Каким мы видим печорина в главе бэла?

11 ответов на вопрос “Каким мы видим печорина в главе бэла?”

  1. RHBCN Ответить

    Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

    Печорин глазами странствующего офицера

    Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

  2. zerocrossing Ответить

    Печорин, выросший в светском обществе, оказывается в непривычной для себя обстановке. На Кавказе все по-другому. Люди живут в гармонии с природой, ценят честность и искренность. В Печорине нет таких качеств, он скрытен и эгоистичен. Черты его характера выделяется на фоне горцев.
    В первой главе Печорин вызывает смешанные чувства – это и отторжение и некоторая симпатия. Такое отношение проглядывыается у Максима Максимыча, оно передается и читателю. Штабс-капитан относится к Бэле с добрыми, отеческими чувствами. От того ему особенно больно от смерти девушки. Но он все равно привязан к Печорину, ждет его возвращения.

    Любовь к Бэле

    В беседе с Максимом Максимычем Печорин отмечает, что и сам достоин жалости. Но так ли это? Печорин не достоин счастья, ведь он не умеет по-настоящему любить. Он испытывает настоящую симпатию к черкешенке, но сам же заявляет, что ему скучно. Все поступки Печорина направлены не на то, чтобы сделать девушку счастливой, а на то, чтобы удовлетворить свою прихоть. Ради сиюминутной забавы он похищает Бэлу, не задумываясь о чувствах девушки, о ее душевном состоянии. После смерти «возлюбленной» Печорин ведет себя очень странно. Он не показывает настоящих чувств, но жутковатый смешок говорит читателю об истеричности его состояния.
    Так или иначе, Печорин не является героем, который заслуживает настоящего счастья. Отсутствие гармонии с собой, циничность, эгоизм, делаю его типичным представителем своего времени. Нам остается только гадать, время влияет на человека, или человек сам должен делать свой выбор. Но Лермонтов описал типичного представителя своей эпохи. Светская жизнь убивала в людях чувственность и доброту, и это является большой проблемой поколения. Тема произведения актуальна и сегодня. Важно оставаться человеком в любых обстоятельствах, а ценности, которые ценились на протяжении многих веков, должны оставаться присущи любому человеку. Но жестокое время делает из людей циников. Оставаться собой, быть честным и достойным человеком или же прогибаться под обстоятельства и время – осознанный выбор каждого.

  3. kaktusv Ответить

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные черты своих современников. Хотя важно отметить, что это не заурядная личность, а человек выдающийся, даже в чем-то исключительный. Роман состоит из нескольких повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а следуя логике раскрытия характера главного героя. В каждой из частей произведения Печорин поворачивается к нам новой стороной своего характера, каждый раз нами постигается новая глубина натуры героя. Так, в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами разных людей. В «Бэле» о главном герое рассказывает пожилой штабс-капитан Максим Максимыч, которому Печорин приходился приятелем. В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя глазами рассказчика, странствующего офицера. В той и другой повести Печорин совершает поступки, вызывающие неоднозначную оценку у других героев и у читателя. Так, в «Бэле» герой, увлекшись молодой черкешенкой, крадет ее из семьи и влюбляет в себя. Печорина пленила дикая красота и необузданный нрав Бэлы, так отличавшейся от красавиц высшего света. Однако скоро Печорин остыл к девушке, убедившись, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» . Героя совсем не остановило, что черкешенка страстно его полюбила, что девушке нельзя было возвратиться в свою семью, что он разбил ей жизнь. Неудивительно, что в конце повести Бэла погибает. Мне кажется, что для девушки смерть от ножа Казбича была единственным выходом. Меня поразило то, что для Печорина Бэла была просто очередной игрушкой. Она быстро надоела герою, и тот позабыл девушку, выбросив ее, как увядший цветок. В главе «Максим Максимыч» эгоизм и высокомерие Печорина раскрывается еще с одной стороны. Герой очень холодно и надменно ведет себя с Максим Максимычем, под началом которого он долгое время служил на Кавказе. Старый штабс-капитан был очень рад известию о приезде Григория Александровича, готовился встречать его с распростертыми объятиями. В ответ на это Печорин открыто показывает штабс-капитану свое безразличие. Он не ответил на приглашение старого приятеля. При встрече с ним был очень холоден, чем смертельно оскорбил доброго Максима Максимыча. Я считаю, что главным пороком Печорина был его невероятный эгоизм. Из-за этого порока герой мог погубить человека, мог сломать жизнь, смертельно обидеть искренно расположенного к нему приятеля. Мне кажется, что главы «Бэла» и «Максим Максимыч» в одинаковой степени раскрывают этот порок главного героя. Поэтому у меня Печорин вызывает равное осуждение и в той, и в другой части романа.

  4. shyym Ответить

    О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных эпох!) не может объяснить причины поступков Григория, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.
    Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», « сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».
    То, как ведет себя Печорин во время встречи с Максим Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принужденное зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимовича, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Все время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погруженный в свои мысли, отталкивающий свое прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?

    Журнал Печорина

    В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.
    Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.
    «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
    «Чудесным рассказом» считал «Тамань»» А.П.Чехов, «какая прелесть «Тамань!», – так оценивал ее И.Тургенев.
    Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.
    «Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.
    Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»
    «Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы. Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».
    Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.

    Печорин и «водяное общество»

    Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.
    «Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.
    Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведет себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно. Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.
    На протяжении всех событий «Княжны Мери» рядом с главным героем – еще один персонаж, помогающий нам увидеть глубже и полнее характер Печорина. Доктор Вернер, на первый взгляд очень похож на самого Григория. Став приятелями, “читая в душе друг друга”, два этих человека так и не сблизились. Размышления Печорина о невозможности дружбы подталкивает нас к пониманию причины: дружеские отношения не могут возникнуть там, где главенствует равнодушие и себялюбие, где есть привычка «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе».
    Индивидуализм героя мы обнаруживаем в каждом поступке, в любом действии: упоение от сознания власти над Верой, изобретательность, с которой Григорий старается завладеть сердцем наивной княжны, «игра» с Грушницким. Понимает ли герой мотивы своих поступков и импульсов, верно ли их оценивает? «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Так может писать только человек, осознающий малейшие движения своей души, а значит, индивидуалистическая суть собственного характера – не тайна для Печорина. Более того, взгляд «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы…» – основа его мировоззрения.
    Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий создает собственную теорию счастья. «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха…Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».
    Увидев главного героя глазами Максим Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нем так много, что постигли «историю души человеческой».

    «Я люблю сомневаться во всем»

    Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения»,- таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.
    Поверив после выстрела поручика на какой-то момент в предопределение, – «доказательство было разительно», «я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону…», -повествует автор журнала. Испытывая судьбу, Печорин смел и решителен, рискует жизнью. А в дневнике иронически замечает: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»
    Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остается одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берет начало в безверии, он – стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.
    Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.

  5. Erlond Ответить

    В беседе с Максимом Максимычем Печорин отмечает, что и сам достоин жалости. Но так ли это? Печорин не достоин счастья, ведь он не умеет по-настоящему любить. Он испытывает настоящую симпатию к черкешенке, но сам же заявляет, что ему скучно. Все поступки Печорина направлены не на то, чтобы сделать девушку счастливой, а на то, чтобы удовлетворить свою прихоть. Ради сиюминутной забавы он похищает Бэлу, не задумываясь о чувствах девушки, о ее душевном состоянии. После смерти «возлюбленной» Печорин ведет себя очень странно. Он не показывает настоящих чувств, но жутковатый смешок говорит читателю об истеричности его состояния.
    Так или иначе, Печорин не является героем, который заслуживает настоящего счастья. Отсутствие гармонии с собой, циничность, эгоизм, делаю его типичным представителем своего времени. Нам остается только гадать, время влияет на человека, или человек сам должен делать свой выбор. Но Лермонтов описал типичного представителя своей эпохи. Светская жизнь убивала в людях чувственность и доброту, и это является большой проблемой поколения. Тема произведения актуальна и сегодня. Важно оставаться человеком в любых обстоятельствах, а ценности, которые ценились на протяжении многих веков, должны оставаться присущи любому человеку. Но жестокое время делает из людей циников. Оставаться собой, быть честным и достойным человеком или же прогибаться под обстоятельства и время – осознанный выбор каждого.
    Данная статья поможет написать сочинение «Характер Печорина в «Бэле».

  6. AGSIS Ответить

    Повести «Бэла»
    и «Тамань» в раскрытии образа Печорина
    Творчество Михаила Юрьевича
    Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после
    провала выступления декабристов. Лермонтов — это представитель светской
    молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись
    с действительностью, но сам поэт, в отличие от своих современников, не
    мог принять ее.
    На протяжении всего своего
    творчества Лермонтов пытается найти героя, способного на действие, на
    значительный поступок, но не видит такого человека рядим с собой: люди
    не интересовались ничем, кроме своих собственных дел (карьера, богатство).
    Именно безразличие ко всему, царящее среди молодежи 30-х годов XIX века,
    и заставляет писателя искать причину этого явления в психологии людей.
    Логическим завершением творчества
    Михаила Юрьевича Лермонтова стал роман «Герой нашего времени»,
    написанный в 1837-1840 годах. Это произведение является первым социально-психологическим
    романом в русской литературе. При его написании основной целью автора
    было исследовать душу современного ему человека и влияние общества на
    формирование этой души.
    Главным героем романа является
    Печорин. Именно вокруг его личности и строится вся композиция произведения.
    Она достаточно сложна: роман состоит из пяти отдельных, самостоятельных
    повестей, связующим звеном которых является герой, остальные же герои,
    события и даже повествователи не имеют ничего общего. Этот прием был использован
    Лермонтовым, чтобы с разных сторон и под разными углами раскрыть характер
    Печорина. Образ раскрывается постепенно, от внешнего к внутреннему, от
    поступков к ощущениям.
    Постепенное раскрытие характера
    героя достигается Лермонтовым благодаря применению им своего любимого
    композиционного приема: в романе в повествование неизвестного автора встроен
    рассказ Максима Максимыча, а временами и на равных появляется еще и рассказ
    Печорина, то есть характер показан сначала глазами посторонних людей,
    а потом глазами самого героя.
    Наиболее важными в этом отношении
    являются повести «Бэла» и «Тамань», так как первая,
    с которой и начинается весь роман, дает нам лишь общее представление о
    герое, поскольку повествование идет от лица Максима Максимыча — человека
    необразованного и неспособного к глубокому анализу, а во второй (повесть
    «Тамань» — это третья повесть в романе) события излагаются
    уже самим героем, то есть перед читателем предстает внутренний мир героя.
    В повести «Бэла»
    Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно
    ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам — «детям
    природы». Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего
    очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно,
    так как Максим Максимыч просто
    излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным
    и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу,
    не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного
    дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а
    Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки
    немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно». Герою
    безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести,
    служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести,
    — это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с
    другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань»
    повествование переходит уже к самому Печорину.
    Именно в ней появляется полный
    и четкий психологический портрет героя. Однако повесть «Тамань»
    — это самое романтическое место во всем произведении. События, описанные
    Печориным, очень интересны, хотя он играет в них второстепенную роль;
    все же герой раскрывается как человек, в котором осталось довольно много
    романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет
    Янко, ундина, слепой мальчик… Они живут в единстве со стихией, с морем,
    но вне всякого закона. Это, безусловно, привлекает Печорина, и его поступки
    тоже становятся несколько безрассудными, например, поехать кататься на
    лодке, не умея плавать. Но этот мир не для него. Печорин чужой там. В
    «Тамани» существует также и другой мир— мир обыденной провинциальной
    жизни. К нему принадлежат урядник, десятник и так далее. Они являются
    воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь
    отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире
    романтизма, и в мире реализма. Печорин нигде не может найти себе пристанища.
    Повесть «Тамань»
    не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает
    раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне
    и без жеманства, давая строгую оценку себе и своим поступкам.
    В повестях «Тамань»
    и «Бэла» читатель еще не видит полного раскрытия образа, но
    в них герой как бы представляется публике сначала с внешней, а потом и
    с внутренней сторон. Обе повести также обладают некоторыми романтическими
    элементами, которые показывают и подчеркивают несовместимость героя с
    романтизмом.
    В своем романе «Герой
    нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов внимательно исследует историю
    «души человеческой». Пытаясь найти причины духовного упадка
    молодежи 30-х годов XIX века, он рисует портрет «героя этого времени».
    Раскрывая его характер с разных сторон, используя для этого такой художественный
    прием, как составление одното большого произведения из отдельных повестей,
    каждая из которых призвана выполнить свою определенную роль в раскрытии
    образа главного героя.

  7. keka Ответить

    Храбрость

    Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

    Самолюбие

    Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
    Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

    Эгоизм

    В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

    Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

    Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
    Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
    Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
    В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *