Какие проблемы образования будут решены в информационном обществе?

19 ответов на вопрос “Какие проблемы образования будут решены в информационном обществе?”

  1. LoveCat Ответить

    Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как
    время вхождения человечества в эпоху
    информационного общества.
    Информационное общество – общество, уровень
    которого в решающий степени определяется
    количеством и качеством накопленной и
    используемой информации, ее свободой и
    доступностью [1:11].
    Характерной чертой периода информатизации
    общества является тот факт, что доминирующим
    видом деятельности во всех областях
    общественного производства, становится сбор,
    продуцирование, обработка, хранение, передача и
    использование информации, осуществляемые на
    базе современных информационных технологий.
    Информация все больше наполняет жизнь
    современного человека, постепенно вступающего в
    информационную цивилизацию, где производится и
    потребляется интеллект, знания, что обязательно
    приводит к увеличению доли умственного труда.
    От человека требуется способность к
    творчеству, возрастает спрос на знания.
    Уменьшается доля физического труда и
    сокращается объем рутинного умственного труда.
    Отличительной особенностью информационного
    общества ХХI века, по мнению специалистов, будет
    ориентация на использование знаний и сетевых
    технологий.
    В информационном обществе складываются новые
    формы массовой коммуникации, социального
    общения, стиль мышления и образа жизни, новые
    парадигмы экономики, политики, управления, к чему
    необходимо готовиться. На это и должна быть
    направлена сфера образования и воспитания.
    Происходящий сейчас процесс информатизации
    общества влечёт за собой радикальные изменения в
    стратегии образования: в информационном
    обществе и школа должна быть информационной.
    Основополагающим элементом такой школы должна
    стать информационно-технологическая среда с
    постоянно развивающимися учебным пространством.
    Новое содержание обучения возможно на основе
    новых технологий: использование компьютера,
    проектора, разработка и внедрение
    нетрадиционных форм урока (презентации,
    телеконференции, Интернет, электронная почта).
    Таким образом, информатизация образования – это
    процесс трансформации содержания, методов и форм
    учебной деятельности, обеспечивающий подготовку
    школьников к жизни в условиях информационного
    общества.
    Каждое новое время ставит новые задачи перед
    педагогом, главный лозунг которого: “Быть с
    веком наравне”. На данном этапе, важнейшая
    задача преподавателя – научить подрастающее
    поколение жить в информационном мире, уметь
    находить и использовать необходимые знания. А
    чтобы успешно справиться с этой задачей каждому
    учителю информационного общества требуется:
    глубоко знать процессы, происходящие в
    образовании;
    оперативно и постоянно обновлять свои
    профессиональные знания;
    уметь осваивать и использовать постоянно
    расширяющийся спектр новых технологий;
    повышать свою компьютерную грамотность и
    информационную культуру;
    собирать, оценивать, модифицировать и разумно
    использовать полученную информацию для
    совершенствования методики урока;
    тесно и плодотворно сотрудничать с другими
    участниками образовательного процесса
    (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
    теоретически осмысливать результаты своей
    деятельности;
    обладать широкой эрудицией.
    Следовательно, эффективность образования
    напрямую зависит от уровня подготовки
    преподавателя. С переходом в новое
    информационное общество вырастают требования к
    профессиональному уровню педагога. Ставки
    делаются на специалистов, способных осваивать
    новшества, способных принести в школьный класс
    творческий дух и энергию.
    Какие же перспективы открываются перед
    учителем ХХI века? Какими же возможностям
    наделяет новый век наше образование? С переходом
    на новый вид обучения, сочетающий традиционные
    формы с применением современных
    информационно-коммуникативных технологий, в
    образовании происходит:

    Перенос центра тяжести с обучения на учение.

    Учитель перестает быть источником первичной
    информации, превращаясь в посредника,
    помогающего ученикам добывать эту информацию
    [3:172]

    Создание более тесных связей между изучаемыми
    предметами и окружающей действительностью.

    Возможность моделирования жизненного
    пространства при помощи компьютера позволяет
    ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей
    [3:172]

    Смена модели “образование на всю жизнь” новым
    подходом – “образование в течении всей жизни”.

    Это обусловлено ускорением темпов развития
    цивилизации. Знания быстро устраивают в
    меняющемся мире и требуют постоянного
    обновления, что ведет к непрерывному обучению.

    Формирование сетевых сообществ в сфере
    образования,
    что позволяет эффективно
    использовать территориально распределенный
    человеческий потенциал. Учителя в режиме
    реального времени осуществляют обмен опытом с
    коллегами, ведут поиск необходимой информации
    для подготовки к уроку или мероприятию [2:68]

    Получение образования независимо от места
    проживания и мобильности человека.

    Образование постепенно становится доступным и
    открытым для всех (дистанционное обучение) [2:68]

    Появление домашнего образования.

    Учащиеся в современном мире имеет доступ к
    необходимой информации при помощи всемирной
    сети Интернет. Не выходя из дома, они могут
    посетить музеи, картинные галереи, пользоваться
    электронными книгами, компьютерными
    энциклопедиями, справочниками.

    Колоссальная экономия социального времени.

    Это очень важный аспект при известной
    загруженности учителя. Применение компьютера
    помогает преподавателю сократить время
    подготовки к урокам.

    Развитие интеллекта человека, его творческого
    потенциала и критического мышления.

    Школьники учатся самостоятельно добывать
    информацию, творчески преобразовывать ее,
    критически осмысливать эту информацию,
    привлекая дополнительные источники [2:68]
    Информатизация общества поражает не только
    новые возможности для человека, но также и
    принципиально новые проблемы. Эти проблемы
    охватывают все сферы жизнедеятельности
    человечества. А каковы эти проблемы в
    образовании?
    Вот основные из них:
    Недостаточная оснащенность школ
    компьютерами из-за нехватки средств на их
    приобретение.
    Многие имеющиеся школьные компьютеры морально
    устарели. Они, как правило, маломощны, редко
    оснащены доступом к сети Интернет.
    Еще часто встречается консерватизм
    педагогического состава, привыкшего работать по
    – старинке и испытывающего дискомфорт при работе
    с техническими новшествами.
    Трудности ориентации в гигантских потоках
    информации.
    Недолговечность используемых носителей
    информации. Информация может быть не найдена,
    потеряна, растворена, не сохранена.
    Трудности отбора качественной и достоверной
    информации, т.е. угроза дезинформации.
    Информационное неравенство людей, что
    обостряет социальное неравенство. Еще не у всех
    людей есть желание и материальная возможность
    приобщиться к техническим новшествам
    современного мира.
    Возможность манипулирования сознанием людей в
    результате влияния на общество средств массовой
    информации.
    Появление информационных болезней, когда
    человек полностью уходит в виртуальный мир
    компьютера, переставая осознавать реальность.
    Из вышесказанного ясно, что информатизация
    общества, влекущая за собой и информатизацию
    образования, имеет свои плюсы и минусы. А
    педагогические работники, в свою очередь, должны
    чутко реагировать на все изменения в стратегии
    образования, разумно использовать
    информационно-коммуникативные возможности
    нового века, выявлять и решать актуальные
    проблемы отрасли.

    Литература.

    .Гендина Н.И., Колкова Н.И. Формирование
    информационной культуры личности в библиотеках
    и образовательных учреждениях. Школьная
    библиотека – №3-2002.
    Колин К.К. Человек в информационном обществе:
    новые задачи для образования, науки и культуры.
    Школьная библиотека – №8 – 2007.
    Гузеев В.В. Информационные технологии. Школьная
    библиотека – № 6-2000.

  2. Dianann Ответить

    нейного» текста, являются продолжением однажды сделанного шага.
    Образование, как и культура в целом, должно не отторгать, а использовать новые возможности, не опасаясь ослабления роли учителя. При любом развитии информационных систем всегда будет стоять вопрос о создании новых информационных образовательных ресурсов, на что способны только сами педагоги, если они будут активно владеть технологиями, как известно, развивающимися очень быстро.
    Таким образом, педагог в информационном обществе выступает сразу в двух ипостасях: прежде всего как создатель образовательных сред (никакие специалисты в области информационных технологий сделать это за него не в состоянии), а также как консультант. Последнее сегодня вызывает наиболее живую полемику. Тенденции, тем не менее, таковы, что длительность аудиторных занятий уменьшается. Это относится в меньшей мере к школьному образованию, в большей -к университетскому и уж тем более – к всевозможным формам «переподготовки» специалистов без отрыва от работы. С экономической точки зрения стоимость аудиторных занятий велика. С точки зрения стоимости обучения нецелесообразно тратить аудиторные часы на освоение большей части материала, если его можно пройти во внеаудиторные часы, получив доступ к курсу через Интернет. В аудитории, где столь высока стоимость академического часа, есть смысл строить занятия на задавании вопросов. Именно такой путь выбирают студенты там, где они сами оплачивают каждый курс. Подобная тенденция наблюдается также и там, где по ряду причин происходит сокращение аудиторных часов, а педагог – тоже в силу ряда причин – не хочет сокращать объем материала, который он будет спрашивать на экзамене.
    И уж тем более такая ситуация необходима там, где происходит «непрерывное обучение».
    Процесс внедрения информационных технологий в образование сопровождается, как и все новое, рядом непредвиденных трудностей. Быстрота их внедрения без соответствующей методической проработки приводит к тому, что педагог не просто становится «консультантом», и даже не наставником-репетитором, который советует, как лучше построить индивидуальный сценарий обучения. «Это скорее уже лаборант, который максимально облегчает студенту путь к усвоению материала, практически полностью устраняется как личность из учебного процесса и сводит свою роль к рекомендациям методических материалов и демонстрации видеосюжетов, таблиц, графиков и т.д.» [4]. Происходит это в силу того, что в быстро меняющейся ситуации, во-первых, существует временной разрыв между появлением методических разработок и быстрым внедрением новых технологий и, во-вторых, не успевают «соответствовать ситуации» сами педагоги. Поиск путей решения этой проблемы должен, судя по всему, привести к построению системы «непрерывного обучения» для тех, кто работает в «индустрии образования».
    Постмодернизм, массовая культура и образование
    В настоящее время при самых противоречивых оценках этого явления современное состояние культуры фиксируют как постмодернистское.
    Сильная сторона постмодернистского мышления – в освобождении от догматизма, сковывающего любой подлинный культурный процесс. Одной из характерных черт постмодернизма является отрицание иерархии, что позволяет прийти к идее культурного поли-
    фонизма, то есть к подлинному диалогу. Постмодернистская ситуация предлагает новый опыт восприятия и владения своими и чужими культурными ценностями. Равноправный и открытый диалог стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир [5].
    В работе Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», вышедшей в 1979 году, впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального, или информационного, общества. Позиция постмодернизма перекликается с установками постне-классической рациональности и основывается на законах функционирования открытых динамических систем, которые принципиально не описываются в рамках традиционной философии и науки. Отказ от познания мира (и его преобразования) означает как констатацию множественности и субъективности истин, так и акцент на понимании, а не на знании. Такой подход следует учитывать при построении новой образовательной парадигмы.
    Постмодернистское сознание – это реакция на устоявшиеся формы культуры, это попытка найти новые формы, новые подходы, в том числе и к образованию.
    Отношение к постмодернизму как «состоянию культурного пространства» колеблется между двумя крайними оценками. То же самое происходит и по отношению к постмодернистской педагогике. Встречается и крайне отрицательное отношение к этому явлению, и тогда на первый план выдвигаются чисто деконструктивистские, разрушительные «импульсы», призванные разрушить классическую систему образования [6].
    Эпатажные и крайне резкие лозунги постмодернистской философии, в
    том числе в вопросах воспитания и образования, призывают пересмотреть «классический» подход к образованию, сформированный в рамках эпохи модерна и испытывающий в настоящее время ярко выраженные кризисные состояния. В то же время, полностью игнорируя очевидные сложные проблемы «классических» устоев образования, не замечая объективных тенденций, связанных с интеграцией информационных технологий в образовательный процесс, критики постмодернистского подхода не учитывают тех явных позитивных, благотворных тенденций, которые в конце концов появляются в области образования, в том числе и под влиянием неравнодушных, эпатирующих призывов постмодернизма. Кроме того, ряд фундаментальных истин, исповедуемых постмодернистской педагогикой, были сформулированы значительно раньше, так как проблемы, выражаемые оппозициями «учитель – ученик», «свобода – принуждение» и другими в применении к традиционной школе, находили свое разрешение, например, в принципах вальдорфской школы и т.д.
    Более того, по мнению Сеймура Пейперта, одного из основателей нового подхода к образованию, компьютерная культура может придать учению более гуманный характер, задав более личностные, менее чуждые ребенку отношения со знанием [7].

  3. Люби такую Ответить

    Нельзя не прогнозировать, что постоянная работа в Интернете может отбивать у студентов интерес и способность к самостоятельным открытиям, не способствует развитию оригинальности мышления, поскольку они попадают в мир, где уже все известно и где нужно просто найти правильный ответ. Соответственно у таких молодых людей может быть ослаблено воображение, рефлексия, понимание, творческие способности, не формируется на необходимом уровне способность к общению с другими людьми. Они перестают понимать для чего нужны школа, вуз и педагог, поскольку компьютер, в отличие от него, помнит и «знает» все.
    Специальные экспериментальные исследования показали, что среди «жителей Интернета» преобладают люди с нереалистическими требованиями к себе, ощущающие определенную дистанцию между собой и другими людьми и стремящиеся компенсировать чувство близости и взаимопонимания общением в Интернете. Таким образом, часто к «жизни в Интернете» стремятся те люди, которые не получают необходимого внимания в реальном мире, которые испытывают дискомфорт при общении со сверстниками и педагогами.
    Очень большой проблемой получения информации в Интернете является ее ничем не регламентируемый объем (мощность информационных потоков перекрывает сегодня возможности индивида), который приводит к дезинтеграции субъекта, к конфликту
    Я-реального и Я-виртуального. Разрушение какой-либо экспертной оценки, устранение каких-либо научных фильтров и барьеров для информации, поступающей в Интернет, по сравнению с тем, как это имело место при представлении ее на бумажных носителях, приводит к тому, что пользователь просто тонет в этой немаркированной информации, качество и научный уровень которой не имеет какой-либо аналитической оценки. При этом засорение Интернета ненаучной информацией, паранаучными идеями, гипотезами не всегда личностно адекватных людей создает общую эклектическую когнитивную карту, в которой без помощи экспертов человек в процессе самостоятельного обучения просто не в состоянии разобраться. При этом на фоне общего снижения качества поставляемой научной информации, происходит потеря способности человека к самостоятельным аналитическим выводам. В результате со временем может потеряться всякий смысл в поглощении этой информации, поскольку будет потеряна ее связь с наукой и она перестанет ее репрезентативно представлять.
    Информационное пространство в своем виртуальном выражении есть пространство, прежде всего вербальное, соответственно на первый план в нем выступает самопрезентация. Именно информационное общество делает реальность самопрезентации «истиной в последней инстанции», своего рода окончательной реальностью, все более транслируя этот принцип в реальное социальное взаимодействие. Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более «структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self)» (Castells, 1997), что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.
    Участие в Интернет-коммуникации может оказывать влияние на реальную идентичность различными способами. Во-первых, Интернет благодаря существо-ванию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций и MUD), а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью, предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным категориям (Donath, 1997). Такие особенности Интернет-коммуникации, как анонимность и ограниченный сенсорный опыт (Suler, 1996; Reid, 1994; Turkle, 1997), порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью. Более конкретно, анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая чаще всего отличается от реальной идентичности.
    Что касается принадлежности к различным сетевым сообществам и к социальной категории пользователей Сети в целом, очевидно, что она вносит вклад в формирование определенного содержания социальной идентичности. Участие в телеконференции обеспечивает принадлежность и поддержку; наряду с этим, помощь другому пользователю, обратившемуся в телеконференцию за помощью, вносит вклад в становление определенного содержания идентичности – идентичности помогающего, компетентного человека. Участие в телеконференции может, таким образом, порождать позитивную социальную идентичность.
    Помимо новых возможностей принадлежности к социальным категориям, сетевая коммуникация, благодаря таким своим особенностям, как анонимность, невидимость и безопасность, порождает другое следствие – она дает пользователям возможность
    создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, редуцирования невербальных проявлений и, в конечном итоге, почти абсолютного управления впечатлением о себе (Becker, 1997, Reid, 1994). Если относительно принадлежности к определенным сетевым сообществам можно достаточно уверенно сказать, что аналогичный механизм формирования социальной идентичности имеет место и в реальности, то создание практически любых сетевых идентичностей – это уникальная особенность Сети. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью – виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети – оба эти явления очень широко распространены в Интернете. Кроме того, некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают.
    Индивидуально специфическим является соотношение самопрезентации в Сети с реальной идентичностью пользователя. С одной стороны, виртуальная самопрезентация может отражать желания, неудовлетворенные в реальной жизни, то есть, быть прямым следствием реальной идентичности. С другой стороны, виртуальная самопрезентация, помимо удовлетворения неосуществленных или неосуществимых по разным причинам в виртуальности желаний, может быть связана с техническими особенностями коммуникации в Интернете. Это может определять то, что виртуальная самопрезентация может быть другой по форме по сравнению с реальной самопрезентацией, а также ее большую выразительность и часто даже намеренную конфликтность, связанную с тем, что никто не хочет быть полностью анонимным и в результате абсолютно никем не замеченным.
    Предпочтение анонимности может быть результатом неудовлетворенности результатами социальной категоризации в реальном общении. Такое желание тотальной анонимности может выражать неудовлетворенность реальной идентичностью, а именно, теми ее сторонами, которые в виртуальной коммуникации отсутствуют – пол, возраст, социальный статус, этническая принадлежность, внешняя привлекательность (Reid, 1994). Б. Бекер называет возможность «убежать из собственного тела» одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации (Becker, 1997).
    Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» (Suler, 1996). В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций (Suler, 1997), высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям (Young, 1997), выражение подавленных в реальности сторон своей личности (Young, 1997; Turkle, 1997), удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений (Young, 1997), желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций (Becker, 1997; Dautenmann, 1997, Suler, 1996). Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности или удовлетворять ее актуальные потребности. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу «Я» и замещает плохое реальное «Я» (Young, 1997; Turkle, 1997).
    Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться и тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет (Kelly, 1997). Некоторые авторы (Turkle, 1997; Balsamo, 1995; Sinnerella, 1998) утверждают, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает множественность, идентичность в современном обществе в целом. Таким образом, виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реальной идентичности, может создаваться также для того, чтобы испытать новый опыт; то есть, сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное (Turkle, 1997). Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт – особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния личности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития.
    Описанные выше виды соотношения реальной идентичности и виртуальной самопрезентации относятся к влиянию реальной идентичности на виртуальную самопрезентацию. Однако существует и возможность обратного влияния – влияния виртуальной идентичности на реальную идентичность. Одна из его форм – включение принадлежности к определенному сетевому сообществу в реальную социальную идентичность. С другой стороны, участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личностной идентичности, что свидетельствует о том, что между виртуальной самопрезентацией и реальной идентичностью существуют отношения взаимовлияния.
    Современная система образования не учитывает, что внедрение новых информационных технологий поставило перед фактом глобального перехода к сетевым механизмам познания окружающей действительности, приходящим на смену системному подходу вооружения знаниями. Для сетевого образования характерны эклектичность, неоднородность, отсутствие иерархии в получаемой информации, логика восприятия, которая определяется, прежде всего, мотивацией обучаемого, опосредованной его смысловыми жизненными ориентациями.

  4. правдоруб Ответить

    Это позволяет человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять дос­тойное место в социальной структуре общества В связи с этим даже возник­ло новое понятие: «принцип пожизненного повышения квалификации». Од­ним из самых радикальных следствий информатизации в сфере образования стало исчезновение понятия расстояния. Возникли новые формы обучения; в частности, дистанционное образование, которое быстро наращивает свой потенциал и в некоторых странах охватывает различные уровни образова­тельной системы, включая школьный, университетский и послевузовский.
    Информационные технологии позволяют учащимся, проживающим в отда­ленных районах страны, получать доступ к информационным ресурсами специальным знаниям, которые отсутствуют по месту их проживания. То же самое уже происходит (хотя пока и в очень ограниченном масштабе) с жителями тех стран, которые не имеют возможности получить полноценное образование в своей стране. В развитом информационном обществе инфор­мационные супермагистрали сделают указанную возможность технически реализуемой практически повсеместно. Станет ли эта техническая возмож­ность истинной реальностью, зависит уже не от технологий.
    Непосредственно в обучении, как показывает опыт, весьма полезны прине­сенные информатизацией технологии мультимедиа, которые позволяют де­лать более доступными сложные абстрактные построения, необходимые для образования на высоком уровне. Начало внедрения этих технологий в обра­зовательный процесс академик А. П. Ершов назвал в свое время «визуализа­цией абстракций». В настоящее время мультимедийные технологии в сочета­нии с гипертекстовой структурой учебного материала позволяют создавать высокоэффективные средства обучения: электронные книги, мультимедиа-энциклопедии, компьютерные фильмы, базы данных и т. д., помогающие объединить текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, анима­цию. Мультимедиа и гипертекст как обучающие средства помогают, в част­ности, осуществлению смены парадигмы образования: от «наполнения сосу­да» к «зажиганию факела», т. е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека.
    В информационном обществе возможен полный или частичный отход школы от традиционной классно-урочной системы. Индивидуализация обучения, возможность организации с помощью информационных технологий «персо­нальных образовательных траекторий» для учащихся могут привести к заме­не этой классической модели организации обучения на проектно-групповую и индивидуальную модели. Тем не менее, и в рамках классно-урочной систе­мы при условии, что компьютерами (объединенными в локальную сеть) ос­нащены все рабочие места учащихся и преподавателей, информационные технологии обучения могут быть эффективны. Они позволяют учителю индивидуализировать обучение и текущий контроль знаний. Школьная (уни­верситетская) библиотека становится мультимедиа-центром, в котором уча­щиеся и преподаватели получают информацию как в печатном, так и в элек­тронном виде.
    В информационном обществе есть все возможности для того, чтобы сделать более полноценным образование инвалидов.
    Это связано как с возможностью радикального совершенствования средств индивидуального передвижения, так и с дистанционными формами обучения.
    Тем не менее, остаются актуальными слова, сказанные генеральным директором Юнее ко Ф. Майором: «Технологии развиваются быстрее, чем возможности их использования, которыми располагает образование». В связи с этим часть из рассмотренных явлений, происходящих в системе образования, следует пока воспринимать скорее как тенденции, нежели реальности развитого ин­формационного общества.

  5. Pazetiv Ответить

    И это, прежде всего, те вопросы, которые необходимо будет решать для устранения противоречий между глобальными изменениями, происходящими в мире, и теми последствиями, которые они привносят в развитие каждой отдельной страны; противоречия между процессами, происходящими в социальном и материальном мире, и личностью; противоречия между традиционными, устоявшимися понятиями и динамично
    развивающимися новыми тенденциями в оценке исторического и культурного наследия; противоречия между всевозрастающим с колоссальной скоростью объемом информации и знаний и способностью отдельного человека и человечества в целом воспринимать и усваивать их.
    Лидеры всех стран мира, стремясь подготовить своих граждан к тому, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI века, заявляют о намерении трансформировать свои социально-экономические системы в перманентно обучающиеся, поскольку для информационного общества необходимы граждане, владеющие современными знаниями. Век новых информационных и коммуникационных технологий не устраняет сложнейшие проблемы образования, стоящие сегодня перед мировым сообществом: эти проблемы необходимо решать независимо от того, принимаются новые технологии обществом или отвергаются. Тем не менее, методы обучения и развития, социальные и профессиональные требования, глобализация коммуникативных, экономических и политических проектов, связанных с построением нового общества, – все это в высокой степени зависит от уровня применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В противном случае обществу грозит хроническое отставание в этих областях и, по сути, несостоятельность в решении тех задач, которые ставит перед ним XXI век.
    В новых социальных и экономических условиях новое разрешение получает и противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широкообразованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. Узкопрофессиональная подготовка в какой-либо конкретной области должна постепенно уходить из системы образования, переходя в сферу производства и иной профессиональной деятельности.
    Специфика современной системы образования, очевидно, должна проявляться и в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающихся, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Надо не забывать, что процесс познания должен нести людям радость от обретения нового миропонимания, смысла жизни, своего места в ней. Прав был Ш.-М. Талейран, когда утверждал, что «было бы истинным безумием, какой-то жестокой благотворительностью хотеть, чтобы каждый человек проходил все ступени образования». Из всего этого следует, что важной проблемой нашего времени является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь».
    Наконец, обеспечение восприятия современной научной картины мира требует инноваций в самом главном – в содержании образования, роль которого в познании окружающего нас мира можно образно сравнить с «нитью Ариадны», способной вывести современного человека из того лабиринта проблем, в который его неумолимо вовлекает повседневная жизнь. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы образовательный процесс включал в себя такие научные знания, средства обучения, образовательные техно-
    логии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке, выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.
    Первостепенную роль здесь должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям, являются теоретической основой широкого развертывания прикладных исследований и разработок. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность, которая когда-то была нормой и носила прогрессивный характер, ибо позволяла овладеть основами знаний на уровне сформировавшихся наук как таковых, но еще стоявших рядом друг с другом и не имевших прочных взаимосвязей и взаимопроникновений, а сегодня становится все большим тормозом на пути формирования целостного научного мировоззрения и овладения основами единой человеческой культуры в ее гуманитарной и естественнонаучной ипостасях.
    Выход на междисциплинарные учебные курсы и знания позволит преодолеть эту разобщенность, объединить в совместной творческой работе – как в учебном процессе, так и в научных исследованиях – представителей естественнонаучных, технических и гуманитарных наук, сделать их активными соучастниками овладения обучающимися целостным мировоззрением, формирующим широкий взгляд на явления и процессы в современном мире, благодаря преимуществам интегрированных знаний, полученных на стыке естественнонаучных, гуманитарных и технических наук, открывающим путь к овладению основами единой человеческой культуры, гармонично сочетающей в себе естественнонаучные и гуманитарные начала.
    Образование в информационном обществе
    В процессе зарождения и развития информационного общества ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру обучения в течение всей жизни. Образование нельзя больше считать ритуалом, характерным только для ранней стадии жизни человека. Использование информационных и коммуникационных технологий ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров и несет каждому возможность учиться в течение всей жизни. Люди самого разного возраста, повсеместно, в самых разных условиях постоянно учатся новому, формируя тем самым обучающееся общество.
    В настоящее время правительства большинства стран прилагают огромные усилия для модернизации системы образования на основе информационных и коммуникационных технологий, являющихся ключом к подобной модернизации. В ряде стран информационные и коммуникационные технологии считаются основным компонентом в повышении качества образования путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам и расширения содержания учебных дисциплин. В других странах информационные и коммуникационные технологии используются в основном для облегчения доступа к образованию различным группам населения, или в более узких целях помощи в самостоятельном обучении посредством образовательных программ на радио и телевидении. Третьи страны уделяют основное внимание использованию технологий для трансформации условий обучения или удовлетворения особых потребностей различных категорий учащихся.
    Образование в меняющемся обществе ставит перед информационными и коммуникационными технологиями задачи удовлетворения крупномасштабных образовательных потребностей, порожденных социально-экономическим развитием. Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования общества, а главными продуктами его экономической деятельности. Более того, знания представляют собой основные ценности и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависит его дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие. Более того, информационные и коммуникационные технологии служат средством предоставления доступа к обучению и эффективным способом обеспечения непрерывности его процесса, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.
    Решая всю эту сложную совокупность проблем, я думаю, что не следует создавать гибельных иллюзий, что государство и общество в новых исторических условиях полностью устраняют контроль за образованием и воспитанием своих граждан. «Образование есть функция государства, осуществляемая им для вполне определенных и конкретных целей… ибо образование и воспитание создают соответствующие характеры людей: демократическое образование служит демократии и воссоздает ее структурные порядки; олигархическое – столь же неумолимо развивает олигархическую линию… причем лучшее воспитание обеспечивает и лучший вид строя» – как созвучны эти слова, сказанные Аристотелем более двух тысячелетий назад, нашей сегодняшней действительности. Поэтому государство как носитель политической стабильности и выразитель воли гражданского общества вне и помимо любых политиканствующих кругов, партий и группировок обязано держать в своих руках достаточно сильные рычаги влияния на развитие образования в стране. Опыт стран, добивающихся впечатляющих успехов в социально-экономическом развитии, свидетельствует о том, что экономический рост и социальное благополучие возможны только тогда, когда приоритетное внимание уделяется проблемам повышения образовательного уровня населения, расширения и улучшения качества подготовки специалистов, понимающих суть экономических и социальных реформ, способных реализовать их в жизни через новые экономические механизмы хозяйствования, через создание новых прогрессивных технологий, через формирование новых социальных отношений.
    Поэтому не будет преувеличением утверждать, что все стратегии будущего начинаются сегодня в школе, в университете.

  6. Nalmern Ответить

    Проблемы информационного общества
    Вступление
    Мы живем в совершенно новом, удивительном мире. Разве не удивительно, что в друзьях (а именно – во френдленте) у меня, у семнадцатилетней студентки из Ростова-на-Дону, президент великой России? Мы не ходим друг к другу в гости, не пьем чай, но я могу читать его блог, понимать, что его волнует, над чем он работает, и, самое главное, у меня есть возможность оставлять свои комментарии в его блоге, тем самым принимать самое непосредственное участие в жизни своей страны.
    Конечно, мне как студентке юридического факультета интересно, что обсуждает наш президент-юрист, как он обосновывает те или иные свои решения. Например, Д.А. Медведев на днях на страницах интернет-издания «Газеты.Ру» выступил со статьей «Россия, вперед!»- обращением к соотечественникам. Он признал, что в нашей стране огромное количество нерешенных проблем, призвал российских граждан не быть инертными, принять участие в дискуссии, посвященной настоящему и будущему страны, обозначил круг вопросов для обсуждения, в числе которых и информатизация общества.
    Эта связь (пусть виртуальная) российского президента с народом стала возможной благодаря техническим достижениям конца ХХ – начала XX1 веков. Не только российские президент и премьер, но и руководители других государств имеют свои сайты, ведут свои боги в Интернете. В мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей – информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ и возможность доступа каждого человека к имеющимся ресурсам. Основой для ее формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения земного шара будет иметь постоянный доступ в компьютерные сети.
    Интернет стал действительно глобальной средой. Его связи пересекают границы, соединяют граждан разных стран и рынки новыми путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и мгновенно и легко связывает поставщиков информации с потенциальными потребителями.
    Изменения в жизни общества, связанные с бурным развитием информационной сферы, привели к появлению концепции информационного общества.
    Концепция информационного общества
    Термин « информационное общество» ввел профессор Токийского технологического института. Ю. Хаяши еще в 1969 году, когда японскому правительству были представлены отчёты «Японское информационное общество: темы и подходы», а в 1971 году — «План информационного общества».
    Сегодня термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с уровнем развитием информационных технологий и средств телекоммуникации..
    Три года назад, 27 марта2006 годагенеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества
    Что же такое информационное общество? В чем его особенность? Каковы проблемы? Существуют ли пути их преодоления? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
    На мой взгляд, концепция информационного общества еще будет дорабатываться, поскольку изменяется и расширяется информационная сфера. На сегодняшний день так определяют информационное общество:
    Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
    – увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
    – возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
    – создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
    Предполагается, что главный фактор развития информационного общества – это производство и использование разнообразной информации.
    Эта концепция является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Д. Белл и О. Тоффлер.
    Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП.
    Вообще-то, ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы отделить концепцию информационного общества от концепции постиндустриального.
    Но, на мой взгляд, концепция информационного общества продолжает теорию постиндустриального общества. Я согласна с Д. Беллом, который утверждает, что революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте постиндустриального общества.
    В этой связи интересно мнение профессора У. Мартина, который под информационным обществом понимает «развитое постиндустриальное общество». Оно утверждается прежде всего на Западе, в тех странах ( в Японии, США и Западной Европе), в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
    У. Мартин выделил пять критериев для характеристики информационного общества:
    -технологический: информационные технологии широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту;
    -социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни;
    -экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара;
    -политический: свобода информации, ведущая к политическому диалогу между различными социальными слоями населения;
    -культурный: признание культурной ценности информации, утверждение информационных ценностей в интересах развития общества.
    Интересна, на мой взгляд, рекомендация профессора – понимать информационное общество не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества, а именно:
    -структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
    -растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
    -широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
    -развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
    -поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
    В свете этих изменений, как считает Мартин, “информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же, как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и способов ее эксплуатации.
    В таком обществе рынок, система образования, формы труда и отдыха находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.
    В информационном обществе национальные информационные ресурсы – это его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства. Эти ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества.
    Первым государством, сформировавшим информационное общество, стали в 1960-70-е годы США.
    В настоящее время к числу таких государств можно отнести большинство экономически развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
    Президент России тоже не устает повторять, что повысить качество жизни россиян без развития информационных технологий невозможно. Как я понимаю, Д.А. Медведев выделяет как главный приоритет развития страны – построение развитого информационного общества и требует от правительства выделения значительных денежных сумм на развитие информационных технологий.
    Проблемы информационного общества.
    Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление больших и малых проблем, иногда довольно серьезных, ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.
    Одной из наиболее животрепещущих проблем является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые. Некоторые страны, производящие технологию и знания (прежде всего США, некоторые страны Западной Европы), развиваются, в числе прочего, за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных производств, в другие страны мира.
    Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению кризисов – экономических и политических, терроризма
    Кроме того, подобное положение дел можно наблюдать и внутри государств. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения. В результате происходит отдаление этих групп, теряется связь между ними.
    Другая опасность заключаются в овладении большой частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и возможностью манипулирования информацией), что дает в руки практически любого человека довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей.

  7. icesand Ответить

    Формирование информационного общества в России, имеющей огромную территорию, может и должно стать приоритетным направлением ее инновационного развития, так как оно открывает новые возможности для эффективного использования интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны.
    5. Фундаментальные основы информатики и современное научное мировоззрение
    Овладение информацией и знаниями, а также обеспечение доступности социально значимой информации для широких слоев населения – это две важнейшие задачи развития цивилизации на ближайшие десятилетия. Их решение является необходимым условием для развития и эффективного использования человеческого потенциала, развития экономики, науки, образования и культуры, а также для решения многих глобальных проблем современности, которые требуют объединенных усилий мирового сообщества. К числу таких проблем можно отнести снижение остроты существующего в настоящее время социального неравенства, решение проблем занятости населения, повышение общего уровня образованности и культуры людей, а также качества их жизни.
    Анализ показывает, что условия существования человека в глобальном информационном обществе создают для него принципиально новые возможности и новые проблемы, которые еще недостаточно учитываются в современной системе образования и требуют ее существенной модернизации.
    Уже сегодня мы живем в условиях становления глобального информационного общества, в котором, по оценкам многих авторитетных специалистов, приоритетное значение будут иметь информация и научные знания как главные ресурсы социально-экономического и культурного развития. Поэтому необходимо безотлагательно сформировать Государственные образовательные стандарты, ориентированные на те требования к специалистам, которые будут актуальными через 5-7 лет, т.е. в 2014-2016 гг. А это будут совсем другие требования, чем сегодня, так как ситуация в интеллектуальной сфере общества стремительно изменяется.
    Новая информационная реальность и социальная информатика
    Одним из принципиально новых результатов развития процесса глобальной информатизации общества является формирование новой информационной реальности, которая окружает современного человека и радикальным образом изменяет условия его жизнедеятельности. Этот феномен еще очень мало изучен, и поэтому его изучение является одной из актуальных проблем современной науки и образования. Закономерной реакцией науки на эту новую социальную потребность стало формирование нового направления исследований в области информатики, которое появилось в России в середине 80-х годов XX века и получило название социальной информатики.
    Основоположником этого направления, в его современном понимании, стал известный российский философ А.Д. Урсул [9], который предложил концептуальный подход к определению основных целей и задач социальной информатики, связав их с глобальной проблемой информатизации общества, в процессе которой и осуществляется «социализация» наиболее важных достижений информатики. В своих работах он показал, что процесс информатизации общества должен быть социально ориентированным по самой своей сущности. При этом средства информатики и новые информационные технологии выступают в нем лишь как инструментальные средства, которые служат человеку для того, чтобы он мог более эффективно овладевать информацией и использовать ее в целях социального прогресса. Он также одним из первых указал на принципиальную важность гуманистической ориентации процесса информатизации общества, который не должен развиваться стихийно, так как он создает не только новые
    возможности для человека и общества, но также и новые угрозы [10].
    Именно это и определяет актуальность проведения комплекса научных исследований, направленных на изучение закономерностей процесса информатизации общества и разработку на этой основе научно обоснованных концепций, прогнозов и рекомендаций по формированию информационного общества, проведению в этой области международной, государственной и региональной научно-технической, экономической, образовательной и культурной политики. Решению этих задач и должна содействовать социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука, которая должна стать научной базой уже формирующегося на нашей планете глобального информационного общества, которое некоторые ученые рассматривают как новую, более высокую стадию развития цивилизации.
    Необходимо отметить, что Россия является мировым лидером в области научного исследования проблем социальной информатики и разработки методологии изучения этих проблем в системе образования. Достаточно указать, что сам термин «Социальная информатика» был предложен именно в России более 20 лет тому назад. За эти годы произошла достаточно сложная эволюция содержания этого термина, и сегодня он означает определенный и весьма крупный раздел информатики, в котором изучаются основные закономерности и формы проявления информации в обществе, а также способы и проблемы ее социального использования [11,12]. В 2008 году специалистами Российской академии наук совместно с учеными и преподавателями Сибирского федерального университета разработаны предложения по существенному расширению комплекса образовательных дисциплин в этой области для магистров системы педагогического образования.
    Учебная дисциплина «Социальная информатика» является принципиально новой в российской системе высшего магистерского образования. Основная задача этой дисциплины заключается в том, чтобы сформировать достаточно полное системное представление о современных процессах развития глобального информационного общества, о возникающих при этом информационных, социально-экономических и психологических проблемах, а также о путях их решения на основе использования современных средств информатизации и перспектив-
    ных информационных технологий. Дисциплина ориентирована на формирование общенаучных и системных компетенций в области проблем развития информационного общества, а также современного научного мировоззрения.
    Систематизированное и комплексное изучение новой информационной реальности и процессов глобальной информатизации общества с использованием методов социальной информатики представляется сегодня исключительно важным не только с прагматической точки зрения, но также и в гуманитарном аспекте, так как это содействует формированию у людей современного научного мировоззрения. В условиях становления информационного общества существенным образом изменяются не только привычные стереотипы поведения людей, но также и их традиционные представления о пространстве и времени, богатстве и бедности, равенстве и неравенстве, свободе и ответственности, качестве жизни. Ведь уже сегодня качество жизни человека в значительной степени определяется доступностью необходимой ему информации и современных информационных коммуникаций, а также уровнем потребления информационных продуктов и услуг.
    В современном обществе появились и все более широко используются такие новые понятия, как информационное неравенство, информационная бедность, информационная культура личности, электронное правительство и многие другие. Быстро развивается информационный сектор экономики, которая в ряде стран, например в Индии, становится одним из важнейших источников экспорта продукции и создания новых рабочих мест для образованного населения. Во многих странах, в том числе и в России, получает все более широкое развитие система открытого образования, основанная на использовании цифровых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения.

  8. Saberflame Ответить

    Проблема организации образовательного пространства в универсуме культуры напрямую связана с феноменом власти. Как источник принуждения власть не только реализуется сквозь призму образовательного пространства, но и вырастает в его ткани, встречая при этом сопротивление со стороны субъекта в его взаимосвязи с другими участниками образовательного процесса. Таким образом, образовательное пространство как элемент культуры выглядит ареной утверждения власти и одновременно противостояния таковой. Рефлексивное осмысление этой ситуации в свете достижений новейших направлений западной и отечественной мысли позволяет выявить противоречивое осуществление властных функций научного знания в рамках образовательного пространства. Содержательно проблема организации образовательного пространства в современном обществе может быть выражена следующим образом: исторически сложившаяся нормативность образования вступает в противоречие с его функциями по созданию перспектив личностного развития и формированию различных стилей жизни. Эта проблема остро встает в рамках диалога «учитель-ученик», где присутствует, с одной стороны, унификация субъект-субъектных отношений, нивелирование личности, структуральное принуждение, с другой – наблюдается использование разнообразных подходов в обучении и, как следствие, формирование различных стилей жизненного мира школьника или студента.
    Прежняя установка на то, что студент/ученик – это сырье, которое требует обработки, или материал, над которым нужно работать, постепенно уходит в прошлое. Сегодня со всей очевидностью побеждает взгляд на студента или школьника как на равноправного участника образовательного процесса. Задача преподавателя состоит в том, чтобы найти сильные стороны приобретающего знания и заставить их работать, а не искать подлежащие устранению недостатки. Отсюда вытекает общая цель: школы и вузы нуждаются в четком определении своей миссии, они должны делать акцент на качестве деятельности и результативности, а не только на точном соблюдении правил, норм и ограничений.
    Следует признать, что образовательное пространство, с объективной стороны, объективно выступая сферой реализации ведущей деятельности как школьников, студентов, преподавателей, учителей, родителей и других субъектов социума, выполняет важную интегративную функцию. С субъективной стороны, являясь фактором организации взаимодействия личности и иных субъектов образования этой территории, образовательное пространство выполняет функцию формирования определенного уровня образования и социального заказа на конкретной территории. Образовательное пространство является содержательным источником, базисом и предпосылкой социализации индивида. В процессе социализации индивид «черпает» из образовательного пространства ресурсы для своего формирования и развития.
    В последние годы в отечественных и западных исследованиях образование рассматривается как система, направленная на формирование созидающей и самоизменяющейся личности, живущей в динамично изменяющемся мире[49]. Образование в информационном обществе ? это развитие инфраструктуры для интеграции страны в мировой процесс становления информационного общества и формирования основ общества знаний, процветание и рост благосостояния населения, развитие гражданского общества, развитие высокотехнологичной инновационной экономики, рост конкурентоспособности России. Ключевым элементом является так называемый «человеческий капитал» – квалифицированный персонал, «качественные» специалисты и менеджеры, информационно-грамотное население страны.
    В условиях непрерывных быстрых изменений на национальном и мировом рынках высококвалифицированным специалист может быть только при условии постоянного обучения или переподготовки и самоподготовки. Парадигма «Образование в течение всей жизни» сменяет парадигму «Образование на всю жизнь» и включает в себя: преемственность обучения на всех уровнях образования, обучение «точно-на-заказ», обучение для всех и всюду, обучение формальное и неформальное, самостоятельное или с компьютером. Образование для всех в течение жизни возможно только на базе технологий электронного обучения. «Человеческий капитал» страны является исключительно важным стратегическим ресурсом, поэтому его развитие становится одним из национальных приоритетов, поддерживаемых на уровне государства. В условиях развития информационного общества и формирования основ общества знаний, «человеческий капитал» является одним из факторов, определяющих конкурентоспособность страны на мировой арене. В этом направлении предлагается разработать комплекс мер для решения современными средствами, с использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий, ряда задач по повышению качества преподавания, увеличению гибкости и индивидуализации учебного процесса.
    Для устойчивого экономического развития, благополучия людей, раскрытия потенциала каждого большое значение имеет то, насколько доступно обучение для населения, каковы возможности получить качественное образование. В условиях географической распределенности эта проблема встает особенно остро. Поэтому проблема управления человеческими ресурсами на сегодняшний день является весьма актуальной и дискуссионной.
    В современных условиях конкурентные преимущества экономики, возможности ее модернизации напрямую определяются накопленным в стране и задействованным (реализованным) человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют возможности и границы необходимых перемен.
    Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, приобретаемую с опытом работы, составляют определенный запас производительного капитала. Однако ценность этого объема производительного капитала определяется тем, за сколько эти навыки могут быть проданы на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность конкретного человеческого капитала.
    П. Друкер, впервые предложивший рассматривать современное информационное общество как «общество, основанное на знании», считает, что результативность в современном образовательном пространстве может быть выражена через три аспекта: первый – непосредственно само знание, приобретенное в процессе обучения; второй – способность студента войти в мир в качестве активного его гражданина и экономического субъекта; третий аспект – развитие индивидуума в постобразовательном пространстве и участие его в культурной жизни общества[50].
    Информационное общество порождает новый взгляд на труд. Приход информационного работника изменяет характер труда, его суть. Заметно увеличивается продолжительность трудового стажа, которая, в свою очередь, ведет к повсеместному увеличению сроков обучения. Какие причины лежат в основе подобного явления?
    1) Одним свойственна устойчивая вера в образование как в одну из самых главных человеческих ценностей. Именно поэтому некоторые люди предпочитают тратить значительную часть своих доходов на образование, а не на получение немедленной денежной выгоды.
    2) Другими движет желание быть уверенным в завтрашнем дне. Взамен нескольких лет материальной зависимости эти люди надеются получить возможность иметь высокий доход всю последующую жизнь.
    3) Объяснение резкого увеличения сроков и форм обучения состоит в том, что трудовой стаж для большинства людей, особенно для работников умственного труда, видится слишком долгим. Это снижает интерес к профессии, возникает эффект «профессионального выгорания». Этим объясняется желание родителей сознательно «растянуть» срок обучения своего ребенка, чтобы отодвинуть момент поступления на работу, а с другой стороны, сами взрослые начинают приобретать новые квалификационные знания, осваивать новые отрасли знаний, чтобы преодолеть «выгорание» интереса к профессии.
    Благодаря чему произошел переход к информационному обществу и информационной экономике?
    Распространенный ответ звучит так: “Благодаря тому, что работа стала более сложной и более требовательной”. П.Друкер дает ответ: «Благодаря тому что трудовой стаж рабочего значительно вырос. Именно предложение труда, а не спрос на него, лежит в основе преобразования в обществе и экономике. Это, в свою очередь, объясняет те социально-экономические проблемы, которые возникают одновременно с появлением знаний»[51].
    Естественной причиной повышения рабочих в должностиявляется повышение их образовательного уровня. Чем дольше претендент на то или иное рабочее место остается в учебном заведении, тем выше становится образовательный ценз для его получения. Но само по себе увеличение срока обучения стало результатом развития, которое радикально изменило среднюю продолжительность трудового стажа.
    Есть ещё одно объяснение резкому скачку в сроках обучения. Человек не может продержаться на работе пятьдесят лет, для него это слишком долго, поэтому одним из преимуществ увеличения продолжительности трудового стажа становится возможность начать трудовую деятельность в более старшем возрасте. Увеличение сроков обучения вынуждает создавать такие рабочие места, где можно применять знания. Сегодня в результате очередного изменения в предложении труда должны создаваться чисто информационные профессии, независимо от того, нуждается в них рынок или нет, и они должны быть созданы, потому что это единственный способ повысить производительность высокообразованного населения. В основе новых профессий лежат теоретические и понятийные знания, которые приобретаются систематизировано и в соответствии с «программой». Старые профессии заменяются и вытесняются новыми. Большая часть информационных профессий, таких как компьютерное программирование вскоре будет относиться к полуквалифицированному, не высококвалифицированному труду, они будут обусловлены динамикой развития умственного труда и потребностями информационного работника.
    За последние двадцать лет фундамент знаний переместился от физического труда к умственному, но это пока никак не отразилось на производительности и прибыльности экономики. Очевидно, мы не знаем как добиться от знаний экономических результатов, мы не знаем как удовлетворить запросы информационного работника и как дать ему возможность достичь желанного успеха. Мы до конца не понимаем социальных и психологических потребностей работника умственного труда. Настоящий специалист в сорок пять – пятьдесят лет достигает расцвета своих сил и, обычно достигает предела в своем карьерном росте, и если он продолжает делать то, что больше не ставит перед ним сложных задач, он деградирует.
    Современная система образования предполагает, что для обучения информационным профессиям нужно брать только молодого человека, опыт и знания взрослого человека в расчет не идут. Люди, уволенные по выслуге лет обычно тяготятся мыслями о том, что не найдут себе применения и чувствуют усталость и пустоту, им действительно не легко трудоустроиться. Но те, кто снова начинал обучение и развитие на благо общества, по статистике добились большого успеха.
    В первую очередь образование должно измениться потому, что в таком виде оно неизбежно приведет к педагогическому кризису.
    Наряду с необходимостью увольнения служащих, нужна организованная система их повторного найма со знанием информационных профессий. Необходимо создать широкие возможности, для тех, кто хочет начать вторую карьеру – особенно в тех областях, где принудительный уход не обязателен. Реализация этой идеи требует совершенно иного отношения, необходима разработка обучающих программ. Проблема заключается в наших устаревших взглядах. Руководство продолжает считать, что если работа больше не представляет для специалиста сложности, значит он «остановился в росте», но он «остановился в росте» на своем старом месте и если это высококвалифицированный специалист, у него все в порядке со здоровьем, то он наверняка готов «расти» в другом направлении и ему необходимо создать соответствующие условия для обучения. Эта проблема особенно актуальна в вооруженных силах разных стран. Сегодня большие надежды возлагаются на программу приобретения новой профессии.
    Знание ставит новые требования перед обществом и прежде всего это требования к нашим традиционным информационным общеобразовательным и высшим учебным учреждениям.
    Нашему обществу нужны люди, которые способны приобретать навыки, основанные на знании. Чистых теоретиков требуется совсем немного. Нам необходимо большое количество практиков, способных применить теорию, как основу знания в своей работе. Это будут – «информационные технологи». От успешности выполнения тех задач, которые ставит перед нами работник умственного труда будет во многом зависеть то, насколько производительным и эффективным будет современное информационное общество.
    Взаимосвязью образования и ценностей, являются методы обучения. Методы ? это структурные элементы образовательного процесса, которые представляют собой средства для достижения образовательных целей. Основная цель образования – это формирование счастливого человека. Соответственно, методы формирования должны опираться на существующую систему ценностей. Однако системы ценностей существенно отличаются друг от друга. В результате необходима разработка методов, позволяющих учитывать индивидуальные системы ценностей и совершенно очевидно, что обучающийся с большей эффективностью воспримет то, что соответствует его системе ценностей, и не воспримет то, что ей не соответствует, так как это создаст ценностное сопротивление. Поэтому целесообразно предварительно сформировать ценность данного знания, а уж после этого давать само знание.
    Для современного образования актуальность проблемы ценностных оснований объясняется тем, что гуманитарное образование как феномен культуры представляет собой систему духовно-практического освоения реальности человеком. Поскольку предметы и явления окружающего мира не только не обладают присущими им объективными свойствами, которые отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений складывается определенная направленность интересов и деятельность личности. Таким образом, формируется ценностное сознание – стержень жизненных устремлений личности.
    В иерархии образовательных ценностей знание относится к группе доминантных ценностей. Но знания не будут иметь ценности, если не будут орудием познания и преобразования мира. Особенностью гуманитарного знания является его субъективный характер – который отражает субъективное видение действительности, его субъективную позицию, точку зрения, его рефлексию. Поэтому так важен ценностный подход к оценке явлений.
    В сфере гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения в его содержание ценностной компоненты, но оно все еще остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и еще не в полной мере ориентировано на развитие личности и становление ее ценностного сознания. Приоритет знаний, стремление всё объяснить с помощью науки разрушает духовную и эмоционально-ценностную сферу личности. Это ориентирует на концептуальное переосмысление содержания гуманитарного образования и его ценностной компоненты.
    В педагогике существуют направления, использующие индивидуальную систему ценностей обучающихся как основу педагогического процесса, это, прежде всего, личностно-ориентированное образование и контекстный подход в образовании. Учет индивидуальных ценностей обучающихся и формирование ценности обучения для каждого из них позволяет этим подходам существенно более способствовать формированию счастливого человека, чем обычным подходам. Нецелесообразно игнорировать ценности обучающихся в случае, когда речь идет об образовании взрослых. С учетом того, что в этом случае обучение реализуется в условиях уже практически сформированной системы ценностей, ценность каждого нового знания необходимо существенно обосновывать в целях преодоления сопротивления уже существующих ценностей. В этих же целях в образовании взрослых часто используется силовое давление, однако оно должно быть предварено соответствующими объяснениями.
    Роль системы ценностей в образовании двоякая: с одной стороны, система ценностей человека формируется в результате образования формального, неформального и информального, с другой стороны, наличие уже существующих ценностей оказывает существенное влияние на саму структуру педагогического процесса, его методы и средства.
    Отношения «преподавателя – обучающегося» в образовательном пространстве, имеющем выход в глобальные сети, выстраиваются не в виде иерархической структуры, а начинают приобретать диалогический характер и образ сетевого объединения. Образование по своему определению остается целерациональным процессом, оно организовано на принципах науки. Однако информационное пространство не исключает присутствия в своих границах и иных культурных форм. Объяснение властной природы человека уходит корнями в традицию психоанализа, и в силу этого становится понятным, что процесс получения, переработки, трансформации, хранения и использования информации приобретает черты постоянного внутреннего сопротивления и противостояния.
    ***
    Таким образом, ресурсом образовательного пространства в обществе знания помимо учреждений общего и профессионального образования, социальных институтов семьи становится виртуальное личностно – инновационное пространство. Спецификой организации образования становятся готовность и способность индивида к смене специальности и профессии в течение всей жизни. Перспективы развития информационного общества позволяют на всех уровнях образования полностью отказаться от идеи «готовых к употреблению знаний» и от «готовых к работе специалистов». Общество знания открывает человеку широкие возможности для его устойчивого личностного и профессионального роста.
    Изменения, происходящие в российском обществе, со всей остротой ставят проблему повышения уровня требований к человеку, активизации его роли в отношениях с разными сферами действительности. Применительно к образованию решение этой задачи связано с необходимостью создания условий для развития личности, открытой для восприятия новой информации, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принимать обоснованные решения в конкурентных условиях повседневной жизни и трудовой деятельности.
    Образование по своей цели ориентировано на создание перспектив личностного, профессионального и гражданского становления, на формирование различных жизненных сценариев. Однако своими нормативными характеристиками образование олицетворяет «власть» определенных идей, ценностей, норм, смыслов над сознанием субъектов. Выходом из сложившегося противоречия видится использование новых информационно-технологических возможностей, которые предоставляет сетевое общество, а также максимальное увеличение разнообразия подходов в обучении и воспитании, сориентированных, прежде всего, на диалогичность коммуникации, на формирование максимально разнообразных компетенций участников образовательного процесса.
    Вопросы для повторения:
    1. Раскройте содержание понятия «образовательное пространство».
    2. Какова роль системы непрерывного образования в условиях информационного общества?
    3. Какие общие черты характерные для образования в современном информационном обществе?
    4. В чём заключаются проблемы организации образовательного пространства?
    5. Какие возможности открываются человеку в обществе знания для его личностного и профессионального роста?
    Рекомендуемая литература:
    1. Бурухина Л.В., Михайлова Е.Е. Образовательное пространство в обществе знания и искусственный интеллект. М.: Изд-во МЭСИ, 2009. С. 43.
    2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 21-22, 74.
    3. Друкер П Эпоха разрыва: Ориентиры для меняющегося общества. М., СПб., Киев, 2007. С. 181, 386.
    4. Мелехова О.П. Человек в нестабильном мире // Синергетическая парадигма. М., 2005. С. 287-324.
    5. Микешина Л.А. Философия позхнания. Поблемы эпистемологии гуманитарного знания /Л.А. Микешина. – Изд. 2-е, доп. – М., 2009.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *