Какие отрасли входят в состав машиностроительного комплекса?

1 ответ на вопрос “Какие отрасли входят в состав машиностроительного комплекса?”

  1. Corne Ответить

    Я считаю, что машиностроение в наше время – довольно актуальное направление, так как современный мир не может обойтись без транспорта, различных машин и бытовой техники. У нас в стране очень много предприятий, занимающихся данным производством, и с каждым днем они только улучшаются параллельно с развитием технологий.

    Машиностроение и его особенности

    Относится оно к обрабатывающей отрасли и делится на наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое, в зависимости от технологий производства. По всему миру я бы выделил General Motors и Toyota Motor, которые являются самыми крупными компаниями, и их доходы в год исчисляются сотнями миллиардов долларов. Российские фирмы не такие популярные, но на нашем рынке их продукты очень востребованы (АвтоВАЗ, КамАЗ и другие). Как можно заметить, предприятия, которые занимаются строением автомобилей, – самые распространенные и популярные.

    Отрасли, входящие в состав машиностроения

    Подразделение на группы происходит в зависимости от того, каких размеров продукция, и для чего она предназначена. Выделяются следующие его виды:
    точное;
    общее;
    тяжелое;
    среднее;
    ремонт машин.
    Первая отрасль занимается разработкой радиотехнических и электротехнических приспособлений, приборостроением, а на рынок выходят персональные компьютеры, авиационные приборы, часы и т.д. Общее машиностроение делится на сельскохозяйственное, производство оборудования технологического характера и транспортное. Последнее занимается постройкой ж/д техники, авиации (самолетов, вертолетов), морских судов и космических ракет. Тяжелое строение включает в себя металлургию, создает оборудование для шахт, экскаваторы, кузнечно-прессовые приспособления, подъемно-транспортные виды машин и т.д.
    Среднее – одно из самых распространенных, так как делает автомобили, трактора, станки, бытовые приборы и роботов. А в советские времена эта отрасль занималась даже разработкой ядерного оружия. Последний вид строения говорит сам за себя и включает мероприятия по ремонту машин различных видов производства, которые были перечислены выше.

  2. Dolabar Ответить

    Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.
    Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.
    Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть — Центральная Россия, Поволжье. Таким образом, транспортный фактор — важнейший для размещения машиностроения.
    Предприятия наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электронное, радиотехническое) ориентируются на фактор наукоёмкости и размещаются там, где есть развитая научная база (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и т. д.).
    Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.
    Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки — приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения — Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

    Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например —Урал — Екатеринбург, Сибирь — Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например — Санкт-Петербург.
    Многие виды машин нужны везде, а некоторые (например, льноуборочные комбайны, тракторы для вывоза леса) требуются только в отдельных регионах. При этом такие машины сложно транспортировать, значит, их выгоднее производить, там, где есть в них потребность — потребительский фактор.
    Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.
    Машиностроение — ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.
    Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.
    Перспективными направлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

  3. Snowwalker Ответить

    Общее машиностроение характеризуется средней или даже малой металлоемкостью, небольшой трудоемкостью.
    Предприятия в основном ориентируются на районы потребления и реализации производимой продукции, дабы сократить расходы на транспортировку.
    В основном общее машиностроение направленно на выпуск оборудования для нефтегазовых, сельскохозяйственных, химических и т. п. предприятий, и имеют широкое распространение на всей территории России.

    Среднее машиностроение

    К среднему машиностроению можно отнести такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, робототехнику и т. п.
    В советское время среднее машиностроение в основном было направленно на производство ядерного оружия.
    Одним из первых начало развиваться тракторостроение. Самые большие заводы располагались в сельскохозяйственных районах, но при этом недалеко от металлургических баз (Челябинск, Волгоград). В дальнейшем тракторы стали применяться не только в сельскохозяйственных целях, но и в промышленных (тягачи, бульдозеры), поэтому имело смысл открыть специальные заводы тяжелых промышленных тракторов.
    В свою очередь производство сельскохозяйственных машин располагалось вблизи от районов потребления. Данные заводы занимались выпуском комбайнов, машин для уборки кормовых и всевозможных технических культур.
    Автомобилестроение сосредотачивалось в основном в центральных районах, где преобладали квалифицированные трудовые ресурсы, а также имелось большое число потребителей.
    Создавались специальные предприятия для обеспечения автомобильных заводов агрегатами и деталями. Так же автомобилестроение занималось выпуском подшипников для любых отраслей народного хозяйства.

    Точное машиностроение

  4. Molv Ответить

    Станкостроительные предприятия выпускают:
    металлорежущие станки: токарные, сверлильные, расточные, фрезерные;
    кузнечно-прессовые машины;
    металлообрабатывающие прессы, штамповочные, ковочные машины;
    лесопильные рамы;
    деревообрабатывающие станки;
    станки с ЧПУ.

    Транспортное машиностроение

    Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:
    локомотивы;
    грузовые и пассажирские вагоны;
    электропоезда, вагоны метро;
    трамваи и рельсовые автобусы.
    Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.
    Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.

    Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.
    Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.
    Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:
    здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
    АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.
    В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.

    Сельскохозяйственное машиностроение

    В этой отрасли производится продукция сельскохозяйственного назначения:
    зерноуборочные комбайны;
    картофелеуборочные, льноуборочные, силосоуборочные машины;
    колесные и гусеничные тракторы разнообразной модификации.

    Точное машиностроение

    Его ведущими отраслями являются:
    приборостроение;
    радиотехника и электроника;
    электротехническая промышленность.
    Продукция весьма разнообразна:
    компьютеры;
    оптические приборы;
    радиоэлектронная аппаратура;
    авиационные приборы;
    медицинские приборы;
    волоконная оптика;
    часы.

  5. Magal Ответить

    Большая доля продукции машиностроения России предназначена для военно-промышленного комплекса и АПК. Важную роль играют отрасли электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

    Территориальная структура российского машиностроения отражает общую диспропорцию экономики страны. Примерно $85$% продукции машиностроения производится предприятиями европейской части России. Потребности в машиностроительной продукции экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока удовлетворяются за счет доставки товаров с европейской части страны и импорта.
    На территории европейской части России благоприятные условия для развития трудоемких отраслей машиностроения, требующих высокой квалификации рабочей силы, и наукоемких производств на базе крупных научных центров. В Сибири и на Дальнем Востоке целесообразно размещать материало- и энергоемкие предприятия машиностроительного комплекса. Важную роль играет внедрение автоматизации производства.
    Необходимо придать российскому машиностроению статус современного конкурентоспособного производства. Именно продукция машиностроения, а не добывающих отраслей должна составлять основную часть экспорта. В этом залог успеха будущей внешнеэкономической деятельности России.

  6. Kigar Ответить

    Машиностроение является отраслью тяжелой промышленности, которая производит машины самой разнообразной конструкции и назначения, от предметов общего потребления для населения до оборонной техники.
    Применение продукции машиностроительной отрасли возможно повсеместно.
    Создание продукции машиностроения имеет цель – повысить производительность труда и облегчить его в абсолютно всех отраслях народного хозяйства посредством производства необходимого для этого оборудования.
    Машиностроительный комплекс однозначно можно назвать ведущим среди всех межотраслевых комплексов и крупнейшим из всех промышленных комплексов, работающих в России, так как 20 % производимой продукции приходятся именно на его долю. Уровень развития машиностроительной отрасли прямо пропорционален уровню экономического развития страны. Развитие научно-технического прогресса страны непосредственно влияет на развитие машиностроения.
    Что касается географического размещения машиностроительных предприятий, то оно обусловлено следующими факторами:
    1.Наукоемкость – необходимость использования научной базы, а именно – научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т.п. Исходя из этого, предприятия по производству современной сложной техники размещаются в крупных городах и районах.
    2.Металлоемкость – необходимость потребления большого количества цветных и черных металлов. Относится к отраслям машиностроения, производящим металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование. Следовательно, соответствующие заводы размещаются близко от металлургических баз для сокращения затрат на доставку сырья. Большая часть заводов России, занимающихся тяжелым машиностроением, расположена на Урале.
    3.Трудоемкость – необходимость в наличии большого количества рабочей силы с высокой квалификации труда. Предприятия по производству машин и оборудования расположены преимущественно в районах страны с высокой плотностью населения. Самыми трудоемкими отраслями машиностроительного комплекса являются: авиационная промышленность, станкостроение, производство точных приборов.
    Отдельно фактором географического размещения машиностроительных предприятий можно назвать военно-стратегический аспект. Предприятия оборонного назначения расположены на оптимальном расстоянии от государственной границы, некоторые – в закрытых городах.
    Что касается разделения машиностроительной отрасли по металлоемкости и затраченному труду, можно выделить несколько групп отраслей: тяжелое, общее, среднее и точное машиностроение, производство заготовок и изделий из металла, ремонт машинного оборудования.
    Тяжелое машиностроение характеризуется большим потреблением металла и заготовок, большой трудоемкостью и большими энергетическими затратами для выпуска продукции. Произведенная продукция, как правило, является средствами для производства в металлургической, горной промышленности, судостроении, авиа и ракетостроении. Продукция тяжелого машиностроения также применяется в строительстве: краны, экскаваторы, подъемники, лифты, конвейеры.
    Общее и среднее машиностроение характеризуется средним потреблением металла и энергии, а также относительно невысокими затратами человеко-часов. Выпускаемой продукцией является оборудование, необходимое в таких отраслях промышленности, как станкостроение, инструментальная промышленность, автомобилестроение, тракторостроение. Общее машиностроение осуществляет производство всевозможного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
    Определение точного машиностроения говорит само за себя – это производство приборов, радио, электронной и электротехнической техники, то есть техники, которая должна работать точно. Это персональные компьютеры, волоконная оптика, часы, оптические приборы, радиоэлектронная аппаратура. Точное машиностроение имеет низкую материало и энергоемкость, но при этом самые высокие показатели затраченных человеко-часов на тонну готовой продукции.
    Производство заготовок и изделий из металла представляет собой производство замков и скобяных изделий, ножей, столовых приборов, а также метизов – гвоздей, канатов, крепежей, канатов, проволоки.
    Машиностроение является одной из основ экономики. Развитие этой отрасли подразумевает внедрение новых технологий, возможность импорта оборудования, накопление опыта производства, развитие отечественных технологий. Основываясь на этих принципах, можно определить направление развития российского машиностроения:
    1. выпуск нового оборудования для предприятий с функционирующими, но устаревшими технологиями;
    2. производство продукции с привлечением иностранного капитала на импортном оборудовании;
    3. участие в проектах, позволяющих включить российские технологии в международную систему технологического сотрудничества;
    4. развитие производств по выпуску оборудования, необходимого для совершенствования отечественных высоких технологий.
    Источник: Промышленный портал Metaprom.ru

  7. привет Ответить

    К этой отрасли я имею самое прямое отношение — несколько лет работы на одном из машиностроительных предприятий. Организацию промышленности этой группы я изучал еще в институте, а потому, думаю, будет не лишним поделиться тем, каков отраслевой состав машиностроения.

    Что такое машиностроение

    Сюда входит ряд предприятий, задачей которых является выпуск механизмов и машин. По сути, это одна из главных отраслей экономики любого государства, уровень развития которой определяет общий уровень развития страны. Это самый сложный комплекс, как по своей структуре, так и по условиям развития. Все предприятия объединяет схожая черта — выпуск деталей, агрегатов и узлов с последующей сборкой. За счет машиностроения происходит обеспечение механизации и автоматизации, а также, собственно, оборудованием всех отраслей.

    Отрасли машиностроения

    Их достаточно много — 225 и входят в состав 3 основных направлений:
    общее — сюда входят тяжелое машиностроение, атомное, станкостроение и другие;
    транспортное — продукции характерно двойное значение: военное и гражданское;
    электроника — особо наукоемкое направление, а также самое прогрессирующее.
    Общее машиностроение характеризуется широким спектром выпускаемой продукции, от штучного производства до массового. Это направление имеет ряд взаимосвязей с другими отраслями промышленности.
    Производство транспорта является вторым по значимости и подразделяется на следующие подотрасли:
    авиаракетно-космическая — производство различного рода комплектующих для летательных аппаратов, ракетостроение и так далее;
    судостроение — выпуск различного рода судов, как пассажирских, так и узкой специализации;
    ж/д оборудование — производит локомотивы и подвижной состав.

    Размещение отраслей

    Каждое предприятие размещается исходя из соответствия некоторым требованиям:
    востребованность продукции;
    доступная инфраструктура;
    научное сопровождение;
    наличие профессиональных кадров.
    Машиностроение заметно прогрессирует в развивающихся странах, что обусловлено доступностью недорогой рабочей силы, а само производство, как правило, трудоемкое, однако несложное. В основном, это предприятия, что заняты сборкой изделий из более технически сложных элементов, которые поступают из развитых государств. Вот география размещения отраслей:
    телевизоры — здесь лидируют Япония, США, Сингапур;
    судостроение — Китай, Япония, Бразилия;
    автомобили — Великобритания, США, Италия;
    станки — Швейцария, США, Япония;
    тракторостроение — Бразилия, Россия, США.

  8. ЛЯЙСАНЧИК Ответить

    За последние десятилетия появился ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Произошла модернизация продукции в старых отраслях машиностроения.
    Главное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем оснащения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
    В настоящее время структура машиностроения-это комплекс отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. К данным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [8]
    Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
    В состав отрасли входят следующие 10 под отраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. [5]
    Первое место по стоимости продукции занимает производство металлургического оборудования, которое расположено в районах крупного производства стали и проката. Под отрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.
    Профиль заводов горного машиностроения- машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.
    Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Под отрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов. [8]
    Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами, а также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).
    Турбостроение поставляет для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы под отрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.
    Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
    Полиграфическое машиностроение имеет наименьший товарооборот в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.
    Электротехническая промышленность выпускает изделия, обеспечивающие почти все народное хозяйство. Не смотря на то, что для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами, в целом по выпуску продукции она превосходит все под отрасли тяжелого машиностроения. Основной ассортимент производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование. [8]
    Станко инструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.
    Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материала- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.
    Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие под отрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором реализации и сбыта является близость к потребителю.
    Авиационная промышленность-это комплекс практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.
    Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.
    Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.
    Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.
    Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли находится вне крупных металлургических баз, а также потребляет значительное количество металла больших параметров, что делает не удобным реализацию транспортировки. Тем самым они должны иметь связи с предприятиями других отраслей народного хозяйства, для установки на судах разнообразного оборудования.[8]

  9. TheDark Ответить

    Главные задачи комплекса в процессе перехода на новые виды машин и оборудования.
    1. Отраслевой состав машиностроения
    В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
    Каждая из отраслей выпускает продукцию определенного назначения, имеет сходные технологические процессы и используемое сырье. По роли и назначению в народном хозяйстве отрасли машиностроения можно объединить в три взаимосвязанных группы:
    – В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства:
    – приборостроение;
    -химическое машиностроение;
    -электротехническое машиностроение;
    -энергетическое машиностроение.
    – Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие машиностроения:
    -станкостроение;
    – инструментальная промышленность.
    – В третью группу входят отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства:
    – дорожно-строительного производства;
    -производство тракторов и сельскохозяйственной техники;
    – производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства.
    Тяжелое машиностроение
    Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз.
    Такие базы находятся в: Екатеринбурге, Орске, Красноярске, Иркутске, Новокузнецке, Прокопьевске, Кемерове.
    Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в районах: Урало-Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.
    Энергетическое машиностроение представлено в: Санкт-Петербурге, Таганроге, Подольске и Белгороде.
    Основные центры морского судостроения сформированы в: Санкт-Петербурге, Выборге, Архангельске и Мурманске.
    Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Речные суда производятся в Нижнем Новгороде, Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.
    Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск, Муром, Демидово. Вагоностроение Нижний Тагил, Калининград, Брянск, Мытищи и Тверь.
    Общее машиностроение
    Общее машиностроение включает группу отраслей характеризующуюся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкости.
    Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции.
    Предприятия этой группы размещены по всей территории России.
    Среднее машиностроение
    Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости.
    Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Одно из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Высококлассные автомобили производят в Москве, среднего класса в Нижнем Новгороде, малолитражные в Москве, Тольятти и Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове.
    Основные центры авиационной промышленности Москва, Смоленск, Таганрог, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Ростов на Дону в Сибири – Омск, Новосибирск, Улан-Уде.
    2. Проблемы отечественного машиностроения
    – Проблемы связанные с машиностроительным комплексом
    – низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства
    – нарушение технологических связей
    – простой многих предприятий
    – низкие темпы обновления оборудования
    – Необходимость структурной перестройки.
    – необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей
    – необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение и т.д.
    – Проблемы повышения качества производимых машин.
    – несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам.
    – низкая надежность производимых машин
    3. Задачи комплекса
    Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно, используемые в машиностроительном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволяют получать в 1,5-1,7 раза больше продукции. Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплексом, уже сейчас практически без дополнительных затрат, за счет организационных факторов можно получить значительные объемы дополнительной продукции, необходимой народному хозяйству.
    Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автоматизации производства на базе использования роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных производств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от радиационных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и устройств с применением современных средств вычислительной техники и сращивание процессов проектирования и изготовления современных машин в единую цепочку. Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения научной и конструкторской мысли реальными уже сегодня, а не в отдаленном будущем.
    Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.
    Очень важно перераспределить силы и ресурсы второго эшелона машиностроителей, который занят поддержанием техники в рабочем состояния. Здесь также скрыты огромные материальные и трудовые резервы.
    Ускоренное обновление производственного аппарата в машиностроении, а затем и омоложение парка оборудования в других отраслях народного хозяйства позволят сократить численность ремонтников и оборудования, на котором производятся запасные части и восстанавливаются детали, в 2-3 раза по сравнению с ныне имеющейся, а это также сулит многомиллиардную экономию.
    Естественно, эти проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроительном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, эффективных технологических процессов, использование прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в машиностроительный комплекс – совершенствование организационной структуры последнего, которое должно осуществляться одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в производстве машин и оборудования.

  10. _Dиkая_k()шk@_ Ответить

    Машиностроение очень тесно связано со многими другими областями хозяйственной деятельности. Именно поэтому оно относится к одной из самых важных отраслей промышленности. По уровню развития машиностроения можно оценить уровень развития страны. В наиболее развитых государствах отрасль выпускает разнообразную и высококачественную продукцию, которая легко может конкурировать с другими странами.
    Как правило, машиностроение делят на несколько направлений:
    общее;
    электротехника и электроника;
    транспорт;
    сельскохозяйственная техника.
    Каждое из этих направлений с каждым годом совершенствуется. В области транспортного машиностроения наблюдается улучшение конструкций, производство более экономичных двигателей. Кроме этого, предприятия не забывают и об экологии, производя машины, имеющие минимальный выброс вредных веществ в атмосферу. С каждым годом надежность и безопасность выпущенной продукции повышается.

    Что включает в себя транспортное машиностроение

    Если машиностроение транспортное, то, конечно же, оно отвечает за производство транспортных средств. К ним относят не только автомобили и автобусы, а и множество других видов транспорта. Данная отрасль делится на:
    автомобилестроение;
    железнодорожное машиностроение;
    судостроение;
    сельскохозяйственное и авиационное машиностроение.
    Автомобильный транспорт производят разных типов, включая автобусы и троллейбусы. На территории России есть как заводы собственного производства, так и такие, которые занимаются сборкой машин из иностранных деталей. Для железной дороги выпускают вагоны и локомотивы. Для перевозки пассажиров и грузов по речным и морским просторам строятся суда различного типа. И, конечно же, сельское хозяйство не обходится без произведенной машиностроительными предприятиями техники.

  11. Kerarius Ответить

    Виктория
    Отрасли машиностроения по группам
    Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое [1]. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.
    Тяжёлое машиностроение:
    Является совокупностью подотраслей:
    Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин – грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек) , машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.) )
    Железнодорожное машиностроение
    Судостроение
    Авиационная промышленность
    Ракетно-космическая отрасль
    Энергомашиностроение
    Производство технологического оборудования по отраслям
    Строительное и коммунальное машиностроение
    Сельскохозяйственное машиностроение
    Нефтегазовое машиностроение
    Химическое машиностроение
    Лесопромышленное машиностроение
    Среднее машиностроение:
    В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.
    Автомобильная промышленность
    Тракторостроение
    Станкостроение
    Робототехника
    Инструментальная промышленность
    Оборудование легкой промышленности
    Оборудование пищевой промышленности
    Промышленность бытовых приборов и машин
    В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.
    Точное машиностроение:
    Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
    Приборостроение
    Радиотехническая и электронная промышленность
    Электротехническая промышленность
    Производство металлических изделий и заготовок
    Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж
    Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления) , переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

  12. Madar Ответить

    Мой племянник решал, какую специальность освоить после школы. Остановился на факультете машиностроения. Оказалось, что на нём предлагается масса кафедр: нефтегазового и химического машиностроения, технологии горного машиностроения и т. д. Сколько же отраслей в данной промышленности?

    Машиностроение

    Рассматриваемое производство является отраслью обрабатывающей промышленности, которая специализируется на изготовлении всевозможного оборудования, средств производства, машин. Продуктом конечной стадии производства могут быть предметы или совокупности предметов, которые изготавливаются на предприятии. Для судостроительного завода изделием является судно, для тракторного — трактор, для завода по производству заготовок — кованка, отливка.
    Стандарты выделяют такие виды изделий: детали, заготовки, сборочные единицы, комплекты и комплексы.

    Основные отрасли машиностроение

    Данное производство имеет структуру с размахом, состоящую из, внимание, более 70 разнообразных отраслей. Перечислять все, с вашего позволения, я не буду, а назову лишь основные. Главными стоит окрестить такие направления: изготовление самолётов, электроника, станкостроение, робототехника, изготовление вагонов и локомотивов, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Всё изобилие отраслей, объединяется в группы:
    точное машиностроение;
    тяжелое;
    общее;
    ремонт машин, оборудования;
    среднее;
    производство металлических изделий, заготовок.
    Точное представлено направлениями: приборостроением, электротехнической промышленностью, электронным машиностроением, радиотехникой. Общее — судостроением, железнодорожной, авиационной и ракето-космической промышленностями, а также изготовлением оборудования для иных направлений машиностроения. Тяжёлое — горно-шахтным, энергетическим и металлургическим машиностроением.
    Среднее — автомобилестроением, робототехникой, тракторостроением, производство бытовых приборов, станкостроением. Под производством металлических изделий подразумевают изготовление мелочей: ножей, фурнитуры, столовых приборов, проволоки, гвоздей.

  13. Detroux Ответить

    Специализация и кооперирование – это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, – это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый – это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй – это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий – это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид – это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

    Технологические особенности: кооперирование


    Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором – соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

    География комплекса

    География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ – там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.
    Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе – судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе – авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе – авиастроение и судостроение.

    Проблемы комплекса

    Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное – развал Советского Союза нарушил кооперирование – различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось – были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

    Машиностроительный комплекс в школе

    Однако данная статья – это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы – вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) – раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России – а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *