Какое значение имеет образ певца поэта бояна?

12 ответов на вопрос “Какое значение имеет образ певца поэта бояна?”

  1. Wolf Channel Ответить

    Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игоре­ве» ряд исследователей относят к воинским повес­тям? Ответ обоснуйте.
    О жанре «Слова о полку Игореве» в ли­тературоведении нет единого мнения.
    Действительно, некоторые, но немного­численные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повес­ти, например авторы словаря-справочни­ка «Литература и культура Древней Ру­си», изданного под редакцией В. В. Кус­кова. Основанием служит их определение воинской повести как жанра древнерус­ской литературы светского исторического повествования, посвященного изображе­нию воинских битв и подвигов. Содержа­ние таких повестей проникнуто патриоти­ческим пафосом, тревогой за судьбы роди­ны, описанием борьбы за независимость, осуждением княжеских междоусобиц и призывом к единению Руси. По мнению Д. С. Лихачева: «Центральный герой во­инской повести — реальная историческая личность, князь, наделенный, как прави­ло, идеальными качествами воина-христианина. Красочному, лаконичному опи­санию сражений служат устойчивые сло­весные стилистические формулы, прочно закрепленные за этим жанром: сечь зла и ужасна, стрелы летяху, аки дождь, оступиша полки, аки борове, за руки емлющеся, сечахуся, кровь по удолеям течаще и т. п.». Все это есть в «Слове о полку Игореве», используется и военная терминология того времени. Од­нако это жанровое определение скорее от­носится к «Повести о походе на половцев
    Новгород-Северского князя Игоря Свято­славича в 1185 г.», помещенной в Ипать­евской летописи. Поэтика же «Слова о полку Игореве» не позволяет ограничить его рамками жанра воинской повести. Приведем суждения крупнейших иссле­дователей литературы русского Средневе­ковья о жанре «Слова…», которые свиде­тельствуют о поэтическом богатстве и ог­ромной художественной ценности этого произведения древнерусской литерату­ры. И. П. Еремин: «Слово…» принадле­жит к жанру торжественного красноре­чия». Д. С. Лихачев: «Слово…» из пись­менных жанров ближе всего к жанру торжественного ораторского красноре­чия, а из фольклорных — к плачам и сло­вам». Н. И. Прокофьев определил род «Слова…» как лироэпическую песнь, учи­тывая сложность в определении его рода, связь с народно-поэтической традицией, а также контекст западноевропейской средневековой литературы («Песнь о Ро­ланде»).
    Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»? Подтвердите свое впечатление текстом.
    Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невоз­можным в силу недостаточной доказа­тельности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведе­ний, стремление скрыть авторство. Лишь только очень известные люди, как Влади­мир Мономах, Кирилл Туровский, митро­полит Илларион и некоторые другие госу­дарственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными труда­ми. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава (он сочувст­вует и тому и другому). Несомненно, он был книжно образованным человеком. Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государ­ственной власти, единения под эгидой ве­ликого князя киевского. Хотя в реальнос­ти Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятель­ного.
    Святослав грозный великий киевский — грозою;
    прибил своими сильными полками и булатными мечами, наступил на землю Половецкую,
    притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота.
    А поганого Кобяка от Лукоморья, из железных великих полков половецких, как вихрь, исторг: и пал Кобяк в граде Киеве,
    в гриднице Святославовой.
    Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы
    поют славу Святославу, корят князя Игоря…

  2. kallas Ответить

    Мастерство древнего певца Бояна высоко оценивается автором «Слова о полку Игореве»: он использует совершенные художественные приемы, особенно сравнения, для восхваления певца и его произведений. Боян — «вещий», «соловей старого времени», слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инструменте. Он был любимцем КНЯЗЯ Олега Святославича. Его струны сами рокотали славу князьям — мудрому Ярославу, храброму Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор «Слова о полку Игореве» считает для себя невозможным слагать повесть «старыми словесами», а предпочитает сочинять «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. писать о современных ему событиях. Д. С. Лихачев подчеркивает огромное идейное значение образа Бояна в «Слове…». Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными событиями «сего времени», что «Слово…» правдиво, «что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор «Слова…» не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно он относится к Бояну, но его произведение — не «слава», не «хвала князьям», и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна». Оговорив таким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и междоусобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательного лироэпического произведения.

  3. Monretol Ответить

    «Слово о полку Игоре»  было написано в двенадцатом веке. Оно повествует нам об истории Древней и Киевской Руси. Интересным фактом является то, что  оригинал произведения был уничтожен во время  пожара тысяча восемьсот двенадцатого  года. К счастью, благодаря тому, что копия «Слова» была снята для Екатерины второй, мы сейчас можем с ней ознакомиться.
    Данный памятник древнерусской культуры был написан сразу после неудачного похода Игоря Новгород-Северского на половцев. Его главная особенность состоит в том, что повествование идёт не о давно забытых событиях, а ещё свежих в памяти современников. Для того, чтобы показать какой вклад правители Руси внесли в  её развитие, в данном произведении встречаются многократные упоминания о важных деятелях того времени. Именно поэтому это произведение полно отсылок. Одной из них является Боян. Он занимает второстепенное место и его главная  задача  заключается в том, чтобы помочь автору в развитии сюжета.
    На данный момент учёные предполагают, что Боян – это реально существовавший человек, который был певцом при  дворе русских князей двенадцатого века. Но не удалось установить, где именно он жил. Выдвигаются гипотезы, что он был связан с родословной Ярослава Мудрого.
    Как автор относится к Бояну? Автор «Слова» говорит, что он внук Велеса (бога скотоводства) и  поэтому часто сопоставляет его с животными. Например, с соловьём, белкой, волком, орлом, а его пальцы с десятью соколами  и  струны-с десятью лебедями. Боян восхваляет подвиги правителей. Автор «Слова» же находится выше него, так как отзывается о событиях объективней  и показывает, как действия конкретных правителей  повлияли на общество.
    Загадкой является, какой музыкальный инструмент  он использовал. Предполагается, что это были гусли.
    Тексты Бояна были проникнуты поэтичностью, он  находил свой стиль в образности и эмоциональном повествовании. Он постоянно воспевает героизм и доблесть князей. Иногда  Боян придавался философии и полёту мыслей, но в его произведениях большую роль играла природа.
    Боян был настолько известен, что его песни сохранились в памяти народа около столетия. Он  внёс важный вклад в культурное развитие Руси.

  4. Ghodwyn Ответить

    «Ни хитрому,
    ни умелому,
    ни птице умелой
    суда Божьего не миновать!»
    Время Бояна прошло, и взгляды на принципы песнопения поменялись, поэтому вести повествование автор будет уже не таким образом как Боян, сейчас в обиходе принципы сказания уже другие.
    Таким образом, Боян – реально существующий исторический персонаж. Он занимал важное место в процессе развития культуры и литературы Древней Руси.
    Песни Бояна высокопатетичны. Его поэтическая манера заключалась в ярком противопоставлении, образности и эмоциональности. Тексты, написанные ним, не сохранились до нашего времени об этом человеке, его стиле и манере мы можем судить исходя из воспоминаний о нем в других текстах, цитирования их. Со временем, требования к литературе поменялись, и на первое место выступает не патетика, а умение достоверно передать информацию о том или ином событии, но это не уменьшает значения произведений Бояна для культурного развития Руси.

    Анализ и значение произведения для русской литературы

    «Слово о полку Игореве» окружено множеством мистификаций, однако все равно по праву считается выдающимся памятником древнерусской литературы. «Слово…» датируется XII веком. Иногда это произведение называют дружинным эпосом. В основе повествования – реальные события. Это рассказ о том, как правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход против половцев. Кстати, позже этот сюжет творчески обыграет Стравинский, создав прекрасное музыкальное произведение, с уклоном в авангард. «Слово…» напоминает летопись. Однако это лишь поверхностное, первое впечатление. Внутреннее же содержание говорит скорее о том, что автор стремился не холодно изложить хронологию событий, а выразить искреннюю скорбь о родной земле, о Киевской Руси.
    Итак, согласно сюжету, русское войско вступает в сражение с половцами и побеждает врага. Однако воинов Игоря ожидает и вторая битва, которую выигрывают половцы. Князья оказываются в плену. В процессе развертывания событий описывается также сон, который снится князю Святославу (племяннику Игоря): это не просто сон, а видение, предзнаменование. Русских воинов ожидают беды, но Святослав, при всем желании, не способен помочь князьям, потому что те, вероятно, не поддержат родственника.
    «Слово…» содержит патриотические, исполненные эмоциональности призывы не сдаваться врагам, сопротивляться до последнего вздоха, защищать родную землю. Отдельное место занимает так называемый плач Ярославны, которая поднимается на стену в городе Путивль, откуда жалобно обращается к природе, к реке, к солнцу и другим стихиям. Этот фрагмент отличается великолепным лиризмом.

    Анонимность «Слова о полку Игореве» и фигура Бояна

    Авторство «Слова…» установить не удалось, но исследователи считают, что авторов произведения выступил сказитель или летописец, который присутствовал в походе Игоря. Автор, кем бы он ни был, уделяет внимание одной личности, которая, между тем, не является князем или великим воином. Это певец по имени Боян.
    Боян наделен такими характеристиками, как «вещий» и «соловей старого времени». Проигрыш битвы половцам знаменует, вероятно, окончание этого старого времени, а Боян – тот, кто способен увековечить его в литературе. Стоит сказать, что автор, при рассказе о Бояне, говорит, что певец «растекался мыслью по древу». Однако эта фраза вовсе не значит, что Боян уходил от содержательности в своем тексте. Наоборот, автор желает сказать, что певцу удалось представить картину похода на половцев со всех сторон: как белка бегает по дереву, так и Боян успел «обежать» все стороны и аспекты битвы, чтобы потомки, читатели сумели составить полное впечатление об этих событиях. «Слово…» – это грустное произведение, потому что, как мы уже говорили, автор намекает на окончание старых и, по-видимому, неплохих времен. Впереди – период кровопролития и междоусобиц, когда брат идет войной на брата… Таким образом, автор «Слова…» делает вывод, что в центре проблем Киевской Руси – княжеская междоусобная война.
    Однако автор латентно критикует Бояна – за то, что тот позволяет себе фантазировать и украшать действительность. Поэтому автор «Слова…» желает уйти от подхода Бояна к изложению событий, и составить собственную картину половецкого похода. Боян – лицо не мифическое. Это личность, которая существовала реально. Боян, разумеется, был не единственный сказитель, поэт Киевской Руси, однако, благодаря «Слову о полку Игореве» именно Бояну удалось остаться в памяти поколений.

  5. Mary Play Ответить

    “Слово о полку Игореве” – это не просто повесть, это исторический очерк, повествование в рамках повести, которое раскрывает события, реально произошедшие в XII веке очевидцем, возможно участником событий, неизвестным автором, который описывает историю: в основе сюжета реально произошедшие события, то есть поход новгород-северского князя Игоря, сына Святослава, который собрал войско против половцев – степных кочевников. Это происходило весной в 1185 году. Всего за один год до этих событий русские войска, которые вел князь Святослав, победили половцев. В тот раз князя Игоря не было с ними. Поэтому Игорь Святославович, не спросив отца, руководствуясь личностными эгоистичными побуждениями – “снискать славу” – выступил в поход, который описывает автор повести. Вместе с ним выступил его брат Всеволод, князь курский, а также Святослав Ольгович из Рыльска, которому Святослав доводится дядей. В итоге после сражения русские войска потерпели сокрушительное поражение, большая часть войска была разгромлена, а князь Игорь попал в плен.
    Образ Бояна автор неспроста вводит в повествование, начиная им сюжет. Боян – известный древнерусский певец-сказатель, который воспевал героические подвиги князей. А автор “Слова…” отступает от традиции воспевать князей, он следует “по былинам сего времени” – настоящего времени, рассказывая истину, историческую правду, то что случилось на самом деле, подлинные события произошедшего недавнего прошлого, а не выдуманные подвиги, как воспевает сказатель Боян. Автор повествует правду, как есть, ничего не преувеличивая и не умаляя.

  6. Люби меня Ответить

    0

    Сбылись ли прогнозы Ленина, Энгельса, Коллонтай и Троцкого о будущем 10.01.2020, 23:15

    Как названия торговых марок стали в русском языке словами нарицательными: Акваланг, термос и др 10.01.2020, 21:55

    Как любимый скульптор Гитлера, спас жизнь Пабло Пикассо: Арно Брекер 10.01.2020, 20:01

    Кто из русских был на борту «Титаника» и кому из них удалось спастись 10.01.2020, 16:18
    +1

    10 знаменитостей, которые в поисках истины изменили свою религию 10.01.2020, 14:21

    Действительно ли дочь Екатерины II подменили мальчиком, будущим императором Павлом I 10.01.2020, 12:00

    5 представителей европейских монарших семей, которые отреклись от престола 10.01.2020, 10:10

    Валентине Теличкиной – 75: Почему знаменитая актриса называет себя «поздним человеком» 10.01.2020, 09:05
    +1

    Художник из Белорусии создаёт зачаровывающие гиперреализмом пейзажи в лучших традициях классиков 9.01.2020, 21:33

    Поэтесса, гоняющая ослов, и другие женщины-христианки арабской Испании, вошедшие в историю 9.01.2020, 19:35

  7. Kathrifym Ответить

    Мастерство древнего певца Бояна высоко оценивается автором «Слова о полку Игореве»: он использует совершенные художественные приемы, особенно сравнения, для восхваления певца и его произведений. Боян — «вещий», «соловей старого времени», слагал сам свои песни и пел, сопровождая игрой на струнном инструменте. Он был любимцем КНЯЗЯ Олега Святославича. Его струны сами рокотали славу князьям — мудрому Ярославу, храброму Мстиславу, Роману Святославичу. При всем почитании Бояна автор «Слова о полку Игореве» считает для себя невозможным слагать повесть «старыми словесами», а предпочитает сочинять «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. писать о современных ему событиях. Д. С. Лихачев подчеркивает огромное идейное значение образа Бояна в «Слове…». Он нужен, чтобы подчеркнуть следование автора за действительными событиями «сего времени», что «Слово…» правдиво, «что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор «Слова…» не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно он относится к Бояну, но его произведение — не «слава», не «хвала князьям», и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна». Оговорив таким образом через образ Бояна некоторые художественные принципы изображения современных событий, автор считает, что он вправе не только изображать их, но и критиковать князей за расколы и междоусобицы, отсутствие единения, это он и делает на страницах своего замечательного лироэпического произведения.

  8. Meztikinos Ответить

    1. Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игореве» ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте.
    2. Что явилось главным для автора – повествование о походе Игоря или лирический отклик на него? Какое начало – эпическое или лирическое преобладает в «Слове…»? Определите и докажите, к какому литературному роду относится произведение.
    1. Найдите в тексте характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и других) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений? Ответ обоснуйте.
    2. Приведите примеры поэтических приемов и образных средств, присущих устному народному творчеству (фольклорные эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, повторы).
    3. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.
    1. Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»? Подтвердите свое впечатление текстом.
    2. Какое значение имеет образ певца-поэта Бояна? Прочитав вступительные слова Д. С. Лихачева, сделайте вывод, чем отличается авторское повествование от повествования Бояна.
    3. Составьте план ответа на тему: «Образы князей в „Слове о полку Игореве“». (Каким рисует автор «Слова…» Игоря? Каково его отношение к другим князьям? К чему призывает всех русских князей автор «Слова о полку Игореве»?)
    4. По определению литературоведа А. С. Орлова, героем «Слова о полку Игореве» является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор «Слова о полку Игореве»?

    В. И. Стеллецкий. Причеть-моление Ярославны. Стихотворное переложение

    И. И. Козлов. Плач Ярославны. Вольное подражание

    Вопросы и задания 1. Почему Ярославна трижды обращается к разным силам природы?
    1. Найдите в плаче Ярославны характерные для народной поэзии черты. Сравните текст «Слова…» и его литературные переложения. Объясните значение фольклорных символов, возникающих в словах Ярославны.
    1. Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего?
    2. Какой образ стремились создать поэты?

    Литература XVIII века

    М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Н. М. Карамзин.

    О русской литературе XVIII века

    «Осьмнадцатое столетие». Такое название дал своему стихотворению Александр Николаевич Радищев, выдающийся писатель-мыслитель, несгибаемый обличитель деспотизма, автор знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», за публикацию которой поплатился длительной ссылкой в Сибирь. В 1801–1802 годах он в поэтической форме подводил итоги ушедшего века.
    Противоречивая на первый взгляд оценка итогов прошедшего века объясняется противоречиями самой российской действительности той эпохи. Это был век созидания, торжества Просвещения, расцвета культуры, свободного человеческого разума и одновременно век разрушения, крови, восстаний, непримиримых противостояний. В XVIII столетии в России созданы выдающиеся произведения, истинные шедевры литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, достигнуты крупные успехи в науке и технике.
    Оценивая минувший век, Радищев отдавал должное Петру I и своей гонительнице Екатерине II, хотя был противником самодержавия и политики императрицы.
    Итак, что же внес век восемнадцатый в историю отечественной культуры.

    О русском классицизме

    В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится классицизм. Его крупнейшими представителями в литературе были А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, в живописи – А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкий, в архитектуре – В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Что же их объединяло, какие задачи они ставили перед своим творчеством?
    Слово «классицизм» образовано от латинского classicus, что значит «образцовый». В XVIII веке образцовыми считались произведения античного искусства, и классицисты стали обращаться к античности. Это выражалось в использовании писателями и художниками античных сюжетов и образов, элементов греческой и римской мифологии.
    Следуя традициям древних авторов, а также европейских классицистов, русские писатели утверждали в своих произведениях идеи просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, воспитания истинных сынов Отечества. Развитие этих идей вы увидите, читая оды Ломоносова и Державина. Однако наряду с восхвалением русские писатели позволяли себе высказывать критическое отношение к абсолютной монархии, обличать тиранию и произвол, попрание законов государства. Это способствовало развитию сатирической направленности русского классицизма.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *