Какие из произведений не охраняются авторским правом в российской федерации?

19 ответов на вопрос “Какие из произведений не охраняются авторским правом в российской федерации?”

  1. maxsys13 Ответить

    1. Статья 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права: способы их выражения, форму, основания возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.
    В пункте 1 рассматриваемой статьи объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения, причем указанное подразделение является традиционным как с точки зрения видов указанных произведений, так и с точки зрения порядка их перечисления.
    Так, первыми указаны литературные произведения, имея в виду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (рассказы, повести, романы, поэмы, эпиграммы и т.д.).
    Следом идут драматические и музыкально-драматические произведения. Эти произведения, с одной стороны, близки к литературным произведениям (особенно драматические), но, с другой стороны, предназначены для театральной постановки. Поэтому их в литературе называют – вместе с хореографическими произведениями и пантомимами – театральными произведениями .
    ——————————–
    См. например: Д. Липцик. Авторское право и смежные права. М.: Издательство ЮНЕСКО, 2002. С. 66.
    В то же время, учитывая различный способ выражения драматических произведений и произведений хореографии и пантомимы, они разделены.
    После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно в результате “живого” исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра аудиовизуального произведения (концерта, музыкального фильма и т.д.). Поэтому следом идут аудиовизуальные произведения.
    Даже анализ уже перечисленного показывает, что жесткой границы, разделяющей произведения в зависимости от способа их выражения, не существует. Музыкальные произведения могут присутствовать в музыкально-драматических произведениях. Хореографическое произведение, записанное на пленку, становится аудиовизуальным.
    Далее следуют произведения изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. Сюда относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства.
    Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто. Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется. Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав .
    ——————————–
    Указ. соч. С. 75.
    Наконец, последними указаны научные произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов и пластических произведений. К их числу относятся географические карты, планы топографии и т.д.
    Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера. Возможны и другие произведения, что прямо отмечено в рассматриваемом пункте.
    В пункте 1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения. В то же время их нельзя отнести к произведениям. По сути, все объекты авторского права в связи с этим можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия. Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК).
    В то же время отнесение последних к числу объектов авторского права потребовало более точного определения их правового режима. Этому служит положение п. 1 о том, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения.
    2. В пункте 2 ст. 1259 дается перечень произведений, которые не являются оригинальными. Результат творческой деятельности редко бывает абсолютно оригинальным с точки зрения его содержания. Использование сюжетов из жизни, рассказов знакомых, исторических событий является важнейшим условием творческой деятельности автора. Источником творчества автора может стать и другое произведение. В этом случае произведение может быть как оригинальным, так и производным. В первом случае автор использует чаще всего содержание одного произведения для создания другого, иногда с помощью того же способа выражения. Например, использование А.С. Пушкиным содержания отдельных глав “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина для создания “Бориса Годунова”. Но автор может не просто заимствовать сюжет, героев из другого произведения, а осуществить его переработку путем перевода на русский язык или инсценировки. В этом случае речь идет о производных произведениях.
    Творческий характер может носить даже подбор или расположение произведений или других материалов, не охраняемых авторским правом (например, сборники, справочники, антологии).
    При этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторского права с точки зрения их формы и способов выражения (литературные, музыкальные). Именно поэтому они выделяются в п. 2 комментируемой статьи.
    3. В пункте 3 указываются те формы, в которых могут существовать произведения.
    Форма произведения имеет два аспекта. Во-первых, как основа правовой охраны произведения, т.е. те характеристики произведения, которые отражают творчество автора: язык, способ изложения, форма подачи информации и т.д.
    Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения, то, благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. То есть, по сути, речь идет о способах фиксации и (или) “доведения”. Причем эти способы позволяют фиксировать и “доводить” не только произведения, но и любую необходимую информацию. Пункт 3 говорит как раз о таких формах. Гражданский кодекс не содержит требования о воспроизводимости применительно к форме произведения. Однако следует отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения. В противном случае оно не является формой произведения.
    Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение:
    письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
    устная (публичное произнесение, публичное исполнение и пр.);
    звуко- и видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);
    изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
    объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
    а равно другие формы.
    При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.
    Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой. Например, поэт придумал стихотворение, которое сразу публично произнес, а затем записал. То есть сначала мы имели дело с устной формой, а потом форма стала письменной.
    Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. Музыкальное произведение может существовать в виде нотной записи и в виде звукозаписи.
    Для устной формы характерно то, что она всегда сопряжена с обнародованием произведения. Если поэт прочел придуманное им стихотворение в пустом зале, то говорить о наличии устной формы произведения просто бессмысленно; произведение нельзя признать объективизированным. Если же осуществляет запись, то произведение также будет существовать не в устной форме, а в форме звуко- или видеозаписи.
    Закрепление произведения в какой-либо форме (за исключением устной) связано с появлением его материального носителя (бумага, блокнот, кассета, картина, диск, скульптура, макет и т.д.).
    Перечень форм в соответствии с п. 3 – не закрытый, допускаются иные формы. К их числу следует отнести запись литературного произведения в память ЭВМ, поскольку это нельзя отнести ни к письменной форме, ни к изображению, ни к звуко- или видеозаписи.
    4. Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и отдельных его частей или даже отдельных образов (персонажей), созданных автором, как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.
    Возможность признаваться самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит, необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.
    Это предусмотрено в п. 7 рассматриваемой статьи. В соответствии с этим пунктом объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж. При этом с точки зрения коммерческого использования интересны как раз такие части, названия, персонажи, которые являются результатом творческой деятельности.
    Наибольший интерес представляет персонаж – образ, созданный автором. В основе этого образа может быть реальный человек или даже историческая личность. Но с точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые явились результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.
    5. Наконец, в п. п. 5 и 6 комментируемой статьи устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектом авторского права. Они разбиты на две группы. К первой (п. 5) относятся такие результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем!) с помощью других институтов интеллектуальных прав. Например, способы и решения технических задач могут быть признаны в соответствии с п. 1 ст. 1350 ГК изобретением. Методы и решения организационных задач, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность, могут быть признаны секретом производства. Научные открытия представляют собой неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, поскольку они не включены в перечень объектов интеллектуальных прав, указанный в п. 1 ст. 1225 ГК.
    Сведения, документы, символы и знаки, указанные в п. 6, могут быть результатом творческого труда их авторов и с точки зрения своей сущности не отличаться от других объектов авторского права – произведений литературы, науки, искусства. Однако публичные интересы применительно к данным объектам абсолютно несовместимы с возможностью предоставления им какой бы то ни было частноправовой охраны. Использование официальных документов, флагов, гербов, орденов, денежных знаков не может быть обусловлено соблюдением авторских прав на них, что предопределяет отсутствие их в числе объектов этих прав.
    Произведения фольклора (народные песни, частушки, пословицы, поговорки) не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектами авторских прав.
    Сообщения, указанные в подп. 4 п. 6, нельзя отнести к произведениям. Они сводятся исключительно к доведению конкретного факта, например, о том, что поезд N 121 отправляется с четвертого пути, а программа о животных выйдет в эфир в 15 ч. 30 мин. С этой точки зрения они не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающим последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсы, комментарии и пр. могут стать объектами авторских прав.

  2. neobrig Ответить

    Охраняемые и неохраняемые объекты авторского права определяются на основании закона Российской Федерации и международных актов. Поскольку регистрация прав на результаты творческого процесса законом не предусмотрена, необходимо руководствоваться общими правилами их возникновения и подтверждения. В этой статье разберем, какие произведения входят в перечень охраняемых объектов, и по каким признакам в предоставлении охраны будет отказано.

    Что относится к охраняемым объектам

    Режим правовой охраны будет распространяться на произведение, которое отвечает признакам оригинальности, и имеет творческий характер. Для определения этих признаков необходимо учитывать правила ГК РФ:
    авторские права возникают только на произведение, выраженное в определенной форме – пока создатель не выразит свою идею или замысел в форме произведения литературы, либо иного объекта, режим авторских прав не возникает;
    оригинальный характер творения заключается в создании нового объекта, вне зависимости от его содержания, назначения и культурной ценности;
    творческий характер заключается в использовании в использовании умственного труда и мыслительной деятельности, что позволяет выразить замысел в объективной форме.
    Не является результатом творческой деятельности несущественная переработка  уже существующего произведения, если итог такой работы не создает новый оригинальный объект.
    Законодательство РФ содержит подробный перечень объектов, на которые распространяется режим охраны авторских прав:
    произведения в сфере искусства, науки и литературы – книги, рукописи, сборники, альманахи, монографии и т.д.;
    звукозаписи, в том числе с текстовым сопровождением;
    объекты изобразительного искусства, графика, живопись, дизайнерские работы и т.д.;
    объекты архитектурного творчества, в том числе проекты, макеты, чертежи и т.д.;
    программные продукты для ЭВМ и базы данных;
    объекты географии и картографии – карты, атласы, сборники и т.д.;
    иные виды объектов, перечисленные в ст. 1259 ГК РФ.
    Из перечисленных объектов специальный режим возникает только для программных продуктов и баз данных. Хотя программный код относится к произведениям литературы, права на эти объекты могут быть зарегистрированы по решению создателя или правообладателя. Хотя регистрация носит добровольный характер, получение свидетельства на программу существенно упростит защиту авторских прав от нарушений.
    Чтобы получить охрану, автору достаточно закончить работу над произведением или его частью. Уведомлять уполномоченные органы о факте появления нового результата творческого труда не нужно, однако создателю необходимо получить доказательства создания. Для этого закон предоставляет следующие возможности:
    депонирование материального носителя с произведением через авторские общества – например, произведение литературы и ряд иных объектов в РФ можно передать на депонент в РАО (Российское авторское общество);
    можно удостоверить факт создания через органы нотариата;
    при публикации своего творения автор может размещать знаки правовой охраны – символ «С» в окружности, имя или псевдоним, год первого издания.
    Для литературных произведений и ряда иных объектов можно пройти добровольную регистрацию через Библиотеку Конгресса США. Эта процедура доступна даже иностранным авторам, а условием для выдачи свидетельства является оплата пошлины и передача копии произведения в архив Библиотеки.
    Подтвердить авторство и возникновение режима охраны можно в судебном порядке. Как правило, это происходит при выявлении факта плагиата, либо частичного заимствования из произведения без согласия автора. Судебный акт, в котором будет указан надлежащий автор, можно впоследствии использовать как доказательство.
    Для других объектов творческого труда  можно использовать дополнительные способы доказывания – размещение на выставках и каталогах, отправка оригинального экземпляра по почте с описью вложения, участие в конкурсах. Однако даже необнародованное произведение будет охраняться по закону, хотя факт его создания будет доказать сложнее.
    Зачем нужно подтверждение авторства, если личные и имущественные права возникнут автоматически после создания произведения? Ввиду отсутствия правила об обязательной регистрации, объекты творчества крайне уязвимы от нарушений  со стороны третьих лиц. Незаконное использование, копирование или распространение произведений может происходить даже без издания на материальных носителях. Электронные версии произведений могут продаваться или безвозмездно передаваться через интернет, что нарушает права автора и причиняет ему материальный ущерб.
    Если произведение относится к охраняемым объектам, у автора возникают следующие правомочия:
    комплекс личных прав, которые будут действовать бессрочно и не подлежат отчуждению – на имя, на наименование и неприкосновенность произведения, на опубликование;
    исключительные (имущественные) права, которые дают возможность пользоваться объектом по собственному усмотрению, продавать и передавать его третьим лицам;
    право на защиту от нарушений – автор или правообладатель могут предъявлять письменные требований нарушителям, обращаться в судебные инстанции, требовать уголовного или административного наказания.
    При реализации указанных правомочий нужно подтвердить наличие прав на результат творческой деятельности.

    Неохраняемые объекты

    Закон содержит перечень объектов, которым не будет предоставлена правовая охрана, даже если  они носят уникальный и оригинальный характер. К ним относятся:
    сообщения информационного характера, чье содержание представляет собой только изложение фактов, общедоступных сведений, официальной информации – расписания движения транспорта, программы передачи радио и ТВ, новостные сообщения и т.д.;
    фольклор, т.е. произведение народного творчества, для которых невозможно определить автора;
    объекты государственной и муниципальной символики или геральдики;
    документы, имеющие официальный статус – законы и подзаконные акты, судебные решения, переводы указанных документов.
    Например, даже при принятии нового закона с уникальным содержанием, автор документа не приобретет комплекс личных или имущественных прав, в силу прямого указания закона.
    Фрагменты указанных неохраняемых объектов могут использовать без ограничений любым лицом. Такое использование может привести к созданию охраняемого объекта. Например, при создании научной монографии автор может включать в него фрагменты нормативных актов или судебных решений. Поскольку трактование законом или иных официальных документов может носить творческий характер, автор работы сможет получить защиту своих прав на оригинальное произведение.
    Также не предоставляется правовая охрана, если у объекта отсутствует творческий характер и признак оригинальности.  Пользование неохраняемым объектом разрешено без согласия его создателя, при этом автор не вправе требовать выплату вознаграждения.

    Охрана объектов промышленной и коммерческой собственности

    В отличие от результатов творческого труда, охрана объектам промышленной и коммерческой собственности предоставляется только после патентования и регистрации. Это связано с необходимостью подтвердить следующие условия:
    признаки патентоспособности – например, охрана изобретению будет предоставлена только при подтверждении новизны, применимости в промышленности, изобретательского уровня;
    различительную способность, отсутствие тождества и сходства с аналогичными обозначениями других компаний – эти признаки устанавливаются в отношении товарных знаков;
    статус юридического лица или ИП – только эти субъекты могут претендовать на охрану торговых марок;
    выражение объекта в определенной форме – например, для изобретения нужно представить его формулу, которая может включать множество пунктов, объединенных единым замыслов разработчика.
    Регистрация проводится по заявлению автора или правообладателя, а полноценный режим охраны возникнет лишь при получении патентного бланка или свидетельства. Одновременно в соответствующие реестры будут внесены данные об объекте и его владельце. Все сделки по продаже или передаче прав на такие объекты также подлежат регистрации через Роспатент с внесением изменений в реестры.
    Для объектов промышленной и коммерческой собственности установлены отдельные запреты и ограничения, не позволяющие получить охрану. Например, не предоставляется охрана товарному знаку, если он может ввести потребителей в заблуждение, либо противоречит принципам морали и гуманности. Для отказа в предоставлении правовой охраны достаточно отсутствие одного из обязательных признаков патентоспособности.

  3. Elena_Sanvelovna Ответить

    Если создано произведение науки, литературы (художественной, политической, социальной), то формой является язык, на котором оно написано или произнесено устно. К сожалению, в законе не указано это существенное условие для охраноспособности произведения. Для нашего многонационального государства именно язык, на котором создан оригинал произведения, является важным условием для защиты прав автора. Так, известный дагестанский писатель Расул Гамзатов писал стихи на своем родном аварском языке. Но поэт прекрасно понимал, что его стихи на родном языке не могут получить широкого распространения среди читателей, поэтому он всегда был согласен с тем, чтобы его стихи переводились на русский язык. Переводчиками стихов Р. Гамзатова были Р. Рождественский, Я. Козловский и многие другие.
    Произведения науки, литературы на английском, немецком и других языках могут быть переведены на русский язык только с согласия автора оригинала. Поэтому норму п. 3 комментируемой статьи следует уточнить, добавив условие о форме произведения: не просто письменная или устная, а с указанием языка, на котором оно создано.
    Произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства могут создаваться в форме изображения (картина художника, графические рисунки и др.). Произведения живописи могут быть созданы только на материальном носителе.
    2. Для характеристики произведения как объекта авторского права важным условием является не только форма, но и содержание. В литературе подчеркивается органическое единство содержания и формы произведения. При этом определяющее значение имеет содержание . Так, В.И. Серебровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» . В определении подчеркивается творческое начало созданного произведения, т.е. его содержание — идеи, мысли, образы, изображенные автором.
    ———————————
    Иоффе О.С. Советское гражданское право. ЛГУ, 1965. С. 31 и след.
    Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 39.
    Если рассмотреть хотя бы кратко соотношение формы и содержания произведения в отдельных видах творческой деятельности, то можно сделать вывод о приоритете содержания над формой. Так, известно, что любая наука есть система знаний, которые формируются в результате исследовательской деятельности, направленной на изучение новых явлений природы, общества, в результате которых разрабатываются новые теории, идеи, взгляды, концепции и т.д. Для этого используются методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, системы научной информации, имеющиеся научные знания как результат научного исследования. Любой ученый, занимающийся исследованиями в конкретной области знаний, безусловно, изучает монографии, статьи и другие источники информации по интересующей его проблеме с целью усвоения имеющихся достижений, высказанных другими авторами. И в любом случае читателя интересуют те мысли, взгляды, теории, суждения, доказательства, которые содержатся в источнике информации. Как утверждает П. Капица, наука всегда находится на уровне известного и неизвестного и ее развитие, познание последнего составляют творческую деятельность ученого.
    Живопись — вид изобразительного искусства, который является важным средством художественного отражения и истолкования действительности. Произведения живописи воздействуют на мысли и чувства зрителя. Замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью рисунка и цвета (колорита). Жанры живописи разнообразны: бытовая, батальная живопись, портрет, пейзаж и др. Произведение живописи создается на материальном носителе и всегда имеет свою форму и содержание. Так, картины художника Ф.П. Решетникова на бытовые темы всегда воспринимаются зрителем с большим интересом. Таковы, например, его полотна «Опять двойка», «На побывку». В них ярко выражено содержание конкретной ситуации. Портретная живопись имеет свои специфические черты. Художник в портрете стремится выразить через внешние черты особенности характера человека. Так, И.Е. Репин написал портрет М.П. Мусоргского в госпитале, когда композитор был уже смертельно болен. Живописный образ отличается убедительной достоверностью, художник показал богатство духовной жизни умирающего.
    О.А. Кипренский написал прижизненный портрет А.С. Пушкина, который признается венцом портретной галереи художника .
    ———————————
    Сингаевский В.Н. Третьяковская галерея. М.: АСТ, 2008. С. 39, 90.
    Художественная литература также подразделяется на жанры по разным признакам и основаниям. Произведения литературы по содержанию могут быть сатирические, трагические, патетические; в зависимости от объема произведения и способа построения образа они могут быть исторические, аллегорические, символические, фантастические, лирические, драматические и др.
    Писатель или поэт заранее имеет свой замысел будущего произведения и в соответствии со своими способностями, талантом создает произведение в виде романа, повести, рассказа, поэмы, в других жанрах. Во всех случаях создания произведения автор прописывает придуманные образы как действующих лиц, с их характерами, поступками, поведением. Автор всегда имеет конкретные идеи, мысли, которые вкладывает в поступки, слова своих героев. Если автор имеет цель воспеть природу, которая его окружает, то соответственно он избирает свои художественные приемы, способы, характеризующие величие, красоту гор, лесов, полей и рек. Тяжелые погодные условия он также способен осветить определенным образом. В любых произведениях художественной литературы для автора важно изложить смысл, идеи, которые у него в сознании возникают; в зависимости от содержания произведения автор по своему усмотрению избирает и форму изложения.
    Музыка — вид искусства, отображающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыкальное произведение способно конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния человека, выражать и связанные с чувствами идеи обобщенного плана. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются в народной музыке.
    Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом подобранные. Основными элементами выразительных средств музыки являются мелодия, гармония, темп, ритм, лад, динамика, полифония, инструментовка. С помощью известных музыкальных средств, приемов композитор создает музыкальный образ, идею, которая воспринимается слушателем. На материальном носителе музыка фиксируется в виде нот или звукозаписи.
    Музыка часто сочетается со словами и другими средствами, например опера, песня, а также балет, танец и др. Но основным в музыке всегда является ее содержание, т.е. те музыкальные образы, идеи, темы, мелодии, с помощью которых автор (композитор) высказывает свои мысли, настроение, отношение к окружающей действительности и т.д.
    Однако в науке встречаются многочисленные высказывания о том, что любое произведение как результат творческой деятельности имеет свою форму и содержание, но правом охраняется только форма произведения, в том числе и музыкального , а также утверждения, что произведение имеет по существу две формы — внешнюю, закрепленную на материальном носителе, и внутреннюю. При этом к внутренней форме относят те образы, идеи, теории, события, действия героев произведения, которые и составляют сущность самого произведения. В таком случае нельзя понять, что же составляет содержание произведения, тем более что содержание, т.е. те мысли, взгляды, идеи, художественные образы, всегда представляет основной интерес для читателя, слушателя, зрителя.
    ———————————
    Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. М.: Проспект, 2009. С. 6; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 116 — 119.
    В философии утверждается, что содержание и форма в искусстве — взаимообусловленные стороны произведения, при этом содержанию принадлежит ведущая роль. Форма — структура произведения, которая создается при помощи различных выразительных средств для воплощения содержания. Форма произведений искусства многообразна. К ее элементам относятся: язык, рифма, ритм, звукоинтонация, цвет и т.д. В соответствии с этим утверждением о том, что охраняется только форма произведения, согласиться нельзя, тем более что закон (ст. 1259 ГК) объектами авторских прав называет произведения науки, литературы и искусства как таковые, а значит, созданные в результате творческой деятельности человека.
    3. Бесспорным подтверждением охраны произведения в целом, а значит, и его содержания является норма ст. 1266 ГК РФ, предусматривающая право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений — недопустимость внесения в произведение каких-либо изменений, дополнений, сокращений без согласия автора. В п. 2 этой статьи особо подчеркивается, что всякие извращения, искажения или иные изменения произведения, порочащие честь и достоинство автора, дают основания последнему для предъявления иска в суд, а также право на компенсацию морального вреда.
    К объектам авторского права относятся также произведения скульптуры и архитектуры. Эти произведения имеют свои особенности формы и содержания. Скульптура — произведение трехмерное, объемное. Чаще всего автор создает скульптуру человека для выражения конкретной идеи, мысли создания героического образа. Так, всем известный памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. находится в Берлине (Трептов-парк). Это советский солдат с ребенком, сидящим на левой руке, и мечом, рассекающим фашистскую свастику (скульптор — Е.В. Вучетич). Столь же зрелищен памятник-ансамбль Победы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор тот же).
    Архитектура составляет область материальной культуры и вид искусства. Архитектура выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны ступени технического и эстетического начала.
    4. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрено правило, по которому авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
    С таким буквальным смыслом указанного правила согласиться достаточно сложно, так как многие объекты носят самостоятельный творческий характер. Остановимся хотя бы на некоторых из них. Так, идея произведения характеризуется как продукт эмоционального переживания и освоения жизни автором. Идея — это главная мысль, вывод, жизненный урок, вытекающий из целостного постижения произведения. Конечно, подобные идеи могут быть высказаны и другими авторами, но будут изложены своим творческим методом, способом. Или могут быть высказаны другие, противоположные идеи с соответствующим обоснованием. Запретить высказывания различными авторами сходных идей невозможно. Поэтому следовало в тексте рассматриваемой нормы указать, что на идеи как таковые не распространяются авторские права, но идеи конкретные, высказанные в произведении того или иного автора, авторским правом охраняются.
    Далее в тексте указанного пункта предусмотрено правило о нераспространении авторских прав на открытия. Однако есть географические открытия, открытия мест рождения полезных ископаемых и есть научные открытия.
    В свое время в прежнем законодательстве было дано официальное определение научного открытия: «Научным открытием признается обнаружение ранее не известных, объективно существующих закономерностей, явлений и свойств материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания». На практике известно, что многие ученые в области физики, химии, биологии, медицины в результате практических опытов, исследований открывают совершенно новые закономерности, явления, свойства материального мира. Эти открытия дают возможность для решения конкретных технических задач, создания изобретений, необходимых для внедрения в производство. Такие высокие достижения ученых являются основанием для получения государственных премий и наград. Права таких ученых на сделанные ими научные открытия, безусловно, охраняются авторским правом. Однако это не исключает возможность подобных открытий другими учеными в результате их самостоятельной творческой деятельности. Поэтому необходимо в анализируемый текст настоящего закона внести соответствующее дополнение, изложенное выше, т.е. о том, что авторские права не распространяются на указанные объекты как таковые.
    5. Произведение как результат творческой деятельности, созданное конкретным автором, впервые характеризуется как оригинал. Однако законом предусматривается возможность создания производных произведений, которые представляют собой переработку ранее созданного произведения другим лицом. Авторское право исходит из необходимости предоставить возможность художнику опираться в творчестве на произведения предшественников, но важно, чтобы использованный материал подвергался в процессе переработки существенным изменениям. К производным произведениям относятся переводы, аннотации, рефераты, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Во всех указанных видах переработки должен быть проявлен элемент самостоятельной творческой деятельности.
    Отдельно указаны в комментируемой статье как объекты авторского права составные произведения, к которым относятся энциклопедии, антологии, базы данных и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом произведения, включенные в сборники, аннотации, энциклопедии и другие собрания, могут не иметь конкретных авторов, но это не влияет на признание авторства за создателем составного произведения.

  4. sidhome Ответить

    При применении положений пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, необходимо помнить:
    Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
    Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.
    По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.
    Что касается свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ), то нужно учесть:

  5. paul atrades Ответить

    У официальных документов, в том числе и у административных актов и судебных решений, символов и знаков, конечно же, есть авторы в широком (бытовом) значении, а сами они чаще всего имеют признаки ав­торских произведений. Однако, желая разграничить публичный и частный интерес в таких случаях, законодатель в волевом порядке исключил документы из числа защищаемых авторским правом. Как отмечает Э. П. Гаврилов, исключение официальных документов, а также государственных (муниципальных) символов и знаков из поля авторской защиты обусловлено тем, что «их правовой режим «не совместим» с правовым режимом объектов авторского права»[58]. Все указанные выше объекты должны использоваться в соответствии с особыми предписаниями: официальные документы должны широко и беспрепятственно распространяться, государственные (и муниципальные) символы и знаки используются широко, в рамках особых правил. Объем, характер и порядок их использования не может определяться или ограничиваться принявшим их органом или тем органом, от которого они исходят, они должны определяться потребностями общества.
    Вместе с тем законодатель не разрешил вопрос о судьбе локальных актов как объектов авторского права. Следует согласиться с А. Н. Кайлем, который считает, что локальный акт «в силу присущих ему черт и значимости должен быть доступен всем, так как рассчитан на широкий круг лиц. В связи с этим издаваемые юридическими лицами официальные документы не могут охраняться авторским правом, которое предусматривает ограничения в пользовании произведением»[59].
    Надо заметить, что официальные документы, государственные и муниципальные символы и знаки не охраняются авторским правом только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим государственным (муниципальным) органом.
    Следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.
    Третью группу объектов, не охраняемых авторским правом, составляют произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Данное исключение из сферы защиты авторским правом не всеми авторами рассматривается как позитивное. Так, Е. В. Шишмакова пишет, что «отсутствие правовой охраны делает такие произведения … своего рода «легкой добычей», и их использование может приносить большую прибыль, направление которой на развитие народного творчества как раз и позволило бы решить проблему ограниченности материальных ресурсов и обеспечить произведениям народного творчества необходимый уровень конкурентоспособности на рынке литературных и художественных произведений»[60].
    Фольклор дословно в переводе с английского означает «народная мудрость». Э. П. Гаврилов определяет фольклор как коллективную творческую деятельность народа, воплощенную в произведениях художественной словесности, музыки, танца, архитектуры декоративно-прикладного искусства[61].
    Определение понятия «фольклор» дано в Рекомендации о сохранении фольклора, принятой в 1989 г., в соответствии с которой фольклор (или традиционная и народная культура) есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; при этом фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Формы фольклора включают язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества[62].
    Фольклор является способом принадлежности к определенной культуре, охватывающий все аспекты культурного наследия, включая произведения изобразительного искусства, песни, танцы, сказания, обычаи, знания из области традиционной народной медицины и т.д.[63]
    Произведения народного творчества не признаются авторски­ми произведениями, в силу того, что их автора не возможно персонифицировать. Автором произведения народного творчества является народ или национально-этническая группа лиц, которые создали это произведение, сохраняют его, исполняют, тиражируют и т.п., считая его своим.
    По мнению В. П. Павлова «из того обстоятельства, что автор произведения не может быть установлен, не следует вывод об отсутствии автора. Ведь любое творческое произведение может возникнуть лишь как результат деятельности автора – индивидуального или коллективного. Вопрос состоит только в том, чтобы применить к такому произведению процедуру установления авторства и на период выяснения этого обстоятельства определить лицо (орган), которое будет управлять данным имуществом[64].
    Невозможность установить личность автора в законодательстве ряда государств не является препятствием предоставлению произведению авторско-правовой охраны. Так, например, в авторском праве Великобритании используется институт «неустановленного авторства», по смыслу которого произведение признается созданным неустановленным автором в случае, когда личность его автора неизвестна и не может быть установлена любыми разумными способами. Срок действия авторского права на такое произведение ограничен 50 годами с момента, когда произведение было впервые представлено публике[65].
    Учитывая, что произведения народного творчества создаются в результате коллективного труда в научной литературе выдвигались предложения защищать их как коллективные[66]. При этом Е. В. Шишмакова квалифицирует народное творчество в качестве одного из видов соавторства и считает, что, признав автором произведений народного творчества этническую группу (народность), «правильным будет возложить вопросы использования и защиты произведений народного творчества на национально-культурные автономии»[67].
    Надо отметить, что лица, исполняющие или тиражирующие произведения народного творчества (сказители народных былин, рассказчики анекдотов, исполнители песен, танцоры и т.п.), пользуются авторскими правами как переработчики, обработчики (ст. 1260 ГК РФ) или исполнительскими правами (гл. 71 ГК РФ). Однако на сами произведения народного творчества эти лица никаких авторских прав не приобретают.
    Четвертая группа объектов, не охраняемая авторским правом, – это сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
    Закон об авторском праве в ст. 8 закреплял аналогичную норму, но при этом не расшифровывал о каких событиях и фактах идет речь. Напротив ГК РФ закрепляет их примерный перечень – сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное.
    Программы телепередач и расписания движения транспортных средств в указанный перечень были включены на основе выводов судебной практики. Вместе с тем ранее авторская защита не предоставлялась указанным объектам на том основании, что программы телепередач и расписания движения транспортных средств рассматривались как идеи, которые, как известно, авторским правом не охраняются. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 14 февраля 2006 г. № 8911/05 указал, что согласно ст. 6 Закона об авторском праве «идеи разработчиков схем движения или принципы направлений осуществления перевозок пассажиров не подлежат охране законом. Подобные идеи могут использоваться любыми перевозчиками без каких-либо разрешений»[68]. В целом причиной для отмены судебных актов нижестоящих судов по указанному делу послужило то, что «схемы не оценивались на предмет их оригинальности, творческого характера формы их выражения»[69].
    Относительно программ телепередач надо отметить, что в 1994 г. Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ были вынесены рекомендации «О правовой природе программ теле- и радиопередач, публикуе­мых в периодических изданиях»[70], которыми признавалось, что при определенных обстоятель­ствах указанные программы могут рассматриваться как самостоя­тельный объект авторского права. Вопрос такого порядка следует решать применительно к конкретной публикации о передачах и исходя из их формы представления. Однако позже, в 1999 г. Президиум ВАС РФ в п. 1 информационного письма № 47 «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права»[71].
    Пример из судебной практики. В соответствии с договором между ТОО «Студия ТВ “ГИЦ”» и редакцией газеты «Резонанс», редакция обязалась публиковать программу передач Юргинского телевидения. Через какое-то время после окончания действия договора газета возобновила публикование телепрограммы, но уже без договора с ТОО «Студия ТВ “ГИЦ”». ТОО «Студия ТВ “ГИЦ”», полагая, что ответчик нарушил его авторские права и договорные обязательства, обратилось в суд.
    Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, счел, что предметом спора является программа передач как совокупность передаваемых в эфир материалов, созданная в результате творческой деятельности.
    Президиум ВАС РФ отменяя решение, указал, что то, «в какой последовательности и в какое время идут в эфир передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они интересны, – все это в целом может являться результатом творческой деятельности. В указанном смысле программа передач схожа со сборниками и другими составными произведениями, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по оригинальной схеме». Вместе с тем авторское право охраняет лишь форму, а не содержание произведения и не распространяется на идеи, положенные в основу построения программы.
    «Программа передач как доводимая до слушателей (зрителей) информация о том, что и когда будет передано в эфир … при отсутствии оригинальной формы ее подачи не образует самостоятельного произведения, а подпадает под понятие «сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер», и поэтому … не является объектов авторского права»[72].
    Исключение событий и фактов, имеющих исключительно информационный характер, из сферы защиты авторским правом основано на нормах международного права.
    Охрана указанным объектам не предоставляется в связи с тем, что они не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. Как отмечает Э. П. Гаврилов, единственным правовым обоснованием исключения сообщений о событиях и фактах из сферы авторского права «является отсутствие у таких сообщений оригинальности», но «если такое сообщение является оригинальным, уникальным, оно должно признаваться объектом авторского права, даже если оно представляет собой «расписание движения поездов» и т.п.»[73].
    Пример из судебной практики. Басманный районный суд г. Москвы решением от 24 декабря 1999 г. не признал объектами авторского права краткие фразы, описывающие конкретную ситуацию, с которой может столкнуться бухгалтер, осуществляющий бухгалтерские записи (так называемые «бухгалтерские проводки»). Речь шла, в частности, о следующих фразах: «Выданы из кассы подотчетные суммы», «Списана стоимость животных, павших или забитых в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями». Суд учел также, что эти фразы, хотя и в несколько измененной форме, содержатся в официальных инструкциях. В дальнейшем указанное решение было оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Мосгорсуда[74].
    Исключение событий и фактов, имеющих исключительно информационный характер, из сферы защиты авторским правом основано на нормах международного права. В п. 8 ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений закреплено, что «охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой пресс-информации».
    Охрана указанным объектам не предоставляется в связи с тем, что они не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. Как отмечает Э. П. Гаврилов, единственным правовым обоснованием исключения сообщений о событиях и фактах из сферы авторского права «является отсутствие у таких сообщений оригинальности», но «если такое сообщение является оригинальным, уникальным, оно должно признаваться объектом авторского права, даже если оно представляет собой «расписание движения поездов» и т.п.»[75]. Подобного мнения придерживаются и другие авторы. Так, С. П. Гришаев пишет, что «провести грань между произведением, охраняемым авторским правом, и сообщением, имеющим информационный характер, бывает достаточно сложно, поскольку само сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, имеет творческий характер и соответственно охраняется авторским правом. При наличии комментариев, анализа и т.д. они уже однозначно будут рассматриваться в качестве произведений, охраняемых авторским правом»[76]. В. А. Хохлов замечает, что сообщения информационного характера «не признаются объектами авторского права, лишь до тех пор пока не появятся признаки творчества»[77].
    Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ «О средствах массовой информации» при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационные агентства обязательна.
    Таким образом, четыре рассмотренных выше группы объектов могут быть условно разделены на две группы[78]. Первая группа включает результаты, обладающие всеми признаками объектов авторского права, но тем не менее не охраняемые в силу прямого указания закона «в силу присущих им особых функций, требующих их широкого и свободного использования в общественных интересах»[79] (официальные документы государственных органов и организаций местного самоуправления, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки; символы и знаки муниципальных образований).
    Вторая группа объединяет результаты интеллектуальной деятельности, у которых отсутствуют те или иные признаки объекта авторских прав (произведения народного творчества (фольклор) и сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер).
    Надо отметить, что законодатель, формулируя норму п. 6 ст. 1259 ГК РФ использовал выражение «не являются объектами авторского права». Соответственно, поскольку не объекты авторского права, не являются они и произведениями, т.е. не обладают творческим характером. По верному замечанию Э. П. Гаврилова, это не так, поскольку только сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер не соответствуют требованиям, предъявляемым к произведениям, все остальные объекты, как мы убедились выше – это произведения, по тем или иным причинам выведенные из сфер защиты авторского права[80]. В силу этого логичнее было бы изложить первое предложение п. 6 ст. 1259 ГК РФ в следующей редакции: «Не охраняются нормами авторского права:».
    Логическое толкование норм ГК РФ позволяет нам выделить пятую группу произведений, не охраняемых авторским правом, – это произведения, срок действия исключительного права на которые истек. Данная группа произведений может быть отнесена к неохраняемым с оговоркой – истечение срока не влияет на охрану правомочий ав­торства, имени автора и неприкосновенности произведения (п. 1 ст. 1267 ГК РФ).
    В соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Это правило основано на доктринальном положении, в соответствии с которым правовую охрану в рамках авторского права получает форма произведения, а не его содержание. Идея или замысел, положенный в основу создания произведения, является неохраняемым. При этом лицо, подавшее идею, не будет рассматриваться в качестве соавтора. Например, А.С. Пушкин подсказал Н.В. Гоголю идею для произведения «Мертвые души», но поскольку последний воплотил эту идею в произведении самостоятельно, Александр Сергеевич не считается соавтором.
    Пример из судебной практики. Мировой практике известны случаи обвинения в плагиате идей. Так, Дэна Брауна, автору бестселлера «Код да Винчи» предъявили иск, обвиняя его в «литературном воровстве». Сам Дэн Браун признал, что «позаимствовал некоторые идеи» из книги «Священная кровь и святой Грааль», авторами которой являются М. Бейджент и Р. Ли. Лондонский суд отказал в удовлетворении предъявленных требований, поскольку не усмотрел в действиях ответчика состава плагиата[81].

  6. oleg.1977 Ответить

    Пунктом 3 статьи 1266 ГК РФ предусмотрена возможность автора публично в одностороннем порядке распорядиться своим исключительным правом путем ограничения его действия в определенных пределах в интересах общества, дав согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. Такое согласие может быть дано автором только в случаях, если им сделано публично (то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц посредством размещения в сети “Интернет” на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, ответственного за размещение соответствующих заявлений) заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение либо объект смежных прав на определенных автором условиях и в течение указанного им срока (пункт 5 статьи 1233 ГК РФ), а также предоставления автором права на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности в пределах и на условиях открытой лицензии (пункт 2 статьи 1286.1 ГК РФ).

  7. 457max Ответить

    К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Согласно ст. 6 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
    Однако существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.
    1. Произведения, в отношении которых истёк срок действия авторского права. Истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.
    2. Официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера – инструкции, указания, стандарты, методические рекомендации, уставы юридических лиц и т.п., судебные решения и иные акты правоприменительных органов – обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов предварительного следствия и т.п., а также иные официальные документы, исходящие от организаций и должностных лиц, – отчеты, справки, патентные описания, иски и т.п. Государственными символами и знаками считаются флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т.п.
    3. Произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора – частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т.п. Причиной исключения произведений народного творчества из сферы хранения является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, так как их автором является народ.
    4. Сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь точным его отражением и не включает в себя элементы творчества. Таковы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных происшествиях и т.п. Поскольку на первый план здесь выдвигаются точность и оперативность информации, она подается, как правило, в очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторской индивидуальности. Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, – это требовать указания другими органами, сообщающими данную информацию, на источник её первоначального обнародования.
    Лекция №3

  8. bumbum9 Ответить

    К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат, он нормами авторского права не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т.п. при условии, что составителем не была применена оригинальная система изложения справочных данных. В спорных случаях наличие творческого вклада устанавливается экспертизой, проводимой соответствующими специалистами.
    В связи с тем, что доктрина российского авторского права предполагает охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в литературе /неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в п.4 ст.6 Закона, “Об авторском праве и смежных правах” положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов, права, например патентного права; вопросы охраны других творческих результатов обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет.
    Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.
    Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, на которые истек срок действия авторского права. Здесь же отметим, что истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.
    Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера – инструкции, указания, стандарты, методические рекомендации, уставы юридических лиц и т.п., судебные решения и иные акты правоприменительных органов – обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов предварительного следствия и т.п., а также иные официальные документы, исходящие от организаций и должностных лиц, – отчеты, справки, патентные описания, иски и т.п. Государственными символами и знаками считаются флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т.п.
    Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо ограничений.
    В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора – частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п. произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т.п. При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы большого смысла, ибо они не охраняются авторским правом в силу истечении срока охраны.
    В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст.8 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”).
    Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, – это требовать указания другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования. Так, согласно ст.23 Закона РФ “О средствах массовой информации”, при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Обязательность ссылки на другие (кроме информационных агентств) средства массовой информации, а также конкретных лиц, первыми получивших ту или иную информацию, имеется лишь тогда, когда такая просьба или условия прямо выражены этим органом или автором конкретного сообщения. В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается авторским комментарием, оценками значимости происшедшего, прогнозами, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта авторского права. Дословное воспроизведение таких сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это специально не запрещено (п.3 ст. 19 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”).
    Не так давно в отечественной практике достаточно остро встал вопрос о том, охраняются ли авторским правом программы теле – и радиопередач и, соответственно, могут ли газеты их свободно перепечатывать. Страсти по этому поводу особенно накалились после принятия 19 мая 1994 г. Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ рекомендации “О правовой природе программ теле – и радиопередач, публикуемых в периодических печатных изданиях”11 Российская газета. 1994. 28 мая. .
    Судебная палата высказалась в пользу признания программ передач объектами интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми, в том числе распространение программ, принадлежит телерадиокомпаниям. Такое решение вопроса вызвало крайне негативную реакцию многих периодических изданий, а также полемику на страницах печати22 См„ напр.: Российская газета. 1994. 28 мая; 8 июня; 13 июля и др. . При этом как сторонники, так и противники принятой Судебной палатой рекомендации ссылались на соответствующие примеры из практики, а также апеллировали к уже состоявшимся судебным процессам, завершившимся прямо противоположными решениями.
    Если же обратиться к существу дела, то его можно свести к двум тесно взаимосвязанным вопросам, а именно:
    1) соответствуют ли программы передач требованиям, предъявляемым к объектам авторского права и 2) если они не являются объектами авторского права, то могут ли телерадиокомпании передавать их периодическим изданиям за плату.
    Указанные интеллектуальные достижения в случае, если они выражены в доступной для восприятия форме, являются одной из составляющих содержания авторских произведений. Но авторское право в силу присущих ему ограниченных возможностей охраняет лишь форму, а не содержание произведений.
    Возвращаясь непосредственно к программам передач, необходимо заметить, что суть усилий составителей сетки вещания заключается в творческой разработке именно содержательной части такого результата интеллектуальной деятельности, как программа. То, как соотносятся между собой передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они адресованы, в какое время они передаются в эфир – это и многое другое является результатом творческой деятельности. В этом смысле программы передач сродни сборникам и другим составным произведениям, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по какой-либо оригинальной схеме. Как и по отношению к сборникам, применительно к программам радио – и телепередач правомерна постановка вопроса о недопустимости заимствования той оригинальной системы, которая положена в основу программы как совокупности определенных материалов, передаваемых в эфир.
    От программы передач как совокупности передаваемых в эфир материалов необходимо отличать программу передач как доводимую до слушателей (зрителей) информацию о тех передачах, которые будут переданы в эфир. Данная информация, если только она не подается в какой-либо оригинальной форме, никакого самостоятельного произведения не образует. В таком своем понимании программа передач подпадает под сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер и не являющееся объектом авторского права (ст.8 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Из этого следует, что информация о программах передач может использоваться любыми заинтересованными лицами, в том числе газетами, свободно, т.е. без разрешения телерадиокомпаний и без выплаты какого-либо вознаграждения11 Вывод о том, что с позиций российского авторского законодательства информация о программах передач не является объектом авторского права, не будет поколеблен даже в том случае, если в готовящемся законе о теле – и радиовещании вопрос о перепечатке программ будет решен в пользу организаций эфирного вещания. .
    Сказанное, однако, вовсе не означает, что между организациями эфирного вещания и газетами не могут заключаться договоры о передаче информации о программах передач для их печатания в газетах. В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности22 См.: Гражданское право / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. Часть 1. СПб., 1996.С. 190. . В этом плане программа передач как особый информационный продукт может передаваться на определенных условиях любым заинтересованным лицам.
    Иными словами, организации эфирного вещания могут продавать информацию о программах своих передач, но только тем газетам, которые заинтересованы в ее приобретении для получения тех или иных преимуществ. Те же газеты, которые получают эту информацию законным путем из других источников, например, узнавая ее из газет, уже опубликовавших программы передач, могут делать это свободно, так как никакого нарушения авторских прав здесь не происходит.

  9. ham125 Ответить

    Представляют ли собой действия переработку произведения, или это просто «нарушение неприкосновенности» – также определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По мнению высших судов, высказанному в одном из недавних постановлений, посвященных четвертой части ГК, основным критерием, по которому переработка отделяется от нарушения права на неприкосновенность, является то, создается ли при изменениях новое произведение.
    А основным критерием, которому должно удовлетворять произведение для того, чтобы попасть под охрану авторским правом, является его творческий характер. Это закреплено в статье 1257 ГК.
    И здесь мы подходим к одному из самых важных вопросов авторского права, вопросу творчества. Под «творческой» традиционно понимается деятельность, порождающая нечто, качественно новое, оригинальное. Если два разных человека выполняют одну и ту же работу, предполагающую творчество, то получат они, скорее всего, разные результаты. Это – один из косвенных критериев, позволяющих судить о творческом характере. Первая часть 1259 статьи устанавливает, что объекты авторских прав охраняются «независимо от достоинств и назначения произведения». То есть, что творческий характер произведения предполагается, пока не доказано обратное.
    Еще одно широко распространенное неверное мнение – будто бы копирайтом охраняются только те произведения, которые зарегистрированы. Это не так: в законе говорится о регистрации только программ для ЭВМ, причем регистрация эта не имеет обязательного характера. Это отдельно отмечено в той же статье 1259:

  10. Sil_ver Ответить

    “Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав”
    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)
    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”, при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат интеллектуальной деятельности объектом авторского права, судам следует учитывать, что, по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи, таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
    Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2016 N 211
    (ред. от 10.10.2016)
    “Об утверждении Правил оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных, Правил составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, и их форм, Порядка государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин и базы данных, Перечня сведений о зарегистрированной программе для электронных вычислительных машин или базе данных, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, формы свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, формы свидетельства о государственной регистрации базы данных”
    (Зарегистрировано
    3. Заявка должна относиться к одной программе для ЭВМ, одной базе данных, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6708, 6724; 2016, N 1, ст. 51) (далее – Кодекс), или одной базе данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса, и содержать:
    Приказ Роспатента от 25.07.2011 N 87
    (ред. от 14.01.2014)
    “О введении в действие Руководства по экспертизе заявок на изобретения”
    Статья 1261 Кодекса устанавливает также, что программы для ЭВМ (в том числе операционные системы и программные комплексы) могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В данном случае имеются в виду языки программирования. Программы для ЭВМ являются объектом авторского права и охраняются как произведения литературы (последний абзац пункта 1 статьи 1259 Кодекса).
    Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 575-О-О
    “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозовского Владимира Евгеньевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации”
    Кроме того, согласно действующему уголовному законодательству применение уголовного закона по аналогии не допускается (часть вторая статьи 3 УК Российской Федерации). В связи с этим не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что часть первая статьи 327 УК Российской Федерации предполагает использование при ее применении термина “официальный документ” в том значении, которое ему придано в нормах иной отраслевой принадлежности (например, в содержащихся в статье 1259 ГК Российской Федерации определениях применительно к авторским и смежным правам, в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов” и др.).
    Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-07-15/44
    Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса в отношении программ для ЭВМ или баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом. Так, в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных правообладатель может зарегистрировать такую программу или базу в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по своему желанию.
    Минобрнауки РФ от 09.02.2011 N АП-105/07
    “Об обеспечении свободного доступа к фондам библиотек”
    1) составных произведений, если по подбору или расположению материалов они представляют собой результат творческого труда (подпункт 2 пункта 2 статьи 1259 ГК РФ); при этом у автора-составителя возникают авторские права на осуществленный им подбор и расположение материалов;
    Приказ Роспатента от 31.12.2009 N 199
    “Об утверждении Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на изобретения”
    Приведенное выше определение дополняет положение статьи 1261 Кодекса, согласно которому программы для ЭВМ (в том числе операционные системы и программные комплексы) могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В данном случае имеются в виду языки программирования. Программы для ЭВМ являются объектом авторского права и охраняются как произведения литературы (последний абзац пункта 1 статьи 1259 Кодекса),
    Минфина России от 21.10.2014 N 03-07-03/52967
    В связи с этим, а также на основании норм статей 1235, 1236, 1238, 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к операциям, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, относятся в том числе:

  11. otyg Ответить

    К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
    Закон устанавливает открытый перечень, это означает, что к произведению можно отнести и другие объекты науки, литературы и искусства не перечисленные в статье, но подходящие по формальным признакам, установленным законом.
    Произведения охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа его выражения. Это значит, что рисунок ребенка и картина профессионального художника являются объектом авторского права и с законодательной точки зрения различий между ними нет. Также нет различий в правовой охране готового сценария или одной сцены или диалога, финального драфта или черновика.
    К объектам авторских прав относятся:
    производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, если роман переработан в сценарий, то производным произведением является сценарий;
    составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К составным произведениям относится, например, интернет-сайт, база данных.
    Авторские права распространяются как на обнародованные (ставшие доступными для всеобщего сведения), так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко— или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
    Необходимо понимать, что закон защищает форму, а не содержание произведения.Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
    Но тем не менее рекомендуется защищать свои авторские права, заранее собирая доказательства авторства.
    Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

  12. Петро_2008 Ответить

    Автор – Бардов А.Л., из личного архива.
    ^
    В таком случае при корректном указании реального автора и источника заимствования (ссылка на сайт – вполне сгодится) проблем, скорее всего, не будет.
    Теперь немного по самым основным аспектам:
    1. Авторское право возникает в момент создания произведения. Никакой регистрации или иных формальностей не требуется. Строго говоря, среди объектов авторских прав регистрировать в РФ в принципе можно лишь права на программы и базы данных, но и это не является обязательным.
    2. “По умолчанию” считается, что любой результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом. Т.е. потенциально каждая фотография, каждый “квадрат Малевича” и детский рисунок – объект авторского права, пока не доказано иное.
    3. Также “по умолчанию” считается, что указанное на экземпляре произведения в качестве автора лицо – является настоящим автором. Отсюда и “вотермарки” на фотографиях.
    4. Закон не делает различий между коммерческим и некоммерческим использованием. Нарушение при использовании без согласия и вне установленных пределов свободного использования будет в любом случае, а вот уже его правовые последствия (например, в виде размера компенсации) могут отличаться.
    5. Выложенное в интернете нельзя просто так взять и использовать. Если кто-то выложил чудные фото на своём сайте, это не значит, что он утратил права на эти фото. Это заблуждение вышло боком многим наивным лицам.
    6. Значок “С” в кружочке” (именуемый нередко как “значок копирайта”) абсолютно необязателен. Указан он или нет – не имеет принципиально никакого значения. Никакого обязательного порядка указания автора тоже нет. Указывать своё имя на экземпляре – это право, а не обязанность.
    7. Идеи не охраняются авторским правом.
    8. Времена, когда можно было беззаботно думать, что “в России за нарушение авторских прав не наказывают” давно прошли. Поток судебных дел по защите авторских прав – колоссален, и суммы взысканий порой весьма внушительные. Непринуждённо взяв чужое, можно нажить себе очень крупных проблем.
    И важное дополнение:
    зачастую за каждой удачной фотографией, потрясающим видеороликом или изумительной музыкальной композицией “стоят” многочисленные неудачные попытки, бессонные ночи творцов, гектолитры выпитого кофе, километры отчаяния и клочья поседевших волос. Сделать хороший контент – это, как правило, означает приложить серьёзные усилия и затратить значительные ресурсы. Давайте это уважать 🙂
    Надеюсь, материал был полезен. Если есть вопросы – пишите в комментариях, по возможности отвечу.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *