Каким дениска показан в рассказах девочка на шаре и тайное становится явным?

1 ответ на вопрос “Каким дениска показан в рассказах девочка на шаре и тайное становится явным?”

  1. Kathrizel Ответить

    ЦЕЛИ:
    Продолжить работу по разделу “Мы с мамой и
    папой”.
    Познакомить с произведением В. Драгунского
    “Тайное становится явным”, работать с текстом
    произведения, добиваясь его осмысления.
    Определить идею, объединяющую рассказы “Девочка
    на шаре” и “Тайное становится явным”.
    Воспитывать честность, порядочность, уважение к
    старшим и близким людям.
    ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки-портреты
    девочки – эквилибристки, иллюстрация к тексту,
    эпиграф, пословицы, цитатный план.

    I. Организационная часть.
    – Урок литературного чтения и мы продолжаем
    работу по разделу: “Мы с мамой и папой” (дети
    читают хором).

    – О чем повествуют произведения, включенные в
    данный раздел? (О семье, о взаимоотношениях
    детей и родителей, о взаимопонимании между
    родителями и детьми).

    – На прошлом уроке мы закончили работу над одним
    из таких произведений, которое называется …
    (“Девочка на шаре”), напомните, кто автор
    этого произведения?

    Виктор Драгунский.

    – Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
    ДЕТИ: Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке,
    рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был
    заводским рабочим, был актером – играл в
    Московском театре, в театре Сатиры, работал в
    цирке, писал фельетоны, клоунады, веселые
    юмористические рассказы, писатель – юморист,
    первая книга “Он живой и светится” (1961 г., 16
    рассказов).
    – Это был настоящий успех. По сценарию
    Драгунского поставлен кинофильм “Веселые
    истории”.
    – Заслуженную славу ему принесли “Денискины
    рассказы” (хором), в которых он изобразил
    своего сына и отчасти самого себя. Один из таких
    рассказов “Девочка на шаре”.
    – Давайте вспомним краткое содержание рассказа.
    – Где происходят события рассказа? (В цирке)
    – Что Дениске понравилось в цирке больше всего? (Выступление
    девочки – эквилибристки).

    – Дома вы нарисовали портреты девочки, давайте их
    озвучим, подпишем словами из текста (стр. 132, 3 ч.)
    – Прочитайте слова, словосочетания, предложения,
    которые помогли вам нарисовать портрет.
    (Выборочное чтение детей).
    – За всю свою жизнь Дениска не видел ничего такого
    подобного.
    – Расскажите, как автор показывает пробуждение
    глубокого чувства Дениски к девочке.
    Рассказ – размышление мальчика.
    Сначала Дениска восторгается красотой девочки,
    выделяет ее из всех знакомых девочек, называет
    особой. Все что делала эквилибристка, очень ему
    нравилось: “не бегала, а плыла, он сравнивает ее с
    птицей, с Дюймовочкой, с молнией”.
    Денису хочется познакомиться с девочкой, ему
    кажется, что и Таня заметила, выделила его.
    Мальчик очень хочет увидеть девочку, ее образ
    затмевает все привычные дела. Дениска очень
    обеспокоен отсутствием девочки в представление.
    Он называет ее “моя девочка”, как говорят о
    близком, дорогом друге. Дениска огорчился, что
    Таня уехала.
    Наверное, воспоминания о девочке долго будут
    согревать Дениску.
    – Каким же мы видим Дениску после посещения
    цирка? (Повзрослевшего, серьезного, способного
    к глубоким переживан
    иям).
    – Кто поддержал Дениску, разделил его боль?
    – Случайно ли то, что Дениска хотел пойти в цирк
    именно с папой, именно ему хотел показать девочку
    на шаре?
    – О чем хотел рассказать автор в этом серьезном и
    грустном рассказе? (О взаимоотношениях отца и
    сына, о глубине чувств ребенка).

    – Дома вам было задание побывать в роли писателей
    и придумать продолжение рассказа. Давайте
    послушаем, что может произойти через несколько
    лет. (Рассказ детей, 1-2 ученика).

    II. Сообщение темы урока.
    – Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного
    чтения будут слова испанского писателя Мигеля
    Сервантеса. Прочитайте их: “Правда всегда
    поднимается над ложью, как масло над водой”.
    – Как вы это понимаете? (О правде всегда
    узнают).

    – Найдите в учебнике произведение с созвучным по
    смыслу названием. (стр. 139)
    Работа над рассказом. Дети читают хором
    название рассказа.
    – Кто автор? (В. Драгунский)
    Рассмотрим иллюстрацию к произведению.
    – Как вы думаете, кто будет главным героем?
    – Какое это произведение по жанру? Докажите, что
    это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое
    по объему, несколько героев, несколько эпизодов).

    – А по настроению? Почему?
    – Прочитайте заглавие еще раз (про себя).
    – Как вы понимаете слово “явным”? Подберите
    синонимы (известным, всем доступным, очевидным,
    нескрываемым, открытым, видимым).

    – Какой другой пословицей можно озаглавить
    рассказ? (Шила в мешке не утаишь).
    – Как вы понимаете заглавие?
    Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните
    ваш ответ с авторским.
    – Совпали ваши рассуждения с авторским?

    Чтение рассказа по ролям.

    – А теперь давайте прочитаем рассказ целиком.
    Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы
    внимательно послушайте, так как в конце урока нам
    с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама
    не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)
    Вопросы после чтения:
    – Понравился вам рассказ?
    – Какой фрагмент рассказа вам показался самым
    веселым, неожиданным?
    – Почему было смешно?
    Жужжащее чтение цитатного плана на карточках
    (цитатный план на доске и на карточках).
    “Видеть не могу манную кашу!”
    “Вы выливаете разную гадость за окно!”
    “Ты должен съесть все до конца!”
    “Ты это запомнил на всю жизнь?”
    “А я остался с кашей наедине”.
    – Какие появились мысли? что вы прочитали? (План).
    – Объясните значение слова “цитата”. (Цитата –
    от лат. дословная выдержка из какого-либо
    произведения или речи).

    – Какой это план? Цитатный.
    – Последовательно он составлен?
    – Давайте определим последовательность плана.
    Чтение рассказа по цитатному плану.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз.

    – Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям
    составленного плана.
    А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются
    события).

    – Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки,
    задумывался над непонятным).
    – Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
    Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям
    (Дениска, мама). Выборочное чтение.
    – Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый
    Кощей)

    – В каких еще произведениях В. Драгунского мы
    встречали эти слова?
    – Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску
    есть кашу? (Заботилась о сыне…)
    В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем,
    как развиваются действия.
    – Подумайте, какие вопросы можно задать к этой
    части.
    Чтение цепочкой.
    – Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе
    чтения? (Дети задают вопросы).
    – Что испытывал Дениска, какие чувства, когда
    экспериментировал кашей? (Чувство обиды,
    досады, безысходности)
    .
    – Правда ли Дениска потерял сознание, когда
    выплеснул кашу на улицу?
    – Почему автор использует это выражение?
    – Какие чувства испытывала мама, увидев пустую
    тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?
    – Найдите и прочитайте еще раз слова мамы
    выразительно.
    Г) 4 часть.
    – Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь
    диалог прочитать выразительно, попробуйте
    передать сложившуюся атмосферу, передать
    недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите
    внимание на слова – действия, которые помогут
    вам выбрать нужную интонацию.

    Чтение по ролям.

    – Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать
    кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить
    напраслину).

    – Какого человека называют интеллигентным?
    Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом
    называют человека, обладающего большой
    внутренней культурой, то есть культурный,
    образованный.
    – Как понимаете: “язвительно рассмеялся
    милиционер” (злобно – насмешливо).
    – Можно ли сказать, что именно в этой части
    действие достигает высшей точки – кульминации?
    – Как изменилось настроение у Дениски?
    – Почему мы смеемся, когда читаем рассказ
    дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках?
    (Мы представляем, как он с кашей пойдет
    фотографироваться).

    – Хорошо ли Дениска знал свою маму?
    – Какие слова это доказывают? Прочитайте.
    – Почему мама сначала говорит строго, громко, а
    потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала
    радуется за сына, потом недоумевает, затем
    испытывает стыд и неловкость за сына).

    Д) 5 часть.
    – Дочитаем рассказ до конца.
    – Почему мама “смотрела долго-долго на сына?”
    (Хотела понять, что чувствует Дениска).

    – Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик,
    внимательный к словам мамы, честный,
    чистосердечно признается в своей неправоте,
    постарается не допускать неправильных,
    нечестных поступков).

    – Как вы думаете, какой человек получится из
    Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?
    – Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание
    детей и родителей, воспитание детей).

    – Как, по-вашему, что такое “взаимопонимание
    между родителями и детьми”?
    – Итак, давайте подведем итог: “Почему мама не
    стала наказывать Дениску?”
    – Что запомнит Дениска на всю жизнь?
    – Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы
    извлекли урок? Расскажите о ней?
    Подготовка к пересказу от 3 лица (по
    вариантам).

    – А сейчас давайте попробуем пересказать
    рассказ.
    – Взяли карандаши. Сейчас вы будете
    самостоятельно читать части, выделяя ключевые
    слова (самостоятельное чтение части по
    вариантам).

    – Пересказ можете закончить пословицей,
    подходящей по смыслу к вашей части.

    ПОСЛОВИЦЫ:

    Игра не доводит до добра.
    Кашу свари, да еще и в рот положи.
    Короткое слово гнев побеждает.
    Сначала думай, а потом делай.

    Пересказ цепочкой по вариантам.

    – Давайте подведем итог урока. Попробуем
    определить замысел писателя.
    – Что хотел сказать автор читателю? Какой идеей
    пропитано произведение?
    – С какой целью В. Драгунский написал этот
    рассказ? (Учит быть честным и правдивым, что так
    необходимо в жизни).

    – Как вы считаете, правы ли авторы Бунеевы,
    поместив это произведение в данный раздел?
    – Сравните произведение “Девочка на шаре” и
    “Тайное становится явным”. Что их объединяет? (Одинаковая
    идея – взаимопонимание родителей и детей).

    – Ведь как замечательно, как хорошо, когда тебя
    понимают. Как хочется, чтобы дети понимали
    взрослых, а взрослые хоть иногда смотрели на мир
    глазами ребят. Будьте внимательны друг к другу,
    относитесь с пониманием, уважайте старших, своих
    родителей, никогда не огорчайте их необдуманными
    поступками.

    Домашнее задание:

    Читать рассказ выразительно.
    Разделить текст на III смысловые части, составить
    план в тетради.
    Презентация.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *