмиграцию советских граждан. После 1985 года и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года ? Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена.
    В июле 1975 года в рамках международной космической программы “Союз?Аполлон” была осуществлена стыковка кораблей “Союз” и “Аполлон”, которая стала первым крупным мероприятием в рамках российско?американского космического сотрудничества.
    После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году администрацией США во главе с президентом Картером была разработана так называемая “доктрина Картера”, состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Были установлены эмбарго на поставки зерна в СССР; сокращался обмен в культурной, научной и технической областях; большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.
    (“Энциклопедия российско?американских отношений XVIII –XX века” М. “Международные отношения” 2001 г. с. 597, 648?649; Дипломатический словарь. Издательство “Наука” М. 1986 г. стр. 536)
    После провозглашения в СССР курса на перестройку в ноябре 1985 года в Женеве состоялся советско?американский саммит, в ходе которого состоялась встреча руководителя СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. По инициативе советской стороны две державы приступили к обсуждению конкретных формул радикального сокращения своего ядерного потенциала. Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, выработка которого завершилась в 1987 году.
    В 1991 году был также подписан первый Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ?1).
    В декабре 1989 года Михаил Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения “холодной войны”.
    Черта под периодом “холодной войны” была окончательно подведена лишь в 1991 году после распада СССР.
    В июне 1992 года состоялся первый государственный визит Президента России Бориса Ельцина в США. В январе 1993 года в Москве побывал американский президент Дж. Буш?старший. Итогом переговоров стало подписание Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ?2).
    В июне 1997 года в городе Денвер (штат Колорадо) состоялся саммит “Группы восьми”, на котором Россия впервые была полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня.
    31 октября 2000 года на созданной совместными усилиями международной космической станции (МКС) приступил к работе первый российско?американский экипаж.
    В ноябре 2001 года на встрече российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в США было зафиксировано вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия “холодной войны”.
    В 2002 году Министерство торговли США приняло решение о признании с 1 апреля 2002 года рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству.
    В мае 2002 года в ходе визита Джорджа Буша в Москву были подписаны Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях. Последовавшее вскоре формальное объявление о выходе США из Договора по ПРО не отразилось на состоянии отношений между двумя странами. Единственным последствием стало заявление России о том, что она не будет считать себя связанной условиями Договора СНВ-2. Однако тесное сотрудничество России и США в вопросе разоружения было продолжено.
    3 июля 2007 года было принято Заявление о совместных действиях по развитию ядерной энергетики во всем мире и укреплению режима ядерного нераспространения.
    6 апреля 2008 года после переговоров президента РФ Владимира Путина и главы администрации США Джорджа Буша была принята Сочинская декларация, в которой была подтверждена договоренность о намерении России и США выработать новое соглашение взамен договора СНВ. В принятом документе отмечается, что стороны намерены сотрудничать по ряду других военно?политических вопросов: ДОВСЕ, распространению ядерных технологий, борьбе с международным терроризмом. В Декларации содержатся как принципы взаимодействия ? равноправие, взаимная выгода, учет интересов друг друга, так и конкретные сферы сотрудничества: продолжение экономического диалога, расширение возможностей для двустороннего инвестирования, вопрос о присоединении РФ к ВТО, отмена поправки Джексона?Вэника, борьба с глобальным потеплением.
    В Сочинской декларации отмечалось, что Россия и США “…полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21?го века, переводя российско?американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство”.
    Поддержка Вашингтоном грузинской агрессии в августе 2008 года против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии привела к осложнению российско?американских отношений.
    После избрания президентом США Барака Обамы из Вашингтона начали поступать сигналы о желании вернуть двустороннее сотрудничество в рабочее русло. C американской стороны были озвучены тезисы о необходимости осуществить «перезагрузку» российско?американских отношений, готовности наладить полноформатное взаимодействие в решении актуальных проблем.
    Первая личная встреча президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы состоялась 1 апреля 2009 года на полях саммита «двадцатки» в Лондоне. Президенты обменялись мнениями по всем вопросам двусторонней и международной повестки, определили приоритеты и график работы на ближайшее время. По итогам встречи были приняты два совместных заявления – относительно переговоров по дальнейшим сокращениям СНВ и об общих рамках российско?американских отношений.
    6?8 июля 2009 года президент США Барак Обама посетил Россию с первым государственным визитом.
    Главным итогом визита стало подписание Россией и США рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора по СНВ. Согласно параметрам будущего Договора, стороны намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ? до 1500?1675 единиц и их носителей ? до 500?1100 единиц.
    Важным достижением саммита также стало заключение соглашения о военном транзите в Афганистан, в котором идет речь как о наземном, так и о воздушном транзите. В соответствии с документом предполагается осуществление перевозок через территорию РФ различных грузов.
    23 сентября 2009 года Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры в Нью?Йорке, в ходе которых лидеры двух стран обсудили целый комплекс вопросов, в частности, изменения планов США по ПРО и иранскую ядерную проблему.
    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  4. (CoolDay) Ответить

    Выдвижение идеи нового политического мышления само по себе, без конкретных действий, не могло обеспечить прекращения «холодной войны». В 1987 г. СССР принял решение начать процесс снижения уровня военного противостояния с ликвидации ракет средней и малой дальности. По соглашению, подписанному во время визита М.С. Горбачёва в США (декабрь 1987 г.), Советский Союз должен был уничтожить 1752 ракеты. Соединённые Штаты 859 ракет такого же класса. Впервые лидеры Советского Союза согласились с тем, чтобы на его территории проводился контроль за выполнением принятых решении,
    В декабре 1988 г. М.С. Горбачёв, выступая на заседании ООН, объявил об односторонних сокращениях советских вооруженных сил на 500 тыс. человек. Начались переговоры между странами НАТО и Организации Варшавского договора о взаимном сокращении вооружённых сил в Европе. Соглашение, подписанное 19 ноября 1990 г., установило предельные уровни численности войск и основных видов вооружений в районе от Атлантики до Урала. Подчёркивалось, что участники соглашения больше не являются противниками, они подтверждают свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой друг против друга.
    В июле 1991 г. вовремя визита президента США Дж. Буша в Москву был подписан первый договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1) примерно на 30 %.

  5. MisS_Moorka Ответить


    11-го июня 1942 гола в Вашингтоне состоялось подписание Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки о принципах, применимых к оказанию взаимной помощи в ведении войны против агрессии. От имени Правительства СССР Соглашение подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США М. М. Литвинов, от имени Правительства Соединенных Штатов Америки — Государственный Секретарь США г. Корделл Хэлл.
    Подписанное Соглашение, в котором Правительство США вновь подтверждает, что оно и впредь будет оказывать Советскому Союзу в борьбе против общего врага оборонную помощь вооружением и другими военными материалами, содержит ряд уточнений порядка предоставления этой помощи. В основу Соглашения положен принцип взаимной выгодности помощи, оказываемой друг другу обеими странами. Правительства СССР и США, сочтя целесообразным отложить окончательное, урегулирование вопросов, вытекающих из оказываемой взаимной помощи, заключили данное предварительное Соглашение о предоставлении оборонной помощи и зафиксировали в нем некоторые соображения, которые будут приняты во внимание при заключении будущего окончательного соглашения, в соответствии с интересами обеих стран, с интересами улучшения мировых экономических отношений и с интересами поддержания мира.
    Как известно, Соглашение тождественного содержания было заключено между Соединенными Штатами Америки и Великобританией 23 февраля 1942 года.
    Одновременно с подписанием Соглашения, Государственный Секретарь США г. Корделл Хэлл и Посол СССР М. М. Литвинов обменялись нотами, в которых подтверждается договоренность между обоими Правительствами о том, что с подписанием Соглашения последнее заменяет и делает недействительными два предыдущих соглашения по тому же вопросу. Ниже публикуется текст Соглашения:
    СОГЛАШЕНИЕ

    между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии

    Принимая во внимание, что Правительства Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки заявляют, что они заняты общим делом, совместно со всеми другими одинаково мыслящими государствами и народами, направленным к созданию основ справедливого и прочного общего мира, обеспечивающего законный порядок им самим и всем другим народам;
    И принимая во внимание, что Правительства Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки, как участники Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 гола, подписались под общей программой целей и принципов, воплощенных в совместной Декларации, сделанной 14 августа 1941 года Президентом Соединенных Штатов Америки и Премьер-Министром Соединенного Королевства в Великобритании и Северной Ирландии и известной под именем Атлантической хартии, к которой присоединилось также Правительство Союза Советских Социалистических Республик;
    И принимая во внимание, что Президент Соединенных Штатов Америки решил, в развитие Акта Конгресса от 11 марта 1941 года, что оборона Союза Советских Социалистических Республик против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки;
    И принимая во внимание, что Соединенные Штаты Америки оказывали и продолжают оказывать Союзу Советских Социалистических Республик помощь в деле сопротивления агрессии;
    И принимая во внимание целесообразность того, чтобы окончательное определение условий, на которых Правительство Союза Советских Социалистических Республик получает указанную помощь, и выгод, которые взамен должны получить Соединенные Штаты Америки, было отложено до тех пор, пока не станет известен объем оборонной помощи и пока ход событий не сделает более ясными окончательные условия и выгоды, которые соответствовали бы общим интересам Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки и содействовали бы созданию и поддержанию мира во всем мире;
    И принимая во внимание, что Правительства Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки имеют общее желание заключить теперь предварительное Соглашение о предоставлении оборонной помощи и о некоторых соображениях, которые будут приняты во внимание при установлении
    вышеупомянутых условий, и поскольку заключение такого Соглашения было во всех отношениях должным образом разрешено, и все акты, условия и формальности, которые следовало произвести, выполнить или учинить до заключения такого Соглашения в соответствии с законами как Союза Советских Социалистических Республик, так и Соединенных Штатов Америки, были надлежащим образом произведены, выполнены и учинены;
    Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные для этой цели соответствующими Правительствами, согласились о нижеследующем:

    Статья I.

    Правительство Соединенных Штатов Америки будет продолжать снабжать Правительство Союза Советских Социалистических Республик теми оборонными материалами, оборонным обслуживанием и оборонной информацией, которые Президент Соединенных Штатов Америки разрешил передавать или предоставлять.

    Статья II.

    Правительство Союза Советских Социалистических Республик будет продолжать содействовать обороне Соединенных Штатов Америки и ее укреплению и предоставлять
    материалы, обслуживание, льготы и информацию, в меру его возможностей.

    Статья III.

    Правительство Союза Советских Социалистических Республик не будет, без согласия Президента Соединенных Штатов Америки, передавать, формально или фактически, какие бы то ни было оборонные материалы или оборонную информацию, полученные им в соответствии с Актом Конгресса Соединенных Штатов Америки от 11 марта 1941 года, или разрешать пользование ими кому бы то ни было, кроме должностных лиц, служащих или агентов Правительства Союза Советских Социалистических Республик.

    Статья IV.

    Если в результате передачи Правительству Союза Советских Социалистических Республик какого-нибудь оборонного материала или оборонной информации возникнет необходимость для этого Правительства принять меры или совершить платеж с целью полного обеспечения всех прав какого-либо гражданина Соединенных Штатов Америки, имеющего патентные права в связи с вышеупомянутыми оборонными
    (Окончание на 2-й стр.).

    материалами или информацией, то Правительство Союза Советских Социалистических Республик примет эти меры и произведет такие платежи, по предложению Президента Соединенных Штатов Америки.

    Статья V.

    Правительство Союза Советских Социалистических Республик, по окончании существующего чрезвычайного положения, вернет Соединенным Штатам Америки, по определению Президента Соединенных Штатов Америки, те из полученных по настоящему Соглашению оборонных материалов, которые окажутся не уничтоженными, утраченными или потребленными и которые, по определению Президента, смогут пригодиться для обороны Соединенных Штатов Америки или Западного полушария или смогут быть каким-либо иным образом использованы Соединенными Штатами Америки.

    Статья VI.

    При окончательном определении выгод, которые будут предоставлены Соединенным Штатам Америки Правительством Союза Советских Социалистических Республик, будут полностью приняты во внимание все имущество, обслуживание, информация, льготы и другие выгоды, предоставленные Правительством Союза Советских Социалистических Республик после 11 марта 1941 года, полученные и принятые Президентом от имени Соединенных Штатов Америки.

    Статья VII.

    При окончательном определении выгод, которые будут предоставлены Соединенным Штатам Америки Правительством Союза Советских Социалистически Республик в обмен за помощь, оказанную в соответствии с Актом Конгресса от 11 марта 1941 года, их условия должны быть таковы, чтобы не только не затруднять торговлю между этими двумя странами, а наоборот, содействовать взаимно выгодным экономическим отношениям между ними и улучшению мировых экономических отношений. С этой целью они должны предусмотреть возможность согласованных действий Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, к которым могли бы присоединяться все другие одинаково с ними мыслящие государства и которые были бы направлены к расширению, путем соответствующих международных и внутригосударственных мероприятий, производства, использования рабочей силы, а также обмена и потребления товаров, что составляет материальную основу свободы и благосостояния всех народов; к уничтожению всех форм дискриминации в международной торговле и к сокращению пошлин и других торговых барьеров , и вообще к достижению всех экономических целей, изложенных в совместной Декларации Президента Соединенных Штатов Америки и Премьер-Министра Соединенного Королевства от 14 августа 1941 года, к которой присоединилось также Правительство Союза Советских Социалистических Республик.
    В возможно скором времени будут начаты переговоры между двумя Правительствами с целью определения, в свете господствующих экономических условий, наилучшего способа достижения вышеуказанных целей их собственными согласованными действиями, а также обеспечения согласованных действий со стороны одинаково с ними мыслящих правительств.

    Статья VIII.

    Настоящее Соглашение вступит в силу с сего числа. Оно будет оставаться в силе до срока, который должен быть согласован между обоими Правительствами.
    Подписано с приложением печатей в Вашингтоне в двух экземплярах 11 июня 1942 года.
    МАКСИМ ЛИТВИНОВ
    Посол Союза Советских
    Социалистических Республик
    в Вашингтоне
    КОРДЕЛЛ ХЭЛЛ
    Государственный Секретарь
    Соединенных Штатов
    Америки.

  6. QITEMYZ Ответить

    примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

  7. ashes on her cheek Ответить

    В начале 1960-х годов и в США, и в СССР были разработаны программы применения ядерных взрывов в гражданских целях. В частности, ядерные заряды стали использовать для глубокого геологического зондирования, интенсификации добычи газа и нефти, дробления руд, создания подземных хранилищ, строительства каналов.
    Заключенный в Москве в 1963 году многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой не касался подземных ядерных взрывов любого назначения, а вступивший в силу в 1970 года многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия не распространялся на использование ядерных взрывов для мирных нужд.
    3 июля 1974 года СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. В том же году по предложению СССР было решено начать разработку отдельного документа по ограничению мощности подземных ядерных взрывов в мирных целях. Переговоры по новому договору проходили в Москве с октября 1974 года по май 1976 года.
    28 мая 1976 года его экземпляры одновременно в Москве и Вашингтоне подписали Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Джеральд Форд.

    Содержание договора

    Договор подтверждает право СССР и США проводить мирные ядерные взрывы в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем, за пределами границ испытательных полигонов, обозначенных Договором об ограничении подземных ядерных испытаний ядерного оружия 1974 года (таким образом, все подземные ядерные взрывы, проводимые вне национальных ядерных испытательных полигонов, считаются подземными ядерными взрывами в мирных целях). При этом договор запрещает:
    – отдельные взрывы мощностью более 150 килотонн;
    – групповые взрывы мощностью более 150 килотонн, если невозможно идентифицировать мощность каждого отдельного взрыва в группе;
    – групповые взрывы с суммарной мощностью более 1,5 мегатонн;
    – а также взрывы, которые не соответствуют положениям международных соглашений, участниками которых являются СССР и США.
    При этом стороны согласились дополнительно рассмотреть вопрос о проведении отдельных мирных взрывов мощностью свыше 150 килотонн (но после подписания документа такие взрывы не проводились).

    Меры контроля

    Наблюдение за выполнением положений документа предполагалось осуществлять с помощью национальных технических средств контроля, передачи друг другу информации о планируемых ядерных испытаниях, а также предоставляя доступ другой стороне к местам взрывов. Эти положения были зафиксированы в верификационном протоколе. Однако сенат Конгресса США счел возможности контроля за исполнением договора недостаточными.
    В 1987-1990 годах разрабатывался и 1 июня 1990 года был подписан новый протокол, предусматривающий возможность использования улучшенных средств контроля, приемлемых для каждой стороны (предусматривал право каждого участника применять на территории другой стороны гидродинамический и сейсмический методы измерения мощности ядерного испытания, используя собственную аппаратуру).
    Перед подписанием в августе-сентябре 1988 года были проведены совместные эксперименты на полигонах в Неваде и Семипалатинске, в ходе которых каждая из сторон производила калибровку своих национальных технических средств контроля. Это способствовало снятию возражений США по техническим вопросам контроля. Для согласования всех вопросов соблюдения договора были созданы двусторонние органы – Консультативная комиссия и Координационные группы.

    Вступление в силу

    Несмотря на то, что документ долгое время не был ратифицирован, он соблюдался обоими государствами. Официально документ вступил в силу 11 декабря 1990 года (почти через 15 лет после подписания). 25 сентября 1990 года вместе с новым протоколом он был ратифицирован сенатом Конгресса США, а 9 октября 1990 года – Верховным Советом СССР.
    Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях тесно связан с Договором об ограничении подземных ядерных испытаний ядерного оружия 1974 года (их называют “пороговыми” договорами, так как они не запрещают, а лишь ограничивают мощность взрывов). Оба документа одновременно вступили в силу. Кроме того, договор 1976 года не может быть прекращен ранее договора 1974 года. В настоящее время оба документа остаются в силе, так как призванный заменить их Договор о запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), подписанный в 1996 году, до сих пор не вступил в действие.

    Статистика мирных ядерных взрывов

    По официальным данным, всего в США в 1961-1973 годах было осуществлено 27 мирных ядерных взрывов, в ходе которых использовано 35 взрывных устройств мощностью до 105 килотонн (программа Operation Plowshare, Операция “Плуг”).
    В СССР в 1965-1988 годаъ (в рамках “Программы № 7”) было проведено 124 мирных взрыва, в ходе которых использовались 135 ядерных устройств мощностью до 140 килотонн.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *