Определите какие факторы лежали в основе формирования государства у восточных славян?

9 ответов на вопрос “Определите какие факторы лежали в основе формирования государства у восточных славян?”

  1. Black_boy Ответить

    Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально – экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.
    Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.
    Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю.
    Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.
    Вопрос о том, почему разложение первобытно – общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен.
    Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе всестороннего исследования конкретно – исторического процесса развития восточно – славянского общества в период разложения первобытно – общинного строя, с учётом особенности земледелия – основного занятия населения – в условиях сурового климата, сложной географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии восточных славян в значительной степени было затруднено из – за краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего содержания рабов в осенне-зимние месяцы. В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его собственное хозяйство, получать от него доход (используя внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в крепостных крестьян.
    Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.
    В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.
    Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев – кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.
    Важным фактором, слимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.
    Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.
    Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.
    Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности.
    Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов – землевладельцев, угнетению феодально – зависимого населения.
    Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
    Древнерусское государство – совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками – сыновьями, племянниками, наместниками.
    Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

  2. Rainweaver Ответить

    1. Экономические факторы (общественное разделение труда и имущественное неравенство).
    Восточные славяне в V–VI вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя и, как следствие, возникновение имущественного неравенства и зарождение классов. Процессы классообразования и разложения родоплеменных отношений были обусловлены переходом от присваивающей экономики к производящему хозяйству (земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству) в результате изменения среды обитания: похолодание привело к исчезновению растений и животных, которыми они питались.
    Смена форм хозяйства стала следствием неолитической революции, произведшей переворот в орудиях труда. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства и орудия труда переходили в индивидуальную собственность конкретного лица. Иначе говоря, появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу.
    В результате общественного разделения труда, охватившего все основные восточнославянские племена, наряду с земледелием, развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя, и возникает обмен результатами деятельности. Следствием экономического неравенства является изменение форм социальной организации и управления.
    2. Социально-политические факторы (социальное неравенство, территориальные формы коллективности, потребность в безопасности).
    Процессы классообразования у славян происходили на фоне распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), а также формирования племенных союзов. Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.
    Первоначально родовая община заменяется территориальной соседской. Соседская община характеризуется двойственностью: еще сохраняется коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появляется частная собственность на орудия труда, скот, рабов, имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зарождается знать.
    В соседской общине формируется социальное неравенство: выделяется родовая знать, обогащавшаяся за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных. Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, “большим” хозяевам (боярам).
    Конечно, наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации, однако не могло его остановить.
    Союзы родов составили племя. Область, занятая племенем, представляла собой княжение, которое было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась землею. В центре каждой из таких земель был город старший (или “великий”), которому повиновались младшие города.
    Для управления делами своего города вече выбирало своих людей – “старейшин”. Одним из самых заметных в их среде был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название “тысячи”. Ему были подчинены сотские и десятские. Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то они назначали тысяцких.
    Потестарной (догосударственной) формой социального управления славян в VII–VIII вв. была военная демократия, характерными признаками которой являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
    Позже для решения какой-либо важной задачи (отражения внешней агрессии или захвата новых территорий) несколько племен объединялись между собой в племенной союз. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. Главной военной силой и одновременно правящей социальной группой во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
    В союзах надобщинные военно-демократические институты власти перерастают в военно-иерархические, происходят отчуждение власти от общества, ее узурпация одним лицом или группой (общинной верхушкой). Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое опирался князь в осуществлении внутренней и внешней политики.
    Наконец, племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования – “союзы союзов“. Центром одного из них стал Киев. Так возникает протогосударство или государство-чифдом (вождество). Оно не представляет собой институции (учреждения), обеспечивающей прочность властвования и централизацию власти, действующей от имени всего населения. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).
    В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г., согласно летописи, новгородский князь варяжского происхождения Олег после завоевания Киева объединил два крупнейших политических центра восточных славян – киевский и новгородский и образовал Древнерусское государство, перенеся столицу в Киев. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.
    Древнерусское государство – Киевская Русь с конца IX до начала XI в. включало территории других славянских племен (древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей). Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. К X в. племенные земли объединились под властью киевских князей.
    3. Идеологический фактор (государственная религия как способ обретения политической идентичности).
    Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси имело первостепенную политическую важность. Речь шла о необходимости обретения в рамках культурно и этнически неоднородного государства некоего идеологического единства, которое способствовало бы утверждению власти великого князя. Инициатива перехода в новую веру принадлежит князю Владимиру.
    Христианство, став государственной религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
    После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция.
    Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (сначала их было пять). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Духовенство делилось на “черное” (монашеское) и “белое” (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри.
    Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении “церковных людей”, дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). Церковь, получив в свое владение села, становится крупным феодалом.
    Характерно то, что христианство, адаптируясь на славянской почве, использовало многие языческие празднества, получившие христианскую окраску.
    Таким образом, создание единой восточнославянской государственности, как уже отмечалось, неразрывно связано с процессом этногенеза: складывания славянской народности из племен и начала становления современной нации. На смену догосударственным формам социального управления древних славян – вождеству и военной демократии, ориентированным на естественную общность интересов, кровное родство и примитивное равенство первобытных людей, приходит политическая организация общества – государство.
    В отличие от потестарных (догосударственных) форм организации людей (общины, племени, союзов племен) государство является формой политической организации общества, которая обладает рядом специфических признаков:
    – выступает территориальной организацией населения, несовместимой с принципом родства. Иначе говоря, принадлежность к государству зависит от проживания или рождения индивида на определенной территории, а не от клановой или расовой принадлежности;
    – централизованным аппаратом управления, обладающим монополией на легитимное насилие, который обеспечит защиту закона и поддержание порядка, располагая для этого военной силой, органами принуждения;
    – специализированной и привилегированной правящей группой (классом), выделившейся из общества и монополизировавшей право на принятие важнейших политических решений. Как и всякая группа господства, государство доверяет меньшинству средства решения и ориентации общей деятельности общества. В этом смысле государство наделяется властью вмешиваться во все области жизни, и оно осуществляет это благодаря “рациональной” администрации – бюрократии, т.е. слою людей, профессионально занятых управлением на постоянной основе.

  3. Nekinos Ответить

    Союзы родов составили племя. Область, занятая племенем, представляла собой княжение, которое было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась землею. В центре каждой из таких земель был город старший (или «великий»), которому повиновались младшие города. Для управления делами своего города вече выбирало своих людей — «старейшин». Одним из самых заметных в их среде был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название «тысячи». Ему были подчинены сотские и десятские. Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то они назначали тысяцких. Потестарной (догосударственной) формой социального управления славян в VII—VIII вв. была военная демократия, характерными признаками которой являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
    Позже для решения какой-либо важной задачи (отражения внешней агрессии или захвата новых территорий) несколько племен объединялись между собой в племенной союз. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. Главной военной силой и одновременно правящей социальной группой во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. В таких союзах надобщинные военно-демократические институты власти перерастают в военноиерархические, происходят отчуждение власти от общества, ее узурпация одним лицом или группой (общинной верхушкой). Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое опирался князь в осуществлении внутренней и внешней политики. Так возникает протогосударство, или государство-чифдом (вождество). Оно не представляет собой институции (учреждения), обеспечивающей прочность властвования и централизацию власти, действующей от имени всего населения.
    Наконец, племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосу- дарственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г., согласно летописи, новгородский князь варяжского происхождения Олег после завоевания Киева объединил два крупнейших политических центра восточных славян — Киевский и Новгородский и образовал Древнерусское государство, перенеся столицу в Киев. Древнерусское государство — Киевская Русь с конца IX до начала XI в. включало территории других славянских племен (древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей). В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. К X в. племенные земли объединились под властью киевских князей.
    3. Идеологический фактор (государственная религия как способ обретения политической идентичности). Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси также имело первостепенную политическую важность. Речь шла о необходимости обретения в рамках культурно и этнически неоднородного государства некоего идеологического единства, которое способствовало бы утверждению власти великого князя. Инициатива перехода в новую веру принадлежит князю Владимиру.
    Христианство, став государственной религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (сначала их было пять). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Церковь, получив в свое владение села, становится крупным феодалом. Характерно то, что христианство, адаптируясь на славянской почве, использовало многие языческие празднества, получившие христианскую окраску. После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).
    Таким образом, создание единой восточно-славянской государственности, как уже отмечалось, неразрывно связано с процессом этногенеза: складывания славянской народности из племен и начала становления современной нации. На смену догосударственным формам социального управления древних славян — вождеству и военной демократии, ориентированным на естественную общность интересов, кровное родство и примитивное равенство первобытных людей, приходит политическая организация общества — государство. В отличие от потестарных (догосударственных) форм организации людей (общины, племени, союзов племен) государство является формой политической организации общества, которая обладает рядом специфических признаков:
    (1) выступает территориальной организацией населения, несовместимой с принципом родства. Иначе говоря, принадлежность к государству зависит от проживания или рождения индивида на определенной территории, а не от клановой или расовой принадлежности;
    (2) централизованным аппаратом управления, обладающим монополией на легитимное насилие, который обеспечит защиту закона и поддержание порядка, располагая для этого военной силой, органами принуждения;
    (3) специализированной и привилегированной правящей группой (классом), выделившейся из общества и монополизировавшей право на принятие важнейших политических решений. Как и всякая группа господства, государство доверяет меньшинству средства решения и ориентации общей деятельности общества. В этом смысле государство наделяется властью вмешиваться во все области жизни, и оно осуществляет это благодаря «рациональной» администрации — бюрократии, т.е. слою людей, профессионально занятых управлением на постоянной основе.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *