Каким я увидел 18 век на страницах путешествие из петербурга в москву?

13 ответов на вопрос “Каким я увидел 18 век на страницах путешествие из петербурга в москву?”

  1. Arcanedefender Ответить

    В произведениях писателя явно проявлялось сочувствие простому народу. Самодержавно-крепостнический строй был ему чужд. Одним из самых известных произведений автора стало «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором Радищев рассказывает о России того времени и о тяжелом положении народа.
    Автор сочувствует своим героям и это заметно с первых строк произведения. Он описывает крестьян рассудительными людьми, не лишенными чувства собственного достоинства и сострадания. Радищев умело создает нравственно чистый образ крестьянки Анюты, которая отказывается от помощи путешественника. Он любуется свежей красотой сельских девушек, которая тесно связана с трудом. Таким образом, писатель противопоставляет нравственную неискушенность и естественную красоту простых людей физической и моральной деградации дворян.
    В своей книге он встречает крестьянина, вынужденного трудиться в воскресение и по ночам, потому что все остальное время он работает на полях барина. Каждая глава произведения обличает отвратительное отношение помещиков к крепостным, являющимся их собственностью.
    Но даже несмотря на тяжелое положение, простой люд у Радищева не представлен сломленной жертвой, он несет в себе нравственные принципы и ценности. Хотя среди них тоже иногда бывают рабы по духу, а не только по положению.
    В своей книге Радищев прославляет одаренность и творческий потенциал русского человека. Русский фольклор видится автору прежде всего проявлением характера и души народа. Писатель попытался постичь особые качества, присущие русскому национальному характеру. Он смог раскрыть простого крестьянина совсем с другой стороны.

  2. Зая_маинькая_на лужайки_ Ответить

    Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является произведение А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Оно написано в известном в то время жанре “путешествия”, раскрыл который Л.Стерн, родоначальник сентиментализма. Радищев в своей собственной оценке человека вообще руководствовался произведениями писателей-сентименталистов и считал, что человек отличается от животного как раз способностью к состраданию. Жалость, сочувствие — основные чувства повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала”.
    Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.
    Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?” Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа”.
    Главная заслуга Радищева и главное отличие его произведения от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:
    Покоя рабского под сенью
    Плодов златых не возрастет;
    Где все ума претит стремленью,
    Великость там не прозябает.
    Оригинальность “Путешествия из Петербурга в Москву” заключается в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу. “Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.
    Александр Николаевич Радищев — легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей окружено ореолом мученичества. Это связано с историей создания книги “Путешествие из Петербурга в Москву”, над которой писатель работал около десяти лет.
    Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав “Путешествие”, императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: “Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева”. Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.
    После революции 1917 года литературоведы-марксисты увидели в Радищеве зачинателя социализма в России, но в этих суждениях они шли по стопам В.И. Ленина, который поставил Радищева “первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости”.
    А.Н.Радищев писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат “О Человеке, о его смертности и бессмертии”, но в памяти потомков он остался всего лишь автором “Путешествия из Петербурга в Москву”. Надо отметить, что это сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.Пушкина, который написал, что оно “причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”.
    Недостатком книги, безусловно, является то, что она представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Чувствуется большое влияние французских просветителей, провозгласивших идеи равенства и братства. Основная направленность произведения — тенденциозная критика существующего жизненного уклада в России.
    В “Путешествии” Радищева мы видим картины жизни крепостного крестьянства. В главе “Пешки”, описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа и гневно восклицает: “Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния…” О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе “Любани”. Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: “Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.
    Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе “Вышний Волочок”. Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. “Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина”, — восклицает, обращаясь к помещику, писатель.
    В главе “Медное” описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину — кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а “от самой тяжести порабощения”.
    Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция.
    Достоевский по поводу стиля Радищева говорил, что “обрывки и кончики мыслей” у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей. Это настоящий приговор художественному достоинству произведения.
    Немалую заинтересованность приносит суждение профессора В.В. Виноградова, специалиста по истории русского литературного языка, который писал: “Радищев, “западник” до мозга костей по своим убеждениям, по образованию, по всей культуре мышления, в то же время с гениальным прозрением для выражения своих мыслей — в прозе и стихах — обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка… Но эта линия в литературе была еще слабо продвинута, а потому Радищев — только зачинатель того процесса, который свое завершение нашел в Пушкине”.

  3. AntiLoop Ответить

    В конце 1760-х годов новгородский губернатор Сиверс обратил внимание Сената на крупнейшие и примечательные селения губернии, в том числе и на Валдай. В 1769 году он попросил Сенат большую часть жителей Валдая — пахотных крестьян и оставшихся «за штатом» бывших монастырских служителей — записать в купечество, а селение перевести в разряд городов. 28 мая 1770 года последовал указ императрицы Екатерины II о возведении селения в статус города. Окончательное «устройство» Валдая как уездного города и описание присвоенного ему герба последовало несколько позже в указе от 2 апреля 1772 года.
    Валдай являлся одним из крупных торгово-промысловых центров Новгородской губернии. Удобное положение Валдая способствовало развитию ремесла — ямская гоньба, извоз, содержание постоялых дворов, трактиров, кузнечного, гончарного, резьбы по дереву, изразцового производства, широкая торговля составляла основу хозяйственного развития Валдая. По данным Топографического описания губернии в 70-е годы XVIII столетия Валдае имелись 51 купеческая лавка, 5 питейных домов, соляной магазин и 6 заводов. Большинство горожан занималось промыслами, и земледелие фактически находилось на втором плане, что заметно отличало Валдай от других уездных городов губернии.
    В конце XVIII века особую известность приобрел «бараночный» промысел. Производство знаменитых валдайских баранок было поставлено широко, и сбыт их осуществлялся далеко за пределами Валдайского уезда. Скупщики отвозили баранки в псковскую губернию и поволжские города.
    Среди ремесленников Валдая славились каретники и кузнецы. В конце XVIII века в городе имелось около 50 кузниц. Большим спросом пользовалась продукция валдайских сапожников, получавших кожу из Торжка. Многие женщины в городе занимались крашением холстов в синий цвет, плетением кружев, вышивкой. Их ажурные кружева, скатерти и накидки пользовались большим спросом на местных торгах и продавались на рынках Петербурга, Риги, Москвы и других городов.
    Оживал Валдай по воскресеньям, когда устраивались торги. В Валдае в конце XVIII века по сравнению со всеми уездными городами проводилось наибольшее количество ярмарок. Четыре раза в год собирались купцы и торгующие крестьяне из Торжка, Вышнего Волочка, Осташкова, Боровичей, Бежецка, Новгорода на Гостином поле (ныне улицы Гостинопольская и Чернышевского) где проводились ярмарки. Закупленные на валдайских ярмарках товары отправлялись в Москву, Новгород и все чаще в Петербург.

    4Вышний Волочек

    Главным событием, изменившим облик Вышнего Волочка, стало строительство судоходного канала между реками Цна и Тверца. Дабы открыть непрерывный водный путь с Волги к Балтийскому морю, Петр I повелел 12 января 1703 года начать работы по сооружению Тверецкого канала. Проектом занимались голландские шлюзные мастера во главе с Адрианом Гаутером. Весной 1709 года Тверецкий канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. А уже летом выяснилось, что воды в Тверце и в канале не хватает для свободного хода судов. Петр I пытался исправить ситуацию, приглашал мастеров из Италии, Франции, Англии, Нидерландов. Иноземные мастера разводили руками. Канал начал приходить в упадок. В 1719 году новгородец Михайла Сердюков взялся за решение проблемы. 26 июня 1719 года последовал Указ об отдаче Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути с разными привилегиями. Сердюков принялся за дело с усердием: шлюзы починил, канал вычистил, воды реки Шлины обратил в Цну. В 1722 году Сердюков спрямил опасный для судоходства рукав Цны постройкой Цнинского канала длиной 1280 метров и построил на нем шлюз. Затем он закрыл Цну-реку плотиной, чтобы собирать паводковые воды в Заводское водохранилище, тем самым обеспечивая свободное судоходство в самое засушливое время.
    Водная система изменила облик посада настолько, что 28 мая 1770 года последовал именной Указ императрицы Екатерины II Сенату об учреждении Вышнего Волочка городом «на основании прочих Российских городов», поскольку «пользу великую Российской коммерции приносит». 1 июля 1772 года в только что построенном пятикупольном соборе во имя Казанской Божьей Матери новгородский губернатор Сиверс торжественно зачитал Указ императрицы Екатерины II и провозгласил Вышний Волочек городом.
    Жителей Вышнего Волочка записали мещанами, разрешили торговать и промышлять, содержать постоялые дворы, иметь лавки и торговать в домах. В молодом городе развернулось большое каменное строительство. Наметилась регулярная планировка — прямоугольные в плане кварталы, образованные перпендикулярно прямыми улицами. Некоторые из них стали называться линиями — Жуковская, Ванчаковская, Островская.

    В конце XVIII века Вышний Волочек насчитывал более 800 домов, 3 церкви, каменный Путевой дворец, 66 лавок, 11 питейных домов, 20 кузниц, 2 мучные, 3 пильные и 1 ветряную мельницу. Насчитывалось около 4 тысяч жителей: купцов, ремесленников, но большая часть занималась обслуживанием судоходства в качестве лоцманов, коноводов, концевых.
    Жизнь городских обывателей полностью зависела от проходящих караванов, которых за сезон насчитывалось три: весенний, меженный и осенний. В иные годы по каналам проходило до пяти с половиной тысяч барок. С приходом каравана в городе набиралось до десяти тысяч пришлого народа. Бойкая торговля шла в лавках, двери кабаков не закрывались.

    5Тверь

    В 1-й половине XVIII века облик Твери почти не менялся. Застройка оставалась по преимуществу деревянной, из камня строились лишь церкви и некоторые казенные здания, а также дома наиболее состоятельных горожан. Вспыхнувший 12 мая 1763 года пожар фактически уничтожил город. Сгорели 852 двора, почти все казенные здания, Гостиный двор, торговые ряды, серьезно пострадали многие церкви. Учитывая важность Твери как пункта на тракте Петербург — Москва, правительство Екатерины II приняло экстренные меры для восстановления города. Для составления нового плана застройки в Тверь был командирован архитектор П. Р. Никитин. Составленный под его руководством проект был утвержден и в октябре 1763 года начались восстановительные работы.
    Строительство велось в основном на территории кремля и Загородского посада: был возведен Путевой дворец, созданы ансамбли Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина), набережная Степана Разина, осуществлена застройка Вознесенской (ныне Советской) и других центральных улиц. В 1773 году новый пожар истребил почти всю Заволжскую часть города, в этой связи были разработаны и утверждены новые планы застройки Заволжья и Затверечья, а в 1777 году — Затьмачья.

    Строительство 1760?1770-х годов полностью изменило облик Твери: город получил регулярную планировку, улицы застраивались каменными зданиями, располагавшимися «единой фасадой». Под руководством Никитина была создана трехлучевая композиция плана города.
    В 1764—1766 годах была возведена главная достопримечательность Твери — Путевой дворец императрицы Екатерины. Дворец был построен в стиле классицизм с элементами барокко по проекту М. Ф. Казакова, в это же время между Путевым дворцом и Волгой был разбит городской сад. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву.
    В 1775 году Тверь стала центром вновь учрежденного Тверского наместничества, а с 1796 года — Тверской губернии. В 1776 году в Твери открыто малое училище, в 1777 году — главное училище, 2 богадельни для увечных и престарелых и губернская больница на 40 коек. В конце XVIII века Тверь стала крупным производственным городом. Множество мелких предприятий поставляло в другие города пряжу, полотна, масло, свечи, воск, кожи и многие другие товары.

    6Москва

    В первые десятилетия XVIII века каменное строительство в Москве, а также благоустройство развивались слабо. Однако в 1742 году были изданы два важных указа. Они предписывали строить дома только с разрешения полиции и согласно плану общегородской застройки. По этому плану ширина улиц должна была равняться 8 саженям (17 м), а переулков — 4 саженям (8,5 м). За основу был принят первый геодезический план Москвы, составленный архитектором И. Мичуриным в 1739 году. В отличие от более ранних планов, он показывал улицы и переулки спрямленными. Поэтому задачей полиции было следить за тем, чтобы улицы были прямыми и ровными, а дома ставились «в линию». В 1752 году было подтверждено решение о строительстве домов согласно плану, а ширина улиц и переулков увеличена соответственно до 10 и 6 сажен (21,3 м и 12,8м). Несмотря на то, что часть улиц была мощена камнем, большинство из них по-прежнему были деревянными.

    Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицыно и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева и многие другие московские здания.

    В ноябре 1770 года в Москве началась эпидемия чумы. Первоначально болезнь распространилась среди больных Генерального сухопутного госпиталя. В январе 1771 года произошла новая вспышка эпидемии — на Суконном дворе, располагавшемся за Москвой-рекой. Полагали, что болезнь была занесена в Центральную Россию из Турции, с которой тогда шла война. С января по март на Суконном дворе умерли 130 человек. Властям не удалось отправить рабочих Суконного двора в карантинные дома, более двух тысяч мастеровых разбежались, и летом эпидемия разнеслась по всему городу. Пик ее пришелся на август, сентябрь, октябрь и ноябрь. По официальным данным, в сентябре 1771 года от эпидемии умерли 17 500 человек, в октябре — 5234 человека, в ноябре — 805 человек. Точную цифру погибших установить невозможно, поскольку далеко не все умершие хоронились похоронными командами, а многие погребались тайно.

    К 1785 году Москва уже несколько оправилась от последствий эпидемии. Численность населения, постоянно проживавшего в столице, составляла 188 654 человека, из которых мужчин было 124 203 человека, женщин 64 451. В целом из 85 554 московских дворов дворянству принадлежало 3078 (36%), купцам и мещанам — 1943 (23%), разночинцам и духовенству — 3533 (41%).
    В первой половине столетия московская промышленность активно развивалась. К 1761 году в городе насчитывалась 51 текстильная мануфактура. За следующие пять лет их количество возросло до 73. Однако затем наступил кризис. К 1770 году количество мануфактур снизилось до 58. Еще более жестокий удар по московской промышленности нанесла эпидемия чумы, во время которой умерло от половины до двух третей работников мануфактур. Длительный кризис привел к тому, что к 1780-м гг. полотняное производство в Москве прекратилось.

    Положение изменилось в конце столетия, когда правительство отказалось от политики покровительства крупным фабрикантам, что увеличило шансы мелких мануфактур. В 1797 году в Москве были уже 144 предприятия, большинство из которых производили шелковые, суконные и хлопчатобумажные ткани. Именно взлет конца XVIII века подготовил дальнейшее бурное развитие московской текстильной промышленности.
    В торговле же Москва неизменно сохраняла свою лидирующую роль. К 1780-м гг. число лавок в пределах Китай-города определялось в 8732, в то время как в других частях Москвы их было 1646. Крупная торговля велась и в других районах Москвы — зерно и муку продавали в Мучном ряду за Воскресенскими воротами, на Болоте, на Арбате, на Зацепе. Овощами и фруктами торговали на Полянке, на Болоте и на Большом Каменном мосту. Лес и строительный материал можно было приобрести на Лесном рынке и в Бабьем городке.

  4. Кулёчек Ответить

    Изображение
    народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву”
    Радищева

    Роман А.
    Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных
    явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда
    жанре “путешествия”, открыл который Л. Стерн, основатель сентиментализма.
    Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами
    и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию.
    Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул
    окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.
    Чему же
    сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни
    крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и
    тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной
    воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев.
    Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава
    “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали
    крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из
    терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены
    к казни.
    Участь
    крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в
    смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на
    идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве
    своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти
    все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны,
    они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при
    сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих
    красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них
    ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с
    трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее
    достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.
    Деревенские
    красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна,
    на совести румяна, на искренности… сажа”.
    Главная заслуга
    Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы
    восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные
    примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:
    Покоя рабского
    под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость
    там не прозябет.
    Своеобразие
    “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму
    “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой
    сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от
    зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву”
    озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.
    “Путешествие из
    Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не
    столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и
    значение для всей нашей литературы.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  5. ilona Ответить

    Тема: – Изображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева

    Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.
    Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.
    Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.
    Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа”.
    Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:
    Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябает.
    Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.
    “Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *