Какие особенности есть у пьес драматических произведений?

5 ответов на вопрос “Какие особенности есть у пьес драматических произведений?”

  1. Cererin Ответить

    Вместе с тем драматурги (в особенности сторонники
    реалистического искусства) испытывают потребность вый­ти за рамки театральности: воссоздать человеческое пове­дение во всем его богатстве и многообразии, запечатлев и частную, домашнюю, интимную жизнь, где люди выра­жают себя в слове и жесте скупо и непритязательно. При этом речь героев, которая по логике изображаемого не должна бы быть эффектной и яркой, подается в драмах и спектаклях как пространная, полноголосая, гиперболиче­ски выразительная. Здесь сказывается некоторая ограни­ченность возможностей драмы: драматурги (как и актеры на сцене) вынуждены возводить «нетеатралькое в жизни» в ранг «театрального в искусстве».
    В широком смысле любое произведение искусства ус­ловно, т. е. не тождественно реальной жизни. Вместе с тем термином условность (в узком смысле) обозначаются способы воспроизведения жизни, при которых подчерки­ваются несоответствие и даже контраст между формами, изображенного и формами самой реальности. В этом отно­шении художественные условности противостоят «правдо­подобию», или «жизнеподобию». «Все должно быть по суще­ству жизненно, не обязательно все должно быть жизне-подобно, — писал Фадеев. — Среди многих форм может быть и форма условная» (96, 662) (т. е. «нежизнеподоб-ная». — В. X.).
    В драматических произведениях, где поведение героев театрализуется, условности находят особенно широкое применение. О неминуемом отходе драмы от жизнеподо-бия говорилось неоднократно. Так, Пушкин утверждал, что «изо всех родов сочинений самые неправдоподобные сочинения драматические» (79, 266), а Золя называл драму и театр «цитаделью всего условного» (61, 350).
    Персонажи драм часто высказываются не потому, что это нужно им по ходу действия, а в силу того, что автору требуется что-то объяснить читателям и зрителям, произвести на них определенное впечатление. Так, в дра­матические произведения иногда вводятся дополнительные персонажи, которые либо сами повествуют о том, что не показывается на сцене (вестники в античных пьесах), либо, становясь собеседниками главных действующих лиц, побуждают их рассказывать о происшедшем (хоры и их корифеи в античных трагедиях; наперсницы и слуги в комедиях античности, Возрождения, классицизма). В так называемых эпических драмах актеры-персонажи время от времени обращаются к зрителям, «выходят из роли» и как бы со стороны сообщают о происходящем.
    Данью условности является, далее, насыщенность речи в драме сентенциями, афоризмами, рассуждениями по по­воду происходящего. Условны и монологи, произносимые героями в одиночестве. Такие монологи являют собой не собственно речевые действия, а чисто сценический прием вынесения наружу речи внутренней; их немало как в античных трагедиях, так и в драматургии нового времени. Еще более условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персона­жей, но хорошо слышны зрителям.
    Было бы неправильно, конечно, «закреплять» театрали­зующие гиперболы за одним лишь драматическим родом литературы. Аналогичные явления характерны для класси­ческих эпопей и авантюрных романов, если же говорить о классике XIX в. — для произведений Достоевского. Одна­ко именно в драме условность речевого самораскрытия героев становится ведущей художественной тенден­цией. Автор драмы, ставя своего рода эксперимент, по­казывает, как высказывался бы человек, если бы в про­износимых словах он выражал свои умонастроения с мак­симальной полнотой и яркостью. Естественно, что драма­тические диалоги и монологи оказываются куда более пространными и эффектными, чем те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. В результате речь в драме нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо оратор­ской: герои драматических произведений склонны изъяс­няться как импровизаторы — поэты или искушенные ора­торы. Поэтому отчасти прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).
    От античности и до эпохи романтизма — от Эсхила и Софокла до Шиллера и Гюго — драматические произ­ведения в подавляющем большинстве случаев тяготели к театрализации резкой и демонстративной. Л. Толстой упрекал Шекспира за обилие гипербол, из-за чего будто бы «нарушается возможность художественного впечатле­ния». С первых же слов, — писал он о трагедии «Король Лир», — видно преувеличение: преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (89, 252). В оценке творчества Шекспира Л. Толстой был неправ, но мысль о приверженности великого английского драматурга к театрализующим гиперболам совершенно справедлива. Сказанное о «Короле Лире» с не меньшим основанием можно отнести к античным комедиям и траге-
    дням, драматическим произведениям классицизма, траге­диям Шиллера и т. п.
    В XIX—XX вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности художественных картин, присущие драме условности стали сводиться к минимуму. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма» XVIII в., создателями и теоретиками которой были Дидро и Лессинг. Произведения крупней­ших русских драматургов XIX в. и начала XX столетия — А. Островского, Чехова и Горького — отличаются досто­верностью воссоздаваемых жизненных форм. Но и при установке драматургов на правдоподобие изображаемого сюжетные, психологические и собственно речевые гипербо­лы сохранялись. Даже в драматургии Чехова, явившей собой максимальный предел «жизнеподобия», театрали­зующие условности дали о себе знать. Всмотримся в заключительную сцену «Трех сестер». Одна молодая жен­щина десять-пятнадцать минут назад рассталась с люби­мым человеком, вероятно, навсегда. Другая пять минут назад узнала о смерти своего жениха. И вот они, вместе со старшей, третьей сестрой подводят нравственно-фило­софские итоги происшедшему, размышляя под звуки воен­ного марша об участи своего поколения, о будущем человечества. Вряд ли можно представить себе это происшедшим в реальности. Но неправдоподобия финала «Трех сестер» мы не замечаем, так как привыкли, что драма ощутимо видоизменяет формы жизнедеятельности людей.

  2. Nighthunter Ответить

    Поведение персонажей драмы отмечено активностью, броскостью, эффектностью. Оно, говоря иначе, театраль­но. Театральность — это ведение речи и жестикуляция, осуществляемые в расчете на публичный, массовый эффект. Она является антиподом камерности и невыразительности форм действования. Исполненное театральности поведение становится в драме важнейшим предметом изображения. Драматическое действие часто вершится при активном учас­тии широкого круга людей. Таковы многие сцены шекспи­ровских пьес (особенно финальные), кульминации «Ревизо­ра» Гоголя и «Грозы» Островского, опорные эпизоды «Опти­мистической трагедии» Вишневского. На зрителя особенно сильно действуют эпизоды, где на сцене есть публика: изображение собраний, митингов, массовых представле­ний и т. п. Оставляют яркое впечатление и сценические эпизоды, показывающие немногих людей, если их поведе­ние открыто, не заторможено, эффектно. «Как в театре разыграл», — комментирует Бубнов («На дне» Горького) исступленную тираду отчаявшегося Клеща о правде, кото­рый неожиданным и резким вторжением в общий разго­вор придал ему собственно театральный характер.
    Вместе с тем драматурги (в особенности сторонники
    реалистического искусства) испытывают потребность вый­ти за рамки театральности: воссоздать человеческое пове­дение во всем его богатстве и многообразии, запечатлев и частную, домашнюю, интимную жизнь, где люди выра­жают себя в слове и жесте скупо и непритязательно. При этом речь героев, которая по логике изображаемого не должна бы быть эффектной и яркой, подается в драмах и спектаклях как пространная, полноголосая, гиперболиче­ски выразительная. Здесь сказывается некоторая ограни­ченность возможностей драмы: драматурги (как и актеры на сцене) вынуждены возводить «нетеатралькое в жизни» в ранг «театрального в искусстве».
    В широком смысле любое произведение искусства ус­ловно, т. е. не тождественно реальной жизни. Вместе с тем термином условность (в узком смысле) обозначаются способы воспроизведения жизни, при которых подчерки­ваются несоответствие и даже контраст между формами, изображенного и формами самой реальности. В этом отно­шении художественные условности противостоят «правдо­подобию», или «жизнеподобию». «Все должно быть по суще­ству жизненно, не обязательно все должно быть жизне-подобно, — писал Фадеев. — Среди многих форм может быть и форма условная» (96, 662) (т. е. «нежизнеподоб-ная». — В. X.).
    В драматических произведениях, где поведение героев театрализуется, условности находят особенно широкое применение. О неминуемом отходе драмы от жизнеподо-бия говорилось неоднократно. Так, Пушкин утверждал, что «изо всех родов сочинений самые неправдоподобные сочинения драматические» (79, 266), а Золя называл драму и театр «цитаделью всего условного» (61, 350).
    Персонажи драм часто высказываются не потому, что это нужно им по ходу действия, а в силу того, что автору требуется что-то объяснить читателям и зрителям, произвести на них определенное впечатление. Так, в дра­матические произведения иногда вводятся дополнительные персонажи, которые либо сами повествуют о том, что не показывается на сцене (вестники в античных пьесах), либо, становясь собеседниками главных действующих лиц, побуждают их рассказывать о происшедшем (хоры и их корифеи в античных трагедиях; наперсницы и слуги в комедиях античности, Возрождения, классицизма). В так называемых эпических драмах актеры-персонажи время от времени обращаются к зрителям, «выходят из роли» и как бы со стороны сообщают о происходящем.
    Данью условности является, далее, насыщенность речи в драме сентенциями, афоризмами, рассуждениями по по­воду происходящего. Условны и монологи, произносимые героями в одиночестве. Такие монологи являют собой не собственно речевые действия, а чисто сценический прием вынесения наружу речи внутренней; их немало как в античных трагедиях, так и в драматургии нового времени. Еще более условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персона­жей, но хорошо слышны зрителям.
    Было бы неправильно, конечно, «закреплять» театрали­зующие гиперболы за одним лишь драматическим родом литературы. Аналогичные явления характерны для класси­ческих эпопей и авантюрных романов, если же говорить о классике XIX в. — для произведений Достоевского. Одна­ко именно в драме условность речевого самораскрытия героев становится ведущей художественной тенден­цией. Автор драмы, ставя своего рода эксперимент, по­казывает, как высказывался бы человек, если бы в про­износимых словах он выражал свои умонастроения с мак­симальной полнотой и яркостью. Естественно, что драма­тические диалоги и монологи оказываются куда более пространными и эффектными, чем те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. В результате речь в драме нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо оратор­ской: герои драматических произведений склонны изъяс­няться как импровизаторы — поэты или искушенные ора­торы. Поэтому отчасти прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).
    От античности и до эпохи романтизма — от Эсхила и Софокла до Шиллера и Гюго — драматические произ­ведения в подавляющем большинстве случаев тяготели к театрализации резкой и демонстративной. Л. Толстой упрекал Шекспира за обилие гипербол, из-за чего будто бы «нарушается возможность художественного впечатле­ния». С первых же слов, — писал он о трагедии «Король Лир», — видно преувеличение: преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (89, 252). В оценке творчества Шекспира Л. Толстой был неправ, но мысль о приверженности великого английского драматурга к театрализующим гиперболам совершенно справедлива. Сказанное о «Короле Лире» с не меньшим основанием можно отнести к античным комедиям и траге-
    дням, драматическим произведениям классицизма, траге­диям Шиллера и т. п.
    В XIX—XX вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности художественных картин, присущие драме условности стали сводиться к минимуму. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма» XVIII в., создателями и теоретиками которой были Дидро и Лессинг. Произведения крупней­ших русских драматургов XIX в. и начала XX столетия — А. Островского, Чехова и Горького — отличаются досто­верностью воссоздаваемых жизненных форм. Но и при установке драматургов на правдоподобие изображаемого сюжетные, психологические и собственно речевые гипербо­лы сохранялись. Даже в драматургии Чехова, явившей собой максимальный предел «жизнеподобия», театрали­зующие условности дали о себе знать. Всмотримся в заключительную сцену «Трех сестер». Одна молодая жен­щина десять-пятнадцать минут назад рассталась с люби­мым человеком, вероятно, навсегда. Другая пять минут назад узнала о смерти своего жениха. И вот они, вместе со старшей, третьей сестрой подводят нравственно-фило­софские итоги происшедшему, размышляя под звуки воен­ного марша об участи своего поколения, о будущем человечества. Вряд ли можно представить себе это происшедшим в реальности. Но неправдоподобия финала «Трех сестер» мы не замечаем, так как привыкли, что драма ощутимо видоизменяет формы жизнедеятельности людей.

  3. MrFenomeN Ответить

    Дополнительная
    1. Вознюк О.В. Розшифровуючи символіку драми –означає осягнути естетику та етику митця ( Два уроки за драмою “Синій птах) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2003. – №4. – С.34–35 (5б208)
    2. /Гордієнко О.С. Методична система вивчення драматичних творів зарубіжної літератури у взаємозв,язку з українською літературою у 8–11 класах //Українська література в ЗООШ. – 2006.– №1. – С.40–46(5б208)
    3. Методика преподавания литературы / под ред.З.Рез. – М.: Просвещение, 1977. – С.217-279 (чит. зал 1-го корпуса)).
    4. Мірошниченко Л.Ф. Вивчення драматичних творів світової літератури // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2003. – №9. – С.7 – 10 (5б208).
    5. Кобзар О.І. Композиційний аналіз драматичного твору (Методологічні підвалини цього аналізу) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2006. – №4. – С.12–16 (5б208)
    6. Корзов Ю.И. Изучение драматических произведений в школе. – К., 1985
    7. Куцевол О. Зарубіжна література. 9 клас. Розгорнуте планування уроків за програмою 2001 р. — Харків: Ранок, 2003 (5б204)
    Драма (с греч.– “действие”) – род литературных произведений, которые написаны в диалогической форме и предназначены для исполнения актерами на сцене. По определению А.Аникста, «драма — искусство высочайшего уровня цивилизации”. Как писал Н.Гоголь, «пьеса живет только на сцене…» К.С.Станиславский говорил: « Только на подмостках театра можно узнать о полноте и сущности сценического произведения».
    Особенности драматических произведений:
    1. предназначены для игры на сцене;
    2. синтезируют в себе эпическую объективацию изображаемого и лирическую суъективность его переживания персонажами;
    3. отличаются сугубо внешними текстовыми признаками: деление пьесы на части
    (действия, сцены, акты, эпизоды), перечень действующих лиц или их краткие
    характеристики в начале, выделения шрифтами авторских ремарок и реплик;
    4. наличие выразительно очерченного конфликта (внешнего или внутреннего, или их объединения);
    5. пространственно-временная сконденсированность, насыщенность художественного мира;
    6. рассчитаны на театральное исполнение в полный голос, который реализуется через монолог, диалог и полилог;
    7. авторская позиция скрыта значительно больше, чем в произведениях других родов, поэтому ее выявление требует от читателя внимания и раздумий.
    Как литературное произведение драма довольно широко представлена в школьных программах для учеников средней и старшей школы. Впервые понятия о драме как литературном роде и комедии как жанре драматургии подается во время изучения в 8 классе произведения Н Гоголя «Ревизор». Ученики старшего звена драматические произведения изучают в каждом классе, а именно:

  4. tarf Ответить

    В литературе существует три основных рода: эпос, лирика и драма. У каждого из них есть свои особенности, каждый имеет свои жанры. Эпос говорит на языке прозы, лирика ярко представлена в поэзии (она говорит на языке чувств и эмоций). Драма является отдельным литературным родом, который несет в себе синтез эпического и лирического.
    Для начала нужно вспомнить общие характеристики, по которым можно отличить друг от друга текст того или иного литературного рода:
    жанр (рассказ или новелла, поэма или баллада, трагедия или комедия и др.);
    форма повествования (кто рассказывает о событиях);
    проблематика (в разных жанрах одна и та же тема и проблема может раскрываться по-разному);
    количество персонажей (разные жанры отличаются друг от друга количеством героев);
    форма взаимодействия персонажей между собой (монолог, диалог).

    Особенности драмы и драматических произведений

    Вышеуказанные особенности помогут примерно понять, произведение какого рода перед нами. Теперь рассмотрим конкретные характеристики драматических произведений.
    Во-первых, в двух словах о том, что такое драма. Этот литературный род был популярен еще у древних греков и в переводе с греческого означает действие. Такие произведения были предназначены только для постановки на сцене, поэтому имели свои особенности. Не будем глубоко погружаться в историю и рассмотрим главные особенности драмы:
    Действие, а значит динамика (сюжет стремительно развивается);
    Персонажи – не герои, а действующие лица;
    Текст произведения предназначен для постановки на сцене (объем произведения небольшой, действующих лиц немного);
    Форма взаимодействия персонажей – диалоги в виде реплик (может быть и монолог в отступлениях для передачи драматизма);
    Острая социальная проблематика произведения;
    Жанры: трагедия, комедия, драма-феерия (с фантастическими элеметами), трагикомедия и много других (содержат свои подкатегории);
    Драма – синтез эпического и лирического (повествование о чем-либо, сопровождающееся «сильной» эмоцией).
    Это далеко не весь список особенностей драматического произведения, но это главные его характеристики.

  5. Thordiris Ответить

    Драма, как и эпос, воспринимает внешнюю действительность, взаимоотношения, конфликты между людьми, обществом, природой. Однако, воспринимает она действительность не повествуя и не описывая, как эпос, а разговорную форму, показывая людей в поступках, действии, переживаниях. В лирики находят выражение мысли и чувства отдельной личности, чем она богаче и ярче, тем многообразней преломляется в ней внешний мир. В драме, использующей монологи, диалоги, общий разговор, выражают свои чувства, мысли, переживания и намерения уже не одна, а несколько или множество личностей без видимого участия автора. Выражаются они не только в словах, а в действиях и поступках. Драматические произведения, как в древности, так и теперь предназначаются для использования на сцене. Исключения есть, но они не составляют правило. Само слово «драма» по др.греч.-действие. Причем со значением настоящего времени, т.е. совершающееся. Это предполагает, что действие происходило на глазах зрителей. В начальном своем развитии драма также как эпос и лирика тесно связана с мифом и обрядом. Корни ее уходят в первобытное искусство. Обряды охотничьих, пастушеских, земледельческих племен и народов неизменно носили драматизированный характер. То же о свадебных и похоронных обрядах.
    Драматические представления, связанные с ритуальными обрядовыми действами, знали Др. Египет и Вавилон, Индия и Китай. Наша европейская драма выросла из древнегреческой. Крупнейший философ Античности Аристотель заявляет кратко и категорично: «Трагедии создали запевала дифирамба». Дифирамб— хвалебная песнь в честь бога вина и веселья Деониса. Запевала, выделявшийся из хора, начинал с ним диалог — это и знаменовало рождение драмы и ее частного случая– трагедии. Первое положение Аристотеля дополняет и объясняет: «Трагедия возникла из сатирической драмы». Драма как происходящее действие предшествовала выросшим из нее, а потом резко отделившимся от нее трагедии и комедии.
    Сатиры (козлоногие спутники Деониса), их изображали переодетые в козьи шкуры участники веселого действа. Они составляли поющий и пляшущий хор, из к-ого выделялся запевала, затеивший с ним диалог, и знаменовавший тем самым появление отдельного рода поэзии. Наглядная связь его с мифом и обрядом очевидна. Развитие обоих жанров (комич. и трагич.) было неостановимым. Понадобилось меньше 2 ст., чтобы от легендарного Ориона, соединенного по приданию в диалоге хор сатиров и дифирамб запевалы, трагедия прошла путь к своим высшим образцам в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида, а комедии—в творчестве Аристофана. Ясно, что существовала потребность общества в этих жанрах, к-ые вскоре стали отвечать на самые острые вопросы дня и века. Эсхил не только решил в «Аристеи» 1000-летний спор между патриархатом и матриархатом в пользу патриархата, но и написал персы— злободневный отклик на греко-персидскую войну. Комедии Аристофана заменяли античному зрителю сотни газетных фельетонов, беспощадно расправляясь с политическими противниками сатирика, высмеивая порок общества. Но, вместе с тем, драма выдвигала и решала общечеловеческие вопросы, создавала титанические характеры людей, бросавших вызов богу: «Прометей прикованный», утверждавших гениев своих творцов.
    Спустя 25 в. античная драма по-прежнему, а вернее по-новому, тревожит сердца зрителей и дает пищу для размышлений. Главное содержание древнегреческой трагедии, ее руководящая идея— борьба чел-а с неумолимой судьбой, беспощадным роком.
    Проклятие, постигшее дедов, переходит на их внуков; вина преступника не умирает вместе с ним, возмездие постигает корни и ветви. Сверхъестественные силы управляют миром, им подчинены не только люди, но и сами боги. Зевс низверг в бездну своего отца Кроноса, однако и Зевса впоследствие ожидает та же участь. Софокл, Еврипид не склоняли головы перед неизбежным, они смело шли навстречу и беда оказывалась им поплечу.
    Духовными великанами были эти люди и соответственно велики были их страдания, к-ые они встречали с гордым достоинством. Второе свое рождение трагедия явила уже в Новое время. Борьба чел-их страстей, противостояние чел-а и времени, конфликт личности с общ-ом оказались в центре внимания драматургов Возрождения и Барокко. Высшего подъема трагедия достигла в произведениях Шекспира. От него по линии развилась современная трагедия. В России лучшим образцом трагедии стал «Борис Годунов».
    В драматургии современного времени трагедия переосмысливается под знаком торжества дела, во имя к-ого погибают герои. Оптимистическая трагедия Всев. Вишневского— яркий пример такого переосмысливания другого жанра. Трагедия, древняя и новая, создала бессмертные образы и характеры, определившие мысль и страсть чел-а в высшем их проявлении и напряжении. Прометей, Гамлет, Лир, Афелия в Шекспировской; Годунов, Пимен, Самозванец в Пушкинской — не полный перечень образов, созданных трагедией и давно уже ставших эталонными и нарицательными.
    Комедия, имея общее происхождение с трагедией, прошла самостоятельный путь развития, сделав главным своим оружием и единственным положительным героем воинствующий и всепобеждающий смех. Она вобрала в себя и веселую балаганщину веселых представлений, и ходячий анекдотизм бытовых коллизий, и язвительную насмешку слабого над сильным, бедного над богатым. Из Эллады она перешла в Др. Рим, где давно уже на триумфах полководцев торжественное выступало в сопровождении комического. Комедия Нового времени в лучших своих образцах всегда была насыщена острым социальным содержанием. Мольер в «Тартюфе» разоблачил ханжество и лицемерие церкви и стоявшего за ней французского абсолютизма. Прогрессивная роль комедии неизмерима.
    Комедия использовала все формы, все разновидности, все оттенки и нюансы смеха, иногда эта полифония присутствует почти целиком в одном произведении. А чаще один из видов смеха становится главным. Были попытки разграничить комедии на сатирические, лирические, иронические, сентиментальные, романтические: «Сирано де Бержерак» (Ростана)-романтич., «Мезонтроп» (Мольера)-сатирич. Издавна разграничивали комедию положений и комедию характеров. Основное внимание в 1-ой уделяется интриги, сюжету, развитию действия; а во 2-ой—раскрытию чел-ого характера, причем, взятого в к.-л. одном своем качестве, подвергающемся анализу и осмеянию. Н-р, в скупости, ревности, строптивости. Комедия положений- «Тартюф», «Скупец», а в рус. драматургии – «Недоросль» Фонвизина.
    Водевиль—младший брат комедии. Беззлобный и добродушный весельчак, не претендующий на обобщения и глубокие мысли. В старину водевиль включал в себя куплеты и танцы, исполнявшиеся по ходу действия актерами-универсалами. Позже водевиль освободился от танца и пеня и преобразовался в одноактную пьесу-шутку. Н-р, «Медведь», «Предложение», «Юбилей» (Чехова).
    Драма может включать трагич. и комич. эл-ты, но содержание ее и целенаправленность далеки от того, чтобы вызвать траг-ий и комич-ий эффект. В драме изображаются серьезные и значительные конфликты, напряженная борьба между действующими лицами, за к-ыми стоят определенные общ-ые группы и слои. Сейчас драма—наиболее распространенный жанр, значительно потеснивший трагедию и комедию в их чистом виде. Ред-р д. не только прочно усвоить осн-ое теоретическое отличие драмы от эпоса и лирики, но и практически руководствоваться этим при подготовке рукописи.
    Драматургия не мыслима вне изобр-ия острых жизненных конфликтов, поэтому, если в пьесе отсутствует драматическая напряженность, следует отказаться от публикации рукописи. Важнейший критерий ценности драм-ого произведения—существенность лежащего в его основе конфликта. Однако формальное наличие конфликта в пьесе далеко не всегда обеспечивает развитие и художественно убедительное решение противоборства характеров. Ред-у при оценке рукописи надлежит определить, является ли конфликт ее подлинным или мнимым, т.е. развивается ли он на основе жизненно-существенных противоречий, порождая контрдействие, или ограничен лишь чисто внешней мнимой напряженностью.
    Другой важнейший аспект ред-ой работы—анализ и оценка диалого-монологической речи, имеющей здесь особую значимость. Ред-р д.б. предельно внимательным к репликам действующих лиц, следить за тем, чтобы в подготовленной к печати пьесе каждый словесный отклик того или иного персонажа не просто нес опр-ую смысловую нагрузку, но был бы перспективным в развитии действия. Чтобы в словесном споре драматических персонажей характеры выявлялись рельефно, реплики д.б. ярко индивидуализированы. На индивидуализацию реплик, как осн-ое средство выражения в драме психологических особенностей противоборствующих персонажей указывал М.Горький: «Необходимо, чтобы речь каждой фигуры б. строго своеобразна».
    Ред-ие языка пьесы не д. сводиться к грам-ому сглаживанию реплик. Наоборот, важно освободить их от избитых, шаблонных выражений и словесных конструкций, из-за к-ых стирается речевое своеобразие каждого из действующих лиц. Помимо диалого-монологической речи, в тексте пьесы есть еще и непроизносимые на сцене словесные эл-ты—ремарки. Если в эпическом произведении полноправна любая фраза, как в авторском рассказе, так и в речах персонажей, то основу драмы сост-ют реплики действующих лиц. Ремаркам же отводится лишь незначит-ая часть текста. При том они выполняют чисто служебную функцию и печатаются петитом либо заключаются в скобки. Однако, роль ремарок весьма существенна, они как бы замещают здесь авторское повествование и описание, помогая тем самым представить происходящее тем читателям, к-ые знакомятся с текстом драм. произв., опубликованного в книге, альманахе или журнале. Утилитарное назначение ремарок проявлыется при сценическом воплощении пьесы. Они служат немаловажными пояснениями для режиссера и актеров. Ремарки разнообразны. Одна категория ремарок представляет собой перечень действующих лиц с указанием имен, возраста, общ-ого положения, взаимосвязи их. Другие ремарки обозначают место, время действия, рисуют его обстановку, интерьеры, пейзажи. Ремарки игровые отмечают поступки героев, поясняют перемены в их психологическом состоянии, их жесты. Поэтому при ред-ии нельзя сосредоточить все внимание только на репликах, не уделяя внимания ремаркам. Они не д.б. большими, что противоречит природе драм. жанра, или, наоборот, слишком краткими, бесполезными. Важная особенность драм. произв. — они предназначены для театра, поэтому ред-у надлежит овладеть знание сцены.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *