Какие научные направления в экологии вам известны?

15 ответов на вопрос “Какие научные направления в экологии вам известны?”

  1. DONwerewolf Ответить

    Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — учение) — наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
    Этот термин предложил немецкий ученый Э. Геккель в 1866 г.
    В целом современная всеобщая, или большая, экология — это научное направление, рассматривающее некую значимую совокупность природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов. В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, многие из которых далеки от первоначального понимания экологии как биологической науки (биоэкологии) об отношениях живых организмов с окружающей средой, хотя в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии.

    Направления экологии

    В зависимости от размеров объектов изучения экологию делят на аутоэкологию (организм и его среда), популяционную экологию (популяция и ее среда), синэкологию (биохимическое сообщество, экосистема и их среда), географическую, или ландшафтную, экологию (крупные геосистемы, географические процессы с участием живого и их среда) и глобальную экологию (мегаэкология, учение о биосфере Земли).
    В зависимости от предмета изучения экологию подразделяют на экологию микроорганизмов, растений, животных, человека, сельскохозяйственную, промышленную (инженерную) и общую экологию.
    С учетом среды и компонентов выделяют экологию суши, пресных водоемов, морей, тундр, лесов, городов и т.д.
    В зависимости от методов изучения различают такие экологические направления, как биосферная, медицинская, математическая, химическая, экономическая, юридическая и др.
    Биосферная экология изучает глобальные изменения, которые происходят на Земле в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.
    Лесная экология изучает способы использования ресурсов лесов (древесина, промысловые животные, ягоды и др.) при их постоянном восстановлении, а также роль, которую играют леса в поддержании водного режима ландшафтов.
    Экология тундр изучает способы рационального природопользования в тундре и лесотундре — оленеводство и охоту. В последнее десятилетие важное направление в экологии тундр связано с изучением влияния на экосистемы добычи нефти и газа и разработкой способов уменьшения вредного воздействия промышленности.
    Экология морей изучает влияние хозяйственной деятельности человека на морские экосистемы, в частности загрязнение при добыче нефти и газа на шельфе, при сбрасывании в воду промышленных и бытовых стоков и твердых отходов, в том числе с морских судов. Эта наука разрабатывает методы восстановления и поддержки морских экосистем.
    Сельскохозяйственная экология изучает способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы и лугов, при сохранении окружающей среды и производства экологически чистых продуктов, т.е. не загрязненных опасными для здоровья человека веществами.
    Промышленная экология изучает влияние выбросов промышленных предприятий на окружающую среду и возможности снижения этого влияния за счет совершенствования технологий и очистных сооружений.
    Городская экология изучает возможности улучшения среды обитания человека в городе.
    Медицинская экология изучает болезни человека, обусловленные загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. Здоровье населения любой территории — лучший показатель состояния среды его обитания.
    Математическая экология моделирует экологические процессы — отклонения в природе, которые произойдут при изменении экологических условий.
    Химическая экология разрабатывает методы определения веществ-загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву и продукты питания, способы химической очистки газообразных, жидких и твердых отходов и новые технологии производства, при которых количество отходов уменьшается.
    Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования — оценки стоимости ресурсов (вода, древесина, нефть и т.д.) и размеров штрафов за загрязнения.
    Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Юристы-экологи выступают в качестве защитников Природы на судебных процессах, связанных с экологическими преступлениями или нарушениями законов рационапьного природопользования.

    Рис. Схема основных направлений экологии.
    Специалисты по наукам экологического комплекса, выделенным по признакам объектов и методов изучения, должны работать вместе. Так, в решении вопросов лесной экологии могут принимать участие специалисты-экологи — математики, экономисты и юристы, а при решении вопросов медицинской экологии к этим специалистам должен присоединиться эколог-химик, который может проследить судьбу химических веществ, выброшенных предприятиями в окружающую среду, и предложить способы уменьшения их вредного влияния на здоровье человека.
    В последние два десятилетия озабоченность людей состоянием окружающей их природной среды, прежде всего ученых, переросла в серьезное беспокойство. Это связано с ухудшением качества окружающей человека природной среды в результате индустриализации и урбанизации его образа жизни, истощения традиционных (относительно легкодоступных) энергетических и сырьевых ресурсов, постепенного возрастания демографической «нагрузки» на природу, нарушения естественных экологических балансов, «хозяйственного» уничтожения отдельных видов животных и растений, отрицательных генетических последствий загрязнения природы отходами производственной деятельности человека, включая опасность генетического перерождения самого человека.
    Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное расточительным использованием природных ресурсов (воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира) и загрязнением окружающей среды, которое угрожает существованию человека.
    Если люди не будут принимать меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, то существующий экологический кризис может перерасти в экологическую катастрофу.

  2. RomikTV Ответить

    Экология
    — наука об окружающей среде и происходящих
    в ней процессах.
    В составе
    общей экологии выделяют следующие
    основные разделы:
    – Аутэкологию,
    исследующую индивидуальные связи
    отдельного организма (виды) с окружающей
    его средой;
    – Популяционную
    экологию (демоэкологию), в задачу которой
    входит изучение структуры и динамики
    популяций отдельных видов. Популяционную
    экологию рассматривают и как специальный
    раздел аутэкологии;
    – Синэкологию
    (биоценологию)- изучающую взаимоотношений
    популяций, сообществ и экосистем со
    средой
    .Для всех
    этих направлений главным является
    изучение выживания живых существ в
    окружающей среде и задачи перед ними
    стоят преимущественно биологического
    свойства- изучить закономерности
    адаптации организмов и их сообществ к
    окружающей среде, саморегуляцию,
    устойчивость экосистем и биосферы и
    т.д.

    2.Какой вклад в биологию вложил к. Линней, ф. Реди, д. Эррел?

    Карл
    Линней-шведский ученый-естествоиспытатель,
    создал единую систему классификации
    животных и растений, ввёл таксонометрические
    категории.
    Реди в своем
    труде «Опыты о размножении насекомых»
    (1668) сумел экспериментально опровергнуть
    представление о том , что существуют
    живые организмы, самозарождающиеся в
    нечистотах. Другая его работа «Наблюдения
    над животными, живущими в живых же
    животных» (1684) также была связана с
    полемикой вокруг возможности
    самопроизвольного зарождения организмов.
    Он описал строение ленточных и круглых
    червей, а также органы размножения у
    самок и самцов аскарид .Тем не менее
    работы Реди имели существенное значение
    для опровержения ошибочной гипотезы
    самозарождения организмов, тем самым
    он наметил верное направление для
    будущих исследователей в этой области.
    Эррел-
    первооткрыватель бактериофагов, которых
    детально описал и предложил использовать
    для лечения инфекционных заболеваний.

    3.Какой вклад в общую биологию вложил л. Пастер, ч. Дарвин, г. Мендель?

    Пастер стал
    одним из основоположников микробиологии
    и иммунологии. Его работы в области
    строения кристаллов и явления поляризации
    легли в основу стереохимии, создал
    технологию пастеризации.
    Дарвин один
    из первых продемонстрировал, что все
    виды живых организмов эволюционируют
    во времени, доказал, что основной движущей
    силой является естественный отбор и
    изменчивость.
    Мендель

    4. Какой вклад в общую биологию вложил Ивановский, а.И. Опарин?

    Опарин
    впервые высказал предположение о составе
    первичной атмосферы Земли и о возможности
    образования органических соединений
    из неорганических под действием мощных
    электрических разрядов.
    Ивановский

    5. Назовите уровни организации живой материи, согласно иерархии.

    микромир
    – мир атомов и элементарных частиц –
    предельно малых непосредственно
    ненаблюдаемых объектов, размерность
    от 10-8 см до 10-16 см, а время жизни – от
    бесконечности до 10-24 с.
    макромир
    – мир устойчивых форм и соразмерных
    человеку величин: земных расстояний и
    скоростей, масс и объемов; размерность
    макрообъектов соотносима с масштабами
    человеческого опыта – пространственные
    величины от долей миллиметра до километров
    и временные измерения от долей секунды
    до лет.
    мегамир –
    мир космоса (планеты, звездные комплексы,
    галактики, метагалактики); мир огромных
    космических масштабов и скоростей,
    расстояние измеряется световыми годами,
    а время миллионами и миллиардами лет

  3. криворучка Ответить

    Например, изучение отдельного экземпляра дуба или вида дуб черешчатый (((иегсш гоЬиг) или рода дуб (((иегсш) будет аутэкологическим исследованием, а изучение сообщества дубового леса – синэкологическим.
    Современные исследователи выделяют более 100 направлений в экологии, которые можно объединить в 5 ветвей экологии:
    1. Глобальная экология – изучение возможных глобальных сдвигов в биосфере под воздействием различных факторов (космические воздействия, процессы в недрах Земли
    2. Биологическая экология – включает в себя: 1) аутэкологию (экологию естественных биологических систем – особей, видов); демэкологию (популяционную экологию); синэкологию (экология многовидовых сообществ, биоценозов), биогеоценологию (экологических систем);
    2) экологию систематических групп организмов – бактерий, грибов, растений, животных;
    3) эволюционную экологию.
    3. Экология человека или социальная экология – исследует взаимодействие человека с окружающей средой.
    4. Геоэкология – изучает взаимоотношения организмов и среды обитания, их географическую принадлежность. Включает в себя экологию сред (воздушной, наземной, почвенной, пресноводной, морской); экологию природно-климатических зон (тундры, тайги, степи, пустыни, гор, ландшафтов).
    5. Прикладная экология – комплекс дисциплин, изучающих взаимоотношения между человеческим обществом и природой. Выделяют следующие прикладные разделы экологии:
    – инженерная экология;
    – сельскохозяйсвтенная экология;
    – урбоэкология;
    – биоресурсная и промысловая экология;
    – медицинская экология.
    З.Подходы и методы экологии
    В современной экологии, науке об окружающей среде сталкиваются два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы: антропоцентрический и биоцентрический.
    1. Антропоцентрический или технологический подход – в центре экологических проблем стоит человек. Переэксплуатация природных ресурсов, загрязнение воды и воздуха рассматриваются лишь с точки зрения их отрицательного влияния на здоровье человека. Возникшие проблемы окружающей среды представляются только как следствие неправильного ведения хозяйства. Считается, что проблемы могут быть устранены путем технологической реорганизации и модернизации, что законы природы не могут и не должны мешать научно-техническому прогрессу.
    2. Биоцентрический или экоцентрический подход – человек лишь одна из форм жизни, и как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия. Нарушенные человеком регуляторные функции биосферы не могут быть восстановлены или изменены технологическим путем. Прогресс человечества ограничивается экологическим императивом.
    Методы:
    1. Экосистемный – изучение потока энергии и круговорота веществ между биотическим и абиотическим компонентами экосферы, функциональные связи (цепи питания) живых организмов между собой и с окружающей средой.
    2. Изучение сообществ (синэкология) – исследование растений, животных и микроорганизмов, обитающих в экосистемах. Основной упор делается на определении и описании видов и изучении факторов, ограничивающих их распространение. Синэкология подробно изучает сукцессии и климаксные сообщества, что важно для рационального использования природных ресурсов.
    3. Популяционный подход (аутэкология) – изучение моделей роста, развития видов, внутри и межвидовые взаимоотношения. Популяционная экология обеспечивает теоретическую базу для понимания вспышек численности вредителей и паразитов, открывает возможности борьбы с ними при помощи биологических методов; позволяет оценить критическую численность вида, необходимую для его выживания (важно при организации заповедников, ведении охотничьего хозяйства).
    4. Изучение местообитания – изучение экологической ниши видов с привлечением специалистов гидрологов, почвоведов, метеорологов, океанографов и др.
    5. Эволюционный и исторический – изучение изменения биосферы, отдельных экосистем, сообществ, популяций, местообитаний во времени, что важно для прогнозов будущих изменений. Эволюционная экология рассматривает изменения, связанные с развитием жизни на Земле, позволяет понять закономерности, действовавшие в экосфере до появления человека. Реконструкция прошлого на основании данных палеонтологии. Историческая экология занимается изменениями, связанными с развитием человеческой цивилизации и технологии, с их возрастающим влиянием на природу.

  4. Tojajind Ответить

    Экология (от греч. ойкос – дом и логос — учение) — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.
    Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все “условия существования” в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».
    Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.
    Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:
    популяция – группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
    экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
    биосфера – область распространения жизни на Земле.
    К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».
    Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.
    Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.
    Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом.
    Экология является не только интегрированной дисциплиной, где оказываются связанными физические и биологические явления, она образует своеобразный мост между естественными и общественными науками. Она не относится к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали — от простого к сложному, — она развивается по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов из различных дисциплин.
    Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой, поскольку это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная (обобщающая) наука, какой и является современная экология.
    Таким образом, из несамостоятельной дисциплины в рамках биологии экология превратилась в комплексную междисциплинарную науку – современную экологию — с ярко выраженной мировоззренческой составляющей. Современная экология вышла за пределы не только биологии, но и естествознания в целом. Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, но и с философией. Столь серьезные изменения позволяют заключить, что, несмотря на более чем столетнюю историю экологии, современная экология — наука динамичная.

    Цели и задачи современной экологии

    Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
    Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.
    Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:
    разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
    исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
    изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
    оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
    разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
    формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.
    Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.

    Структура современной экологии

    В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой. Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии, которая сегодня представляет собой совокупность различных научных направлений. Так, например, выделяют аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию, занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и живут на одной территории; синэкологию, комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах).
    Современная экология представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология, изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Теоретическая экология исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы.
    Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология базируется на системе законов правил и принципов теоретической экологии. Из прикладной экологии выделяются следующие научные направления.
    Экология биосферы, изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.
    Промышленная экология, изучающая влияние выбросов предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния путем совершенствования технологий и очистных сооружений.
    Сельскохозяйственная экология, изучающая способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды.
    Медицинская экология, изучающая болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды.
    Геоэкология, изучающая строение и механизмы функционирования биосферы, связь и взаимосвязь биосферных и геологических процессов, роль живого вещества в энергетике и эволюции биосферы, участие геологических факторов в возникновении и эволюции жизни на Земле.
    Математическая экология моделирует экологические процессы, т.е. изменения в природе, которые могут произойти при изменении экологических условий.
    Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
    Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.
    Инженерная экология – сравнительно новое направление экологической науки, изучает взаимодействия техники и природы, закономерности формирования региональных и локальных природно- технических систем и способы управления ими в целях защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности. Она обеспечивает соответствие техники и технологии промышленных объектов экологическим требованиям
    Социальная экология возникла совсем недавно. Лишь в 1986 г. во Львове состоялась первая конференция, посвященная проблемам этой науки. Наука о «доме», или месте обитании социума (человека, общества), изучает планету Земля, а также космос — как жизненную среду социума.
    Экология человека – часть социальной экологии, рассматривающая взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.
    Валеология – одно из новых самостоятельных ответвлений экологии человека – наука о качестве жизни и здоровье.
    Синтетическая эволюционная экология — новая научная дисциплина, включающая частные направления экологии — общую, био-, гео- и социальную.

    Краткий исторический путь развития экологии как науки

  5. ЗLIou_KlIOuN Ответить

    Сегодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?
    На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.
    Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

    Экология: что это такое и что она изучает

    Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».
    Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

    Виды экологии

    Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.
    Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.
    Различают такие виды экологии:
    экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
    промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
    экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
    сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
    эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
    валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
    геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
    экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
    социальная экология — наука о чистоте социальной области;
    экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.
    По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

    Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

    Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

    Термин и понятие экологии

    Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

    Кто ввел термин «экология»?

    Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

    Что означает экология

    Как уже можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.
    Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.
    Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.
    В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.

    Где и кому нужна экология

    Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.
    Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

    Экологические проблемы и их решение

    Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

    Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

    Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.
    В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.
    Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

  6. Anahelm Ответить

    Какие же направления выделяются в общей экологии?

    По размерам объектов изучения (экосистемные исследования) в общей экологии всеми исследователями выделяются:
    аутэкология (особи, организм и их среда), раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
    демэкология, или популяционная экология (популяция и ее среда), раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
    синэкология (биоценоз, экосистема и их среда), раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.
    географическая (крупные геосистемы, географические процессы с участием живых систем их среды),
    глобальная экология, или мегаэкология (биосфера)
    Указанные подразделения объективно отражают организацию проведения исследований на различных уровнях биологического спектра. Последние две отрасли слишком молодые и еще не имеют специальных названий или они не устоялись (мегаэкология, панэкология, биосферология).
    I. Юджин Одум и В.А. Радкевич выделяют в экологии 3 основных блока: биоэкология, экосистемы и земные сферы, человек и природа.
    Биоэкология — самое раннее направление, положения его являются фундаментальными для остальных направлений. Основу биоэкологии составляют экологии систематических, или таксономических, отделов органического мира:
    экология микроорганизмов
    экология грибов
    экология растений
    экология животных
    Последние три, в свою очередь, делятся на более мелкие.
    Экосистемы и земные сферы — самое обширное направление, в нем рассматриваются связи между живыми материями и неживыми (абиотическими) факторами, связи между организмами и сообществами в составе основных биомов (совокупности сообществ (экосистем) природных зон) суши и Мирового океана. В этот блок входят:
    лесная экология
    экология степей
    экология пустынь
    экология тундр
    экология почв
    экология атмосферы
    экология гидросферы
    экология литосферы
    космическая экология
    экология гор
    экология островов
    экология океанов и др.
    Человек и природа — сюда входят науки, изучающие взаимосвязь и взаимодействие человека со средой обитания, и прикладная экология человека с целью связать разработки по вышеуказанным двум разделам с практическими проблемами:
    инженерная экология
    химическая экология
    промысловая экология
    сельскохозяйственная экология
    экология города
    экология и медицина
    экология и культура
    экология и право
    экология и политика
    экологическое образование и др.
    II. К предыдущей классификации близка классификация Анатолия Сергеевича Степановских (2001), но она более детальная, состоит из следующих направлений, или разделов.
    По отношению к предметам изучения:
    экология микроорганизмов
    экология грибов
    экология растений
    экология животных
    экология человека
    По отношению к условиям среды обитания:
    экология почв, почвоведение
    экология атмосферы
    экология гидросферы
    экология литосферы
    космическая экология
    По отношению к типу растительного покрова:
    лесная экология
    экология степей
    экология пустынь,
    экология тундр и т.д.
    По отношению к ландшафтному (географическому) положению:
    экология гор,
    экология островов,
    экология океанов и т.д.
    По отношению к фактору времени:
    палеоэкология,
    археоэкология,
    историческая экология, и др.
    С каждым годом все более актуальными становятся проблемы взаимоотношений природы и Человека, что привело к формированию такого современного направления, как экология ноосферы, или социальная экология. Ее проблемы выходят за рамки экологии, как биологической науки, и наряду с экосистемным подходом включают экономическо-хозяйственный, социальный, политический аспекты. Они представлены многочисленными «экологиями»:
    радиационная экология,
    химическая экология,
    промысловая экология
    инженерная экология
    экология города
    сельскохозяйственная экология
    экология и медицина
    экология и культура
    экология и право
    экология и политика
    экологическое образование и др.
    (Москалюк Т.А. Введение в экологию. http://www.botsad.ru )

    III. И.А. Шилов выделяет 5 направлений

    Ландшафтная экология — одно из наиболее ранних направлений. Изучает приспособление организмов к разной географической среде, формирование биоценозов различных ландшатов, их влияние на среду обитания. Имеет исключительно высокое прикладное значение, т.к. физико-географическими условиями определяются набор видов и основные законы формирования и жизни сообществ.
    Функциональная, или физиологическая экология — исследует механизмы, с помощью которых осуществляется адаптация (приспособление) биологических систем разного уровня к изменению условий среды. Большинство адаптивных механизмов имеют физиологическую природу и изучение важно для решения многих проблем, например при интродукции растений, в медицине, для контроля численности диких животных и др.
    Количественная экология изучает продуктивность и структуру разных экосистем, их динамику. Ее данные являются основой для матема-тического моделирования биогеоценотических процессов, или теоретической экологии. Необходима для разработки природоохранных мероприятий, построения экологических прогнозов, профилактики эпидемий и т.д.
    Эволюционная экология выявляет экологические закономерности эволюционного процесса, пути и формы становления видовых адаптаций, позволяет реконструировать экосистемы прошлого Земли (палеоэкология) и роль человека в их преобразовании (археоэкология).
    Социальная экология изучает процессы, протекающие на уровне ноосферы. С возникновением новых проблем возникли и новые частные науки (социология, радиационная экология, экологическое образование, инженерная экология, космическая экология и др.). Особое положение занимает экология человека, изучающая современное положение современного человечества в глобальных экосистемах.

  7. Espardos Fiends Ответить

    Содержание современной горной экологии как науки раскрывается в последовательном воплощении следующей идеи: решение экологических проблем освоения недр может быть достигнуто лишь в процессе экологического управления собственно производством на всех его стадиях (создания, функционирования, прекращения деятельности и устранения его последствий).
    Практика освоения недр дает немало подтверждающих примеров. Создание экологически сбалансированных техногенных ландшафтов; поиски, геологическая разведка и использование особых горных массивов и геологических структур для размещения в них специальных объектов; целенаправленное складирование вскрышных горных пород и отходов переработки полезных ископаемых и последующее их сохранение как складов промпродуктов; внутреннее отвалообразование и многое другое свидетельствует о появлении устойчивой тенденции к тому, чтобы подобное управление было направлено на сохранение и увеличение национального богатства, включая и его природную часть, относящуюся к недрам, при том, что все георесурсы в районе освоения – природные и техногенные – могли бы быть эффективно и экологически безопасно использованы горными предприятиями.
    Приоритетные направления научных исследований определяются этими обстоятельствами.
    К числу первоочередных направлений относятся следующие.
    1. Изучение комплексного освоения недр как фактора экологической опасности
    Оно включает в себя:
    – изучение и систематизацию фактов (проявлений) и тенденций, выражающих различного рода изменения окружающей среды под действием освоения недр;
    – наблюдение и описание процессов геосистемного взаимодействия элементов и подсистем производства и среды;
    – выявление и изучение экологических закономерностей техногенного преобразования недр;
    – прогноз экологических последствий структурных и технологических изменений в освоении недр;
    – анализ локальных, региональных и отраслевых факторов в экологических оценках состояния окружающей среды.
    Можно назвать немало примеров, когда недостаточная экологическая изученность освоения недр приводит по прошествии времени к неблагоприятным, а в некоторых случаях и опасным последствиям.
    Так, исследованиями Горного института Кольского научного центра (ГОИ КНЦ) РАН показано существование для района Хибин (Кольский полуостров) выраженной связи между масштабом горных работ, а именно накопленным объемом извлеченной из недр и складированной на поверхности породы (в том числе отходов переработки полезных ископаемых) и проявлениями горного давления в динамичной форме.
    В период 1978-1990 годов на рудниках ПО «Апатит», более чем через 40 лет с начала подземной добычи, произошло более 20 горных ударов, из них 16 – на Кировском руднике. Сила удара, который классифицирован специалистами как техногенное землетрясение, зафиксированного на Кировском руднике 16 апреля 1989 года, достигала 5,5-6 баллов. Землетрясение записано всеми сейсмическими станциями Скандинавских стран и Европейской части бывшего Союза, оно вызывало нарушения целостности зданий в Кировске и пос. Кукисвумчорр. На самом руднике во всех выработках, пересекаемых тектоническим нарушением, произошли выбросы породы объемом 1—1,5 м3, разрушена крепь, деформированы рельсовые пути и кран-балки, деформированы и смещены проводники и направляющие главного ствола и лифтового восстающего. Разрушены бетонные фундаменты оборудования.
    Как показали исследования, в Хибинах большинство землетрясений происходит вблизи действующих рудников и в южной части массива, где созданы большие хвостохранилища обогатительных фабрик и ГРЭС, т.е. где техногенное воздействие на поверхность весьма велико.
    Наиболее сильные геодинамические события, подобные землетрясениям и обусловленные освоением недр, отмечены в последние годы также в Германии на калийном месторождении Верра, Остраво-Карвинском угольном бассейне Словакии, на Северо- и Южноуральских бокситовых рудниках, на железорудном Таштагольском месторождении в Горной Шории и др.
    Совместно с определенными природными условиями (высокопрочные хрупкие породы с тектоническими неоднородностями в пределах зоны горных работ, гористый рельеф, высокий уровень горизонтальных тектонических напряжений в массиве, зоны с большими градиентами скоростей новейших тектонических движений) крупномасштабное освоение недр и взрывные воздействия при горных работах создают необходимую совокупность условий для формирования техногенных землетрясений.
    Известны также случаи мощных подвижек в верхней части земной коры, спровоцированных интенсивной эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений.
    Изучение природных и техногенных процессов, подводящих к возникновению возможности зарождения и реализации подобного рода явлений, позволит более глубоко познать их механизм и разработать достаточную систему предупреждающих мер.
    2. Создание научных основ мониторинга изменений в окружающей природной среде под действием освоения недр
    Актуальными представляются следующие области исследований:
    – систематизация и параметризация изменений состояния природных объектов при различных техногенных воздействиях на них;
    – методы наблюдения и измерения параметров состояния природных объектов, особенно для медленно нестационарно протекающих процессов при малых амплитудах возмущающих воздействий;
    – проблемы технического и программного обеспечения мониторинга различных видов.
    Систематизированное представление о воздействии горнодобывающих предприятий на природную среду и о соответствующих факторах, важное для научного обоснования мониторинга, раскрывается в связи с анализом отдельных аспектов такого воздействия.
    Вид и характер воздействия в первую очередь определяется его источниками. Для горнодобывающих предприятий перечень таких источников известен, в целом он постоянен и достаточно изучен. Источники техногенных воздействий на среду полностью соотносятся с технологическими процессами, в которых реализуется геологоразведка полезных ископаемых, инженерное обустройство территории, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство поверхностного комплекса и объектов производственной и социальной инфраструктуры. Это – разрушение массива горных пород, их извлечение на поверхность, складирование отходов, перегрузка полезных ископаемых, дробление горных пород и их измельчение при переработке, сушка, окомкование, химическое разложение, транспортирование и многое другое.
    Характер воздействия во многом зависит от конкретного сочетания природных ресурсов (с их местными особенностями) и отдельных природных объектов в составе лито-, гидро- и атмосферы, в чем состоят конкретные особенности местных биогеоценозов.
    Воздействия на природную среду могут быть классифицированы по интенсивности, т.е. по скорости изменения исходного состояния природных объектов – элементов биогеоценозов.
    По этому признаку среди воздействий следует различать: катастрофические (приводящие, например, к техногенным землетрясениям или внезапным крупным проседаниям поверхности), сильные (следствием чего являются, в частности, сейсмические нарушения целостности природных откосов), средней силы, слабые и незначительные.
    Системность воздействий, как и системность проявления последствий этого, представляет важную их характеристику, и по этому признаку целесообразно различать воздействия системные, комплексные и локальные. К первым следует отнести образование крупных полостей в геологических блоках (карьерного пространства, например), которое влечет за собой изъятие земель, сокращение площадей сельхозугодий, дренирование поверхностных вод и осушение массива пород в целом, повышение уровня запыленности и загазованности территории, в некоторых случаях изменение геодинамического режима района и многое другое, т.е. имеет следствием глубокое преобразование биогеоценоза по его структуре, исходному состоянию, энергетическому потенциалу, качеству природных ресурсов, биологическому разнообразию, устойчивости.
    В сравнении с этим примером системного воздействия засоление почв в результате вымывания атмосферными осадками солей из отвалов пород, образующихся в результате работы калийных рудников, можно отнести к комплексным воздействиям, влияние которых распространяется не на все природные среды, а в некоторых из них не является масштабным и интенсивным.
    3. Идентификация экологических процессов, разработка критериев и методов инженерно-экологических и эколого-экономических оценок изменений в окружающей природной среде
    Наиболее важным здесь следует считать:
    – разработку методов оценки техногенной нагрузки на объекты окружающей природной среды и экологической опасности;
    – создание научных основ экологического нормирования техногенного воздействия на природные объекты и природную среду, экологической сертификации и экспертизы;
    – совершенствование методов экономической оценки экологических последствий изучения, освоения и сохранения недр;
    – установление граничных условий в процессах взаимодействия природных и техногенных геосистем.
    Распознавание тех процессов, которые обусловлены взаимодействием природных и техногенных геосистем и могут приобрести экологическую значимость, как и установление необходимых по экологическим условиям ограничений для режима протекания этих процессов возможно лишь в том случае, если может быть установлено и оценено качество природной среды. Вне этого условия исследование каких бы то ни было аспектов обеспечения экологической безопасности освоения недр лишены смысла.
    Экологические критерии качества окружающей природной среды включают, в частности, высокую биологическую продуктивность (для данных климатических условий), оптимальное соотношение видов, биомассы популяций, находящихся на различных трофических уровнях. При этом отмечается, что «… высокое (или приемлемое) качество природной среды… означает:
    а) возможность устойчивого существования и развития исторически сложившейся, созданной или преобразованной человеком экосистемы в данном месте;
    б) отсутствие в настоящем и будущем неблагоприятных последствий у любой (или наиболее важной) популяции (в первую очередь у человека, причем подразумевается отсутствие неблагоприятных условий для каждого человека), которая находится в этом месте исторически или временно».
    Как видно, практически сейчас применяемый и необходимый подходы для оценки качества окружающей среды отличаются друг от друга принципиально.
    Научная проблема создания соответствующей теории и методов экологического нормирования качества природной среды при освоении недр очевидна.
    Принимая во внимание, что многие важнейшие по масштабу, интенсивности и опасности воздействия на природную среду со стороны горного производства имеют необратимые последствия, следует признать, что сохранить природную среду на территории освоения недр в ее естественном исходном состоянии не представляется возможным.
    Поэтому для данного случая единственно реальным подходом является установление качества природной среды совместно с экологическими оценками освоения недр в процессе оптимизации параметров состояния геосистем.
    4. Оптимизация экологических параметров природно-технических систем
    Для развития этого научного направления необходимо:
    – совершенствование моделирования взаимодействия природных и техногенных геосистем как изменяющихся во времени целостных сложных объектов;
    – исследование экологического риска в процессах освоения недр;
    – выявление, систематизация и установление закономерностей изменения свойств природно-технических систем (целостности, устойчивости и др.).
    В горной экологии оптимизация связана в первую очередь как с необходимостью, так и с особенностями установления граничных условий развития техногенных геосистем в процессах их взаимодействия с природными объектами при освоении недр с целью обеспечения экологической безопасности.
    Такая ориентированность науки находит свое выражение в постановке задач оптимизации.
    Для биологических, экологических систем задачи их изучения ставятся и последовательно усложняются исследователями, руководствующимися во многом возможностью использования разработанных методов их решения, которые, в свою очередь, основаны на достижениях математических или физико-математических разделов науки.
    Решение многих задач экологии, где устанавливаются параметры изменения численности популяций, основано на использовании и развитии ставшего классическим математического аппарата, созданного В. Вальтерра для исследования процессов борьбы за существование.
    Сейчас практически повсеместно экологические задачи решаются с применением математических моделей, в которых процессы описываются дифференциальными уравнениями.
    В задачах экологической оптимизации, понимаемой в широком смысле, самостоятельное и большое значение могут приобрести оценки экологического риска. В настоящее время исследования экологического риска имеют постановочный характер, однако экологическое состояние большинства горнопромышленных регионов таково, что оценки экологического риска осуществления хозяйственных и технических мероприятий, связанных с освоением недр и изменяющих экологическую ситуацию, приобретают жизненную важность.
    Таким образом, анализ положения дел показывает, что освоение недр порождает крупные экологические проблемы. В их решении важнейшее значение с научной точки зрения имеет устранение все более очевидного расхождения между системным, интенсивно расширяющимся и углубляющимся взаимодействием окружающей природной среды с техногенными объектами и процессами и в основном описательным, фрагментарным характером существующих знаний со слабо развитой расчетно-аналитической базой, что обусловлено необходимостью устранения лишь непосредственно наблюдаемых отрицательных экологических последствий осуществления локальных технических решений. К этому следует добавить, что темпы, которыми идет накопление новых горноэкологических знаний, существенно уступают темпам, с которыми происходит усугубление экологической ситуации в горнодобывающих регионах.
    Научное развитие в области горной экологии должно быть ориентировано в связи с этим в направлении придания исследованиям системного аналитического характера, отвечающего особенностям функционирования природно-технических (природно-экономических и др.) геосистем, в которых реально организуется освоение недр.

  8. Munn Ответить

    Одним из старейших разделов экологии является биоэкология. Эта наука опирается на те фундаментальные знания о растительном и животном мире, которые человек сумел накопить в течение всей своей истории. Предмет этого направления в науке – это живые существа. При этом человек также изучается в рамках биоэкологии как отдельный вид. Такое направление в экологии использует биологический подход, чтобы оценить различные явления, взаимосвязи между ними и их последствия.

    Основные направления

    В фокусе изучения биоэкологии находится биосфера. Раздел экологии, который изучает живые существа, в силу разнообразия данных о природе не может состоять только из одной дисциплины. Поэтому она подразделяется на несколько подразделов.
    Ауэтэкология – это научное направление, предметом исследования которого являются живые организмы в определенных условиях обитания. Основная задача этого направления – это изучение процессов адаптации к окружающей среде, а также тех границ физико-химических показателей, которые совместимы с жизнью организма.
    Эйдэкология – изучает экологию видов.
    Синэкология – раздел экологии, изучающий популяции различных видов животных, растений, а также микроорганизмов. Также дисциплина исследует пути их формирования, развитие в динамике, продуктивность, взаимодействие с окружающим миром и прочие особенности.
    Демэкология – исследует естественные группы живых организмов, которые принадлежат к одному и тому же виду. Это раздел экологии, изучающий структуру популяций, а также основные условия, которые необходимы для их формирования. Также предметом ее изучения являются внутрипопуляционные группы, особенности процесса их формирования, динамика, численность.
    В настоящее время биоэкология является тем учением, которое лежит в основе природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время природоохранные процессы осуществляются при помощи современных биотехнологических методов.

  9. Androgamand Ответить

    Человек и природа неразрывно связаны между собой, люди должны осознавать свое место и роль на планете, так как они наделены разумом. Человечество всегда хотело найти собственную роль во вселенной. Так как человек является частью природы, то его место обитания – это созданные людьми цивилизации.
    Объекты исследований экологии
    Путь развития людей вступает в противоречие с природой, он пагубно отражается на ее общем состоянии. Уровень развития человечества на данный момент привел к тому, что мы стали осознавать, что натворили за многие годы. Существование живых организмов, включая человечество находится в постоянной опасности.
    Экология всегда ищет пути решения таких проблем. Общепланетарные масштабы неприятностей приводят к необходимости экологизации, которая представляет собой рассмотрение и принятие мер по сохранению живой природы всеми областями человеческого познания. Экология создает мост между наукой и природой, стараясь сохранить хрупкую стену, отделяющую человечество от катастрофы.

    Методы исследований

    Экологические исследования
    Экологические исследования проводятся исключительно в естественных условиях и тесно связываются с живыми организмами. Методы познания делят на лабораторные и полевые. Те, в свою очередь, также делятся на такие виды:
    Стационарные, то есть за объектом исследований не только наблюдают, но и замеряют, описывают и дают характеристики.
    Описательные, представляющие собой начальные исследования, знакомство с объектом изучения.
    Лабораторные, когда все необходимые исследования проводятся опытным путем.
    Экспериментальные – проведение химических исследований, опытов и экспериментов. В конце выставляется качественная оценка.

    Среда обитания

    Среда обитания
    Все вокруг нас является окружающей средой. Она может быть личной для каждого – объекты, которые окружают человека индивидуально. Основная часть природы остается неизменной, в нее могут добавляться лишь отдельные, постоянно меняющиеся детали. Индивидуальная окружающая среда – все видимые и невидимые объекты.

  10. Suares Ответить

    Новые направления в исследовании экологии
    В экологических исследованиях по традиции выделяют два направления – аутэкологию и синэкологию.
    Аутэкология концентрирует свое внимание на взаимоотношениях между организмом или популяцией и окружающей средой, тогда как синэкология занимается сообществами и средой.
    Например, изучение отдельного экземпляра дуба или вида дуб черешчатый (Quercus robur) или рода дуб (Quercus) будет аутэкологическим исследованием, а изучение сообщества дубового леса – синэкологическим.
    Современные исследователи выделяют более 100 направлений в экологии, которые можно объединить в 5 ветвей экологии:
    1. Глобальная экология – изучение возможных глобальных сдвигов в биосфере под воздействием различных факторов (космические воздействия, процессы в недрах Земли
    2. Биологическая экология – включает в себя:
    1) аутэкологию (экологию естественных биологических систем – особей, видов);
    2) демэкологию (популяционную экологию);
    3) синэкологию (экология многовидовых сообществ, биоценозов), биогеоценологию (экологических систем).
    3. Экологию систематических групп организмов – бактерий, грибов, растений, животных;
    4. Эволюционную экологию.
    5. Экология человека или социальная экология – исследует взаимодействие человека с окружающей средой.
    6. Геоэкология – изучает взаимоотношения организмов и среды обитания, их географическую принадлежность.
    Включает в себя экологию сред:
    (воздушной, наземной, почвенной, пресноводной, морской); экологию природно-климатических зон (тундры, тайги, степи, пустыни, гор, ландшафтов).
    7. Прикладная экология – комплекс дисциплин, изучающих взаимоотношения между человеческим обществом и природой. Выделяют следующие прикладные разделы экологии:
    – инженерная экология;
    – сельскохозяйсвтенная экология;
    – урбоэкология;
    – биоресурсная и промысловая экология;
    – медицинская экология.
    В последнее время в экологии принято выделять разделы в зависимости от конкретного биологического объекта (экология растений, экология животных, экология микроорганизмов), среды, местообитания организмов (экология суши, экология озера, моря, экология почвы, гидросферы), уровня организации живого. Одним из разделов экологии является экология человека. В экологии человека выделяют два важных направления. Одно связано с влиянием природной среды и ее компонентов на антропосистему (все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы), другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности.
    Современная экология включает в себя следующие направления. В состав современной экологии входят:
    – общая (классическая) экология, изучающая взаимодействия биологических систем с окружающей средой;
    – геоэкология (ландшафтная экология), исследующая экосистемы (геоэкосистемы) высоких уровней, до биосферного включительно; интересы геоэкологии сосредоточены на анализе структуры и функционирования ландшафтов (природных комплексов географического ранга), взаимоотношений их составных биотических и косных (абиотических, неживых) компонентов, воздействия общества на природные составляющие;
    – глобальная экология, изучающая общие законы функционирования биосферы как глобальной экологической системы;
    – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа»;
    – прикладная экология, изучающая механизмы воздействия человека на биосферу, способы предотвращения негативного воздействия и его последствий, разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов. Она базируется на законах, правилах и принципах экологии и природопользования.
    Рисунок – Структура современной экологии:
    Одним из направлений современной экологии является экономическая экология, связанная с использованием природных ресурсов. Успешно развивается инженерная экология, решающая вопросы устранения отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества. При всем многообразии в современной экологии можно выделить три ветви: общая экология (классическая экология), геоэкология и прикладная экология.
    Проанализировав понятие классической экологии, можно выделить следующие: организм биологический экологический
    Классическая экология изучает биологические системы, т. е. занимается исследованием органического мира на уровнях особей, популяций, видов, сообществ.
    В связи с этим выделяют:
    – аутэкологию (экологию особей) – (от греч. аutos – сам) – устанавливает пределы существования особи (организма) в окружающей среде, изучает реакции организмов на воздействия факторов среды. Аутэкология в качестве живой системы рассматривает отдельный живой организм – растение, животное или микроорганизм. Термин «аутэкология» был введен швейцарским ботаником К. Шретером в 1896 г.;
    – демэкологию (экологию популяций) – (от греч. demos – народ) – изучает естественные группы особей одного вида – популяции, условия их формирования, внутрипопуляционные взаимоотношения, динамику численности;
    – эйдэкологию (экологию видов) – (от греч. eidos – образ, вид) – изучает вид как определенный уровень организации живой природы. В этом направлении проведено еще недостаточно научных исследований;
    – синэкологию (экологию сообществ) – (от греч. sin – вместе) – изучает ассациации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, их взаимодействие с окружающей средой. Термин введен К. Шретером в 1902 г.

  11. bla bla bla Ответить

    Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 10 класс>> Что изучает экология
    Что изучает экология

    1. Что такое экология?
    2. Какие экологические проблемы вам известны?
    3. Почему экологические знания необходимы каждому члену общества?

    Развитие экологии как науки.
    С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с численностью и образом жизни растений, зверей, рыб, птиц и других организмов. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления экологических знаний.
    Уже в самых древних письменных свидетельствах не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни. Видимо, авторы этих рукописей обращали внимание на представителей живой природы не только из любознательности, но и под впечатлением их значения в жизни людей: охоты на диких зверей и птиц, рыболовства, защиты посевов от вредных животных и т. д. И конечно, люди вынуждены были учитывать значение среды обитания в жизни организмов.
    Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким биологом Эрнстом Геккелем. Он образован от двух греческих слов: oikos— дом, жилище, родина и «логос» — наука и означает дословно — «наука о местообитании». В более общем смысле экология — это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.
    В качестве самостоятельной науки экология сформировалась лишь в XX в., хотя факты, составляющие ее содержание, как уже отмечалось, с давних времен привлекали внимание человека. Значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа во всех ее взаимосвязях. Экология как раз и изучает эти проблемы.
    Следует помнить, что экология — фундаментальная научная дисциплина. И надо научиться правильно пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства.
    Во второй половине XX столетия происходит своего рода «экологизация» всей современной науки, Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
    Если в период своего возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук, прежде всего таких, как биология (ботаника и зоология), география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и др.
    В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей и дисциплин: популяционная экология, географическая экология, химическая экология, промышленная экология, экология растений, животных, человека.
    Несмотря на все многообразие, в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей их средой.
    Роль экологии в современном обществе.
    Природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить. Первый закон экологии гласит: «Что бы мы ни детали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые ».
    Следовательно, результаты нашей деятельности можно предвидеть, только всесторонне проанализировав, какое влияние они окажут на природу. Для экологического анализа, дающего понимание, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду и обнаружение тех пределов изменения условий, которые позволяют не допустить экологического кризиса, необходимо привлечь знания различных наук. Таким образом, экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
    Современная экология — универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология — наука будущего, и, возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
    Экология.
    1. Что изучает экология?
    2. Какова роль экологии в настоящее время и почему ее необходимо изучать?
    3. Какие научные направления в экологии вам известны?

    Используя знания, имеющиеся у вас, подготовьте рассказ о том, какие отношения складывались между человеком и природой на различных этапах развития человеческой цивилизации.
    Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 10 класса
    Содержание урока
    конспект уроку и опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы и интерактивные технологии
    закрытые упражнения (только для использования учителями)
    оценивание
    Практика
    задачи и упражнения,самопроверка
    практикумы, лабораторные, кейсы
    уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
    домашнее задание
    Иллюстрации
    иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
    рефераты
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    внешнее независимое тестирование (ВНТ)
    учебники основные и дополнительные
    тематические праздники, слоганы
    статьи
    национальные особенности
    словарь терминов
    прочие
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  12. RenDer_TV Ответить

    Экологические дисциплины:
    1. Общая экология (Биология)
    2. Геоэкология
    3. Прикладная экология
    4. Экология человека
    5. Социальная экология
    Общая экология изучает основные принципы строения и функционирования надорганизменных систем.
    Общая экология по уровню организации биологических систем подразделяется на:
    1. аутэкологию
    2. синэкологию
    3. популяционную экологию (демэкологию)
    Аутэкология – изучает действие различных факторов среды на отдельные особи (их распределение, численность, приспособления к температуре, влажности, солености; характеристики роста, размножения; особенности обмена веществ и др.)
    Синэкология – изучает взаимоотношения между биогеоценозами и обмен веществ и энергии между компонентами этих систем.
    Популяционная экология – изучает популяции (их численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост особей, темп роста, динамику численности и др.).
    Геоэкология по среде обитания делится на:
    1. экологияю суши
    2. экологию пресных вод
    3. экологию моря
    4. экологию высокогорий и др.
    Прикладная экология:
    1. промышленная
    2. сельскохозяйственная
    3. медицинская
    4. химическая и др.
    Социальная экология:
    1. экология личности
    2. экология культуры
    3. этноэкология
    Экология человека (антропоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей средой.
    Основные закономерности взаимодействия человека с биографическими факторами протекают на уровнях организации:
    а) организменном (онтогенез)
    б) популяционно – видовом (расы, адаптивные типы)
    в) биоценотическом – (связь с другими живыми существами)
    г) биосферном – (образование ноосферы)
    Антропоценология – междисциплинарная наука об охране окружающей среды.
    Отличительный черты экологии
    1.Специфичность предмета исследования – организмы , популяции; среда и факторы жизни.
    2.Специфичные задачи
    а)повышение продуктивности угодий;
    б)воспроизводство и повышение поголовья ценных животных;
    в)борьба с вредителями сельского хозяйства и лесов;
    г)ликвидация природных очагов инфекционных и инвазионных болезней.
    д)сохранение человека как вида
    3.Специфичны методы исследования: полевых наблюдений, экспериментальный, моделирования.
    4.Специфичны понятия (арена жизни, биотоп, стадия, диапазон, спектр и др.)
    5.Специфичен характер работы эколога (организмы изучаются в естественных условиях жизни)
    6.Специфична тесная связь с практикой народного хозяйства.

  13. GYMI Ответить

    Экология как наука о взаимоотношении живых систем с неживой природой
    Лекция 7. Основы общей экологии
    План лекции:
    1.Экология как наука о взаимоотношении живых систем с неживой природой.
    2.Структура и основные направления развития экологии.
    3.Биосфера.
    4.Экосистемы и основы их жизнедеятельности.
    5.Экологические факторы.
    6.Глобальные проблемы современности.
    Слово “экология” происходит от двух греческих слов “ойкос” – дом, жилище или место обитания и “логос” – наука. То есть наука о месте обитания. Это слово и то трудное определение, которое я произнес ранее, были впервые в научную литературу введены немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году.
    В дальнейшем ученые стали трактовать экологию как науку об условиях существования живых организмов и о взаимодействии между организмами и средой их обитания. Научной основой экологии стало учение Ч.Дарвина о борьбе организмов за существование. В это понятие он включал не только конкуренцию организмов за жизненные ресурсы, но и их реакции на различные факторы окружающей среды, посредством которых они приспосабливаются к существованию в конкретных условиях.
    В развитие экологии значительный вклад внесли советские ученые Н.И.Вавилов, Е.Н.Павловский, В.Н.Сукачев, С.С.Шварц, Б.П.Колесников и ряд других. Особая заслуга принадлежит В.И.Вернадскому.
    Но до последнего времени экология была сугубо биологической дисциплиной, и в сферу ее интересов входил анализ закономерностей функционирования биологических систем: биологических видов, популяций и экосистем. С середины 80-х годов нашего столетия произошло смещение акцентов: в экологию стали включать области знаний о состоянии окружающей человека природной и природно-техногенной среды.
    В настоящее время область экологии как науки не имеет четких границ. Она включает в себя как классическую “биологическую экологию”, так и самые разнообразные направления, связанные с изучением воздействия человека на природу и оптимизацией взаимоотношений в системе “общество-природа”. Усилению неопределенности понятия “экология” способствует и современная мода на это слово, которое часто используется к месту и не к месту. Многие специалисты, в том числе и я, считают экологию философской наукой, формирующей особое экологическое мировоззрение и общеметодологический подход к решению проблем выживания человека, а также к решению природоохранных задач. А как и всякая философская, мировоззренческая наука экология охватывает широкий круг вопросов и тесно переплетается с рядом смежных наук, таких как биология, география, геология, физика, химия, химическая технология, генетика и другие. Поэтому в широком смысле слова – это наука о взаимосвязях различных форм жизни с окружающей средой, Предмет экологии – целостность того центрального объекта, который вычленяется в процессе рассмотрения или исследования. Иначе говоря, это наука о выживаемости природных и антропогенных систем в окружающей их среде и о выживаемости самой среды.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *