Какие мысли и образы объединяют стихи пророк и я памятник себе воздвиг?

11 ответов на вопрос “Какие мысли и образы объединяют стихи пророк и я памятник себе воздвиг?”

  1. хохол Ответить

    В стихотворении “Пророк” (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. “Шестикрылый серафим” наделяет человека “вещими зеницами”, необыкновенным слухом, жалом “мудрыя змеи”, вместо сердца “вдвигает” ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:
    И бога глас ко мне воззвал:
    “Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    В стихотворении «Пророк» Пушкин разумеет поэта, наделенного только одним пророческим даром — жаждой к утверждению изначальных истин о мире, не затем, однако, чтобы понуждать всех других следовать за ним. Всякая претензия на это, от кого бы ни исходила она, связывает и его самого по рукам и ногам. Пушкинский поэт овладевает истинами, идя к ним “дорогою свободной”, ничем не связывая свой «свободный ум» . Пушкинский «Пророк» претендует не на святость — на творчество
    Таким образом, Пушкин в “Пророке” видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”.
    Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), написанное за полгода до смерти. Оно восходит к оде римского поэта Горация “К Мельпомене”, стихотворениям Ломоносова, Державина.
    Пушкин выделил существенное качество своего творчества – служение народу, а также то, “что чувства добрые пробуждал” своим поэтическим творчеством:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал. Обращаясь к Музе, он призывает:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.
    Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем “не клонить гордой головы”, а достойно выполнять свое предназначение.
    Пушкин утверждает не только нужность своего творчества для всех народов, населяющих Россию, но и свое мировое значение.
    «Памятник» — это и своеобразный ответ царю на его «ласку» . Абсолютно на всех стихах поэта печать гения: «чувства добрые я лирой пробуждал» , «милость к падшим призывал» .
    «Памятник» — это и торжество всенародного любимца над «ложной мудростью» именитых, но обреченных на забвение современников.

  2. YoungFlexMG Ответить

    Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.
    Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

    Композиция

    Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.
    Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

    Жанр

    Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

  3. НИЗГИ Ответить

    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина» («Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»).
    Цель урока:
    – определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
    – способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
    – воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
    Ход урока.
    1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность. Создание положительной эмоциональной направленности.
    – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение творчества А.С. Пушкина.
    2. Подготовка к « открытию новых знаний». Формулировка темы и задач.
    – Итак, сегодня мы изучаем тему, возможно, без которой невозможен был бы разговор о лирике не только Пушкина, но и многих других его последователей: Лермонтова, Тютчева, Фета, поэтов Серебряного века.
    Читаем выразительно эпиграфы к уроку. Подумаем, какова будет тема урока?
    1. Поэт не человек, он только дух-
    Будь слеп он, как Гомер,
    Иль, как Бетховен, глух,-
    Всё видит, слышит, всем владеет.
    А. Ахматова
    2. Иди один и исцели слепых,
    Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равного душе толпы.
    А. Ахматова
    3.Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
    Сердись, кричи, брани,- а я-таки поэт.
    А. С. Пушкин
    « Тема поэта и поэзии»- предмет нашего разговора на нашем занятии.
    Тема поэта и поэзии традиционная. Вспомним, кто из предшественников А. С. Пушкина обращался к этой теме.
    Перед вами портреты данных поэтов. Чтобы соотнести портрет с именем и датой по временной хронологии, я вам немного помогу. Здесь изображены Гораций, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин.
    Тема поэта и поэзии проходит также и через всё творчество А. С. Пушкина. « К другу стихотворцу» – его первое опубликованное произведение этой темы. Оно было напечатано в журнале « Вестник Европы» в 1814 году. А одно из последних – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – было написано поэтом в 1836 году.
    Анализ стихотворений.
    – Итак, давайте обратимся к самим стихотворениям.
    Слово учителя: Мыслью о высоком назначении поэзии пронизано стихотворение Пушкина «Пророк». Навеяно оно событиями 14 декабря и скорбью поэта о гибели его собратьев, друзей, товарищей. Произведение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем.
    Сюжет стихотворения связан с библейской легендой.
    – А в чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее? Давайте попробуем в этом разобраться.
    – В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем я начну читать текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления. (Все слова записаны на доске!!!!!!!)
    «Пророк» – в религиозно-мистическом представлении – провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.
    «Серафим» – в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.
    «Ангел» – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.
    «Зеницы» – глаза.
    «Персты» – пальцы.
    «Десница» – правая рука;
    «Виждь» – смотри.
    «Внемли» – слушай, вникай.
    «Глаголом» – словом.
    Чтение стихотворения «Пророк» учителем (1826 г.). Психологическая пауза.
    – Каким изображен лир.герой в начале стихотворения?
    (В начале стих-ия мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» – не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает).
    – С кем сравнивается поэт?
    (С пророком. И поэт и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей).
    – Какой путь проходит поэт прежде чем стать пророком?
    (Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.)
    – Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?
    (Серафим преобразует всю природу человека : у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем»)
    Т.е. пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди.
    – Но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?
    (Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей)
    – Зачем лир.героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?
    (Чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний)
    Т.е. пророческий дар требует твердости и безжалостности.
    – Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?
    ( 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))
    – Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?
    (особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чув-ва в сердцах людей).
    – Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?
    (Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)
    Давайте обратим внимание на синтаксическую особенность стихотворения.
    – Каким союзом часто начинается стихотворная строка в стихотворении? (Союзом и)
    – Сколько стихотворных строк начинается союзом? (13)
    Это почти половина стихотворения.
    – Как называется этот приём?
    Для чего Пушкин использует его? Какие чувства он хочет передать нам? (Приём анафоры хорошо передаёт взволнованность, эмоциональную напряжённость речи пророка).
    Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.
    Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» – поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».
    Гимном поэзии является стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный…», которое было написано 21 августа 1836 года, т.е. незадолго до смерти Пушкина. В нём он подводит итог своей поэтической деятельности. Давайте обратимся к тексту. (Чтение стихотворения)
    -Во имя чего, с чем связывает поэт бессмертие творчества?
    (С бессмертием народа, памятью).
    -Что значит «памятник нерукотворный»?
    (Созданный не руками, а мыслью).
    -Чем Пушкин запомнится народу?
    («Чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал»).
    Какие языковые средства чаще встречаются?
    (Эпитеты: нерукотворный, непокорная, заветная, жестокий).
    Какие ещё изобразительно-выразительные средства помогают предать высокий пафос стихотворения? (см. методичку)
    -С чем сравнивает Пушкин памятник?
    (Александрийским столпом). Это гладкая гранитная колонна, воздвигнутая в честь Александра 1 на Дворцовой площади в Петербурге.
    -Что нас еще больше убеждает в том, что душа поэта вечно останется живой?
    (Глаголы: «переживет» и «убежит»).
    -Как характеризует Пушкин народы России?
    (Славянин – гордый, тунгус – ныне дикой, калмык – друг степей).
    -Чем поддерживается приподнятость настроения?
    (Славянизмы: глава, столп, пиит; усеченные слова: доколь, всяк; выражения: «народная тропа», «заветная лира»).
    Подведение итогов
    – Подводя итог всему сказанному, давайте сделаем вывод, в чём же видит Пушкин предназначение поэта? О чём говорят его стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились?
    5. Домашнее задание
    Найти стихотворения других авторов на эту тему и сделать анализ. Сочинить своё стихотворение по желанию

  4. Ишак6 Ответить

    18. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по?разному формулировали свои права на бессмертие: Гораций хорошо писал стихи и за это достоин бессмертия; Державин достоин бессмертия за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
    В нем Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В «Памятнике» с большой поэтической силой и с ясным осознанием своего права на бессмертие выражены надежды на всенародное признание и всенародную память:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит…
    В четвертой строфе Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества: он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что лирой он пробуждал «чувства добрые». Вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Не случайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е. вероятнее всего о тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.
    Концовка стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только «веленью божью», т. е. внутренней совести, голосу правды и следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов. Здесь, как и в большинстве стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, звучит тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни». Подобные же мотивы были и в стихотворении «Поэту»(1830 г.):
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Разумеется, говоря о «невеждах» и «глупцах», Пушкин не был высокомерен, не отделял себя от других людей. Он лишь подчеркивает независимость своих суждений и мнений, свое право поэта идти туда, «куда влечет…свободный ум», подниматься все к новым и новым высотам творчества.
    И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения и нашло свое великолепное и полное воплощение в торжественно?величавых заключительных строках «Памятника»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    19. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Отцы?пустынники и жены непорочны…»
    Стихотворение «Отцы?пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу …» – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса. Необычно и ритмическое построение стихов: четырехстопный ямб, характерный для Пушкина, заменяется шестистопным, что делает строку более длинной и напевной.
    Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы?пустынники и жены непорочны …», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками (будь то шестикрылый Серафим или простой священник) налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот. «Зреть» свои прегрешенья, а не «жечь глаголом сердца людей» – вот основная мысль стихотворения «Отцы?пустынники и жены непорочны …» Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие?концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния. Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.
    Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках. Стихотворение?молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – «возлетать» и «зреть» – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно?славянской письменности.
    Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы?пустынники и жены непорочны …» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

  5. Lantrius Ответить

    Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина сводится к осознанию им роли поэта (т.е. себя самого) и задач создаваемой им поэзии – кто есть поэт, чего он должен этому миру? Это главнейшая тема во всем творчестве Пушкина.

    Тема поэта в ранние годы Пушкина

    В ранние годы (в 1820-е) Пушкин считал обязанностью поэта роль пророка, изречение непреложных истин. Позднее он становится оратором, задача которого – сообщить своим современникам о том, как им следует жить и каких принципов придерживаться.
    Из стихотворения Пророк (1826 год) видно, что Пушкин считает поэта посланником бога на земле (…Исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей). Согласно этому стихотворению, у поэта есть долг – перед обществом и перед богом. Жанр этого стихотворения – духовная ода, т.е. ода самому богу.
    Причем ранние пророчества Пушкина – это пророчества политические. Он учит царей править мудро и грамотно, объясняет им (например, в оде Вольность), что может последовать в случае невыполнения законов.

    Переосмысление взглядов на поэзию

    К концу 1820-х годов взгляды Пушкина переосмысляются. В 1828 году он создает стихотворение Поэт и толпа, являющееся полемикой с самим собой, с Пророком. Здесь видно, что Пушкин понимает – от публичных выступлений поэта толку будет мало, народ все равно не поймет смысла его творчества, или поймет его превратно (И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет?). Пушкин гонит такую толпу прочь и формулирует Кодекс чистого искусства, согласно которому поэзия – это только источник наслаждения, а не польза обществу. По этому поводу он пишет стихотворение Поэту (Поэт, не дорожи любовию народной…), где объясняет, что поэт должен зависеть лишь от себя самого.
    Воплощением принципов, изложенных там, является стихотворение Из Пиндемонти. Долгое время считали, что это перевод некоего итальянского поэта, но на самом деле – это самостоятельное произведение Пушкина, посвященное свободе поэта от народа и политики (Иная, лучшая, потребна мне свобода). Здесь мы можем наблюдать связь с темой свободы в творчестве Пушкина: поэт должен быть независимым в своем творчестве, его не должен волновать ни царь, ни общество, ни какие-то выдуманные требования. Однако в стихотворении Поэт он также замечает, что поэту позволительно считать себя Поэтом лишь в минуты творчества (Пока не требует поэта к священной жертве Апполон…). Когда он пишет, он велик. Во все остальное время – такая же чернь, как и все остальные.

    Коммерческая поэзия и Пушкин

    Не стоит забывать и о том, что Пушкин стоял у истоков коммерческой журналистики и литературы в России. Он первым пришел к выводу, что не продается вдохновенье, но можно рукопись продать (в стихотворении Разговор книгопродавца с поэтом, 1824 год), т.е. к тому, что литературой как ремеслом можно зарабатывать на жизнь, и это не стыдно. Раньше писателям подобное в голову не приходило, литературу понимали лишь как увлечение. Сам же Пушкин практически не печатался бесплатно.

    Пушкин о поэте и поэзии: итог

    В итоге, Пушкин приходит к мнению, что главная его заслуга в творчестве – это именно воспевание свободы, как творческой, так и политической. Он пишет сам себя стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный, по аналогии с Памятником Горация. Он считает, что может гордиться тем, что его творчество было свободным, несмотря на непростую ситуацию в стране. И именно за это его и должны запомнить и современники, и потомки. Пушкин живет с мыслью, что он – литературный гений России, но в то же время он верит, что истинная его слава начнется лишь после его физической смерти.
    Это стихотворение – своего рода лебединая песнь Пушкина, в которой он сам подводит итоги своего творчества.
    Ознакомиться с биографией Пушкина можно тут

    Нужна помощь в учебе?


  6. Не перибевай меня Ответить

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.

    Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

    Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).
    Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.
    Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.
    Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).
    Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.
    Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *