Какие личные качества екатерины 2 помогали ей в управлении империей?

10 ответов на вопрос “Какие личные качества екатерины 2 помогали ей в управлении империей?”

  1. Vipos111 Ответить

    ?
    Работа с исторической картой.
    С.106.
    2. Вопрос: какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века.

    Ответ: судя по карте в России были судостроительные, текстильные, литейные и оружейные производства. Но их количество было недостаточным. Если говорить в целом о развитии страны в конце 18 столетия. то, можно отметить, что стремительное развитие производительных сил в начале века под руководством Петра Первого стало медленно затихать. На уровень европейских держав Россия так и не поднялась, оставаясь целиком аграрной страной со слабо развитыми внутренними экономическими связями. Безусловно, появилась необходимость преобразований и, прежде всего, это касалось положения крестьян. Крепостное право было настоящим бичом российской экономики.
    Знаменитые военачальники
    Обсудим!
    С.110.
    1. Вопрос: почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому.

    Ответ: памятник был подтверждением заслуг Петра Первого как мудрого правителя, созидателя, законодателя, благодетеля своей страны.
    Место, которое памятник сейчас занимает, хотели еще в 1762 году отдать самой Екатерине Второй, для установки памятника в ее честь. Но она приняла волевое решение установить там памятник основателю Санкт-Петербурга к 100-летию его восшествия на престол. Причем памятник «Медный всадник» стал первым установленным на городской площади и к тому же в память такой великой государственной персоны. В 1782 году памятник был открыт.
    2. Вопрос: справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? Выскажи свое мнение о ней.
    Ответ: итоги правления Екатерины II неоднозначны.
    Екатерина была прогрессивным человеком на протяжении всего своего правления. В середине царствования ею была проведена административная и судебная реформа. Императрица сумела существенно расширить границы России, присоединив к себе Крым, Причерноморье и восточную часть Речи Посполитой, кроме того, при ней было образовано 29 губерний и построено 144 города. При Императрице был создан Государственный банк и ссудная касса, кроме этого при ней были введены в оборот бумажные деньги – ассигнации. Так же, во времена правления Екатерины II значительно увеличилась численность населения, Россия стала самой крупной европейской страной.
    Но, несмотря на столь значительные успехи в развитии России, страна по-прежнему была аграрной. Российская промышленность существенно отставала от западной, так как отечественная индустрия всё ещё оставалась патриархальной и крепостнической.
    Проверь себя
    1. Вопрос: какие личные качество Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

    Ответ: Екатерина отличалась умом, практицизмом, силой своего характера, трудолюбием, целеустремленностью, педантичностью. Этим она было очень похожа на Петра I. Она также заботилась об интересах России.
    2. Вопрос: какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй?
    Ответ: Екатериной II была создана Уложенная Комиссия, задача которой сводилась к созданию новой законодательной базы. На первых её заседаниях был выбран титул для императрицы, навсегда сохранившийся в истории – Екатерина Великая.
    Также ею была проведена губернская реформа, согласно которой устанавливалось новое административное деление, которое впоследствии привело к значительному росту расходов на содержание бюрократического аппарата. Были утверждены еще 144 города
    При Екатерине был отменён ряд монополий: казённая на торговлю с Китаем и частная купца Шемякина на импорт шёлка, а также ряд других. Значительно увеличился объём экспорта: парусного плотна, чугуна, железа, леса, щетины и других товаров.
    При Императрице был создан Государственный банк и ссудная касса, кроме этого при ней были введены в оборот бумажные деньги – ассигнации.
    Появились народные училища, открылся воспитательный дом, оказывалась помощь вдовам посредством создания «вдовьей казны», открывались больницы для простонародья, начали прививать от оспы.
    Существенно расширились границы России, присоединив к себе Крым, Причерноморье и восточную часть Речи Посполитой.
    Екатерина II обладала потрясающей способностью доводить все начатые дела до конца, что её характеризует как великого исторического деятеля, несмотря на её ошибки и некоторые оплошности.
    3. Вопрос: почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?
    Ответ: Екатерина хотела, чтоб столица была чистой, удобной, и гостеприимной; она понимала, что иностранные деловые люди по блеску ее двора и обустроенности столицы, удобстве порта на Неве, будут судить о самой стране, такой большой о неизведанной. Двор Екатерины был одним из самых блистательных в Европе.
    4. Чем прославились А.В. Суворов и Ф.Ф.Ушаков
    Ответ: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков были полководцами в Русско-Турецкой войне. Суворов командовал пехотными отрядами, а Ушаков морским флотом. Оба одержали грандиозные победы ставшие вершиной искусства. А.В. Суворов одержал победу при Измаиле, а Ушаков выиграл морские сражения у Калиакрии, Тендре и в Керченском проливе .
    5.Вопрос: Что ты знаешь о жизни дворян и крепостных крестьян?
    Ответ: императрица укрепила самодержавие и усилила бюрократический аппарат. Несмотря на то, что она являлась приверженцем идей Дидро и Вольтера, в жизни она претворяла совершенно другие принципы. При ней не прекращалось, а только усиливалось ухудшение положения крепостных крестьян, к тому же росло в стране сословное неравенство. Именно при Екатерине произошли бунты под предводительством Емельяна Пугачева.
    Дворянство жило по принципу «фавора» — кого любила и привечала Екатерина, те получали поместья, промышленные предприятия в управления, крестьян, денежные вознаграждения. Те, кто был в «опале» имели причины для недовольства
    Задания для домашней работы
    Задание 1. Расскажи о Петербурге времен Екатерины Великой от имени его жителя:
    а) иностранцу, б) гостю из другого русского города.

    Ответ:
    А) Рассказ о Петербурге иностранцу.
    «…Императрица наша Екатерина очень заботится о нашем городе. Она ведь здесь живет, а в Москву и Царское Село ездит редко.
    Вот в 1762 году издала Указ, чтобы дома строить только каменные, и непременно высотою более одного этажа, двух или трехэтажные.
    Чтобы река Нева не ползла берегами и не засоряла русло, приняла Екатерина решение одеть набережную в гранит по всей городской черте, да Глухой проток выпрямить и в гранит одеть красиво, чтоб вредных испарений не было и дышалось хорошо.
    На набережной вдоль домов много лавок всяких открывается, какого хочешь товару купить можно, и деньгами платить можно бумажными, называются они Ассигнации, если чего не хватает, то в банк можно обратиться, тебе иноземцу благородных кровей, под какую – нибудь дорогую вещицу с каменьями в долг ссудят.
    А если привез что для продажи, так есть ярмарки, гостиные дворы, где продать помогут и деньгу выручить.
    В Петербурге есть где развлечься, в Российском и Эрмитажном театрах музыку играют европейскую иноземные музыканты и актерствуют немцы, итальянцы, французы.
    Остановиться на ночлег можно в подоходных домах, в них за сходную цену можно снять комнату…».
    Б) Рассказ жителю другого города о Петербурге
    «…Матушка наша – то Екатерина повелела домов более деревянных не строить, все каменные. И вам тверичам тоже надо бы от дерева уходить, а то пожаров много, горите чуть не каждый год. И Неву повелела в камень одеть, вам бы тоже Волгу не мешало берегами укреплять, чтоб не съезжали в реку по половодью. Вот пойдем, канал тебе покажу, Глухой протокой зовется, смотри вот уж в камень одевают, чтоб не испарял зловоние и вода текла в нем быстрее. Если приехал по какому делу, то на ночлег можно остановиться или у знакомых или в подоходных домах, Постоялых дворов теперь не приемлют, если только по окраинам, а в центре только дома под найм квартир и комнат.
    В 1764 году открылся у нас институт для девиц — Смольным зовется, чтоб проходить науку, знать этикеты разные и готовиться вести хозяйство, туда принимают благородных, но немного учатся и мещанские. Гостиных дворов и ярмарок тоже много стало, что хошь можно продать и купить. Деньги теперь есть бумажные, не надо тяжелые кошели таскать, того и гляди умыкнут. Вдовам Екатерина казну вдовью открыла, чтобы вспомоществование оказывать, и дома воспитательные для сирот. Дома присутственные, театры красивые строит, мазанки все убирает, сады разводит, дороги мостит. Много трудится императрица наша для красоты города, говорит, чтоб самым лучшим был в мире…»
    Задание 3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ-биографию А.В. Суворова или Ф.Ф. Ушакова.
    Ответ: рассказ-биография Ф.Ф.Ушакова.
    Будущий адмирал родился в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии 13(24) февраля 1745 года.
    Семейство Ушаковых, состоявшее из родителей адмирала — Фёдора Игнатьевича и Параскевы Никитичны и 4-х сыновей — Гаврилы, Степана, Ивана и Фёдора, относилось к приходу храма Богоявления-на-Острову, находившегося в 3—х верстах от Бурнаково, на левом берегу Волги. В этом храме Фёдора Фёдоровича крестили, здесь же, при храме, находилась школа для дворянских детей, где он получил начальное образование.
    15(26) февраля 1761 года Ф. Ф. Ушаков поступил в Морской Шляхетский Кадетский корпус. 12(23) февраля 1763 года он был произведён в гардемарины, спустя год (10 апреля 1764 года) назначен капралом. 1(12) мая 1766 года был произведён в мичманы. В списке 59 воспитанников, выпущенных с ним в офицеры, он значится четвёртым, что свидетельствовало о хорошей учёбе. В том же году на пинке “Наргин” ушёл из Кронштадта в плавание вокруг Скандинавии до Архангельска, откуда возвратился в 1767 году.
    В 1768 году на корабле “Три Иерарха” под командой капитана 1-го ранга С. К. Грейга Ф.Ф. Ушаков находился в практическом плавании по Финскому заливу от Кронштадта до о. Гогланд. 23 декабря (3 января) того же года он был откомандирован на Дон под команду контр-адмирала А.Н. Сенявина для службы в Азовской флотилии, где Ф.Ф. Ушаков ходил на различных малых судах по Дону и в его устье. 30 июля 1769 года был произведён в лейтенанты. В 1771 г., командуя транспортными судами, доставлял лес по Дону в Таганрогский порт для постройки фрегата “Первый”. В 1772 году руководил спасением материалов с затонувших на Дону транспортов. Позже в этом же году вступил в командование палубным ботом “Курьер”, на котором плавал по Азовскому морю. В сентябре 1773 г. Ф.Ф. Ушаков был назначен командиром “новоизобретённого” корабля “Морея”, а позже — командиром аналогичного корабля “Модон”, командуя которым, в 1774 году крейсировал в составе эскадры в Чёрном море у берегов Крыма.
    В 1775 г. был переведён из Азовской флотилии в Санкт—Петербургскую корабельную команду. 20 августа того же года был произведён в капитан-лейтенанты.
    В 1776 году Ф.Ф. Ушаков, назначенный на фрегат “Северный Орёл”, участвовал в Архипелагской экспедиции в Средиземное море по проводке через проливы в Чёрное море трёх фрегатов под торговыми флагами.
    12 сентября назначен командиром фрегата “Св. Павел”. С января по октябрь 1777 года Ушаков находился в Константинополе в ожидании разрешения от турецких властей на пропуск фрегата в Чёрное море. В октябре, ввиду отказа на пропуск, возвратился в Ливорно. На протяжении 1778 года осуществлял плавание на фрегате “Св. Павел” по Средиземному морю. В мае 1779 года возвратился из Средиземного моря в Кронштадт. По возвращении, 24 мая Ф.Ф. Ушаков был назначен командиром корабля “Георгий Победоносец”.
    В августе 1780 года указом Адмиралтейств-коллегии Ф.Ф. Ушаков был назначен командиром яхты императрицы. В этой должности, бывшей ему в тягость, он пробыл менее полутора месяцев. Ф.Ф. Ушаков “чувствовал себя на этом нарядном судне…совершенно оторванным от флота. И хотя исполнял все обязанности с великим усердием, ощущал себя не у дел. Не могли не видеть такого несоответствия и другие.”
    1 января 1782 года Ф.Ф. Ушаков был произведён в капитаны 2-го ранга. В июле был назначен командиром нового фрегата “Проворный”, в августе и сентябре в Балтийском море проводил его ходовые испытания.
    В июне 1783 года был переведён на Черноморский флот с назначением командиром строившегося в Херсоне корабля № 4.
    Весной 1787 года Екатерина II предприняла путешествие для обозрения Новороссии и Крыма. 11 (22) мая ею был произведён смотр молодого Черноморского флота, состоявшего из 3-х линейных и 3-х бомбардирских кораблей, 12 фрегатов и трёх десятков других судов. После смотра последовали высочайшие пожалования: Ф.Ф. Ушаков 16 (27)мая 1787 года был произведён в капитаны бригадирского ранга. Командиром корабля “Св. Павел” и командующим авангардом Черноморского флота он встретил войну с Турцией 1787—1791 гг. В русско-турецкой войне Ф.Ф.Ушаков выиграл все сражения.
    В 1792 году Ф.Ф. Ушаков, продолжая командовать Черноморским флотом, руководил строительством Севастопольского порта, начальником которого он являлся с 1789 года. Под его руководством происходило интенсивное строительство: строились казармы, госпитали, дороги, рынки, устраивались колодцы; была перестроена и значительно увеличена соборная церковь Святого Николая. Были учреждены перевозы через бухты на гребных судах, загородные гулянья и др. 2 сентября 1793 он был произведён в вице-адмиралы. В 1799 году произведён в адмиралы.
    С 1802 года командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретённой им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.
    В последние годы жизни в имении Ф.Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.
    За свое служение Ф.Ф.Ушаков был награжден:
    орденом Св. Владимира 3-й степени, орденом Св. Георгия 4-й степени, орденом Св. Владимира 2-й степени, орденом Св. Георгия 2-й степени, орденом Святого Александра Невского.
    На следующем уроке
    С.111
    Вопрос: вспомни, почему мы гордимся К.Мининым и Д.Пожарским.

    Ответ: мы гордимся К.Мининым и Д.Пожарским потому, что они подняли народ на борьбу с польскими завоевателями и освободили Москву от польского нашествия, окончив тем самым «смутное время», и приведшее к воцарению Михаила Федоровича Романова.

  2. petsikola Ответить

    Екатерина II, до брака принцесса София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина. Мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома. Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская. В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических интригах.
    В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.
    В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви.
    В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
    В 1754 году у Екатерины II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет воспитать его разумно и достойно.
    В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III. Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием. В общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант – завоевывать общие симпатии. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 от лица Екатерины II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерине II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22 сентября 1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам. В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться. В последние годы царствования Екатерина думала передать престол не сыну Павлу Петровичу, а любимому внуку Александру Павловичу. В Петербурге прошел даже слух, что готовится соответствующий манифест. 5 ноября 1796 г. императрицу постиг апоплексический удар и вскоре она умерла, не приходя в сознание. Историки сходятся на мнении, что завещание Екатерины в пользу Александра действительно существовало, но во время агонии императрицы оно было Павлом уничтожено. В 12 часов ночи на 6 ноября 1796 г. высшее духовенство и двор принесли присягу на верность новому самодержцу – Павлу.

  3. Ангел в цепях Ответить

    Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая, которая по происхождению была немецкой принцессой. Так же как и Петра её называли Великой.
    3 В 14 лет Екатерина II прибыла в Россию. В то время здесь царствовала императрица Елизавета Петровна. Она обратила внимание на острый живой ум и красоту принцессы.
    4 Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечатель- ных писателей и полу- чила массу разнообраз- ных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.
    5 Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Она вела переписку и встречалась с умнейшими людьми своего времени.
    6 После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей

  4. Nikolkree Ответить

    Годы жизни:1729-1796.
    Годы царствования:1762-1796.
    Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
    Переворот 1762 г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную.
    Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; её предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649г.,и не могли сладить с этим делом. император правление секуляризация эпоха
    эпоха переворот императрица реформа
    Личные качества характера
    Екатерина была, без сомнения, выше Петра и никогда бы не сделала известной его капитуляции при Пруте. Екатерина совокупила в себе добрые качества Анны и Елизаветы с теми достоинствами, которые сделали её создательницею, чем самодержицею своей Империи. Она никогда не пускалась на удачу, как Пётр Великий, и ни в победах, ни в мире не имела ни одной неудачи. (А.М. Грибоевский «Записки о императрице Екатерине Великой»).
    Екатерина была сторонницею самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга.
    Она была выдержанная, хорошо умеющая владеть собой, подавлять вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела быть жестокой. Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в её переписке много язвительности и насмешливости.

  5. kopna Ответить




    Екатерина Великая
    Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая (правила с 1762 по 1796 год). Так же как и Петра, её называли Великой.
    Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная, императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников. Её время знаменито славными военачальниками и выдающимися государственными деятелями.

    Страна нуждалась в образованных людях. В городах по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом — приют для сирот и детей бедняков — был открыт в Москве.
    Работа с исторической картой
    Найдите на карте (см. предыдущие уроки) территорию и границу России в конце XVIII века.
    Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века?
    Выберите для работы в группе одну из тем: «Путешествие в Петербург», «Дворяне и крепостные крестьяне», «Знаменитые военачальники». Познакомьтесь с ними по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

    Путешествие в Петербург

    Самым многолюдным городом России был Санкт-Петербург, который с каждым годом становился всё красивее. По велению императрицы на одной из главных площадей столицы — Сенатской — вознёсся Медный всадник — памятник Петру Великому. Он стал одним из символов города. В каменные набережные оделась Нева. Строились мосты через реки и каналы.

    В середине XVIII века в Петербурге на набережной Невы был возведён Зимний дворец. В дни больших балов вся площадь перед дворцом была запружена каретами. Толпы народа собирались поглядеть на платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями.
    И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи: Петергоф, Царское Село, Стрельна, Ораниенбаум и другие.

    Дворяне и крепостные крестьяне

    Поддержкой и опорой российских государей всегда были дворяне1. И Екатерина Вторая управляла государством прежде всего при помощи приближённых дворян. Дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян2.
    Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.
    Крестьяне бежали на новые необжитые места — на Дон, в Сибирь. Казак Емельян Пугачёв поднял крестьян на восстание (найдите на карте район восстания). Но силы были неравными. Войска разгромили восставших.

    Знаменитые военачальники

    В царствование Петра Россия получила выход к Балтийскому морю. При Екатерине она утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.
    В это время России пришлось вести войны с Турцией. Блестящие победы одержали полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков. Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте. Книга А. В. Суворова «Наука побеждать» стала солдатской памяткой на долгие годы.
    В 1790 году Ф. Ф. Ушаков стал командующим Черноморским флотом. В нескольких сражениях русский флот разгромил турецкий.

    В том же году Суворов одержал одну из своих знаменитых побед. Была взята крепость Из-майл. Эта турецкая крепость на Дунае считалась неприступной твердыней.
    Комендант крепости Мехмет-паша поклялся умереть, но крепость не сдавать. Суворов действовал, как всегда, решительно. Приготовления к штурму длились всего шесть дней.
    Недалеко от крепости построили крепостной вал и ров, подобные укреплениям Измаила. Началась подготовка — солдаты учились преодолевать заграждения. Всё это время Суворов был среди солдат.
    Когда всё было готово к штурму, Суворов послал коменданту крепости письмо с предложением сдаться. Последовал отказ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечёт в другую сторону, чем сдастся Измаил».
    В один из декабрьских дней на рассвете заговорили русские орудия. Обстрел Измаила продолжался весь день и всю ночь.
    Вдруг ночную мглу озарил залп ракеты. Это был сигнал к штурму. Войска пошли на приступ. Когда рассвело, крепостной вал был в руках русских. Яростные схватки начались на улицах города. Лишь к 4 часам дня бой затих.

    В Петербург императрице Суворов сообщил об одержанной победе: «Гордый Измаил у ног Вашего Величества».
    Обсудим!
    Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?
    Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? Выскажите своё мнение о ней.
    Проверь себя
    Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
    Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй?
    Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?
    Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? 5. Что ты знаешь о жизни дворян и крепостных крестьян?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *