Какое место принадлежит вишневому саду в системе образов пьесы?

19 ответов на вопрос “Какое место принадлежит вишневому саду в системе образов пьесы?”

  1. NexusAnonim Ответить

    (309 слов) Пьеса «Вишневый сад» наполнена многочисленными символами. Если сад является макетом России, то все персонажи – отражение сословий и их взаимоотношений. Чехов создавал произведение в эпоху, когда влияние интеллигенции ослабевало. Наблюдая реакцию и поведение людей разного возраста и материального положения, писатель отобразил эту ситуацию в драме. Он решил разделить действующих лиц на представителей прошлого, настоящего и будущего. При этом в произведении нет ни положительных, ни отрицательных героев, потому что каждый сочетает в себе и те, и другие качества.
    К персонажам, которые олицетворяют ушедшее поколение, относятся дворяне Гаев и Раневская – хозяева имения с вишневым садом, а также старый слуга Фирс. Брат и сестра показываются как люди, неприспособленные к жизни, они не могут обслужить себя сами, без прислуги. Леонид Андреевич лишь пустословит, его никто не воспринимает всерьез. Любовь Андреевна не может грамотно управлять имуществом и обеспечить дочерям должное образование. Однако оба героя чтят традиции и способны видеть прекрасное среди цветущих вишен. Их слуга Фирс — единственный преданный герой пьесы, но с наступлением перемен он оказывается никому не нужным.

  2. BrookLin Ответить

    Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.
    Так, образы героев в «Вишневом саду» представляют,
    с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство),
    с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.
    Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

    Образы героев прошлого

    Олицетворением прошлого являются герои  Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутсвует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы
    («Направо, на повороте беседки, белое деревце склонилось, похожее на женщину»…).
    Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.
    Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.
    Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская — человек слова, но не дела) — Фирс остается в заколоченном доме.
    Итог жизни дворян — следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

    Образы будущего

    Новая Россия — это Ермолай Лопахин, купец. В нем автор подчеркивает деятельное начало: он встает в пять часов утра и работает до вечера, труд приносит ему не капитал, но и радость. Ермолай Лопахин — человек, сделавший сам себя (его дед был крепостным, отец — лавочником). В деятельности Лопахина виден практический расчет: засеял поля маком — и выгода, и красиво. Лопахин предлагает способ спасения вишневого сада, который должен принести выгоду. Лопахин ценит и помнит добро, таково его трогательное отношение к Раневской. У него «тонкая, нежная душа», по словам Пети Трофимова. Но тонкость чувств сочетается у него с выгодой собственника. Не мог устоять Лопахин и купил на аукционе вишневый сад. Он кается перед Раневской утешает ее и тут же заявляет:
    «Идет новый владелец вишневого сада!».
    Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:
    «Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастная жизнь!»
    Образы будущего — Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов -вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной
    ( Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»).
    Именно он говорит Ане:
    «Вся Россия наш сад!»
    Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он — недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

    Второстепенные образы

    Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеоно-Пищик — помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.
    Патриархальное крестьянство представлено образами слуг. Это Фирс, в котором сохранилась основная черта старых слуг — преданность барину. Как за малым ребенком ухаживает Фирс за Гаевым. Судьба его трагична и символична: его забывают, в общем-то бросают те, которые так много говорили о любви к нему и так мало сделали для него. Дуняша и Яша — слуги нового поколения. Дуняша «тонкостью чувств» повторяет, утрируя свою барыню. Яша впитал в себя эгоизм господ.

    Образ вишневого сада

    Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг вишневого сада завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:
    «… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
    Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.

  3. Анастасия Теут Ответить

    А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история  создания, жанр, герои.
    Задачи урока:
    – вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;
    – развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;
    – воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
    Ход урока.
    Оргмомент.
    Целевая установка.
    –  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Пусть за окном не
    очень тёплая и хорошая погода, но в классе у нас уютно и тепло. Поэтому всё у вас сегодня получится, все хорошо ответят и получат хорошие оценки.
    – Как вы думаете, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке? (ответы ребят: узнаем, как была создана пьеса Чехова, определим жанр пьесы, познакомимся с героями, будем учиться правильно и красиво говорить.)
    – В тетрадях запишите число, тему урока ( урок 8 по творчеству А.П.Чехова, но первый по данной теме), по ходу урока делайте необходимые записи в тетради.
    Основная часть.
    1. Просмотр фрагмента спектакля «Вишнёвый сад».
    2. – Вы прочитали пьесу «Вишнёвый сад», сейчас посмотрели отрывок из спектакля. Какие чувства вызвала пьеса? (ответы ребят)
    3. – А какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание – вишнёвый сад? Запишите их в тетрадь. (Вишневый сад – почему-то мне кажется: страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый) Можно ли ваши ассоциации соотнести с названием пьесы А.П.Чехова? Каким образом? Какое место принадлежит  вишнёвому саду в системе образов пьесы? (Ответы ребят.)
    4. Индивидуальные задания учащихся.
    А) История создания пьесы «Вишнёвый сад» (7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, – вспоминает Станиславский, – раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»). Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.
    Б) Жанр пьесы «Вишнёвый сад». (Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»? А.П.Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. У ребят на столах распечатки с определениями комедии, трагедии, драмы.)
    Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность – недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
    В) Сообщения учащихся о Шарлотте Ивановне и Епиходове.
    (Шарлотта Ивановна не знает своего настоящего имени, не знает, откуда она родом, не знает своих родителей, своего прошлого. У неё только отрывочные воспоминания, вызывающие жалость и сострадание у всех. Но сразу же за такими  фразами она предпринимает действия, которые вызывают только смех, чем и снижается образ героини.
    Епиходов Семён Пантелеевич – конторщик, играет на гитаре. Его называют
    «двадцать два несчастья», поскольку с ним постоянно приключаются  разного рода неприятности: то он опрокидывает стул, то роняет букет и т.д. Речь его чрезвычайно витиевата, так что трудно бывает понять, что он, собственно, хочет сказать. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется: жить мне или умереть…»)
    Г) Презентация учащегося о главных героях пьесы: Раневской, Гаеве, Лопахине, Трофимове, Ане.
    IV. Работа с текстом пьесы.
    Знакомство с действующими лицами: какие ассоциации вызывают их фамилии.
    Чтение по ролям текста пьесы.
    – В чём комичность образов Раневской и Гаева?
    – В чём их драматичность?
    – Так можно ли соотнести ваши ассоциации, вызванные словосочетанием «вишнёвый сад», с названием пьесы А.П.Чехова?
    Рефлексия. Итог урока.
    – Что было непонятно на уроке?
    – Добились поставленных целей?
    – Что вызвало затруднение?
    Оценки за урок.
    Домашнее задание.
    Ответить на вопрос: «Как герои пьесы относятся к вишнёвому саду»?

  4. Mocage Ответить

    7
    Конфликт(от лат. сonflictus) – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; противоречие, столкновение между героями.

    8

    9
    Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах

    10
    сад – образ и персонаж

    11
    сад – время

    12
    сад – символическое пространство

    13
    Аналитическая беседа В чём проявляется взаимосвязь понятий символ – аллегория? В чём состоит принципиальное отличие этих понятий? Выразите мысль, вставив в предложение с пропусками слова «символ» и «аллегория»: «В единичное привлечено для наглядного показа общности, а в наглядная картина иллюстрирует какую – либо общность» (А. Ф. Лосев). Назовите центральный образ-символ пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и дайте максимальное количество его интерпретаций, обосновав все трактовки.

    14
    тезисы Обобщённо-символический подтекст заложен в системе образов: представлены все основные сословия, три поколения; герои делятся на «людей фразы» и «людей дела», вычленяются в системе образов «жертвы и хищники, несчастные и счастливые»; все герои так или иначе могут быть названы «недотёпами».

    15
    -В пьесе есть система символических противопоставлений (мечта – реальность, счастье – беда, прошлое – будущее). -В речи героев встречаются традиционные символы, слова-эмблемы. (Трофимов: «мы идём неудержимо к яркой звезде». -Сюжетные повороты в пьесе А. П. Чехова часто приобретают символический подтекст. (Финал пьесы. Вина за трагическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных героев пьесы).

    16
    Авторские ремарки порой переводят действие в условный план. (Петя завораживает Аню громкими словами, которые исполнены верой в прекрасное будущее: «Я предчувствую счастье…, я уже вижу его… ». В авторской ремарке не случайно упоминается Епиходов, который «играет на гитаре ту же грустную песню». Так проявляется авторское сомнение в справедливости предчувствий Пети.

    17
    Обобщающая беседа Определите хронологические рамки действия пьесы. В чём состоит особенность пространственно-временной организации «Вишнёвого сада»? Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей? В чём, на ваш взгляд, внутренний конфликт пьесы? Драмой или комедией представляется вам пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад»? Кто виновен в гибели «Вишнёвого сада»? Как влияет окружение Раневской, соседство с другими героями пьесы на отношение читателя к драме Любови Андреевны? О чём заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Вишнёвый сад» А. П. Чехова? Каковы ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека? Изменилось ли что-то в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?

    18

    19
    «Вся Россия наш сад». «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

    20
    Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру, предложив свой вариант спасения вишнёвого сада.

    21
    Интернет-ресурсы ugolki.html

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *