Какие темы затронуты в монологе чацкого а судьи кто?

9 ответов на вопрос “Какие темы затронуты в монологе чацкого а судьи кто?”

  1. Ekzop Ответить

    На реплику Фамусова “Не я один, все также осуждают” Чацкий, герой комедии Грибоедова “Горе от ума”, отвечает монологом “А судьи кто?” Он возмущен поколением “отцов”, присвоивших себе право судить других: “Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?” Чацкий ненавидит и презирает “знатных негодяев”, которые грабят свой народ, привыкли за его счет праздно жить в роскоши, использовать родственные связи, менять своих слуг на борзых собак. Он дает предельно резкую и точную оценку их бытия: “Прошедшего житья подлейшие черты”, – и иронично восклицает: “Вот те, которые дожили до седин! / Вот уважать кого должны мы на безлюдье! /Вот наши строгие ценители и судьи!”
    Эти люди, по-мнению Чацкого, живут прошлым, даже мыслить сами не умеют, но “черпают из старых газет” свои суждения. Они не могут быть примером для прогрессивных молодых людей, каким был сам Александр Чацкий. Он сторонник свободы и равноправия между людьми, развития искусства и науки. Его устами Грибоедов выразил свои идеи и взгляды. Для него, как и для его героя, главным является не собственное благополучие, а служение народу, развитие и процветание своей страны. Эти идеи не утратили своего значения и в наше время, они злободневны и актуальны для современной России.

  2. Sunchello Ответить

    Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, то есть в тот период, когда в жизни России происходили глубокие социально-политические изменения.
    Своим произведением Грибоедов откликнулся на самые острые вопросы современности, такие, как крепостное право, свобода личности и независимость в мыслях, состояние просвещения и образования, карьеризм и чинопочитание, преклонение перед иностранной культурой. Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»).
    «Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя. В них раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества. Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта.
    Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка?..», и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания. Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».
    Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего». Этот монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне, что психологически оправдано. Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, его взгляды свободно мыслящего человека, Чацкий не хочет. Тем более, что монолог этот вызван нравоучениями отца Софьи, его советами о том, как нужно делать карьеру, пользуясь опытом незабвенного дядюшки Максима Петровича.
    Чацкий категорически с этим не согласен. Весь обличительный смысл слов главного героя заключается в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между двумя историческими периодами прошедшим и нынешним. Екатерининская эпоха, которая вызывает такое умиление у Фамусова, определена Чацким как «век покорности и страха». Чацкий считает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих «смешить народ, отважно жертвовать затылком». Он искренне надеется, что приемы и методы вельмож екатерининской поры ушли в прошлое, а новый век ценит людей, по-настоящему честных и преданно служащих делу, а не лицам:
    Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде,
    Недаром жалуюи их мало государи.

    Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе. Именно в этом монологе взгляды Чацкого получают наиболее полное освещение, Здесь герой отчетливо выражает свои антикрепостнические взгляды, что дало впоследствии критикам возможность сближать Чацкого с декабристами. Как не похож тон этого страстного монолога на миролюбивые строки предыдущего! Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворян к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается беззаконию, которое царит в России:
    Тот Нестор негодяев знатных,
    Толпою окруженный слуг;

    Усердствуя, они в часы вина и драки
    И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
    На них он выменил борзые три собаки!!!

    Другой барин продает своих крепостных актеров:
    Но должников не согласил к отсрочке:
    Амуры и Зефиры все
    Распроданы поодиночке!

    «Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы?» — горько вопрошает главный герой. В этом монологе слышится неподдельная боль человека, знающего цену «отцам отечества», которые «грабительством богаты» и защищены от суда всей существующей системой: связями, взятками, знакомствами, положением. Новый человек не может, по мнению героя, примириться с существующим рабским положением «умного бодрого народа». Да и как можно примириться с тем, что защитников страны, героев войны 1812 года, господа вправе выменять или продать. Чацкий ставит вопрос о том, должно ли существовать крепостное право в России.
    Героя Грибоедова также возмущает то, что вот такие «строгие ценители и судьи» преследуют все вольнолюбивое, свободное и защищают лишь безобразное и беспринципное. В этом монологе героя слышится голос самого автора, высказывающего свои сокровенные мысли. И, послушав страстный монолог Чацкого, любой здравомыслящий человек должен неизбежно прийти к мысли, что такое положение дел не может существовать в цивилизованной стране.
    Словами «В той комнате незначащая встреча…» начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта. Отвечая на вопрос Софьи «Скажите, что вас так гневит?», Чацкий по обыкновению увлекается и не замечает, что никто не слушает его: все танцуют или играют в карты. Чацкий говорит в пустоту, но и в этом монологе он затрагивает важную проблему. Его возмущает «французик из Бордо» как пример преклонения русских дворян перед всем иностранным. Со страхом и слезами отправлялся он в Россию, а затем был обрадован и почувствовал себя важным человеком, не встретив там «ни звука руского, ни русского лица». Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного. Он с иронией предлагает занять у китайцев «премудрого… незнания иноземцев». И продолжает:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев,

    Последний монолог приходится на развязку сюжета. Чацкий говорит здесь о том, что никогда он не сможет примириться с нравами и порядками фамусовской Москвы. Он не удивлен, что это общество людей, панически боящихся всего нового и передового, объявляет его безумным:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.

    Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.
    Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы. Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.

  3. oRganizma Ответить

    Монолог Чацкого “И точно, начал свет глупеть…” – ответ
    Чацкого на монолог Фамусова “Вот то-то, все вы гордецы”
    (рассказ Фамусова о ловком придворном Максиме Петровиче).
    Монолог связан с завязкой конфликта, и он посвящен
    противопоставлению “века нынешнего” и “века минувшего”.
    Чацкий сравнивает современную ему жизнь
    (век нынешний) и жизнь прошлого столетия (век минувший).
    Он поражён умением придворных выслуживаться
    перед государями, льстить и раболепствовать.
    Он рад, что в современном обществе это выглядит дико:
    “Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде,
    Недаром жалуюи их мало государи”.
    Этот монолог выдержан в спокойном, немного ироничном
    тоне, что психологически оправдано.
    Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца.
    Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его
    гордость, его взгляды свободно мыслящего человека,
    Чацкий не хочет.
    Тем более, что монолог этот вызван нравоучениями отца
    Софьи, его советами о том, как нужно делать карьеру,
    пользуясь опытом незабвенного дядюшки Максима
    Петровича.
    Чацкий категорически с этим не согласен.
    Весь обличительный смысл слов Чацкого заключается
    в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между
    двумя историческими периодами прошедшим и нынешним.
    Екатерининская эпоха, которая вызывает такое умиление
    у Фамусова, определена Чацким как “век покорности и страха”.
    Чацкий считает, что теперь настали иные времена,
    когда нет желающих “смешить народ, отважно жертвовать
    затылком”. Он искренне надеется, что приемы и методы
    вельмож екатерининской поры ушли в прошлое,
    а новый век ценит людей, по-настоящему честных и
    преданно служащих делу, а не лицам.
    Но то факт, что Фамусов приводит Максима Петровича
    в пример Чацкому, свидетельствует о том,
    что Москва во многом сохраняет атмосферу
    предыдущего столетия, века “покорности и страха”

  4. leshij09 Ответить

    Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
    «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров) .
    «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен.. .Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными… » (А. С. Пушкин) .
    «Молодой Чацкий похож на Стародума.. .В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного… » (77. А. Вяземский) .
    «…В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский) .
    «Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Чацкий является идеологом «века нынешнего» . Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
    Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки…») ; к образованию («…Чтоб грамоте никто не знал и не учился») ; к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея…») ; к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…») ; к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица…») ; к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных…») .
    Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
    Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
    Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш батюшка?..») . Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
    Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…» ) — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» .
    Третий монолог («А судьи кто?» ) — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
    Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
    Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча…» ) — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
    Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом…» ) — развязка сюжета.
    В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) .
    Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
    В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья») .
    Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом…» )
    Еще есть тут: http://www.ruthenia.ru/annalystxt/Griboedov.htm
    и тут http://www.litra.ru/composition/get/coid/00029501184864162952/woid/00054601184773069846/

  5. Ku4Iv Ответить

    Монологи главных героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Павла Афанасьевича Фамусова и Александра Андреевича Чацкого ‒ это война двух эпох.
    В их монологах видно противостояние «века нынешнего» в образе Чацкого, и «века минувшего» в образе Фамусова. В монологах можно увидеть мировоззрение представителей двух веков.
    Первый монолог ‒ монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…». Это ответ на слова Скалозуба о том, что он хотел бы жениться. В монологе Фамусов рассуждает по поводу женитьбы.
    Фамусов говорит, что жениться нужно на девушке с богатым приданым и размышляет о женитьбе вообще. Далее отходит от темы и начинает рассуждать о русском народе и о том, что он очень гостерприимен, особенно для иностранцев.
    Следом Фамусов сравнивает молодежь и представителей старого поколения. Молодежь, по его словам, умная и шустрая, однако старики всегда умнее. Фамусов так же, как и представители старого поколения, не приемлет перемены.
    После фразы Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться тошно» Фамусов произносит свой монолог «Вот то-то, все вы гордецы». Фамусов был возмущен тем, что Чацкий назвал выслугу словом «прислуживаться». Он ставит старое поколение в пример Чацкому. Преклонение перед высшим чином и даже унижение перед такими людьми для Фамусова заслуживает уважения.
    Когда Фамусов узнает о том, что Чацкий не служит, вместе со Скалозубом осуждают его. В ответ Чацкий произносит монолог «А судьи кто?». В нем он обрушается с критикой на тех, для кого главное ‒ чины и звания, а не служба и польза для Родины. Герой говорит о таких людях как о лжецах и негодяях, которые только грабят страну.
    Ответом на это является монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть», в котором Чацкий упрекает старшее поколение за то, что они почитают тех, кто преклоняется и раболепствует перед людьми, которые выше по званию.
    В финале герой произносит монолог «Не образумлюсь… виноват». В нем он говорит всю правду о Фамусове и его окружении, об их моральном убожестве. Он разочарован в них, они низки и глупы.
    Монологи Чацкого и Фамусова представляют собой два разных взгляда на мир. Мир Фамусова ценит чины, богатство и статус, для Чацкого же ценны образованность, мудрость и чувства, уважение ко всякому.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *