Какие суды не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции?

13 ответов на вопрос “Какие суды не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции?”

  1. Аццкий Талпайоп Ответить

    Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
    Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
    Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.
    К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
    Система федеральных судов выглядит следующим образом:
    1) Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти;
    2) федеральные суды общей юрисдикции:
    а) Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

  2. Tojajind Ответить

    К федеральным судам относятся:
    Конституционный Суд Российской Федерации;
    Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
    Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
    К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
    1) Верховный Суд Российской Федерации;
    2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
    3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды);
    4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
    5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
    К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
    Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции:Конституция Российской Федерации, ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, ФКЗ от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” и ФКЗ «о судах общей юрисдикции»
    Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
    Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

  3. Granigar Ответить

    Судебную систему по вертикали условно можно разграничить на суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции и суды арбитражной юрисдикции. При этом единство судебной системы РФ обеспечивается наличием самостоятельных по своей специализации судов замыкающихся на едином высшем судебном органе. При этом судебная система выстраивается с учетом сочетания внутренней и внешней специализации.
    К судам конституционной юрисдикции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являются обособленными по отношению друг к другу; решения, принимаемые конституционными (уставными) судами субъектов, не могут быть пересмотрены в Конституционном Суде РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют судебную власть посредством конституционного (уставного) судопроизводства, устанавливаемого законами соответствующих субъектов и регламентами данных судов.
    Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства, и подразделяются на четыре звена, замыкающиеся на Верховном Суде РФ как высшем судебном органе.
    Первое звено – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района и рассматривающие судебные дела только по существу. Мировые судьи вправе рассматривать, в частности, уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; издавать судебные приказы; расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских нрав, об усыновлении (удочерении) ребенка; рассматривать имущественные споры, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает установленную законом сумму. Мировые судьи также вправе рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи.
    Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу [1].
    Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ на основании федерального законодательства, предусматривающего общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ [2].
    Второе звено – районные и приравненные к ним городские суды – рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
    Третье звено – верховные суды республик, краевые, областные суды и суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов – рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
    Четвертое звено – Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, а также дает разъяснения но вопросам судебной практики.
    Порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции регулируется Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”.
    Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают присяжные заседатели. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах [3].
    Военные суды – окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды – как суды общей юрисдикции создаются но территориальному принципу по месту дисклокации войск и флотов. Данные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок образования и деятельности военных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” и Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ “О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов”.
    Военные суды организационно отделены от других судов общей юрисдикции и создаются в гарнизонах (соединениях), округах (видах Вооруженных Сил РФ, группах войск, флотах), представляя собой определенную подсистему, которая замыкается на Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
    Арбитражные суды являются взаимосвязанными между собой звеньями, осуществляющими правосудие в сфере предпринимательской деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Сторонами таких споров, как правило, выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных, определенных законом случаях, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
    Арбитражные суды подразделяются на три звена.
    Первое звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ; пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
    Второе звено – арбитражные апелляционные суды, создаваемые на определенной экономико-географической территории. В соответствии с законодательством об арбитражных судах учреждено 20 таких судов. Наименования данных судов даны с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.).
    Основными полномочиями данных судов являются проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу в первой инстанции, повторное рассмотрение дел и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.
    Третье звено – федеральные арбитражные суды округов, которые создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ. В Российской Федерации учреждено 10 федеральных арбитражных окружных судов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный. Основным полномочием данных судов является проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в ряде случаев – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
    В Российской Федерации законодательно предусматривается возможность создания специализированных судов. В 2011 г. был создан Суд по интеллектуальным правам для профессионального и качественного рассмотрения споров, связанных с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав, а также для повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в этой области и для укрепления привлекательности российской экономики. Подобные специализированные суды существуют в ряде стран. В Германии это, например, Федеральный патентный суд, в Японии – Суд по защите интеллектуальной собственности.
    Замыкаются суды арбитражной юрисдикции на Верховном Суде РФ, в котором действует Судебная коллегия по экономическим спорам.
    В арбитражных судах предусмотрены арбитражные заседатели, которыми согласно Федеральному закону от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” могут быть лица, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
    К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.
    Арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений; споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан – индивидуальных предпринимателей; о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.
    Суд как орган государственной власти имеет определенные законодательством органы управления (председатель суда и его заместители, президиум суда и т.д.).
    Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ создание чрезвычайных судов не допускается. Суд является единственной властной структурой, которая приводится в действие по волеизъявлению уполномоченного на то субъекта права. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества.
    Среди общих полномочий судов следует отметить закрепленное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, суды общей юрисдикции и арбитражные суды изучают и обобщает судебную практику; подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.
    Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ согласно ст. 104 Конституции РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.
    По вопросам внутренней деятельности судов Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ принимают регламенты.

  4. Shaktigor Ответить

    Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не в праве отменять нормативные акты, но законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.
    Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием.
    Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отмечено. Только в одном случае решение может быть окончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты правом в своей стране.
    В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из них утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ на 12 лет.
    Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
    Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Президента РФ.
    Состав Верховного Суда РФ включает 115 судей.
    Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступает судебной инстанцией по отношению районным судам.
    Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.
    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.
    При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик и др.
    Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого правосудия.
    Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.
    Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.
    Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
    Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон «О судебной системе РФ».
    Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.
    Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
    Мировые судьи РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.
    Мировые судьи назначаются законодательными органами субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более 5 лет.
    Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а также органами юстиции или органами исполнительной власти субъекта РФ.
    Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются соответствующие органы. Высшим органом судейского общества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет Судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
    В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.
    Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль, за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной ответственности. Коллегия отрешает от должности совершивших недостойный поступок судей.
    Большую помощь арбитражным судам может оказать более широкое использование третейских судов для разрешения экономических споров. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г. №3115-1 утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.
    Третейский суд обеспечивает законность процедур добровольного исполнения обязательств по сделкам, а в случае неисполнения какой-либо стороной – принудительное исполнение по приказу арбитражного суда, который утверждает решение третейского суда без рассмотрения дела по существу.
    Третейский суд финансируется за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.
    На страже интересов граждан выступают законы РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об основах государственной службы Российской Федерации».

    (ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». Статья 4. Суды в Российской Федерации

    1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
    2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    3. К федеральным судам относятся:

    – Конституционный Суд Российской Федерации;
    – Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
    4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    Комментарий к статье 4

    1. Конституция РФ и комментируемый Федеральный конституционный закон определяют, какие суды в Российской Федерации вправе осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности.
    Судебной властью наделяются только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке. Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суд состоит из судей – носителей судебной власти, назначаемых в установленном законом порядке и действующих на профессиональной основе.
    Суды различаются пределами осуществляемой ими власти. Юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно – территориальное образование (район, область, республику), на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, флотилию, военный округ, вид Вооруженных Сил), на судебный округ (не совпадающий с административно – территориальным делением).
    В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенных лиц или социальную группу (рассмотрение уголовных дел по обвинению в совершении преступлений судей в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей; дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами Российской Федерации в порядке ст. 93 Конституции РФ).
    2. Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ суды могут осуществлять особую государственную деятельность – правосудие. Создания судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.
    Правосудие осуществляется только в порядке установленной законом особой процедуры – уголовного и гражданского процесса, построенного на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и интересов.
    Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты. Правосудие выступает механизмом защиты гражданского общества и отдельной личности.
    Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и иными законами; на права и законные интересы предприятий, иных учреждений и организаций; на конституционный строй России; в укреплении законности и правопорядка.
    Целью отправления правосудия является разрешение гражданско-правовых споров, связанных с защитой прав и интересов граждан и организаций, и дел об уголовных преступлениях для установления виновности лица в совершении преступления и применения уголовного наказания или его невиновности, за признанием которой следует оправдание.
    Таким образом, правосудие можно определить как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.
    Понятие “правосудие” не совпадает с понятием “судопроизводство”. Судопроизводством охватывается не только деятельность судов по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, но и действия иных субъектов, реализующих свои права и обязанности и вступающих в различные организационные и процессуальные отношения с судом, с его аппаратом.
    3. Комментируемый Закон определяет виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации. Это федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
    Определяя статус судов, Закон о судебной системе РФ относит к числу федеральных судов РФ следующие судебные органы:
    – Конституционный Суд Российской Федерации;
    – Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;
    – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
    – Эти установления, формирующие системы судов самостоятельных ветвей судебной власти, имеют особое значение для последующего утверждения их организационных и процессуальных взаимосвязей.
    Особняком здесь стоит Конституционный Суд РФ, который занимает в судебной системе особое место в силу стоящих перед ним задач и отсутствия у него подведомственных ему судебных структур в субъектах Российской Федерации (см. комментарий к ст. 18 и 27).
    В системе судов общей юрисдикции надзор за судебной деятельностью всех вышеперечисленных судов осуществляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Приведенный порядок перечисления федеральных судов определяет иерархию вышестоящих и нижестоящих судов. Включение в этот перечень военных и специализированных судов также имеет определенное значение. Военные суды имеют ряд особенностей в порядке их организации, структуре и компетенции. Включение их в систему судов общей юрисдикции подчеркивает их принадлежность к общим судам в части применения общих для всех этих судов норм материального и процессуального права, поднадзорности Верховному Суду РФ (см. комментарий к ст. 22).
    Предусматриваемые настоящим Законом к созданию специализированные суды заранее определяются как федеральные со всеми вытекающими из этого факта последствиями, касающимися статуса этих судов, порядка их формирования, назначения судей, обеспечения судебной деятельности и финансирования.
    Арбитражные суды субъектов Федерации не именуются федеральными в отличие от арбитражных судов округов. Но их включение в систему федеральных судов придает им указанный статус.
    4. Впервые в законодательстве о судоустройстве выделяются суды субъектов Российской Федерации.
    Включаемые в эту систему конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не поднадзорны Конституционному Суду РФ и не находятся с ним в какой-либо организационной или процессуальной связи. В некоторых республиках правовой статус этих судов определяется конституцией республики, отдельными актами (см. комментарий к ст. 27).
    Законом о судебной системе мировые судьи отнесены к числу судов субъектов Федерации. Особенность их правового положения в том, что одновременно они признаются судами общей юрисдикции, т.е. будут руководствоваться при осуществлении правосудия федеральными законами. Организация работы мировых судей, обеспечение их деятельности возлагается на органы власти субъектов Федерации, хотя финансирование будет производиться из федерального бюджета (см. комментарий к ст. 28).
    Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

    Закон предусмотрел исчерпывающий перечень судебных органов.

    Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.
    К федеральным судам Закон отнес Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды; арбитражные суды.
    В свою очередь, к судам субъектов Федерации были отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также мировые судьи.
    Подавляющая часть судов получила статус федеральных. Такой подход следует из п. “о” ст. 71 Конституции РФ о том, что судоустройство входит в предмет исключительного ведения Федерации и должно регулироваться на основе соответствующего федерального закона.
    Модель судоустройства, предложенная российским законом, беспрецедентна. Ее можно было бы охарактеризовать как сильно централизованную в отличие от децентрализованной и умеренно централизованной модели, распространенной среди государств с федеративной формой устройства.
    Закрепленная ныне конституционным законом судебная система России не имеет аналогов в мире.
    Специализированная юстиция позволяет привлечь к разрешению отдельных категорий юридических споров наиболее компетентных специалистов, а, значит, с наибольшей степенью вероятности дать им адекватную правовую оценку и вынести справедливое решение. Другими преимуществами специализированной юстиции могут стать разгрузка судов общей юрисдикции и упрощенная процедура производства.
    Наличие специализированной юстиции не нарушает принципа единства судебной системы. Деятельность ординарных и специализированных судов в равной мере подчинена Конституции РФ и рассматриваемому Федеральному конституционному закону: и первые, и последние отправляют правосудие, руководствуясь общими принципами судоустройства.
    Завершает третью главу положение, посвященное правовому статусу мировых судей. Институт мировых судей – не новый в российском судоустройстве. Он был известен Судебным уставам 1864 года. Как и тогда, в основной круг вопросов, отнесенных к компетенции мирового судьи, предполагается включить уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, гражданские дела с небольшой ценой иска, о защите чести и достоинства, в сфере брачно-семейных отношений, особого производства, а также дела об административных правонарушениях.
    Мировые судьи – единственный вид судов общей юрисдикции, являющийся судом субъекта Российской Федерации. Должности их создаются и упраздняются законами соответствующего субъекта, в частности, законом о выборах мирового судьи. Однако полномочия и порядок их деятельности устанавливается также на уровне федерального закона.
    Порядок наделения мировых судей полномочиями будет существенно отличаться от такого порядка в отношении всех остальных судей. Они должны не назначаться государственными органами, а избираться населением участка, на который распространяется их юрисдикция. При этом если полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, то мировые судьи избираются сроком на пять лет. По истечении пятилетнего срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, будет вправе снова выдвинуть свою кандидатуру на эту должность. Предполагается, что повторное избрание гражданина мировым судьей увеличивает срок его полномочий до десяти лет. Такой порядок предопределен назначением мировых судей как суда первой инстанции, призванного реально обеспечить доступность судебной защиты прав и свобод граждан.
    По причине больших судебных издержек, связанных с предполагающейся высокой загруженностью делами мировых судей, с одной стороны, и нехваткой денежных средств в местных бюджетах, с другой, финансирование их деятельности также предполагается осуществлять из федерального бюджета.
    Процедура финансирования деятельности судов Российской Федерации детально урегулирована ст. 33 Закона о судебной системе.
    Финансирование судов теперь осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете. Это, прежде всего, направлено на устранение опасности фактического подчинения судов представительным и исполнительным органам государственной власти на местах. Единственное исключение из этого правила составляет конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, финансирование которого, согласно п. 2 ст. 27 Закона, производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации).

  5. LoJIita Ответить



    1. Понятие и система судов общей юрисдикции.
    Суд общей юрисдикции – государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
    Система судов общей юрисдикции – совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
    Система судов общей юрисдикции:
    1) Верховный суд Российской Федерации
    Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
    2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)
    Военные (флотские) окружные суды.
    3) Городские и районные суды.
    Гарнизонные военные суды.
    4) Мировые судьи.

    2. Законодательство о судах общей юрисдикции.
    Законодательство о судах общей юрисдикции – это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.
    Система законодательства о судах общей юрисдикции:
    1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.
    2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
    3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
    4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
    5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
    6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
    7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
    8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
    3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
    Задачи функции судов общей юрисдикции:
    – Защита нарушенных или оспариваемых прав.
    – Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.
    – Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.
    – Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.
    – Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.
    – Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.
    – Деятельность по осуществлению правосудия.
    – Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.
    – Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.
    – Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.
    – Деятельность по разъяснению законодательства.
    – Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.
    4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.
    Подведомственность – разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).
    Подсудность – разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.
    По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.
    Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.
    Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции,  обосновывается характером дела, его объективной стороной.
    Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса – их места проживания, места реализации правоотношений.
    Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.
    Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.
    Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.




    < Предыдущая Следующая >

  6. Wydi Ответить

    Cудебная система – совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.
    Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:
    “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом… Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

    Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.
    Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:
    гарнизонных военных судов;
    окружных (флотских) военных судов;
    Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.
    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Высшее звено судов общей юрисдикции

    Высшее звено — это Верховный суд РФ.
    Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”):
    Пленум (не обладает полномочиями по осуществлению правосудия);
    Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
    Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
    Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
    Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
    Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. – то же));
    Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

  7. YSAJIKE Ответить

    Федеральных судов три вида:
    1. Федеральные суды общей юрисдикции.
    2. Арбитражные Суды.
    3. Конституционный Суд
    В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды.
    Конституция РФ устанавливает, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Из этой нормы становится ясным, что Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Полномочия Верховного Суда РФ закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов.
    Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция.
    Важная функция Верховного Суда: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов. Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием, рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав.
    Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет. В составе Верховного Суда РФ действуют: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная коллегия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная коллегия.
    Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации Федеральный конституционный закон “О судебной системы Российской Федерации” от 18 декабря 1998 г – С 27-28. . Это трехзвенная система, которая сама является составной частью судебной системы Российской Федерации. Возглавляет систему арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от5 мая 1995г. – С56-57.. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
    Высший Арбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов суда. Председатель назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, но дополнительно требуется представление Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
    Созданный в соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.
    Высший Арбитражный Суд РФ состоит из Пленума, Президиума, судебных коллегий и аппарата. При нем также функционирует Научно-консультативный совет. Важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации разрешаются Пленумом — общим собранием всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Соответственно Пленум формируется вместе с образованием самого Высшего Арбитражного Суда РФ. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава.
    Создание в России Конституционного Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым новым шагом вперед в развитии ее конституционного строя. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Между тем осуществляемое им правосудие специфично, как и его полномочия. Конституционный Суд РФ вправе:
    1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ;
    2) разрешать споры о компетенции:
    а) между федеральными органами государственной власти;
    б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
    3) рассматривать жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
    4) по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
    5) давать толкование Конституции РФ;
    6) осуществлять некоторые иные полномочия. Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия.
    Штатная численность Конституционного Суда РФ 19 профессиональных судей, назначаемых на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Заседателей в этом суде нет. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
    В Конституционном Суде РФ действуют: пленарное заседание, две палаты. Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается его аппаратом. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ. В заседаниях палат принимают участие соответственно 10 и 9 судей. Причем Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ входят в состав разных палат. Председательствуют на заседаниях судьи по очереди, установленной на заседании палаты. Пленарное заседание считается правомочным при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ, а заседание палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и те, чьи полномочия приостановлены.
    Председатель, заместитель, судья-секретарь Конституционного Суда РФ — выборные должности. Занять их могут лишь судьи Конституционного Суда РФ. Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного суда РФ.
    Аппарат Конституционного Суда РФ состоит: из Секретариата; Управлений конституционных основ частного права, конституционных основ уголовной юстиции, конституционных основ федеративного устройства и управления территорий, конституционных основ административного права, международного права, хозяйственного и социально-бытового обслуживания, финансового; общего отдела, отдела конституционного права, прав человека и правоприменительной практики, отдела гражданского права, гражданского процесса и хозяйственного законодательства, отдела судебных заседаний, отдела трудового права и социального обеспечения, отдела экологического и земельного права, отдела административного права, отдела Федерации и ее составных частей, отдела правовой информации, информационно-аналитического отдела, отдела контроля и исполнения решений, канцелярии, пресс-службы, приемной, Научно-консультативного совета и иных подразделений.

  8. Gadi Ответить

    1. Гарнизонные военные суды – организуются и действуют на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов.
    2. Окружные (флотские) военные суды – являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам;
    3. Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации – является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) – высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
    Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях.
    1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (общее количество – 81). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.
    2. Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.
    3. Федеральные арбитражные суды округов (общее количество – 10) – работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.
    4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
    Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
    СУДАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
    1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, который может создаться субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
    2. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *