Почему поэт уверен что воздвиг памятник к которому не зарастет тропа?

8 ответов на вопрос “Почему поэт уверен что воздвиг памятник к которому не зарастет тропа?”

  1. Victorre Ответить

    Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: “Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство”. И история показала, что он был абсолютно прав.
    А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.
    Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом — о смысле жизни и предназначении поэта — говорит он в стихотворениях “Поэт”, “Пророк” и многих других.
    Обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух “вкушает хладный сон”. Но наступает момент, когда “душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел”, откроются “вещие зеницы” и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать “неба содроганье”, “гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье”. Творчество — это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:
    …Ты сам свой высший суд,
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Ты им доволен ли, взыскательный художник?
    Доволен? Так пускай толпа его бранит…
    Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета — временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.
    Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе — политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. “Поэт — эхо мира”, — писал М. Горький.
    Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении “Деревня”, оде “Вольность” отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях “Я вас любил…” или “Я помню чудное мгновенье…” заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.
    Пушкин был “поэтом действительности”, в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал “нежный ум” поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: “Что же было предметом его поэзии?” И ответ был очевиден и поразителен: “Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов”.
    В своем стихотворении “Я памятник себе…” поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С…Пушкин воздвиг себе “нерукотворный памятник”, к которому уже многие годы не зарастает “народная тропа” и не зарастет, наверное, никогда.

  2. РќРѕСЂР±РёС‚ Ответить




    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
    Каждый поэт всегда задумывается о своем «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. Он хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что память о нем сохранится.
    * * *
    Exeqi monumentum1
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.
    Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли последний удар, он написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
    Ода Пушкина связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).
    Уже в первых строках стихотворения памятнику, по-
    строенному рукотворно, противостоит «памятник нерукотворный», созданный духом. Слово «нерукотворный»
    употребляется в религиозных текстах. Если «Александрийский столп» означает рукотворный памятник земной
    власти, которая сама себя обожествила, то пушкинский
    «памятник нерукотворный» — это поэзия. Она создана
    поэтом, подчиненным только «веленью Божию». Слово
    «нерукотворный» сразу вводит понятия, освещенные религией: «душа в заветной лире», «прах», «тленье». Рядом с ними оживает римская античная поэтическая традиция с ее темой посмертной славы, поэтического бессмертия («славен», «подлунный мир», «пиит»).
    В этом религиозно-светском смысле следует понимать
    и строфу «И долго буду тем любезен я народу…».
    Поэт выполняет миссию поэта-христианина, потому что
    он призывает «милость к падшим», т. е. просит помиловать, даровать прощение оступившимся, совершившим
    ошибку. Все другие выражения: «любезен я народу»,
    «чувства добрые», «восславил я свободу» — тоже несут в
    себе расширенное, светское и христианское содержание.
    Стих «К нему не зарастет народная тропа…» обычно
    понимали так, будто народ потянется толпами к памятнику. Но памятник-то «нерукотворный»! Стало быть,
    нет и обычной тропы к нему, а есть тропа особенная,
    духовная. Пушкин метафорически, образно сказал о
    том, что вечная память народа состоит в усвоении сотворенного поэтического слова, в котором живет «душа в
    заветной лире». Следовательно, и «чувства добрые», про-
    буждаемые лирой, и восславленная в стихах «свобода»
    тоже непосредственно связаны как с социальной, так и
    с христианской этикой.
    Слово «свобода» вообще обладает в стихотворении
    особым смыслом. В первой строфе Пушкин назвал памятник не только «нерукотворным», но и «непокорным»
    («Вознесся выше он главою непокорной…»), а в последней он обратился к своей музе: «будь послушна». Нет ли
    здесь противоречия? Оказывается, нет. Если вспомнить,
    что именно монархическая земная власть пыталась вопреки учению Христа обожествить себя, то придем к выводу, что она-то и есть лжерелигия, попирающая подлинную свободу. В этом смысле быть послушной «веленью Божию» означает для музы быть непокорной и
    свободной. Отсюда ясно, что те же черты переданы и нерукотворному памятнику поэзии и поэту. Но, исполняя
    «веленье Божие», поэт свободен от служения земной
    «пользе». Так власть лишается ореола святости, а поэзия обретает достоинство причастности к Божественному священнодействию.

    Вопросы и задания

    Почему поэт уверен, что воздвиг памятник , к которому «не
    зарастет народная тропа»?
    Сопоставьте произведение Горация на эту же тему (см. его
    во второй части учебника) со стихотворением Пушкина . В чем их сходство и в чем различие?
    Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный . . . », подчеркнув
    свойства поэзии, которые несут поэту бессмертие.
    Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте,
    выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук
    славян, жестокий век, милость к падшим призывал,
    веленью Божию.
    Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались
    в книгах о нем, в учебниках , наиболее полно и верно характеризует личность поэта?
    Подготовьте доклад, эссе, очерк, высказывание (на выбор)
    о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин »,
    «Судьба поэта», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в
    Болдине» и др. Разумеется, для этого надо ознакомиться с
    книгами о Пушкине писателей и литературоведов.
    Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвященных поэту или поэзии. В чем их пафос? Какие авторы писали на тему «Памятник»? Откуда у поэта
    уверенность, что он долго будет «любезен народу»? К чему
    призывает он свою музу? Сравните стихотворение Пушкина и «Памятник» Державина. В чем Вы видите сходство и
    различие осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.
    Что хочет сказать поэт стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.
    В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьезных), посвященных творчеству и стилю других
    писателей. Назовите некоторые из этих строчек. Как вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского » , «К портрету Вяземского»? Что подчеркивает поэт в «портретах»?
    Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю
    (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожженное письмо»,
    «Признание», «Ты и вы», «Мадона», «На холмах Грузии
    лежит ночная мгла . . .» )?
    Как вы понимаете строки?
    Этот взгляд
    Всё может выразить так чудно!
    Ах , обмануть меня не трудно!..
    Я сам обманываться рад!
    . . . И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берет
    в плен лирика поэта»? К а к вы понимаете фразу: «Жизнь
    в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл»
    прекрасного и человечного»?
    1 Я воздвиг памятник (лат.). Эпиграф взят из оды Квинта Горация Флакка (65—8 гг. до Рождества Христова) «К Мельпомене».

  3. kaljajnin Ответить

    Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.
    Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

    Композиция

    Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.
    Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

    Жанр

    Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *